«Дифференциация [Р] [Рь] [Л] [Ль] в слогах, словах и фразах»



Скачать 59.66 Kb.
Дата14.11.2016
Размер59.66 Kb.





индивидуального логопедического занятия

на тему «Дифференциация [Р] – [Рь] – [Л] – [Ль] в слогах, словах и фразах»
Учитель – логопед Даминова А. Ш.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Сравнительная характеристика звуков [р],. [рь], [л], [ль].

2. Определение места звука в словах и звуковой состав слогов со звуками [р], [рь], [л], [ль].

3. Антонимы прилагательных.

4. Согласование cуществительных с числительными, прилагательных с существительными.

5. Пересказ рассказа «В гостях у королевы» по алгоритму



Задачи:

Образовательные:

1.Уточненить и закрепить знания о согласных звуках (твёрдых и мягких, звонких и глухих), их отличии.

2.Закреплять умения детей давать полную характеристику согласного звонного звука.

3. Закреплять умение подбирать слова антонимы.

4..Закреплять умение определять позицию звука в слове и звуковой состав слогов.

5.Учить ребёнка пересказывать тексты по алгоритму.

Коррекционные:

6. Дифференцировать звуки [р], [рь], [л], [ль] в слогах, словах и фразах.

7. Коррекция нарушений фонематического слуха у детей.

8. Коррекция слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления.

9.Коррекция общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

10. Формирование мотиваций обучения игре в шахматы


СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Существительные – звук, характеристика, шахматы, королева, королевство, житель, лесенка, солдаты, сюрприз, рыба, лама, рыбак, холодильник, шарф, варежки, стол, орлы, мармелад, рулет, карнавал, рулон, крокодил, крыло, рама, лук, журнал, карусель, начало, середина, конец.

Прилагательные – согласный, звонкий, твёрдый, мягкий, чёрная, белая, горячий, весёлый, здоровый, медленный, лёгкий, громкий, старый, толстый, глупый, красивый.

Глаголы – отгадать, звать, дать, сравнивать, обозначить, произнести, приходить, замахать, заколдовать, приходить, думать, гадать, соперничать, ходят,, повторять, считать, отвечать, приглашать, летать, прыгать, петь, рассказывать, угощать, мириться, играть.

ОБОРУДОВАНИЕ: шахматная доска, 2 королевы (белая и чёрная), по 8 пешек, картинки с отгадками (шарф, холодильник, стол и варежки), игра «Звукознайка», алгоритм характеристики звуков, логопедическая чёрно-белая лесенка, картинки с антонимами, музыкальная шкатулка, набор картинок (орлы, мармелад, рулет, рулон, крокодил, крыло, рама, лук, журнал, карусель, юла, рак, телефон, линейка, валенки, лимон, лиса…), алгоритм для пересказа, шахматы в подарок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

(В течение 10 сек. звучит музыка по музыкальной шкатулке)

-Сегодня мы отправляемся в шахматное королевство. Какого цвета одежду носят жители этой страны? (Чёрную и белую).

- Чтобы попасть в это королевство нужно отгадать загадки, произнести в отгадках правильно звуки [р]. [рь], [л] [ль] и ты окажешься в шахматном королевстве.



Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык,

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

(Шарф)

Ножек четыре,

Шляпка одна,

Нужен, коль станет

Обедать семья!

(Стол)

А ну-ка, Арслан,

Ты угадаешь:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает.

(Варежки)

Мы в него кладём еду:

Мясо, масло, колбасу…

Разрешения не спросит –

Он всё быстро заморозит.

(Холодильник)

(Показываю картинки по мере отгадывания))

I часть Выделение звуков [р]. [рь], [л] [ль] и их характеристика

-А вот и шахматное королевство (Показываю шахматную доску и фигуры).

- Что это? (Чёрные и белые клетки).

-В шахматном королевстве 2 правящие королевы, назови их. (Чёрная и Белая королевы). Белую королеву зовут Маргарита.

- Какой звук я выделила голосом в её имени? (Звук [р]) Дай его характеристику (Согласный звонкий, твёрдый). Каким цветом обозначаем? (Синим с колокольчиком)

- В её имени есть ещё звук [рь], дай его характеристику (Согласный, звонки, мягкий). Каким цветом обозначаем? (Зелёным, с колокольчиком)



(Характеристику ребёнок даёт по алгоритму)

- Чёрную королеву зовут Лолита. Какой звук слышится первым в её имени? (Звук [Л] . Дай его характеристику (Согласный, звонкий, твёрдый). Каким цветом его обозначим? (Синим с колокольчиком) В её имени есть ещё звук [ль], какой он? (Согласный, звонкий, мягкий) Каким цветом обозначим? (Зелёным с колокольчиком)

-В шахматном королевстве самые знаменитые звуки [р], [рь], [л], [ль]. Эти звуки все какие? (Согласные и звонкие). Чем они отличаются? (Звуки [р] и [л] твёрдые, а звуки [рь] и [ль] мягкие. Все они произносятся, когда рот открыт и губы улыбаются, язык за верхними зубами.

II часть

Фонематический слух, звуковой анализ слогов, определение места звуков [р]. [рь], [л] [ль] в словах

(Дидактическая игра «Звукознайка»)

- Докажи Белой королеве Маргарите и Чёрной королеве Лолите, что ты можешь стать жителем их шахматного королевства. Для этого надо правильно выполнить игру «Звукознайка».



Р, РЬ, А, Л, И, ЛЬ

РА, АЛ, ЛИ, АЛЬ

ЛАПА, МОРЕ, РЫБА, КОЛЕСО
-Сколько звуков я произнесла?

-Сколько гласных?

Сколько согласных звонких твёрдых? Покажи их.

-Сколько согласных звонких мягких? Покажи их.

(Анализ выполнения задания)

III часть Физминутка

-В шахматном королевстве есть как в других сказках злые волшебники. Давай покажем

К нам пришёл волшебник злой,

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

Звуки все заколдовал.

Но пришли друзья-детишки,

Озорные шалунишки,

Стали думать и решать,

Звуки надо выручать.

(Под гимн шахматистов ребёнок выполняет движения по образцу)

IV часть Дифференциация звуков [р]. [рь], [л] [ль] в слогах

- Ты сможешь выручить звуки, если поможешь Чёрной королеве Лолите и Белой королеве Маргарите правильно произнести слоги на шахматной лесенке.

(Ребёнок повторяет по 2-3-4 слога на лесенке)

РА – ЛА – ЛИ РИ – РЫ – ЛЫ ЛИ – РИ – РЫ и т.д.

(Ребёнок повторяет слоги, переставляя фигурки королев по логопедической чёрно- белой лесенке)

V часть

Дифференцированное произнесение звуков [р]. [рь], [л] [ль] в словосочетаниях

- У Маргариты и Лолиты есть солдаты.



Итак, белый отряд, чёрный отряд

Друг против друга два войска стоят.

(Расставляю пешки в количестве 8)

Я посчитаю солдат белой королевы (один белый солдат, два белых солдата….)

А ты посчитай солдат Чёрной королевы (Ребёнок: один чёрный солдат, два чёрных солдата…)

VI часть

Произнесение звуков [р]. [рь], [л] [ль] в словах антонимах

- Белая королева Маргарита любит слова противоположенного значения, а Лолита ей не хочет уступать. Поможешь Лолите подбирать слова противоположенного значения. А солдаты их величеств пойдут в бой:

Холодный - …горячий Грустный - …весёлый

Больной - … здоровый быстрый - …медленный

Тихий – ….громкий молодой - ...старый

Худой - …толстый умный - …глупый

Страшный -…красивый холодный – горячий

(Дети на каждый антоним выдвигают вперёд пешки.

Если ребёнок затрудняется, показываются парные картинки с антонимами)

VII часть Произнесение звуков [р]. [рь], [л] [ль] во фразах

-Для Белой и Чёрной королевы приготовлены сюрпризы. Дари их им и говори так: «Чёрная рыба для чёрной королевы, белая лама для белой королевы…»



(Ребёнок раскладывает картинки и рассказывает, что, кому дарит)

VIII часть

Пересказ сказки «В гостях у королевы»

Ты слышал сказку о том, как одна королева пригласила другую в гости. Сегодня ты будешь рассказывать её сам.

Послушай:

Белая королева пригласила Чёрную королеву в свой белый дворец. Он был очень красивый, над ним летали белые орлы. Во дворе был весёлый карнавал. Люди в масках прыгали, пели, рассказывали весёлые истории. Белая королева угостила Чёрную королеву мармеладом и рулетом. Они помирились. С тех пор они не ссорятся, а играют в шахматы.

- Что сделала белая королева?

- Куда она пригласила её?

- Какой это был дворец?

- Где летали белые орлы?

- Что было во дворце?

- Что там происходило?

- Чем угостила Маргарита Лолиту?

- Как они жили после встречи?

- В какую игру любили играть?

-Послушай ещё раз и расскажи по этому плану (выставляю алгоритм)

(Рассказ ребёнка)

IX часть

Итог занятия. Анализ.

Анализ рассказа ребёнка и сюрпризный момент.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница