Дом, в котором тебя назовут… (по произведению Мариам Петросян «Дом, в котором…»)



Скачать 73.02 Kb.
Дата09.05.2016
Размер73.02 Kb.
ДОМ, В КОТОРОМ ТЕБЯ НАЗОВУТ…

(по произведению Мариам Петросян «Дом, в котором…»)



Шакирова Л., руководитель А.Ю.Ломова
Кто – то, когда – то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили…поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

С.Давидович

Современная жизнь сложна. И одно из основных противоречий современной жизни – сочетание увеличивающихся способов связи (интерактивное телевидение, всевозможные социальные сети) и сокращение числа личных контактов, что обедняет возможность социализации растущего человека, подростка.

Цель нашей работы – исследование взаимодействия подростков в современном обществе, анализ способов номинации героев романа М.Петросян «Дом, в котором…»

Для каждого в Доме есть своя кличка и каждый проживал в нем за один день столько, сколько в Наружности мы иногда не проживаем и за целую жизнь [3,С.5].

Изначально клички давались (и даются сейчас) для закрепления за человеком определённого имиджа. При этом чаще всего, оно несёт некоторую оценочную нагрузку, задающую определённое отношение к человеку.

Некоторые прозвища прозрачны – понятно, почему так зовут Слепого (он слеп) или Горбача, имеющего горб. Но есть клички, которые говорят не о внешности, а о глубинных, не каждому видных чертах характера.

Дом, о котором идет речь – не обычный дом, это дом-интернат для детей-инвалидов. Для тех, у кого нет рук, ног, с кем не могут справиться или не хотят справляться родители. Дети (если героев книги можно назвать этим домашним словом) живут в комнатах, делятся на группы, которые называют «стаями». А себя они зовут «состайниками». И как бы они не относились друг к другу – предать состайника нельзя. Просто потому, что нельзя. Все жители Дома – и взрослые, и дети – различают друг друга не по именам, а по кличкам, прозвищам.

Дом разделен на группы – стаи: Фазаны, Птицы, Псы… Стая, которая интересует автора больше всего просто четвертая. Правда здесь уживаются все: бывший Фазан и Бандерлог, безногий, и безрукий, Спортсмен и Слепой. Прозвища есть у каждого обитателя Дома. Постепенно Дом открывается и преподносит все больше и больше сюрпризов. Он полон героев, которых непросто сразу запомнить.

Одни герои – Слепой, Горбач – носят свои клички до самого конца, не примеряя иную, другие, например, Кузнечик, дети из стаи Хламовника (в их комнате было столько хлама, что воспитатели даже не пытались справиться с этим) - получают другие прозвища. На протяжении всей книги мы ищем этих детей из Хламовника и Дохляков (стая демонстративно отделившаяся от Хламовника), разбросанных теперь по всему Дому. И натыкаемся на них там, где меньше всего ожидаем встретить. Мы с самого начала смотрим на Черного, но никак не можем представить, что это и есть тот самый Спортсмен, который «гнобил» и ненавидел маленьких Слепого с Кузнечиком. Мы видим Стервятника, одинокого вожака Птиц, бредущего по коридорам Дома, но вряд ли в самом начале догадываемся, что это один из братьев, прозванных Сиамцами - Рекс, а тень позади него – Тень – это Сиамец Макс, видим Рыжего, такого наглого вожака Крыс, но трудно представить, что это – Смерть, тот робкий мальчик, потакающий Рыжей.

Волк предстает перед нами и Кузнечиком странным и непонятным, находчивым, упорным и фантазером, который готов защищать собственные интересы и свободу любой ценой. Волк обладает харизмой, поэтому моментально влюбляешься в него так же, как и Кузнечик привязался к нему. Но прозвища не даются просто так, поэтому его образ раскрывается с совсем другой стороны с помощью рассказа Македонского, где Волк предстает истинным волком с клыками и грозным рычанием.

Некоторые герои существуют лишь в настоящем. Таков, например, Македонский. Он приходит в Дом сломленным, измученным своей силой, а в нем становится Македонским. Мальчиком, который всегда убирает за всеми, всегда делает кофе или чай. Курильщик, неспособный понять что кроется за словами и намеками некоторое время думает, что он служит, что он лишь слуга, но позже мы узнаем, что этого хочет сам Македонский. Дом возвращает Македонскому крылья, без которых он не он. Кличку Македонский получает по принципу противоположности (предводитель Македонский в Доме подает кофе и моет пол), также получает прозвище и Черный – природный блондин. Впрочем, возможно обитатели Дома подозревают в нем черную душу.

Лорд, прекрасный эльфийский принц – колясочник, умеет существовать не только в настоящем.. Он предстает спокойным, самолюбивым, саркастичным, в нем действительно угадывается что-то от принца. Он прекрасно знает, что красив и способен этим легко воспользоваться. Трогать и беспокоить лишний раз его боятся.

Трогательные отношения связывают Сиамцев, их ведь не зря так прозвали. Максу и Рексу не нужно времени, чтобы стать ближе, они уже одно целое. Эти двое так привязаны друг к другу, что представить их по раздельности просто невозможно. Он всегда и везде вместе, даже спят в одной позе. Будто бы их связывает невидимая нить, которую невозможно разорвать. Так и есть. Тень не ушел, не умер. Он стал полностью оправдывать свою кличку, он стал тенью. Со Стервятником всегда ходит кто-то, незримый для остальных, но его все чувствуют, все знают, что это Тень.

В «Доме» мало девушек, а характер раскрыт и вовсе у одной Рыжей. Неугомонная и веселая девочка, которая помогла Волку. Она озорная, веселая, авантюристка и проказница, за что воспитатели прозвали ее Сатаной. Смерть (будущий Рыжий) восхищается ею, её свободолюбивым нравом и потакает ей во всем. Отношения Смерти и Рыжей – как у брата и сестры. Потом Рыжий скажет, что он – младший брат, которого Рыжая всегда успокоит, но вот сама плакаться побежит к другому.

Еще одна героиня романа – Русалка. Прозвище она получила благодаря длинным волосам. Это милая и добрая девушка, готовая помочь каждому. Она быстро находит общий язык с Табаки. В какой-то момент создается впечатление, что она «приворожила» Сфинкса, заколдовала, а после исчезла, будто бы и не существовала. Слепой уверял друга, что в Наружности он «потеряет» ее.

Словно настоящая русалка эта героиня – то появляется, то исчезает. И так и не понятно – это реальный человек или один из фантомов Дома.

Девушка с прозвищем Крыса, сродни Слепому, такая же худая, бледная и странная. Крыса не готова открыть душу. Наружный мир представляется Крысе зыбким и лживым. Защищаясь от фальши, она смотрит на все и всех через маленькие зеркала, что висят на шее. Отношения с отцом тоже не складываются. Пожалуй, отец не делает разницы между Крысой и татуировкой крысы, выколотой на предплечье дочери.

Любимый герой автора – колясочник Табаки. Он находчивый, веселый и самый загадочный персонаж. Появляется он незаметно, так же, как и исчезает, стирая за собой все следы. Табаки будто был в Доме с самого его основания, видел все варианты событий, знакомился со всеми друзьями по несколько раз. Табаки бороздит само время, он как шаман, как волшебник. Он не мальчик, он старик. Шакал мудр, рассудителен, у него множество странных привычек, странных занятий. Он увешивает всего Мустанга (свою коляску) гирьками, чтобы не переворачивалась от обилия вещей, которые Табаки считает нужным возить с собой. А в «пуговичный» период увешивает себя пуговками самых невообразимых цветов и размеров Никто лучше него не знает истории Дома. Табаки известен тем, что способен сделать все из ничего. Он, еще будучи Вонючкой, заслужил авторитет самого вредного колясочника во всем Доме.

Слепой и Табаки – душа Дома. Дом принадлежит им, а они принадлежат Дому. И исчезают из реальности, когда разрушают Дом.

Сфинкс также был очень привязан к Лосю, так прозвали воспитателя. Взрослому, ему непросто было понять и принять – в его детских бедах был виноват Лось. Кузнечик (Сфинкс) был гоним остальными из-за того, что был любимчиком воспитателя. Кузнечик превращается в Сфинкса, когда прошлый выпуск Дома, боясь выпуска (изгнания) в страхе, панике устраивает резню. Кузнечик прыгает – и оказывается на Другой Стороне Дома. Тот, кто вернется будет уже не наивным Кузнечиком, а преждевременно повзрослевшим Сфинксом.

Сфинкс, как и Табаки, мудр. Он подсказчик и советчик. Сфинкс второй по авторитету после Слепого, часто выполняет функции вожака, а зачастую и просто удивляется за Слепого.

Единственный персонаж, имя которого озвучивается – Курильщик. Его имя – Эрик Циммерман, он недоверчив, рационален и совсем не склонен к мистике. Дом для него только дом-интернат. В будущем он станет художником, но все же уносит с собой частичку Дома, которая отражается в его картинах. Не случайно, вся книга началась именно с Курильщика, с его образа и истории.

Курильщик образован и умен, но очень долго не может привыкнуть к Дому, не понимает его во многом, путается, поэтому у него возникают проблемы. Он не жил в Доме с самого детства, поэтому и не понимает, не чувствует его. Но Дом уже пометил его, Курильщику уже никогда не уйти от Дома.

Дом олицетворяет собой детство. И все дети Дома боятся наружности так, как простые дети боятся становиться взрослыми. В этом детстве живут сказки, витают легенды, парят истории и никогда не заходит скука.

Жизнь Дома похожа на игру, где одни фигуры стоят, пока стоят другие. Почти всю книгу идет расстановка фигур, их передвижение значительно, хотя, возможно, незаметно посторонним. Финал игры – выпуск, который невозможно предугадать. Курильщик тоже подмечает, что все в Дома – игра, но, в конце концов, сам становится частью игры, не замечая этого [1,С. 153].

Итак, каждый обитатель Дома – воспитанник или воспитатель – носили клички. Способы номинации, выявленные нами следующие:

- по внешним особенностям человека (Слепой, Горбач, Рыжий);

- по чертам характера (Волк, Шакал Табаки, Стервятник);

- по принципу противоположности (Черный, Македонский).

Дом – это миниатюрная модель мира. Здесь есть все, что есть в мире, но лишь в меньшем размере. Здесь есть дружба, любовь, есть ненависть и вражда, есть жестокость [2,С.171]. В этой книге не учат тому, что насилие – это плохо, этого не должно быть, здесь показывают, что от него никуда не уйти, как ни старайся. В «Доме» нет идеального мира, в котором счастливы все дети, пускай и инвалиды. Роман не пропитан жалостью к детям-инвалидам. Автор не пытается скрыть ни недостатки, ни достоинства своих героев. И не учитывает увечья. Все в Доме равны.



Януш Корчак однажды заметил: «Детей нет, есть люди». Поэтому данную статью хочется закончить следующими словами «Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» (Эрма Бомбек).

Учитесь слушать и слышать своих детей, не отворачивайтесь от них, пусть у них будет чуткая душа и трепетное сердце!!!

Список литературы

  1. Бухина О....Мы все живём: [О романе М.Петросян «Дом, в котором…»] /Ольга Бухина // Первое сентября. – 2010. – 9 марта. – С. 61-63.

  2. Костырко В. Мариам Петросян. «Дом, в котором…» / В.Костырко // Знамя. – 2010. - № 11. – С. 171-174.

  3. Лебедушкина О. «Мои герои не хотят расставаться со своим детством» / О.Лебедушкина // Первое сентября. – 2010. – 20 января. – С. 5-9.

  4. Лебедушкина О. Петросян, которую «не ждали» / О.Лебедушкина // Дружба народов. – 2010. - № 8. – С.153-160.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница