Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района



Скачать 98.91 Kb.
Дата05.05.2016
Размер98.91 Kb.
Департамент образования администрации

Нижнеилимского муниципального района

МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №2»

Автор работы: Бакке Наталья Сергеевна

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

во внеурочной деятельности и воспитательном процессе

г. Железногорск-Илимский

29.03.2012 г.



Бакке Наталья Сергеевна

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

в воспитательной деятельности начальной школы и в работе

с родителями обучающихся.

(МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №2)

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющая собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» ( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)

Если ранее при подготовке  внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то сейчас учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Сегодня невозможно представить воспитательную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипер-текста, что способствует повышению эффективности педагогического труда.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);

• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

• как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);

• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Достоинства ИКТ

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс  осуществляется  их использование в различных направлениях деятельности

1.     Внеклассная работа с учащимися

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления  материала к внеклассным мероприятиям  можно назвать создание мультимедийных презентаций  (представление)


Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:



  1. Поиск информации в сети Интернет.

  2.  Для обозначения темы занятия.

  3.  В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию.

  4. Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что занятия, мероприятия,  включающие  слайды презентации,  данные электронной  энциклопедии  вызывают у детей эмоциональный отклик.

  Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Я тоже считаю, что в решении воспитательных задач огромную роль играют информационно-коммуникационные технологии. В организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различная, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных мероприятий, классных часов, родительских собраний на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий.

Основными направлениями, по которым я строю воспитательную деятельность:

1.     Духовно-нравственное воспитание

2.     Художественная деятельность и эстетическое воспитание

3.     Формирование здорового образа жизни

4.     Интеллектуальное развитие

Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных информационно-комуникационных технологий. Достоинства мероприятий с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к окружающему миру.

Множество мероприятий были проведены мною с использованием мультимедийных презентаций, которые позволили наглядно продемонстрировать дополнительные материалы: иллюстрации, музыкальное сопровождение.

Так к празднованию 23 февраля были проведены:


  • Конкурсная программа с презентацией «Вперёд, мальчишки!» (1 класс)

  • Музыкальный классный час «Мальчишкам!» (2 класс)

  • Викторина «Солдатушки-ребятушки» (3 класс)

  • Видеофильм «Офицеры»

К международному женскому дню:

  • Викторина для маленьких принцесс.

  • Концерт для мам «Первая капель»

Мероприятия, посвящённые 9 мая:

  • «Дети войны»

  • «Города-герои»

Наиболее удачными были уроки гармонического развития, на которых у детей воспитывались такие качества души и сердца, как любовь к человеку, долг и ответственность, уважение, терпение, умение видеть красоту в простом и обыденном и дарить тепло и доброту.

  • «Любовь мамы»

  • «Милосердие»

  • Крылья мечты»

  • Любознательность»

Участие детей в школьных НПК «Почемучкин мир» активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает познавательный интерес. Нами были представлены три исследовательские работы «Лошадь ─ помощница земли Илимской», «Магия камней», «Волшебная вода» и групповая работа литературная композиция, посвящённая творчеству Ю. Черных «Жил в Сибири поэт».

В рамках предметных недель мною проведены КВН по математике, русскому языку, литературные викторины, посвящённые творчеству Г. Х. Андерсена, Е. И. Чарушина.

Каждое мероприятие стараемся снять на видеокамеру или цифровой фотоаппарат.. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Завершая учебный год, создается творческий отчет о том, как ребята прожили год.

Таким образом, благодаря ИКТ - технологиям в классе создавалась атмосфера успешности для большинства учеников.

2. Работа с родителями.

Новые современные возможности помогают мне в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Также организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Использование ИКТ позволило мне эту работу сделать более успешной.

Формы работы с родителями могут быть традиционными - консультирование, тематическое информирование через родительские собрания и достаточно инновационными для школы - тренинги и педагогические мастерские.

В рамках традиционных родительских собраний не всегда возникает возможность достаточно полно обсудить проблемы и трудности детей, тем более на традиционных родительских собраниях практически не рассматриваются особенности детско-родительских взаимоотношений. А ведь зачастую источником трудностей ребенка выступают сложности детско-родительских взаимоотношений.

Наиболее эффективные родительские собрания:


  • «Давайте играть» (1класс)

  • «Детская агрессия» (2класс)

  • «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня» (2класс)

  • Психологическая мастерская «Что значит любить своего ребёнка?» (3 класс)

Психологическая мастерская для родителей – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

Результатом работы мастерской можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников. При организации психологической мастерской преимущественно используются групповые формы работы, однако присутствует фронтальная и индивидуальная формы организации.

Основная задача психологической мастерской - способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Психологическое воздействие направлено на:


  1. изменение неадекватных родительских позиций;

  2. расширения осознанности мотивов воспитания;

  3. выбор оптимального стиля воспитания;

  4. оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания;

  5. профилактику школьных трудностей.

Основным содержанием деятельности психологической мастерской становится создание концентрированного эмоционального опыта взаимоотношений в семье. Психологическая задача – создание условий для повышения педагогической и родительской компетентности.

Таким образом, внеурочную и воспитательную деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача.

Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Учителю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».

Список используемой литературы.



  1. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий /Под редакцией А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС, 2007. 160с.:ил.

  2. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.:Вербум-М, 2001. – 64с.

  3. Гусева А.И., Смольникова И.А., Филиппов С.А., Чиркова М.А. Основы применения ИКТ в учебном процессе. Академия АЙТИ. 160 с.

  4. Семейные праздники в воспитании школьников. Родительские собрания в начальной школе. Авторы-составители Ю.А. Вакуленко, Г.П. Попова, Р.Ш. Энсани. ─ Волгоград: Учитель, 2008. ─ 220с.

  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница