Доклад для народно-хоровой специализации



Дата10.05.2016
Размер62.6 Kb.
Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ


« Формирование репертуара детского

народно-хорового коллектива»

( Методический доклад

для народно-хоровой специализации)

Составитель педагог

ПЦК «Народно-хоровое

творчество»

Малтыз Л.А.

Ст. Северская 2009 г.

Вопросы методики работы с детским народно-хоровым коллективом требует изучения и разработки. Практика показывает, что наибольшие затруднения у начинающих руководителей детской народно-хоровой самодеятельности вызывает подбор репертуара.

Детскому коллективу нужен полноценный в идейно-художественном отношении репертуар, соответствующий возрастному и вокальным возможностям юных певцов.

Хотелось привлечь внимание руководителей детских народно-хоровых коллективов к исполнению народных песен «в подлинном виде» т.е. без обработки. Именно в детском исполнении наиболее естественно будут переданы так присущие народной песне простота и искренность высказывания.

«Каждый народный хор интересен, прежде всего, показом своего местного народно-песенного творчества»- пишет в книге «Методика работы с русским народным хором»-И.В. Калугина.

Руководитель народного хора сам должен владеть навыками записи и расшифровки песен, уметь находить интересных исполнителей, знатоков народного быта, местных обычаев.

Работа по созданию репертуара сложная и кропотливая, ее результаты скажутся в дальнейшем, и коллектив приобретет свой индивидуальный творческий облик.

Рассмотрим, какие народные песни наиболее приемлемы для исполнения детьми. В репертуар детского народного хора могут быть включены произведения взрослых детей.

Это песни различных жанров: хороводные, плясовые, шуточные, свадебные, лирические, календарные, почти все они подходят к детям (доступность для детского мышления, дает возможность «обыграть» и т.д.). Это влияет на качество хорового звучания, способствует развитию вокально-хоровых навыков.

Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамбля, умение красиво двигаться.

Песни с движением, игрой охотно исполняют дети разных возрастов -представляет педагогическую ценность.

Такие песни следует вводить в репертуар уже на первых занятиях. Вот традиционный хоровод – игра.


  • « А мы просо сеяли»

Для ее исполнения участники делятся на две партии, выстраиваются рядами друг против друга и, поочередно двигаясь «стенка на стенку» передают содержание песни: сеют просо, выпускают коней и т.д.

Работа над игровыми песнями способствует активному проявлению индивидуальных творческих задатков, развивает воображение. Каждый ребенок будет вносить в игру что-то свое.

В песне «Сидит Дрема» главный «герой песни» то «дремлет», «просыпается» встает, выбирает на свое место нового исполнителя / бери, Дрема, кого хочешь/.

Хорошо иметь в репертуаре хороводные песни, различающиеся по типу, характеру и темпу исполнения.

Детям нравятся песни с интересным хореографическим рисунком с движением хоровода не только по кругу, рядами, но и «змейкой», с «подводкой» и т.п. Например «Заплетися, плетешь». «Вейся, капустка» - участники, взявшись за руки, двигаются то «сплетаясь», то «расплетаясь». Подобные песни служат украшением программы.

При знакомстве с весенними календарными песнями участникам хора можно рассказать, каким большим праздником был для деревенских ребятишек день прилета жаворонков- первых весенних птиц. Ребята собирались гурьбой, привязывали «жаворонков», выпеченных из теста к шестам, поднимали высоко вверх или бегали по улице, держа птиц в руках, иногда подбрасывали их в воздух.

При этом исполняли песенки - заклички, веснянки. В них закликали, звали весну. Мелодии этих песен невелики по звуковому объему, построены обычно на чередование секундовых, торцовых и квартовых попевок.

Удачны для детского репертуара шуточные песни, скоморошины, в которых рассказываются веселые, необычные истории, высмеиваются человеческие недостатки: «Комара женить мы будем», «Пряла Дуня лен», «Во зеленом во бору», «Ай, чу-чу» и др.

Мальчики с удовольствием поют строевые, походные песни, например «А как наши вот крестьяне», сопровождая свое пение маршировкой и игрой на барабане.

Дети могут исполнять и свадебные, преимущественно величальные песни:

«Ой, на ком у нас косы русые», «Как у месяца» и д.р.

Некоторые руководители считают, что для детского исполнения подходят только веселые, скорые произведения. Такое мнение ошибочно. Эмоциональный отклик вызывают у детей и спокойные, распевные песни, отличающиеся мягким задушевным характером, протяжные с драматическим содержанием. Например: «Ой, да ты Калинушка», «Вянули цветики», «Уж ты, степь». Картинки природы в таких песнях созвучны настроению и чувствам человека.

Для разучивания в – первый год занятий можно предложить:

По мере занятий в народно-хоровом коллективе, его участники осваивают

более сложный репертуар. В дальнейшем материал усложняется и в музыкальном и в вокально-техническом отношении. Но музыкально-исполнительские трудности должны возрастать постепенно. Иногда бывает полезно оставить на время работу над новым произведением, дать ему «отлежаться», после чего освоение нового идет значительно быстрее.

Песни, составляющие репертуар детского народного хора, исполняются как без музыкального сопровождения, так и в сопровождении народных инструментов.

Пение, а Капелла, должно стать ведущим способом исполнения. Это особенность русской народно-хоровой культуры.

Некоторые жанры, например частушки, плясовые, требуют инструментального сопровождения. Оно вносит в звучание хора дополнительные краски.

Практика показывает, что дети могут успешно освоить приемы игры на гуслях, ударные шумовые: деревянные ложки, бубен, барабанка и т.д.

Звучание «трещоток» исполнение свадебных величальных, плясовых песен.

Большое значение для творческого роста народно-хорового коллектива имеют концертные выступления. Качественный репертуар воспитывает и самих исполнителей и слушателей. Как же составить концертную программу?

В концерте можно объединить песни разных жанров по принципу сюжетности, контраста, по музыкально-стилевым признакам. В концертах не всегда объявляется каждая песня. По разным признакам песни можно объединить в группы, представить их в виде «веночка», песен одной области, близких или контрастных по жанру.

К знаменательным датам можно подготовить выступления, объединив общей темой, например, составить программу из народных песен о В.И. Ленине, и песен, записанных на его родине.

Концертную программу украшают разнообразные «выставки» - прибаутки, образцы выразительной народной речи.

Выступление перед мало подготовленной к восприятию народной музыки аудиторией пройдут успешнее, если перед исполнением песен дать небольшие пояснения. Их могут сделать и сами участники коллектива. Важно продумать, каким будет выход хора на сцену. А программе должна быть кульминация, обычно к концу выступления.

Репертуар.



  1. Спасибо. Музыка Ю.Чичкова, слова Е.Карасева.

  2. В зоопарке. Музыка А. Островского, слова З. Пестровой

  3. Лягушка. Слова и музыка А. Карасева.

  4. Маленький барабанщик. Немецкая революционная песня. Обработка В.Локтева, перевод А. Тверского.

  5. Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

  6. Вставала над водою ива. Молдавская народная песня. Обработка В. Локтева, перевод А.Тверского

  7. Песенка юных читателей. Музыка. А.Островского, слова С. Михалкова.

  8. Летом. Русская народная песня из сборника народных песен под редакцией П. Чайковского.

  9. Весенняя. Музыка В. Моцарта, слова Овербек, перевод Т. Сикорской.

  10. Лесная песнь. Музыка Э. Грига, русский текст А. Ефременкова.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Андреева Л., Локтев В. «О самодеятельном детском Хоре».- М. 1993 г.

  2. Браз С. «Формирование репертуара городского фольклора». М. ВНМЦ- 1980 г.

  3. Калугина Н. «Вопросы формирования репертуара самодеятельного народного хора» ГМПИ им. Гнесиных М.-1980 г.

  4. Попов В. «Русские народные песни в детском хоре» Музыка 1985 г.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница