Дикорастущие и культурные растения



Скачать 68.25 Kb.
Дата30.04.2016
Размер68.25 Kb.
Открытый урок по ознакомлению с окружающим миром

2 класс учитель ГУЛОВА Т.Н. «Большегривская СОШ»
Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цель: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить

детей распознавать их; учить работать с гербарием – внимательно

рассматривать растения; воспитывать интерес к полевым растениям.

Оборудование: картины с изображением деревьев и кустарниками, трав,

гербарии, стихи, загадки, магнитофон, учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков,

рабочая тетрадь «Что меня окружает» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Ход урока:

1 Организационный момент, сообщение темы, цели.


НА ДОСКЕ

(Рис.3, рис.4, рис.5 появляются во время повторения и объяснения нового материала)

условные картинки картинки голоса

знаки растений птиц птиц




ящерица

В гости к растениям

Фото березовой рощи




жаба


птицы









Рис.1 Рис.5 Рис.2

Водная беседа: Сегодня отправляемся в путешествие наш урок называется «В гости к растениям» Идем мы в лес .(воспоминания об осенней экскурсии) Раз-

бились мы на 3 группы, у каждой лукошко в него мы будем собирать лесные сувениры за правильные ответы. Победит тот, кто их соберет больше всех. И так готовы ? В путь!

2. Повторение с введением некоторых элементов нового материала (парильные ответы поощряются «Лесным сувениром» в корзину каждого ряда).

- В путешествие с нами отправились и лесные жители. И чтобы в пути нам было не скучно, кратко расскажите к какой группе относятся они и по каким признакам.(на

доске рис.1)

3. Игра "Угадай и будь внимателен" ( на доске рис.2)

Угадай загадки и найди на рисунках этих птиц. Обведи номерок в кружок.

Я весь день ловлю жучков, Трещала с самого утра:

Уплетаю червячков «Пора! Пора! А что – пора?»

Чик-чирик! Не робей! Такая с ней морока,

Я бывалый … (воробей) Когда трещит … (сорока)


Есть ночные сторожа. Серая крякуша

Сторожей боятся этих Любит лягушек

Мыши, прячутся дрожа! … (утка)

Очень уж суровы

Филины и … (совы)

Угадай кто как кричит? (рис.2 закрывается. Рядом появляются слова: каркает, крякает, ухает, гогочет, стрекочет)

4. Проверка домашнего задания.

- А почему животные так стремятся в лес? (там их дом и пища)

- А какое значение для человека имеют растения?

Ответы детей: растения человека лечат (появляется рис.3)

растения человека одевают (на рис.5 ставится табличка

«Прядильные»)

растения помогают человеку в строительстве

растения кормят человека (рис.2 и на рис.5 появляются таблички

"Овощные", "Плодовые", "Зерновые", "Декоративные" )

5. Новая тема.

- Зашли мы с вами в рощу! А там …

Стоят столбы белы

На них шапки зелены

Что это?


(березы)

- К какой группе растений относятся березки? Почему? (деревья, у них стволы)

- Как же они вырастают? (сами по себе)

- Какие деревья вы знаете? Как они вырастают? (появляются таблички на рис.4

с изображением деревьев)

- Что растет ниже деревьев? Как определить эту группу растений? (кустарники,

у них много стволиков)

- Назовите ваши примеры кустарников. (пополняется рис.4)

- Что растет под кустами? Как распознать эту группу? (травы, сочный стебелек)

- Ваши примеры разных трав. Как вырастают травы? (одуванчик – сам по себе,

горох – высаживает человек. Рис.4)

- Итог: все, что высаживает человек – культурные растения

все, что растет само по себе – дикорастущие растения

6. Работа по учебнику стр.62.

Учащиеся читают текст и определяют по таблице в учебнике культурные

растения и дикорастущие. Отвечают на итоговый вопрос номер 1 в учебнике.

7. Физ.минутка: Ветер дует нам в лицо (машут руками к лицу)

Закачалось деревцо (машут руками в стороны над головой)

Ветер тише, тише, тише (замедляют движение руками)

Деревцо все выше, выше ( подтягиваются на носочках с

поднятыми руками, опускают руки, встряхивают ими)

8. Контрольная работа (стр.12 рабочей тетради по ознакомлению с окружающим

миром. Определить дикорастущие и культурные растения)

9. Воспитание интереса к полевым растениям.

- о культурных растениях мы сегодня узнали очень много (обращается

внимание на рис.5) и как оказалось, мало знаем про дикорастущие. Сейчас я и ваши товарищи, расскажем об одном из них более подробно. Угадай загадку:

Колосится в поле рожь

Там во ржи цветок найдешь

Ярко синий и пушистый

Только жаль, что не душистый (василек)

10. Знакомство с гербарием растения василек. (Ученики рассматривают на местах

гербарий: стебель, листья, цветок, семена, корень). Этому, невзрачному на вид цветочку, посвятил стихотворение удмурдский поэт Федор Васильев (читают подготовленные дети, в руках у них колосья пшеницы с цветами васильков)

1-й ученик: В этом желто-зеленом море –

Синие островки

Смотрит небо взглядом влюбленным

На детей своих, на васильки

2-й ученик: Синий цвет не полезный, не хлебный

Есть другие цветы и цвета

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота

3-й ученик: Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

- Как называет поэт эти скромные цветы (сини островки, кусочком неба,

голубыми глазами). Да, этот цветок не приносит человеку пользы, наоборот мешает расти хлебу и все таки они любимы народом, Эти цветы прелестны, синие как небо, многие собирают их, плетут венки. Про него придумано много песен и легенд. Сейчас вам ребята прочитают украинскую легенду о васильке. (звучит магнитофонная запись украинской песни).



Чтение легенды в лицах.

БАБКА: Ох-хо-хо, вот горе, так горе! Что делать? Как быть? Ума не прилажу!

ДЕД: Что стряслось-то? Что ты все охаешь, да вздыхаешь?

БАБКА: Как же не горевать! Ты, старый, ничего не видишь, а у нас беда у порога.

ДЕД: Да что за беда-то, не томи меня, говори!

БАБКА: Сынок наш, Василек, по ночам на пруд зачастил.

ДЕД: Ну и что с того? Какая в этом беда?

БАБКА: А вот какая. Сказывают русалка там живет, не дай бог заманит его в свои сети колдовские.

ДЕД: Не бойся, старая, вырос наш Василек добрым, крепким и землю нашу любит! Ему ли за русалками идти.

БАБКА: И в правду хорош наш сынок, и глазки у него голубые, как небо! Да только не веселый он ходит. Женить бы его поскорее.

ДЕД: И то верно! (уходят, появляется Василек)

ВАСИЛИЙ: Как же мне быть теперь? Что делать? Увидел я Русалочку и сразу полюбилась она мне. Пойду к ней. (медленно идет к месту, где сидит русалка). Вот и солнышко взошло, где же ты, Русалочка?!

РУСАЛОЧКА: Здесь, давно жду тебя!

ВАСИЛИЙ: Нет мне жизни без тебя. Выходи навсегда на берег, будем как все люди жить, свадьбу сыграем!

РУСАЛОЧКА: Нет, не бывать этому. Это ты должен ко мне на веки вечные прийти и остаться со мной в подводном царстве.

ВАСИЛИЙ: Нет, не смогу я прожить без солнышка ясного, без неба голубого, без поля золотого, спелых колосьев.

РУСАЛОЧКА: Тогда не бывать тебе человеком! Превращайся ты в цветок на пашне, которой ты так дорожишь (Василек исчезает, вместо его появляется букет цветов).

РУСАЛОЧКА: Ах, что я наделала! Погубила я своего Василия! А цветок то похож на его глаза, добрые и голубые. (уходит, появляются бабка им дед)

БАБКА: Не уберегли мы, дед, своего Василька.

ДЕД: Да, не уберегли, пропал наш Василий, как в воду канул.

БАБКА: А я вот цветов собрала. (показывает на букет). Они в поле появились сразу, как сынок пропал. Уж очень они нашего Василька напоминают,

ДЕД: И вправду, сини, как его глаза.

БАБКА: Буду теперь смотреть на них, да сына вспоминать.

(звучит украинская мелодия)

- Понравилась вам легенда? А какую легенду, ребята, вы уже слышали на наших уроках. ( об одуванчике). Домашним заданием будет знакомство с легендами о растениях на странице 64 учебника
11. Итог: О каких группах культурных растений мы говорили?

- Приведите по два примера растений каждой группы.



- Заглянем в ваши корзиночки, посчитаем правильные ответы. Узнаем какой ряд работал лучше? Кто на этом ряду больше всех помогал друзьям? Их ответы мы оценим на пять.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница