Доклад Комитета по защите свободы слова 1



Скачать 393.17 Kb.
страница1/2
Дата06.05.2016
Размер393.17 Kb.
  1   2


О СОСТОЯНИИ СВОБОДЫ СЛОВА И НАРУШЕНИЯХ

ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ
Квартальный доклад Комитета по защите свободы слова1

(январь - март 2012)
КРАТКОЕ ОБОБЩЕНИЕ
Начиная с 2010, Комитет по защите свободы слова (КЗСС) готовит и публикует, помимо годовых, промежуточные квартальные доклады о состоянии свободы слова и нарушениях прав журналистов и СМИ в Армении, представляющие: а) инициативы по внесению изменений и дополнений в законодательство, касающееся СМИ; б) экономические условия и их воздействие на медиа; в) политическую среду и ее влияние на деятельность СМИ; г) нарушения прав журналистов и СМИ.
Первый квартал 2012 был периодом, предшествовавшим выборам в Национальное Собрание РА и частично охватившим избирательную кампанию. Поэтому особое внимание привлек порядок аккредитации журналистов в Центральной избирательной комиссии РА, утвержденный этим органом 31 января 2012. 15 марта, на своем очередном заседании, ЦИК, учитывая выраженную журналистским сообществом озабоченность, внес изменения в этот документ.

В предвыборный период была реализована еще одна законотворческая инициатива, касающаяся медиа. 21 марта Национальное Собрание РА приняло в третьем чтении и окончательно законопроект "О правовом режиме чрезвычайного положения", пункт 12 статьи 7 которого предусматривает ограничения свободы слова в условиях чрезвычайного положения. Документ вызвал критику со стороны различных слоев общества.

Среди инициатив, направленных на совершенствование правового поля деятельности СМИ, заслуживает внимания и то, что 19 марта в НС РА был введен в обращение законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РА "О телевидении и радио". Этот документ разработан тремя журналистскими организациями - Ереванским пресс-клубом, общественной организацией содействия СМИ "Интерньюс" и Комитетом по защите свободы слова.
В первом квартале нынешнего года еще более очевидным стало тяжелое финансово-экономическое положение печатных СМИ. Проявлением этого стало прекращение издания еженедельника "Этк". А на веб-сайте ежедневной газеты "Айкакан жаманак" продолжает публиковаться обращение к армянским и иностранным читателям с просьбой о финансовом содействии.

Как позитивную тенденцию отметим сокращение случаев физического насилия в отношении журналистов и количества судебных исков против СМИ. В первом квартале 2012 не было зафиксировано ни одного факта насилия в отношении представителей медиа. Кстати, этот показатель был нулевым и в тот же период 2011. В первом квартале 2012 было зафиксировано 6 новых случаев давления на СМИ и их сотрудников, а также 5 случаев нарушения права на получение и распространение сведений.

Подробности представлены ниже.
СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
В первом квартале 2012 в процессах, касающихся правового регулирования деятельности СМИ, примечательным было следующее.

15 марта на очередном заседании Центральной избирательной комиссии были внесены изменения в “Порядок аккредитации журналистов в ЦИК РА”, утвержденный постановлением 18-Ն от 31 января 2012. В частности, были признаны недействительными подпункты 2 и 3 статьи 11 этого документа, согласно которым должны быть отклонены заявления об аккредитации журналистов, осужденных за умышленные преступления, если их судимость не погашена и не снята, а также распространивших об избирательных комиссиях (должностных лицах) не соответствующие действительности сведения, что было подтверждено судебными постановлениями.

До этого, в распространенном 7 марта заявлении, пять журналистских организаций, в том числе КЗСС, выразили озабоченность относительно вышеупомянутых и ряда других пунктов “Порядка аккредитации…” и представили обоснования. В частности, в заявлении подчеркивалось, что предусмотренные в пунктах 9 и 11 Порядка основания для отказа в аккредитации или ее прекращения неприемлемы по следующим причинам. "В настоящем Порядке предусматриваются такие ограничения права, которые могут быть установлены только законом, но не подзаконным актом. Права СМИ предполагают возможность самостоятельного и свободного выбора тех журналистов, которые будут освещать избирательный процесс. Это право не должно никоим образом ограничиваться, в том числе со стороны ЦИК. С учетом того, что в ближайшие месяцы значительная часть представителей СМИ будет вовлечена в освещение выборов, Порядок, фактически, может стать запретом на профессию: лишать журналистов аккредитации за "прошлые прегрешения" неприемлемо для страны, приверженной демократическим ценностям. Как основание для отказа в аккредитации и ее прекращения Порядок предусматривает распространение не соответствующих действительности сведений о деятельности избирательных комиссий. Косвенным образом ЦИК устанавливает для себя дополнительные гарантии для защиты от критики. Данное положение вызывает еще большую обеспокоенность, принимая во внимание неоднократно раскритикованную судебную практику, сформировавшуюся после внесения в 2010 в Гражданский кодекс РА законодательных поправок о клевете и оскорблении. Независимо от того, будут ли применены на практике упомянутые положения, наличие подобных ограничений в Порядке уже является определенным средством давления и может чрезмерно сковывать деятельность журналистов, особенно в столь важный для государства период выборов", - говорилось в заявлении.

Исходя из изложенного выше, подписавшие документ организации потребовали от ЦИК пересмотреть основания для отказа в аккредитации и ее прекращения (см. на веб-сайте www.khosq.am).


К инициативам журналистских организаций, нацеленным на совершенствование правового регулирования деятельности СМИ, относится и разработка нового законопроекта "О телевидении и радио" и его представление в постоянную комиссию НС РА по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта. Законопроект был разработан Ереванским пресс-клубом, общественной организацией содействия СМИ "Интерньюс" и Комитетом по защите свободы слова. 19 марта постоянная парламентская комиссия ввела этот документ в обращение. Ожидается экспертное заключение юридического управления НС.

Напомним, что 15 декабря 2011 постоянная комиссия НС РА по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта организовала рабочее обсуждение этого документа, в котором приняли участие представители государственных структур, общественных объединений и международных организаций, и председатель комиссии отметил, что законопроект может быть принят за основу для дальнейшей работы.


21 марта Национальное Собрание РА приняло в третьем чтении и окончательно законопроект "О правовом режиме чрезвычайного положения", а также дополнило Кодекс об административных нарушениях РА статьей 182.2. В пункте 12 статьи 7 упомянутого законопроекта предусматривается ограничение свободы слова - запрет на отдельные публикации, передачи в СМИ в условиях чрезвычайного положения. А пункт 8 новой статьи Кодекса об административных нарушениях РА предусматривает штраф в размере от 500-кратной до 800-кратной минимальной зарплаты в случае нарушения со стороны СМИ запрета на публикацию в условиях чрезвычайного положения. Инициирование этого законотворческого процесса перед выборами в Национальное Собрание РА вызвало обеспокоенность не только в журналистской среде, но и в некоторых общественно-политических кругах.
Продолжает оставаться тревожным финансово-экономическое состояние СМИ. Если на протяжении почти всего 2011 применение статьи 1087.1 Гражданского кодекса РА (о порядке и условиях возмещения ущерба, причиненного чести, достоинству или деловой репутации) стало инструментом правового и, в то же время, политического и экономического давления на СМИ - в особенности на оппозиционную прессу, то в первом квартале 2012 - в контексте политических предпочтений рекламодателей - со всей очевидностью проявилась тяжелая экономическая ситуация СМИ.

Так, по финансовым причинам с начала года перестала выходить в свет еженедельная газета "Этк". Издание, тираж которого составлял 1100 экземпляров, естественно, затруднялось покрывать свои расходы без поступлений от рекламы. Это СМИ, не имеющее какой-либо политической принадлежности и направленности, фактически, пребывало вне пределов внимания и заинтересованности рекламодателей. В результате, чтобы избежать попадания в зависимость от какой-либо политической силы или олигархического клана, редакция "Этк" решила довольствоваться выпуском лишь интернет-версии своего издания.

В затруднительной ситуации оказалась и ежедневная газета "Айкакан жаманак". На протяжении 2011 и в первом квартале 2012 редакция продолжает обращаться к читателям через интернет-версию газеты с просьбой перечислять на счет издателя 660 драмов или 2,2 евро ежемесячно (30 драмов или 10 евроцентов за каждый выпуск). В обращении как позитивный факт отмечается троекратное увеличение числа читателей газеты в интернете, но в то же время выражается и обеспокоенность в связи с плачевным положением печатной версии. Часть прибавившихся читателей - это люди, ранее читавшие печатный выпуск, приобретая его в киоске. Но рост числа посетителей веб-сайта издания "не увеличивает количество рекламодателей, поскольку не много тех, кто считает разумным заказывать рекламу оппозиционному веб-сайту", - говорится в редакционном обращении.


Привлекает особое внимание и то обстоятельство, что в течение рассматриваемого периода резко сократилось число судебных исков против СМИ и журналистов по статье 1087.1 Гражданского кодекса РА. Если в первом квартале 2011 Комитетом было зафиксировано 10 исков с требованиями о возмещении ущерба на сумму несколько миллионов драмов, то в первом квартале нынешнего года был подан лишь 1 новый иск против СМИ. При этом истец потребовал лишь опровержения, не предъявив финансовых претензий.
Ниже представляем нарушения прав журналистов и СМИ по следующей классификации КЗСС:

1) физическое насилие над журналистами;

2) давление на СМИ и их сотрудников;

3) нарушения права на получение и распространение информации.


Используемая классификация видов нарушений прав журналистов и СМИ несколько условна. В частности, бывают инциденты, в которых, например, препятствование получению и распространению информации сопровождается насилием над журналистом. Каждый из таких фактов отнесен к тому виду нарушений, которому, по мнению авторов доклада, он больше соответствует. Тем не менее, несмотря на эту условность, применяемая классификация позволяет более конкретно и наглядно представить общую картину нарушений прав журналистов и СМИ.

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ
Первый квартал 2012, по сравнению с тем же периодом 2011, был для армянских СМИ и журналистов относительно спокойным периодом, хотя отдельные инциденты время от времени обостряли ситуацию, приводили к напряженности. Как позитивную тенденцию следует отметить, что в первом квартале нынешнего года (как и в тот же период предыдущего) случаев физического насилия против журналистов не было зафиксировано. Вследствие сокращения количества новых судебных исков против медиа снизилось и число фактов давления на СМИ и их сотрудников. Если в первом квартале 2011 КЗСС зафиксировал 15 таких случаев, то в тот же период 2012 - всего 6, из которых лишь один судебный иск. Нарушений же права на получение и распространение информации стало одним фактом больше.
Ниже представлена таблица, содержащая сравнительные количественные показатели нарушений за первые кварталы 2011 и 2012.


Виды нарушений


2012 г.

1-й квартал

квартал


2011 г.

1-й квартал

квартал

квартал


квартал

квартал


квартал

квартал


Физическое насилие над журналистами

0

0

Давление на СМИ и их сотрудников

6

15

Нарушения права на получение и распространение информации

5

4

Таким образом, в первом квартале 2012 Комитетом зафиксировано 11 новых нарушений прав журналистов и СМИ.


Как и в прошлые годы, КЗСС отмечает, что приведенные в таблице данные не претендуют на абсолютную точность. Известно, что представители СМИ нередко воздерживаются от предания гласности фактов препятствования их профессиональной деятельности, игнорируют различного рода угрозы в свой адрес или предпочитают самостоятельно преодолевать возникающие проблемы и незаконные ограничения. Поэтому КЗСС уверен, что реальное число нарушений прав журналистов и СМИ намного больше зафиксированного. В настоящем докладе мы представляем наиболее значительные факты таких правонарушений, которые вызвали широкий общественный резонанс.

Физическое насилие над журналистами
В первом квартале 2012 новых случаев применения физического насилия в отношении журналистов не было зафиксировано. Эта позитивная тенденция отмечалась и в течение того же периода 2011.
В третьем квартале 2011 был зафиксирован сопровождавшийся насилием конфликт в редакции газеты “Рапарак”. В нынешнем году произошли новые события, связанные с этим инцидентом.

16 марта газета “Рапарак” сообщила, что из Ереванского центрального следственного отдела Главного следственного управления Полиции РА получен заключительный акт по уголовному делу, возбужденному по поводу деяния председателя координационного совета правозащитных НПО “Зинвор” (“Солдат”) Маргариты Хачатрян. Согласно акту, производство дела прекращено ввиду отсутствия состава преступления.

Напомним, что уголовное дело было возбуждено в связи с происшедшим 21 апреля инцидентом, когда Маргарита Хачатрян в сопровождении трех человек явилась в редакцию “Рапарак” и в агрессивной форме, причинив телесные повреждения главному редактору, решила призвать к ответу руководство издания в связи с опубликованной в тот же день заметкой “Была драка?”, которая касалась ее организации

27 мая 2011 Ереванский центральный следственный отдел Главного следственного управления Полиции РА уже отказывал в уголовном преследовании Маргариты Хачатрян на основании отсутствия состава преступления. Это решение было обжаловано ООО “Рапарак оратерт” в суде. 25 июля суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана удовлетворил жалобу газеты.

Фактически, Ереванский центральный следственный отдел Главного следственного управления Полиции РА возобновил расследование этого дела и во второй раз вынес такое же решение (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на www.khosq.am, раздел Доклады”).


Давление на СМИ и их сотрудников
Как отмечалось выше, благодаря значительному сокращению количества судебных исков против медиа, в первом квартале 2012 уменьшилось и число случаев давления на СМИ и их сотрудников. За этот период КЗСС зафиксировал 6 новых инцидентов, лишь 1 из которых судебный иск по статье 1087.1 Гражданского кодекса РА, тогда как в первом квартале 2011 было зафиксировано 15 инцидентов, 10 из которых были судебными исками против СМИ. Зафиксированные в нынешнем году другие инциденты носили иной характер.
Следует отметить, что в начале года некоторые судебные споры с участием СМИ разрешились. Однако значительная часть разбирательств еще продолжается в различных судебных инстанциях.

Ниже представляем в хронологической последовательности 6 новых фактов давления на медиа и развитие событий по инцидентам, произошедшим ранее.


10 января ООО “Аравот оратерт” отправило в суд общей юрисдикции Лорийской области заявление о том, что отказывается участвовать в судебных процессах по искам сельского старосты Лернапата Вано Егиазаряна, в которые оно вовлечено в качестве третьей стороны.

Напомним, что истец Вано Егиазарян тремя исками (против односельчан Бориса Ашрафяна, Геворга Мелконяна, Фахрада Восканяна) оспаривает сведения, содержащиеся в статье “Кто на кого клевещет”, опубликованной в газете “Аравот” 19 августа 2011, и требует возместить ущерб, причиненный его чести, достоинству и деловой репутации. Статья, ставшая предметом спора, касалась проходившей в августе 2011 у здания правительства РА акции протеста, участвовавшие в которой лернапатцы выразили журналисту недовольство по поводу деятельности сельского старосты Вано Егиазаряна.

Несмотря на представленное со стороны “Аравот” заявление, газета продолжает получать извещения о предстоящих судебных заседаниях, одно из которых (против Бориса Ашрафяна) назначено на 4 апреля, другое (против Геворга Мелконяна) - на 10 апреля.
11 января в суде общей юрисдикции Ширакской области продолжились слушания по иску председателя Совета попечителей благотворительного фонда “Минас Аветисян” Армана Аветисяна против председателя Совета гюмрийского Клуба журналистов “Аспарез” Левона Барсегяна.

Напомним, что истец считает оскорбительными сведения, содержащиеся в опубликованных в июне 2011 на веб-сайте www.asparez.am статьях “Есть вещи, которые не прощаются”, “Арман Аветисян лжет по непонятным причинам” и “Наносили удар по семейному капиталу?”, касающихся перевозки фресок Минаса Аветисяна в Ереван. В иске требуется обязать Левона Барсегяна принести публичные извинения за клевету и оскорбление, опубликовать решение суда на веб-сайте клуба и взыскать с ответчика 2 миллиона драмов (500 000 в качестве возмещения ущерба за оскорбление, 1 500 000 - за клевету), а также 200 000 драмов для компенсации судебных расходов.

Слушания по существу дела состоялись 26 января, 2 и 20 февраля. По инициативе истца, стороны начали переговоры о заключении мирового соглашения, однако 1 марта стало известно, что договориться не удалось, и заседание 2 марта прошло в отсутствие истца. Уже в третий раз не явился в суд признанный свидетелем по делу начальник отдела культуры мэрии Гюмри Арташес Карапетян. Суд вынес решение о приводе свидетеля.

Слушания продолжаются. Очередное заседание назначено на 10 апреля.


11 января Кассационный суд РА вернул жалобу жителя села Лернапат Лорийской области Геворга Мелконяна на решение Апелляционного суда РА от 26 октября 2011, оставившего в силе постановление суда общей юрисдикции Лорийской области (канцелярия Ванадзора) от 8 июля 2011.

Напомним, что суд обязал Геворга Мелконяна опубликовать в газете “Жаманак” опровержение сведений, содержавшихся в опубликованной 1 сентября 2010 в том же издании статье “Этого турка уведите от нас подальше”, публично извиниться перед сельским старостой Лернапата Вано Егиазаряном и выплатить 8 000 драмов в качестве госпошлины.

Это дело, касающееся ущемления чести, достоинства и деловой репутации, находится в судебном производстве с 2010 (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на www.khosq.am, раздел Доклады”). .
13 января в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш прошли слушания по иску адвоката Артура Григоряна против ООО “Рапарак оратерт”.

Напомним, что адвокат расценил как оскорбление и клевету размещенные 10 августа в электронной версии издания - веб-сайте “Hraparak.am” - комментарии читателей на статью “Граждане - жертвы недобросовестных адвокатов?”. Общая сумма требуемого возмещения ущерба, согласно иску, составила 18 миллионов драмов из следующего расчета: за каждое оскорбление - 1 миллион, а за каждую клевету - 2 миллиона драмов, причем, по мнению истца, каждый из 6 комментариев содержал и оскорбление, и клевету. Дело находилось в судебном производстве с 20 октября 2011.

Во время предварительного судебного заседания истец, сославшись на постановление Конституционного суда РА от 15 ноября 2011, согласно которому в случае предъявления финансовых требований следует учитывать финансовое положение ответчика, внес изменение в иск: он предложил, чтобы ответчик выплачивал требуемую сумму в 18 млн драмов в рассрочку - по 250 000 тысяч ежемесячно.

Дело рассматривалось 24 февраля, а 7 марта было оглашено решение, согласно которому иск адвоката был отклонен - ввиду необоснованности. Помимо этого, суд обязал Артура Григоряна выплатить госпошлину, соразмерную требованиям иска, - 360 000 драмов.


14 января в суде общей юрисдикции Лорийской области (канцелярия Ванадзора) состоялось заседание по иску сельского старосты Лернапата Вано Егиазаряна против корреспондента газеты „Этк” Адрине Торосян.

Напомним, что согласно истцу, некоторые сведения, содержащиеся в опубликованной 23 августа в еженедельной газете “Этк” статье “Адресованное сельскому старосте слово “пастись” стоит 1 миллион драмов”, ущемляют его честь, достоинство и деловую репутацию. Поэтому он требует в том же СМИ опровергнуть эти сведения, принести извинения и взыскать с издания возмещение ущерба в размере 1 млн. драмов.

На предварительном судебном заседании Вано Егиазарян изменил финансовое требование иска с 1 млн драмов на 1 луму (одну сотую часть драма).

14 февраля слушания продолжились. Дело перешло в стадию судебных разбирательств. Очередное заседание состоялось 23 марта. Рассмотрение дела продолжится 14 апреля.


16 января в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана состоялось очередное заседание по иску компании “Глендейл Хилз” против учредителя газеты “Жаманак” - ООО “Скизб Медиа Кентрон”.

Дело находится в производстве с сентября 2010 года. Предметом спора стала публикация “1000 долларов за молчание” (в номере газеты от 26 августа 2010), которая касалась некачественного, по мнению жильцов, строительства зданий квартала Муш-2 в Гюмри, предназначенного для пострадавших от землетрясения горожан. Истец потребовал от учредителя издания возмещения в размере 2,5 млн драмов за ущерб, нанесенный деловой репутации компании посредством публикации не соответствующих действительности сведений.

16 января закончилось судебное разбирательство, 30 января было опубликовано решение. Требования истца удовлетворены частично. Суд обязал учредителя “Жаманак” выплатить компании “Глендейл Хилз” в качестве компенсации за клевету 200 000 драмов, 300 000 драмов - за адвокатские услуги, а также 10 000 драмов - в качестве госпошлины. Кроме того, газета должна опровергнуть сведения, содержащиеся в статье “1000 долларов за молчание”.

2 марта ООО “Скизб Медиа Кентрон” обратилось с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.


17 января в суде общей юрисдикции Гегаркуникской области продолжились слушания по иску губернатора области Нвера Погосяна против ООО “Редакция газеты Жоговурд”.

Напомним, что истец оспаривает статью “Марзпет, представляющий партию “Процветающая Армения”, получил взятку $3000” (7.10.2011). Требование иска - обязать газету “Жоговурд” публично извиниться перед ним и возместить ущерб за клевету в размере 2 млн драмов, а также компенсировать 500 000 драмов для оплаты адвокатских услуг. 30 ноября 2011 учредитель газеты предъявил встречный иск, потребовав от губернатора за ущемление чести, достоинства и деловой репутации редактора и редакции 1 луму (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на сайте www.khosq.am, раздел Доклады”).

17 января представитель “Жоговурд” заявил ходатайство о проведении предварительного судебного заседания, поскольку подан встречный иск. Ходатайство было отклонено. Слушания продолжились 19 и 26 января, затем 9 и 27 февраля, а также 6 марта.

Решение было оглашено 19 марта, иск удовлетворен частично. Суд обязал газету опровергнуть сведения, содержащиеся в статье “Марзпет, представляющий партию “Процветающая Армения”, получил взятку $3000”, взыскать в пользу Нвера Погосяна 200 000 драмов, 100 000 из которых - на возмещение ущерба и 100 000 - на оплату адвокатских услуг. Встречный иск был отклонен.

20 марта газета распространила заявление о том, что решение суда несправедливо, и редакция отказывается платить. ООО “Редакция газеты Жоговурд” заявило о намерении обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.
19 января в суде общей юрисдикции Лорийской области (канцелярия Ванадзора) продолжились слушания по иску ректора Ванадзорского государственного педагогического института Гургена Хачатряна против бывшей преподавательницы того же вуза Лусинэ Ашугян. Напомним, что в соответствии с требованиями иска в качестве третьей стороны привлечены ежедневная газета “Этк” и телекомпания “АТV”. Причастность упомянутых СМИ к делу, содержащему требование возместить ущерб, причиненный чести, достоинству и деловой репутации, обосновывается тем, что “Этк” 13 мая опубликовала статью “Нездоровые страсти в Ванадзорском педагогическом институте”, а телекомпания “АТV” 15 июня выпустила передачу на эту тему в программе “Полуоткрытые окна”. Истец требует от ответчика опубликовать опровержение в тех же СМИ и возместить ущерб в размере 2 млн драмов за клевету.

19 января слушания были отложены по ходатайству сторон. Очередное заседание состоялось 23 февраля. Ответчица Лусинэ Ашугян и представитель третьей стороны - газеты “Этк”, расценив отношение судьи как предвзятое, попросили у суда время для подготовки ходатайства об отводе. 28 февраля Лусинэ Ашугян направила в вышестоящие инстанции заявление о допущенных судьей нарушениях, и 7 марта получила извещение из Министерства юстиции РА об обсуждении заявления.

Назначенное на тот же день судебное заседание не состоялось из-за замены судьи. Сторонам стало известно, что дело передано в производство другого судьи, в канцелярию города Спитака. Следующее заседание назначено на 26 апреля.
19 января в Апелляционном административном суде РА состоялось заседание по жалобе учредителя телекомпании “А1+” - ООО “Мелтекс” на решение Административного суда РА от 3 октября 2011.

Напомним, что учредитель “А1+” требует признать недействительным решение НКТР № 96-А от 16 декабря 2010 (о признании телекомпании “Армньюс” победителем в конкурсе №11 на цифровое вещание), а также подтвердить факт лишения “А1+” права на справедливую конкуренцию в этом конкурсе. Административный суд РА отклонил этот иск (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на сайте www.khosq.am, раздел Доклады”).

Заседание 19 января прошло в отсутствие ответчика - представителя НКТР. 9 февраля был оглашен судебный акт, оставивший в силе решение Административного суда РА от 3 октября 2011.

13 марта ООО “Мелтекс” обратилось в Кассационный суд РА, который 28 марта возвратил поданную жалобу без рассмотрения по существу.


20 января Кассационный суд РА возвратил жалобу корреспондента еженедельной газеты “Этк” Гриши Баласаняна на решение Апелляционного гражданского суда от 12 октября 2011, отклонившего поданную журналистом апелляцию.

Напомним, что Гриша Баласанян обжаловал в Апелляционном гражданском суде РА решение суда общей юрисдикции столичных административных округов Аван и Нор Норк Еревана от 7 июня 2011, отклонившего иск журналиста против депутата Национального Собрания РА Рубена Айрапетяна. Журналист требовал обязать депутата извиниться за ругательства в свой адрес по телефону, возместить ущерб в размере 1 миллиона драмов, а также компенсировать судебные расходы (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на сайте www.khosq.am, раздел Доклады”).


20 января в суде общей юрисдикции Тавушской области (канцелярия Дилижана) продолжились слушания по иску дорожно-строительного ЗАО “ДСЭ Иджевана” против ООО “Студия Иджеван” и ее директора Наиры Хачикян.

Напомним, что истец оспаривает репортаж, выпущенный 21 июня в эфире информационной программы “Лрабер” Второго армянского телеканала, а также на телеканале “Еркир-медиа”, в котором прозвучала критика деятельности дорожно-строительной компании.

Истец потребовал принести публичные извинения и возместить ущерб за ущемление деловой репутации в размере 3 264 000 драмов, включая судебные расходы и госпошлину.

Очередное судебное заседание состоялось 24 февраля. На 7 марта было назначено оглашение решения. Однако позже, 22 марта, суд возобновил слушания по делу, поскольку появилась необходимость в дополнительном расследовании. Очередное заседание назначено на 13 апреля.



23 января в суде общей юрисдикции столичных административных округов Арабкир и Канакер-Зейтун должно было состояться заседание по иску гражданина Арама Чатиняна против фотожурналиста Гагика Шамшяна. Однако заседание было отложено, так как посланное судом извещение до ответчика не дошло.

Напомним, что истец требовал опровергнуть ущемляющие его честь и достоинство сведения, содержащиеся в статье „Верхи” надежд не оправдали” (ежедневная газета „Аравот”, 24.08.2011).

Очередное судебное заседание было назначено на 23 марта, однако Арам Чатинян отозвал свой иск.
24 января в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана продолжились разбирательства по иску директора Национальной картинной галереи Фараона Мирзояна против учредителя газеты “Чоррорд инкнишханутюн” - ООО “Посторонним В” и художника по стеклу Сергея Гаспаряна.

Напомним, что дело находится в судебном производстве с 20 апреля 2011. Требование иска - опровергнуть сведения, содержащиеся в статье “Узнать Фараона”, опубликованной в “ЧИ” 9 апреля 2011, и взыскать с ответчиков 3 360 000 драмов - для возмещения ущерба, нанесенного оскорблением и клеветой, и компенсации судебных расходов.

На судебном заседании 24 января между сторонами было распределено бремя доказывания. Следующее заседание прошло 22 марта. Суд передал ответчикам текст мирового соглашения, представленный истцом, и предоставил время для ознакомления. Следующее заседание назначено на 23 мая.
24 января в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана должно было начаться судебное разбирательство по иску ученика школы №2 города Эчмиадзина Тиграна Тертеряна (законный представитель - Гамлет Тертерян) против учредителя газеты “168 жам” и ее корреспондента Марины Мартиросян.

Напомним, что истец требует обязать ответчиков опровергнуть сведения о том, что он поджег школьный архив документов, в качестве возмещения за клевету взыскать в его пользу 2 миллиона драмов, а также в размере требуемой суммы наложить запрет на принадлежащие ООО “168 жам” имущество или денежные средства.

Заседания 24 января, а затем и 6 февраля были перенесены по ходатайству истца. Разбирательства продолжились 27 февраля и 6 марта. Оглашение судебного решения назначено на 13 апреля.
26 января в суде общей юрисдикции Лорийской области (канцелярия Ванадзора) было назначено заседание по иску декана факультета педагогики Ванадзорского педагогического института им. О.Туманяна Терезы Шахвердян против корреспондента еженедельной газеты “Этк” Адрине Торосян.

Истица расценила как клевету ряд адресованных ей выражений, которые содержатся в материале “Болезненные страсти в Ванадзорском педагогическом институте”, опубликованном в “Этк” 13 мая 2011. Она требует опровергнуть в том же издании сведения, являющиеся, по ее мнению, клеветой, принести извинения и возместить ущерб в размере 200 000 драмов за ущемление чести, достоинства и деловой репутации, а также оплатить судебные расходы. Еженедельник “Этк” привлечен к делу в качестве третьего лица (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на сайте www.khosq.am, раздел Доклады”).

26 января и 2 марта судебные заседания не состоялись. Разбирательство продолжится 23 апреля.

Напомним, что по поводу упомянутой публикации “Этк” в судебном производстве находится еще одно дело - по иску ректора того же института Гургена Хачатряна (см. страницы 8 и 9 настоящего доклада).


31 января в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана состоялось очередное заседание по иску директора Научно-исследовательского центра курортологии и физической медицины РА, советника министра обороны РА Беника Арутюняна против ООО “Редакция газеты Жоговурд”.

Напомним, что истец оспаривал опубликованную 9 сентября 2011 статью “Приключения доктора, профессора в золотых рудниках”. Он требовал 2 млн драмов в качестве возмещения за оскорбление и клевету и 244 000 драмов для оплаты адвокатских услуг и судебных расходов.

На заседании стороны представили свои позиции. Следующее заседание состоялось 5 марта, после чего Беник Арутюнян через пресс-секретаря министра обороны РА Давида Карапетяна отказался от иска. Оглашение судебного акта назначено на 10 апреля.
1 февраля в суде общей юрисдикции административных округов Ачапняк и Давидашен Еревана состоялось предварительное судебное заседание по иску ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” против информационно-аналитического агентства “News.am”.

Напомним, что дело находится в судебном производстве с декабря 2010. Иск касается опубликованной 23 ноября 2010 в “News.am” статьи “Больного с сердечным пороком в Аритмологическом кардиологическом центре “накололи” и установили другое устройство” - о проблемах гражданина РА Ованеса Катрджяна. Последний обвинил медицинский центр в том, что его обманули и вместо имеющего 10-летний срок эксплуатации электрокардиостимулятора установили хирургическим путем другое, дешевое устройство. ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” посчитало, что агентство “News.am” опорочило его честь, достоинство и деловую репутацию, и потребовало от СМИ опровержения и возмещения ущерба в размере 2 млн драмов (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

На заседании 1 февраля истец заявил ходатайство о приостановлении слушаний, поскольку гражданин Ованес Катрджян представил в полицию заявление о возбуждении уголовного дела против Аритмологического кардиологического центра. Однако ответчик высказался против, и ходатайство было отклонено.

Слушания продолжились 2 февраля, затем 16 февраля и 1 марта. На последнем из них истец представил суду текст опровержения, который “News.am” предстоит опубликовать в случае удовлетворения иска. На этом суд счел предварительные слушания завершенными.


2 февраля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана прошло предварительное заседание по иску жительницы города Арташата Маргариты Мартиросян. Ответчица - невестка истицы Рипсиме Карапетян, на основе свидетельств которой газета “168 жам” опубликовала статью “Не могу так жить, осужден невинный человек” (04.11.2010), в связи с чем в качестве третьего лица оказалась вовлеченной в судебный процесс.

Напомним, что дело находится в судебном производстве с 3 декабря 2010. Начиная с октября 2010, газета опубликовала цикл статей об убийстве в городе Арташате, одна из которых, упомянутая выше, стала предметом спора. Истица требует опровергнуть сведения, ущемляющие ее честь и достоинство. 29 июня 2011 суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш приостановил производство по этому гражданскому делу, поскольку параллельно с этим в Арташатском следственном отделе в отношении истицы велось уголовное дело по обвинению в краже. Однако Апелляционный суд РА, получив жалобу, отменил это решение, и 11 ноября 2011 производство по гражданскому делу было возобновлено.

2 февраля 2012 слушания прошли в отсутствие ответчицы. Между сторонами было распределено бремя доказывания, и на очередном заседании, назначенном на 2 апреля, дело будет рассматриваться по существу.
3 февраля СМИ сообщили, что примерно в 11.00 был задержан и перемещен в УИУ “Нубарашен” ответственный за выпуск ежедневной газеты “Айкакан жаманак” Айк Геворгян. Журналисту было предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения, причинении по неосторожности вреда здоровью, оставлении места дорожного происшествия (часть 1 статьи 242 и статья 244 УК РА). Постановление об аресте журналиста было вынесено судом общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана.

По поводу происшедшего вечером того же дня редакция “Айкакан жаманак” распространила заявление, согласно которому в отношении Айка Геворгяна было осуществлено заказное преследование, связанное с его профессиональной деятельностью. С разъяснениями выступила также Полиция РА.

Журналистское сообщество немедленно отреагировало на происшедшее, выразив озабоченность и возмущение. В частности, 4 февраля КЗСС и Ереванский пресс-клуб выступили с заявлением, в котором избрание в качестве меры пресечения ареста Айка Геворгяна было расценено как не имеющее достаточных законных оснований. В течение периода (более 10 дней), когда журналист был объявлен в розыск, он занимался своей профессиональной деятельностью и посещал различные государственные инстанции, а также общался со следователем полиции, пытаясь выяснить, в каком качестве его вызывают на допрос. "Складывается впечатление, что умышленно создавались условия для избрания ареста мерой пресечения в отношении журналиста", - подчеркнули авторы заявления. В документе содержался призыв незамедлительно освободить Айка Геворгяна и обеспечить беспристрастное, прозрачное расследование инцидента.

6 февраля, по решению Прокуратуры РА, мера пресечения в отношении Айка Геворгяна была изменена на подписку о невыезде. В полдень журналист был выпущен на свободу.

Айк Геворгян обжаловал законность постановления суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана о своем аресте в Апелляционном суде РА. 13 марта стало известно, что его жалоба отклонена. Журналист заявил о намерении довести свою жалобу до Европейского суда по правам человека.
7 февраля Административный суд РА удовлетворил иск учредителя телекомпании

“Раздан”, директора ООО “Сирак” Мнацакана Арутюняна против Котайкского регионального центра Государственной инспекции по труду РА. Истец требовал признать недействительным решение последней от 9 августа 2010.

Дело находилось в судебном производстве с 18 октября 2010.

9 февраля 2010 Котайкский региональный центр Государственной инспекции по труду РА вынес решение наложить административное взыскание на Мнацакана Арутюняна в размере 50 000 драмов (статья 169.5 Кодекса об административных правонарушениях РА). Основанием для этого решения послужили материалы об административных нарушениях, полученные 23 июля 2010 из Разданского отдела Полиции РА. Согласно материалам, в период с 10 января по 30 марта 2008 в телекомпании работал без законного оформления Арташ Сагателян. После длительного разбирательства Административный суд РА, фактически, не счел доказанным, что Арташ Сагателян был работником Мнацакана Арутюняна, не имея трудового договора.

Позже аналогичный спор возник между директором телекомпании и жителем Раздана Гагиком Атасяном. 28 октября 2011 Государственная инспекция по труду возбудила административное производство по заявлению последнего о том, что он с 18 июля по 30 сентября 2011 проработал в телекомпании “Раздан”, не получив зарплаты. 30 ноября 2011 Государственная инспекция по труду прекратила административное производство, сочтя представленные претензии необоснованными.

Вскоре после этого Налоговая инспекция через Разданский отдел Полиции РА потребовала представить все документы телекомпании, касающиеся налоговой деятельности, начиная с 2005. Одновременно был представлен список из 12 лиц, проработавших в телекомпании без соответствующего оформления.

21 февраля Мнацакан Арутюнян, расценив представленные выше события как необоснованное преследование в отношении него и возглавляемого им СМИ, обратился с заявлением в Прокуратуру РА. А до этого директор телекомпании “Раздан” опубликовал статьи в различных СМИ о Гагике Атасяне, приобретшем посредством фальсификаций титул “человек года”. В публикациях рассказывалось, как Атасян компрометирует людей посредством дезинформации.

6 марта директор телекомпании “Раздан” Мнацакан Арутюнян проинформировал, что накануне был приглашен к заместителю начальника Разданского отдела Полиции РА для дачи разъяснений по поводу своего обращения в прокуратуру.


9 февраля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана должно было состояться заседание по иску гражданина Гургена Агаджаняна против ООО “Редакция газеты Жоговурд”, однако оно было перенесено.

Напомним, что 30 августа 2011 газета “Жоговурд” опубликовала материал “От сына Галуста требуют”, подготовленный на основе письма, полученного от имени Гургена Агаджаняна и содержащего негативные сведения о бывшем начальнике Управления по госимуществу РА Карине Киракосян и заместителе начальника этого ведомства Ашоте Маркосяне. Истец отрицает, что он является автором упомянутого письма, и требует в том же издании опровергнуть сведения, которые, по его мнению, являются клеветой, и возместить ущерб в размере 804 000 драмов.

Начиная еще с 24 октября 2011, слушания по делу переносились ввиду неявки в суд Карине Киракосян и Ашота Маркосяна.

Очередное судебное заседание назначено на 19 апреля.


10 февраля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш состоялось заседание по иску председателя Союза “Конституционное право” Айка Бабуханяна и ООО “Иравунк медиа” против ООО “Хмбагир” и журналиста Эдика Андреасяна.

Напомним, что поводом для обращения в суд послужила опубликованная 31 августа 2010 в интернет-издании “Report.am” статья “Право “Иравунк” на кончике меча Айка Бабуханяна”. Иск был предъявлен в суд 11 ноября 2011. Каждый из истцов требует от ответчиков посредством того же сайта опровергнуть сведения, опорочившие их честь, достоинство и деловую репутацию, публично извиниться, опубликовать решение суда, возместить ущерб, а также судебные расходы (в сумме - более чем на 7 миллионов драмов). В ходе разбирательств стороны представили свои позиции.

27 февраля было оглашено решение об отклонении иска. Суд счел, что истцы пропустили месячный срок, предусмотренный для подачи иска о защите чести, достоинства и деловой репутации частью 13 статьи 1087.1 Гражданского кодекса РА. Суд также обязал истцов уплатить госпошлину в размере 236 000 драмов.

В производстве суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана находился еще один иск Айка Бабуханяна - против редактора “Report.am” Абела Микаеляна и обозревателя того же сайта Эдика Андреасяна. Истец оспаривал опубликованную 25 марта 2011 статью “Когда насильно подсказывают о неподсказываемом”, а также читательские отклики на нее. Помимо требований публично извиниться и возместить расходы за адвокатские услуги, истец предъявил также ходатайство - запретить публикацию в “Report.am” любых материалов, содержащих клеветнические и оскорбительные выражения, касающихся его чести, достоинства и деловой репутации. Суд удовлетворил это ходатайство в качестве средства обеспечения иска. На предварительном судебном заседании иск был дополнен новым требованием - о возмещении ущерба в размере 1 миллиона драмов за оскорбление, нанесенное в опубликованной статье.

На слушаниях, продолжившихся 27 января, Эдик Андреасян предъявил встречный иск с требованием обязать Айка Борисовича Бабуханяна принести публичные извинения Эдику Гарушевичу Андреасяну за фразу “отчество неизвестно” в иске, рассматриваемом судом, поскольку таким образом ущемляются его честь и достоинство.

На заседании 27 февраля суд отклонил ходатайство о встречном иске на том основании, что между начальным и встречным исками нет взаимосвязи, и их совместное рассмотрение не может обеспечить наиболее быстрое и правильное разрешение спора.

12 марта был оглашен судебный акт об отклонении иска - ввиду его необоснованности. Суд обязал Айка Бабуханяна выплатить пошлину в размере 20 000 драмов.
15 февраля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш состоялось очередное заседание по иску Роберта Кочаряна против ООО “Рапарак оратерт”, на котором было утверждено мировое соглашение между сторонами.

Напомним, что дело находилось в судебном производстве с 28 марта 2011. Истец требовал опровергнуть сведения, опубликованные газетой 12 февраля 2011 в статье “Кочаряна уничтожают, Царукяну - объясняют?”, и возместить ущерб, причиненный клеветой и оскорблением, 6 млн драмов (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

18 февраля во исполнение судебного решения газета “Рапарак” опубликовала опровержение.
16 февраля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана продолжились слушания по иску религиозной организации “Свидетели Иеговы” против ЗАО “Общественная телерадиокомпания Армении”.

Напомним, что истец требует опровергнуть прозвучавшее 9, 10 и 11 ноября 2010 в передачах “Айлур” и “Тесанкюн” сведение о том, что Арман Торосян, обвиняемый в совершенном в городе Севане убийстве своих родителей, является членом этой организации.

С 23 сентября 2011 по 16 февраля 2012 судебные заседания по делу переносились, поскольку по инициативе истца идут переговоры о заключении мирового соглашения, которые еще не завершились.
22 февраля директор телекомпании “Студия Иджеван” Наира Хачикян сообщила КЗСС о воспрепятствовании деятельности съемочной группы телекомпании. Так, 21 февраля, около 17.00, когда Наира Хачикян вместе с оператором прибыли в мэрию для освещения заседания Совета старейшин Иджевана, в приемной к ним подошел член Совета Артак Хачатрян и в грубой форме потребовал опровергнуть сведения, содержащиеся в репортаже, выпущенном в эфир Вторым армянским телеканалом 16 февраля. Упомянутый репортаж Наиры Хачикян касался недобросовестной очистки городских улиц от снега, в частности, отмечалось, что не чистятся тротуары. Затем в спор вмешался еще один член Совета старейшин Иджевана - Вардан Ординян и, ругаясь нецензурными выражениями, выставил журналистов из здания мэрии.

В связи с произошедшим КЗСС направил официальное письмо вице-премьеру, министру территориального управления РА Армену Геворгяну. Письмо аналогичного содержания было направлено также Генеральному прокурору РА Агвану Овсепяну, причем здесь содержалась также просьба считать это письмо сообщением о преступлении.

Позже КЗСС получил письмо (№ 7/20-1-378 от 25 марта 2012) из следственного отдела Тавушской области Главного следственного управления Полиции РА, в котором сообщалось, что 6 марта директор ООО “Студия Иджеван” Наира Хачикян обратилась в Иджеванский отдел полиции, и было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 258 УК РА (“Хулиганство”). Ведется расследование.
29 февраля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш состоялось очередное заседание по иску Ереванского государственного университета и преподавателя ЕГУ Ара Габузяна против ООО “Банадзев” и Сирекана (Сирака) Егиазаряна.

Напомним, что истцы оспаривают сведения, представленные в сюжете “Правовед-правонарушитель” передачи “Аканатес” (“Очевидец”), вышедшей в эфире Общественной телекомпании Армении. Согласно телепередаче, письменная работа студента юридического факультета ЕГУ Сирекана Егиазаряна получила неудовлетворительную оценку без проверки ее содержания, только с учетом объема. Протесты студента привели к тому, что преподаватель Ара Габузян попытался сдать его полиции. В передаче прозвучал вывод Егиазаряна о том, что в этой истории видны коррупционные риски. Истцы требуют опровергнуть сведения, ущемляющие их честь, достоинство и деловую репутацию, публично извиниться и возместить нанесенный ущерб.

29 февраля завершились предварительные слушания, и на следующем заседании, назначенном на 11 мая, дело будет рассматриваться по существу.
6 марта СМИ сообщили, что судом общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш принят в производство иск религиозной организации “Слово жизни” и ее руководителя Артура Симоняна против еженедельного приложения газеты “Иравунк” - “Иравунк-Расследование”, в лице учредителя издания - ООО “Иравунк медиа”, и еженедельника “Аргументы недели в Армении” в лице того же учредителя - ООО “Иравунк медиа”. Истец требует опровергнуть публикации, в которых “Слово Жизни” характеризуется как сектантская организация, и принести публичные извинения, а также компенсировать судебные расходы в размере 36 000 драмов. Руководителя организации особенно возмутили сведения о “Слове жизни”, содержащиеся в статье “Тема сектантских порнофотографий “зацвела” обвинением в растлении малолетних”, опубликованной в № 39 “ Иравунк- Расследование” (19-25 октября 2011) вместе с двумя фотографиями.

Назначенное на 13 марта предварительное судебное заседание не состоялось из-за отсутствия истца. На следующем заседании 23 марта стороны высказали свои позиции, между ними было распределено бремя доказывания. Разбирательства продолжатся 13 апреля.

Этот инцидент - единственный новый судебный процесс по статье 1087.1 Гражданского кодекса РА, зафиксированный КЗСС в первом квартале 2012.
17 марта газета “Айкакан жаманак” сообщила, что накануне, 16 марта, воспрепятствовали работе ее корреспондента Лусинэ Барсегян и фотографа Саака Мурадяна. У здания Республиканской партии Армении кандидат в депутаты НС РА по 13 избирательному округу Еревана Мгер Седракян, заметив, что его фотографируют, подошел к Сааку Мурадяну и сказал: “Сейчас врежу, сломаю челюсть - не снимай!”. Находившиеся неподалеку полицейские предотвратили нападение на фотокорреспондента. К ним подошла журналистка и спросила: “Хотите стать депутатом и не хотите, чтобы вас фотографировали?”. Кандидат в депутаты ответил: “Нет, не хочу, твой отец хочет, иди, сфотографируй его”. Затем ударил по диктофону и удалился.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница