Доклад о ситуации с палестинскими беженцами



Скачать 130.37 Kb.
Дата22.04.2016
Размер130.37 Kb.
Неофициальный перевод
Ситуация с палестинцами в Сирии

(выдержки из соответствующих информационных источников)
Доклад о ситуации с палестинскими беженцами (правовой статус, экономические и социальные условия, условия жизни) (№16399)

15 мая 2003 года  Совет Европы – Парламентская Ассамблея (СЕ – ПACE) – Первоначальное название: «Ситуация с палестинскими беженцами»

Б.       Сирия

25.     Существует 401 000 беженцев, составляющих 2,6 % основного населения Сирии. 115 000 (29 %) живут в лагерях для беженцев. Средние условия, в которых они живут, не отличаются от условий жизни граждан Сирии.

26.     У них нет гражданства Сирии, но государство им выдает разрешение, позволяющее путешествовать за пределами страны. Они обладают полным доступом к государственному образованию, здравоохранению и другим социальным услугам на тех же условиях, что и граждане Сирии. Однако, в большей степени они пользуются услугами Ближневосточного агентства Организации Объединённых Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) на данных территориях, они могут свободно использовать общественные здания и сооружения. Им предоставлен доступ к трудоустройству и самостоятельной предпринимательской деятельности на таких же условиях, как для жителей Сирии. Они также имеют право покупки собственности для собственного пользования (за исключением пахотной земли). Мужчины обязаны отбывать воинскую повинность, срок которой составляет два года, как и для граждан Сирии – в палестинском батальоне под общим командованием Сирии. Политические права включают право создания политических организаций, членства и участия в палестинском крыле партии Баат и пассивное избирательное право по назначению. В действительности очень мало палестинцев занимают высокие посты. Однако, не являясь гражданами, палестинские беженцы не имеют права участвовать в голосовании на национальных выборах.

27.     Сотрудничество между БАПОР и властями Сирии также довольно плодотворно. Например, дети беженцев посещают государственные школы, если они находятся поблизости с их домом, а дети сирийцев посещают школы для беженцев, которыми руководит БАПОР.



28.     Позиция в отношении проблемы возвращения, которую выражают официальные лица и сами беженцы, не отличается от позиции по отношению к Иордану. Проблема не изучалась, но наиболее вероятно, что большинство предпочло бы остаться в Сирии и принять компенсацию за утерянное жилье на месте происхождения.

Освещены факты о сирийских курдах, положении палестинцев, не имеющих гражданства, исламской оппозиции и позиции сторонников Рифата аль-Ассада (№7994)

22 марта 2002 года  Совет Европейского Союза – Первоначальное название: "Записка Датской Делегации для Центра по сбору и обмену информацией об системе убежища (CIREA): Доклад о деятельности датской миссии по выявлению фактов в Сирии, № 7371/02"

5.2. Общие условия для палестинцев, не имеющих гражданства в Сирии
Анджела Вильямс объяснила, что отношение властей Сирии к палестинцам, не имеющим гражданства в стране в целом отражает традиционную открытость властей по отношению к лицам из других арабских стран, которые на протяжении долгих лет могли свободно въезжать в Сирию и поселяться там.
Али Мустафа, представитель Генерального ведомства для палестинских арабских беженцев в Сирии (ГВПАБ) (GAPAR), заявил, что широкое большинство палестинцев в Сирии официально зарегистрированы как в ГВПАБ, так и в БАПОР. Зарегистрированные палестинцы находятся в равных условиях с сирийскими гражданами, включая равный доступ к образованию, трудоустройству и участия в социальной, политической и культурной деятельности вместе с сирийскими гражданами. Палестинцы, не имеющие гражданства, как правило, не могут получить гражданства Сирии, а также не могут быть выбранными в парламент или в президенты или занимать министерский пост, однако, некоторые палестинцы, не имеющие гражданства, все-таки занимают низкие министерские посты.
Вильямс подтвердила то, что не имеющие гражданства палестинцы, официально зарегистрированные в государстве, находятся почти в таких же условиях, как и сирийские граждане. Не испытывая какой-либо политической дискриминации. 1 948 беженцев, например, обладают правом на собственность, имеют доступ к школьному обучению и дальнейшему образованию и могут получать трудоустройство, включая государственный сектор и ведение предпринимательской деятельности. Не имеющие гражданства палестинцы также исполняют воинскую повинность в специальном палестинском подразделении армии Cирии. Однако, на практике не имеющие гражданства палестинцы могут почувствовать себя ущемленными, например, в списке ожидающих в сирийских больницах граждане Сирии вероятно имеют преимущество. По словам Вильямс, 1 948 беженцев не имеют права владеть пахотной землей, быть избранными в парламент Сирии или занимать пост министерского уровня выше.
Вильямс отметила то, что незарегистрированные и не имеющие гражданства палестинцы в стране находятся в неравных условиях, например, они не могут найти трудоустройства в государственном сфере и не имеют автоматического доступа к услугам БАПОР. Она сослалась на необходимость проверки и пересмотра властями Сирии состава палестинцев, трудоустроенных БАПОР. В случае неодобрения эти палестинцы в большинстве случаев являются выходцами Газы или Иордании, а также неофициально зарегистрированным в Сирии. По мнению Вильямс, неодобрение в таких случаях обусловлено отказом в статусе незарегистрированным палестинцам.
Али Мустафа, представитель ГВПАБ в Сирии, полагает, что ситуация для не имеющих гражданства палестинцев в Сирии лучше, чем в Иордании или Ливане. Абу Халиль, заместитель председателя Комитета по иностранным делам Народного фронта освобождения Палестины (НФОП), рассматривает ситуацию для не имеющих гражданства палестинцев в Сирии как благоприятную по сравнению с ситуацией в Ливане. Он сам непосредственно прожил 20 лет в Ливане, где палестинцы, например, были лишены возможности работать по некоторым профессиям и не могли иметь собственность или вести предпринимательскую деятельность.
Хамад Муд, палестинский журналист и писатель, согласился с тем, что палестинцы, не имеющие гражданства в Сирии, находятся в более благоприятных условиях, чем лица, не имеющие гражданства в Ливане. Он добавил, что с 1956 года палестинцы, за некоторыми исключениями, пользуются такими же правами, как граждане Сирии. С данным мнением согласился Мохамед аль-Баталь, представитель Демократического фронта освобождения Палестины (ДФОП).
Некоторые западные дипломатические источники также указывают на то, что не имеющие гражданства палестинцы в Сирии находятся в таких же условиях, как и граждане Сирии. Один западный дипломатический источник (1) рассматривает Сирию как возможное наилучшее место для проживания в регионе для не имеющих гражданства палестинцев.
5.3. Не имеющие гражданства и покидающие страну палестинцы

Анджела Вильямс, представитель БАПОР, сказала делегации, что большинство не имеющих гражданства палестинцев, зарегистрированных БАПОР в Сирии, продолжают жить в стране, в отличие от зарегистрированных в Ливане, многие из которых, как полагают, уехали. Относительно благоприятные условия в Сирии не дают им особых оснований покидать страну. Некоторые не имеющие гражданства палестинцы, однако, предпочитают покинуть страну в поисках лучшей жизни, главным образом незарегистрированные беженцы, чье положение и права намного хуже, чем у зарегистрированных беженцев.


Али Мустафа отметил то, что не имеющие гражданства палестинцы, зарегистрированные в Сирии властями, например, ГВПАБ в Сирии и БАПОР могут въезжать в страну и поселяться в ней даже после нахождения на протяжении долгих лет за границей. Всем не имеющим гражданства палестинцам, зарегистрированным в Сирии, может быть выдан проездной документ для палестинцев. Даже не имеющий гражданства палестинец, живущий за пределами Сирии на протяжении долгих лет, сможет повторно въехать в страну после регистрации. В таких случаях проездные документы выдаются в посольстве Сирии.
Вильямс добавила, что не имеющий гражданства палестинец, зарегистрированный в Сирии, сможет без осложнений законно покинуть и также вернуться в страну при условии, что властями не предусмотрены другие условия. Али Мустафа, представитель ГВПАБ в Сирии, Абу Халиль, представитель НФОП, и Мохамед аль-Баталь представитель ДФОП были все осведомлены о не имеющих гражданства палестинцах, ищущих убежища заграницей, в том числе и в Дании. Все источники сходились в мнениях, что ищущие убежища и не имеющие гражданства палестинцы, обычно покидают Сирию в поисках лучшей жизни заграницей. Аль-Баталь добавил, что безработица в Сирии и неуверенность в решении израиле-палестинского конфликта могут быть способствующими факторами, побуждающими не имеющих гражданства палестинцев из Сирии искать убежища заграницей.
Аль-Баталь продолжал указывать, что палестинские организации в Сирии, включая ДФОП, стремятся ослабить желание не имеющих гражданства палестинцев покинуть Сирию и регион в целом. Хотя палестинские организации с готовностью понимают подобное желание людей покинуть страну для улучшения своих жизненных условий, палестинская эмиграция в западных государствах не решает палестинскую проблему. По его мнению, данную проблему следует решать в регионе, и западные государства косвенно помогли бы ее решить, не предоставляя убежища не имеющим гражданства палестинцам, ищущим его по неполитическим причинам.
5.4. Палестинские организации в Сирии

Сирия служит основой для многих палестинских политических организаций, именуемых часто «десять фракций».


Согласно статье Андерса Стриндберга в журнале «Изучение Палестины в 2000 году» (Стриндберг), в 1993 году десять палестинских организаций, основанных в Сирии, вошли в Альянс палестинских сил (AПС).
Стрндберг сообщает, что АПС состоит из таких организаций:

 Народный фронт освобождения Палестины (НФОП);

 Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП);

Палестинская революционная коммунистическая партия (ПРКП);

 Народный фронт освобождения Палестины; – Главное командование (НФОП-ГК);

 Фронт освобождения Палестины (ФОП);

 Палестинский фронт народной борьбы (ПФНБ);

Фата аль-интифалада (Fatah al-intifalada);

Cайка (Saiqa);

Палестинский Исламский Джихад (ПИД);

Хамас (Hamas).
Формирование и идеология десяти организаций очень отличаются. Стриндберг делит альянс на три политических семьи: демократическую, в состав которой входят НФОП, ДФОП и ПРКП, национальную, представленную НФОП-ГК, ФОП, ПФНБ, Фата аль-интифаладой и Сайкой, и исламскую, состоящую из ПИД и Хамас.
5.4.1. Предоставление свободы палестинским организациям для ведения деятельности в Сирии

По словам Стриндберга, в 1999 году власти Сирии издали постановление, требующие от палестинских организаций в стране прекратить вооруженную борьбу против Израиля.


Мохамед аль-Баталь объяснил, что у ДФОП все еще есть военное крыло, хотя на сегодняшний день организация работает только за счет политических средств. Тем не менее он утверждал то, что у палестинцев есть законное право использовать оружие против Израиля на оккупированных территориях, подчиняющихся Резолюции 242 1 ООН. Он указал на то, что ДФОП борется за право участвовать в вооруженной борьбе не против граждан, а только против израильской армии, борьба, рассматриваемая ДФОП как законная, относится только к оккупированным территориям.
Хамад Муд сообщил, что вооруженная борьба с Израилем ведется только на оккупированных территориях. Палестинские организации в соседних странах могут поддержать акцию, но не обладают возможностью непосредственно способствовать вооруженной борьбе.
Западный дипломатический источник (2) проинформировал делегацию о том, что только НФОП-ГК и другая палестинская организация, не называя ее, в настоящий момент располагают тренировочными лагерями в Сирии. Наряду с еще одним западным дипломатическим источником (1), который не верит, что какая-либо палестинская организация в Сирии сможет получить разрешение на ведение военных операций против Израиля с земель Сирии. Сирия не желает оказаться под ответным огнем Израиля, как случилось в прошлом с военными объектами Сирии в долине Бекаа, Ливан.
Али Мустафа, представитель ГВПАБ в Сирии, Мохамедаль-Баталь, представитель ДФОП, Хамад Муд, журналист и писатель, и Абу Халиль, представитель НФОП, подчеркивали тот факт, что палестинские организации не обладают возможностями для действия в качестве государства в государстве. Муд отмечал, что власти Сирии не примирятся с любой политической деятельностью палестинских организаций, которая не соответствует требованиям государственной политики, и поэтому может рассматриваться как оппозиция, а любая политическая оппозиция не приемлема для Сирии. Западный дипломатический источник (1) также считает, что палестинские организации не обладают возможностями для действия в качестве государства в государстве.
Аль-Баталь отметил то, что палестинские организации в Сирии обычно вовлечены в израиле-палестинский конфликт. Он добавил, что власти разрешают организациям вести политическую деятельность при условии невмешательства во внутреннюю политику Сирии.

Хамад Муд сообщил, что так как вооруженная борьба была снята с повестки дня, палестинские организации в Сирии продолжают заниматься культурной и политической деятельностью. По его мнению, организации вскоре трансформируются в обыкновенные политические партии.


Западный дипломатический источник (3) проинформировал делегацию о том, что палестинские организации в Сирии не могут вести любую политическую деятельность, рассматриваемую властями Сирии как неприемлемую. Степень допустимого зависит от действующей политической программы правящего режима при разрешении ведения политической деятельности, полностью соответствующей целям властей. Еще один западный дипломатический источник (4) так описал сложившуюся ситуацию: Сирия обычно рассматривает Израиль в качестве своего заклятого врага, но когда Сирия вела мирные переговоры с Израилем в 1999 году, все лица, замеченные в противостоянии заключению мирного договора, были арестованы. Те арестованные, которые подписали заявление о неоказании сопротивления мирным переговорам, были вновь выпущены. Когда год спустя вновь начались мирные переговоры, остальные арестованные были выпущены, так как у режима возникла потребность наладить отношения с данным группами.
Западный дипломатический источник (3) отметил то, что в Сирии не проводилось ни одной неорганизованной палестинской демонстрации, в отличие от ситуации с палестинцами на автономной территории. Единственно возможными демонстрациями могли бы быть только демонстрации, организованные правительством. Данный факт был подтвержден еще одним западным дипломатическим источником (2), который добавил, что палестинские организации отошли в сторону, участвуя только в культурной и социальной сфере.
Западный дипломатический источник (4) также указал на то, что палестинские организации тщательно контролируются властями Сирии и поэтому серьезно следят за тем, чтобы не распространялась информация о присутствии независимых палестинский политических сил в Сирии. Источник отметил то, что власти Сирии особенно тщательно контролируют происламские палестинские организации, учитывая рассмотрение режимом исламской оппозиции как угрозы национальной безопасности.
Некоторые другие западные дипломатические источники подтверждают, что власти Сирии строго контролируют палестинские организации.
5.4.2. Внутрипалестинские отношения

ГВПАБ в Сирии, ДФОП и НФОП настойчиво утверждали, что в Сирии не существует политического преследования палестинцев палестинцами. Мнения всех совпадали в том, что палестинские организации не отправляют правосудие и ГВПАБ в Сирии добавило, что палестинцы защищены от подобных мер законодательством Сирии также, как и граждане Сирии. ГВПАБ в Сирии отметило то, что палестинские организации возможно сами вершили правосудие в Ливане во время ливанской гражданской войны, но подобного никогда не происходило в Сирии.


Абу Халиль, представитель НФОП, указал, что во время многих своих зарубежных поездок, навещая палестинцев в изгнании, в том числе и в Дании, он часто слышал то, как палестинцы заявляют, что они боятся плохого обращения, попав в руки некоторых особых палестинских организаций в случае возвращения в Сирию. По его словам, многие палестинцы, некоторые из них из Сирии, обычно ищут убежища в западных государствах в поисках лучшей жизни, а не по причине плохого обращения палестинских организаций. Палестинцы могут довольно свободно выйти из состава любой палестинской организации в Сирии, не подвергаясь вследствие этого репрессиям. Для наглядного примера отчаянного желания палестинцев найти убежище как возможности лучшей жизни, Халиль вспомнил о двух знакомых палестинцах, которые в поисках убежища в европейском государстве утверждали, что они принимали участие в убийстве политика палестинской организации Фата, Абу Ийада, в 1991 году только для того, чтобы им было разрешено остаться в той стране даже под риском наказания за их участие убийстве. Позже стало известно, что те лица, ищущие убежища, не имели никакой причастности к убийству Абу Ийада.
Халиль также отметил то, что палестинские организации в Сирии не практикуют принудительной вербовки. Во время своей работы он слышал, как палестинцы заявляют, что если бы они оказали сопротивление принудительной вербовке в палестинский организации в Сирии, их семью бы убили. Он настойчиво утверждал, что подобные истории были просто надуманы, не имея ничего общего с действительной ситуацией.
Мохамед аль-Батал согласился с тем, что палестинцы не вершат правосудие по отношению к так-называемым «дезертирам» в Сирии и не практикуют принудительной вербовки. Такие меры были просто не разрешены властями Сирии. По его словам, не существует палестинских организаций, у которых были бы в наличии свои тюрьмы, и т.д., а также палестинские организации не наказывают и не преследуют палестинцев. Он лично видел копии фальшивых документов, которые, как предполагалось, были выданы ДФОП в Сирии, и в которых не были проставлены соответствующие печати и штампы.
Хамад Муд считал невероятным тот факт, что любой палестинец, выходящий из состава палестинской организации, рискует быть наказанным самой организацией. Он отметил то, что палестинские организации не обладают особым статусом, позволяющим им вершить правосудие, а подчиняются властям Сирии и регулированию. Ни палестинские организации, ни власти Сирии не заинтересованы в том, чтобы палестинцы вершили свое правосудие.
Али Мустафа, представитель ГВПАБ в Сирии, добавил, что даже палестинец, совершивший криминальное преступление против палестинской организации, может быть наказан только властями Сирии.
Три западных дипломатических источника (1, 2 и 3) утверждали то, что палестинцы не вершат свое правосудие в Сирии. Четвертый западный дипломатический источник (4) рассматривает подобное мнение как чрезвычайно надуманное, так как сирийские власти очень тщательно следят за палестинскими организациям. западный дипломатический источник (1) отметил то, что не существует наказаний, применяемых во внесудебном порядке, например, смертной казни. Подобные меры со стороны палестинских организаций повлекли бы ответные меры со стороны сирийских властей. Еще один западный дипломатический источник (2) информировал о том, что власти не стали бы просто терпеть или мириться ни с внутренними разборками палестинских организаций, ни с любыми нарушениями и возмущениями общественного порядка. Источник добавил, что рассматриваемое западное государство действительно приняло лиц, ищущих убежища, заявляющих, что они боятся наказания, попав в руки палестинской организации. После проведения детального расследования в Сирии власти этого государства не обнаружили следов отправления правосудия палестинцами, по их мнению, «дезертиры» палестинской организации не рисковали быть наказанными этой организацией. Любое подобное отправление собственного правосудия палестинцами противоречило бы интересам Сирии и поэтому не было бы разрешено сирийскими властями.
Ваиль Хейр, представитель Организации по правам человека и гуманитарным правам в Ливане (FHHRL), и Сухейл Натур, палестинский юрист, не верят в то, что палестинские организации вершат свое правосудие, так как подобные меры были бы не разрешены властями Cирии.
Подборка материалов произведена Региональным

Представительством УВКБ ООН в Украине, Беларуси и Молдове



2006 г.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница