Доклад Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека на палестинских территориях, оккупируемых с 1967 года, Макарима Вибисоно



Скачать 490.43 Kb.
страница1/3
Дата22.04.2016
Размер490.43 Kb.
  1   2   3



/Организация Объединенных Наций




A/HRC/28/78



Генеральная Ассамблея

Distr.: 

22 January 2015

Russian

Original: 



Совет по правам человека

Двадцать восьмая сессия

Пункт 7 повестки дня



Положение в области прав человека в Палестине
и на других оккупированных арабских территориях


Доклад Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека на палестинских территориях, оккупируемых с 1967 года, Макарима Вибисоно

Резюме

Настоящий доклад, представляемый в соответствии с резолюцией 1993/2 А Комиссии по правам человека и резолюцией 5/1 Совета по правам человека, преимущественно основан на результатах встреч и бесед, состоявшихся, в частности, с жертвами, представителями гражданского общества, правозащитниками и палестинскими должностными лицами в Аммане и Каире в сентябре 2014 года. Специальный докладчик прилагал все усилия к тому, чтобы вступить в контакт с палестинскими жертвами и свидетелями посредством видео- и телеконференций. В настоящем докладе он рассматривает ряд проблем на оккупированной палестинской территории, и в частности их воздействие на детей.




Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−9 3

II. Положение в области прав человека в секторе Газа 10–40 5

A. Общий обзор 10–11 5

B. Разрушение домов гражданских лиц и инфраструктуры…. 12–14 6

C. Массовое перемещение населения 15–17 7

D. Жертвы среди гражданского населения: семьи и дети… 18–24 8

E. Право на здоровье 25–33 10

F. Право на образование 34–37 13

G. Усилия по восстановлению и реконструкции 38–40 14

III. Положение в области прав человека на Западном берегу 41–53 15

A. Чрезмерное применение силы израильскими службами


безопасности 41–43 15

B. Право на мирный протест 44–47 16

C. Розыскные операции, проводимые силами безопасности Израиля
в палестинских лагерях беженцев 48 49 17

D. Репрессивная политика по сносу домов 50–53 19

IV. Арест и задержание палестинских детей 54–63 20

V. Принудительное переселение палестинских бедуинов 64–72 22

VI. Заключительные замечания 73 25

VII. Рекомендации 74–78 25



Введение

1. С момента получения своего мандата в июне 2014 года Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека на палестинских территориях, оккупируемых с 1967 года, прилагал все усилия для того, чтобы заручиться сотрудничеством соответствующих стран и совершить поездку в Израиль, а также на оккупированную палестинскую территорию, чтобы получить возможность непосредственно увидеть, услышать и задать свои собственные вопросы палестинским жертвам и различным свидетелям по поводу положения в области прав человека на оккупированной палестинской территории. С этой целью Специальный докладчик прилагает значительные усилия для формирования доверительных отношений с представителями как Израиля, так и Государства Палестина1.

2. С самого начала совместно с мандатариями тематических специальных процедур Специальный докладчик выражал серьезные опасения правительству Израиля относительно характера израильской политики и практики на оккупированной палестинской территории. Были направлены совместные письма с уведомлениями и призывы к незамедлительным действиям по поводу предполагаемых серьезных нарушений международного гуманитарного права и международного права прав человека. Озабоченность была, в частности, вызвана предполагаемым несоблюдением международных правовых принципов, повлекшим гибель гражданских лиц в секторе Газа в ходе военной операции Израиля в 2014 году, предполагаемым чрезмерным применением силы израильскими службами безопасности во время мирной демонстрации на Западном берегу, а также принимаемыми правительством Израиля мерами, которые, согласно сообщениям, приведут к насильственному выселению и принудительному переселению общин палестинских бедуинов, проживающих в настоящее время в центральной части Западного берега2.

3. Специальный докладчик высоко оценил готовность к диалогу, проявленную представителями правительств Израиля и Палестины в Женеве. В июне 2014 года, сразу же после того, как он приступил к исполнению своих обязанностей, Специальный докладчик проинформировал их о своем намерении посетить оккупированную палестинскую территорию. В ответ на официальный запрос Специального докладчика в августе 2014 года о посещении страны Миссия Постоянного наблюдателя Государства Палестина выразила готовность оказать содействие в проведении визита, включая переговоры по проведению необходимых консультаций и встреч с соответствующими органами управления. Никакого официального ответа от Постоянного представительства Израиля получено не было. В конце декабря 2014 года Специальный докладчик предпринял дополнительные усилия к тому, чтобы получить доступ в страну посредством неформального диалога с Постоянным представителем Израиля в Женеве, однако такой доступ ему предоставлен не был.

4. Поскольку Израиль не предоставил полного и беспрепятственного доступа на оккупированную палестинскую территорию, настоящий доклад основан преимущественно на информации, полученной в ходе первой миссии, осуществленной Специальным докладчиком в данный регион, включая Амман, 20 и 21 сентября 2014 года, и Каир, с 22 по 28 сентября 2014 года, с целью проведения встреч и обсуждений, в частности с жертвами, представителями гражданского общества, правозащитниками и палестинскими должностными лицами. Для встречи со Специальным докладчиком представители органов Организации Объединенных Наций и неправительственных организаций, а также палестинские должностные лица, включая министров, совершали поездки в Амман с Западного берега, в том числе из Восточного Иерусалима.

5. Учитывая отсутствие доступа через территорию Израиля, Специальный докладчик надеялся посетить Газу через контрольно-пропускной пункт "Рафах", однако это оказалось невозможным по не зависящим от него причинам. Для прямого опроса собеседников, находившихся в Газе, он провел видео- и телеконференции с лицами, непосредственно пострадавшими в результате недавней эскалации военных действий. Специальный докладчик выражает свою искреннюю признательность всем тем, кто предоставил ему свои свидетельские показания и информацию о положении в области прав человека на оккупированной палестинской территории. Он также благодарен за всестороннее содействие, оказанное ему в ходе проведения миссии правительством Государства Палестина, а также за помощь, оказанную правительствами Египта и Иордании.

6. В начале доклада рассмотрен гуманитарный кризис в секторе Газа, а также последствия последнего раунда насилия между Израилем, с одной стороны, и Хамасом, а также другими палестинскими вооруженными группами, с другой стороны, имевшего место с 7 июля по 26 августа 2014 года. По информации, собранной и предоставленной Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), было убито 2 256 палестинцев, из которых 1 563 являлись гражданскими лицами, включая 538 детей3. Число жертв красноречивее всяких слов говорит о масштабах разрушений, однако одни лишь статистические данные не могут должным образом отразить ту степень человеческих страданий или те последствия, которые конфликт будет оказывать на проживающих в Газе палестинцев в течение предстоящих месяцев и лет. Следует надеяться, что сведения и свидетельские показания, полученные Специальным докладчиком из рассказов людей, помогут составить хотя бы некоторое представление об этих двух трагических месяцах и прояснить некоторые из предполагаемых задач и проблем, особенно в области здравоохранения и образования в секторе Газа4.

7. Кроме того, в настоящем докладе Специальный докладчик остановится на некоторых из не менее важных проблем, затрагивающих права человека на оккупированной палестинской территории и вызывающих серьезную обеспокоенность, а также предложит ряд рекомендаций правительству Израиля.

8. Настоящий доклад не является исчерпывающим отчетом о воздействии на права палестинцев израильской оккупационной политики и практики, о которых стало известно Специальному докладчику. Более того, имеется обширный перечень насущных проблем, связанных с правами человека, которые заслуживают внимания: от расширения поселений и до актов насилия со стороны поселенцев, в числе которых можно упомянуть политику дискриминации, проводимую в Восточном Иерусалиме, и участие предпринимательских кругов в деятельности на оккупированной палестинской территории. Специальный докладчик намерен рассмотреть эти и другие проблемы в своих последующих докладах. Вместе с тем в качестве отправной точки Специальный докладчик уделил самое пристальное внимание сведениям, полученным им непосредственно от жертв недавних военных действий, и надеется добросовестно поведать о потрясениях, выпавших на долю тех, кто пережил травмирующие события в течение 51 дня конфликта, уделяя особое внимание их воздействию на детей, составляющих более половины 1,8-миллионного населения Газы и представляющих собой будущее Палестины.

9. В качестве последней вводной ремарки Специальный докладчик напоминает, что предоставление мандатариям полного и неограниченного доступа в Израиль и на оккупированную палестинскую территорию отвечает интересам самого Израиля5. Специальный докладчик по-прежнему считает, что взаимодействие с Израилем будет способствовать эффективному и беспристрастному осуществлению мандата. Сотрудничество с мандатом стало бы проявлением ответственного отношения государства-члена к соблюдению и защите прав человека.



II. Положение в области прав человека в секторе Газа

A. Общий обзор

10. Многие палестинцы из Газы неоднократно сообщали Специальному докладчику о том, что семилетняя израильская блокада в совокупности с зонами ограниченного доступа вдоль границы, которые израильскими силами обороны зачастую охраняются с чрезмерным применением силы, вынуждают проживающих в Газе палестинцев находиться в состоянии непрерывного гуманитарного кризиса6. На самом базовом уровне это является ограничением для палестинского сельского хозяйства и рыболовства и зачастую ущемляет право на жизнь палестинских фермеров и рыбаков. Согласно информации, предоставленной Ближневосточным агентством Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), жесткие ограничения на импорт и экспорт также лишают палестинцев права в Газе на реальное экономическое развитие и, по сути, ввергают Газу в процесс свертывания развития, оставляя 80% населения хронически зависимым от помощи. Частые перебои с энергоснабжением и периодические зимние наводнения еще более усугубляют неблагоприятные условия проживания палестинцев в Газе. Кроме того, до эскалации военных действий весной 2014 года палестинцы в Газе пережили два предыдущих конфликта с Израилем в 2008 и 2009 годах, а также конфликт 2012 года, что выразилось в опустошении и разрухе. Израиль, возможно, удалил своих солдат из Газы в контексте одностороннего вывода войск в 2005 году; однако с точки зрения осуществляемого им контроля над территорией он по-прежнему остается оккупирующей державой.

11. По данным УВКПЧ, в ходе последнего раунда насилия между Израилем, с одной стороны, и ХАМАС и другими палестинскими вооруженными группами − с другой, с 7 июля по 26 августа 2014 года (операция "Нерушимая скала") было убито 2 256 палестинцев, из которых 1 563 являлись гражданскими лицами, включая 538 детей7. Это превосходит совокупное число убитых за время двух предыдущих конфликтов в Газе. С израильской стороны, предположительно, было убито 66 военнослужащих и 5 гражданских лиц. Специальному докладчику известно, что с территории Газы палестинскими вооруженными группами были, предположительно, произведены тысячи неизбирательных ракетных обстрелов. Тем не менее явная несоразмерность количества погибших с обеих сторон отражает дисбаланс в соотношении сил и непропорциональность потерь, понесенных палестинскими гражданскими лицами, что вызывает вопросы, касающиеся соблюдения Израилем таких принципов международного права, как проведение различий, соблюдение пропорциональности и предусмотрительность. 51-дневный конфликт с непродолжительными гуманитарными передышками оказал неблагоприятное воздействие практически на каждое из прав человека, включая право на достаточное жилище, на здоровье, на воду, на образование, на труд, не говоря уже о праве на жизнь.

B. Разрушение домов гражданских лиц и инфраструктуры

12. Самым поразительным аспектом проведенных Израилем военных операций стала их явно намеренная направленность на жилища гражданских лиц и многоэтажные жилые здания, в результате чего целые семьи оказались погребенными под обломками своих домов8. По словам многочисленных очевидцев, наиболее вопиющим примером несоразмерности стало разрушение до основания к окончанию военных операций Израиля многоэтажных жилых зданий, известных под названием "Башни-близнецы в Газе". В число других многоэтажных жилых домов, полностью разрушенных в результате ударов Израиля, входят 12-этажная башня аль-Зафер 4, Итальянская башня и башня аль-Баша. Поступило бесчисленное множество сообщений о школах, мечетях и больницах, предположительно, ставшими объектами нападений в ходе военных операций. Одна из международных неправительственных организаций сообщила, что нападениям также подверглись 25 автомобилей скорой помощи Палестинского Красного Полумесяца, из которых 12 были уничтожены или выведены из строя.

13. Видные правозащитники из Газы отмечали: "никогда в жизни мы не сталкивались с таким уровнем разрушений", описывая ситуацию в ряде таких пострадавших от особо мощных ударов кварталов и населенных пунктов, как Шуджаяйя, Хузайя и Рафах. Даже опытные гуманитарные работники, побывавшие в некоторых из наиболее пострадавших зон конфликтов в мире, признавались Специальному докладчику в том, что увиденное ими в Газе "производило, по общему мнению, шокирующее впечатление". Спустя три месяца после прекращения огня урон, причиненный израильскими ударами водопроводным и очистным сооружениям в Газе по-прежнему ощущается, и от 20 до 30% домашних хозяйств, или 450 000 человек, по-прежнему остаются без доступа к муниципальному водоснабжению в результате причиненного ущерба9.

14. Служившие временными убежищами для внутренне перемещенных лиц школы БАПОР, точное расположение которых было сообщено израильским силам обороны, были подвергнуты, согласно сообщениям, обстрелу снарядами или другими боеприпасами по меньшей мере в семи отдельных случаях, в результате чего погибли 42 человека, включая 11 сотрудников БАПОР. Во время одного инцидента, 30 июля, в школе БАПОР в Джабалии, предположительно, 16 человек было убито и еще 100 человек ранено. По сообщению БАПОР, агентство информировало израильское военное командование о местоположении школы 17 раз, включая последний раз всего лишь за несколько часов до нападения. Специальный докладчик отмечает, что в ноябре 2014 года Генеральный секретарь учредил комиссию по расследованию для проведения анализа и расследования конкретных случаев гибели людей или причинения им телесных повреждений в помещениях Организации Объединенных Наций и/или причинения им ущерба. Специальному докладчику также известно о том, что Израиль учредил собственный механизм по установлению и оценке фактов и возбудил несколько уголовных расследований по отдельным случаям предполагаемых нарушений международного права. Пока еще не ясно, позволит ли это в какой-либо мере привлекать к реальной ответственности лиц, виновных перед палестинскими жертвами, с учетом тех критических замечаний, которые до сих пор высказывают наблюдатели10.



C. Массовое перемещение населения

15. На пике эскалации военных действий порядка 500 000 человек по всей территории Газы оказались внутренне перемещенными лицами, многие из которых были вынуждены искать убежища в школах БАПОР11, в государственных школах либо в расширенных семьях, или у друзей12. Многие школьные здания не приспособлены к тому, чтобы служить убежищами, и огромное количество ищущих убежища перемещенных лиц, согласно сообщениям, создает проблему острой переполненности и представляет собой значительную нагрузку на санитарно-технические сооружения. Согласно сообщению одного из гуманитарных работников, посетившего школы, общая переполненность школ с ограниченной вместимостью привела к лишению семей права на частную жизнь и к неудовлетворительным санитарно-гигиеническим условиям, в результате чего возникают различные связанные со стрессом недомогания, включая дерматологические проблемы. Помимо убежищ, расположенных в школах, принимающие семьи также, согласно сообщениям, оказались под непосильным бременем необходимости размещать у себя до 30 членов расширенной семьи и родственников, что оказывает значительное финансовое и психологическое давление на всех членов семьи. Безысходность положения была кратко охарактеризована отчаявшейся женщиной, которая сказала одному из сотрудников Организации Объединенных Наций, распределявшему продовольственную помощь: "Мне не нужна еда, мне необходимо будущее для моих детей".

16. Палестинский правозащитник родом из Шуджайи пояснил, что "эти люди обладают сознанием, твердым как скала, и настолько сильно привязаны к своей земле, что они никогда не расстанутся с ней так легко". Тем не менее уже через несколько минут после нападения Израиля на этот конкретный район 20 июля, он стал свидетелем того, как бомбы, танковые снаряды и корабельная артиллерия "сотрясали землю подобно землетрясению и открылись врата ада". К шести часам вечера 150 000 человек, согласно сообщениям, пытались спастись бегством из данного района. Одна палестинская сотрудница неправительственной организации, которая также являлась матерью и бывшей жительницей Бейт Хануна, сообщила, что к ним обратились израильтяне и приказали покинуть дома. "У нас было всего лишь несколько минут на то, чтобы собрать необходимые документы и вывести детей", − рассказала она. "Когда смотришь на стены, на которых в рамках развешаны фотографии родственников и друзей, чувствуешь теплоту своего дома; трудно просто так уйти, не зная, вернешься ли когда-нибудь назад".

17. Согласно сообщениям, о некоторых воздушных ударах Израиль предупреждал по телефону, в текстовых сообщениях и листовках, которые сбрасывались над территорией сектора Газа. Однако палестинские правозащитники пояснили, что на столь замкнутой и густонаселенной территории многим людям просто некуда было скрыться; безопасные проходы или убежища отсутствовали, спастись нельзя было даже в укрытиях Организации Объединенных Наций. Это особенно затронуло наиболее уязвимых жителей: маленьких детей, престарелых, беременных женщин и лиц с ограниченными физическими возможностями. Некоторые очевидцы отмечали, что молодые палестинцы из Газы, пытаясь спастись от потенциальной гибели в Газе, предпочитали пересечь Средиземное море на утлых суденышках в попытке достичь Европы, что свидетельствует о том, насколько отчаянно люди пытались выбраться из Газы.



D. Жертвы среди гражданского населения: семьи и дети

18. По данным УВКПЧ, приблизительно 69% палестинцев, погибших в ходе военных действий в Газе, являлись гражданскими лицами. Одна израильская организация, занимающаяся сбором своих собственных статистических данных о погибших палестинцах, в настоящее время установила, что соотношение погибших палестинских гражданских лиц к комбатантам составляет менее 48%13. В обоих случаях возникают серьезные вопросы в связи с соблюдением Израилем принципов международного гуманитарного права.

19. Наиболее отличительным аспектом последнего конфликта стало то, что большинством жертв из числа гражданского населения являются не случайные прохожие на улицах, оказавшиеся в ненужное время в ненужном месте. Специальному докладчику приходилось неоднократно слышать о том, что большинство пострадавших составили семьи, погибшие в результате ракетных ударов, нанесенных по их домам, обычно в ночное время. Палестинские правозащитники указывали, что целые семьи, включая семью Наджар и семью Абу Каваре, были "просто вычеркнуты из регистрационных списков".

20. В неполном перечне случаев, доведенных до сведения Специального докладчика, почти все перечисленные семьи лишились одного ребенка или нескольких детей, убитых в результате обстрелов их домов. В некоторых случаях были также убиты беременные женщины и пожилые люди. Этот неполный перечень включает в себя следующие имена: Аль-Хадж, Аль-Батш, Аль-Авдат, Шухибар, Абу Джарад, Аль-Халлак, Аммар, Абу Джами Сийям, Аль-Кассас, Абу Ита, Ан-Наджар, Аль-Хелу, Абу Джабир, Абу Хуса, Абу Заид, Духейр, Аль-Хашаш, Абу Амер, Брикер, Муаммар, Балата, Аль-Халили, Аль-Байюми, Аль-Фарра, Абу Сулейман, Абу Мади, Аль Гуль, Аль-Мадждалави, Абу Ниджм-Аль-Масри, Аль-Бакри, Увейда, Вахдан, Ад-Далу, Аль-Лух, Килляб, Абу Бахрудж, Дхисин, Джуди и Танбура. Всего, согласно сообщениям, в своих домах было убито по меньшей мере 999 членов семей, включая 329 детей. Еще 233 человека погибли недалеко от своих жилищ, в некоторых случаях при попытке спастись бегством14.

21. Последний раунд конфликта по существу оказался во многом более смертоносным для детей по сравнению с предыдущими военными действиями 2008, 2009 и 2012 годов. В течение более 50 дней ежедневно в среднем погибало 10 детей, и эту шокирующую по любым меркам статистику нельзя охарактеризовать как непредсказуемые потери. По данным БАПОР, в течение лета в результате конфликта появилось 1 500 новых сирот, включая по меньшей мере 560 учащихся БАПОР, которые нуждались в постоянных мерах по охране детства и в социальной поддержке. Палестинские правозащитные организации назвали упомянутый высокий уровень потерь среди гражданского населения "прямым следствием израильских крупномасштабных, преднамеренных и систематических военных нападений на семейные жилища". Вся информация, полученная Специальным докладчиком на сегодняшний день, подтверждает обоснованность этого утверждения.

22. Израиль обосновывал применение силы против гражданской инфраструктуры тем, что палестинские вооруженные группы производили неизбирательные запуски ракет с упомянутых выше объектов15. Однако свидетельские показания, полученные Специальным докладчиком от правозащитников и жертв из Газы, в совокупности с крупномасштабными разрушениями, которые можно различить на спутниковых изображениях, предоставленных Организацией Объединенных Наций, заставляют усомниться в том, что израильскими силами обороны соблюдались принципы пропорциональности и проведения различий16. Кроме того, уместно напомнить, что Высокие Договаривающиеся Стороны четвертой Женевской конвенции в своем заявлении от 17 декабря 2014 года указали, что "никакое нарушение международного гуманитарного права любой из сторон конфликта не освобождает другую сторону от ее собственных обязательств по международному гуманитарному праву".

23. Долгое время после прекращения огня невзорвавшиеся боеприпасы продолжают представлять собой угрозу, особенно для детей в Газе. Согласно оценкам, 7 000 невзорвавшихся боеприпасов по-прежнему разбросаны по всему сектору Газа, находясь под развалинами и обломками разрушенных до основания кварталов. В конце октября 2014 года Служба Организации Объединенных Наций по вопросам деятельности, связанной с разминированием, сообщила по меньшей мере о семи погибших гражданских лицах в результате срабатывания оставшихся после войны боеприпасов, а также еще о 14 раненых17. Последний из таких случаев был зарегистрирован 4 декабря 2014 года, когда четыре палестинские женщины с тремя детьми, согласно сообщению, получили ранения (двое из них серьезные осколочные ранения) в доме семьи Абу Мерье, когда один из членов семьи подобрал металлический предмет странной формы. Данная семья всего за несколько дней до этого возвратилась в свой дом в квартале Аз-Зейтун города Газа, чтобы отремонтировать свое жилье18.

24. В августе 2014 года Специальный докладчик направил правительству Израиля письмо с утверждением по поводу резонансных дел, связанных с предполагаемыми несоразмерными или неизбирательными нападениями, ставшими причиной гибели ни в чем не повинных гражданских лиц, включая детей. Хотя по состоянию на 9 декабря 2014 года никакого ответа на это письмо получено не было, Главный военный прокурор распорядился закрыть ряд дел, включая одно из дел, упомянутых Специальным докладчиком вместе со Специальным докладчиком по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства и произвольных казнях в связи с убийством двух палестинских женщин-инвалидов в учреждении по уходу в Бейт-Лахии 12 июля 2014 года19.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница