Доктрина исламских государств и современные джихадистские движения



страница1/4
Дата01.05.2016
Размер0.7 Mb.
  1   2   3   4


Пашков Роман Викторович
АЛЬБОМ:

ДОКТРИНА ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ

И СОВРЕМЕННЫЕ ДЖИХАДИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Город Москва

2016 год
1. ОБЩИНА И ГОСУДАРСТВО

Необходимые признаки государства

Отличия общины Пророка (Моисея, Мухаммада, первые Христовы)

Наличие бюрократического аппарата, т.е. класса профессиональных чиновников, служащих на постоянной основе за жалование

Пророк не создавал бюрократического аппарата, действующего на постоянной основе. В его общине не было чиновников с должностями, получающих зарплату. Те люди, которые выполняли поручения Пророка делали это не в силу своих должностных обязанностей, а подчиняясь личным распоряжениям «обладателя власти» - самого Пророка

Наличие регулярной армии, создаваемой за счет постоянного призыва в нее и/или найма профессиональных воинов за жалование и существующей за счет взимаемых с населения налогов.

В общине не было регулярной армии, существующей за счет призыва или найма. Армия времен Пророка была полностью добровольческой, каждый ее воин сам обеспечивал себя оружием и амуницией, а существовала армия не за счет налогов, а за счет раздела трофеев между захватившими их воинами

Эмиссия собственной валюты и ее исключительное или преимущественное хождение на территории данного государства, использование ее в качестве официальной единицы расчета внутри государства

Во времена Пророка не существовало собственной валюты, а расчеты осуществлялись либо в валютах соседних государств либо в натуральных величинах

Сбор единых налогов со всего населения для содержания государственного аппарата

Во времена Пророка с населения не собиралось единых налогов, содержание политических институтов общины осуществлялось за счет личного имущества Пророка

Подчинение деятельности государственного аппарата формальным процедурам на основе писаных законов

Пророк осуществлял свою власть, минуя формальные и процедурно-регламентные механизмы.

Наличие определенной ограниченной территории, на которой осуществляет суверенитет данное государство, и за пределы которого он не распространяется

Пророк изначально не признавал территориальных границ для суверенитета религии

Упорядочивание управления через деление территории государства на отдельные районы и подчинение проживающих на нем граждан местной власти

Пророк для удобства управления разделил общину не по территориальному, а по родоплеменному принципу и наделил властными полномочиями не местные, а племенные власти


2. СООТНОШЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ СИСТЕМ РАЗВИТИЯ

Тип государства

Тип государственности

Принцип построения общества

Тип религии

Тип идеологии

Первобытная община

Государственности нет

Историко-культурная традиция

Тотемизм

Идеология как языческая религия

простой вождизм родового общества морского типа

Простой вождизм родового общества лесного типа

Простой вождизм родового общества кочевого типа

Сложный вождизм родового общества морского типа

Сложный вождизм родового общества лесного типа

Военная демократия

язычество

Военное общество князя

Город-государство

Родовая монархия

Родо-традиционалистская

Территориальное государство раннефеодальной монархии

Община пророка и государство-пророка

Религиозно-мессианская

Религиозное откровение

Возвещение истины

Религиозная идеология

Территориальная империя

Кодификация религии

Средневековое территориальное корпоративное государство

Религиозное государство

Территориальная империя (колониализм)

Территориальное зависимое государство

Национально-рациональная

Универсализм демократии

Секуляризация

Глобальные идеологии



3. ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ




Первоначальный иудаизм

Современный иудаизм

Первоначальное христианство

Современное христианство

Первоначальный ислам

Современный ислам

Законы

Первоначальными для иудейского народа стали Моисеевы законы или Десять заповедей

Данные законы в настоящее время являются законами духовной жизни евреев, в то время как в мирской жизни современной европейское право

Первоначальными для христиан стали Христовы законы любви и добра, трансформировавшиеся позднее в каноническое средневековое право

Данные законы в настоящее время являются законами духовной жизни христиан и духовенства, в то время как в мирской жизни современной европейское право

Первоначальными для мусульман стали законы Мединской тетради-устава, трансформировавшиеся позднее в шариат

Шариат в настоящее время является законами духовной жизни мусульман, сохраняя потенциальную возможность победы в общественных отношениях политического ислама

Глава

Иегова послал Истину Пророку народа иудейского Моисею на горе Синай, который возглавлял иудейский народ на заре его становления

Талмуд не содержит указаний о царе как земном правителе иудеев и политическая практика выработала этот институт, впоследствии трансформировавшись в современные институты государства Израиль

Господь послал Истину Христу из Назарета, сыну своему единородному, который направил Апостолов - Пророков христианства распространять веру

Новый Завет не содержит указаний о царе как земном правителе христиан и политическая практика выработала этот институт, впоследствии трансформировавшись в современные институты государств европейского типа

Аллах послал Истину Пророку Мухаммаду, который возглавлял мусульман на заре становления ислама

Коран не содержит указаний о халифе как земном правителе мусульман и политическая практика выработала этот институт, впоследствии во многом насильно трансформировавшись в современные институты государств европейского типа в мусульманских странах, сохраняя потенциальную возможность восстановления Халифата

Духовенство

Во времена Моисея духовенством стало колено Левита как особо избранных священников в силу происхождения и выбора всего народа

Впоследствии духовенство стало иерархической структурой со всеми атрибутами церкви

Во времена первых христианских общин священников выбирали общины из числа наиболее грамотных и благочестивых, но вскоре возникла церковь со всеми атрибутами

Протестантизм вновь выдвинул концепцию выбора духовенства из числа мирян и отрицает духовенство как сословие

Во времена Пророка священников выбирали общины из числа наиболее грамотных и благочестивых, но вскоре возникло духовенство

Против складывания духовенства фактически в церковь протестуют очень многие мусульмане, требуя возврата к временам Пророка

Небесный договор

Иудейский народ заключил Небесный договор с Иеговой, в обмен на который получил милостью Божью на вечные времена при условии покорности закону Божьему

Только на Святой земле иудейский народ может быть в безопасности и осуществить миссию спасения души в День суда

Христиане заключили Небесный договор с Господом, в обмен на который получили милостью Божью на вечные времена при условии покорности закону Божьему

Демократия является наиболее правильно и полной формой божественного пребывания человека

Мусульмане заключили Небесный договор с Аллахом, в обмен на который получили милостью Божью на вечные времена при условии покорности закону Божьему

Фактически Халифат первых халифов в душе мусульман остается идеалом в противовес западным политическим учениям

Договор с правителем

Царь присягал на соблюдение Законов Моисеевых, а народ клялся в послушании

Современные отношения руководства государства Израиль и граждан Израиля регулируются государственным правом европейского типа

Король присягал на соблюдение Законов Церкви, а народ клялся в послушании

Современные отношения политической элиты и граждан государств европейского типа регулируются государственным правом

Халиф присягал на соблюдение Шариата, а народ клялся в послушании, заключая байа – договор

Современные отношения политической элиты и граждан государств европейского типа регулируются государственным правом

Государство

Во времена Моисея сначала была община Пророка, ставшая впоследствии Моисеевым государством

Сейчас существует современное государство Израиль в полной европейской традиции

Во времена Христа и Апостолов сначала были первые общины христиан, ставшие впоследствии христианскими средневековыми государствами

Сейчас существует современные государства европейского типа

Во времена Мухаммеда сначала была Мединская община Пророка, ставшая впоследствии Халифатом

Сейчас существует современные государства европейского типа и противостоящая им концепция исламского государства


4. СТРУКТУРА МЕДИНСКОЙ ОБЩИНЫ

Пророк Мухаммед

Группа сахабов (Сподвижники Пророка)

Сословие улемов и факихов

Шура исламского государства Мединской общины

Принцип шура был основополагающим принципом нового исламского государства



Отделы управления

Отдел трофеев

Отдел садаки

Отдел договоров и сделок

Другие отделы

Вали в провинции – вилайете

Амиль (глава) в области (несколько областей составляют провинцию)

Шура вилайета

Шура области

Сословие кади (только единоличное рассмотрение дел)

Судья вилайета

Пророк как верховный судья

Кади на участке


5. СТРУКТУРА ПРАВЕДНОГО ХАЛИФАТА

Халиф как глава Праведного халифата

Первоначально Заместитель Пророка

Выбирается, первоначально выбирался сахабами




Группа сахабов (Сподвижники Пророка)

Сословие улемов и факихов

Шура исламского государства Праведного халифата

Принцип шура был основополагающим принципом нового исламского государства



Визирь или везирь – глава Канцелярии оформления документов




Ведомства




Военное ведомство

Ведомство расходов

Казначейство

Главнее почтовое ведомство

Государственный банк

Ведомство по конфискациям

Ведомство благотворительности




Сословие кади (только единоличное рассмотрение дел)

Высшая судебная власть принадлежала коллегии наиболее авторитетных богословов-правоведов, знатоков шариата. От имени правителя они назначали из местного духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность местных судей

Верховным главой судебной иерархии был халиф

Правомочия кади были весьма обширны. Они рассматривали судебные дела на местах всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, надзирали за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали вакуфным имуществом, переданным собственниками религиозным организациям




Местное управление также строилось первоначально по арабскому образцу




Праведный халифат был разделен на Хиджаз и все остальные провинции, куда назначались военные наместники – эмиры. Центром провинции обычно был большой военный лагерь. Эмиры назначались самим халифом, они командовали войсками в военном округе, собирали налоги, руководили местной администрацией и полицией.




В городах и селениях назначались различные чиновники и должностные лица различных рангов. Часто административной единицей были мусульманские религиозные общины во главе с шейхами (старшинами), на которых часто и возлагались местные административные функции




6. СТРУКТУРА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА.

Халиф как глава Арабского халифата, титул передавался по наследству

В основе системы правления персидская модель управления, сложившаяся в Арабском халифате к 8 веку

Визирь или везирь – управляющий двора халифа, с 9 века обладает расширенной компетенцией

Чиновники при дворе

Начальник телохранителей халифа

Начальник полиции государства

Чиновник по надзору за должностными лицами

Диваны (ведомства)

Диван-аль-Джунд – военное ведомство, осуществляющее контроль над всеми вооруженными силами. Ведал оснащением и вооружением армии, учитывал наличие количества состава вооруженных сил, особенно постоянного войска, учитывал жалования и пожалования за военную службу

Диван-аль-Харадж – финансово-налоговое ведомство, курировало и все внутренние дела, учитывало налоги, иные поступления в государственную казну, собирало различные статистические данные по стране

Диван-ал-Барид – главное почтовое ведомство, курировал почту, связь, осуществлял доставку государственных грузов, ремонт дорог, строительство караван-сараев, колодцев. Особенно важно, что почтовое ведомство выполняло функции тайной полиции, так как контролировало все дороги, перевозки грузов, переписку, основные пункты на дорогах страны

Высшая судебная власть принадлежала коллегии наиболее авторитетных богословов-правоведов, знатоков шариата. От имени правителя они назначали из местного духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность местных судей

Верховным главой судебной иерархии был халиф

Правомочия кади были весьма обширны. Они рассматривали судебные дела на местах всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, надзирали за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали вакуфным имуществом, переданным собственниками религиозным организациям

Местное управление также строилось по персидскому образцу

Арабский халифат был разделен на провинции, куда назначались наместники – эмиры, султаны иногда из местной знати. Эмиры назначались самим халифом, они командовали войсками, собирали налоги, руководили местной администрацией и полицией. Помощниками эмиров были наибы

В городах и селениях назначались различные чиновники и должностные лица различных рангов. Часто административной единицей были мусульманские религиозные общины во главе с шейхами (старшинами), на которых часто и возлагались местные административные функции

Государственный строй Арабского халифата

Можно отметить следующие отличительные черты Арабского халифата. Источник власти опирается главным образом на религию. Религиозная, политическая и административная власти являются неразделимыми. Собственность на землю может быть государственной, общественной и частной. При этом земля не является товаром. Налогами облагалось все население. Воины для поддержания своей боевой готовности получали жалование, а также имели право собирать кое-какие налоги с населения в том объеме, который был необходим для того, чтобы боеготовность была на должном уровне.



  1. Центральные органы государственной власти

Халиф в Арабском халифате обладал верховной властью. Он являлся религиозным главой арабов и всех уверовавших в Аллаха. Кроме того, он занимал все верховенствующие должности: был главой церкви, верховным главой государства, верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, верховным судьей. А все высшие чиновники назначались только халифом.

Высшим должностным лицом при халифе был визирь как главный советник халифа. Визирь был наделен большой светской и военной властью. Визирь имел право управлять от имени халифа, а также управлять его двором. Стоит отметить, что на ранних этапах развития Арабского Халифата компетенция визиря была совсем не такой, а он мог выполнять лишь распоряжения халифа.

С течением времени компетенция визирей расширялась, и они получили возможность управлять от имени халифа, но уже самостоятельно. Были в халифате и при дворе и другие важные чиновники: начальник телохранителей халифа, начальник полиции, особый чиновник для надзора за другими должностными лицами.

В халифате высшими центральными органами управления были диваны (по персидской модели).

Диван-аль-Джунд – это военное ведомство, которое осуществляет контроль над всеми вооруженными силами, занимается вопросами оснащения и вооружения армии, принимая во внимание наличие количества состава вооруженных сил, особенно постоянного войска, а также учитывает жалования и пожалования за военную службу.

Диван-аль-Харадж – это финансово-налоговое ведомство, которое курирует все внутренние дела, учитывает налоги и иные поступления в государственную казну, а также занимается сбором различных статистических данных по стране.

Диван-ал-Барид – это главное почтовое ведомство, которое курирует почту, связь, занимается доставкой государственных грузов, осуществляет ремонт дорог, строительство караван-сараев, колодцев. Кроме своих основных обязанностей почтовое ведомство выполняло еще функцию тайной полиции. Это было возможным в виду того, что под контролем этого ведомства находились все дороги, основные пункты на дорогах, перевозки грузов, переписки.

Когда территория страны стала расширяться, а хозяйство ее существенно усложнялось, то неизбежным стало и усложнение структуры управления страной.



  1. Местное управление

Изначально в состав территории Халифата входила Хиджаз – священная земля, Аравия – арабские земли и неарабские земли. Сначала в завоеванных странах местный аппарат чиновников сохранился таким, каким он был в них до завоевания. То же самое касалось форм и методов управления. На протяжении первых ста лет местные государственные и административные органы на территориях, которые были завоеваны, оставались нетронутыми. Но постепенно (к истечению первой сотни лет) с доисламским управлением в завоеванных странах было покончено.

Местное управление стало строиться по персидскому образцу. Страны стали разделяться на провинции, в которые были назначены военные наместники – эмиры, султаны иногда из местной знати. Назначением эмиров занимался сам халиф. Основными обязанностями эмиров были сбор налогов, командование войсками и руководство местной администрацией и полицией. У эмиров были помощники, которых называли наибами.

Стоит отметить, что нередко административной единицей становились мусульманские религиозные общины, во главе которых стояли шейхи (старшины). Именно они часто и занимались осуществлением местных административных функций. Кроме того, были еще и чиновники, и должностные лица разных рангов, которые назначались в городах и селениях.

  1. Судебная система.

В большинстве своем в Арабском государстве суд был напрямую связан с духовенством и отделен от администрации. Как уже говорилось ранее, верховным судьей был халиф. Ему подчинялась коллегия наиболее авторитетных богословов-правоведов, знатоков шариата, которой принадлежала высшая судебная власть. Ими от имени правителя назначались нижестоящие судьи (кади) из местного духовенства, а также специальные уполномоченные, которые должны были вести контроль за деятельностью местных судей.

Кади занимались рассмотрением судебных дел на местах всех категорий, осуществляли наблюдение за исполнением судебных решений, вели надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали вакуфным имуществом, переданным собственниками религиозным организациям. Таким образом, очевидно, что кади были наделены очень обширными правомочиями. Когда кади принимали какое-либо решение (будь то судебное или иное), они руководствовались Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного толкования.

Приговор, вынесенный кади, был окончательным и обжаловать его было нельзя. Изменить этот приговор или решение кади мог только халиф или его уполномоченные. Что же касается немусульманского населения, то, как правило, оно подлежало юрисдикции судов из представителей своего духовенства.



4. Вооруженные силы

Согласно исламской военной доктрине все уверовавшие являются воинами Аллаха. В первоначальном мусульманском учении говорится о том, что весь мир разделен на две части: правоверных и неверных. Главная же задача халифа состоит в том, чтобы завоевать неверных и их территории путем «священной войны». Все свободные мусульмане, достигшие совершеннолетия, обязаны принимать участие в этой «священной войне».



Стоит отметить, что изначально основной вооруженной силой было арабское ополчение. Если посмотреть на Халифат Аббасидов VII-VIII вв., то там в состав армии входило не только постоянное войско, но еще и добровольцы, которыми командовали их полководцы. На службе в постоянном войске состояли привилегированные воины – мусульмане, а основой арабского войска была легкая конница. Кроме того, нередко арабская армия пополнялась ополченцами. Сначала армия находилась в подчинении халифа, а потом главнокомандующим стал визирь. Профессиональная армия появилась позже. Также стало появляться наемничество, но не в больших размерах. Еще позже наместники, эмиры и султаны стали создавать свои вооруженные силы.

7. СТРУКТУРА ХАЛИФАТА.

Халифат – историческое государство под главенством арабского народа, во главе которого стояли халифы как олицетворение центральной власти. Источником законодательства был бурно развивающийся шариат различных мазхабов. Это эпоха наивысшего расцвета и прорыва ислама, халифат развалился под влиянием внутренних причин дезинтеграции в силу неспособности вовлечь территории в процесс общего государственного строительства.

Халифат в модернизме – доктрина единого исламского государства как долг и обязанность каждого мусульманина по принципу «одно небо – одна истина – одна вера – один халиф». Данное государство проистекает из суверенитета Аллаха над мусульманами, выборности халифа по согласию всех мусульман, федеративного характера союзной государственности шариата в его обновленном варианте.

Халифат в джихадизме – доктрина единого мусульманского государства без пределов распространения, долг каждого мусульманина всячески содействовать увеличению мощи халифата и распространению исламской веры, пропагандируется доктрина джихада меча, то есть вооруженного пути создания халифата.

Меджлис аль Умма – вселенский представительный орган мусульман верховной учредительной власти по изменению высшего правового закона, данного мусульманам, то есть шариата. Дело в том, что шариат есть высший закон, но он понимается мусульманами, и это понимание меняется в соответствии с историческим временем. К тому же первоначально шариат как право был дан для регулирования жизни общества первых веков хиджры. Именно вселенский орган мусульманам в соответствии с исламским духом и законами Аллаха может изменить шариат как закон всех мусульман.

Меджлис аль Шура – высший законодательный орган халифата или в мусульманской стране, то есть парламент в западном понимании, избираемый на 4-5 лет. Меджлис аль Шура – это однопалатный парламент, как правило, все-таки унитарного государства, федерализм признается с трудом как раскалывающий единство мусульман, ведь Коран не знает национального деления, а только религиозную принадлежность.

Меджлис аль Даава – высший представительный орган, являющийся, по сути, верхней палатой парламента, то есть контролирующий, уравновешивающий Меджлис аль Шура орган. Избирается он или парламентами исламских земель, или мусульманами в административно-территориальных единицах и обладает, например, функциями высшего суда для должностных лиц.


Меджлис аль Байа – высший представительный орган Халифата или в мусульманской стране, заключающий байа с избранным правителем об условиях властвования. Если Меджлис аль Умма может состоять из высших Меджлисов или избираться всеми мусульманами, то Меджлис аль Байа – это расширенный состав Меджлиса аль Шура.


Меджлис аль Улема – высший орган духовенства или шире – духовных лиц. Это орган, проверяющий соответствие законов исламскому духу и нормам ислама, шариата. Говоря откровенно, это орган духовенства, так сказать, профессиональный, в том числе и с представительством духовных авторитетов, не принадлежащих к церкви. Главное – это духовный авторитет лиц, их высшая сила в обществе, которая позволяет им выносить подобные решения.

Халиф – высший политический глава, лидер Халифата

Шейх-аль-ислам – высший религиозный глава Халифата

Канцелярия халифа (верховная администрация)

Духовное управление – Идарат – Духовное управление мусульман Халифата, возглавляемое шейх-аль-ислам, ведает всеми духовными вопросами отправления культа

Меджлис аль Шариа – консультативный представительный орган мусульманских ученых. Меджлис аль Шариа может вносить свои предложения в органы государственной власти. В его состав входят признанные выдающиеся муджтахиды, но он не должен подменять собой официальные государственные органы. Можно указать, что Меджлис аль Шариа может быть органом подготовки изменений к шариату.

Меджлис аль Эмира – консультативный орган эмиров как глав эмиратств (регионов) в Халифате и мусульманской стране. Это именно опять же совещательный орган, вносящий свои предложения главе государства для совершенствования работы, но это не орган, принимающий решения, хотя возможен вариант, когда Меджлис аль Эмира может быть вместо Меджлиса аль Даава или третьей палатой парламента, но это вряд ли возможно.

Внутреннее гражданское управление – Вазират – возглавляет вазир (премьер-министр), главный исполнительный помощник. Вазират в современном значении это министерство (ранее диван), а в более древнем – главный помощник, заместитель главы государства. Вазират в европейском понимании – аналог правительства, хотя правительства в исламской доктрине как коллегиального органа нет, исполнительные помощники подчиняются напрямую.

Внешнее гражданское управление – Векалат – возглавляет вакиль, верховный внешний представитель, векалат в переводе означает представительство, в европейском понимании это аналог МИДа.


Военное управление – Джихадат – возглавляет амир джихада, главнокомандующий вооруженными силами, в европейском понимании это аналог министерства обороны.


Высшая судебная шура – высший орган административного обеспечения шариатской системы, рассматривающий вопросы кадрового перемещения внутри судебной системы, возглавляется главой государства

Система шариатских судов – Верховный шариатский суд, далее региональные апелляционные суды (на решения участковых судов), участковые суды кади.

Система административных трибуналов, в исламе право делится на частное (отношения между гражданами) и публичное (отношения с государством), то есть вопросами публичного права занимается система административных трибуналов по аналогии с общей системой судов.

Отдельный суд по трудовым делам (отношения между работником и работодателем).

Отдельный суд по спорам с участием иностранцев и немусульман.

Султанат – член федерации Халифата, национальное исламское государство, возглавляемое выборным или наследственным султаном

Эмиратство – федеральный округ в федеральном исламском государстве, то есть административно-территориальная единица, создаваемая федеральными властями для эффективности управления вилайетами со стороны федерального центра.

Вилайет – провинция, административно-территориальная единица, создаваемая как союз общин в силу исторического разнообразного единства.



8. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЛАСТИ ХАЛИФА В ХАЛИФАТЕ

Имам – духовная составляющая власти халифа, духовный глава всех мусульман, халиф стал, по сути, имамом, начиная с 10 века в Арабском Халифате

Эмир – светская политическая составляющая власти халифа, политический и государственный лидер всех мусульман в основном до 10 века

Кади (верховный) – судебная составляющая власти халифа, верховный судья в Арабском Халифате, выносил окончательные решения и назначал всей судей (кади)

Амир гази – военная составляющая власти халифа, верховный главнокомандующий силами гази (воинов за веру) армии Арабского Халифата


9. ЭВОЛЮЦИЯ ВЛАСТИ ХАЛИФА В АРАБСКОМ ХАЛИФАТЕ

Халиф как Заместитель Пророка

Имам - духовная составляющая власти халифа, духовный глава всех мусульман, первоначально не было, духовным главой являлся покойный Пророк

Эмир - светская политическая составляющая власти халифа, политический и государственный лидер всех мусульман

Кади (верховный) - судебная составляющая власти халифа, верховный судья в Арабском Халифате, выносил окончательные решения и назначал всей судей (кади)

Амир гази или раис - военная составляющая власти халифа, верховный главнокомандующий силами гази (воинов за веру) армии Арабского Халифата

Халиф как глава Халифата

Имам - духовная составляющая власти халифа, духовный глава всех мусульман

Эмир - светская политическая составляющая власти халифа, политический и государственный лидер всех мусульман

Кади (верховный) - судебная составляющая власти халифа, верховный судья в Арабском Халифате, выносил окончательные решения и назначал всей судей (кади)

Амир гази или раис - военная составляющая власти халифа, верховный главнокомандующий силами гази (воинов за веру) армии Арабского Халифата

Халиф как Повелитель правоверных

Имам - духовная составляющая власти халифа, духовный глава всех мусульман

Эмир - светская политическая составляющая власти халифа, политический и государственный лидер всех мусульман

Кади (верховный) - судебная составляющая власти халифа, верховный судья в Арабском Халифате, выносил окончательные решения и назначал всей судей (кади), по сути этим занимался главный везирь

Амир гази или раис - военная составляющая власти халифа, верховный главнокомандующий силами гази (воинов за веру) армии Арабского Халифата, главнокомандующим был военный наиб

Халиф как Наместник Аллаха на Земле

Имам - духовная составляющая власти халифа, духовный глава всех мусульман

Эмир - светская политическая составляющая власти халифа, политический и государственный лидер всех мусульман, роль этого элемента сильно снизилась

Кади (верховный) - судебная составляющая власти халифа, верховный судья в Арабском Халифате, выносил окончательные решения и назначал всей судей (кади), по сути этим занимался главный везирь

Амир гази или раис - военная составляющая власти халифа, верховный главнокомандующий силами гази (воинов за веру) армии Арабского Халифата, главнокомандующим был военный наиб


10. КОНЦЕПЦИИ ВЛАСТИ ХАЛИФА В ХАЛИФАТЕ.

Верховная власть Халифа

Первая концепция – халиф как имам, то есть духовный глава Халифата




Вторая концепция – халиф как эмир, политический лидер Халифата

Халифат представляет собой сообщество государств во главе с региональными лидерами таких государств, например, султанами




Халифат представляет собой единое союзное исламское государство конституционной федерации

Шейх-уль-ислам возглавляет только духовенство




Шейх-уль-ислам возглавляет умму в делах духовных и религиозных

Халиф опирается на власть султанов, которым он необходим для освящения их власти




Халиф разделяет власть с союзными провинциями, в которых должностные лица представляют его власть

Великий или главный визирь возглавляет правительство, согласие на назначение которого дают султаны




Великий или главный визирь возглавляет канцелярию (администрацию) халифа

Исторически такую власть представлял собой Халифат в 9-13 веках




Исторически такую власть приблизительно представлял собой Халифат в 7-8 веках с известной условностью



11. УРОВНИ ВЛАСТИ В ХАЛИФАТЕ

Центральный союзный уровень власти

Первый уровень союзной власти

Верховная учредительная власть

Меджлис аль Умма

Верховная учрежденная власть

Халиф как глава исламского государства – Халифата

Государственные власти халифата

Исполнительная власть

Представительская власть

Судебная власть

Внутреннее гражданское управление

Внешнее гражданское управление

Военное управление

Духовное управление

Региональный уровень союзной власти

Второй уровень союзной власти, территориальные органы союзной власти, главная цель – координация работы союзных ведомств на территории

Эмир в округе - эмиратстве

Уровень власти федерата

Первый уровень власти федерата как субъекта союза Халифата

Султан в султанате как федерате

Региональный уровень власти федерата

Второй уровень власть федерата, территориальные органы власти федерата, главная цель – координация работы ведомств федерата на территории

Наиб в наибстве

Муниция

Негосударственная власть муниципального самоуправления

Хаким в хакимияте (районе)

Джамаат

Негосударственная власть территориального общественного самоуправления

Амир джамаата в джамаате


12. СТРУКТУРА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ХАЛИФАТА.

Внутреннее гражданское управление – Вазират – возглавляет вазир (премьер-министр), главный исполнительный помощник. Вазират в современном значении это министерство (ранее диван), а в более древнем – главный помощник, заместитель главы государства. Вазират в европейском понимании это аналог правительства, хотя правительства в исламской доктрине как коллегиального органа нет, исполнительные помощники подчиняются напрямую.




Вазир – Наиб (Заместитель) Халифа




Исполнительный помощник вазира – Государственный секретарь по экономическим делам

Исполнительный помощник вазира – Государственный секретарь по социальным делам

Исполнительный помощник вазира – Государственный секретарь по финансовым делам




Группа экономических ведомств

Группа социальных ведомств

Группа финансовых ведомств




Исполнительный помощник вазира – Канцлер юстиции – муджтахид судебной власти, возглавляет ведомство юстиции




Внешнее гражданское управление – Векалат – возглавляет исполнительный помощник – канцлер иностранных дел – вакиль, верховный внешний представитель. Векалат в переводе означает представительство, в европейском понимании это аналог МИДа

Военное управление – Джихадат – возглавляет исполнительный помощник – амир джихада – военный наиб Халифа, главнокомандующий вооруженными силами, в европейском понимании это аналог министерства обороны.

Ведомство – исполнительный помощник ведомства

Департаменты

Службы ведомства


13. СТРУКТУРА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ХАЛИФАТА (ВАРИАНТ 2)

Двор Халифа




Главный визирь – гражданский заместитель, возглавляющий гражданское управление

Военный наиб – военный заместитель, возглавляет Вооруженные силы или Армию Аллаха, именно Военный наиб является верховным главнокомандующим

Верховный муфтий – духовный заместитель, возглавляет Муфтият или Духовное управление халифата




Группа экономических ведомств

Группа военных ведомств

Религиозные ордена




Региональный уровень власти

Наиб как продолжение воли Халифа

Исторические местные владения и организация власти

Наиб в региональном наибстве

Султан в местном султанате

Амир джамаата в виде района (хакимията) или иного муниципального образования


14. КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ХАЛИФАТЕ

Региональная власть в Халифате

Первая концепция – региональная власть как продолжение воли Халифа в регионе




Вторая концепция – региональная власть как представительство воли Халифа

Характерна для первых двух веков Арабского халифата




Характерна для периода упадка Арабского халифата и в Багдадском халифате

Регион называется наибством




Регион называется эмиратством

Наибство возглавляет наиб как заместитель Халифа в регионе




Эмиратство возглавляет эмир как представитель Халифа в регионе

Наиб прямо не имел своих военных отрядов




Эмир обладал своими вооруженными силами

Наибам подчинялись эмиратства местных владетелей




Эмирам подчинялись султанаты местных владетелей, но на самом деле султаны обладали широкой автономией


15. СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ХАЛИФАТА.

Высшая судебная Шура – высший орган административного обеспечения шариатской системы, рассматривающий вопросы кадрового перемещения внутри судебной системы, возглавляется главой государства.

Конституционная Шура – специальное присутствие конституционного характера, которое рассматривает вопросы конституционных споров на предмет наличия в них противоречий и передает данные споры на разрешение особому судебному органу – Конституционному пленуму Верховного суда.


Верховный шариатский суд

Конституционный пленум Верховного шариатского суда – особое совещание, члены пленума в количестве 15-20 человек избираются на 2 года членами Верховного суда, Конституционный пленум Верховного суда уполномочен разрешать конституционные споры согласно основному закону. Решения данного органа окончательны и обжалованию не подлежат.

Пленум – вырабатывает общую судебную практику, собрание всех судей Верховного шариатского суда

Президиум – глава (Председатель) Верховного шариатского суда, его заместители, председатели коллегий в порядке надзора

Коллегия по экономическим делам (в качестве второй инстанции)

Коллегия по уголовным делам (в качестве третьей инстанции)

Коллегия по трудовым делам (в качестве третьей инстанции)

Коллегия по делам с участием иностранцев (в качестве третьей инстанции)

Коллегия по гражданским делам (в качестве третьей инстанции)

Апелляционный суд федерального округа эмиратства

Коллегия по экономическим делам (в качестве первой инстанции)

Коллегия по уголовным делам (в качестве второй инстанции)

Коллегия по трудовым делам (в качестве второй инстанции)

Коллегия по делам с участием иностранцев (в качестве второй инстанции)

Коллегия по гражданским делам (в качестве второй инстанции)

Участковый суд кади (в качестве первой инстанции по уголовным и гражданским делам)

Высший административный шариатский трибунал

Пленум – вырабатывает общую судебную практику, собрание всех судей Высшего административного шариатского трибунала

Президиум – глава (Председатель) Высшего административного шариатского трибунала, его заместители, председатели коллегий в порядке надзора

Коллегия по социальным делам

Коллегия по финансовым делам

Коллегия по административным делам
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница