Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека



Скачать 388.22 Kb.
страница1/3
Дата01.05.2016
Размер388.22 Kb.
  1   2   3



Организация Объединенных Наций




A/HRC/25/42



Генеральная Ассамблея

Distr.: 

13 January 2014

Russian

Original: 



Совет по правам человека

Двадцать пятая сессия

Пункты 2 и 10 повестки дня



Ежегодный доклад Верховного комиссара
Организации Объединенных Наций


по правам человека и доклады Управления

Верховного комиссара и Генерального секретаря

Техническая помощь и создание потенциала

Техническая помощь Ливии в области прав человека

Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Резюме

Настоящий доклад, представляемый во исполнение резолюции 22/19 Совета по правам человека, отражает проблемы и потребности Ливии в связи с правами человека и деятельность по оказанию технической поддержки и созданию потенциала, проводимую Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека через Миссию Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии с целью удовлетворения таких потребностей в сотрудничестве с правительством Ливии, гражданским обществом, специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций, фондами и программами и международными, региональными и субрегиональными организациям.

В докладе подчеркивается важность поддержки текущих усилий правительства Ливии по созданию потенциала учреждений, занимающихся вопросами прав человека, правосудия в переходный период и верховенства права. В нем содержатся рекомендации правительству по созданию надежной правовой структуры, укреплению национальных органов по правам человека, обеспечению эффективного отправления правосудия, разработке всеобъемлющих процессов правосудия в переходный период и удовлетворению потребностей социальных групп.




Содержание

Пункты стр.

I. Введение 1 3

II. Предыстория 2–9 3

III. Приоритеты в области прав человека и техническая поддержка 10–65 5

A. Группы, находящиеся в центре внимания 10–20 5

B. Отправление правосудия 21–40 8

C. Правосудие в переходный период 41–59 13

D. Национальные органы по правам человека 60–62 17

E. Правовая реформа 63–65 18

IV. Рекомендации 66–67 19



I. Введение

1. Настоящий доклад представляется во исполнение резолюции 22/19, принятой 21 марта 2013 года, в которой Совет просил Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) "подготовить письменный доклад для представления Совету по правам человека на его двадцать пятой сессии, в котором будут отражены права человека, касающиеся потребностей Ливии в технической помощи и создании потенциала, в целях укрепления поощрения и защиты, а также уважения прав человека и основных свобод и поиска путей сотрудничества для решения проблем в области безопасности, обеспечения верховенства права, правосудия в переходный период и прав человека".



II. Предыстория

2. Возрождаясь после четырех десятилетий крупномасштабных нарушений прав человека и интенсивного вооруженного конфликта 2011 года, который привел к свержению режима полковника Муаммара Каддафи, Ливия переживает трудный переходный период, сочетающийся с коллапсом структур безопасности и государственных учреждений. На фоне существенного политического и криминального насилия доминирующей проблемой по-прежнему остается безопасность. С окончания конфликта 2011 года возникшие в ходе конфликта вооруженные бригады увеличились в размерах и составляют значительную политическую и военную мощь. Большинство бригад номинально примыкают к правительству, но на деле функционируют автономно. Несмотря на усилия правительства по обеспечению стабильности и верховенства права, продолжаются беспорядки в сочетании с целенаправленными убийствами, в частности в Бенгази, государственных должностных лиц и дальнейшими случаями насилия в Триполи и других частях страны, что отражает продолжающуюся борьбу за власть среди бригад и иллюстрирует крупные трудности, с которыми сталкивается правительство, утверждая свой контроль и власть по всей стране.

3. 25 февраля 2011 года Совет по правам человека принял резолюцию S 15/1, в которой он постановил срочно направить в Ливию независимую международную комиссию по расследованию для расследования всех утверждений о нарушениях международного права прав человека. Международная комиссия по расследованию представила свой первый доклад Совету 1 июня 2011 года1, а свой заключительный доклад − 8 марта 2012 года2. В своей резолюции 22/19 Совет по правам человека принял к сведению заключительный доклад и рекомендовал правительству Ливии полностью выполнить содержащиеся в нем рекомендации.

4. 16 сентября 2011 года в резолюции 2009 (2011) Совет Безопасности учредил Миссию Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии (МООНПЛ). 14 марта 2013 года Совет Безопасности принял резолюцию 2095 (2013), в которой он постановил, что в полном соответствии с принципами национальной ответственности мандат МООНПЛ должен заключаться в поддержке усилий Ливии в ряде областей, включая "обеспечение верховенства права и мониторинга и защиты прав человека, согласно международно-правовым обязательствам Ливии, особенно тех, которые касаются женщин и представителей уязвимых групп, таких как дети, меньшинства и мигранты, в том числе путем оказания правительству Ливии помощи в обеспечении гуманного обращения и надлежащего отправления правосудия в отношении находящихся под арестом лиц и в реформировании и создании транспарентной и подотчетной системы правосудия и исправительной системы, содействуя разработке и осуществлению всеобъемлющей стратегии в области правосудия на переходный период, и оказания поддержки в деле национального примирения, а также поддержки в деле обеспечения продолжения выявления, отделения и реинтеграции детей, затронутых вооруженным конфликтом". В порядке выполнения правозащитного мандата МООНПЛ был с самого начала учрежден его Отдел по правам человека, вопросам правосудия в переходный период и законности. Директор Отдела представляет в Ливии Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека.

5. В феврале 2013 года в Париже была созвана международная встреча на уровне министров по поддержке Ливии в сферах безопасности, правосудия и верховенства права. Этой встрече предшествовала встреча старших должностных лиц, которая состоялась в Лондоне в декабре 2012 года. В ходе парижской встречи правительство Ливии представило свои приоритеты в отношении развития и реформы секторов безопасности, верховенства права и правосудия. Участники выпустили коммюнике и приняли Национальный план развития в сфере безопасности и План развития в сфере правосудия и верховенства права, подлежащие реализации правительством Ливии при содействии международного сообщества. Совещание приветствовало координационную роль и техническую поддержку со стороны МООНПЛ.

6. В начале 2014 года страна, как ожидается, изберет Учредительное собрание в составе 60 членов для разработки конституции. Составленная Учредительным собранием новая конституция должна быть принята референдумом, за которым в том же году последуют всеобщие выборы.

7. Несмотря на позитивные веяния, такие как учреждение национального правозащитного учреждения − Национального совета по гражданским свободам и правам человека и создание в рамках Всеобщего национального конгресса Комитета по правам человека, система уголовного правосудия еще не вполне функциональна и требует крупной реформы сектор безопасности.

8. Ливия является участницей основных международных договоров по правам человека, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию против пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, Конвенцию о правах ребенка и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Она также ратифицировала первый Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Ливия является также стороной Африканской хартии прав человека и народов, но еще не ратифицировала среди прочего Международную конвенцию о защите всех лиц от насильственных исчезновений, Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах или же Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и ее Факультативный протокол. В 2013 году Ливия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, хотя еще не сдала на хранение ратификационную грамоту.

9. В 2015 году Ливии предстоит пройти второй обзор со стороны Рабочей группы по универсальному периодическому обзору. При режиме Каддафи специальным процедурам Совета по правам человека было отказано в доступе в страну. С началом переходного этапа на май 2013 года были запланированы визиты Рабочей группы по насильственным или недобровольным исчезновениям и Рабочей группы по вопросу об использовании наемников как средстве нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение, но их пришлось отложить по соображениям безопасности. Отдел МООНПЛ по правам человека, вопросам правосудия в переходный период и законности предоставляет секции Министерства иностранных дел по правам человека технические консультации относительно взаимодействия и отчетности в том, что касается договорных органов по правам человека, универсального периодического обзора и специальных процедур Совета по правам человека. А Верховный комиссар был приглашен правительством нанести в Ливию официальный визит.

III. Приоритеты в области прав человека и техническая поддержка

A. Группы, находящиеся в центре внимания

1. Женщины

10. В Ливии женщины сталкиваются с проблемами в обеспечении их справедливого участия в публичных и конституционных процессах и процессах правосудия в переходный период. В Учредительном собрании по выработке Конституции, которое должно быть избрано в 2014 году, женщинам отведено 6 мест из 60, а на выборах женщины могут претендовать и на остальные места. Потенциал национальных институтов и гражданского общества в отношении содействия защите прав женщин носит ограниченный характер.

11. В мае 2013 года министр юстиции представил Всеобщему национальному конгрессу проект закона о попечении женщин, ставших жертвами изнасилования и насилия, поскольку нынешнее законодательство не обеспечивает адекватной защиты в этом отношении. Он предусматривает предоставление реадаптации, включая компенсацию, охрану здоровья, социально-психологическую поддержку и кров. Он также предусматривает правовую помощь, с тем чтобы позволить жертвам привлечь к суду исполнителей преступлений. Закон будет применяться и к жертвам мужского пола.

12. Во взаимодействии с секцией МООНПЛ по расширению прав и возможностей женщин Отдел по правам человека, вопросам правосудия в переходный период и законности предоставляет Всеобщему национальному конгрессу и Министерству юстиции консультации относительно вышеупомянутого проекта законодательства и относительно поощрения и защиты прав женщин в рамках другого проекта законодательства. В порядке поддержки усилий с целью обеспечить среди прочего право женщин на равный доступ к правосудию Отдел также разработал информационно-просветительские инициативы, в которых активно участвует ряд субъектов гражданского общества и другие заинтересованные субъекты.



2. Общины амазигов, тубу и туарегов

13. В контексте обеспечения интеграции всех слоев ливийского общества и внимательного отношения к ним со времени конфликта в политических дебатах и реформаторских инициативах видное место занимают права общин амазигов, тубу и туарегов. По данным Министерства иностранных дел и международного сотрудничества на эти три общины приходится менее 4% населения, хотя эти общины приводят более высокие оценки. Многие из этих общин также считают себя коренными народами. В июле 2013 года Всеобщий национальный конгресс в ответ на озабоченности, выраженные этими общинами, принял Закон № 18. Закон № 18 признает языки трех общин в качестве "языковых и культурных компонентов ливийского общества" и требует от государства поддерживать, поощрять и защищать их культурное и языковое наследие. Кроме того, в июле 2013 года Конгрессом был принят Закон о выборах 60 членов Учредительного собрания, который предусматривает равное представительство трех исторических регионов Ливии, а именно: Триполитании, Феццана и Киренаики. По два места зарезервировано за каждой из общин амазигов, тубу и туарегов. Однако на момент составления доклада группы из этих общин возражали против закона на том основании, что он не дает достаточных гарантий защиты их прав.

14. Персонал Отдела по правам человека, вопросам правосудия в переходный период и законности помимо неправительственных организаций (НПО), правозащитников и представителей Всеобщего национального конгресса регулярно встречается с представителями Верховного совета амазигов, Национального собрания тубу и Верховного совета туарегов. Отдел также ратует за формирование инклюзивного Учредительного собрания, отражающего справедливое участие всех общин, и предоставляет консультации и подготовку по международному праву в области прав человека с целью обеспечить, чтобы оно применялось ко всем общинам без дискриминации.

3. Дети

15. В конфликте 2011 года насилию были прямо или косвенно подвержены сотни детей, а некоторые из них и были прямо вовлечены в него. И до сих пор прилагаются ограниченные усилия к тому, чтобы откликнуться на значительные психосоциальные потребности. Хотя МООНПЛ не получала достоверных сообщений о недавнем участии детей в вооруженных бригадах, она задокументировала ряд других совершенных тяжких нарушений в отношении детей, включая убийства детей в ходе политического и иного насилия, а также нарушения, связанные с задержанием отечественных или мигрантских несовершеннолетних вместе со взрослыми без надлежащего разбирательства.

16. Отдел по правам человека, вопросам правосудия в переходный период и законности тесно сотрудничает с Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в отслеживании нарушений прав детей. Он вносит свою лепту в ежегодный доклад Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах3 и сообщает Совету Безопасности о соответствующих нарушениях посредством глобальной горизонтальной сводки, координируемой Специальным представителем Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах4. Отдел предоставляет консультации по составлению типовых конституционных статей, имеющих отношение к защите детей, с целью представления Учредительному собранию. Отдел и ЮНИСЕФ также тесно сотрудничают в связи с инициативами по дальнейшему наращиванию потенциала ливийских НПО, занимающихся вопросами защиты детей, и поддерживают правительственные инициативы в связи с защитой детей. Кроме того, МООНПЛ вместе с ЮНИСЕФ и Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) сформировали целевую группу Организации Объединенных Наций и правительства по улучшению координации в осуществлении среди прочего защиты детей, и особенно детей, затронутых конфликтом.

4. Внутренне перемещенные лица

17. В результате конфликта 2011 года все еще имеется почти 60 000 внутренне перемещенных лиц из ряда общин, таких как таверга, машашия и гуалиш, джарамла в Дирже, шиан в Зигзаве, тубу в Эль-Куфре и туареги в Гадамесе5. Крупнейшей группой, насчитывающей в общей сложности около 30 000 чело-век, являются жители города Таверга6. Они были насильственно перемещены из своего города в августе 2011 года вооруженными бригадами из Мисураты после утверждений о тяжких нарушениях прав человека, совершенных в Мисурате прокаддафийскими силами из Таверги. Члены вооруженных бригад из Мисураты устроили рейды против лагерей для внутренне перемещенных лиц из Таверги, что обернулось незаконными убийствами и произвольными арестами. Местный совет Таверги решил не производить одностороннее возвращение в город, которое было первоначально запланировано на июнь 2013 года, после того как правительство вызвалось разработать тем временем план их возвращения и улучшения условий их жизни. И еще не создана общая стратегия с целью обеспечить возвращение общины таверга и всех других перемещенных лиц к себе домой.

18. МООНПЛ предоставляет организационную поддержку канцелярии премьер-министра по вопросам, касающимся внутренне перемещенных лиц, включая гуманитарную помощь уязвимым контингентам. Отдел по правам человека, вопросам правосудия в переходный период и законности ратует за общую стратегию с целью обеспечить возвращение перемещенных лиц в условиях достоинства и безопасности, которая включала бы меры правосудия в переходный период с учетом среди прочего необходимости установления фактов в связи с событиями, касающимися Мисураты и Таверги, в качестве необходимого шага по разрешению спора между двумя общинами. Отдел также предоставляет консультации в отношении намечаемой национальной конференции по проблеме внутренне перемещенных лиц в Ливии, организуемой правительством, которая еще не состоялась. Отдел будет предоставлять правительству дальнейшую поддержку в урегулировании ситуации в соответствии с Руководящими принципами по вопросу о внутренне перемещенных лицах.

5. Мигранты, беженцы и просители убежища

19. Крупной заботой остается положение мигрантов. По данным Министерства внутренних дел, по состоянию на ноябрь 2013 по всей Ливии насчитывалось 4 775 человек, содержащихся по Закону № 19 от 2010 года в центрах задержания, в том числе в Адждабии, Брак-эш-Шати, Эль-Хамре (Герьян), Хомсе, Сабрате и Сурмане. Как гласит Закон № 19 от 2010 года, "иностранец, являющийся нелегальным мигрантом, карается тюремным заключением с привлечением к труду или штрафом в размере не свыше 1 000 [ливийских] динаров. Во всех случаях иностранец, осужденный за одно из преступлений, перечисленных в настоящем законе, по завершении наказания подвергается депортации...". Условия в центрах задержания крайне скудны, сопряжены с хронической переполненностью, сообщениями о жестоком обращении и принудительном труде и с несоблюдением элементарных санитарно-гигиенических норм. Более того, ливийские власти не создали механизм фильтрации, с тем чтобы гарантировать защиту таких уязвимых лиц, как дети, и прилагаются ограниченные усилия по урегулированию ситуации. Ливийские власти отмечают, что требуются дополнительные ресурсы, равно как и дальнейшее международное и региональное сотрудничество.

20. МООНПЛ тесно сотрудничает с УВКБ ООН, Международной организацией по миграции и другими международными учреждениями в отстаивании прав мигрантов, беженцев и просителей убежища и участвует в совместных мониторинговых визитах в центры задержания. МООНПЛ также тесно сотрудничает с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) в предоставлении подготовки сотрудникам полиции, которая охватывает среди прочего защиту прав незаконно ввезенных мигрантов и важность не смешивать миграционные проблемы и борьбу с торговлей людьми и транснациональными преступными сетями. Отдел по правам человека, вопросам правосудия в переходный период и законности будет и впредь отслеживать ситуацию и предоставлять властям консультации относительно урегулирования проблем, связанных с поощрением и защитой прав мигрантов, беженцев и просителей убежища.

B. Отправление правосудия

1. Задержания в связи с конфликтом 2011 года

21. Серьезную озабоченность, которая экстренно требует урегулирования, по-прежнему вызывает положение задержанных в связи с конфликтом. По данным Министерства юстиции, по состоянию на конец декабря 2013 года по всей стране − большей частью вооруженными бригадами − без надлежащего судебного процесса удерживалось до 7 000 таких задержанных. С 2012 года правительство стремится подчинить вооруженные бригады, причастные к задержаниям, официальной власти государства путем их придания конкретным министерствам, хотя во многих случаях вооруженные бригады сохраняют фактический контроль над центрами задержания.

22. 1 октября 2013 года УВКПЧ и МООНПЛ выпустили совместный доклад с описанием обращения с задержанными в Ливии7. Доклад излагает, как длительное задержание и допросы в ходе пребывания в руках вооруженных бригад, не имеющих ни опыта, ни подготовки в плане обращении с задержанными, а также отсутствие эффективного судебного надзора или подотчетности ведут к созданию благоприятной обстановки для пыток или других видов ненадлежащего обращения. Когда же места задержания передаются подготовленным офицерам судебной полиции (тюремная служба Ливии), то происходят заметные улучшения в условиях и режиме обращения с задержанными. Как констатируется в докладе, широкое распространение получают пытки − причем чаще всего сразу же после ареста и в первые дни допросов, − с тем чтобы вырвать признания и другую информацию. Задержанные обычно содержатся без доступа к адвокатам, а доступ к семьям, если и предоставляется, то лишь эпизодически. В докладе зафиксировано 27 случаев смерти под стражей с 2011 года, 11 из которых имели место в 2013 году, и в связи с ними имеется важная информация, которая позволяет предположить, что причиной смерти стали пытки. В докладе также отмечаются принимаемые ливийскими властями меры по предотвращению произвольных задержаний и пыток, такие как принятие в апреле 2013 года закона, вводящего уголовную ответственность за пытки, насильственные исчезновения и дискриминацию, который предусматривает наказания в виде тюремного заключения на срок от пяти лет до пожизненного в зависимости от причиненного вреда.

23. Отдел по правам человека, вопросам правосудия в переходный период и законности уделяет особенное внимание положению задерживаемых женщин, и по состоянию на ноябрь 2013 года ему было известно приблизительно о 80 задерживаемых женщинах, содержащихся в пяти тюрьмах или местах задержания. Большинство были задержаны в связи с конфликтом без надлежащего разбирательства. Задерживаемые женщины высказали ряд озабоченностей в связи с отсутствием женщин-надзирателей, доступом мужчин-надзирателей в их камеры и отсутствием специализированной медицинской помощи. Несколько задерживаемых женщин заявили, что во время их содержания в камерах или в ходе допросов они подвергались сексуальным домогательствам.

24. Крупным вызовом для государственного обвинения стал процесс фильтрации и расследования применительно к лицам, задержанным в связи с конфликтом. Несмотря на достигнутый прогресс в этом отношении, в Мисурате и Эз-Завии судебного процесса все еще дожидаются тысячи задержанных. Недавно обнародованный Закон о правосудии в переходный период устанавливает
90-дневный предельный срок с его опубликования, с тем чтобы завершить процесс фильтрации, вследствие чего задержанным либо будут предъявлены обвинения, либо они будут освобождены. Однако с учетом дефицита государственного контроля за большинством мест задержания в сочетании с проблемами безопасности и ограниченной пропускной способности, судебная система сталкивается со значительным вызовом, с тем чтобы успешно выдержать такой предельный срок.

25. В августе 2013 года в Мисурате была открыта новая государственная тюрьма − исправительно-реабилитационное учреждение "Аль-Джавийя". Условия в тюрьме заметно лучше по сравнению со многими другими местами заключения в Ливии. Открытие тюрьмы является важным шагом вперед с тем, чтобы обеспечить возможность для передачи задержанных в тюрьму, находящуюся под полным контролем властей.

26. В течение 2013 года сотрудники Отдела по правам человека, вопросам правосудия в переходный период и законности посетили − большей частью в западной Ливии, где отмечается наибольшая концентрация задержанных, − более 30 центров содержания под стражей. Благодаря этой работе по мониторингу Отдел уведомил ливийские власти о соответствующих проблемах и специфических случаях, требующих внимания. Он также вынес ряд рекомендаций, которые привели к вмешательству со стороны Министерства юстиции и улучшению ситуации с правами человека в конкретных местах задержания. Например, после такого вмешательства в июле 2013 года значительно улучшилась ситуация в маджерском исправительно-реабилитационном заведении в Злитане.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница