Для специальности «Филология»



Скачать 398.84 Kb.
страница1/3
Дата10.11.2016
Размер398.84 Kb.
  1   2   3


программа учебной дисциплины


История литературы страны основного славянского языка

(чешская литература)




Для специальности «Филология»

(специализация «Зарубежная филология»)


Квалификация (степень) «специалист»
(с возможностью дополнительного присвоения квалификации (степени) «магистр»)




  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «История литературы страны основного славянского языка (чешская литература)» являются:

  • знакомство с основными вехами развития чешской литературы в широком историко-культурном контексте;

  • освещение важнейших художественных процессов, жанровых парадигм, творчества ведущих чешских авторов IX–XX вв.;

  • критическое рассмотрение наиболее известных текстов, как художественных, так и принадлежащих к иным сферам словесности (публицистика, для эпохи IX–XVIII вв. – деловые, научные, религиозные сочинения и т.п.).




  1. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина входит в вариативную часть ООП.

Курс «История литературы страны основного славянского языка (чешская литература)» предназначен для студентов-богемистов и представляет собой одну из важнейших составляющих богемистического цикла подготовки славистов. Он базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами в процессе освоения курсов «Введение в славянскую филологию», «Введение в литературоведение», «Чешский язык», «История и культура Чехии», является связующим звеном между дисциплинами «История русской литературы», «История славянских литератур» и «История зарубежной литературы» и служит основой для изучения дисциплины «Современная литература и культура страны основного славянского языка», а также спецкурсов, раскрывающих локальную литературоведческую проблематику. Полученные в ходе изучения курса знания, умения и навыки необходимы для участия в спецсеминарах и подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    • способность демонстрировать знание и понимание основных закономерностей и этапов развития фольклора и художественной литературы страны основного иностранного языка на фоне региональных и общеевропейских культурных и литературных процессов, с учетом исторического и социального контекста (С-СПК).

Курс также частично формирует компетенции:

    • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (С-ОНК-3);

    • владение методологией научных исследований в профессиональной области (С-ОНК-5);

    • способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (С-СК-2);

    • знание основных этапов истории и закономерностей развития отечественной и зарубежной литературы; умение исследовать художественные тексты на основе теоретико-литературного и историко-литературного категориального анализа; проводить сопоставительный анализ литератур в контексте мировой литературы и общего развития литературного процесса; владение приемами филологической критики текста (текстологии), филологической герменевтики и филологического источниковедения, историко-литературных и биографических исследований (С-ОПК-3);

    • владение необходимой для осуществления профессиональной деятельности информацией о стране основного иностранного языка: знание важнейших периодов ее истории, основных этапов развития культуры и искусства, социально-политических и бытовых реалий; представление об особенностях национального менталитета, о современном образе жизни людей, основных традициях, обычаях, принятых нормах общественного поведения, речевом, повседневном и деловом этикете (С-СПК);

    • владение базовой терминологией и понимание основной проблематики частной филологии как науки о становлении и развитии группы соответствующих языков, литератур и культур в региональном и мировом контексте; знание основных этапов истории частной филологии и работ крупнейших отечественных и зарубежных ученых в соответствии с профилизацией научной деятельности (С-СПК).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

  • критерии периодизации истории чешской литературы и основные этапы ее развития;

  • ее специфику в сопоставлении с западноевропейскими, иными славянскими и русской литературой; вклад чешских авторов в историю мировой литературы и культуры;

  • связь литературного процесса с историей и культурой страны, а через них – с европейскими историческими и культурными процессами;

  • тематико-проблемное поле, систему жанров и эстетических концепций, важнейшие литературные течения, литературно-критические и литературоведческие школы в каждый из периодов развития чешской литературы;

  • творчество наиболее известных чешских писателей; их лучшие произведения;

  • важнейшие факты и процессы в области истории чешско-русских, чешско-славянских и чешско-европейских литературных связей.

Уметь:

  • с помощью литературоведческого инструментария анализировать художественные и иные тексты в историко-культурном и литературном контексте –национальном и европейском;

  • корректно характеризовать и описывать литературные явления и процессы;

  • использовать приобретенные знания и умения для самостоятельной научной деятельности.

Владеть:

  • навыками самостоятельной работы с научным и фактическим материалом по проблематике курса.


4. Структура и содержание дисциплины.

4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц (360 часов).





п/п

Раздел

дисциплины
Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

с.р.с.

семинары / практические занятия

с.р.с.




1

Общая периодизация истории чешской литературы IX–XX вв.

4

1

2













2

Письменные памятники X–XIII вв.

4

2–5

8













4

Письменность эпохи Карла IV

4

6–8

6













5

Литература эпохи гуситских войн и Иржи из Подебрад

4

9,10

4













6

Литература эпохи Ренессанса

4

11-13

6













7

Литература эпохи барокко

4

14-16

6













8

Литература периода Просвещения

4

17,18

4













9

Чешская литература периода Национального возрождения. 1780–1810-е гг.

5

1–4


8













10

Преромантизм и творчество Ф.Л.Челаковского

5

5,6

4













11

Чешский романтизм (К.Г.Маха, Й.К.Тыл, К.Я.Эрбен, Б.Немцова)

5

7–12

12













12

Становление реализма в чешской литературе. Творчество «маевцев».

5

13–18

12













13

Чешский реализм 1870–1880-х гг.

6

1–7

14













14

Художественные течения в поэзии и прозе рубежа XIX–XX вв.

6

8–14

14













15

Межвоенная чешская поэзия

6

15–18

8













16

Межвоенная чешская проза и драматургия

7

1–8

16













17

Чешская литература периода 1939–1948 гг.

7

9,10

4













18

Литература «эпохи сталинизма»

7

11–13

6













19

Поэзия, проза и драматургия периода «оттепели»

7

14–18

10













20

«Официальная» литература эпохи «нормализации»

8

1–6

12













21

«Зона тени» и самиздат 1950–1980-х гг.

8

7–12

12













22

Литература чешской эмиграции

8

13–18

12



















4,5,6,7,8













180

Экзамен




Итого







180







180



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница