Доклад комиссии по расследованию положения в области прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике



Скачать 484.86 Kb.
страница1/3
Дата11.11.2016
Размер484.86 Kb.
  1   2   3



Организация Объединенных Наций




A/HRC/25/63



Генеральная Ассамблея

Distr.: 

7 February 2014

Russian

Original: 



Совет по правам человека

Двадцать пятая сессия

Пункт 4 повестки дня



Ситуации в области прав человека,
требующие внимания со стороны Совета


Доклад комиссии по расследованию положения
в области прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике*


Резюме

Настоящий доклад содержит основные выводы и рекомендации комиссии по расследованию положения в области прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике**.




Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−2 3

II. Мандат и методология 3−23 3

А. Отказ Корейской Народно-Демократической Республики


от сотрудничества 9−11 4

В. Методы работы 12−20 5

С. Нормативно-правовая база и стандарты в области
доказывания предполагаемых нарушений 21−22 6

D. Архивизация и регистрация свидетельских показаний 23 6

III. Основные выводы комиссии 24−73 7

А. Нарушения свободы мысли, выражения мнений и религии 26−31 7

В. Дискриминация 32−37 8

С. Нарушения свободы передвижения и выбора местожительства 38−45 10

D. Нарушения права на питание и смежных с ним аспектов
права на жизнь 46−55 12

Е. Незаконные задержания, пытки, казни и тюремные лагеря 56−63 13

F. Похищения и насильственные исчезновения из других стран 64−73 15

IV. Преступления против человечности 74−79 16

V. Выводы и рекомендации 80−94 17

Приложения

I. Correspondence with the Supreme Leader of the Democratic People’s Republic
of Korea and First Secretary of the Workers’ Party of Korea, Kim Jong-un 27

II. Correspondence with China 31



I. Введение

1. Своей резолюцией 22/13, принятой 21 марта 2013 года, Совет по правам человека создал комиссию по расследованию положения в области прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике. В резолюции 22/13 Совет наделил комиссию полномочиями расследовать систематические, широко распространенные и серьезные нарушения прав человека в государстве с целью обеспечения полной ответственности, в частности в тех случаях, когда эти нарушения могут быть равносильны преступлениям против человечности.

2. 7 мая 2013 года Председатель Совета по правам человека назначил членами комиссии по расследованию Майкла Кирби (Австралия) и Соню Бисерко (Сербия), которые присоединились к Специальному докладчику по вопросу о положении в области прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике Марзуки Дарусману (Индонезия). Г-н Кирби был назначен на пост председателя. Комиссия осуществляла мандат, возложенный на нее государствами − членами Совета по правам человека, с учетом решения Совета препровождать доклады комиссии всем соответствующим органам Организации Объединенных Наций, а также направлять их Генеральному секретарю для принятия надлежащих мер.

II. Мандат и методология1

3. Мандат комиссии по расследованию описан в пункте 5 резолюции 22/13 Совета по правам человека, в которой Совет прямо ссылается на пункт 31 доклада Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике от 2013 года2. В соответствии с этими двумя пунктами комиссия пришла к выводу, что она уполномочена расследовать систематические, широко распространенные и серьезные нарушения прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике, включая, в частности, следующие девять конкретных вопросов существа:



  • нарушения права на питание;

  • полный спектр нарушений, связанных с тюремными лагерями;

  • пытки и бесчеловечное обращение;

  • произвольные аресты и задержания;

  • дискриминация, в частности систематическое отрицание и нарушение основных прав и свобод человека;

  • нарушения свободы выражения мнений;

  • нарушения права на жизнь;

  • нарушения свободы передвижения;

  • насильственные исчезновения, в том числе в форме похищений граждан других государств.

4. Приведенный выше перечень не является исчерпывающим. В надлежащих случаях комиссия расследовала также нарушения, имеющие непосредственное отношение к любой из указанных девяти проблем.

5. Кроме того, мандатом предусмотрено, что расследование должно быть направлено на достижение трех взаимосвязанных целей:

а) дальнейшее расследование и документирование нарушений прав человека;

b) сбор и документирование данных о жертвах и правонарушителях;

с) обеспечение подотчетности.

6. Комиссия уделяла большое внимание гендерным нарушениям, в частности насилию в отношении женщин, и последствиям нарушений для конкретных групп, включая женщин и детей.

7. Пункт 5 резолюции 22/13 Совета не ограничивает временной охват расследования комиссии каким-либо конкретным периодом истории Корейской Народно-Демократической Республики.

8. Что касается географического охвата, то в понимании комиссии ее мандат включает в себя нарушения, совершенные на территории Корейской Народно-Демократической Республики, а также нарушения, связанные с экстерриториальными действиями государства, такими как похищения из других стран. Кроме того, предмет исследования комиссии составляли нарушения, которые имеют причинно-следственную связь или являются непосредственными последствиями нарушений, совершенных в Корейской Народно-Демократической Республике, и вопросы, касающиеся степени ответственности других государств.



А. Отказ Корейской Народно-Демократической Республики от сотрудничества

9. В своей резолюции 22/13 Совет по правам человека настоятельно призвал правительство Корейской Народно-Демократической Республики в полной мере сотрудничать с комиссией по расследованию, разрешить членам комиссии неограниченный доступ для посещения страны и предоставлять им всю информацию, необходимую для выполнения их мандата. Сразу после принятия резолюции 22/13 Корейская Народно-Демократическая Республика открыто заявила, что "полностью отвергает ее и не намерена ее соблюдать". В письме от 10 мая 2013 года она проинформировала Председателя Совета по правам человека о том, что "абсолютно и категорически не признает комиссию по расследованию". К сожалению, эта позиция остается неизменной, несмотря на предпринимавшиеся комиссией многочисленные попытки наладить сотрудничество.

10. Корейская Народно-Демократическая Республика не ответила на неоднократные просьбы комиссии разрешить посещение страны и получить доступ к информации о положении в области прав человека (см. раздел III ниже).

11. Комиссия представила правительству Корейской Народно-Демо-кратической Республики свои подробные выводы (A/HRC/25/CRP.1) с предложением представить замечания и внести фактические исправления. Краткое изложение наиболее серьезных озабоченностей, в частности принципиальных выводов о преступлениях против человечности, также было включено в письмо, адресованное Высшему руководителю Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ыну (см. приложение I). В этом письме комиссия обратила внимание на принцип ответственности командиров и вышестоящих начальников в соответствии с международным уголовным правом. Она настоятельно призвала Высшего руководителя принимать меры по предотвращению и пресечению преступлений против человечности, а также обеспечивать привлечение к ответственности и наказание виновных.



В. Методы работы

12. В связи с отсутствием возможности посетить Корейскую Народно-Демократическую Республику комиссия могла получить показания очевидцев в ходе публичных слушаний, которые были открытыми и проводились с соблюдением надлежащих процессуальных гарантий и обеспечением защиты жертв и свидетелей. Более 80 свидетелей и экспертов выступили публично и представили конкретную, подробную и актуальную информацию, что нередко требовало от них большого мужества.

13. Публичные слушания прошли в Сеуле (20−24 августа 2013 года), Токио (29 и 30 августа 2013 года), Лондоне (23 октября 2013 года) и Вашингтоне, округ Колумбия (30 и 31 октября 2013 года)3. Комиссия предложила государственным органам Корейской Народно-Демократической Республики выступить на публичных слушаниях, но не получила ответа.

14. Комиссия и ее секретариат провели более 240 конфиденциальных бесед с жертвами и другими свидетелями.

15. В июле 2013 года комиссия обратилась ко всем государствам − членам Организации Объединенных Наций и соответствующим заинтересованным сторонам с призывом представить письменную информацию. Ко времени завершения работы над настоящим докладом было получено 80 таких представлений.

16. Комиссия посетила с официальными визитами Республику Корея, Японию, Таиланд, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки.

17. Комиссия обратилась с просьбой разрешить ей посетить Китай для проведения расследований и консультаций с представителями правительства и местными экспертами. Рабочее совещание, на котором была высказана эта просьба, состоялось в июле 2013 года. Комиссия просила разрешить ей доступ в регионы Китая, граничащие с Корейской Народно-Демократической Республикой. 7 ноября 2013 года комиссия направила повторный запрос о посещении Китая. 20 ноября 2013 года Постоянное представительство Китая в Женеве проинформировало секретариат о том, что с учетом позиции государства по поводу страновых мандатов, особенно на Корейском полуострове, не считает возможным направить приглашение комиссии. В письме о последующих действиях от 16 декабря 2013 года комиссия просила представить информацию о статусе граждан Корейской Народно-Демократической Республики и их детей в Китае, насильственной репатриации и соответствующем сотрудничестве с Корейской Народно-Демократической Республикой, торговле людьми и по другим вопросам, имеющим отношение к мандату комиссии (см. приложение II).

18. Комиссия взаимодействовала с рядом учреждений Организации Объединенных Наций и другими гуманитарными организациями. Она выражает сожаление в связи с тем, что другие подобные организации и субъекты не смогли представить соответствующую информацию. Комиссия выражает признательность Управлению Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) за его поддержку. Бесценную помощь комиссии оказали ряд неправительственных организаций, которые, несмотря на нехватку финансовых средств, активно занимаются регистрацией нарушений прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике.

19. Помимо отсутствия возможности посетить Корейскую Народно-Демократическую Республику, наиболее серьезная проблема, с которой комиссия столкнулась в процессе расследования, заключалась в страхе свидетелей перед преследованиями. Большинство потенциальных свидетелей, проживающих за пределами страны, отказывались давать показания даже конфиденциально, опасаясь за безопасность своей семьи, поскольку были уверены, что государственные органы продолжают тайно следить за их поведением.

20. Комиссия уделяла особое внимание защите жертв и свидетелей. Она напоминает, что основная обязанность по защите жертв, свидетелей и других лиц, сотрудничающих с комиссией, лежит на государствах их проживания и гражданства. Поэтому комиссия настоятельно призывает государства-члены принимать в случаях необходимости дополнительные меры защиты.



С. Нормативно-правовая база и стандарты в области доказывания предполагаемых нарушений

21. При оценке положения в области прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике комиссия полагалась главным образом на строгие юридические обязательства, которые эта страна добровольно взяла на себя в качестве государства − участника Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В надлежащих случаях комиссия принимала к сведению также соответствующие обязательства других государств, включая запрещение высылки в соответствии с международным беженским правом и международным правом прав человека. Вопросы, касающиеся преступлений против человечности, оценивались на основе определений, установленных обычным международным уголовным правом и Римским статутом Международного уголовного суда.

22. Комиссия строит свои выводы на доказательствах, отвечающих стандарту "разумных оснований". Наличие разумных оснований при установлении факта события или определенного поведения признавалось в том случае, когда комиссия была уверена, что полученная ею информация является достоверной, соответствует другим материалам и достаточно обоснованной для того, чтобы убедить разумного и здравомыслящего человека в том, что такое событие или поведение действительно имело место.

D. Архивизация и регистрация свидетельских показаний

23. Вся информация, собранная комиссией, включая информацию о личности правонарушителей, хранится в конфиденциальной электронной базе данных. Комиссия разрешила УВКПЧ, продолжающему действовать в качестве ее секретариата, предоставлять доступ к материалам базы данных компетентным органам, ведущим реальные расследования в целях привлечения к ответственности виновных в преступлениях и других нарушениях, установления истины о совершенных нарушениях и применения санкций к конкретным лицам или организациям в соответствии с мандатом Организации Объединенных Наций. Доступ возможен только к тем материалам, на использование которых дали свое осознанное согласие свидетели или другие лица, представившие информацию, при условии должного учета любых практических вопросов и озабоченностей, связанных с защитой.



III. Основные выводы комиссии

24. Комиссия делает вывод о том, что в Корейской Народно-Демокра-тической Республике совершались и продолжают совершаться систематические, широко распространенные и грубые нарушения прав человека4. Во многих случаях выявленные нарушения могут быть приравнены к преступлениям против человечности, основанным на государственной политике. Главная ответственность лежит на сотрудниках Министерства государственной безопасности, Министерства народной безопасности, Корейской народной армии, Государственной прокуратуры, судебных органов и Трудовой партии Кореи, действующих под прямым руководством центральных органов Трудовой партии Кореи, Государственного комитета обороны и Высшего руководителя Корейской Народно-Демократической Республики.

25. Комиссия подчеркивает, что нынешнее положение в области прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике сложилось под влиянием исторического опыта корейского народа. Конфуцианские социальные структуры и опыт японской колониальной оккупации внесли свой вклад в формирование основы политических структур и настроений, преобладающих сегодня в стране. Навязанное извне разделение Корейского полуострова, масштабные разрушения в результате Корейской войны и последствия холодной войны способствовали укоренению изоляционистских настроений и неприятия внешних сил, используемых для оправдания внутренних репрессий. Особый характер и общие масштабы нарушений прав человека в государстве легче понять через призму природы политической системы страны, основанной на господстве одной партии, возглавляемой Высшим руководителем, на изощренной руководящей идеологии и централизованной плановой экономике5.

А. Нарушения свободы мысли, выражения мнений и религии

26. На протяжении всей истории Корейской Народно-Демократической Республики одной из главных отличительных черт государства было стремление к абсолютной монополии на информацию и тотальному контролю над организацией жизни общества. Комиссия пришла к выводу о практически полном отрицании в стране таких прав, как право на свободу мысли, совести и религии, свободу мнений, их выражения, информации и ассоциации.

27. В государстве действует машина тотальной индоктринации, с самого детства укореняющая в сознании людей официальный культ личности и абсолютное подчинение Высшему руководителю (Suryong) с тем, чтобы подавить любые проявления инакомыслия, не основанного на официальной идеологии и государственной пропаганде. Пропаганда используется Корейской Народно-Демократической Республикой еще и для разжигания националистической вражды по отношению к официальным противникам государства, включая Японию, Соединенные Штаты Америки и Республику Корея, и к гражданам этих государств.

28. Практически все сферы общественной жизни граждан всех возрастов контролируются Трудовой партией Кореи. Государство имеет возможность наблюдать за повседневной жизнью своих граждан и диктовать им образ поведения при помощи находящихся под руководством и контролем партии ассоциаций, членами которой обязаны быть все граждане. Государство контролирует частную жизнь всех своих граждан, с тем чтобы практически никакая критика в адрес политической системы или ее руководства не оставалась незамеченной. Любые "антигосударственные" действия или проявления инакомыслия наказуемы. За донос на сограждан, подозреваемых в совершении подобных "преступлений", полагается вознаграждение.

29. Граждане не имеют доступа к информации из независимых источников; единственный разрешенный источник информации в Корейской Народно-Демократической Республике − это подконтрольные государству средства массовой информации. Доступ к теле- и радиопрограммам, а также к Интернету строго ограничен, а содержание всех материалов в средствах массовой информации подлежит жесткой цензуре и должно соответствовать директивам, издаваемым Трудовой партией Кореи. Телефонные переговоры прослушиваются и возможны в основном только внутри страны. Просмотр и прослушивание иностранных теле- и радиопрограмм, включая иностранные фильмы и телесериалы, караются государством.

30. Укрепление рыночных сил и развитие информационных технологий позволили расширить доступ к информации из других стран, при этом в страну все более активно проникают информация и средства массовой информации из Республики Корея и Китая. Таким образом, государственную монополию на информацию подрывает все более мощный поток информации извне и сопутствующее стремление людей к "истине", которую противопоставляют государственной пропаганде. Органы власти пытаются сохранить монополию на информацию при помощи регулярно применяемых репрессивных мер и жестоких наказаний.

31. Христианство рассматривается государством как особенно серьезная угроза, поскольку оно идеологически противоречит официальному культу личности и создает платформу для социальных и политических организаций и их взаимодействия вне сферы государственного контроля. Несмотря на наличие нескольких подконтрольных государству церквей, в целом христианам запрещено исповедовать их религию под страхом уголовного преследования. Люди, уличенные в отправлении христианских религиозных обрядов, подлежат суровым наказаниям в нарушение их права на свободу религии и запрета дискриминации по религиозному признаку.

В. Дискриминация

32. Корейская Народно-Демократическая Республика позиционирует себя как государство, в котором во всех сферах жизни обеспечиваются и гарантируются равенство, недискриминация и равные права. На самом же деле корейское общество строго стратифицировано с прочно укоренившимися формами дискриминации, хотя они и подвержены некоторым изменениям в результате трансформационных социально-экономических процессов, обусловленных рыночными силами и технологическим прогрессом. Поддерживаемая государством дискриминация в Корейской Народно-Демократической Республике пронизывает все сферы жизни, хотя ситуация также изменяется. Основным источником дискриминации является система "сонбун", в соответствии с которой население классифицировано по принципу определяемого государством социального класса и родового происхождения с учетом также политических убеждений и религии. Система "сонбун" накладывается на гендерную дискриминацию, которая также широко распространена в государстве. Кроме того, основанием для дискриминации является и такой признак, как инвалидность, хотя в последнее время появились признаки того, что государство начало решать эту конкретную проблему.

33. Система "сонбун" была основным критерием при определении того, где разрешено проживать гражданам; какое у них должно быть жилье; какую работу они могут выполнять; могут ли они посещать учебные заведения, в частности университеты; какой объем продовольствия они должны получать; и даже с кем им разрешено заключать браки. Эта традиционная дискриминация по принципу "сонбун" в последнее время усугубляется все большей коммерциализацией отношений между людьми в Корейской Народно-Демократической Республике и влиянием денег, в том числе иностранной валюты, на возможность более полной реализации экономических, социальных и культурных прав. В то же время с учетом того, что система предоставления основных государственных услуг развалилась или фактически стала платной, значительные группы населения, не имеющие средств и не занимающие благоприятное положение в системе "сонбун", страдают от еще большей маргинализации и дискриминации.

34. Прошлые реформы, проводившиеся в целях обеспечения формального равенства всех перед законом, не привели к установлению гендерного равенства. Женщины продолжают подвергаться дискриминации во всех сферах общественной жизни. Более того, можно даже говорить о ее обострении, поскольку доминирующая роль мужчин в государстве сказывается не только на бедных, но и на экономически благополучных женщинах. Многие женщины в период голода 1990-х годов вынуждены были заняться частным предпринимательством, чтобы выжить. Однако государство ввело многочисленные ограничения в сферах традиционной занятости женщин. Гендерная дискриминация также проявляется в том, что женщины становятся жертвами вымогательства, взяток или штрафов. По последним данным, женщины начинают оказывать противодействие этой практике.

35. Экономические успехи женщин не сопровождаются аналогичными достижениями в социальной и политической сферах. Укоренившиеся традиционные патриархальные отношения и насилие в отношении женщин все еще сохраняются в Корейской Народно-Демократической Республике. Государство вводит откровенно дискриминационные ограничения в отношении женщин в целях закрепления гендерного стереотипа чистой и непорочной корейской женщины. Сексуальное и гендерное насилие в отношении женщин распространено во всех сферах общества. Его жертвам не обеспечивается защита государства, доступ к службам поддержки или правосудию. В политической сфере доля женщин составляет всего лишь 5% среди высшего политического руководства и 10%  среди служащих центральных органов власти.

36. Дискриминация женщин в сочетании с другими нарушениями прав человека приводит к тому, что женщины оказываются в уязвимом положении. В результате нарушений права на питание и права на свободу передвижения женщины и девочки подвергаются повышенному риску торговли людьми и вовлечения в проституцию. Полное отрицание свободы выражения мнений и ассоциации стало фактором, значительно обострившим неравенство между женщинами и мужчинами. Эти ограничения, среди прочего, лишают женщин возможности коллективно отстаивать свои права, как это делают женщины во всем мире.

37. И хотя дискриминация в различной степени присутствует во всех обществах, в Корейской Народно-Демократической Республике дискриминация носит официальный характер, что имеет серьезные последствия для осуществления индивидуальных прав человека. С учетом исключительных масштабов государственного контроля эта официальная дискриминация затрагивает практически большинство аспектов жизни людей. Дискриминация остается одним из главных инструментов сохранения государственного контроля для ведения борьбы с усматриваемыми внутренними и внешними угрозами.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница