Дьяченко В. И. Философские основы марксистской теории коммунизма



Скачать 395.41 Kb.
страница1/3
Дата06.11.2016
Размер395.41 Kb.
  1   2   3

Дьяченко В.И.

Философские основы марксистской теории коммунизма

Как формировались философские основы марксистской теории коммунизма?

После окончания гимназии в 1835 году Маркс поступает на юридический факультет сначала Боннского, а спустя год – Берлинского университета. Юридические науки интересуют его в общетеоретическом и социальном плане. В большей степени он изучает философию и историю. «Без философии мне не пробиться», – пишет он в одном из писем. Он изучает труды немецких философов идеалистов Канта, Фихте, Гегеля.

Гегель оказал громадное влияние на философию 19 века. Многочисленные ученики и последователи разделились на «правое», «левое» и «ортодоксальное» гегельянство. Правые гегельянцы предлагали теологическую интерпретацию философии Гегеля, левые (А. Руге, Б. Бауэр и др.) радикализировали идеи учителя, порой давая им атеистическое или даже революционное истолкование.

Помимо гегелевской идеалистической философии молодой Маркс испытал сильное идейное воздействие материалистической философии Л. Фейербаха.

Маркс изучал распространенные в то время социалистические и коммунистические идеи Мора, Кампанеллы, Сен-Симона, Оуэна, Кабе, Дезами и др.

Привычка Маркса делать обширные выписки из прочитанных книг пособствовала глубокому уяснению им прочитанного. Его современники говорили, что он объединял в себе Вольтера, Гольбаха, Руссо, Лессинга, Гейне и Гегеля.

Примечательно высказывание французского философа ХVIII века Гольбаха, что «последнего короля следовало бы повесить на кишках последнего попа». Решающее влияние на формировании взглядов Гольбаха оказали философы-материалисты всех эпох (Эпикур, Лукреций Кар, Гоббс, Коллинз, Пристли, Мелье и др.), французские философы-рационалисты и просветители (Декарт, Бейль, Монтень, Монтескье, Вольтер и др.) и современное ему естествознание. Их взгляды и формировали мировоззрение молодого Маркса.

В студенческие годы Маркс принимает основные посылы идеалистической гегелевской философии. Он сближается с кружком последователей этой философии – «левыми гегельянцами» (Бруно Бауэром, Руге и др.), которые пытались использовать философию Гегеля для критики религии и политического строя раздробленной Германии.

В 1841 г., в 23 года, Маркс окончил университет, представив университетскую диссертацию.

В 24 года, в 1842 г., он защищает докторскую диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».

Хотя в своей диссертации Маркс еще стоял на позициях идеализма, однако он уже подвергал критике религию.

После окончания университета Маркс переселился в Бонн, где хотел стать профессором Боннского университета. Однако реакционная политика правительства заставила Маркса отказаться от ученой карьеры: в 1832 г. правительство лишило кафедры Людвига Фейербаха. В 1836 г. оно снова отказало ему в работе в университете. В 1841 г. за свои взгляды был лишен права читать лекции в Бонне молодой профессор Бруно Бауэр. (См. Ленин В.И. «Карл Маркс». ПСС. Т. 26. С. 46).

Свою революционную деятельность Маркс начал когда ему было 24 года. В 1842 г.в Кёльне он стал работать в «Рейнской газете» вместе с Бруно Бауэром. Вскоре Маркс стал ее редактором. В «Рейнской газете» Маркс бесстрашно выступает против сословных привилегий, критикует чиновничье-бюрократические порядки. Он подвергает сокрушительной критике господствовавшую в Пруссии реакционную идеологию.

В статье «Коммунизм и аугсбургская «Всеобщая газета» Маркс впервые говорит о возникавших теориях грубого коммунизма, к которым в то время относился отрицательно. (См. Ильенков «Маркс и западный мир», http://caute.2084.ru/ilyenkov/texts/phc/marxww.html).

В статьях «Рейнской газеты» Маркс постепенно становится на позиции атеизма, от революционного демократизма он переходит к коммунизму.

В то время развитие атеистических взглядов в Германии шло очень быстро. В 1836 г. Л. Фейербах начал критиковать теологию. В 1841 г. выходит его материалистическое произведение «Сущность христианства», а в 1843 г. – «Основные положения философии будущего».

В начале 1843 г., в виду давления правительства на редакцию, Марксу пришлось покинуть «Рейнскую газету», однако она все равно была запрещена.

Осенью 1843 г. Маркс с женой переехал в Париж. В Париже он пишет статью «К еврейскому вопросу». В ней он обращает внимание на торгашеские отношения гражданского общества.



Гражданское общество, термин, употребляемый в разных значениях. Термин введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство-полис). В 17-18 вв. гражданское общество противопоставлялось абсолютистско-феодальному государству. (См. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Демократы ХУII века призывали к гражданскому обществу, к борьбе с абсолютными монархиями. Тогда, в пору отмирания феодальных отношений и монархических форм правления, этот призыв был прогрессивен. На смену феодализму шел капитализм с более высоким уровнем производительных сил и производительностью труда. Капиталистические экономические отношения требовали упразднения сословных привилегий, свободы экономических отношений от жесткой государственной и феодальной зависимости.

Но победивший в результате буржуазных революций в Европе капитализм с его республиканскими формами правления и гражданскими институтами принес с собой коммерциализацию всех сторон жизни общества.

Маркс коммерческие отношения гражданского общества называет еврейством. Он отождествляет еврейство с деньгами, с торгашеством, считает деньги отчужденной от человека сущностью его труда и его бытия.

В статье «К еврейскому вопросу» Маркс рассматривает также соотношение христианской и еврейской религий, критикует выводы Бруно Бауэра относительно пути общественной эмансипации (раскрепощения) еврея. Он отмечает: «Еврейство достигает своей высшей точки с завершением гражданского общества; но гражданское общество завершается лишь в христианском мире. Лишь при господстве христианства, превращающего все национальные, естественные, нравственные, теоретические отношения в нечто внешнее для человека, – гражданское общество могло окончательно отделиться от государственной жизни, порвать все родовые узы человека, поставить на их место эгоизм, своекорыстную потребность, превратить человеческий мир в мир атомистических, враждебно друг другу протвостоящих индивидов…

Деньги, пишет Маркс, – это ревнивый бог Израиля, пред лицом которого не должно быть никакого другого бога. Деньги низводят всех богов человека с высоты и обращают их в товар. Деньги – это всеобщая, установившаяся как нечто самостоятельное, стоимость всех вещей. Они поэтому лишили весь мир – как человеческий мир, так и природу – их собственной стоимости. Деньги – это отчужденная от человека сущность его труда и его бытия; и эта чуждая сущность повелевает человеком, и человек поклоняется ей…

Христианство возникло из еврейства. Оно снова превратилось в еврейство. Христианин был с самого начала теоретизирующим евреем; еврей по этому является практическим христианином, а практический христианин снова стал евреем…

Свободное гражданское общество носит насквозь коммерческий еврейский характер, и еврей наперед уже является его необходимым членом…

Гражданское общество из собственных своих недр постоянно порождает еврея…

Как только обществу удастся упразднить эмпирическую сущность еврейства, торгашество и его предпосылки, еврей станет невозможным, ибо его сознание не будет иметь больше объекта, ибо субъективная основа еврейства, практическая потребность очеловечится, ибо конфликт между индивидуально-чувственным бытием человека и его родовым бытием будет упразднен.

И Маркс делает вывод: «Общественная эмансипация еврея - есть эмансипация общества от еврейства».

В 1843 г. Маркс также заканчивает труд «К критике гегелевской философии права». Работа показывает дальнейшее развитие его взглядов от идеализма к материализму и коммунизму. Маркс берет на вооружение гегелевскую диалектическую логику с ее философскими законами и категориями.



Диалектика [от греч. dialektike (techne) – искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). (См. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия).

В своей социальной философии (философии права) Гегель раскрыл механизм и проследил этапы развития бытия с точки зрения диалектики единичного, особенного и всеобщего. По Гегелю, на первом этапе всеобщее бытие выступает как непосредственное единство единичностей, когда в последних еще не проявилось особенное. На втором этапе происходит отрицание первоначального единства единичностей, единичности выступают через их особенное, и их единство может быть только внешним, вынужденным. На третьем этапе осуществляется возвращение к подлинному единству единичностей, которое базируется на самосознании единичностей, достигших внутри себя уровня всеобщего.



Развитие общественного бытия с точки зрения диалектики единичного, особенного и всеобщего приводит Маркса к выводу о том, что если человеческое бытие после дикости в эпоху зарождения цивилизации нуждалось в частной собственности, то в период заката капитализма оно стало нуждаться в упразднении частной собственности. В «Экономическо-философских рукописях» 1844 г. Маркс утверждает: «Именно то обстоятельство, что разделение труда и обмен суть формы частной собственности, как раз и служит доказательством как того, что человеческая жизнь нуждалась для своего существования в частной собственности, так, с другой стороны, и того, что теперь она нуждается в упразднении частной собственности». В этой работе он дает философское определение коммунизма, основываясь на этимологическом значении этого слова, которое происходит от латинского слова communis – общий, всеобщий. «Коммунизм, – пишет Маркс, – как положительное упразднение частной собственности – этого самоотчуждения человека – и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т. е. человечному. Такой коммунизм, как завершенный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гуманизм, = натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он – решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение». При этом Маркс считает коммунизм становлением практического гуманизма (человечности), а атеизм становлением гуманизма теоретического. По его мнению, если атеизм означает становление теоретического гуманизма путем снятия бога, то коммунизм означает становление практического гуманизма путем снятия частной собственности. Он пишет, что «подобно тому, как атеизм, в качестве снятия бога, означает становление теоретического гуманизма, а коммунизм в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни, как неотъемлемой собственности человека, означает становление практического гуманизма… Но атеизм, коммунизм, это – вовсе не бегство, не абстракция, не утрата порожденного человеком предметного мира, не утрата принявших предметную форму сущностных сил человека, не возвращающаяся к противоестественной, неразвитой простоте нищеты. Они, наоборот, впервые представляют собой действительное становление, действительно для человека возникшее осуществление его сущности, осуществление его сущности как чего-то действительного». Неслучайно, именно средневековых представителей светского атеистического свободомыслия называли гуманистами. Средневековые гуманисты были увлечены изучением и воскрешением наследия античной цивилизации в частности и атеистической философии Эпикура. Святая инквизиция преследовала их, сжигала на кострах.

Вместе с тем Маркс в своих трудах постепенно отходит от религиозной основы гегелевской диалектической логики. Он отказывается от гегелевского противоречия, от гегелевской первичности мирового духа, от первичности мышления и вторичности бытия. Маркс берет на вооружение материалистические взгляды Л. Фейербаха. Вот что об этом говорит Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «Тогда появилось сочинение Фейербаха «Сущность христианства». Одним ударом рассеяло оно это противоречие, снова и без обиняков провозгласив торжество материализма. Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это – лишь фантастические отражения нашей собственной сущности. Заклятие было снято; «система» была взорвана и отброшена в сторону, противоречие разрешено простым обнаружением того обстоятельства, что оно существует только в воображении».

Взяв на вооружение материализм Фейербаха, Маркс, однако, подвергает критике его созерцательный принцип. Л.Фейербах считал человечество совокупностью абстрактных индивидуумов с некоей отвлеченной «человеческой сущностью», объединенных лишь природными узами. Маркс же заменил культ абстрактного человека наукой о действительных людях в их историческом развитии. Он стал рассматривать человеческое общество в широком смысле как практическую, предметную деятельность людей, как совокупность исторически складывавшихся форм совместной деятельности людей по производству своей жизни, то есть по производству, распределению, обмену и потреблению материальных и нематериальных благ.

«Но шаг, которого не сделал Фейербах, – говорит Энгельс, – все-таки надо было сделать. Надо было заменить культ абстрактного человека, это ядро новой религии Фейербаха, наукой о Действительных людях и их историческом развитии. Это дальнейшее развитие фейербаховской точки зрения, выходящее за пределы философии Фейербаха, начато было в 1845 г. Марксом в книге «Святое семейство»». (см. Энгельс Ф. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»).

«Сущность человека», – утверждает Маркс в своих записях, названных Энгельсом «Тезисами о Фейербахе», – это «совокупность всех общественных отношений», ибо в действительности существуют не абстрактные индивиды, а люди, принадлежащие к определенной общественной формации.

Если первобытнообщинная формация формировала общинную человеческую сущность, то рабовладельческая формация уже формировала сущность частную рабовладельческую, феодальная – частнофеодальную сущность, а капиталистическая формация - частнобуржуазную сущность человека.

В «Тезисах» разрешается вопрос о роли практики, как критерия предметной истинности человеческого мышления. В них Маркс разъясняет, что изменение обстоятельств в обществе происходит в результате деятельности человека путем революционной практики. «Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика».

Положив в основу своей методологии переработанную гегелевскую логику, его социальную философию и материализм Фейербаха, Маркс приходит к выводу, что на смену гражданскому обществу должно придти общество человеческое. «Точка зрения старого материализма, – пишет он, – есть гражданское общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество или обобществившееся человечество…».

Он утверждает: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

В своей книге «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», вышедшей в 1846 г., Прудон назвал коммунистические труды Маркса философией нищеты. В 1847 г. Маркс ответил Прудону своей книгой «Нищета философии». В ней теория коммунизма выступает уже в зрелом виде.

Рассматривая в «Нищете философии» вопрос о диалектическом взаимодействии производительных сил и производственных отношений, Маркс отмечал: «Общественные отношения тесно связаны с производительными силами, люди изменяют свой способ производства, а с изменением способа производства, способа обеспечения своей жизни, – они изменяют все свои общественные отношения. Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница – общество с промышленным капиталистом» (см. Маркс К. и Энгельс Ф. Т. 5. С. 364).

Как же формировались взгляды Энгельса?

В Бремене, куда отец направил юного Энгельса, чтобы подготовить к коммерческой деятельности, не дав ему окончить гимназию, Фридрих все свободное время посвящал чтению. Это стало его любимым занятием. В Бремене он с особым вниманием знакомился с запрещенной политической литературой и тайно снабжал ей своих товарищей. Искания молодого Энгельса привели его к сотрудничеству с представителями прогрессивных литературных течений.

С 1841 г., когда Энгельсу был 21 год, он отбывал в Берлине воинскую повинность в качестве вольноопределяющегося пехотно-артиллерийской бригады. Здесь он изучал военные науки. В это же время он посещает Берлинский университет. Увлекается теми же, что и Маркс философскими идея ми, гегелевской философией. К этому времени Маркс уже закончил университет.

В период пребывания в Берлине Энгельс узнал о деятельности Маркса. В связи с начатой прусским правительством кампанией против младогегельянцев Энгельс выступил в их защиту со своими статьями в журнале «Германский телеграф».

В 1842 г. Энгельс переезжает в Англию для коммерческой практики в фирме, совладельцем которой был его отец. В результате изучения английского социально-экономического строя Энгельс пишет серию статей, которые редактировал Маркс в «Рейнской газете». Одна из них озаглавлена «Положение рабочего класса в Англии». Энгельс изучает борьбу рабочего класса не как созерцатель, а как активный ее участник. Он устанавливает связи с руководителями левого крыла чартистского движения, знакомится с деятельностью последователей Роберта Оуэна.

В этой связи необходимо отметить, что, выступая вначале по своей теоретической форме как дальнейшее развитие принципов, выдвинутых великими французскими просветителями XVIII века, рабочее движение идейно стало меняться в XIX веке.

Впервые организованная сила рабочих проявила себя в Англии в 1824 году, когда они принудили парламент отменить законы против свободы коалиций. Через восемь лет, в 1832 году, когда рабочих лишили права голоса, они организовались в независимую партию чартистов. Это была первая рабочая партия своего времени. Разумеется, такая организация в тогдашних условиях могла быть только тайной.

В 1844 г. на страницах журнала «Немецко-Французский Ежегодник» публикуются произведения Маркса «К еврейскому вопросу», «К критике гегелевской философии права. Введение», а также произведения Энгельса «Наброски к критике политической экономии», «Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее».

Пути, которыми Маркс и Энгельс шли в науке и в познании окружающей действительности, привели их к одинаковым выводам, к единому мировоззрению – материализму и коммунизму.

Летом 1844 г. Энгельс посетил Маркса, который в это время находился в Париже. В Париже выяснилось их «полное согласие во всех теоретических областях» и началась работа над совместной книгой «Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и Ко». Книга вышла в феврале 1845 г. во Франкфурте-на-Майне. В ней содержится критика позиции младогегельянцев – философов братьев Бауэров, Руге и др., которые критику ставили выше всякой действительности, отрицали всякую практическую деятельность, пропагандировали мистическую сторону гегелевской философии. Они, так же как и Л.Фейербах, представляли все человечество как «инертную массу», разрабатывали ошибочную, по мнению Маркса и Энгельса, теорию «героев» и «толпы». Бауэры свысока судили о пролетариате, как о некритической массе. В этом произведении Маркс и Энгельс, наоборот говорят о пролетариате как о классе, который «может и должен сам себя освободить». Они приходят к выводу, что капитализм разделил общество на два основных класса – буржуазию и пролетариат, что буржуазия эксплуатирует пролетариат и тем самым организует его как класс, толкает его на борьбу за свое освобождение от гнета.

В 1845-1846 гг. в Брюсселе был написан совместный с Энгельсом труд «Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии…». В этом произведении Маркс и Энгельс ставили перед собой задачу сообща разработать материалистическую диалектику, Марксов материалистический подход к пониманию истории развития человеческого общества в противоположность идеологическим взглядам гегелевской философии. В разделе: «Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, В. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков». Маркс и Энгельс, прежде всего подвергли критике гегелевскую систему идеалистической диалектики и его последователей, а также созерцательный материализм Фейербаха. Они писали: «Как возвещают немецкие идеологи, Германия проделала за последние годы переворот, который не имеет себе равного. Начавшийся со Штрауса процесс разложения гегелевской системы превратился во всемирное брожение, охватившее все "силы прошлого"». В этом произведении впервые были изложены основные принципы материалистического понимания истории, разработаны понятия форм собственности, частной собственности и разделения труда, показано отношение государства и права к собственности, показаны необходимость, условия и результаты уничтожения частной собственности, исследованы формы общественного сознания. В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Энгельс следующим образом описывает судьбу «Немецкой идеологии»: «В предисловии к своему сочинению «К критике политической экономии», Берлин, 1859, - пишет Энгельс, - Карл Маркс рассказывает, как мы в 1845 г. в Брюсселе решили «сообща разработать наши взгляды», – а именно, выработанное главным образом Марксом материалистическое понимание истории, – «в противоположность идеологическим взглядам немецкой философии, в сущности, свести счеты с нашей прежней философской совестью. Это намерение было осуществлено в форме критики послегегелевской философии. Рукопись – в объеме двух толстых томов в восьмую долю листа – давно уже прибыла на место издания в Вестфалию, когда нас известили, что изменившиеся обстоятельства делают ее напечатание невозможным. Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, что наша главная цель – уяснение дела самим себе – была достигнута». «Немецкая идеология» впервые увидела свет только в 1932 г. в СССР. После смерти Маркса и Энгельса рукопись этого произведения долго прятали немецкие социал-демократы.

Изложив в предыдущих трудах ряд важнейших теоретических положений, Маркс и Энгельс продолжили разработку теоретических основ пролетарского миропонимания. В 1845 г. выходит книга Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». В ней на основе глубокого исследования жизни рабочих он углубляет обоснование исторической роли пролетариата, показывает, что борющийся пролетариат сам себе поможет, что коммунистическое движение станет силой толь тогда, когда коммунизм станет целью политической борьбы, т.е. вначале борьбы за власть рабочего класса.

В конце ноября и начале декабря 1847 г. в Лондоне состоялся II конгресс «Союза коммунистов». На нем Маркс представлял брюссельскую, а Энгельс – парижскую организации «Союза». Конгресс утвердил устав «Союза коммунистов» и поручил Марксу и Энгельсу выработать программу «Союза» в виде манифеста. К этому документу Энгельс в 1847 г. разработал «Принципы коммунизма». Эти принципы разделял и Маркс. «Принципы коммунизма» Энгельс изложил в виде вопросов и ответов.

Текст «Манифеста коммунистической партии» затем Маркс и Энгельс разрабатывали вместе.

«Манифест» вышел в свет в феврале 1848 года, накануне революций в Европе 1848 – 1849 гг. В нем была изложена суть марксисткой коммунистической теории, материалистическое понимание развития человеческой истории.

В 1857 году Маркс приступил к работе над главным экономическим трудом своей жизни. Исследование должно было подразделяться на шесть книг: 1) О капитале; 2) О земельной собственности; 3) О наемном труде; 4) О государстве; 5) О международной торговле; 6) О мировом рынке. Предметом особой заботы он предполагал сделать историю политической экономии и социализма.

В качестве подготовительных ступеней к написанию этого экономического труда можно рассматривать «Экономическо-философские рукописи 1844 г.». «Экономические рукописи 1857-58 гг.», книгу «К критике политической экономии» 1859 г., «Экономические рукописи 1861 – 1863 гг.».

Результаты экономических исследований Маркса опубликованы в 4-х томах под общим названием «Капитал». В «Капитале» Маркс блестяще применил метод материалистической диалектики. Маркс, в отличие от Гегеля, вдохнул в законы диалектики материалистическую основу, поставил тем самым диалектику с головы на ноги. По этому поводу в «Послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» Маркс писал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». (См. Маркс К. Капитал. Т. 1. М.1973. С. 21).

В разработку этого метода внес огромный вклад и Энгельс. В 1873 г. Энгельс решил написать большую работу о диалектике в природе. Им был собран обширный материал о развитии естественных наук. Работу он решил назвать «Диалектика природы». В ней было задумано исследовать: 1) неразрывность материи и движения (движение как форма бытия материи); 2) качественно различные формы движения и изучающие их различные науки (механика – физика – химия-биология); 3) диалектический переход от одной формы движения к другой. При этом Энгельс к формам движения материи относил и социальную форму движения.

В 1875 – 1876 г. Энгельс уже почти окончательно отредактировал большое «Введение». Однако вынужден был прервать работу в связи с необходимостью научно опровергнуть различного рода враждебные марксизму идеологические течения в Германии. Наиболее опасными были тогда взгляды немецкого мелкобуржуазного идеолога Евгения Дюринга.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница