Доклад "Сотрудничество в области энергетики" 1 Докладчик: г-н Али Алирзаев (Азербайджан)



Скачать 291.21 Kb.
Дата06.05.2016
Размер291.21 Kb.




DOC: GA21/EC20/REP/03/r




Двадцать первое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи ПАЧЭС

Комитет по экономическим, торговым, технологическим и экологическиим вопросам

Доклад

"Сотрудничество в области энергетики"1

Докладчик: г-н Али Алирзаев (Азербайджан)

  1. Введение





  1. Энергетика находится в центре экономических, социальных и политических проблем как в мире, так и в Черноморском регионе. Она является фактором регионального роста и социально-экономического развития, поскольку всегда входит в состав конечной продукции промышленности и услуг.

  2. Страны-члены ЧЭС существенно отличаются друг от друга по своему экономическому и энергетическому потенциалу, наличию ресурсов энергии, разнообразию моделей её поставки и степени развития внутренних энергетических рынков и инфраструктуры. Вместе с тем, их волнуют одни и те же проблемы, связанные со стабильностью энергетических рынков, надежностью и ростом импорта и экспорта, необходимостью модернизировать энергетический сектор, повысить уровень экономии энергии и сократить парниковый эффект от выбросов газа в атмосферу в результате производства энергии и её использования.

  3. В последние годы энергетическая карта ЧЭС претерпела стремительные изменения в связи с крупными проектами в области энергетики и взаимного подсоединения энергосистем. Черноморский регион находится на перекрестке основных потоков экспорта нефти и газа на мировые энергетические рынки, имеет жизненно важное значение для транспортировки нефти и газа из Каспийского региона. Кроме того, через страны ЧЭС пролегает не только важный маршрут транзита, там также находится и потенциальный огромный энергетический рынок.

  4. Целью настоящего доклада является определение основных направлений процесса улучшения координации в области энергетики и развития сотрудничества между государствами ЧЭС. В нем использована информация, полученная от международных организаций, в частности, от Международного Энергетического Агентства, и материалы, предоставленные национальными делегациями Болгарии, Румынии и Турции.
    1. Региональные рамки сотрудничества


  5. Организация ЧЭС. Как подчеркивается в Декларации Встречи на высшем уровне в Стамбуле 25 июня 1992 г., ЧЭС рассматривает энергетику в качестве одного из наиболее многообещающих направлений регионального сотрудничества. Вследствие этого была создана Рабочая группа ЧЭС по энергетике для поддержания регулярного взаимодействия. Министры энергетики государств-членов ЧЭС подчеркнули необходимость сосредоточиться на а) эффективности энергетики, б) возобновляемой энергии, в) транспортировке нефти и газа, г) создании банка данных по программам в области энергетики и д) других проектах, связанных с энергетикой.

  6. Энергетика названа в качестве одного из главных приоритетов, определенных в Экономической повестке ЧЭС (апрель 2001 г.), где подчеркивается, что производство энергии и ее потребление имеют ключевое значение для стран ЧЭС. Оптимизацию и эффективность использования энергетических ресурсов можно достичь через полную интеграцию как производителей, так и потребителей в регионе с международными энергетическими рынками. Поэтому в процессе координации деятельности в энергетическом секторе необходимо принимать во внимание огромное значение экологических факторов (например, предотвращение загрязнения моря). Экономическая повестка ЧЭС призывает членов к следующему:

  1. продолжению развития проектов взаимного подсоединения энергосистем стран ЧЭС и скорейшему переходу к их практическому осуществлению

  2. укреплению регионального сотрудничества и интенсификации деловых контактов между энергетическими организациями и компаниями государств-членов ЧЭС с целью содействия интеграции с мировыми рынками и повышению экономической эффективности

  3. преодолению дисбаланса между производством и потреблением энергии, сокращению стоимости производства энергии, уменьшению воздействия на окружающую среду со стороны энергетических предприятий, составляющих основу регионального энергетического рынка

  4. обеспечению более высокой энергетической эффективности в государствах-членах и более широкому применению энергосберегающего технологического оборудования, как важной части энергетической политики ЧЭС.

  1. Черноморский Энергетический Центр. Институтом, развивающим сотрудничество в области энергетики, является Черноморский Энергетический Центр, который был создан в Софии в начале 1995 г. совместными усилиями всех одиннадцати стран ЧЭС по инициативе Европейской Комиссии и в рамках программы СИНЕРЖИ. Центр направляет свою деятельность на укрепление сотрудничества между Европейским Союзом и странами Черноморского региона в энергетическом секторе, что, в свою очередь, укрепит политическую и экономическую стабильность, мир и обеспечит процветание в регионе. Основными задачами Центра являются:

  • Развитие энергетической политики и реформирование энергетического рынка в соответствии с Европейской Энергетической Хартией.

  • Привлечение инвестиций, финансирования и развитие совместных предприятий в энергетическом секторе в Черноморском регионе.

  • Обеспечение доступа заинтересованных институтов ЕС к энергетическому сектору черноморских стран и наоборот.

  • Создание банка черноморских региональных инициатив для социальных партнеров, желающих связаться с аналогичными структурами Европейского Союза.

  • Оказание координированных услуг для программ СИНЕРЖИ, ФАРЕ и ТАСИС, связанных с проектами в Черноморском регионе, по их просьбе.

  1. Деятельность Центра сосредоточена на следующих направлениях:

        • Правовые аспекты энергетического сектора, связанные с Европейской Энергетической Хартией, особенно в области инвестиций, транзита и доступа к энергетическим рынкам.

        • Развитие и использование энергетической стратегии и соответствующих структур с учетом рыночных реформ, реструктуризации энергетического сектора и ценовой политики.

        • Перспективы взаимного подсоединения энергетических систем, особенно, газовых, нефтяных и электрических сетей, соединяющих страны Черноморского региона и Европейского Союза.

        • Политические, финансовые и организационно-правовые аспекты финансирования энергетических инвестиций в Черноморском регионе и потенциал создания совместных предприятий.

        • Последствия для окружающей среды от геологоразведки, производства и транспортировки энергетических ресурсов Черноморского региона.
  1. Энергетический обзор региона


Энергетический ландшафт

    1. Черноморские страны очень отличаются друг от друга и это также свойственно для их энергетической ситуации. Некоторые страны изобилуют энергетическими ресурсами и являются чистыми экспортерами, например Россия и Азербайджан (экспортируют 17% ОПЭП2), в то время, как другие заявляют об энергетической зависимости в большей, например, Болгария (70% ОПЭП), Грузия (80% ОПЭП), Греция (92% ОПЭП), или меньшей степени (например, Румыния импортирует 39% ОПЭП). В то же время, ожидается, что к 2010 г. общая потребность черноморских государств (за исключением России) в нефти возрастет на 22.5 мт/в год (450-7000,000 б/д). Потребление энергии в расчете на душу населения составляет примерно половину от этого в более развитых европейских странах. Однако, потребление на единицу готовой продукции в два-три раза больше среднего показателя для ОЭСР, что говорит о неэффективности поставки и использования энергии. Как показывают энергетические характеристики, страны ЧЭС являются естественными партнерами в секторе энергетики. Цифры, приведенные в таблице 1, иллюстрируют энергетическую взаимозависимость, создающую основу для регионального сотрудничества в этой области.

Таблица 1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРАН ЧЭС ( 2000 г.)

Страна

Населе-ние

(млн.)


ВНП

млрд (дол.США, цены '95)



Производ-ство энер-гии (MTOE)

Чистый импорт

(MTOE)


Поставка энергии (MTOE)

Потребление энергии на душу населения

(тнэ/ на душу населения)



Потреблении электричества на душу населения

( Квт-ч / на душу населения)



Албания

3,41

3,07

0,81

0,82

1,63

0,48

1002

Армения

3,80

3,71

0,63

1,43

2,06

0,54

1047

Азербайджан

8,05

4.07

16,95

-7,35

11,70

1,45

2040

Болгария

8,17

12,28

10,01

8,73

16,78

2,30

3675

Грузия

5,02

2,51

0,74

2,09

2,86

0,57

1294

Греция

10,56

139,07

9,99

21,72

27,82

2,64

4694

Молдова

4,28

2,72

0,06

2,81

2,87

0,67

843

Румыния

22,44

32,75

28,29

7,85

36,33

1,62

1989

Россия

145,56

357,32

966,51

-347,82

613,97

4,22

5236

Турция

67,60

206,12

27,93

54,70

82,63

1,22

1219

Украина

49,50

44,35

82,33

57,26

139,59

2,82

2755

Всего

328,59

807,97

1146,25

-197,76

940,24

2,66

3606

Источник: Информация турецкой национальной делегации (информация основывается на «Ключевых статистических данных мировой энергетики» МЭА, 2002)

MTOE: миллионы тонн нефтянного эквивалента



Квт-ч /на д.населения: киловат - час/ на д.населения

    1. Общей чертой стран ЧЭС является их высокий уровень энергетической взаимозависимости. Большинство черноморских стран полагаются на поставки газа из России, предпринимая в то же время шаги по обеспечению диверсификации своих источников поставок (например, из Норвегии, Ирана). Румыния и Украина являются единственными прибрежными государствами со значительным нефтегазовым производством, которое, тем не менее, недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса. Внутренняя добыча нефти на Украине удовлетворяет 25% потребностей страны, что заставляет ее полагаться на импорт нефти из России и Казахстана. Большую часть природного газа Украина импортирует из России в качестве платы за транзит российского газа на европейские рынки. Основная часть природного газа и нефтяных остатков Молдовы также импортируются из России, уголь – из Украины и Румынии, а однатреть электроэнергии Молдовы поставляется с Украины. Болгария, Румыния и Турция сокращают свою зависимость от внутренних поставок угля, увеличивая импорт газа. Болгария почти полностью полагается на импорт российского газа, который в настоящее время составляет 3.4 млрд. м³/год. Основным внутренним ресурсом Армении является ее атомная электростанция. Албания обеспечивает свои скромные ежегодные потребности в газе (0.03 млрд. м³/год) исключительно за счет внутреннего производства, которое, однако, сокращается. Греция импортирует газ из России (80% импорта природного газа) с 1997 г. для удовлетворения своих возрастающих потребностей, в то время, как Турция является наиболее стремительно развивающимся рынком газа, где государственная компания Боташ ожидает рост спроса на газ к 2010 г. до 55 млрд. м³/год. Грузия, которой удалось утвердить себя в качестве важного транзитного коридора для азербайджанской и казахстанской «сырой нефти», плохо обеспечена энергетическими ресурсами, импортируя почти 80% своих энергетических потребностей (ОПЭП), главным образом, в виде нефтепродуктов и газа. Гидроэнергетика является основным внутренним источником энергии, на который приходится почти 75% ее внутреннего производства.

    2. Обширные энергетические ресурсы Каспийского бассейна являются не только основными стратегическими активами, но и неизбежным предметом двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества. МЭА полагает, что объем достоверных запасов нефти в Средней Азии и Закавказье составляет 15-40 млрд. баррелей при возможном наличии еще около 70-150 млрд баррелей дополнительных запасов. Расчеты достоверных запасов природного газа в регионе составляют от 6.7 до 9.2 триллионов кубических метров при возможном наличии еще 8 триллионов кубометров дополнительных ресурсов. Это составляет приблизительно 5% от мировых запасов нефти и 6% от газовых резервов. Российская Федерация обладает не только самыми крупными нефтегазовыми ресурсами в регионе ЧЭС, она также является одним из наиболее крупных производителей нефти и природного газа в мире, существенно удовлетворяя европейский спрос на газ. У нее имеется более 1,700 триллиона кубических футов (Ткф) достоверных запасов природного газа, самых крупных в мире. За Российской Федерацией следует Азербайджан, одно из самых старых нефтедобывающих государств в мире. Он сосредоточил свои усилия на добыче нефти и добился значительного места на мировых рынках нефти, экспортируя в начале 2000 г. приблизительно 158,000 баррелей в день (55% от общего производства) нефти. В Азербайджане имеется приблизительно 4.4 триллионов кубических футов (Ткф) разведанных запасов природного газа, однако отсутствует развитая инфраструктура для его поставок за рубеж. В Румынии имеется значительный производственный потенциал в объеме 126,000 баррелей в день сырой нефти и 14 млрд. м³ газа в год (2001 г.). Болгария, Румыния и Украина обладают крупными запасами угля, однако вся их инфраструктура нуждается в модернизации, а общая мощность перерабатывающих предприятий, составляющая 90 мт/год, используется всего лишь на одну треть.

    3. Имеется ряд препятствий, сдерживающих развитие энергетического сектора в регионе, которые, в то же время, являются проблемой в сфере сотрудничества. Кроме политических проблем, стоящих на пути сотрудничества в области энергетики, энергетические предприятия в большинстве своем по-прежнему находятся в собственности государства с ограниченными организационно-правовыми полномочиями. Необходимо и дальше развивать энергетическую политику, законодательство и нормы, и сближать их с западными стандартами и практикой. Торговля энергией сдерживается плохой инфраструктурой, нарушением традиционных транспортных связей и отсутствием стандартов и соглашений в области регионального энергетического рынка. Несмотря на улучшение в некоторых областях, отсутствие реформ в энергетическом секторе, относительно низкие тарифы и нехватка инвестиционных ресурсов препятствуют достижению прогресса. Неуплата потребителями долгов за пользование энергией является еще одним препятствием на пути дальнейшего развития энергетического сектора. Наряду с этим, многие предприятия являются устаревшими и неэффективными, как в случае с Украиной, где имеется достаточно генерирующей мощности, чтобы произвести электричества в два раза больше ее потребностей, но из-за неэффективной инфраструктуры потери (на линии) составили 21% от общего объема электричества, произведенного в 2002 г. С развалом Советского Союза были разрушены сети распределения, что сделало вновь независимые страны более зависимыми от импорта топлива. В данных обстоятельствах некоторым странам не оставалось ничего другого, кроме как забыть об импорте более чистого топлива, такого, как природный газ, и перейти к использованию низкокачественного топлива (такого, как уголь с большим содержанием серы) для отопления и производства. В то же время, добыча и транспортировка нефти в регионе вызывает беспокойство у защитников окружающей среды в связи с возможными экологическими последствиями, как, например, в случае с Босфорским проливом.

    4. Регулирующие реформы продвигаются разными темпами. Электрическая и энергетическая индустрии переживают в настоящее время всеобъемлющий процесс дерегулирования для того, чтобы стать открытыми для конкуренции. Дерегулирование энергетического рынка в Черноморском регионе влечет за собой переход от монополий с центральным планированием к конкурентноспособным рынкам, движимым потребителями. Государственное доминирование уступает дорогу более широкой приватизации, а крупномасштабные централизованные решения – менее масштабным децентрализованным подходам. Тем не менее, государственная собственность в энергетическом секторе, все еще широко распространена в черноморских экономиках, несмотря на то, что правительства выразили намерение отказаться от своих интересов в энергетическом секторе. Болгария и Румыния начали приватизировать перерабатывающий сектор, во всех странах имеются соглашения о (частичной) приватизации энергетических предприятий. В процессе выполнения Директив ЕС Греция частично приватизировала «Элленик Петролиум» (бывшую государственную нефтяную компанию), а 20% ее рынка природного газа должны быть открыты для конкуренции. В феврале 2001 г. 35% ее энергетического рынка также открылись для конкуренции. Всех опередила Грузия, приватизировавшая почти половину своих энергетических предприятий еще зимой 1998 г.. Парламент Армении одобрил программу приватизации энергетического сектора в июле 2000 г.. Планы Азербайджана о приватизации компании «Азергаз», занимающейся сбытом газа, государственного нефтяного предприятия «СОКАР» и предприятий, занимающихся сбытом электроэнергии, все еще до конца не материализовались. Украина стремится приватизировать свои региональные предприятия энергосбыта с тем, чтобы освободить правительство от непосильного бремени долга. Процесс приватизации начался в 1998 г. с областных энергетических предприятий и будет в основном завершен к 2003 г.. В Румынии приватизация ПЕТРОМа, самой крупной нефтегазовой компании, является приоритетной задачей правительства, который разработал специальные стратегии для завершения этого процесса к следующему году. Турция также приватизировала 51% компании «Петрол Офиси» в то время, как приоритетной задачей является внесение поправок в закон о нефти и дерегулирование газового сектора в направлении либерализации согласно требованиям о членстве в ЕС. Российская нефтяная промышленность, приватизированная, главным образом, в середине 1990-х годов, добилась определенных результатов за последние несколько лет, демонстрируя стабильную прибыль и рост производства. Правительство пытается реструктуризовать и либерализовать энергетический сектор. Получили одобрение планы, направленные на ослабление монопольных позиций как «Газпрома», так «Единых энергосистем», российских монополий соответственно в секторе газа и электричества.

    5. Правительства рассматривают приватизацию как способ введения рыночной экономики, повышения эффективности, сокращения дефицита бюджета и получения доступа к современных технологиям и практике управления. Однако, основным препятствием на пути привлечения крупного частного капитала и иностранной собственности являются тарифы на электричество, находящиеся ниже уровня его себестоимости, плохой сбор оплаты, экономическая и политическая нестабильность. Для повышения эффективности, приватизация должна также сопровождаться созданием соответствующих институтов

    6. Некоторые из членов ЧЭС являются или странами-членами ЕС (Греция), или кандидатами на вступление (Болгария, Румыния и Турция), в силу чего они обязаны адаптироваться и осуществлять законодательство ЕС. Это послужило причиной для волны законодательных мер по сближению национального законодательства со стандартами ЕС. Реформы были предприняты и во всех остальных странах. Энергетический сектор, возможно, является одним из тех, и претерпел наибольшие изменения. Парламенты Албании, Болгарии и Румынии приняли законы о создании современной регулирующей основы для энергетики. «Национальная стратегия развития энергетического сектора и эффективности энергетики к 2010 г.» были принята Народным Собранием Болгарии в 1998 г., а «Среднесрочная национальная стратегия развития энергетики» на 2001-2004 г.г. была также утверждена Румынией. Армения и Грузия ввели в действие законодательство в области энергетики, которое включает положения о создании независимых регулирующих структур. В Молдове было также создано в 1997 г. Национальное агентство по регулированию энергетикой (НАРЭ) с целью регулирования реструктуризованного сектора энергетики. В 1999 г. в Азербайджане вступил в силу закон об энергетике, который охватывает задачи государственной энергетической политики. Наряду с этим, все страны ЧЭС (за исключением России, где Хартия применяется временно) подписали и ратифицировали Европейскую Энергетическую Хартию. Однако, Протокол об энергетической эффективности и связанных с ней экологических аспектах был ратифицирован только Азербайджаном, Болгарией, Грецией, Молдовой и Румынией.

    7. Приватизация и общие проекты исследований в области энергетики открыли также сферу сотрудничества, где уже имеются стратегические альянсы. Энергетический сектор во всех странах ЧЭС представляет огромные возможности как для иностранных инвестиций, так и для получения доходов от экспорта и транзита. В Азербайджане в настоящее время на нефтяную промышленность приходится от 70% до 80% общих иностранных инвестиций. Вот несколько примеров. «Газпром» (Россия) стал совладельцем национальной системы газообеспечения в Армении. Турецкая нефтяная корпорация (ТПК) является акционером в некоторых проектах, осуществляемых в регионе ЧЭС при многонациональном участии. Нефтеразведочные и производственные проекты в Азербайджане: «Азербайджан-Ширак-Гюнешли (АШГ)», «Шах Дениз» и «Алов». Кроме того, ТПК ведет переговоры с российской компанией «Зарубежнефтегаз» для оценки совместных инвестиционных возможностей в Черноморском регионе. Российские компании «Лукойл» и СПС являются партнерами в рамках нескольких соглашений о разделе продукции в Азербайджане.

Проекты взаимного подсоединения энергетических систем


    1. Отношения сотрудничества между странами ЧЭС в области энергетики развивались постепенно. До сегодняшнего дня приоритет отдается электрическому сектору энергетики, где при поддержке Организации ЧЭС осуществляется несколько проектов взаимного подсоединения систем. Рынок электричества в Черноморском регионе является хорошим примером. Возрастает торговля электричеством по кабельным сетям между черноморским странами, а также между ними и остальными странами Европы.

    2. Проект взаимного подсоединения электрических сетей, охватывающий все государства-члены, является выдающимся проектом, реализуемым под руководством министров энергетики государств-членов ЧЭС. Его задача состоит в осуществлении рационального и более эффективного производства и потребления электроэнергии в регионе. Интегрированный рынок электричества улучшит операции между национальными энергетическими системами, он пойдет дальше единичных обменов электроэнергией, происходящих в чрезвычайных ситуациях и в случае нехватки электричества. Задачи и цели предпроектных исследований уже определены. Рабочей группе, созданной на уровне заместителей министров энергетики, поручено вести контроль за ходом осуществления поставленных задач.

    3. Наряду с этим, взаимное подключение Болгарии, Румынии, Албании и Турции с членами СКПЭ2 поддерживает ЕС с целью создания регионального рынка электричества в Юго-Восточной Европе. Опыт Румынии в области передачи энергии через сеть взаимного подсоединения и распределения является наглядным примером того потенциала, который имеется в этой сфере. Румыния подключена к сетям на Украине, в Болгарии и Молдове – странах, торгующих электричеством. Её система КОНЕЛ в настоящее время функционирует параллельно с энергетическими системами Болгарии, Греции, Албании и Турции. Ряд двусторонних соглашений имеют более широкий региональный резонанс, как, например, соглашение между Украиной и Россией, достигнутое в 2001 г., о подсоединении их энергетических сетей, или соглашение между Грецией и Турцией о подсоединении их энергосистем к 2006 г.. Подсоединение систем на Кавказе приведет к возобновлению торговли электричеством. Было заявлено, что к 2006 г Азербайджан сможет экспортировать в Турцию до 300-500 мегаватт (МВТ) электричества. Объединение энергосистем в Кавказском регионе также возможно на основе опыта прошлого, когда три кавказских государства были частью Закавказской объединенной энергетической системы. Однако, в настоящий момент приоритеты отдаются восстановлению надежных внутренних поставок.

    4. Производство нефти и газа и проекты транспортировки. Большинство стран ЧЭС так или иначе связаны с производством нефти и газа и проектами их транспортировки. Большинство проектов разведки и производства нефти и газа связаны с Россией и Азербайджаном. Геополитическое положение всех стран ЧЭС имеет большое значение в связи транспортировкой нефти и газа. Россия унаследовала от Советского Союза большую транспортную инфраструктуру и либо привлекает новые инвестиции в область транспортировки, либо сама инвестирует в такие проекты, как «Голубой поток» или трубопроводы СПС, улучшая при этом существующие структуры. Азербайджан предпринимает попытки осуществления различных проектов нефте- и газопроводов, таких, как Баку-Тбилиси-Джейхан или нефтепровода Баку-Супса и южно-кавказского трубопровода природного газа с целью транспортировки своих нефтегазовых ресурсов на международные рынки.

    5. Имеется несколько проектов трубопроводов, объединяющих страны региона ЧЭС друг с другом и другими странами мира, и открывающих огромный потенциал сотрудничества, существующий в этой области. Здесь мы назовем основные из них, связанные с транспортировкой каспийских энергетических ресурсов и вовлекающие страны ЧЭС:

      1. Нефтепровод Баку-Новороссийск (Азербайджан, Россия). Эксплуатируется Азербайджанской международной операционной компанией (АМОК).

      2. Проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) (Азербайджан, Грузия и Турция). Контракты на строительство выставлены на торги. Строительство должно быть завершено к началу 2005 г..

      3. Нефтепровод Баку-Супса (Азербайджан, Грузия). Эксплуатируется Азербайджанской международной операционной компанией (АМОК)

      4. Нефтепровод Атырау-Новороссийск (Казахстан-Россия). Построен. Проект осуществлен СПС и в настоящее время официально находится в фазе испытания.

    6. Российский газ поставляется во все черноморские страны через существующую инфраструктуру: а) вдоль западного побережья Черного моря через Украину, Молдову, Румынию, Болгарию в Грецию и Турцию в объеме 10.5 м³ в год; b) через Кавказские горы в Грузию, Азербайджан и Армению. Мощность Закавказской линии составляет 13 млрд. м³ в год. Ниже приводится перечень проектов транспортировки газа:

  1. Каспийский газопровод. Предлагается для транспортировки газа из Туркменистана в Турцию.

  2. Газопровод «Голубой поток» (Россия, Турция). Проект готов к эксплуатации.

  3. Газопровод Тебриз-Эрзурум (Иран, Турция), Находится в эксплуатации.

  4. Южнокаспийский газопровод. Предлагается для параллельной эксплуатации с нефтепроводом БТД.

  5. Турецкая газовая магистраль Восток-Запад (Иран-Турция). Находится в эксплуатации.

    1. Другими нефтепроводами в составе западных маршрутов с участием стран ЧЭС являются:

  1. Одесса – Броды – Гданьск (Украина,Польша)

  2. Констанца – Триест (Румыния, Италия)

  3. Бургас-Александрополис (Болгария, Греция)

  4. Бургас-Влоре (Болгария, Албания)

  5. Фракия – Сароссий залив (Греция, Турция)

    1. Региональное сотрудничество в области энергетики приобретает особое значение, когда принимается во внимание ядерная безопасность. В настоящее время атомные электростанции имеются на Украине, в России, Армении, Болгарии и Румынии. Регион уже пережил одну из наиболее крупных аварий в 1986 г. на атомной станции в Чернобыле. Болгария находится в процессе выполнения требований Комиссии ЕС о выводе из эксплуатации всех старых агрегатов Казлодуйской атомной станции самое позднее к 2006 г..

    2. Тем временем, усилия в Черноморском регионе начинают направляться на укрепление роли возобновляемых источников энергии, включающих гидро-, гео, и гелиотермальную энергию, энергию приливов и ветра, а также энергию твердой биомассы. В области возобновляемых источников энергии использование новых технологий имеет ключевое значение, они позволили бы значительно сэкономить на потреблении энергиии, что благотворно сказалось бы на окружающей среде. Согласно информации Международного Энергетического Агентства, доля производства электричества от возобновляемых источников энергии, за исключением гидроэнергии, в 1999 г. составляла 0.8% в Греции и 0.2% в Турции при среднем показателе ОЭСР 1.9%.

    3. Начиная с 1990-х годов, Всемирный Банк, ЕБРР, Европейский Инвестиционный Банк и другие международные организации оказывают содействие в реструктуризации, приватизации и демонополизации энергетического сектора. Они также уделяют внимание вопросам безопасности и экологии, особенно, ядерной безопасности. Уже осуществляется ряд инициатив и процессов, связанных с координацией энергетики (включая программы ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ). Через программу ЕС ИНОГЕЙТ были вызваны к жизни такие проекты, как «Южноевропейское газовое кольцо», объединяющее Турцию с Грецией, и трубопровод для транспортировки природного газа, объединяющий Турцию, Болгарию, Румынию и заканчивающийся в Австрии.

    4. Черноморский Банк Торговли и Развития определил 35 инвестиционных операций с участием энергетического сектора общей стоимостью 1 миллиард долларов. Первая операция была подписана в 1999 г. и касалась проекта Трансбалканского газопровода. Этот проект представляет собой первую фазу программы, направленной на расширение мощности Трансбалканской системы газопровода с тем, чтобы позволить «Газпрому» выполнить свои обязательства по увеличению поставок природного газа в Турцию, и включает такие страны, как Украина, Молдова, Румыния и Болгария. Проводятся переговоры между ЧБТР и Республикой Молдова по финансированию реконструкционных работ молдавской гидроэлектростанции.
      1. БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ ДИАЛОГА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ


    5. На национальном уровне и с учетом опыта европейских стран в области эффективных рыночных реформ, политическим лидерам региона следует рассмотреть следующие приоритеты:

  • Создание, развитие и осуществление серьезной, продуманной политики в области энергетики и соответствующих планов действий;

  • Укрепление роли и способности правительства в проведении рыночных реформ и осуществлении подлинно государственного управления, необходимого для обеспечения их эффективности;

  • Ускорение реструктуризации государственных энергетических компаний с целью обеспечения прозрачности, подотчетности, совершенствования экономической, социальной и экологической деятельности;

  • Укрепление энергетической безопасности через диверсификацию импорта энергоносителей, осуществление планов действий по энергетической эффективности, обеспечение запасов нефти и природного газа, и разработку планов на случай чрезвычайных ситуаций;

  • Создание ориентированного на рынок энергетического сектора с целью привлечения инвестиций.

    1. В последующие годы развитие сотрудничества в области энергетики, особенно в формате ЧЭС, будет определяться такими факторами, как процесс либерализации европейских рынков газа и электричества, а также повышение спроса на природный газ. В связи с этим, значение Черноморского региона и потребность в более тесных рамках сотрудничества станет очевидной.

    2. Имеются три обширные сферы, где региональное сотрудничество может быть усилено с помощью существующих структур и форумов ЧЭС: первая - преодоление общих проблем, сдерживающих развитие сотрудничества в области энергетики; вторая - взаимное подсоединение энергосистем (нефть, газ, электросети) стран ЧЭС, и третья – создание регионального энергетического рынка.

    3. Региональный энергетический рынок. Принимая во внимание сравнительные преимущества энергетики в странах ЧЭС, создание «Регионального энергетического рынка» может стать естественным значительным вкладом в обеспечение роста энергетического производства, достижение энергетической эффективности и оптимальное использование ресурсов в условиях открытого конкурентноспособного рынка стран ЧЭС. Для успешного функционирования открытого энергетического рынка необходимы гармонизированные условия деятельности на различных рынках, которые в настоящее время соединяются друг с другом. Это предполагает сотрудничество между правительствами в таких областях, как гармонизация налогов на энергию и отчислений на экологию, строительные работы по устранению физических ограничений в энергетических сетях и т.д. Задачей парламентариев является создание основы для такой гармонизации в рамках Черноморского региона и обеспечение того, чтобы условия конкуренции были одинаковыми в разумных пределах. Кроме того, оказание поддержки исследованиям и научным разработкам в области новых источников энергии, их представление на рынке и их совместимость с чистой окружающей средой.

    4. Необходимо добиться прогресса в области совершенствования правовой базы производства энергии и ее транспортировки, завершения работы над регулирующими положениями соглашений о совместном производстве и механизмом содействия инвесторам в энергетическом секторе, направленного, прежде всего, на упрощение административных и лицензионных процедур, что является основными предварительными условиями привлечения инвестиций в сектор энергетики.

    5. Инфраструктура энергетики. Восстановление существующих энергетических мощностей является задачей, не терпящей отлагательств, а кроме того, необходимы многосторонний подход и сотрудничество в создании новых энергетических сетей. Особое значение имеют сети транспортировки каспийской нефти и газа на мировые рынки. Наряду с этим, развитие проектов региональных энергетических сетей и их связь с такназываемыми трансевропейскими сетями (ТЕС) Европейского Союза, имеет по-прежнему приоритетное значение. Странам ЧЭС необходимо искать скорее совместные, чем индивидуальные решения и стремиться к развитию черноморской политической стратегии в проектах ЕС, включающих область энергетики.

    6. Инвестиции. Имеется необходимость в огромных инвестициях, для получения которых странам Черноморского региона нужна международная поддержка. Будущие инвестиционные ожидания от уже подписанных контрактов в регионе составляют в общем более 60 миллиардов долларов. Энергетическое партнерство должно стремиться к улучшению инвестиционных возможностей в энергетическом секторе стран ЧЭС с целью улучшения инфраструктуры, эффективности энергетики, применения экологически безопасных технологий и рационального использования энергии в государствах-членах ЧЭС. На этой основе в рамках ЧЭС можно было бы провести исследование по привлечению инвестиций в модернизацию энергетического сектора

    7. Диалог в области энергетики между ЧЭС и ЕС. Страны ЕС и ПАЧЭС испытывают взаимный интерес к укреплению общей энергетической безопасности континента. ПАЧЭС осознает, что развитие внутреннего рынка ЕС означает создание самого крупного в мире и самого интегрированного энергетического рынка в непосредственной близости. По этой причине диалог в области энергетики между этими двумя сторонами следует рассматривать не только в свете создания энергетического партнерства, но также и в качестве вклада, направленного на создание концепции общей экономической зоны в соответствии с Платформой сотрудничества, принятой ЧЭС в 1999 г.. Опыт и знания, приобретенные за десять лет деятельности ЧЭС и связанных с ним органов, имеют поэтому большое значение.

    8. Договор об Энергетической Хартии обеспечивает важную правовую и политическую основу для сотрудничества в области энергетики между производителем энергии, странами транзита и странами-потребителями. Поэтому те проблемы, которые стоят на пути ратификации Договора об Энергетической Хартии и его протоколов, должны быть разрешены.

    9. Для обеспечения быстрого прогресса диалога в области энергетики, государствам ЧЭС следует и дальше изучать возможности, предоставляемые в рамках Рабочей группы ЧЭС по энергетике и Черноморского Энергетического Центра. С целью развития этих инициатив, государствам ЧЭС следует признать значение участия представителей энергетического сектора, включая частные предприятия, международные финансовые организации и экспертов.

    10. На этой основе Турция предложила проект в рамках ЧЭС о создании системы управления энергетикой в промышленности стран региона ЧЭС. Целью этого проекта является ознакомление инженеров в регионе ЧЭС с концепцией энергосбережения и управления энергетикой.
      1. ВЫВОДЫ


        1. Регион ЧЭС приобрел в наши дни стратегически важную роль для энергетического сектора Европы и мира. В то же время, страны ЧЭС признают необходимость укрепления долгосрочных отношений в области энергетики во имя обеспечения региональной энергетической безопасности и поддержания диалога в области энергетики на регулярной основе. Продолжающиеся позитивные события вокруг Черного моря предполагают бесперебойные, экономически эффективные и экологические надежные поставки энергии. Конечно, сотрудничество в области энергетики в Черноморском регионе не является чем то новым. В советский период энергетические сети большинства черноморских стран были взаимосвязаны, и этот опыт может быть востребован сегодня для дальнейшего развития регионального сотрудничества.

        2. Возрастающее значение региона ЧЭС на мировом энергетическом рынке, особенно, с учетом многообещающих перспектив добычи нефти и природного газа в бассейне Каспийского моря, и развитие соответствующих проектов требуют координации деятельности в секторе энергетики между государствами-членами ЧЭС и там, где это возможно, формулировки общих стратегий.

        3. Роль ЧЭС в этом процессе состоит, главным образом, в содействии дискуссиям между заинтересованными сторонами для определения конкретных действий, касающихся, прежде всего, улучшения инвестиционных возможностей в энергетическом секторе региона, развития энергетически эффективных и экологически безопасных технологий и рационального использования энергии.

        4. Дискуссии о поставках энергии должны быть сосредоточены вокруг трех «Э»: энергетики, экономики и экологии. Другими словами, поставки энергии по приемлемым ценам во имя промышленного развития и роста, а также обеспечение того, чтобы рациональное использование энергии происходило с минимальным ущербом для окружающей среды. Можно получить существенные взаимные выгоды, узнав, как примирить интересы поставок энергии с экономическим развитием и окружющей средой.

        5. Главным предварительным условием успешного сотрудничества является признание того, что энергетические ресурсы и инфраструктура рассматриваются в качестве «общего интереса» региона. Энергетические проблемы следует рассматривать в региональных рамках.

        6. И, наконец, в настоящий момент закладывается основа для плодотворного сотрудничества в Черноморском регионе в области энергетики, хотя еще многое предстоит сделать. Сотрудничество в этой области среди прочего обладает солидным потенциалом не только для тех стран, у которых нет собственных энергетических ресурсов и которые могут стать чрезмерно зависимы от одного источника энергии или одного поставщика; оно может быть в равной степени выгодно и для энергетически богатых стран, позволяя им делиться своим богатством с другими. Сотрудничество в области энергетики не является жизненно важным для экономического развития само по себе, оно является лидером общего процесса сотрудничества. Общее использование энергиии предполагает и укрепляет мирные взаимоотношения между странами.


ПРИЛОЖЕНИЕ


  • «Энергетический центр в черноморском регионе», Информационный документ , подготовленный Международным секретариатом (Док. EC20/BP/BSECEC/03/r)

  • «ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ», Информационный документ , подготовленный Международным секретариатом

(Док. EC20/BP/PROG/03/r)

  • Карта 1. Нефтетранспортная инфраструктура Черного моря

  • Карта 2. Транспортная инфраструктура природного газа Черного моря



1 Тект утвержден на 21-ой Генеральной Ассамблее в Кишиневе 11 июня 2003 г.

2 Общие первичные энергетические поставки

2 Союз по координации передачи электроэнергии




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница