День памяти м



страница1/5
Дата11.05.2016
Размер0.9 Mb.
  1   2   3   4   5



  1. 1 декабря – день памяти мученика Платона.

  2. Платон Анкирский (+ 302 или 306), мученик.

  3. Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха врача, родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье.

  4. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености.

  5. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам.

  6. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу.

  7. Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры.

  8. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья. Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий.

  9. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести "велик бог Аполлон". "Не хочу согрешить и словом", - отвечал мученик.

  10. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили (+ 302 или 306).





  1. 2 декабря – день памяти святителя Филарета Московского.

  2. Митрополи́т Филаре́т (в миру Васи́лий Миха́йлович Дроздо́в; 1782 — 1867) — епископ Православной Российской Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член (1827—1841) Императорской Академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине.

  3. Василий Дроздов родился 1782 года в семье диакона Успенского кафедрального собора в Коломне. Дед по матери был протоиереем Богоявленской церкви. Двоюродный праправнук митрополита Филарета — Николай Николаевич Дроздов — ведущий телепередачи «В мире животных».

  4. В 1806 году митрополит Платон советовал Дроздову принять постриг. Василий долго колебался, советовался с родителем, который отвечал: «…Всё зависит от способностей и склонностей каждого. Их можно знать самому…» 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником Лавры архимандритом Симеоном был пострижен в монашество с именем Филарет, в честь праведного Филарета Милостивого.

  5. Во время работы в Санкт-Петербургской Духовной академии им был начат труд всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

  6. 22 августа 1826 года в Москве участвовал в совершении чина Священного коронования императора Николая; в тот же день был возведён в сан митрополита. Имел непростые отношения с Императором Николаем, что было обусловлено многочисленными донесениями Императору, в которых московский святитель обвинялся в политической неблагонадёжности. Одним из поводов для таких мнений дали два его слова, сказанные им в сентябре и начале октября 1830 года в Москве в условиях эпидемии холеры; проповеди говорили о прегрешениях ветхозаветного царя Давида, за которые Израилю были посланы испытания и кары, — в чём многие тогда усмотрели критику нового Императора. Тем не менее, 19 апреля 1831 года «за ревностное и многодеятельное служение в Архипастырском сане, достойно носимом, и притом многие похвальные подвиги и труды на пользу Церкви и Государства, постоянно оказываемые, Всемилостивейше сопричислен к ордену Святого Апостола Андрея Первозванного».

  7. 26 марта 1839 года сопричислен к ордену Святого Равноапостольного князя Владимира первой степени Большого креста. 3 апреля 1849 года «за неусыпные попечения о вверенной Епархии, при многолетней опытности и назидательном проповедании слова истины, которые являют просвещённо-ревностного Пастыря стада Христова, и уважая сии отличные достоинства и неутомимо совершаемые в пользу православной Церкви и Отечества подвиги, Всемилостивейше пожалован алмазными знаками ордена Святого Андрея Первозванного».

  8. Освятил десятки московских храмов, построенных и реконструированных по его благословению. 26 августа 1856 года совершил священное коронование Александра II.

  9. 5 августа 1867 года, в день пятидесятилетия служения в епископском сане, Высочайшим рескриптом за многолетнюю просветительскую, благотворительную и пастырскую деятельность митрополитуту Филарету предоставлено право ношение креста на митре и двух панагий на персях. При сем Всемилостивейше пожалована украшенная драгоценными каменьями панагия на бриллиантовой цепочке с изображением на оборотной стороне вензелей Его Величества и двоих предшественников Его.

  10. Скончался 2 декабря 1867 года. Погребен в Троице-Сергиевой Лавре, в приделе Свято-Духовной церкви, устроенном во имя Филарета Милостивого в память пятидесятилетия служения Филарета в епископском сане. Ныне мощи святителя Филарета находятся в Храме Христа Спасителя в Москве.





  1. 3 декабря – день памяти святителя Прокла, архиепископа Константинопольского.

  2. Архиепископ Прокл (греч. Πρόκλος) — архиепископ Константинопольский (434—446/447), ученик святителя Иоанна Златоуста (+ 407), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От своего учителя Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли.

  3. После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположён архиепископом Константинопольским Сисинием I (426/427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя.

  4. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая злочестивых еретиков. По смерти святителя Патриарха Максимиана, святитель Прокл был возведен во архиепископа Константинопольского и управлял Церковью в течение двенадцати лет.

  5. В 438 году стараниями святителя при святом царе Феодосии II из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста.

  6. Во время патриаршества Прокла империю постигло разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия.

  7. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на высоту. Затем, целым и невредимым, отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в Вышине, он слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: «помилуй нас» — и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за Богослужением и до сего дня.

  8. Константинопольская паства любила своего Патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди.

  9. До наших дней дошли многие творения святителя. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре слова на Рождество Христово, излагающие Православное учение о Воплощении Сына Божия. Всеобщее уважение снискала деятельность святого Патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах.Окруженный любовью и почетом,

  10. Окруженный любовью и почетом, Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте (умер в 446/447).





  1. 4 декабря Святая Церковь празднует Введение в Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

  2. Введение во храм Пресвятой Богородицы — христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.

  3. О событиях, послуживщих основой для праздника, сообщают апокрифы: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея». Согласно данным источникам, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».

  4. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание: Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников.

  5. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю.

  6. Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

  7. Согласно Протоевангелию Иакова, в Храме Мария находилась до двенадцати лет, когда по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф.

  8. В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

  9. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

  10. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.





  1. 5 декабря – день памяти мучеников Кикилии (Цецилии), Валериана, Тивуртия и Максима.

  2. Кикилия Римская (200(0200), Рим — 230, Рим) — cвятая римская дева-мученица III века. В католической церкви является покровительницей церковной музыки. Изображается как мученица с мечом и розой, рядом с клавишным инструментом или скрипкой.

  3. Cвятая Кикилия родилась в благородной римской семье и ещё в юности постигла христианскую духовную премудрость. Поэтому смыслом её жизни стало служение неимущим и желание остаться в чистоте и целомудрии до смерти. Мало кто знал, что под пышными нарядами она носит власяницу.

  4. Пришло время и родители решили выдать дочь замуж за знатного язычника Валериана. Девушка не стала перечить родителям и только молилась о помощи Божьей. И ей не только удалось отговорить жениха от супружеской телесной жизни, но и привести его в христианство. В дальнейшем к христианству был приведен и брат Валериана Тивуртий. Молодые люди всячески помогали беднякам и их имущество быстро расходилось по Риму.

  5. Префект Турций Алмахий решил воспрепятствовать деятельности молодых христиан, вызвал их на допрос и приказал принести жертвы языческим богам, на что получил отрицательный ответ. Под ударами плетей святой Валериан упрашивал христиан не пугаться мук и твёрдо верить в Христа.

  6. Алмахий принял решение о казни святых, но не в городе, а за его пределами. По пути братья убеждали воинов стать христианами и их начальник Максим настолько уверовал, что пригласил идущих на казнь к себе домой, где был крещён вместе со всей семьёй.

  7. На следующий день, когда казнь над Валерианом и Тивуртием совершилась, Святой Максим всенародно исповедал себя христианином и рассказал, как видел восхождение душ казнённых к небесам. За это Максима прилюдно замучили, забив насмерть плетьми.

  8. А в это время святая Кикилия успела раздать остатки имущества и привести к Богу 400 римлян. Сначала её пытались умертвить в раскалённой бане, но три дня мучений не принесли никакого результата. Святая Кикилия оставалась жива. Тогда её попытались усечь мечом, но палач не смог отрубить деве голову и нанёс только смертельные раны. После этого святая Кикилия прожила ещё три дня, твёрдо исповедуя христианскую веру и призывая к Богу окружающих.

  9. Христиане похоронили тело святой Кикилии в римских катакомбах и веками молились перед ними. В IX веке папа Пасхалий I торжественно перенёс мощи святой из катакомбы Претекстата (другие источники говорят о катакомбах Каллиста) и поместил в храм св. Цецилии в Трастевере, а голову определил хранить в монастыре Санти-Куаттро-Коронати. Но когда в 1599 году мощи были открыты, то голова оказалась вместе с телом. Присутствовавшие при открытии мощей засвидетельствовали их нетленность, после чего мощи были положены под престолом Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Скульптор Мадерно, участвовавший в открытии мощей, запечатлел увиденное им тело Кикилии в скульптуре, находящейся в Санта-Чечилия-ин-Трастевере (копия в катакомбах Сан-Каллисто).

  10. Частица мощей святой Кикилии хранится в одноименной церкви в Бенрате (Дюссельдорф, Германия).





  1. 6 декабря – день памяти Благоверного великого князя Александра Невского в схиме Алексия.

  2. Алекса́ндр Яросла́вич Не́вский (в монашестве Алексий; 1221 — 1263) — князь Новгородский (12361240, 12411252 и 12571259), великий князь Киевский (12491263), великий князь Владимирский (12521263), знаменитый русский полководец.

  3. Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.

  4. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.

  5. Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Александр мужественно повел с молитвой войско на шведов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.

  6. Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены.

  7. Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. Александр со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить святой Александр Невский. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель нашествие татар. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

  8. В 1256 г. умер хан Батый. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. В 1262 г. по его указанию были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингиз-Хана до берегов Тихого океана.

  9. Приняв схиму под именем Алексия, он 14 ноября 1263 скончался в Городце.

  10. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге. Нетленные мощи князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 г.

Память: 12 сентября – перенесение мощей в Санкт-Петербург (1724); 6 декабря – день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263).



  1. 7 декабря – день памяти святой великомученицы Екатерины.

  2. Екатери́на Александри́йская (до крещения Дороте́я; 287305) — христианская великомученица. Почитается небесной покровительницей российского города Екатеринбурга.

  3. Родилась в Александрии в 287 году. Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

  4. Мать Екатерины, тайная христианка, повела ее за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо "красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает его, а умножает, высота рода Его - неизреченна". Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной - Матери Небесного Жениха о даровании видения Ее Сына.

  5. Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик от нее, говоря, что Он не может смотреть на нее, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатленный печатью Духа Святого.

  6. Екатерина вновь пошла к старцу. Была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим её под именем Екатерина. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой

  7. В это время в Александрию на языческое празднество прибыл сам император Максимин. Екатерина пришла в храм во время праздничного жертвоприношения, совершаемого Максимином, и призвала его оставить языческих богов и обратиться в христианство. Царь, поражённый её красотой, пригласил её после праздника к себе и попытался убедить оставить христианскую веру. Для спора с образованной девушкой были приглашены многочисленные философы, которые были побеждены ею в споре, за что император предал их огню.

  8. Максимин сам вновь пытался убедить Екатерину поклониться языческим богам, но не смог этого добиться. По его приказу девушку били воловьими жилами, а затем заключили в темницу. Там её посетила супруга императора, называемая в житии Августой или Василисой (её привел друг императора военачальник Порфирий). Екатерина убедила её, Порфирия и пришедших с ними слуг в истинности христианской веры.

  9. На следующий день мученицу вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий Стратилат с 200 воинами перед всеми исповедали свою веру во Христа и были обезглавлены.

  10. После этих событий Максимин вновь призвал к себе Екатерину и предложил сделать её своей женой, если она принесёт жертву языческим богам. Святая отказалась, и Максимин приказал казнить её через отсечение головы. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.




  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница