«Дорожка здоровья» Структура воздушного закаливания «Дорожка здоровья»



Скачать 186.49 Kb.
Дата09.11.2016
Размер186.49 Kb.













«Дорожка здоровья»
Структура воздушного закаливания «Дорожка здоровья»:

1. Гимнастика и самомассаж в постели после сна – 3-4 минуты;

2. Дыхательная гимнастика -3-5 минут;

3. Йодно-солевой метод закаливания – 4-6 минут.

Йодно-солевой метод закаливания: на клеёнку кладут одеяло, смоченное йодно-солевым раствором (создается болотистая местность). Йодно-солевой раствор готовят, используя йодированную соль: 400 грамм на 10 литров воды, температура воды 36-37 С. К концу закаливания температура одеяла будет примерно + 20 С. Затем кладут сухое одеяло, чтобы промокнуть подошвы, замыкает дорожку здоровья ребристая доска или массажные коврики, можно использовать дугу для подлезания. Температура воздуха в групповой комнате +21-22 С. Противопоказаний нет.

При проведении «Дорожки здоровья» воспитатели обращают внимание на правильную осанку и дыхание. Время проведения воздушного закаливающего мероприятия 10 – 15 минут. Затем дети идут одеваться.





«Босоножье»
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем, применяется для профилактики плоскостопия, повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению.

В ДОУ «босоножье» проводится с использованием специального оборудования, во время проведения «дорожки здоровья», после сна, во время утренних гимнастик, физкультурных занятий.




группа

Виды ходьбы и дозировка

время

Ранний возраст

Ходьба и бег по ковру в носках

5-30 минут

Младший возраст

Ходьба и бег по ковру босиком

5-30 минут

Средняя группа

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу. Бег босиком по полу.

5-30 минут

Старшая группа

Ходьба и бег босиком по полу.

5-30 минут

Подготовительная группа

Свободный бег и ходьба.

5-30 минут





Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Воспитанники ДОУ охотно занимаются утренней гимнастикой. Педагоги контролируют интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития ребенка, а также используют разнообразные упражнения, с различным спортивным оборудованием.

Утреннюю гимнастику с детьми в теплый период года проводим на свежем воздухе, в холодный период утренняя гимнастика проводится в хорошо проветренном спортивном зале, при температуре воздуха +17 – 18 С.

Занятия утренней гимнастикой совмещаются с воздушными ваннами: дети занимаются босиком, минимум одежды стесняющей движения.

При выполнении упражнений во время утренней гимнастики дети учатся постоянно контролировать правильное дыхание – дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. Инструктор по физической культуре указывает, когда делать вдох, а когда выдох.

В первую часть гимнастики включаются, ходьба, коррегирующие упражнения, упражнения на внимание, бег, построение. В заключительной – бег и ходьба для восстановления дыхания. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма:

а) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;

б) упражнения для мышц туловища и живота;

в) упражнения для мышц ног;

г) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны)); прыжки

д) дыхательные упражнения.

В каждой группе имеются картотеки комплексов утренней гимнастики. При подборе упражнений особое внимание уделяется их доступности для детей и разнообразию. Комплексы утренней гимнастики меняются 2 раза в месяц.





Гимнастика и самомассаж после сна (лежа в постели)
Гимнастика после сна позволяет пробудить, разогреть организм, снять вялость и сонливость, быстрее перейти в бодрое состояние и настроение, создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую двигательную активность.

Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей приятные, положительные эмоции. Затем дети, лежа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия:



  • Повороты головой вправо, влево.

  • Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток,

  • Разведение рук в стороны и сгибание в локтях на груди.

  • Сгибание обеих ног, с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

  • Поднимание и опускание обеих ног.

  • Движение ногами, как при езде на велосипеде.

Упражнения можно выполнять их разных положений: лежа, на боку, на животе, сидя.

После выполнения упражнений лежа в постели, дети по указанию воспитателя встают и выполняют несколько движений: ходьба на месте, наклоны вперед, в стороны, приседания, прыжки.





Подвижные игры на прогулке

Подвижные игры на прогулке – комплексный воспитательно-образовательный процесс, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные навыки, потребности.

Воспитатели ДОУ ставят перед собой следующие задачи для проведения подвижных игр:


  • расширить двигательный опыт детей, обогащать его новыми, более сложными движениями;

  • совершенствовать уже имеющиеся у детей навыки в основных движениях, применяемые в игровых ситуациях;

  • развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость;

  • воспитывать самостоятельность, активность, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

Для прогулки воспитатели планируют заранее две - три подвижные игры. Игры различны по степени интенсивности и на развитие разных двигательных качеств. Каждая подвижная игра повторятся 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняется содержание, правила и задания.

Также на прогулке с детьми проводятся игры спортивного (бадминтон, футбол, хоккей, волейбол) и соревновательного характера, игры-эстафеты, в которые вводятся хорошо знакомые детям основные движения, что способствует закреплению материала, изучаемого на физкультурных занятиях.

В играх-эстафетах дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу.

Во время проведения подвижных игр, игр-эстафет на прогулке воспитатели создают такие условия, чтобы все дети могли быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденно.





Прогулки

Прогулки организуются на специальных организованных участках, на которых имеется необходимое оборудование, соответствующее возрасту детей.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже – 15 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 – 7 лет при температуре воздуха ниже – 20 С и скорости ветра более 15 м/с. При низкой температуре воздуха организуются игры в помещение детского сада. Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя. Педагоги следят за тем, чтобы дети были одеты по погоде.

Во избежание переохлаждения время прогулки с детьми организуется самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение детского сада.

Организация разнообразной двигательной деятельности детей на прогулках дело нелегкое, так как нужно суметь удовлетворить потребности всех детей.

Проводя в течение 1 недели запланированную игру, педагоги вносят различные ее варианты и эстафеты. Очень нравятся детям игры-соревнования «Не промочи ноги», «Найди предмет», «Будь ловким».

Организация игр зависит от условий, эмоционального настроя, с учетом возрастных особенностей детей, индивидуальности.

Задачи воспитателей совместно с родителями в том, чтобы прогулки были активными. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, становятся не только здоровее, крепче, закаленнее, решительнее, смелее, сообразительнее, внимательнее, но и более настойчивы в достижении намеченной цели, легче входят в коллектив, успешнее овладевают трудовыми навыками.





Физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья

Физкультурный досуг продолжительностью 25-40 минут организуется 1 раз в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Основное назначение физкультурного досуга – организация активного отдыха детей.

Досуги имеют тематическую направленность, например "Спортландия", "Доктор Айболит", «В стране здоровячков» и т.д. Иногда проводим физкультурные досуги, объединив детей одного возраста для соревнований.

Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным праздникам или носят тематический характер: "Мама, папа, я - дружная семья", ко Дню защиты детей, к 23 февраля «Как Баба Яга внука в армию провожала», «Красный, желтый и зеленый» и др.

В теплое время года они проводятся на воздухе, в холодное время проводиться в физкультурном зале и имеют продолжительность до 1 часа.

Один раз в квартал планируются дни здоровья. В эти дни организуются игры, развлечения, соревнования в беге, метании, прыжках, проводятся беседы о здоровье.

В дни организации физкультурного досуга, праздника, дня здоровья физкультурные занятия в режиме дня не планируются.



Физкультурные занятия на открытом воздухе
Проведение физкультурных занятий на воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.

Одно из трех физкультурных занятий для детей 4 – 7 лет круглогодично проводится на открытом воздухе. Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей, при температуре воздуха до – 15 С в безветренную погоду. В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе.

Воспитанники ДОУ принимают активное участие в городских соревнованиях по лыжным гонкам, в «Кроссе нации», «Лыжне России».





Полоскание рта и горла

Полоскание рта и горла используется как эффективное средство предупреждения ангин и разрастания аденоидов, для профилактики простудных заболеваний.

Организуем полоскание рта и горла водой комнатной температуры после приёма пищи с 2,5 лет. Первую неделю месяца организуем полоскание горла соленой водой. Для приготовления соленого раствора используем 1 чайную ложка соли на 1 литр воды. Остальные три недели дети полощут рот и горло

водой комнатной температуры.





Физкультминутки


Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Физкультминутки организуются систематически. Обычно это кратковременные перерывы (2—3 мин) для проведения 2—3 физкультурных упражнений на занятиях по формированию элементарных математических представлений, изодеятельностью, ознакомлению с окружающим, развитию речи. На физкультминутках используются упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития общей моторики, имитационные упражнения. Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений используются упражнения для мышц спины — потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.



Точечный массаж по Уманской

На лице у любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма. Эти зоны были обнаружены кандидатом медицинских наук А.А.Уманской. Сегодня метод А.А.Уманской прочно вошел в практику работы по закаливанию детей. При регулярном и правильном применении он даёт хорошие результаты. Нужную точку находят легким нажатием пальцем в участке активных зон. Делается 9-10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее три вращения в секунду на счет раз и два. Процедуру следует выполнять не реже 2 раза в день в течение 1-2 минуты, массируя каждую точку.

Метод точечного массажа применим в любом возрасте с первого дня жизни и на всем ее протяжении. Высокая профилактическая эффективность указанного мероприятия достигается только при его регулярном и систематическом проведении. Точечный массаж педагоги проводят после прогулки перед обедом, в вечернее время после полдника.



Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, улучшает работу мозга.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большее внимания развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев.

Пальчиковая гимнастика состоит из комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течение недели, состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.




Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика направлена на коррекцию произношения, стимуляцию гортанно – связочного аппарата, стимуляцию деятельности головного мозга, укрепление дыхательного аппарата. Проводится с детьми 5-7 лет в группах компенсирующей направленности. Для эффективности занятия проводятся с подгруппой 4-5 человек.



Предметно-развивающая среда
Не секрет, что дома и в детском саду дети большую часть времени проводят в статическом положении. Поэтому первостепенной задачей ДОУ является организация рационального двигательного режима в течение дня. Кроме физкультурных занятий, утренних гимнастик, динамических пауз и т. д. педагогический процесс включает в себя организацию самостоятельной двигательной деятельности детей. С этой целью в каждой возрастной группе созданы физкультурные уголки или уголки здоровья, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности детей. Это и фабричное спортивное оборудование, но в основном – нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные коврики, дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, мягкие мячики и многое другое.

«Сухой бассейн»
«Сухой бассейн» представляет собой емкость из плотного поролона, обтянутого дермантином, диаметром около 2 метров и глубиной около 80 см, которая заполнена пластмассовыми разноцветными шариками диаметром около 10 см.

Во время плавания в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела без массажиста, развивается координация движения, связочно-мышечный аппарат. Упражнения, выполняемые в таком бассейне, способствуют более быстрому освоению основных движений.

«Сухой бассейн» используют в группах раннего и младшего возраста.

Упражнения в «сухом бассейне»

1. «Воронки»

Цель: массаж и развитие координации верхних конечностей.

И.п. - дети стоят вокруг бассейна.

- опускают в бассейн поочередно правую, левую руки и делают произвольные вращательные движения.

- опускают две руки, делают одновременные вращательные движения (варианты в левую (правую) сторону, встречные, расходящиеся).

2. «Ныряем»

Цель: массаж шейных мышц.

И.п. - стоя в наклоне у бассейна, руки опущены в бассейн.

- выполняется наклон вниз с одновременными поворотами головы вправо-влево (ребенок старается зарыться головой в шарики и достать дна).



З. «Перекаты»

Цель: массаж мышц туловища.

И. п.- ребенок лежит у бортика в бассейне на спине, руки вверх.

- перекатываясь, добраться до противоположного бортика.



4. «Не замочи рук»

Цель: развитие динамической и статической координации.

И.п.- стойка ноги врозь в бассейне.

- стойка с различным положением рук, стараясь сохранить равновесие.

- передвижение по периметру бассейна без опоры руками, сохраняя равновесие.

5. « Велосипед»

Цель: массаж подошв стоп и икроножных мышц.

И. п. - сиди спиной к бортику, прямые руки в стороны на бортике, ноги вместе вытянуты вперед

- работать ногами, как на велосипеде, стараясь разогнать больше шариков в стороны



6. «Лягушка»

Цель: укрепление мышц спины, рук.

И.п. - лежа на груди, руки вверх ладонями вниз, голова поднята.

-разгребать шарики руками (как лягушка) в стороны, стараться продвинуться вперед.



7. «Стрелки»

Цель: развитие динамической координации.

И.п. - стоя в углу бассейна.

- по команде быстро перебежать в противоположный угол, стараясь не упасть. Руки держать в разных положениях;






Физкультурные занятия
Физкультурные занятия это одна из форм системного обучения детей физическим упражнениям. При проведении физкультурного занятия и при формировании двигательных навыков педагоги и инструктор по физической культуре используют различные методические приемы обучения, направленные на успешное овладение ими каждым ребенком.

В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени освоения его детьми, их общего развития, физического состояния, индивидуальных особенностей.

Инструктор по физической культуре проводит следующие виды занятий:


  • традиционные

  • игровые;

  • тематические (определенный вид спорта);

  • контрольные (диагностический срез);

  • в виде игровой тренировки (на тренажерах);

Все занятия между собой взаимосвязаны.

На физкультурных занятиях реализуются оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи. Более оздоровительный эффект от занятий проводимых на улице. В содержание занятия входят физические упражнения обусловленные программой для каждой возрастной группы.

Физкультурное занятие состоит из 3 взаимосвязанных частей:
1. Вводная часть.

Задача: создать интерес и эмоциональный настрой на занятии, подготовить организм к интенсивной работе. Предлагаются знакомые упражнения, даются упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, на координацию движения, строевые упражнения. Заканчивается организацией детей для плавного перехода в основную часть.



2. Основная часть

Дается новый материал, закрепляется пройденный направленный на формирование двигательных умений и навыков, в основной части происходит наибольшая нагрузка. Нагрузка регулируется в зависимости от возраста и физической подготовленности детей, оптимальна для каждого ребенка, несет качественные, положительные изменения в растущий организм.



3.Заключительная часть.

Задача: привести организм в исходное положение, в исходное состояние, сердечное состояние переходит в исходное положение.

В этой части проводят игру малой подвижности, ходьба в замедленном темпе, дыхательные упражнения, обязательное подведение итогов и оценка детей.

Двигательные разминки между занятиями
Двигательные разминки между занятиями включают:


  • Игровые упражнения;

  • Игры на развитие оптико-пространственных представлений;

  • Игры на развитие психических процессов;

  • Двигательные задания;

Когда два занятия подряд имеют малоподвижный характер, например, занятие по развитию речи и рисование – перерыв между ними заполняется движениями, которые проводятся организованно или самостоятельно. Это игры средней подвижности, такие как "Карусель", "Морская фигура", «Затейники», «Где мы были, мы не скажем…», хороводы.

Для самостоятельного действия детям предлагаются скакалки, мячи, кегли, обручи, кольцебросы, скамейки. Проводятся игры «Прокати в ворота», «Сбей кеглю», «По мосточку» и другие. В конце перерыва проводится минуту расслабления, после которой дети успокаиваются.




Аэрофитотерапия

Является перспективным методом профилактики респираторных заболевании. Это рациональный, простой и доступный метод оздоровления детей. При заболевании дыхательных путей применяются эфирные масла душицы, фенхеля, эвкалипт, шалфея. В период адаптации, в стрессовых ситуациях применяются эфирные масла, обладающие расслабляющим, успокаивающим действием: базелик, лаванда, мелисса.





Кислородный коктейль
Помогает предотвратить и преодолеть негативные воздействия на организм внешней среды. Преодолевает дефицит энергетического баланса клеток, нормализует сон, обмен веществ, способствует улучшению функционального состояния сердечно – сосудистой и нервной системы. Представляет собой пену из кислорода на основе яблочного сока, сиропа шиповника, корня солодки. Воспитанники с большим удовольствием принимаю коктейль.

Дыхательная гимнастика
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.



Используем в работе методику дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, но механически следовать одной методике не целесообразно. В ДОУ ведется работа по разработке комплексов дыхательной гимнастики. При разработке комплексов дыхательной гимнастики мы учитывали:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, развитие верхних дыхательных путей.

В каждой возрастной группе имеется картотека дыхательных гимнастик. Дыхательная гимнастика проводится после разминки и самомассажа в постели, после сна.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница