Доклад о свободе вероисповедания в Беларуси за 2003 год



Скачать 455.02 Kb.
страница1/2
Дата22.04.2016
Размер455.02 Kb.
  1   2

Страница из

Доклад о свободе вероисповедания

в Беларуси за 2003 год


Беларусь


Ежегодный доклад Государственного департамента США о свободе вероисповедания в Беларуси за 2003 год


Опубликовано Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США,

Вашингтон, округ Колумбия
[1] Конституция гарантирует свободу вероисповедания; однако, на практике правительство ограничивает это право.
[2] Ситуация со свободой вероисповедания ухудшалась на протяжении всего периода, охваченного настоящим докладом. 31 октября 2002 года власти ввели в действие новый закон о вероисповедании, игнорирующий широкую внутреннюю и иностранную оппозицию. Закон жестко ограничивает свободу вероисповедания. 12 июня правительство и Белорусская православная церковь (БПЦ), являющаяся частью Русской православной церкви, подписали Конкордат, который, по мнению многих, повысил статус БПЦ, предоставив ей привилегии, которых лишены другие конфессии. Официальные органы продолжали преследовать другие конфессии и вероисповедания. Они неоднократно отказывали в регистрации некоторым общинам, включая многие протестантские конфессии, Белорусскую православную автокефальную церковь (БПАЦ) и некоторые восточные вероисповедания. Не имея регистрации, многие религиозные общины сталкиваются с трудностями либо не могут взять в наем или купить имущество для проведения богослужений. Власти продолжали приводить в исполнение указ кабинета министров от 1995 года, который ограничивает деятельность религиозных деятелей с целью защиты белорусского православия и ограничения роста других религий. В период, охваченный настоящим докладом, протестанты и другие религиозные группы, не принадлежащие к Русской православной церкви, продолжали подвергаться нападкам в контролируемых государством средствах массовой информации. Несмотря на притеснения, некоторые религиозные меньшинства продолжали функционировать при условии непривлечения широкого общественного внимания, в то время как другие открыто заявили о своем протесте проходить регистрацию в соответствии с новым законом о вероисповедании.
[3] Зарегистрированные традиционные религиозные общины поддерживают по большей части дружеские отношения; между тем антисемитизм продолжает существовать, а негативное отношение к религиозным меньшинствам растет.
[4] Правительство США обсуждает вместе с правительством Беларуси вопросы свободы вероисповедания, включая отдельные случаи, а также неблагоприятную ситуацию соблюдения прав человека, и призвало власти обеспечить всем гражданам право веровать.
Раздел I. Деление населения по религиозной принадлежности
[5] Общая площадь страны составляет 76 810 квадратных миль (207 600 кв. км), численность населения примерно 9 990 000 человек.
[6] Исторически территория страны находится в зоне взаимодействия, соперничества и противостояния между русским православием и римским католицизмом. Репрессии со стороны российских, а потом и советских властей привели к тому, что греческий католицизм уступил православию роль главенствующей религии, и к доминированию более секуляризованной культуре православия. В соответствии с социологическими исследованиями от 1998 года, менее половины населения верит в Бога и приблизительно 60 процентов по культурным или историческим причинам отдает предпочтение православию. Власти предоставляют такие данные: 80 процентов верующих принадлежат Белорусской православной церкви и от 15 до 20 процентов либо исповедуют католицизм, либо заявляют о своей принадлежности к Римско-католической церкви (второй по числу верующих в стране). От 50 000 до 90 000 человек называют себя иудеями. Есть некоторое количество протестантов и приверженцев Греко-католической и Белорусской автокефальной православной церкви. Другие религиозные меньшинства включают, но не ограничиваются, следующими вероисповеданиями: кришнаиты, индуисты, бахаи, адвентисты седьмого дня, староверы, мусульмане (ликвидированный в 1939 году муфтият был возрожден в начале 1994 года), «Свидетели Иеговы», апостольские христиане, кальвинисты и лютеране. Небольшая община этнических татар, ведущая свое происхождение с 11 столетия, исповедует ислам.
[7] В 1989 году страна стала экзархатом Русской православной церкви; таким образом, возникла БПЦ. Небольшое число православных приходов под руководством Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета увеличилось до 1265 ко времени завершения подготовки данного доклада. В стране около 400 католических приходов. Католицизм традиционно занимал более прочные позиции на западе и на севере, где сильно влияние Польши; тем не менее, общее число членов польской общины, насчитывающей не менее 400 000 человек, не соответствует числу католиков, поскольку приходы расположены по всей территории страны. Понимая опасность отношения к Римско-католической церкви как к «иностранной» или политической угрозе, глава церкви старается держаться в стороне от политических проблем страны. Несмотря на то, что Кардинал запретил демонстрировать в церквях польские национальные символы и поощряет ведение богослужения на белорусском языке, некоторые священники проводят богослужения на польском языке для польскоговорящих прихожан.
[8] К концу советского периода, в 1989 году, число граждан еврейской «национальности» насчитывало приблизительно 120 000 человек по сравнению с 50-90 тысячами на период завершения подготовки данного доклада. Полагается, что по меньшей мере половина евреев живет в Минске или в его окрестностях. Большинство евреев, проживающих в стране, не являются активными верующими. Из тех, кто активно исповедует иудаизм, большинство, как предполагается, принадлежит его реформистскому или консервативному направлению. В Любавицах находится небольшая, но действующая еврейская община. В 2002 году при иностранном содействии в Минске открылся «Еврейский общинный дом».

В настоящее время в стране немного приверженцев протестантизма, но их число растет. Начиная с 1990 года число зарегистрированных и незарегистрированных протестантских общин возросло более чем в два раза и насчитывает более 1000, согласно официальным и независимым источникам. Несмотря на то, что исторически протестантизм был слабо представлен в стране, история его существования на территории Беларуси насчитывает сотни лет. Две крупнейшие протестантские группы зарегистрированы как отдельные общины пятидесятников и баптистов. Значительное число протестантских церквей, в том числе харизматическая церковь и общины пятидесятников, до сих пор не зарегистрированы.


[9] Функционирует некоторое число общин Греко-католиков, или униатов, которые ранее составляли примерно три четверти населения, но религия серьезно пострадала во время господства Российской империи и Советского Союза. Вслед за восстановлением независимости Беларуси в 1991 году, попытки воскресить Греко-католическую веру, которая придерживается ритуалов православия, но подчиняется Ватикану, имели незначительный успех.
[10] Четырнадцатого ноября 2002 года после раскола внутри Мусульманского религиозного объединения в Беларуси, главного организационного центра 30 000 мусульманских верующих, была основана новая мусульманская организация Духовное управление мусульман. Хотя Духовное управление мусульман утверждает, что в его состав входит 90 процентов мусульманской общины, эти данные подтвердить невозможно.
Раздел II. Положение свободы вероисповедания
Правовые / политические условия
[11] Конституцией гарантирована свобода вероисповедания; однако правительство на практике ограничивает это право. Несмотря на то, что поправки к конституции от 1996 года подтверждают равенство религий и конфессий перед законом, конституция содержит ограничительные положения, предусматривающие, что взаимоотношения между государством и религиями "регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа".

Президентским указом от 2001 года Государственных комитет по делам религий и национальностей преобразован в Комитет по делам религий и национальностей при Совете министров (КДРН). КДРН регулирует все вопросы, касающиеся религий.


[12] Тридцать первого октября 2002 года Президент Лукашенко формально подписал введение изменений и дополнений в закон «О свободе совести и религиозных организациях», игнорируя протесты международных и отечественных организаций по правам человека, Европейского союза и отечественных религиозных групп, включая православные религиозные общины, не входящие в состав БПЦ. Двадцать седьмого июня 2002 года члены низшей палаты парламента подавляющим большинством проголосовали за отсрочку рассмотрения закона о религии до осенней сессии; тем не менее двадцать восьмого июня 2002 года под сильным давлением правительства нижняя палата объявила о созыве депутатов и подавляющим большинством одобрила законопроект. Голосование состоялось, несмотря на то, что некоторые депутаты не смогли присутствовать. СМИ и очевидцы сообщали, что дебаты были очень эмоциональными и некоторые депутаты позволяли себе богохульничать и высказываться в духе антисемитизма. Закон признает историческую значимость Римско-католической церкви, ортодоксального иудаизма, суннитского ислама и евангелического лютеранства – тех религиозных общин, которые обычно называют традиционным вероисповеданиями, а также закон говорит об «определяющей роли православной церкви в историческом формировании и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».
[13] В законе имеется ряд крайне ограничительных положений, которые дают большие полномочия властям по контролю деятельности религиозных общин. Закон требует получения всеми религиозными общинами государственного разрешения на ввоз и распространение литературы и запрещает иностранцам возглавлять религиозные организации, а также отказывает общинам в праве основывать религиозные школы для обучения духовенства. Более того, закон устанавливает сложные требования к регистрации, которым нелегко соответствовать как традиционным, так и нетрадиционным религиям. Новый закон обязывает все религиозные общины зарегистрироваться в течение двух лет от принятия закона и запрещает любую религиозную деятельность незарегистрированных религиозных общин. Отдельные религиозные общины не могут соответствовать многим новым требованиям; тем не менее, официальные лица публично заявляют, что ни одна община, зарегистрированная до принятия закона, не утратит свой регистрационный статус. Хотя лидеры некоторых религиозных меньшинств скептически относятся к этим убеждениям, о случаях отказа в перерегистрации ранее зарегистрированным религиозным группам в течение периода, охваченного данным докладом, не сообщалось.
[14] БПЦ приветствовала принятие закона, который, по словам Митрополита Филарета «гарантирует дополнительную защиту граждан от псевдорелигиозных сил и открывает новые возможности сотрудничества между государством и церковью». Похожие заявления сделал КДРН, объявив, что принятие закона необходимо для защиты общества от так называемых «деструктивных и псевдорелигиозных групп», которые, как утверждают власти, действуют в стране. Несмотря на это утверждение, правительство не смогло предоставить свидетельства существования подобных групп. Хотя правительство неоднократно цитировало одобрение закона традиционными религиями, члены этих общин выразили обеспокоенность принятием закона.
[15] Новый закон разделяет существующие религиозные группы на три категории: религиозные общины, религиозные ассоциации и республиканские религиозные ассоциации. Религиозные общины, или местные объединения граждан, должны состоять не менее чем из 20 человек старше 18 лет, проживающих в соседних регионах. Для того чтобы пройти регистрацию, община должна предоставить список основателей с указанием полного имени, места проживания, гражданства и подписями; копии учредительных документов; протокол учредительного собрания; разрешение на владение общиной любой собственностью, указанной в учредительных документах. В соответствии с законом, областные исполнительные власти (для религиозных групп, находящихся вне Минска) или минские городские исполнительные власти разбирают все заявления о регистрации. Запрещая общинам организовывать школы для обучения духовенства, закон разрешает им открывать воскресные школы.
[16] Религиозные ассоциации состоят из 10 общин, одна из которых должна действовать на территории страны на протяжении не менее 20 лет и может быть сформирована только республиканской (национальный уровень) религиозной ассоциацией. Для регистрации ассоциации должны предоставить список членов координационного органа, содержащий их биографические данные; подтверждение разрешения на расположение ассоциации в определенной местности и протокол учредительного конгресса ассоциации. По закону, ассоциации имеют эксклюзивное право учреждать религиозные образовательные учреждения, приглашать иностранцев на работу с соответствующими религиозными группами и организовывать монастыри и монашества.
[17] Республиканская религиозная ассоциация может быть основана только в том случае, если в большинстве областей страны группа имеет действующие религиозные общины. В соответствии с законом все заявления об основании ассоциаций и республиканских ассоциаций должны быть поданы в КДРН.
[18] Двенадцатого июня премьер-министр и Митрополит Филарет подписали Конкордат между БПЦ и правительством. Конкордат гарантирует БПЦ автономию во внутренних делах и возможность пользоваться всеми религиозными правами, а также особые взаимоотношения с государством. Конкордат признает «влияние БПЦ на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа». Конкордат призывает правительство и БПЦ сотрудничать в различных сферах, таких как образование, развитие и защита культурного наследия и безопасность. Хотя соглашение утверждает, что права и свободы других вероисповеданий не будут ограничены, Конкордат призывает правительство и БПЦ совместно сражаться против неназванных «псевдорелигиозных структур, которые представляют опасность для личности и общества».
[19] Правительство относит те группы, которые оно не считает традиционными, к «нетрадиционным», и официальные власти а также государственные средства массовой информации часто используют термин «секта» в отношении всех нетрадиционных религиозных организаций, хотя данный термин и не является официальной дефиницией. Власти отказывают нетрадиционным верованиям и всем тем, кого они называют сектами, в законной регистрации на национальном уровне. Обычно правительство относит протестантские организации к нетрадиционным религиозным организациям, но иногда некоторые из них называют сектами. По данным КДНР на март, в стране существует 26 зарегистрированных религий и 2825 религиозных общин, из которых 1265 являются белорусскими православными, 492 - евангелистскими, 432 – Римско-католическими, и 268 протестантскими. Некоторые религиозные общины зарегистрированы только на местном уровне, что ограничивает их права. Только организации, зарегистрированные на национальном уровне имеют право приглашать иностранных религиозных служителей и открывать новые церкви. В то время как все зарегистрированные религиозные организации используют преимущества своего не облагаемого налогами положения, правительственные субсидии получает только БПЦ. От государственных служащих не требуется давать религиозных клятв или исповедовать какую-либо определённую веру.
[20] В соответствии с предписаниями от 2001 года, власти требуют приглашения для представителей международных религиозных организаций, для того чтобы посетить страну. Представители должны получить визу и разрешение КДРН, даже в том случае, если данный визит носит нерелигиозный характер, например, связан с благотворительностью. Приглашающая организация должна оформить письменный запрос для приглашения иностранного духовного лица, включающий в себя цель и сроки визита. КДРН отвечает на запрос в течение 20 дней и возможности оспорить решение нет. Законодательство ограничивает «деструктивную деятельность» международных организаций в стране, а также запрещает учреждение представительств тем религиозным организациям, деятельность которых разжигает «национальную, религиозную или расовую вражду» или может иметь «негативные эффекты на физическое или умственное здоровье людей».
Ограничения свободы вероисповедания
[21] Правительство усилило притеснение религиозных организаций, опираясь не только на закон о религии, но также и на принятые директивы, которые вносят правила и требования, не упомянутые в законе.
[22] В течение периода, охваченного докладом, КДРН продолжал отказывать в регистрации различным религиозным организациям. Власти по-прежнему отказывали в регистрации индуистской организации «Свет Кайласы», которая обращается с просьбой о регистрации с 1992 года. В регистрации было отказано и другим религиозным организациям, таким как Церковь Объединения или Церковь сайентологии.
[23] Тридцатого января КДРН издал документ, содержащий методологические рекомендации по регистрации и перерегистрации религиозных организаций. В соответствии с решением КДРН эти рекомендации, которые не были одобрены Министерством юстиции, предназначены для упрощения регистрации и перерегистрации религиозных организаций. КДРН заявил, что данный документ издан для внутреннего пользования и не имеет юридической силы; однако местные власти на основании этих рекомендаций отказали в регистрации религиозной общине Церкви сайентологии в Минске.
[24] В декабре 2002 года минская городская община Церкви сайентологии подала на рассмотрение запрос о регистрации. Позже КДРН известил организацию о том, что рассмотрение данного вопроса приостановлено по необходимости получения дополнительной информации об этой религии и предоставил список, состоящий из 264 дополнительных вопросов, на которые должны были ответить представители церкви.

[25] Восемнадцатого октября 2002 года Минский городской суд поддержал решение КДРН от августа 2002 года отказать в регистрации Республиканскому объединению обществ сознания Кришны на основании того, что юридический адрес данной организации был недействительным. Решение было принято несмотря на то, что этот юридический адрес был присвоен местными властями. Решение КДРН было принято спустя 17 месяцев после того, как данная организация впервые представила свой запрос на рассмотрение в 2001 году. Организация оспаривала решение комитета в Городском и Верховном судах в ноябре 2002 и в мае 2003 года соответственно. Обе инстанции поддержали решение отказать в регистрации.
[26] Власти продолжали отказывать в регистрации БАПЦ (Белорусская автокефальная православная церковь). В октябре 2002 года община БАПЦ в Берестовицком районе подала заявку о регистрации, которая была отклонена местными властями. Власти объявили, что в 2001 году Церкви была предоставлена возможность зарегистрироваться в Берестовицком районе при условии, если она уберёт слово «православная» из своего названия, от чего Церковь отказалась. Несмотря на то, что ни правительство, ни БПЦ не признают Отца Яна Спасюка священником, он продолжает вести службы в приходах БАПЦ для группы людей, которая прекратила всякие отношения с Украинской автокефальной православной церковью. БАПЦ не в состоянии подготовить достаточное количество священников для того, чтобы удовлетворить растущие потребности своих прихожан в 70 приходах по причине того, что у нет возможности основать семинарию.
[27] Имея или не имея регистрацию, некоторые религиозные организации сталкиваются со значительными трудностями при аренде или приобретении собственности для проведения богослужений, а также строительстве храмов (например, Греко-католическая и протестантская церковь) и подготовке духовенства.

[28] Теоретически гражданам не запрещено заниматься миссионерской деятельностью и открыто выражать свои религиозные убеждения; однако власти часто мешают или применяют санкции к людям, которые проповедуют от имени незарегистрированной религии. Правительство продолжало исполнять постановление Совета министров от 1995 года, которое регулирует деятельность религиозных служителей. Постановление Совета Министров от 1997 года разрешает зарегистрированным организациям преподавать религию в детских лагерях.
[29] Иностранным миссионерам запрещается заниматься религиозной деятельностью за пределами тех организаций, гостями которых они являются. Закон обязывает иностранных миссионеров иметь годичную многоразовую визу для «духовной деятельности». В соответствии с предоставленной КДРН информацией, были удовлетворены все запросы религиозных организаций на получение виз. В соответствии со статистикой КДРН, более 1250 иностранцев въехали в страну для работы с местными религиозными организациями. Из них 375 католиков, 203 баптиста-пятидесятника, 142 православных, 123 баптиста и 196 иудеев. Несмотря на эти цифры, религиозные организации по-прежнему сталкиваются с трудностями при получении виз, даже те, что имеют долгую историю существования в стране. После восстановления в 1991 году Римско-католическая церковь столкнулась с недостатком квалифицированных белорусских священников. В то же время церковь столкнулась со значительными трудностями при получении разрешения властей на въезд необходимого количества иностранного духовенства, главным образом из Польши, для того чтобы компенсировать этот недостаток. Члены протестантской общины и общины кришнаитов также сообщили о том, что у них не было возможности пригласить иностранных священнослужителей для участия в религиозной деятельности.

[30] C 2001 по 2002 год приглашенным католической церковью иностранцам, которым ранее выдавали годичные многоразовые визы, без каких-либо объяснений стали выдавать 6-месячные, а затем 3-месячные визы. В декабре 2002 правительство прекратило выдачу 3-месячных виз для иностранных священнослужителей Римско-католической церкви и возобновило выдачу виз годичного действия по более высокой цене. Ранее иностранное духовенство или священнослужители, которые не зарегистрировались в органах власти либо проповедовали, не получив разрешение властей, или без приглашения и разрешения зарегистрированной религиозной организации, выдворялись из страны; однако, в течение периода, охваченного данным докладом, сведений о высылке из страны иностранного духовенства не поступало. Получение разрешения на посещение страны иностранным духовенством или священнослужителями часто превращается в длинный бюрократический процесс. Органы внутренних дел могут высылать иностранных священнослужителей из страны, не продлив им регистрацию или отказав во временном пребывании. Подобные органы власти могут принимать решение о высылке самостоятельно или на основании рекомендаций региональных исполнительных комитетов, КДРН или отдела по вопросам религии Минского городского исполнительного комитета.
[31] В сентябре 2001 года в Пинске была открыта вторая католическая семинария (первая была открыта в Гродно в 1989 году). Правительство заявило, что в связи с существованием новых семинарий, иностранным священникам больше не будет разрешено работать в стране, хотя данное распоряжение не всегда приводилось в действие на местах, и некоторым иностранным священникам было разрешено работать. Католическая церковь сообщила, что местные власти Гродненской области предприняли шаги, направленные на ограничение числа иностранных католических священнослужителей, и в апреле отменили виды на жительство и выслали трех иностранных католических монахинь. Перед переводом иностранного священника в другой приход епископы обязаны получить разрешение КДРН.

Начиная с апреля, городские власти Гродно неоднократно отказывали в регистрации иностранному раввину по той причине, что он не говорит на белорусском или русском языках.


[32] Сообщений о дискриминации верующих, проходящих военную службу, не было. Те, кто отказывается служить в вооруженных подразделениях, служат в строительных или технических батальонах.
[33] По словам властей, закон разрешает использование жилых помещений для проведения религиозных служб, если такое помещение было соответствующим образом переоборудовано. Жилищный кодекс допускает использование собственности в иных, чем проживание, целях при наличии разрешения местных исполнительных и административных органов. С 2000 года местные власти активно применяют этот закон, обязывая все религиозные организации перерегистрировать свою собственность. Официальные данные от 2002 года свидетельствуют, что 110 религиозных общин, включая 34 протестантские конфессии, зарегистрировали свою собственность в соответствии с этим распоряжением; тем не менее, власти продолжают отказывать в выдаче разрешения многим протестантским церквям, равно как и другим нетрадиционным религиозным организациям, которые подпадали под требования циркуляра. Они не могут переоборудовать собственность для отправления религиозных церемоний, потому что не являются зарегистрированными религиозными группами. Однако, для регистрации любой организации необходимо наличие юридического адреса. Религиозные группы, которые не могут зарегистрироваться, часто вынуждены собираться незаконно или в домах своих верующих. Ряд нетрадиционных протестантских вероисповеданий даже не пытались пройти регистрацию, полагая, что их заявления не будут одобрены.
[34] Второго октября 2002 года власти Гродненской области обязали кинотеатры разорвать все существующие договоры аренды с церквями, которые проводили религиозные службы в их помещениях. После этого Гродненский кинотеатр отменил существующий договор аренды с Церковью Живого слова.

[35] Четырнадцатого ноября 2002 года минская прокуратура обязала областных прокуроров проследить за выполнением закона о религии. Документ предписывал местным прокурорам удостовериться в действительности договоров аренды помещений для проведения богослужений, установить факт участия несовершеннолетних в богослужениях и разрешение местных властей на проведение собраний. Одна из общин баптистов-пятидесятников сообщила, что местные власти допросили пасторов и обязали их предоставлять информацию об общинах, включая списки несовершеннолетних, несмотря на то, что закон о религии не требует предоставления подобных списков. Пасторы отказались предоставить списки.
[36] В декабре 2002 года, КДРН разослал областным властям письмо, информируя их о необходимости опроса общественного мнения перед строительством новых и реконструкцией старых религиозных сооружений. В соответствии с распоряжением КДРН, власти могут отказать религиозным группам в разрешении на строительство или реконструкцию храмов и других сооружений, сославшись на негативное отношение общественности, несмотря на то, что закон не предъявляет данное требование.
[37] В течение периода, охваченного данным докладом, много традиционных и нетрадиционных религиозных организаций продолжали сталкиваться с трудностями при приобретении собственности, вследствие действий правительства, направленных на ограничение возможности организации мест богослужения. Местные власти аннулировали принятое ранее решение предоставить собственность общине пятидесятников в городе Дружный под предлогом того, что религиозная группа должна получить одобрение общественности. Областные власти отклонили решение местных властей, и местные власти предоставили общине три участка земли на выбор. Власти продолжают отказывать в разрешении на строительство храма в Минске зарегистрированной евангелической Церкви Новой жизни.

[38] 13 сентября 2002 года Ибрагим Конопацкий, заместитель муфтия Мусульманского религиозного объединения в Беларуси, обвинил минские городские власти в наложении на землю, выделенную для возведения мечети, высокого налога с целью препятствовать строительству единственной мечети в городе. Между тем, в апреле Минский городской совет вынес решение снизить налог на землю для религиозных групп. Мусульманское религиозное объединение в Беларуси было удовлетворено данным решением.
[39] В октябре 2002 года, местные власти города Боровляны, Минская область, не дали разрешения зарегистрированному Объединению общин Христиан Полного Евангелия переделать построенный в частном порядке дом в церковь. Объединение получило все необходимые разрешения местных властей, Управление по вопросам религии Минской области пообещало предоставить необходимое уведомление, подтверждающее регистрацию общины. Несмотря на обещание выдать документ, а также, несмотря на то, что только областные власти имеют полномочия принимать подобные решения, управление по вопросам религии категорически отклонило заявление. Кабинет КДРН сослался на подписанное несколькими православными горожанами письмо, в котором верующие общины полного Евангелия обвинялись в незаконном проникновении в дома с целью обращения в свою веру, воровстве православных крестов и приверженности незарегистрированной секте. Как сообщают, письмо было подготовлено местным православным священником. Несмотря на поданное от имени общины прошение Генеральному прокурору с просьбой доказать предъявленные обвинения, расследование не было проведено.
[40] Правительственный декрет предусматривает меры по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении общественных собраний. Должностные лица ссылались на этот декрет, обосновывая расторжение или отказ продлить религиозным общинам договоры аренды находящихся в их ведении зданий. Нетрадиционные группы не могли арендовать помещения для проведения богослужений. Согласно информации, предоставленной Объединением христиан полного Евангелия, за охваченный докладом период, минские власти отклонили не менее пяти заявлений Объединения на аренду местных помещений Так, 30 сентября 2002 года, Минский городской суд аннулировал выданное в июле 2002 года разрешение местного суда на аренду здания Объединением. В течение периода, охваченного докладом, протестанты неоднократно обращались в КДРН с просьбой разрешить им арендовать собственность для проведения богослужений; последнее из прошений было подано в июне. На это КДРН заявлял, что только местные власти уполномочены выдавать подобные разрешения.
[41] Несмотря на то, что в первой половине 2002 года католическая церковь открыла новый храм в Минске, церковь сообщала о трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться при получении разрешения местных властей на постройку новых церквей в Минске. Сообщалось о случаях отклонения местными властями прошений о выделении земельных участков на строительство католических храмов в Брестской области.
[42] Несмотря на то, что Греко-католическая церковь зарегистрирована официально, церковь сталкивалась с чинимыми властями трудностями по причине исторических трений с православной церковью и подчеркнутого использования Греко-католической церковью белорусского языка. Равно как и отдельные протестантские общины, Греко-католические конгрегации сталкивались с трудностями при аренде помещений для проведения богослужений.
[43] В течение периода, охваченного докладом, не сообщалось о выселении религиозных организаций из своей собственности; между тем, власти регулярно пресекали проведение несанкционированных религиозных собраний в частных помещениях.
[44] Государственные периодические издания, равно как и имеющая отношение к БПЦ литература, продолжали публиковать статьи, содержащие нападки на протестантов и другие нетрадиционные вероисповедания. В статье, опубликованной в издании «Святая Русь» от сентября 2002 года, протестанты, баптисты-пятидесятники, кришнаиты и другие религиозные общины обвинялись в поощрении негативного отношения к традиционным вероисповеданиям, в отсутствии патриотизма и в незаконном употреблении наркотиков.
[45] В апреле и мае минская община кришнаитов и Союз христиан веры евангельской независимо друг от друга подали Генеральному прокурору заявления об изъятии из образовательной программы учебника по курсу «Человек, общество и государство». Изданная в 2002 году и распространенная по всей стране книга затрагивает вопрос различных характеристик религиозных сект. Обе общины, ранее получившие дефиницию «секты», утверждали, что учебник поддерживает нетерпимость по отношению к нетрадиционным вероисповеданиям. В соответствии с учебником, члены подобных религиозных групп слепо поклоняются религиозному лидеру, безоговорочно принимают вероучение и добровольно разрывают все связи с обществом. Ответ Министерства образования, полученный 30 мая, отстаивал использование слова «секта» на основании того, что оно является научным термином, и отказывал просителям изъять учебники из обращения или наказать авторов книги. Документ не отвечает на запрос кришнаитов обосновать высказанные в учебнике обвинения в их адрес. Тем не менее, Министерство дало обещание не только обязать учителей посвящать этому вопросу больше внимания, но и принимать во внимание высказанные кришнаитами и евангелистами замечания, а также исправить вызывающий разногласия текст при переиздании книги. Члены незарегистрированной баптистской общины в Брестской области, опасаясь за безопасность своих детей, забрали их из школы. В марте Министерство образования издало еще один учебник по религиоведению, который называет кришнаитов, евангелистов и приверженцев сайентологии «неокультами» и «сектами».
[46] В течение описанного в докладе периода, государственное издание «Народная газета» продолжило публикацию враждебных по отношению к баптистам-пятидесятникам статей в связи со смертью дьякона Союза христиан веры евангельской Игоря Орловского в 2000 году в городе Старые Дороги. Статьи, опубликованные в четырех номерах газеты, продолжали утверждать, что пастор был принесен в жертву евангелистами. В соответствии с помещенной в «Народной газете» в январе 2002 года статьей, церковь отказала просьбам матери дьякона, который умирал от цирроза печени, предоставить ему медицинскую помощь. После смерти сына, мать обвинила церковь в сознательном отравлении Игоря Орловского, для того чтобы принести его в жертву. Случай был также описан в 2001 году в апрельском выходе телевизионной программы «Права человека: Взгляд в мир». Ведущий программы, Евгений Новиков, взял интервью у матери Игоря Орловского, которая обвиняла церковь в «жертвоприношении» ее сына. Мать священника возбудила дело против Союза христиан веры евангельской и пастора стародорожской церкви за причиненный моральный ущерб; минский суд закрыл дело.
[47] В мае 2001 года, Союз христиан веры евангельской возбудил дело о клевете против Новикова, Белорусской телерадиокомпании, «Народной газеты» и матери дьякона. Первого апреля Минский городской суд поддержал постановление районного суда, которое обвиняло Новикова в клевете на евангелистов и обязывало его принести извинения в эфире. Извинения Новикова были переданы 21 июня в эфире телевизионной программы «Па сутнасцi». Вместо извинений выступление Новикова состояло из антипротестантских высказываний, которые содержали извинения перед «сектантами». Программа вышла в эфир на государственном канале «Белорусское телевидение». В соответствии с предоставленной КДРН информацией, после получения жалобы пятидесятников, КДРН запросил у БТ копию программы для изучения. БТ отказалось предоставить копию программы. В ответе общинам КДРН заявил, что у него не было возможности принять какое-либо решение по содержанию программы, и посоветовал обратиться в суд. Более того, КДРН заявил, что 23 июня Новиков в эфире озвучил свои извинения за комментарии, высказанные 21 июня; между тем, протестанты заявляют, что подобных извинений не было в эфире.
[48] В выпуске государственной газеты «Рэспублiка» за 18 апреля была опубликована статья, утверждающая, что ученик могилевской школы подпал под «опасное» влияние учителя-сайентолога и был исцелен от «зомбирования» через год психиатрического лечения. Статья также объявляла сайентологию деструктивной сектой, ведущей незаконную деятельность в стране.

[49] В 2000 и 2001 годах транслировалась серия государственных телевизионных документальных фильмов, направленных против протестантов, особенно пятидесятников, и католиков как деструктивных сообществ, которые вовлекают людей в фанатические ритуалы и представляют собой угрозу для общества. В марте и апреле 2001 года фильмы, показанные по государственному телевидению обвиняли протестантские церкви в участии в жертвоприношениях людей, отравлении детей и других «деструктивных ритуалах». В фильмах чиновники КДНР заявляли, что протестантские общины подрывают авторитет властей, являются агентами Запада и должны быть выдворены из страны. КДНР и суды отказали католическим и протестантским общинам прекратить трансляцию. По словам одного из депутатов нижней палаты парламента и представителей протестантских общин, деятели БПЦ продемонстрировали программу депутатам Палаты представителей незадолго до принятия закона о религии в стремлении убедить нижнюю палату одобрить закон.
[50] Реституция религиозной собственности в течение охваченного докладом периода носила ограниченный характер. Законодательной базы для реституции отнятой советским и нацистским режимами собственности нет; а закон накладывает ограничения на возврат собственности, которая используется в культурных или образовательных целях. Многие бывшие минские синагоги используются в качестве театров, музеев, спортивных комплексов и даже как принадлежащая немцам пивная; на большинство запросов о возврате синагог еврейские общины получили отказ. Единичные случаи возврата собственности религиозным общинам носили частный и нелогичный характер, и в целом местные власти неохотно идут на сотрудничество. За последние несколько лет еврейская община добилась возврата нескольких объектов в Минске и других городах. По информации, предоставленной еврейскими общинами, последний случай реституции имел место в июне 2002 года, когда власти вернули еврейской общине синагогу в Бобруйске. В 2000 и 2001 годах власти Молодечно и Калинковичей вернули собственность местным еврейским общинам. Несмотря на то, что римско-католическая церковь довольно успешно добивалась возврата своей бывшей собственности, на период завершения подготовки доклада она не смогла вернуть 21 бывшую католическую церковь. Греко-католической церкви вернули только один из множества храмов, конфискованных во время вхождения Беларуси в состав Российской империи. Православная церковь добилась наибольших успехов в реституции собственности; тем не менее, несколько реституционных запросов, поданных БПЦ, к завершению подготовки доклада не были решены.
[51] В течение периода, охваченного докладом, представители властей по-прежнему предпринимали действия, демонстрирующие недостаток деликатности по отношению к еврейской общине. В январе начались работы по реконструкции спортивного стадиона в Гродно, который с 1950-х находится на месте еврейского кладбища, ведущего свою историю с 1600-х годов. Во время работ по раскопке земли работники обнаружили человеческие останки, которые были удалены с территории с целью перезахоронения. Сделанные еврейской общиной фотографии демонстрируют не только смешанные с землей человеческие останки в ковшах самосвалов, но и смешанные с землей останки, используемые для покрытия дороги. Несмотря на требования еврейской общины и международных еврейских сообществ прекратить строительство и надругательство над останками, работы продолжились. Между тем, гродненские власти вступили в переговоры с представителями местной еврейской общины, для того чтобы найти мирное решение, которое подразумевает перезахоронение останков в соответствии с иудейскими традициями и воздвижение памятника, но к завершению подготовки доклада стороны не заключили официальный договор.
[52] В сентябре 2002 года власти Могилева приняли решение об изменении статуса городского еврейского кладбища, официально признанного таковым в 2001 году, и придали ему статус общего кладбища. Вслед за этим, местные власти разрешили перемещение человеческих останков и надгробий существующих могил, для того чтобы освободить место для нееврейских захоронений. Человеческие останки, найденные во время земляных работ, были брошены на земле. В июне местная еврейская община направила Президенту Лукашенко запрос с требованием остановить эту деятельность. Благодаря запросу и давлению на местных властей, все нееврейские захоронения на территории еврейского кладбища были запрещены. По данным на 30 июня, община добивалась аннулирования принятого в сентябре 2002 года решения и восстановления статуса еврейского кладбища.
[53] Девятого июля 2002 года приблизительно 30 членов местной иудейской общины протестовали против строительства жилых домов в центре Минска на месте, где ранее располагались две синагоги. В ноябре 2002 года 75 из 109 депутатов нижней палаты Национального собрания направили Президенту Лукашенко запрос о предотвращении разрушения еврейского культурного наследия в Минске. В декабре 2002 года Комитет государственного контроля от имени Президент Лукашенко отклонил запрос.
[54] Девятнадцатого сентября 2002 года, Минский городской суд поддержал решение, принятое районным судом, отклонить иск местного иудейского лидера, требовавшего восстановить одну из синагог, разрушенную в сентябре 2001 года.
[55] В январе 2002 года брестские власти арестовали и впоследствии освободили 17-летнего подростка за осквернение мемориала жертвам Холокоста.
[56] В течение периода, охваченного докладом, правительство предпринимало определенные шаги по вопросам, касающимся еврейской общины. Двадцать четвертого июля 2002 года Президент Лукашенко заявил, что для антисемитизма в стране нет оснований. В мае после консультаций с КДНР и Генеральным прокурором Министерство информации обязало киоски и магазины Минска изъять из продажи русскую газету «Русский вестник». Решение было принято вслед за запросом от 3 апреля нескольких иудейских лидеров изъять газеты, в которых были опубликованы статьи антисемитского содержания в течение охваченного докладом периода.

[57] В течение периода, охваченного данным докладом, правительственные должностные лица продолжали публично высказывать антисемитские взгляды. В интервью «Белорусской газете» от 25 ноября, председатель комитета по международным делам нижней палаты парламента Сергей Костян заявил, что он «категорический противник превращения Беларуси в плацдарм сионизма». Он добавил: «Есть план городской застройки, и если … мечеть или синагога мешают строительству города, я считаю, снести их – это правильно.» Высказанные Костяном замечания были ответом на запрос от 12 ноября нижней палаты сохранить еврейские достопримечательности.
[58] 23 ноября 2002 года в Народной Газете была опубликована статья Эдуарда Скобелёва, редактора газеты Администрации Президента, осуждающая влияние «десятков официально зарегистрированных еврейских общин в Беларуси» и международных иудейских организаций за противодействие «борьбе за историческую правду». Представители нескольких иудейских общин заявили, что в начале 1990-х Скобелев опубликовал ряд антисемитских статей в бытность членом белоруской коммунистической партии.
[59] Несмотря на решение изъять «Русский вестник» из продажи, в течение описываемого периода антисемитская литература и далее продавалась в правительственных зданиях и магазинах, а также на мероприятиях, косвенно связанных с Белорусской православной церковью. Литература антисемитского содержания открыто продавалась во время апрельского «Вербнага кiрмаша» – ярмарки православной книги. Антисемитские и русские ультранационалистические газеты продавались в Православной книге (книжные магазины православной церкви), магазине, в котором продается православная литература и религиозные принадлежности.
[60] Издание государственного литературного журнала «Нёман» за июль-август 2002 года опубликовало небольшой рассказ Александра Проханова, главного редактора русской ультранационалистической газеты «Завтра». Рассказ под названием «Господин Гексоген» изобиловал антисемитскими замечаниями.

[61] Согласно предоставленной КДРН информации, Комитет регулярно реагирует на все публичные проявления ксенофобии, оповещая правительственные органы, ответственные за применение законных мер против таких проявлений; между тем, за период, охваченный докладом, подобные законные меры не применялись.
Нарушения свободы вероисповедания
[62] В течение охваченного докладом периода, правительство неоднократно предпринимало действия, нарушающие свободу вероисповедания нескольких религиозных общин. Хотя местные власти в апреле выдали паспорта членам семьи священника БПАЦ Яна Спасюка, который не мог получить документы с ноября 2001 года, власти предприняли множество действий как против священника, так и против общины БПАЦ в городе Пограничный.
[63] Власти продолжают преследовать, угрожать и арестовывать членов незарегистрированной индуистской общины «Свет Кайласа». Тринадцатого июля 2002 года милиция арестовала 18 членов этой общины, когда они готовились к медитации в одном из минских парков. Несколько арестованных провели в тюрьме 2 дня и были оштрафованы на крупную сумму. Девятого августа 2002 года милиция помешала проведению свадебной церемонии на открытом воздухе, которую отправляла община. Семнадцатого августа 2002 года милиция пресекла проведение демонстрации, организованной общиной в знак протеста против притеснения властями «Света Кайласы». Шесть членов общины были приговорены к 10-дневному тюремному заключению, в их числе Татьяна Акаданова, лидер общины, и ее супруг Сергей, священник общины. Акадановы сообщали, что когда сокамерница напала на Татьяну и избила ее, милиция отказалась вмешаться, а также отказалась предоставить медицинскую помощь. Те члены общины, которые не были помещены в тюрьму, понесли крупные штрафы.


[64] Семнадцатого марта члены общины баптистов-пятидесятников подали жалобу на Николая Синицына, председателя городского совета в Слободке. Синицын вместе с другими должностными лицами помешал проведению собрания для молитвы и чтения библии в частном доме. Синицын предупредил присутствующих, что они участвуют в несанкционированном молебне и угрожал уведомить милицию, в случае если они продолжат проведение собраний.
[65] За период, охваченный докладом, несколько пятидесятников были оштрафованы за незаконное проведение и организацию религиозных служб. По данным КДРН, осуждения за подобные нарушения основывались либо на том, что осужденные нарушали общественный порядок, либо на том, что осужденные проводили собрания, предварительно не получив разрешения. Закон позволяет людям проводить собрания для молитвы в частных домах; между тем, закон налагает ограничения на отправление ритуалов, обрядов и церемоний в таких помещениях и требует получение разрешения местных властей.
[66] Двадцать пятого мая милиция помешала проведению индуистами службы, которая проходила в минской квартире. Полиция предупредила участников, что подобные действия незарегистрированных религиозных общин являются незаконными и что при повторном нарушении они будут арестованы. Первого июня милиция помешала проведению другого несанкционированного собрания для молитвы, которое проходило в другой квартире; милиция приказала присутствующим покинуть помещение. Во время того, как участники собрания расходились, прибыл вооруженный автоматами наряд милиции; после досмотра верующих милиция приказала им лечь на пол и провела обыск квартиры, который, как сообщают, нанес значительный урон помещению. Двадцать пятого июня власти снова пресекли проведение несанкционированной службы и допросили владельца квартиры.

[67] В охваченный докладом период власти притесняли, штрафовали и заключали под стражу кришнаитов за незаконное распространение религиозной литературы. Община кришнаитов сообщала, что власти, первоначально задержав представителей общины за незаконное распространение литературы, затем оштрафовали их за нарушения, связанные с визами и документами. В октябре 2002 года, распространявшие литературу в Гомеле кришнаиты были задержаны на трое суток. По словам членов общины кришнаитов в декабре 2002 года следователь в городе Кобрин применил силу при задержании нескольких верующих, которые распространяли литературу религиозного содержания. Позже верующие были оштрафованы.
[68] Двадцать первого мая 2001 года власти вновь арестовали священника БПАЦ Яна Спасюка во время проведения службы в деревне Радовляны (Берестовицкий район). После Спасюк и его супруга были вызваны в местный суд, где на закрытом слушании без свидетелей и адвоката Спасюк был осужден и оштрафован за мелкое хулиганство. Вследствие давления властей и притеснения их уважаемых религиозных организаций, священник БПАЦ Ян Спасюк и лидеры «Света Кайласы» Сергей Акаданов и Татьяна Акаданова покинули страну в 2003 году.
[69] Шестнадцатого сентября 2002 года информационное агентство «Кестон» сославшись на Александра Антонюка, члена незарегистрированной общины БПАЦ в городе Пограничный, сообщило, что несколько членов общины БПАЦ были вызваны в кабинет местной администрации в городе Берестовица. Местные власти неоднократно угрожали членам БПАЦ, ставя их перед выбором: либо они прекращают поддерживать Спасюка, либо теряют свою работу. Местные власти отрицают эти обвинения. В мае после того, как Спасюк заявил о своем намерении искать политического убежища, сестра отца Спасюка была уволена. Кроме того, имели место случаи притеснения протестантов на работе по причине их религиозных убеждений.


[70] Члены общины «Свет Кайласа», оштрафованные за участие в несанкционированных демонстрациях и акциях протеста, сообщали, что власти угрожали им конфискацией имущества и дополнительными юридическими санкциями в случае невыплаты штрафов. Более того, власти предупреждали, угрожали и преследовали членов их семей, добиваясь выплаты штрафов. Двадцать пятого мая власти принудили родителей одного из членов общины выплатить неуплаченный сыном штраф. В течение охваченного докладом периода члены «Света Кайласы» сообщали о случаях увольнения по причине их приверженности общине. Одна из верующих рассказывала, что она была уволена потому, что она «сектантка», последовательница культа. Местные власти оповестили работников одной из компаний, что их предприятие будет закрыто, так как директор компании является членом «Света Кайласы».
[71] Второго октября 2002 года местные власти направили предупреждение Василию Юревичу, пастору Церкви Новой жизни за незаконные акции протеста против нового закона о религии. Восьмого ноября 2002 года информационное агентство «Кестон» сообщило, что милиция задержала двух демонстрантов-католиков, протестовавших против принятия нового закона о религии возле здания парламента в Минске. Но ни КДРН, ни Римско-католическая церковь не подтвердили эти сведения.
[72] Девятого ноября 2002 года милиция и местные власти прервали собрание сайентологов в одной из минских квартир. Двое были оштрафованы на сумму примерно 25 долларов США (50 000 белорусских рублей) за участие в незаконном собрании. Двадцать шестого февраля после подачи заявления группой, Минский городской суд отменил взыскание штрафов.

[73] Первого августа 2002 года местные власти города Пограничный Гродненской области разрушили церковь БПАЦ, которая, как они заявляют, была построена незаконно, поскольку в разрешении на строительство говорится о частном доме. Церковь была разрушена несмотря на то, что община получила разрешение на строительство в июле 2001 года. Незадолго до разрушения церкви местные власти арестовали около нее трех журналистов.
[74] Сообщений о задержанных или заключенных по религиозным мотивам не было.
Насильственная смена религии
[75] О фактах насильственной смены религии не сообщается, равно как и о похищении или незаконном перемещении с территории Соединенных штатов несовершеннолетних граждан, а также об отказах в возвращении в США таким гражданам.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница