Доклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий, Ереван, 13-15 марта 2003 г. Subregional Workshop



Скачать 149.9 Kb.
Дата06.05.2016
Размер149.9 Kb.

United Nations

Economic Commission


for Europe
ООН

Европейская

Экономическая Комиссия


Lecture for Conferences of the parties to the convention on the transboundary effects of industrial accidents,
Erevan, 13-15 March 2003

Доклад на Конференции Сторон


по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий,
Ереван, 13-15 марта 2003 г.

Subregional Workshop


on the Implementation
of the Industrial Accidents Convention
Региональный семинар
по внедрению Конвенции
по трансграничным промышленным авариям


Development of a Transboundary Cooperation
for Hazard Prevention in the Kura River Basin



Развитие трансграничного сотрудничества
по предотвращению аварийных загрязнений в бассейне реки Кура

Докладчица: Jelena Karutz, IABG mbH

Титульный слайд
Дорогие дамы и господа, дорогие коллеги

Сначала я хотела бы поблагодарить за возможность, предоставить Вам информацию о подготовке проекта Федерального Агенства охраны окружающей среды Германии (ФАО). Начальную стадию подготовки проекта, направленного на «Развитие трансграничного сотрудничества с целью предотвращения загрязнений от промышленных аварий бассейна реки Кура» мы осуществляли вместе с экспертами из Армении, Азербайджана и Грузии в сентябре - октябре прошлого года.

Привлечение стран южного Кавказа к сотрудничеству с европейскими странами по теме «Предотвращение трансграничного загрязнения водных объектов вследствие промышленных аварий путем повышения и обеспечения безопасности промышленных установок» не случайно и является частью целого ряда действий, программ и мероприятий в бассейнах европейских рек.

В этой связи Вам, наверняка, известна деятельность Международных комиссий по защите рек Дуная, Рейна, Эльбы или Одера (МКЗР, МКЗД, МКЗЭ, МКЗО). Работа этих комиссий обусловлена с одной стороны стремлением общественности и населения европейских стран восстановить и сохранить естественные водотоки. С другой стороны эти работы осуществляются в соответствии с европейскими и международными Директивами и предписаниями, к которым относится и Конвенция по трансграничному воздействию промышленных аварий.



Слайд 2 - карта

Река Кура является важнейшей жизненной артерией и решающим фактором для сохранения экологической стабильности на Южном Кавказе. Она имеет большое значение для водоснабжения и экономики расположенных в её бассейне государств. Для поддержки южнокавказских государств в деле сохранения этой функции готовится проект по разработке системы трансграничного менэджемента по предупреждению аварийных загрязнений бассейна Куры.

Инициатива данного проекта была заявлена во время трех рабочих поездок в Азербайджан, Армению и Грузию г-жи Гилы Альтманн, бывшего парламентского Госсекретаря Федерального Министерства охраны окружающей среды, природы и безопасности ядерных реакторов Германии (ФМО) в прошлом году.

По инициативе германского Федерального Агенства по охране окружающей среды в этой связи с 7-го по 9-ое октября 2002 г. в Бакуриани, в Грузии состоялась совместная Рабочая встречас представителями Министерств по охране окружающей среды южнокавказских государств. Была предусмотрена совместная реализация трансграничной системы менеджмента по предупреждению аварийных ситуаций. По праву нужно достойно оценить готовность всех трех южнокавказских государств к сотрудничеству в рамках значительного экологического проекта.

Тем более, что это подтверждается совместным протоколом о сотрудничестве в рамках данного проекта, который подписали представители Министерств по охране окружающей среды трех стран – Азербайджана, Армении и Грузии, а также „Региональный Экологический Центр“ Кавказ и Федеральное Агенство охраны окружающей среды Германии (ФАО).

Слайд 3 – направленность проекта

Результаты предстоящего совместного проекта на основе тесного сотрудничества и



обеспечат вклад в создание рамочных условий для достижения

  • значительного уменьшения потенциала опасности аварий с экологическими рисками и, тем самым, уменьшения опасности для окружающей среды и здоровья человека в бассейне Куры,

  • необходимых норм уровня безопасности, адекватных, принятым в ЕС и, таким образом, улучшения возможностей интеграции стран Южного Кавказа в европейское экономическое сообщество.

ФАО по поручению ФМО несет ответственность за реализацию проекта. При этом ФАО использует опыт многочисленных международных проектов, которые сопровождались им в странах Центральной Европы. Данный проект направлен на повышение эффективности водного хозяйства в южнокавказском регионе, на обеспечение базы водных ресурсов для использования их в питьевых целях и на более высокий уровень экологической безопасности в бассейне Куры и граничащих с ним регионах.

В определенной мере данный проект «вписывается» в общие цели, сформулированные в Директиве Севезо-2 и которые требуются для поиска, отбора и осуществления мероприятий, образующих действенную систему по предупреждению тяжелых аварий и их последствий, а также по ограничению последствий аварий.



Слайд 4 - Требования

Seveso II-Директива

Директива ЕС 96/82/EG от 09.12.1996 по Управляемости ситуаций при тяжелых авариях с опасными ве-вами

Наряду с Директивой Севезо в предстоящем проекте должны быть учтены и другие международные предписания, в том числе

ЕЭК ООН-Конвенция

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий, от 17 марта 1992 года Е/ЕСЕ/1268, регулирующая



Требования по EMAS - Eco Management and Audit Scheme, Предписание (ЕС) Nr. 761/2001 Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 19-го марта 2001

ЕС-Рамочная Директива по водной политике
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза, № 2000/60/ЕС от 23 октября 2000 года

Текущий опыт Международных комиссий по защите бассейнов рек (Рейна, Дуная, Эльбы и Одера)

Во всех указанных предписаниях затрагивается аспект предупреждения аварийных ситуаций под определенным углом зрения. Полная система, однако, складывается когда все составные части совмещены и дополняют друг друга.



Слайды 5 и 6– Водный кодекс и ЭМАС

На следующих примерах я хотела бы показать, какие главные принципы заложены в данных предписаниях и как они отражены при внедрении в национальное законодательство, например, в Водном Кодексе Германии.



Водный кодекс Германии (§ 19g Abs. 1/ WHG)

Установки и оборудование, использующие водоопасные ве-ва, должны быть устроены, внедрены и эксплуатироваться таким образом, чтобы они не представляли опасности загрязнения для водных объектов или любого устойчивого изменения химических, физических или биологических свойств водных объектов. В отдельных и определенных случаях, в которых по обоснованным причинам это полностью не может быть выполнено, должна быть обеспечена лучшая из возможных видов защиты водных объектов от загрязнения или любых негативных изменений их свойств.

Севезо - II –Директива (Введение п. (6))

В обязанность вносится проведение обмена опытом по различным темам, касающимся ограничения опасности, исходящей от тяжелых аварий. Комиссия и страны-члены поддерживают связь с ответственными международными организациями и, по отношению к третьим странам, стараются предусматривать мероприятия, равнозначные мероприятиям данной директивы.

Принцип современного предприятия по ЭМАС
(Eco Management and Audit Scheme)


Предотвращение, уменьшение и, насколько возможно, устранение экологических нагрузок должно осуществляться на месте их возникновения и на основании принципа ответственности первичного источника загрязнения (виновника), а также рациональное использование природных ресурсов с использованием экологически «чистых» или хотя бы более «чистых», чем до сих пор технологий.

Вывод согласно Директиве Севезо 2

В качестве доказательного документа о принятии всех необходимых мер для предотвращения возможных аварий предприятие обязано предоставлять ответственным госслужбам информацию в форме «Отчета по обеспечению безопасности» со всеми требуемыми данными и фактами касательно опасных веществ и их использования

Несмотря на то, что перенос 1:1 этих требований в условия состояния промышленности на Южном Кавказе в данное время, возможно, в каждом отдельном случае не совсем реален, необходимо постепенно создавать условия для такой возможности. Но, главное, чтобы эти принципы были заложены в основу государственной экологической политики. Не только Политики по охране окружающей среды и охраны водных объектов.

Предметом предусмотренного проекта как раз и является поддержка природоохранных государственных служб – Министерств Азербайджана, Армении и Грузии в их действиях по подготовке гармонизации законодательств и, в частности, по подготовке мероприятий предупреждения аварийных ситуаций в бассейне Куры.

Федеральное министерство по охране окружающей среды, природы и безопасности ядерных реакторов и Федеральное Агенство ООС Германии, используя возможности их фонда «Консультативные программы для стран Центральной и Восточной Европы» действенно поддерживает передачу, накопленного в Западной Европе опыта, на транснациональные речные бассейны в Восточной Европе и на Южном Кавказе с целью улучшения трансграничного сотрудничества, особенно, по вопросам повышения экологической безопасности и эффективности водохозяйственной деятельности.

После успешного осуществления подобного проекта в бассейне Дуная (Румыния, Молдова, Украина) предусмотрено создание международной системы оповещения для предупреждения аварийных ситуаций в бассейне реки Кура. В проекте будет использован опыт Международных Комиссий по охране Рейна, Дуная и Эльбы (IKSR, IKSD и IKSE), которыми были разработаны рекомендации по проведению мероприятий, с помощью которых предприятия и склады в бассейне Рейна оснащены системами обеспечения безопасности, не допускающими загрязнения водных объектов опасными веществами.

Данный опыт представляет собой идеальную базу для разработки международных согласованных мероприятий по охране водных объектов от опасностей, исходящих от промышленных установок в бассейне реки Кура.



Слайд 7-Содержание

Чтобы коротко и ясно осветить суть проекта я попытаюсь дать ответы на вопросы

ЧТО мы намерены делать?

ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ мы это делаем?

КАК задуман проект?

ГДЕ он будет осуществлен?

ЧТО ДАЛЬШЕ, то есть, что станет возможным по результатам проекта?

Слайд 8 - Цели

Как вытекает из вышеизложенного, Общей главной целью проекта является:

Трансферт технологического опыта в области промышленных установок и устройств по обеспечению их безопасности между Германией и южнокавказскими государствами Азербайджаном, Арменией и Грузией с целью предупреждения аварийных ситуаций, для защиты водоемов от промышленных загрязнений и обеспечения полного трансграничного менэджемента аварийных ситуаций.

Специфические цели:


  1. Подготовка и внедрение планов уведомления и вызовов по тревоге в бассейне Куры

  2. Определение реально осуществимой поддержки исходя из имеющихся технических, квалификационных и административных условий

  3. Регистрация и инвентаризация соотв. предприятий и пилотные обследования на выбранных предприятиях

  4. Распространение результатов на национальном, региональном и международном уровне

Слайд 9 - Задания

Для достижения этих целей намеченные работы могут быть представлены обзором заданий проекта:



  • Задание 1 - Раззработка трансграничного плана уведомления/оповещения и объявления тревоги для бассейна Куры

  • Задание 2 - Внедрение международных центров уведомления и оповещения для трансграничной связи и передачи информации

  • Задание 3 - Регистрация соотв. промышленной деятельности в бассейне Куры (улучшение технической безопасности)

  • Задание 4 - Выбор и обследование предприятий с высоким потенциалом опасности для водоемов и разработка каталога мероприятий для улучшения безопасности промышленных установок

  • Задание 5 Предоставление информации о ходе и о результатах проекта на международном уровне

Представленные задания не всегда могут быть реализованы в хронологическом порядке. Сущность отдельных работ тесно взаимосвязана и эти работы должны рассматриваться как единый комплекс работ.

Подробная информация: Слайды 16 – 18 – этапы проекта

В первом приближении основные этапы проекта можно представить подробнее и в определенной последовательности. В конце доклада я поясню этот перечень:

  • Открытие проекта,

  • Оценка опасности и отбор пилотных предприятий для обследований,

  • Организация рабочих команд проекта,

  • Курсы обучения специалистов и представителей госслужб,

  • Проведение работ на местах силами локальных специалистов под руководством и координацией германских коллег,

  • Сопоставление и анализ полученных результатов,

  • Оценка результатов,

  • Выводы и формулировка мероприятий по повышению уровня промышленной безопасности,

  • Международное сотрудничество по обмену информацией и по достижению соответствия и гармонизации методов обследования и документации (опыт МКЗРб),

  • Представление текущих результатов на международном уровне (Международные Комиссии по охране речных бассейнов, UN/ECE, Комиссия по охране Черного моря и пр.),

  • Регулярные рабочие встречи четырехсторонней Группы координации проекта,

  • Разработка трансграничных планов уведомления и объявления тревоги в бассейне Куры,

  • Поддержка ответственных государственных служб при подготовке разработки законодательных и нормативных основ по предупреждению аварийных ситуаций,

  • Внедрение международных центров уведомления и оповещения для трансграничной связи и коммуникации,

  • В зависимости от результатов:
    подготовка присоединения стран-участниц к Конвенции ООН
    подготовка создания Международной Комиссии по охране Куры,


  • Рекомендации по использованию результатов проекта на национальном, региональном и международном уровне,

  • Работа с общественностью.

В бассейне Куры расположены промышленные предприятия, использующие, хранящие, перезагрузывающие опасные вещества. Вследствие аварий на установках этих предприятий может быть нарушено снабжение питьевой водой, загрязнены как водные объекты, так и прилегающие территории.

Чтобы оценить степень возможной опасности и целенаправлено предусмотреть и постепенно осуществлять повышение безопасности промышленных установок с целью предотвращения и минимизации последствий аварий, используется методика систематического и целостного анализа уровня безопасности промышленных установок.

Работы по данной методике основаны на исполнении требований Директивы Севезо 2 и других национальных и международных предписаний по повышению промышленной безопасности и защиты водных объектов.

Слайд 10 - нормативы

Одним из конкретных требований Директивы Севезо 2 по отношению к владельцу опасных промышленных установок является обязанность разработки Документа об обеспечении промышленной безопасности каждой из установок его предприятия. Для более полного, учета аспектов, касающихся водоопасных веществ, независимо от их опасности для отдельных природных сред, европейскими Международными Комиссиями по Защите Речных бассейнов были разработаны рекомендации по предупреждению аврийных загрязнений водных объектов, которые включены в вышеназванный анализ состояния промышленных установок.

Уже при проведении данного комплексного анализа становятся очевидными «слабые» места в системе обеспечения безопасности и могут быть намечены мероприятия по их устранению и повышению уровня безопасности.

На основе такого анализа состояния разрабатываются конкретные Перечни мероприятий по предотвращению аварийных загрязнений водных объектов, реализация которых позволяет ограничить последствия аварий. Данные Перечни и содержащаяся в них информация позволяют ответственным госслужбам прдъявить предприятиям требования в форме краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мероприятий по повышению промышленной безопасности. Их выполнение должно быть обоюдовыгодно согласовано и документируется в Планах необходимых мероприятий по ограничению последствий тяжелых аварий.

Такие или подобные работы предусмотрены Заданиями 3 и 4.

Слайд – 11 - условия

Как мы собираемся это делать? Естественно с участием местных специалистов и ответственных государственных служб. Для этого существуют следующие предпосылки:



  • Готовность к адаптации европейских законов и предписаний (Seveso-Директива, Конвенция ЕЭК ООН, ЕС-РДВП, EMAS)

  • Высокая потребность в охране водных объектов и в улучшении качества воды

  • Готовность к трансграничному сотрудничеству

  • Административные структуры для поддержки проекта

  • Мероприятия по определению выбросов веществ в водоемы

  • Професиональная квалификация привлекаемых сотрудников

  • Согласованная Программа работ (Протокол о намерениях)

Слайд 12 – рекомендации МКЗРб

Рекомендации МКЗРб не увязаны жестко с кконкретным речным бассейном, напротив, по их сути они могут быть приняты за основу в любом случае. МКЗР разработала Рекомендации мероприятий для обеспечения промышленной безопасности на предприятиях, использующих водоопасные вещества. Эти рекомендации содержат все важные аспекты, которые должны быть проанализированы на обследуемом предприятии, а также пояснения к ним. В каждом отдельном случае может и должна быть учтена специфика конкретного случая, которая в свою очередь должна быть скореллирована (сравнена/согласована) с исходными Рекомендациями.



  • Определение понятия водоопасных ве-в

  • Процесс разрешения / допуска для аварийноопасных установок

  • Устройства по предупреждению перенаполнения резервуаров

  • Безопасность трубопроводов

  • Совместное складирование нескольких опасных веществ

  • Системы герметизации и уплотнений

  • Отдельные стоки сточных вод

  • Перезагрузка опасных ве-в (из одной ёмкости в другую)

  • Концепция противопожарной безопасности

  • Текущий контроль промышленных установок

  • Производственное планирование действий в ситуациях
    опасности и объявления тревоги

Слайд 13 - предприятия

На текущий момент нами получена информация от официально назначенных Министерствами контактных лиц каждой из стран о видах промышленных предприятий в бассейне Куры.

Загрязнение водных объектов – это проблема снабжения питьевой водой и проблема всей экосистемы реки Кура. Особого внимания требуют водоснабжение в Азербайджане, так как водозабор для питьевых целей осуществляется непосредственно из реки Кура.

Загрязнения, приводящие к ухудшению качества воды, вызваны различными отраслями промышленности и другими видами деятельности человека, типа



  • Склады нефти

  • Перегонка/переработка нефти, газовая промышленность

  • Трубопроводы(нефть), железные дороги

  • Станции водоснабжения

  • Электропромышленность

  • Текстильная промышленность

  • Химическая и фармацевтическая промышленность

  • Строительные материалы

  • Сельское хозяйство

  • Горно-рудное производство

  • Горнодобывающие отрасли промышленности

Кроме того потенциальную опасность для воды могут представлять собой и не действующие предприятия, если, например, там остались без соответствующих условий и без соблюдения необходимых предосторожностей водоопасные вещества. Загрязнение может быть вызвано и тем, что производственные установки были ненадлежащим образом демонтированы и в резервуарах со временем возникает опасность утечки опасных веществ.

Но потенциал риска, то есть степень опасности, исходящая от этих загрязненных участков и других опасных видов промышленной деятельности, в настоящее время не известны, еще и потому что изучение степени опасности в зоне потенциальных аварий еще не проводилось и, в частности, отсутствуют профилактические меры по обеспечению безопасности промышленных установок или площадок.

С подобными проблемами столкнулась и Германия, когда после объединения начались демонтаж и санация промышленных предприятий в бывшей ГДР.

Слайд 14 - выводы

На основании имеющейся информации мы пришли к выводу, что исполнительные органы власти южнокавказских государств, как правило, вынуждены концентрировать свои усилия на ликвидации последствий аварий и эксплуатации установок. После распада СССР ситуация сложилась таким образом, что, некогда, да, наверное, и некому было заниматься профилактическими - превентивными мерами промышленной безопасности. Тем более велика сейчас потребность в модернизации существующих заводов и, кроме того, крайне необходимо отрегулировать и потом уже ужесточить стандарты по промышленной безопасности.

Всем понятно, что модернизация предприятий в экономически слабых регионах - это более финансовая, чем техническая проблема. Но если меры безопасности будут разработаны, их реализация учтена в соответствующих документах и бюджетах, если выполнение будет постепенным, но последовательным и кем-то конкретно контролируемым, то возможно и удастся достичь определенной модернизации и более высокого уровня безопасности. Сроки осуществления должны быть установлены поэтапно и в соответствии с потребностями безопасности технологических процессов, то есть так, чтобы затраты успевали окупаться. Принимая это во внимание, предприятия могут получать четко определенные льготы при уплате налогов или других плат.

Такой подход позволит начать переход от вынужденного устранения последствий аварий к профилактике аварийных ситуаций путем повышения промышленной безопасности.

Для этого необходимо начать соответствующие работы


  • Регистрация потенциалов опасности и потенциальных источников опасности

  • Отраслевая регистрация опасных веществ, используемых предприятиями

  • Качественная и количественная регистрация состояния водных объектов; гармонизация предъявляемых требований с требованиями Рамочной Директивы по водной политике ЕС

  • Системный стандартизованный подход к Предупреждению аварийных ситуаций и гармонизация требований в соответствии с международными предписаниями.

Слайд 15 – дальнейшие действия

Уже в начале доклада я отметила, что проект Федерального Агенства охраны окружающей среды Германии не случайное явление, а составная часть важного всеевропейского процесса. Ожидаемые результаты проекта могут быть выражены в следующих мероприятиях:



  • Гармонизация нормативно-законодательных основ государств бассейна Куры с Европейскими и международными предписаниями

  • Рассмотрение и подготовка присоединения к Конвенции ЕЭК ООН

  • Тиражирование результатов проекта на другие промышленные предприятия и речные бассейны в каждой из стран

  • Поэтапное осуществление мероприятий по улучшению безопасности промышленных установок

  • Подготовка создания Международной Комиссии по защите Куры

  • Международный обмен опытом, адаптация и тиражирование результатов с целью достижения устойчивого развития региона

Следующим этапом проекта предусмотрено в соответствии с общей постановкой задачи сформулировать конкретные задания для участников проекта и согласовать структуру и хронологию проекта. Эти работы намечается осуществить в текущем году.

В заключение позвольте мне поблагодарить господина Винкелманн-Ой из Федерального Агенства охраны окружающей среды Германии, поручившего нашей фирме осуществление проекта.



Леди и джентльмены, благодарю вас за внимание, я готова ответить на ваши вопросы.

Jelena Karutz, IABG mbH


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница