Доклад Независимого эксперта по вопросу о положении в области прав человека в Сомали Шамсула Бари



страница1/3
Дата04.05.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2   3



Организация Объединенных Наций




A/HRC/24/40



Генеральная Ассамблея

Distr.: 

16 August 2013

Russian

Original: 



Совет по правам человека

Двадцать четвертая сессия

Пункт 10 повестки дня



Техническая помощь и создание потенциала

Доклад Независимого эксперта по вопросу о положении в области прав человека в Сомали Шамсула Бари

Резюме

После представления Совету по правам человека своего девятого докла-да (A/HRC/21/61) в сентябре 2012 года Независимый эксперт по вопросу о положении в области прав человека в Сомали взаимодействовал с Федеральным правительством Сомали в целях разработки плана действий в области прав человека в постпереходный период для страны. С этой целью в начале 2013 года он ознакомил правительство с первым проектом плана действий.

Независимый эксперт счел целесообразным сосредоточиться в ходе своего визита полностью на подготовке основ для данного плана действий. Это означало, что его визит ограничивался главным образом Могадишо, где он имел встречу с Президентом и его кабинетом, а также с представителями Миссии Африканского союза в Сомали, учреждений Организации Объединенных Наций и гражданского общества. Таким образом, он не смог посетить другие части Сомали, включая Пунтленд и Сомалиленд, как он обычно поступал. Он надеется сделать это в ходе своей следующей поездки в Сомали до начала двадцать четвертой сессии Совета по правам человека.

После визита Независимого эксперта правительство объявило о своем решении одобрить план действий в области прав человека, которое приветствовал Совет по правам человека на своей двадцать третьей сессии, в ходе которой он принял решение провести на своей двадцать четвертой сессии отдельный интерактивный диалог высокого уровня с целью изучения того, каким образом все заинтересованные стороны могли бы эффективно работать в целях завершения и реализации данного плана действий и осуществления прав человека в Сомали (решение 23/114 Совета).

В настоящем докладе содержится широкое изложение проблем в области прав человека, предложенных для рассмотрения в данном плане действий, наряду с кратким описанием каждой из этих проблем. Доклад завершается изложением обновленной информации о нарушениях прав человека и других важных событиях, произошедших после представления предыдущего доклада, некоторых личных размышлениях и некоторых рекомендациях правительству и другим заинтересованным сторонам.




Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−12 4

II. Предложенный план действий в области прав человека 13−39 6

A. Контекстуальная исходная информация 13−14 6

B. Тематические области 15−39 6

III. События в области прав человека 40−62 11

A. Защита гражданских лиц и право на жизнь и физическую
неприкосновенность 41−48 11

B. Сексуальное насилие 49−55 14

C. Грубые нарушения, совершенные в отношении детей в ходе
вооруженного конфликта 56−60 16

D. Случаи содержания под стражей, связанные с конфликтом 61−62 16

IV. Прочие события в течение отчетного периода 63−88 17

A. События, произошедшие в секторе безопасности и


гуманитарном секторе 63−72 17

B. События в Пунтленде и Сомалиленде 73−86 19

C. Учреждение Миссии Организации Объединенных Наций
по содействию Сомали (МООНСОМ) 87 22

D. Решение Совета по правам человека провести отдельный


диалог по Сомали 88 22

V. Меры, уже принятые правительством 89−92 22

VI. Некоторые размышления относительно положения в Сомали 93−94 23

VII. Рекомендации 95−113 24



I. Введение

1. Настоящий доклад представляется во исполнение резолюции 20/21 Совета по правам человека, в которой Совет, в частности, возобновил мандат Независимого эксперта по вопросу о положении в области прав человека в Сомали на один год и просил его представить доклад Совету на его двадцать четвертой сессии. Настоящий доклад охватывает период с сентября 2012 года по июль 2013 года.

2. В период с 18 по 22 марта 2013 года Независимый эксперт предпринял свою десятую поездку на места в Сомали и Кению. Он посетил Найроби и Могадишо. Благодаря военному сопровождению, предоставленному Миссией Африканского союза в Сомали (АМИСОМ), Независимый эксперт смог выезжать в город для встречи с членами правительства.

3. Цель этого визита заключалась в проведении консультаций с сомалийскими заинтересованными сторонами в отношении предложения, которое он представил правительству ранее и которое касалось разработки плана действий в области прав человека в постпереходный период в качестве части повестки дня правительства по проблематике прав человека. Независимый эксперт предложил, чтобы содержание данного плана действий было взято из 18 ключевых тематических областей, которые он определил в ходе осуществления своего мандата в течение последних пяти лет.

4. В Найроби Независимый эксперт провел встречи с Рабочей группой по правам человека Европейского союза, представленной Бельгией, Данией, Италией и Швейцарией. Рабочая группа ознакомила его со своими выводами, полученными в результате ее миссии в декабре 2012 года в Могадишо, Сомалиленд и Пунтленд. В свою очередь Независимый эксперт информировал Рабочую группу о своих усилиях по поддержке Федерального правительства Сомали в разработке плана действий в области прав человека.

5. Независимый эксперт получил подробную информацию от учреждений Организации Объединенных Наций, в частности от Политического отделения Организации Объединенных Наций для Сомали (ПОООНС). Он узнал, что предпринимаются совместные усилия для содействия осуществлению прав человека посредством проведения политики бдительности.

6. В Могадишо Президент Сомалийской Республики Хасан Шейх Мохамуд пригласил Независимого эксперта на рабочий завтрак в президентском дворце; во время этого мероприятия Независимый эксперт официально представил Президенту предложенный план действий в области прав человека и предоставил ему исходную информацию, касающуюся предложения о разработке такого плана действий. Обсуждались цели и ожидаемые результаты реализации такого плана действий.

7. Президент приветствовал предложение Независимого эксперта о разработке плана действий в области прав человека для Сомали и подчеркнул свою приверженность задаче улучшения положения в области прав человека в стране. Он заявил, что как лицо, которое находилось в Сомали в течение всех этих беспокойных лет, он накопил тот же опыт, что и обычные жители Сомали. По этой причине он вполне понимает трудности, потребности и чаяния своего народа. Он добавил, что большинство его коллег по правительству представляют гражданское общество и, как таковые, они также осознают судьбу народа и привержены обеспечению его благополучия. Он понимает, что эти трудности усугубляются тем фактом, что государственные институты являются слабыми, коррупция широко распространена, а безнаказанность носит всеохватывающий характер. Таким образом, крайне необходимо создать подлинные федеральные институты для поддержания правопорядка, надлежащего управления и уважения прав человека и норм гуманитарного права.

8. Независимый эксперт также имел широкомасштабные беседы с Премьер-министром Абди Фарахом Ширдоном, который заверил его в том, что основывающийся на соблюдении прав человека подход будет использоваться при осуществлении "политики шести столпов" Федерального правительства. Премьер-министр выразил свою убежденность в том, что предложенный план действий в области прав человека явится значительным вкладом в реализацию национальной повестки дня по проблематике прав человека. Он заявил, что в его канцелярии будет создано правозащитное управление, на которое будет возложена задача обеспечения координации, поощрения и защиты прав человека.

9. Независимый эксперт провел встречу с Председателем Федерального парламента Мохамедом Османом Джавари, который высказал мнение о том, что предлагаемый план действий будет иметь огромное значение для работы парламентского комитета по правам человека. Независимый эксперт также нанес визит вежливости Министру иностранных дел Сомали Фаузии Юсуфу Хаджи Адану, который проинформировал его о дипломатических усилиях Федерального правительства по восстановлению нормального положения в Сомали как в динамичном и уважаемом субъекте в сообществе наций.

10. Встреча с Министром внутренних дел и национальной безопасности Абдирахманом Хусейном Гуледом позволила Независимому эксперту получить подробную информацию о мерах, принятых правительством для улучшения положения в секторе безопасности, достижениях сомалийских сил безопасности при поддержке со стороны АМИСОМ и трудностях, которые создают неоднократные нападения сил "Аш-Шабааб". Министр юстиции Ахмед Мухтар Мохамуд ознакомил Независимого эксперта с информацией о проводящихся консультациях по вопросу о создании национальной комиссии по правам человека.

11. Встреча с журналистами и лицами, оказывающими юридическую помощь, была, как обычно, информативно насыщенной и эмоциональной. Независимый эксперт узнал, к сожалению, о том, что в 2012 году были убиты 18 журналистов и пять журналистов были убиты в 2013 году и что и журналисты, и сотрудники средств массовой информации по-прежнему подвергаются нападениям и их убивают при полной безнаказанности виновных лиц.

12. В дополнение к информации о предлагаемом плане действий настоящий доклад также содержит обзор положения в области прав человека в Сомали на основании информации, полученной Независимым экспертом в ходе его встреч и бесед с вышеупомянутыми лицами. Он также ознакомился с последними изданиями и сообщениями средств массовой информации, а также докладами учреждений Организации Объединенных Наций и международных и национальных неправительственных организаций. Он извлек огромную пользу из сообщений отдельных лиц, в которых его внимание обращалось на проблемы в области прав человека.

II. Предложенный план действий в области прав человека

А. Контекстуальная исходная информация

13. Идея принятия плана действий в области прав человека на постпереходный период для Сомали возникла в ходе бесед Независимого эксперта с должностными лицами правительства и другими заинтересованными сторонами, включая представителей Организации Объединенных Наций и гражданского общества, в ходе двух его поездок в Сомали в 2012 году.

14. По результатам этих бесед Независимый эксперт предложил Премьер-министру тематические вопросы, которые могли бы быть рассмотрены для включения в план действий. Он предложил, чтобы правительство провело консультации с группами граждан по предложенным тематическим областям, определило первоочередные проблемы, требующие безотлагательного внимания, разработало план действий, определило органы, ответственные за мероприятия по осуществлению, и предусмотрело сроки, в течение которых оно надеется провести большинство таких мероприятий.

В. Тематические области

15. В настоящем разделе содержится краткое описание проблем в области прав человека, выявленных Независимым экспертом в течение этих лет и требующих уделения особого внимания.



1. Защита гражданских лиц

16. В течение более чем двух десятилетий вопросы защиты гражданских лиц в контексте продолжающегося вооруженного конфликта вызывали серьезную озабоченность в Сомали. Отсутствие правопорядка и обстановка отсутствия безопасности и безнаказанность породили условия, в которых нарушения прав человека были широко распространенными. Отсутствие механизма подотчетности, произвольное поведение органов власти и отсутствие возможности исправить положение, среди прочего, обострили эти проблемы.

17. Требуемые меры включали бы, в частности: открытие/укрепление большего числа полицейских участков; подготовку полицейских с точки зрения стандартов в области прав человека; укрепление механизмов контроля и расследования; подготовку сил безопасности по вопросам прав человека и гуманитарного права; создание механизма контроля за положением гражданских лиц в районах вооруженного конфликта, а также механизм отслеживания числа случаев гибели гражданских лиц; и углубление осознания гражданами своих прав.

2. Право на доступ к правосудию

18. Сектор правосудия также был серьезно затронут. Таким образом, создание законной системы правосудия должно быть первоочередной задачей для правительства. Жизненно важное значение имеет конкретная и согласованная оценка секторов правосудия и исполнения наказаний, а также разработка самостоятельной национальной стратегии, направленной на воссоздание эффективно функционирующего судебного аппарата.

19. Требующие уделения внимания области включают, в частности, превалирующий характер военных судов с их широкими полномочиями по принятию решений по гражданским делам; неудовлетворительный доступ к правосудию в недавно стабилизированных районах; официальные судебные системы, функционирующие при наличии недостаточных ресурсов; неофициальные системы, функционирующие без должного контроля и без структурированной возможности обжалования в официальных системах правосудия; отсутствие независимости судов; уязвимость судебной системы с точки зрения политического вмешательства со стороны исполнительной ветви власти; и недостаточная безопасность для судей, адвокатов и судебного персонала в условиях адресных убийств законодателей и судей.

20. Требуемые меры будут включать: подготовку персонала системы правосудия с точки зрения управления этой системой и обеспечения прав человека; согласование неофициальной и обычной практики ("хеир") с официальной системой правосудия государства и шариатом; и разработку стратегии по реформированию системы правосудия/проведению правовой реформы и плана действий по согласованию системы обычного правосудия с системой военного правосудия при сосредоточении внимания на верховенстве и независимости судебной системы и уточнении сферы действия юрисдикции гражданских и военных судов в соответствии с международными стандартами.



3. Права женщин

21. Дискриминация и неравенство по признаку пола, которые в целом широко распространены в Сомали, усугублялись в течение этих лет. Насилие в отношении женщин совершается на повседневной основе, в семье или в результате конфликта, например во время операций по оцеплению и поиску, а также в лагерях для внутренне перемещенных лиц. Женщины и молодые девушки сталкиваются с двойной виктимизацией, поскольку, после того как их права были нарушены, они зачастую не имеют доступа к эффективной системе правосудия и поддержки. Калечение женских половых органов остается извечной проблемой. Необходимо принять меры для решения проблем гендерного равенства, в том числе в области образования и на рынке труда.



4. Права детей

22. Положение детей в особой степени затрагивалось вооруженным конфликтом. Случаи изнасилования и другие серьезные случаи сексуального насилия в отношении детей являлись острой проблемой с точки зрения их защиты. Безнаказанность лиц, совершавших преступления в отношении детей, включая сексуальное насилие, и вербовка детей в вооруженные силы являются, среди прочего, вопросами, которые вызывают наиболее серьезную озабоченность.

23. Внутренне перемещенные дети, дети из числа меньшинств и из беднейших групп населения, сироты, дети с особыми нуждами, работающие дети, беспризорные дети, дети-комбатанты и дети, преступившие закон, особенно нуждаются в защите. В числе большинства этих категорий девочки находятся в особо неблагоприятном положении.

24. Поскольку дети и молодые люди практически не имели возможности получить формальное образование или были вынуждены прервать свое образование в ходе вооруженных конфликтов, они зачастую подвергались насилию, риску инфицирования ВИЧ/СПИДом и злоупотребляли наркотиками. Эти проблемы в сочетании с безработицей усилили общую уязвимость молодых людей с точки зрения различных форм насилия и эксплуатации и расширили их участие в преступной деятельности, включая пиратство и вооруженный конфликт, в поисках альтернативных средств к существованию.



5. Свобода выражения мнений

25. Демократические свободы, включая свободу мнения и его выражения, стали серьезно ограничиваться на всей территории Сомали. В таких репрессивных условиях все стороны − как государственные, так и негосударственные − стремились контролировать и ограничивать сферу действия свободы мнения и его свободного выражения на тех основаниях, которые простирались от необходимости защиты национальных интересов и обеспечения государственной безопасности до поддержания общественной нравственности среди прочих оснований. Это затрагивало работу журналистов, которые подвергались преследованиям, запугиванию, незаконному или произвольному аресту и содержанию под стражей и правительственными органами и/или вооруженными группами. Журналисты регулярно сталкиваются с угрозами их жизни или были убиты из-за их работы и той информации, которую они распространяли. Превалировала цензура: радиостанции иногда принудительно закрывались, принуждались к передаче программ в поддержку вооруженных групп или снимались с эфира, а иногда на их частотах создавались помехи.



6. Права меньшинств

26. Сомали входит в число стран, в которых меньшинства в наибольшей степени подвергаются опасности. В период активизации боевых действий именно меньшинства страдают в наибольшей степени. Они не входят в клановую структуру и в связи с этим находятся за пределами защиты клана. Кроме того, они являются уязвимыми с точки зрения большей опасности изнасилования, нападения, похищения и изъятия их имущества преступниками во все более усиливающейся атмосфере беззакония.

27. Положение женщин из числа меньшинств в лагерях для внутренне перемещенных лиц было особенно тяжелым вследствие обострившейся угрозы изнасилования и сексуального насилия. Жертвы изнасилования в лагерях для внутренне перемещенных лиц, как правило, происходят из кланов меньшинств и лишены защиты со стороны клана, а также часто вынуждены прибегать к рискованным средствам совладения со стрессом. Вследствие их отличительной этнической идентичности некоторые меньшинства подвергались религиозному преследованию и систематической конфискации их земель и имущества.

7. Права возвращающихся беженцев и внутренне перемещенных лиц

28. В результате насилия, связанного с вооруженным конфликтом, а также засухи, инфляции и повышения цен на продовольствие многие сомалийцы были вынуждены покинуть свои дома в поисках убежища в других местах. Некоторые из них получили кров в пределах страны в качестве внутренне перемещенных лиц, а другие переместились за рубеж в качестве беженцев. Специальные положения будут необходимы для их возвращения и реабилитации.



8. Права заключенных и содержащихся под стражей лиц

29. Как и многие другие институты, тюрьмы и места содержания под стражей были серьезно затронуты конфликтом. Большинство мест содержания под стражей пришло в запустение, что влияет на соблюдение основных прав человека заключенных. Отсутствие достаточного числа надлежащим образом подготовленных сотрудников системы исполнения наказания обостряет эту проблему. Условия жизни заключенных и лиц, содержащихся под стражей, являются намного более худшими, чем стандарты, установленные в международном праве прав человека и в законодательстве Сомали.

30. Не проводится четкое разделение между лицами, которых приговорили к наказанию военные суды, и лицами, приговор в отношении которых был вынесен гражданскими судами. Это же относится к тем лицам, которые были осуждены или предавались суду по обвинению в совершении преступлений против национальной безопасности, и тем лицам, которые были осуждены или подвергались судебному преследованию за совершение общеуголовных преступлений. Это создает серьезные проблемы с точки зрения как внутренней безопасности, так и реабилитации заключенных. На практике не обеспечивается раздельное содержание под стражей взрослых и несовершеннолетних, хотя этого прямо требует закон. Существует явная необходимость обеспечить соответствие условий содержания под стражей лиц в Сомали минимальным международным стандартам.

9. Права прекративших борьбу боевиков и лиц, участвовавших в вооруженном конфликте

31. Многие лица, которые дезертировали из воюющих фракций, сдались правительственным силам или избежали войны добровольно, часто оказываются в затруднительном положении в результате недоверия и сомнений в отношении их прошлой деятельности. Они часто сталкиваются с препятствиями, которые граничат с нарушениями их основных прав человека. Их положение необходимо урегулировать надлежащим образом согласно правозащитным принципам.

32. Правительство разработало проект национальной программы лечения и обращения с прекратившими борьбу комбатантами и молодыми людьми, подвергающимися опасности в Сомали. Вместе с тем их практическое положение требует принятия незамедлительных мер до рассмотрения и разработки политики государства и установления правовых основ. В равной степени важно, чтобы все стороны соблюдали права человека и нормы гуманитарного права и обеспечивали, чтобы меры защиты на передней линии выхода из борьбы не откладывались до тех пор, пока не будет разработана соответствующая официальная политика/правовые основы.

10. Право на питание

33. Серьезные и сохраняющиеся условия засухи, усугублявшиеся конфликтом, привели к полному отсутствию продовольственной безопасности для сомалийцев. Вид детей-скелетов, держащих за руки своих беспомощных родителей, которые стоят в очереди за продовольственной помощью, все еще поражает мир. Правительство должно взять на себя ведущую роль в обеспечении того, чтобы этого не произошло вновь и чтобы все необходимые меры были приняты для исправления сложившейся ситуации.



11. Право на здоровье

34. Годы войны и институционального упадка привели к возникновению весьма неблагоприятного положения в области здравоохранения в Сомали. Население страны в основном является неимущим, и оно почти полностью зависит от денежных переводов и потоков международной помощи и тем самым имеет ограниченный доступ к системе здравоохранения. Необходимость восстановить пришедшую в упадок инфраструктуру, построить новые здания, оборудовать их надлежащим образом и привлечь к работе врачей, медицинских сестер и другой вспомогательный персонал, который был бы надлежащим образом подготовлен, на всей территории страны нельзя переоценить.



12. Право на образование

35. Сомали имеет один из самых низких показателей числа зачисленных в систему начального образования в мире. Неизменное отсутствие безопасности, экономический крах и отсутствие управляемости, особенно в южных районах, в значительной мере препятствовали развитию сектора образования. Почти два поколения сомалийских детей были лишены возможности получить формальное образование. Необходимо уделять особое внимание поощрению права на образование для всех людей. Новые школы и высшие учебные заведения должны быть открыты, а поврежденные школы и заведения следует восстановить.



13. Право на труд и на средства к существованию

36. Уровень безработицы среди молодежи в Сомали является одним из наиболее высоких в мире. Более масштабная безработица распространена среди женщин, чем среди мужчин. Большинство не получающих доход работников в семье являются молодыми женщинами, которые в наибольшей мере принуждаются к традиционным занятиям вследствие сохранения укоренившихся традиционных ролей мужчин и женщин. Кроме того, более высокий показатель участия молодежи в рабочей силе отражает утраченные возможности для многих, кто мог бы, в противном случае, посещать школу, приобретать навыки и получать образование, что могло бы повысить их будущую производительность и потенциальные доходы. Молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет сталкиваются с трудностями, которые препятствуют их переходу из школы на рынок труда. Доля молодых людей, которые никогда не работали и не посещали школу, увеличивается с увеличением возрастного показателя. Эта безработная или пренебрегаемая группа людей находится в наиболее неблагоприятном положении и является наиболее уязвимой с точки зрения рискованного и преступного поведения.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница