Дерр Анна Владимировна г. Липецк 2013г



Скачать 365.09 Kb.
Дата05.05.2016
Размер365.09 Kb.
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей



ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №9

Программа принята на «Утверждаю» методическом совете Директор МОУДОД

ДМШ №9 ДМШ №9

протокол № 1 __________А.В. Иващенко

от « 30 » августа 2013г. «___»_________2013г.

Рабочая образовательная программа

дополнительного образования детей

по предмету

«кларнет»

на 2013 – 2014 учебный год


срок реализации программы 5 лет

Составитель:

преподаватель первой

квалификационной категории

Дерр Анна Владимировна


г. Липецк

2013г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе музыкального образования Детские музыкальные школы являются распространенной формой массового приобщения детей к музыке, и способствует общему подъему музыкальной культуры в стране. Такие явления, как резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста, большие нагрузки в общеобразовательных школах, занятость детей в кружках, падение интереса родителей к образованию, определили уменьшение числа детей, поступающих в музыкальные школы. И поэтому наша главная задача - это прививать учащимся интерес и любовь к музыке, творчеству.

Так как типовые программы построены по принципам единообразия и не соответствуют уровню учащихся сегодня, считаю возможным внести изменения и создать адаптированную программу, которая будет направлена на общее музыкальное развитие учащихся. И главной задачей будет являться – обеспечить духовное развитие и воспитание личности.

Необходимо осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся. Так как способности и возрастные данные у всех детей разные, что ставит преграды в работе, тормозит развитие учащихся. Поэтому необходимо сделать адаптированную программу 5- летнего обучения более доступной, удобной для ребенка на всех этапах их обучения.

Данная программа создана на основе примерной программы по классу кларнета и адресована учащимся ДШИ, срок реализации – 5 (6 лет) лет, в течение которых учащийся должен овладеть профессиональными исполнительскими навыками, научиться самостоятельно работать над произведениями различных музыкальных жанров (от классических форм, современных миниатюр, до эстрадно-джазовых сочинений), научиться самостоятельно работать над учебно-вспомогательным материалом, приобрести навыки чтения нот с листа. Кроме того, она может быть использована в курсе общего саксофона в рамках «Предмета по выбору».

Начальную подготовку учащиеся младшего школьного возраста могут получить, обучаясь на блок-флейте в подготовительном классе.

Дополнительный, 6-й год обучения предоставляется учащимся, обладающим профессиональными данными и желающим продолжить образование, но не достигшим необходимого возраста.

Цель данной программы - создание наиболее благоприятных условий, способствующих развитию потенциальных музыкальных данных учащихся, с одной стороны, и предусматривающих особенности формы их обучения, с другой. В связи с этим, учебный материал традиционной программы, а также репертуарные списки подверглись некоторым изменениям и сокращениям.

Каждый учащийся должен выступить не менее двух раз в году на академических концертах (исключение составляют учащиеся 1 класса, которые могут сыграть один раз во 2-ом полугодии). Вся программа исполняется на концертах и экзаменах наизусть. Один раз в год проводится технический зачет, включающий исполнение гамм, этюдов в соответствии с годовыми требованиями.
Цели программы:
1. Развитие музыкально - творческих способностей учащихся, образного

ассоциативного мышления , фантазии, музыкальной памяти , эмоционально-

эстетического восприятия действительности.

2. Освоение знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка, позволяющих самостоятельно ориентироваться в музыкальном пространстве.

3. Овладение практическими умениями и навыками в инструментальном музицировании, воспитание музыкального вкуса учащегося, воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Задачи программы:
1. Учебные: уметь использовать навыки выразительного исполнения, чистоту интонирования, расширение тембровых красок, расширения тембровых красок, тонкость динамических оттенков, чувство фразировки.

2. Развивающие: развить художественный вкус на лучших образцах народного музыкального творчества, классиков русской и зарубежной музыки, советских и современных композиторов.

Развивать и выявлять наиболее одарённых детей и готовить их к поступлению в музыкальные училища.

3. Воспитательные: воспитать у учащихся музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке, эмоционального отношений к ней.

Создать на занятиях атмосферу творческого сотрудничества ученика и педагога, укрепить чувство ответственности за результат работы, активное участие в концертной деятельности.

4. Мотивационные: мотивировать школьника на получение музыкального образования, мотивировать его в познании и творчестве, умение реализовать себя, поднять самооценку.



Программа построена на принципах:

1. Принцип индивидуального подхода – максимально развить присущие каждому ученику черты, свойства и особенности, составляющие творческую музыкальную индивидуальность.

2. Технической и художественной доступности учебного материала с учётом возрастных факторов и степени продвинутости учащихся.

3. Последовательности и постепенности ( от простого к сложному).

4. Наглядности обучения ( показ, иллюстрация, объяснение).

5. Активности – максимальное участие ученика в учебной деятельности.

Цели и задачи данной программы предусматривают индивидуальный подход к ребёнку.

Период обучения в музыкальной школе в классе духовых инструментов условно разделён на три этапа.

1. Подготовительный – обучение детей с 5 - 6 лет на блок - флейте.

2. Младшие классы – переход на основной инструмент ( флейта – 8 - 9 лет; кларнет – 9 - 10 лет; саксофон – 9 - 10 лет) с 1 по 3 классы.

3. Старшие классы – с 3 по 5 класс.

Адаптированная программа предлагает приемлемые требования для слабых учащихся на всех этапах их обучения. В программах 5- летнего обучения указано общее количество гамм, этюдов, музыкальных произведений, ансамблей, рекомендованных для изучения в каждом классе в течение года. Предлагаемые репертуарные списки произведений по классам являются примерными, содержат произведения различной трудности. При их составлении учитывались музыкально – исполнительские возможности, а также возрастные и индивидуальные данные учащихся.

Основной формой учебной и воспитательной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие преподавателя с учеником. В процессе урока используются различные формы работы.


  1. объяснения и указания преподавателя по поводу исполняемой программы.

  2. указания о процессе выполнения задания дома, проверка выполнения домашнего задания.

Сочетание словесного объяснения и исполнения преподавателя на инструмента является наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание и активность ученика. В работе с учащимися преподаватель должен руководствоваться принципами постепенности и последовательности в процессе развития игровых навыков, освоении музыкального материала. Преподаватель должен уделять внимание развитию навыков чтения с листа, ансамблевой игры, расширению чувства музыкального кругозора, развитию чувства самоконтроля.
Формы контроля над результатами обучения.

Контроль знаний осуществляется через контрольные уроки, академические концерты , технические зачёты и переводные и выпускные экзамены.

Академический концерт – итоговое выступление учащихся за полугодие. В подготовке этой программы учитывается дифференцированный подход к каждому ученику, исходя из его музыкальных данных.

Технический зачёт – это проверка технической подготовки учащихся, исполнение гамм, этюдов, чтение нот с листа.

Переводной экзамен – экзамен по окончании одного и переходе в следующий класс.

Выпускной экзамен – итоговая программа выпускника музыкальной школы. В течении года проходят два прослушивания программы, на которых наблюдается подготовка учащихся к выпускному экзамену.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующее:


  1. Оценка годовой работы ученика;

  2. Оценка ученика за выступление на академическом концерте и на контрольных уроках;

  3. Другие выступления ученика в течении года.


Методические рекомендации
Первые уроки посвящены, прежде всего, знакомству с инструментом -

с его устройством и его звучанием. Далее начинается работа над постановкой губного аппарата и исполнительского дыхания, это является одним из необходимых условий успешного обучения. Также следует уделить постоянное внимание точной интонации, как важнейшему средству музыкальной выразительности. Обучение игре на духовых инструментах требует развития исполнительского аппарата, техники дыхания, овладения аппликатурными навыками. Учащийся усваивает основы музыкальной грамоты, технические средства, приучается сознательно воспринимать музыку.

Важно систематически работать над развитием чтения с листа, как дома, так и на уроке. Материал для разбора должен быть доступным, увлекательным, имеющим воспитательное, познавательное значение, а также учитывая возможности, интерес и запрос учащихся. Необходимо научить учащегося не только грамотному и осмысленному, но и по возможности быстрому чтению с листа. Как правило, произведение, заданное для самостоятельной работы, должно быть легче произведений, изучаемых по программе в данном классе.

Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать учащимся с первых лет его обучения, подготавливая его тем самым к занятиям в оркестровом классе. Ансамбль является важнейшей формой коллективного исполнения. И главной задачей в классе ансамбля является – воспитание творческой и исполнительской дисциплины.

Успеваемость учащегося во многом зависит от правильной организации его самостоятельных д/з. Очень важно научить ученика рационально использовать время. Отведенное для занятий дома. Преподавателю по специальности следует помогать учащимся в составлении расписания занятий, с учетом времени необходимого для приготовления заданий по специальности, музыкально-теоретическим предметам. Не допуская перегрузки, отражающейся на здоровье учащихся.

В работе над репертуаром педагог ставит различные задачи: одни произведения для ознакомления, другие для исполнения на академических зачетах или экзаменах, третьи для концертов, где присутствует неподготовленная публика.


В следующем разделе предлагаются годовые требования и репертуарный список. Распределение произведений по классам достаточно условно. Педагог может по своему усмотрению вносить изменения в зависимости от способностей учащегося.
Программа по классу кларнет
Первый класс
Учебно - тематическое планирование




Содержание и вид работы

Всего часов

1

Вводная часть. Знакомство с инструментом.

1

2

Постановка дыхательного аппарата. Постановка рук, губного аппарата. Изучение аппликатуры, начальные теоретические знания.

10

3

Понятие ноты, звука, высоты звука, длительности его звучания.

2

4

Понятие ритма.

1

5

Обучение игре на музыкальном инструменте. Работа над учебно-тренировочным материалом.

8

6

Постановка исполнительского аппарата. Выработка правильного положения инструмента во время игры на саксофоне.

6

7

Изучение начальных пьес.

4

8

Знакомство с гаммами Соль мажор, Ми минор , арпеджио, понятие тон, полутон.

6

9

Понятие мажора и минора.

4

10

исполнение интервалов различными длительностями (половинными, четвертями)

4

11

Понятие диез, бемоль, бекар. Пьесы с одним и двумя диезами и бемолями.

4

12

Знакомство с этюдом.

4

13

Знакомство с ансамблем.

10

14

Итого

Творческий отчёт (концерты, академические прослушивания, экзамены)



64

8




Задачи:
1. Постановка дыхательного аппарата.

2. Постановка рук, губного аппарата.

3. Изучение аппликатуры, начальные теоретические знания.

4. Исполнение несложных пьес, этюдов.


1 раздел.

Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Режим занятий. Правила техники безопасности.


2 раздел.

Основы музыкальной грамоты


3 раздел.

Беседы о музыке . Нарисовать рисунок на тему исполняемого произведения, иметь представление о содержании, уметь объяснить характер произведения.


4 раздел.

Обучение игре на музыкальном инструменте. Работа над учебно-тренировочным материалом.



4.1.

Общие сведения о кларнете, об истории его создания, строении, о способе звукоизвлечения. Постановка исполнительского аппарата. Выработка правильного положения инструмента во время игры. Выполнение подготовительных упражнений на постановку дыхательного и губного аппарата (без инструмента):

• Упражнения на дыхание;

• Упражнения на формирование координации движений пальцев обеих рук.

• Упражнения на развитие музыкального слуха: пение отдельных звуков, простейших мелодических оборотов.

Упражнение на формирование начальных исполнительских навыков игры на кларнете:

• исполнение отдельных долгих звуков на полное дыхание;

• исполнение интервалов различными длительностями (половинными, четвертями);

• исполнение мажорных и минорных гамм в одну октаву и трезвучия.

4.2. Работа над произведением

4.3. Работа над ансамблем

Годовые требования.
Общее художественно – эстетическое образование.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 2-3 произведений: 1-2 этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.


Повышенный уровень.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 4-5 произведений: 2-3 этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.


Уровень допрофессиональной подготовки.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 6-8 произведений: 5-6 этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.




  1. Постановка исполнительского аппарата: положение губ, мундштука на губах, положение корпуса головы, рук, инструмента.

  2. Постановка исполнительского дыхания.

  3. Звукоизвлечение на инструменте, понятие об атаке звука.

  4. Овладение диапазоном инструмента от «ми» малой октавы до звуков 2-ой октавы (для подвинутых учащихся).

  5. Привитие элементарных навыков исполнения штрихов: «деташе», «легато», «стакатто».

В течение учебного года проработать с учеником гаммы с 1-м знаком.

Мажорные: соль, фа, До – в I ,II октавы;

Минорные: ля, ми – в I ,II октавы; в медленном темпе, штрихами: «деташе», «легато», «стакатто».

длительностями – четвертями, восьмыми, трезвучие.

Прививать навыки чтения нот с листа.
Примерный репертуарный список.

Школа игры на кларнете. Розанова.

Р.н.п. "Летал голубь сизый".

"Соловей Будимирович"

"Во поле береза стояла"

Моцарт. "Аллегретто"

Бекман. "Елочка"

"Коробушка" - украинская народная песня

Мясковский. "Весеннее настроение"

Чайковский. "Старинная французская песенка"

Моцарт. "Деревенские танцы"

Перголези. "Пастораль"

Р.н.п. "Я на камушке сижу"

Хачатурян. "Андантино"

Бел.нар.танец "Янка"

ВТОРОй класс

Учебно - тематическое планирование




Содержание и вид работы

Всего часов

1

Повторение пройденного материала за первый класс.

2

2

Самостоятельно выученная пьеса за лето.

1

3

Изучение штрихов деташе, легато, стаккато, мартле.

10

4

Упражнения на дыхание ( длинные ноты).

2

5

Работа над развитием мелкой техники (исполнение этюдов и гамм в более подвижном темпе).

10

6

Работа над фразировкой (дальнейшее развитие и укрепление дыхательного аппарата).

10

7

Навыки ансамблевой игры.

10

8

Работа над произведением. Самостоятельный разбор несложных произведений с целью развития навыков чтения с листа.

10

9

Игра мажорных гамм и трезвучий в тональностях с одним знаком при ключе в пределах 1 – 2-х октав, с использованием штрихов non legato, legato, staccato.

9

10

Итого

Творческий отчёт (концерты, академические прослушивания, экзамены)



64

8



Задачи:
1. Работа над развитием мелкой техники (исполнение этюдов и гамм в более подвижном темпе).
2. Работа над фразировкой (дальнейшее развитие и укрепление дыхательного аппарата).
3. Дальнейшее изучение теоретических правил.
4. Исполнение стаккато, легато. Привитие навыков чтения с листа, привитие навыков игры в ансамбле.
1 раздел.

Вводное занятие. Режим занятий. Повторение правил техники безопасности.


2 раздел.

Основы музыкальной грамоты.


3 раздел.

Беседы о музыке.


4 раздел.

Обучение игре на музыкальном инструменте



4.1. Работа над учебно-тренировочным материалом

Упражнения на закрепление и расширение начальных навыков игры на кларнете:

• воспроизведение длинных звуков в большем диапазоне;

• игра интервалов различными длительностями (восьмыми и шестнадцатыми);

• игра мажорных гамм и трезвучий в тональностях с одним знаком при ключе в пределах 1 – 2-х октав, с использованием штрихов non legato, legato, staccato.

• игра секвенций освоенными штрихами;

• игра этюдов на закрепление полученных навыков игры.

4.2. Работа над произведением. Самостоятельный разбор несложных произведений с целью развития навыков чтения с листа. Рисунки на тему исполняемых произведений, рассуждение и представление о содержании. Подбор мелодии по слуху.

4.3. Работа над ансамблем.


Годовые требования
Общее художественно – эстетическое образование.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 2-3 произведений: 1-2 этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.



Повышенный уровень.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 4-5 произведений: 2-3 этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.



Уровень допрофессиональной подготовки.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 6-8 произведений: 5-6 этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.




  1. Совершенствование исполнительского аппарата.

  2. Укрепление исполнительского дыхания.

  3. развитие подвижности языка и пальцев.

  4. Расширение диапазона извлекаемых звуков.

  5. систематическая работа над улучшением качества звучания инструмента.

  6. совершенствование навыков исполнения штрихов: «деташе», «легато», «стаккато».

В течение учебного года проработать с учеником гаммы с 2- мя знаками.

Мажорные: Ре, си b - в 2 октавы

Минорные: си, соль - в 2 октавы

В умеренном движении, штрихами: «деташе», «легато», «стакатто» трезвучия, обращение трезвучия.

Длительностями – четвертями, восьмыми

4-6 этюдов; 8-10 Пьес;

2-4 Пьесы по ансамблю.
Примерный репертуарный список.

Глинка. "Северная звезда"

Брамс. "Колыбельная"

Госсек. "Гавот"

Глинка. "Полька"

Раков. "Шутка"

Бетховен. "Контрданс"

Григ. "Лирическая пьеса"

Бах. "Прелюдия"

Сен-Санс. "Лебедь"

Вебер. "Хор охотников"

Барток. "Вечер в деревне"

Комаровский. "Веселая пляска"

Шуман. "Маленькая пьеса", "Песенка жнецов"

Кабалевский. "Полька"

Моцарт. «Песня пастушка»



ТРЕТИй класс
Учебно – тематическое планирование





Содержание и виды работы

Всего часов

1

Повторение пройденного материала за второй класс.

3

2

Самостоятельно выученная пьеса за лето.

1

3

Продолжение работы над: постановкой, интонацией, звукоизвлечением.



5

4

Продолжение работы над штрихами деташе, legato, Staccato, martele. Подбор упражнений, этюдов, пьес с этими штрихами.

10

5

Подготовка к трели, подбор упражнений и этюдов.

4

6

Работа над учебно-тренировочным материалом. Подбор упражнений, этюдов, пьес.

14

7

Самостоятельный настрой инструментов, чтение с листа, самостоятельный разбор произведений.

2

8

Освоение навыков самостоятельного разбора несложных произведений.

8

9

Упражнения.

2

10

Работа над крупной формой.

14

11

Чтение нот с листа, игра в ансамбле.

6

12

Итого

Творческий отчёт (концерты, академические прослушивания, экзамены)



64

8



Задачи:

1. Сформировать умение поставить художественные цели и задачи, достижение их на различных этапах работы.


2. Работа над оттенками и определение их роли в нахождении выразительности образа.
3. Приобретение навыков исполнения двойного стаккато, правильное исполнение акцентов.
4. Дальнейшее развитие навыков чтения с листа и игры в ансамбле.
1 раздел.

Вводное занятие. Режим занятий. Повторение правил техники безопасности.


2 раздел.

Основы музыкальной грамоты. Тональности до трех знаков при ключе. Должны уметь исполнять 4-6 этюдов, 4-6 пьес, 2 ансамбля. Продолжается систематическая работа над развитием навыков чтения с листа.


3 раздел.

Беседы о музыке.


4 раздел.

Обучение игре на музыкальном инструменте.



4.1. Работа над учебно-тренировочным материалом мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий до трех знаков включительно в освоенном диапазоне. Разучивание 4 - 6 этюдов. Продолжается систематическая работа над развитием навыков чтения с листа. Все о постановке исполнительского аппарата, об упражнениях на дыхание и пр., на технику звукоизвлечения и пр. и пр. Сюда же какие конкретно гаммы/арпеджио.

4.2. Работа над произведением. 4-6 пьес. Транспонирование. Учащиеся должны научиться определять форму, характер произведения, точно воспроизводить текст. Уметь выделять сложные места в произведениях и отдельно их отрабатывать. Уметь исполнять все произведения выразительно, с точной штриховкой и нюансировкой, наиболее полно выражая замысел композитора.

Овладеть навыками исполнения двойного стаккато. Уметь самостоятельно настроить инструменты в ансамбле, слышать гармонию.



4.3. Работа над ансамблем. 2 ансамбля. Взаимозаменяемость на занятиях в ансамбле, самостоятельный настрой инструментов, чтение с листа, самостоятельный разбор произведений.

Годовые требования
Общее художественно – эстетическое образование.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 2-3 произведений: 1-2 этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.



Повышенный уровень.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 4-5 произведений: 2-3 этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.



Уровень допрофессиональной подготовки.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 6-8 произведений: 5-6 этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазон



  1. Совершенствование исполнительского аппарата ученика.

  2. Развитие навыков координации губ, пальцев, языка, развитие техники.

  3. развитие исполнительского дыхания.

  4. расширение диапазона извлекаемых звуков.

  5. дальнейшая систематическая работа над улучшением качества звучания инструмента.

  6. практическое изучение мелодических украшений: форшлагов, мордентов, трелей. Развитие художественного вкуса, музыкальной памяти.

  7. Совершенствование навыков исполнения штрихов.

  8. привитие навыков исполнения хроматической гаммы (для подвинутых учащихся).

  9. Овладение навыками аппликатуры в 3 октаве.

В течение учебного года проработать с учеником гаммы с 3-мя знаками.

Мажорные: ля, ми b, - в 2, 3 октавы; Минорные: фа#, До - в 2, 3 октавы.

Хроматическая гамма (для подвинутых учащихся) в быстром темпе, штрихами: «деташе», «легато», «стакатто», комбинированным штрихом, длительностями – восьмыми, шестнадцатыми, трезвучие, обращение трезвучия.

4-6 этюдов, 8-10 Пьес, 2-4 Пьесы по Ансамблю совершенствовать навыки игры в Ансамбле, по чтению нот с листа.
Примерный репертуарный список.

Р. Леденев. "Осенние картинки"

Чайковский. "Песня без слов"

Вебер. "Сонатина"

Лядов. "Прелюдия"

Калинников. "Грустная песенка"'

Кабалевский. "Полька"

Шостакович. "Романс"

Бетховен.х"Сонатина"

Р.-Корсаков. "Песня индийского гостя"

Слепов. "Лирическая полька"

Перголези. "Песня"

Косенко. "Мазурка"
ЧЕТВЁРТЫй класс

Учебно – тематическое планирование




Содержание и вид работы

Всего часов

1

Повторение пройденного материала за третий класс.

2

2

Самостоятельно выученные пьесы за лето.

2

3

Дальнейшая работа над: интонацией, динамикой звучания, ритмом.

3

4

Работа над учебно-тренировочным материалом, подбор этюдов, пьес.

8

5

Работа над произведением. Разучивание произведений крупной формы (сонатины, вариации).

8

6

Упражнения и этюды.

10

7

Продолжение работы над крупной формой.

20

8

Освоение навыков самостоятельного разбора несложных произведений.

8

9

Чтение нот с листа, игра в ансамбле.

3

10

Итого

Творческий отчёт (концерты, академические прослушивания, экзамены)



64

8



Задачи:
1 раздел.

Вводное занятие. Режим занятий. Повторение правил техники безопасности.


2 раздел.

Основы музыкальной грамоты.


3 раздел.

Беседы о музыке. Сонатина и вариации.


4 раздел.

Обучение игре на музыкальном инструменте.



4.1.Работа над учебно-тренировочным материалом .

Все о постановке исполнительского аппарата, об упражнениях на дыхание и пр., на технику звукоизвлечения и пр. и пр. Сюда же какие конкретно гаммы/арпеджио.



4.2. Работа над произведением. Разучивание произведений крупной формы (сонатины, вариации). Показ-исполнение педагогом нового произведения. Беседа о форме, художественном образе произведения, о характере музыки. Разбор каждой части по отдельности. Определение тональности, размера, темпа. Работа над чистотой звукоизвлечения, точностью интонирования.

Самостоятельный разбор произведения (простейшей вариации или сонатины), самостоятельный анализ произведения на уроке. Самостоятельное чтение с листа.



4.3. Работа над ансамблем.
Годовые требования
Общее художественно – эстетическое образование.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 3-4 произведений: 2-3 этюдов, 3 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.



Повышенный уровень.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 4-5 произведений: 2-3 этюдов, 4 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.



Уровень допрофессиональной подготовки.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 6-8 произведений: 5-6 этюдов, 4 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.


В течение учебного года учащиеся знакомятся с простейшей формой вариаций и сонатин. Овладевают умением выделять тему – мелодию, постигают характерные приемы исполнения вариаций. В работе над крупной формой необходимо подготовить музыкально-художественное мышление, технические навыки, умение слышать гармонии в сопровождении концертмейстера.


  1. Совершенствование навыков координации работы губ, языка, пальцев в подвижном темпе, развитие техники, исполнительского дыхания.

  2. Расширение диапазона, работа над качеством извлекаемых звуков в верхнем регистре, что касается строя.

  3. Изучение методических украшения: трелей, форшлагов, мордентов.

  4. Закрепление элементарных навыков аппликатуры в верхнем регистре (в 3 октаве).

  5. Совершенствование навыков исполнения хроматической гаммы (для подвинутых учащихся).

  6. Развитие художественного вкуса, музыкальной памяти.

В течение учебного года проработать с учеником гаммы до 4-х знаков.

Мажорные: ля b , ми - в 3 октавы

Минорные: фа, до# - в 3 октавы

в быстром темпе, штрихами: «деташе», «легато», «стакатто», комбинированным штрихом, трезвучие, обращение трезвучия, длительностями – восьмыми, шестнадцатыми.

Хроматическая гамма (для подвинутых учащихся).

4-6 этюдов, 8-10 Пьес.

2-4 Пьесы по Ансамблю.

Совершенствовать навыки игры в Ансамбле, по чтению нот с листа.
Примерный репертуарный список.

Баккарини. "Менуэт"

Глиэр. "Романс", "Вальс"

Мендельсон. "Бартольди", "Весенняя песня"

Чайковский. "Ноктюрн"

Наримаследзе. "Грузинский танец"

Пашетти. "Престо"

Моцарт. "Аллегретто"

Чайковский. "Подснежник"

Бетховен. "Сонатина"

Щедрин, "Шутка"

Мендельсон, "Адажио"

Глинка. Танец из оперы "Иван Сусанин"
ПЯТЫй класс
Учебно – методическое планирование




Содержание и виды работы

Всего

часов


1

Повторение пройденного материала за четвёртый класс.

2

2

Самостоятельно выученная пьеса за лето.

2

3

Подбор репертуара и работа над упражнениями, этюдами, пьесами с включением различных приёмов игры.

8

4

Знакомство с «мелизмами» в музыке.

2

5

Подбор упражнений, пьес с использованием мелизмов.

4

6

Выучить несложную пьесу, наиболее понравившуюся учащемуся с использованием мелизмов.

4

7

Работа над учебно-тренировочным материалом.

4

8

Отработка звука на рр в третьей октаве, на ff в первой октаве.

4

9

Аппликатура в хроматической гамме.

4

10

Правильное и грамотное применение динамических оттенков, темпа, характера музыки во время исполнения произведения.

12

11

Работа над вибрацией, интонацией.

4

12

Подбор репертуара к экзаменам, концертам, зачётам.

4

13

Работа над ансамблем, чтением нот с листа.

10

14

Итого

Творческий отчёт (концерты, академические прослушивания, экзамены)



64

8




Задачи:
1 раздел.

Вводное занятие. Режим занятий. Повторение правил техники безопасности.


2 раздел.

Основы музыкальной грамоты.


3 раздел.

Беседы о музыке.


4 раздел.

Обучение игре на музыкальном инструменте.



4.1. Работа над учебно-тренировочным материалом. Все о постановке исполнительского аппарата, об упражнениях на дыхание и пр., на технику звукоизвлечения и пр. и пр. Сюда же какие конкретно гаммы/арпеджио.

4.2. Работа над произведением. Отработка звука на рр в третьей октаве, на ff в первой октаве. Самостоятельный разбор произведения (простейшей вариации или сонатины), самостоятельный анализ произведения на уроке. Самостоятельное чтение с листа.

4.3. Работа над ансамблем.

Годовые требования
Общее художественно – эстетическое образование.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 3-4 произведений: 2-3 этюдов, 3 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.



Повышенный уровень.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 4-5 произведений: 2-3 этюдов, 4 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.



Уровень допрофессиональной подготовки.

Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 6-8 произведений:

5-6 этюдов, 4 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне
В течение учебного года проработать с учеником мажорные и минорные гаммы до 5 знаков включительно, в быстром темпе, штрихами: «деташе», «легато», «стакатто», комбинированным штрихом, длительностями – восьмыми, шестнадцатыми, трезвучие, обращение трезвучия. Хроматическая гамма (для подвинутых учащихся).

В течение учебного года подготовить с учащимися к Государственному экзамену по специальности:




  1. один этюд и три Пьесы различного характера.

  2. или: этюд, одно Произведение крупной формы и одну Пьесу.

  3. 2-4 Произведения по Ансамблю.

Совершенствовать навыки игры в Ансамбле, по чтению нот с листа.

В течение учебного года учащиеся продолжают работу над улучшением качества звучания инструмента в первой – третьей октавах, т.к. они являются самыми сложными для исполнителя. Продолжая работать над крупной формой, у учащихся развивается способность к опосредованному познанию музыки, в котором сочетаются эмоционально-образное и логическо-смысловое ее восприятие. Работа носит более осознанный характер. Развиваются навыки самостоятельной работы, учащиеся приучаются к обобщению приобретаемых знаний и умению применять их при выполнении новых задач.

Учащиеся в течение учебного года должны освоить мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, их обращение до пяти знаков включительно, хроматизм в освоенном диапазоне, четкое исполнение стаккато. Уметь читать с листа, самостоятельно разбирать произведения. Уметь исполнять 4-6 этюдов, 2 ансамбля, 1-2 произведения крупной формы.


  1. Развитие художественного вкуса, музыкальной памяти, мышления.

  2. Совершенствование фразировки, выразительности исполняемых произведений этюдов.

  3. Дальнейшая работа над улучшением качества звучания инструмента в пределах всего диапазона извлекаемых звуков, особенно в верхних и нижних регистрах, совершенствование чистого интонирования.


Примерный репертуарный список

Гендель. "Анданте"

Бах. "Скерцо"

Обер. "Престо"

Бакланова. "Сонатина"

Бах. "Адажио"

Кока. Молдавский танец "Жок"

Чайковский. "Баркарола"

Шуман. "Грезы"

Фибих. "Пастораль"

Чайковский. "Ноктюрн"

Щедрин. "Шутка"

Бетховен. "Сонатина"

Обер. "Жига"

Лангер. "Ловкие пальцы"

Карамышев. "Мой приятель кларнетист"



Прогнозируемые результаты образовательной программы

(Модель выпускника)


По окончанию обучения по программе дети должны:

Владеть начальными навыками:

- сольной игры на кларнете;

- игры на кларнете в сопровождении фортепиано работы с концертмейстером;

- игры в ансамбле;

- публичного выступления;

уметь:

- исполнять инструменте выразительно и технично произведения отечественных и зарубежных композиторов, гаммы, этюды;



- анализировать музыкальное произведение или народную песню: определять характер музыки, темп, размер, лад, особенности фактуры, основные разделы музыкальной формы;

- исполнять по нотам (с листа) незнакомое произведение;

- самостоятельно разбирать нотный текст и разучивать произведение;

- подбирать по слуху мелодии знакомых песен и любимых произведений;

знать

- устройство кларнета, его технические и выразительные возможности;



- различные музыкальные инструменты;

- основные музыкальные жанры, стили, сведения о жизни и творчестве композиторов и музыкантов-исполнителей;

- музыкальную грамоту и основы элементарной теории музыки.

У детей будут развиты:

- музыкальный слух (мелодический, ритмический, ладовый, гармонический, ансамблевый, музыкально-синтаксический);

- музыкальна память;

- эмоциональная отзывчивость на музыку;

- музыкальный вкус, чувство прекрасного;


Воспитаны:

Трудолюбие, усидчивость, внимательность

Навыки общения в творческом коллективе;

Отслеживание результативности освоения образовательной программы

Контроль за качеством освоения детьми образовательной программы осуществляется в конце каждого полугодия в различных формах:

1-е полугодие – классный концерт, участие в отчетном концерте отделения.

2-е полугодие – класс-концерты.
На зачетном занятии ребенок исполняет
В 1 классе: 2 – 3 пьесы

Во 2 – 4 классах 2 - 3 разнохарактерных произведения и/или

1 произведение крупной формы и 1 пьесу.
На пятом году обучения отслеживание результативности освоения программы осуществляется в следующим образом:

Выпускная программа состоит из 3 произведений, либо 1 произведение крупной формы и 1 пьеса.

1-е полугодие – Прослушивание половины экзаменационной программы (по нотам) (на классном концерте)

2-е полугодие – Второе прослушивание полной экзаменационной программы (в конце февраля – начале марта)

Третье прослушивание проводится педагогом в учебное время (в рамках занятий по расписанию) в апреле.

Выпускной экзамен проводится в форме концерта.


Экзаменационные требования:
Результаты освоения детьми программы отмечаются в индивидуальных планах учащихся в конце каждого полугодия, где учитывается выполнение плана и изменения, внесенные в ранее утвержденные репертуарные списки. В конце года дается характеристика творческого роста учащегося, его работоспособности, роста его индивидуальных музыкальных данных.

Отдельным блоком, в целях физической разгрузки детей, мной выведена проверка навыков исполнения гамм и этюдов на конкурсе, проводимом во 2-м полугодии (как форма технического зачета), с поощрением детей грамотами и призами за лучшее исполнение.


На зачетном занятии оцениваются по следующим критериям:

• Качество звукоизвлечения при игре на кларнете;

• Техническая оснащенность обучающегося: игра в темпе, владение различными штрихами, регистрами;

• Чувство ритма и метра, четкость исполнения ритмического рисунка произведения;

• Чувство стиля;

• Чувство музыкальной формы;

• Навык владения исполнительским дыханием;

• Прилежание обучающегося в подготовке репертуара;

• Эмоциональность, выразительность и осознанность исполнения;

• Музыкальная память обучающегося;

• Чувство ансамбля в игре с концертмейстером и/или другими обучающимися.
В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы. Результаты освоения детьми данной образовательной программы фиксируются в форме оценок по трехбалльной системе, включающей оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Оценка 5 («отлично») ставится обучающемуся в том случае, если в течении полугодия ребенок занимался прилежно, а на зачетном занятии он исполнил все произведения своего репертуара выразительно, технично, практически не допустив ошибок и неточностей, показал уверенное владение инструментом, хорошую музыкальную память, чувство стиля, формы и ансамбля.


Оценку 4 («хорошо») ставится обучающемуся в том случае, если в течение полугодия ребенок занимался прилежно, а на зачетном занятии он исполнил все произведения своего репертуара достаточно технично, допустив при этом некоторые ошибки и неточности, продемострировал навыки игры на инструменте, хорошую музыкальную память, чувство ансамбля.
Оценка 3 («удовлетворительно») ставится обучающемуся в том случае, если в течение полугодия ребенок занимался не стабильно, а на зачетном занятии он исполнил часть произведений своей программы, допустив при этом ошибки и неточности, показал неуверенное владение инструментом, неритмичное исполнение, неуверенную игру в ансамбле.

Материально-техническое обеспечение программы

(пример)
1. кларнеты (2-3 инструмента);

2. Пульт для нот (3 шт.).

3. Фортепиано.

4. Стулья (4 – 5 шт.)

5. Музыкальный центр с аудио и CD носителями

6. Стол.

7. Шкаф.

8. Метроном.

9. Зеркало (1,50м на 1 м)

10. Нотные тетради

Рекомендуемые учебные пособия и сборники

педагогического репертуара

(для кларнета)




  • «Хрестоматия для кларнета» (1 ч.)

(1-3 классы) изд. «Музыка» Москва 1984 г., сост. И.Мозговенко.;

  • «Хрестоматия для кларнета» (2 ч.) (1-3- классы) изд. «Музыка» Москва 1994г., сост. И.Мозговенко;

  • «Пьесы советских композиторов» (для кларнета в сопровождении фортепиано) – старшие классы ДМШ изд. «Советский композитор» 1984 г. , сост. В.Сергеев;

  • «Пьесы для начинающих» (для кларнета в сопровождении фортепиано) изд. «Музыка» Москва 1986 г., сост. В.Сергеев.;

  • «Школа игры на кларнете» С.Розанова (1 ч.) изд. «Музыка», Москва 1982 г.;

  • «Школа игры на кларнете» С.Розанова (2 ч.) изд. «Музыка» Москва 1990 г.;

  • «Хрестоматия для кларнета» (4-5 классы) ДМШ, часть 1, изд. «Музыка» Москва 2002 г. сост. И.Мозговенко;

  • «Азбука кларнетиста» изд. «Советский композитор» Москва 1987 г. сост. В.Гетман.;

  • «Пьесы для кларнета» (2 класс)), изд. Украина 1985 г. сост. П.И.Воловой, С.СМ. Кобзарь;

  • «Школа игры на кларнете» Б. Дикова изд. «Музыка» Москва 1978 г.;

  • «Классические произведения для кларнета» изд Вилнюс 1977 г.;

  • «Школа игры для кларнета» изд. Украина 1971 г. сост. М.Тимоха;

  • «Классические произведения для кларнета» изд. Венгрия, Будапешт 1959 г.;

  • «Пьесы для кларнета и фортепиано» (4-5 классы) изд. «Композитор» Санкт-петербург 2002 г. сост. И.Гальперин.;

  • «Пьесы для кларента» (5 класс) изд. Украина 1978 г. сост. С.В.Гезенцвей, А.И. Жученко;

  • «Хрестоматия для кларнета» (3-4 класс) ДМШ изд. «Музыка» Москва 1982 г.;

  • «Пьесы русских композиторов» для кларнета изд. «Музыка» Москва 1983 г.;

  • «Юный кларнетист» изд. «Советский композитор» 1990 г. сост. И.Галкин. Пособие для учащихся 1-5 классов ДМШ;

  • «Хрестоматия для кларнета» (1-2 класс), изд. «Музыка» Москва 1981 г. сост. А.Штарк, И.И. Мозговенко;

  • «Альбом кларнетиста» (вып. 1) изд. «Советский композитор» Москва 1990 г. сост. Б.Прорвич;

  • «Классические произведения» для кларнета изд. Венгрия, Будапешт 1977 г.

  • «Пьесы для кларнета» (1 класс) изд. Украина 1984 г. сост. П.И.Воловой, С.С. Кобзарь;

  • «Пьесы для кларнета» изд. Литва Каунас 1982 г.;

  • «Пьесы советских композиторов» для кларнета, изд. «Советский композитор» Москва 1968 г.

  • «Хрестоматия для кларнета» (1-3 классы) ДМШ часть 1, изд. «Музыка» Москва 1994 г., сост. И.Мозговенко, А.Штарк.;

  • «Пьесы для кларнета» изд. Венгрия Будапешт 1972 г.

  • А.Гедике «12 Пьес для кларнета» в сопровождении фортепиано» изд. Москва 1952 г.

  • «Десять пьес русских композиторов для кларнета» изд. Москва 1962 г. сост. А.Семенов;

  • «Альбом ученика – кларнетиста» учебно-педагогический репертуар для ДМШ изд. Украина Киев 1975 г. сост. Н.Тимоха.;

  • «Пьесы для кларнета» изд. Москва 1955 г. сост. А.Семенов;

  • Стамитц «Концерт для кларнета» изд. Венгрия, Будапешт;

  • «Классические произведения для кларнета» (концерты) изд. Венгрия. Будапешт 1979 г.

  • Моцарт «Концерт для кларнета» (ля минор) изд. Москва 1979 г.;

  • «Пьесы для кларнета» (вып. 1), (муз. училище) изд. Украина 1979 г. сост. К.Мюльберг.

  • «Пьесы для кларнета» (вып.2) музыкальное училище, изд.Украина 1980 г. сост.К.Мюльберг.


Этюды:



  • Галкин Пособие для учащихся 1-5 классов. 1990 г. сост. М.Матвеев (этюды 1-3 классы);

  • Этюды: школа Б.Дикова (1-5 классы), школа Баласаняна (1-5 классы), сост. «Музыка» Москва 1982 г.

  • Гетман «Азбука кларнетиста» (упражнения, этюды 1 -2 классы) изд. «Советский композитор» Москва 1987 г.

  • Этюды: школа С.Розанова (1,2 ч.) изд. «Музыка» Москва 1990 г., 1982 г., сост. В.Петпров;

  • А.Штарк – «12 маленьких этюдов» изд. Санкт – Петербург.

  • «Этюды для кларнета» изд. Германия (1,2 части) 1980, 1981 гг.

  • Клозе – «Этюды для кларнета» (старшие классы) изд. «Музыка» Москва 1991 г.


Другая исполизуемая литература.



  • «Пьесы для трубы в сопровождение фортепиано» изд. «Союз художников» Санкт – Петербург 2003 г. сост. Ю.Литовко;

  • «Пьесы для трубы» (3 класс) изд. Украина 1980 г.

  • «Пьесы для трубы» (3 класс) изд. Украина 1980 г.;

  • «Пьесы для гобоя» (1-5 классы) изд. «Музыка» Москва 1983 г., сост. И.Пушечников;

  • «Пьесы для гобоя» (5 класс), изд. Украина 1985 г., сост. Н.Н.Закопец;

  • «Пьесы для трубы» (3 класс) изд. Украина 1980 г. сост. О.Белофастова;

  • «Хрестоматия для трубы» (1-3 класс), изд. «Музыка» Москва 1987 г., сост. Ю.Усов;

  • «Легкие пьесы для трубы и фортепиано» изд. «Музыка» Москва 1970 г.

  • «Пьесы для валторны», «Школа игры для трубы» Баласаняна изд. «Музыка» Москва;

  • «Школа игры на трубе Усова» изд. «Музыка» Москва 1985 г.

  • Митронов «Школа игры на трубе» изд. «Музыка» 1986 г.

  • «Пьесы для гобоя» (4 класс), изд. Украина 1980 г. сост. Н.Закопец;

  • «Пьесы для гобоя» (4 класс) изд. Украина 1980 г.сост Н.Закопец;

  • «Пьесы для трубы» (5 класс) изд. Украина 1983 г., сост. О.Белолфастов;

  • «Хрестоматия для трубы» (4-5 класс), изд. «Музыка» Москва 1989 г.;

  • «Хресоматия для трубы» (3-5 классы) изд. «Музыка» Москва 1981 г., сост. Ю.Усов;


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница