Днепропетровск неповторимо удивительный город. Он омыт рассветной прохладой Днепра, овеян легендами, наполнен зеленью и светом, согрет гостеприимностью его жителей. Днепропетровск прекрасен и неповторим



Скачать 82.49 Kb.
Дата01.11.2016
Размер82.49 Kb.
Барух-сценарий
Днепропетровск - неповторимо удивительный город. Он омыт рассветной прохладой Днепра, овеян легендами, наполнен зеленью и светом, согрет гостеприимностью его жителей. Днепропетровск прекрасен и неповторим.
Кто-то, быть может, увидит этот город таким впервые и впервые откроет для себя его завораживающую красоту, будет любоваться утонченностью линий украинского барокко или западной готики, античной колоннадой или византийским узором лепки. Кто-то заметит в нем не только архитектуру, но и историю, и политику, и даже поэзию. Поэзию времени, которая вобрала в себя всю гениальность нашей славянской культуры. Но где же начало города, когда он возник? Люди облюбовали эти места в стародавние времена. Еще в ХI веке здесь возвышался монастырь, стены которого были пристанищем для киевских князей и их дружин во времена походов. Именно люди стали главным богатством и главной достопримечательностью этой щедрой земли…
Благотворительность – хорошо знакомое всем слово. Такое простое по своей семантике – «твори благо». И такое многогранное по своей сути. У любого народа, в любой культуре можно встретить яркие примеры оказания благотворительности, как высшего, божественного промысла. Вполне понятно, что народ, называнный «богоизбранным», не может не почитать помощь ближнему как одно из главнейших качеств, присущих человеку, как венцу творения. Не случайно к книге Исайи днем, угодным Богу, объявляется не день поста, а день, когда человек разделяет хлеб с голодным, приводит в дом бедного и бесприютного и прикрывает нагого. В книге Эсфирь посылка даров бедным рассматривается как существенная часть празднества по поводу избавления евреев от угрожавшей им гибели. Пророк Иехезкель приписывает разрушение Содома как гордыне, пресыщенности и праздности его жителей, так и тому, что они не поддержали «руки бедного и нищего».
В Талмуде благотворительность обозначается словом цдака. Поскольку это слово означает буквально «праведность» или «справедливость», то сам выбор его свидетельствует об отношении законодателей Талмуда к благотворительности. Убогий имеет право получать, а благодетель обязан давать, ибо «ты и то, что есть у тебя, принадлежит Ему». По мнению законоучителя рава Асси, «благотворительность (цдака) по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым».
И как же радостно сознавать, что в современном мире, пропитанном поклонением «золотому тельцу», традиции сочувствия и неравнодушия прокладывают дорогу в сердце человека, открывая ему путь к своему лучшему из воплощений – человека сострадательного.
Помощи от нас ждут многие, но даже среди них есть те, кто не может расчитывать на нее. Одинокие, забытые, вычеркнутые равнодушными чиновниками из мира вещественных доказательств, обманутые мошенниками от государства и потерявшие веру в справделивость. Те, кто был автором истории нашей страны, тот, кто кровью и потом выиграл страшную войну, пережившие страшные лишения и ставшие свидетелями величайших подвигов. Старики, отдававшие силы и молодость своей стране, как своим детям, гордившиеся медалями и орденами, полученными на полях стражений и мирной жизни. Старики, в одночасье ставшие обузой и бременем для тех, ради кого они жили. Примеров нерадостной старости можно встретить немало – просящие милостыню пожилые люди нередкий сюжет в картине современного города. На их счастье, среди нас есть те, для кого слова «помощь ближним» не являются пустым звуком, кто проявляет заботу не ради отчетности в проделанной работе и не ради удовлетворения своекорыстных целей. Одни из таких людей ежедневно, ежечасно спасают наш мир – в прямом смысле этого слова, потому что наш мир бессмысленнен без своей памяти. А наша память – это не сухие строчки из учебника по истории, а те, кто стоит за этими строчками.
Город Днепропетровск или бывший Екатеринославль, один из важнейших центров развития еврейской жизни в Украине. История местной еврейской общины начинается практически с момента основания города в 1776 году. В 1791 году императрица Екатерина II издает указ «О предоставлении евреям гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области». И уже в 1793 году в Екатеринослав, тогда уже губернский город, устремились евреи.
К рубежу XVIII–XIX веков численность еврейского населения города превысила 300 человек, а в губернии евреев жило около тысячи. Они активно способствовали развитию города; так, например, первый каменный дом в Екатеринославе построил купец Гирш Луцкий в первой трети XIX века. Еврейские купцы занимались и транспортировкой льна – одной из основных статей экспорта губернии – через пороги, по Днепру, в Одессу. Но в основном евреи Екатеринослава в те времена были портными – этим занимались около четверти еврейских семей города.
Экономическая история Екатеринослава-Днепропетровска – металлургического центра Российской империи, Советского Союза и современной Украины – также началась с того, что еврей Заславский в 1832 году на Литейной улице построил чугунолитейный завод. В 1833-м открылась суконная фабрика Неймана.

Культурная жизнь города также всегда была тесно связана с евреями. В 1843 году купец Абрам Иосифович Луцкий строит каменное здание театра. До 1885 года этот театр был главным центром культурной жизни Екатеринослава: здесь давали представления лучшие гастролеры, в том числе труппа Бергера с итальянскими певцами и украинские труппы Кропивницкого и Старицкого.


В то время евреи Екатеринослава составляли 15% населения города. Естественно, городу нужна была большая синагога, и в середине XIX века открылась Хоральная синагога, которая впоследствии получила название «Золотая Роза». Она была построена на месте сгоревшего в 1833 году здания деревянной синагоги, построенной в 1800 году. «Золотая Роза» на долгие годы стала одной из достопримечательностей города благодаря изысканным архитектурным решениям.
Но развитие еврейской жизни было остановлено: сначала революцией и Гражданской войной, затем антиеврейской, антирелигиозной политикой советской власти.
25 августа 1941 года Днепропетровск был оккупирован фашистскими войсками. Еврейская община города в полной мере познала ужас Холокоста - в октябре этого года были расстреляны более 11000 евреев – жителей Днепропетровска.
В связи с изменениями в жизни Советского Союза в конце 80-х годов, в Днепропетровске предпринимаются первые попытки возрождения еврейской жизни, создания еврейских культурных и общинных организаций. Однако подлинное начало еврейского возрождения в Днепропетровске начинается с приездом в июне 1990 года посланника Любавического Ребе раввина Шмуэля Каминецкого.
- синхрон раввина

С июня 1990 года возрождение еврейской жизни в Днепропетровске развивается нарастающими темпами. Сердцем местной Еврейской Общины, конечнго же, была есть и будет синагога. Благодаря усилиям Попечительского Совета еврейской общины Днепропетровска, ее Президента Геннадия Боголюбова и главного раввина Днепропетровского региона Шмуэля Каминецкого Хоральная синагога "Золотая Роза" была реконструирована и вновь открыта для прихожан. С возвращением "Золотой Розы" начался новый этап еврейского возрождения в Днепропетровске. Лишь десяток-другой стариков в начале 90-х годов помнили все молитвы и весь ритуал. Да и сейчас многие евреи, особенно люди среднего возраста, не умеют читать на иврите, плохо знают порядок молитв, обряды и правила. Но в тот момент, когда человек переступает порог синагоги, он может быть уверен, его поймут, поддержат и научат.


В 2002 году в Днепропетровске был посроен уникальный в своем роде дом престарелых, точнее, «дом для пожилых людей», как называют его и создатели, и каким он является по своей сути. Руководитель строительства многих «еврейских объектов» в Днепропетровске, в том числе и синагоги «Золотая Роза», заслуженный строитель Украины Аркадий Тышман незадолго до смерти сказал: «Дом для пожилых – это последнее здание, которое я строю. Я хочу, чтоб здесь жилось хорошо…»
«Бейт Барух» был построен за год. Вместо изначально существовавших двух этажей – три плюс цокольный, в котором чего только нет: и фитнес-центр со специальными тренажерами, и великолепно оборудованная прачечная, и холодильные установки для кошерных продуктов.
Круглосуточно дежурит медсестра, ежедневно ведет прием терапевт, в специальном кабинете работает психолог, приглашаются врачи других специальностей. Есть оснащенные по последнему слову техники кабинеты, изолятор. А также реабилитационный центр для перенесших операцию на шейке бедра – по специальной программе профессора Гарвардского университета Луиса Липшица.
Здесь заботятся не только о здоровье, но и о досуге: масса культурных, спортивных, развлекательных программ. Перечисляя клубы и кружки, трудно не сбиться: английского языка, идиша, компьютерный, шашечный, литературный… Конечно, женский клуб – вязание, вышивка, кройка и шитье, «очумелые ручки». Выпускается стенгазета «Погода в Доме», предусмотрено полезное для всех трудовое участие: работа в мастерских, на приусадебном участке. Есть компьютерный центр, в каждой из комнат (одно- и двухместных) – телевизор и холодильник. Просторная столовая, трехразовое кошерное питание.
В светлом молельном зале проходят Богослужения, беседы о Торе. Здесь работает раввин и машгиах Сендер Казаков.
- синхрон директора Александры Кижнер (или равва Сендера?)
У здешних домочадцев не забирают ни пенсии, ни квартиры – это факт, которые удивляет даже гостей из-за границы. У всех обитателей этого теплого дома – разные судьбы и разные дороги, приведшие их сюда. Часто невеселые и даже трагические…
- синхрон Кати Скрипниченко
Юзеф Львович Брагинский – из поколения, чья ранняя молодость прошла на полях сражения Великой Отечественной. Он прошел всю войну: освобождал Киев, Житомир, Бердичев, воевал под Вильнюсом, Бреслау, прошел Польшу, дошел до Берлина. Трижды был ранен, стал инвалидом II группы.
- синхрон Ю. Брагинского
Отдельная история – о том, как на Днепре, под Переяслав-Хмельницким, от разрыва снаряда Виктор Чебриков был заживо погребен в окопе под слоем песка. А Юзеф Брагинский его откопал – спас жизнь будущему члену Политбюро и главе КГБ СССР.
- синхрон Ю.Брагинского
Однако, кроме воспоминаний о жизни прошлой, есть радости и в жизни нынешней. Здесь, в «Бейт-Барухе», Юзеф Львович женился. Его избранницей стала Нина Русецкая, также обитательница Дома для пожилых.
- «семейный портрет в интерьере»
Гене Шевелёвой – 85 лет. Родом она из еврейской земледельческой колонии Ингулец Широковского района Днепропетровской области, которую неофициально называли Гар Шефер (видимо, в память об одной из 42-х стоянок евреев во время их скитаний по пустыне). Во время войны немцы обнесли Ингулец колючей проволокой, дали евреям собрать урожай, а потом всех уничтожили… После войны Геня оставалась здесь последней из потомков жителей некогда самой крупной в Екатеринославской и Херсонской губерниях еврейской колонии, основанной почти 200 лет назад. Единственная из 12 детей большой еврейской семьи… «В Ингульце теперь бандеровцы живут, – говорит она. – Оскорбляли меня, жидовкой называли, хотели убить… Не думала я, что останусь жива. Там ничего не осталось, никого теперь нет. Спасибо раввину Каминецкому – где б я теперь была?»
- синхрон Г.Шевелевой
В просторном зимнем саду «Бейт-Баруха» с большим аквариумом и плетеной мебелью проникновенно звучит «А идише мамэ». В «Бейт Барухе» эту песню очень любят, здесь много таких мам. Песни звучат на идише, иврите, английском, русском, украинском языках. Хор выступает на городских мероприятиях, на праздничных концертах, в Дни именинника, которые ежемесячно отмечают в «Бейт Барухе».
- день именинника (?)
Руководит хором Ида Ципкина – одна из тех, кто до самой старости остается в душе молодым и не мыслит жизни без активного участия в ней.
- синхрон И.Цапкина
Но прервем на минуту эти невыдуманные монологи людей, чья память хранит многое – и хорошее, и плохое, и даже страшное. Вернемся к тем, кого ежедневно благодарят в своих молитвах эти одинокие старики.
В 1998 году президентом Днепропретровской еврейской общины был избран Геннадий Борисович Боголюбов, в память отца которого, кстати и назван этот теплый дом. «Бейт-Барух» - Дом Бориса.
- синхрон Г.Боголюбова
Конечно, без крепкой поддержки всех членов Общины один человек не в состоянии был бы претворить в жизнь этот грандиозный проект. Важнейшая роль в нем, несомненно, принадлежит и главному раввину Днепропетровска Шмуэлю Каменецкому, чьи родители были вынуждены уехать из Советского Союза из-за религиозных преследований. Родившийся в Израиле, ребе Шмуль приехал в Днепропетровск в 1990 году по направлению Любавеческого ребе.
- синхрон Ш.Каменецкого
Эти люди, как никто другие знают, насколько непросто жить одинокому, выбитому из жизни человеку. И знают, как изменяется к лучшему их жизнь, как возвращается надежда в глазах и вера в сердце.
- синхрон любого жильца дома престарелых (?)
... В не самом большом городе не самой большой страны живет огромный дом. Дом любящих сердец и спокойных дней, простых радостей и непростых судеб, долгих лет жизни и большого будущего.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница