Действия по освобождению заложников



Скачать 243.79 Kb.
Дата12.11.2016
Размер243.79 Kb.
В случае захвата заложников предпринимаются срочные меры по задержанию преступников и освобождению людей, которые заключаются в следующем. Усиливаются КПП, оповещаются все органы местной власти, ФСБ, внутренних дел, прокуратуры и местное население, организовываются дополнительные маршруты патрулирования, устанавливается контроль на железнодорожных и автовокзалах, аэропортах, гостиницах и кемпингах, производится досмотр всего автотранспорта, организуется поиск. В особых случаях для блокирования тех или иных районов могут привлекаться силы и средства МО РФ. По линии агентурной сети и по другим каналам устанавливается местонахождение заложников, личности террористов и их требования.

Если захват заложников произошел с выдвижением политических или экономических требований (захват больницы, школы, автобуса, самолета и т.п.), то освобождение заложников осуществляется путем проведения комплекса разведывательных, упредительных, режимных, следственно-оперативных мероприятий и оперативно-боевых действий силами органов внутренних дел и внутренних войск, спецподразделений ФСБ, МО и МЧС РФ под руководством Оперативного штаба по единому замыслу и плану. При этом может проводится специальная операция.

Руководство силами и средствами подразделений специального назначения органов внутренних дел и подразделений специального назначения внутренних войск МВД России, привлекаемых для проведения операций по освобождению заложников осуществляется оперативными штабами МВД, ГУВД, УВД объектов Российской Федерации. В состав штаба могут входить представители ФСБ, МО, МЧС, прокуратуры и других органов государственной власти. В некоторых случаях (выдвижение политических требований или захвате в качестве заложников иностранных граждан и т.п.) руководство специальной операции возлагается на оперативный штаб ФСБ. Органы внутренних дел и внутренние войска в таких случаях оказывают ФСБ помощь.

Действия по освобождению заложников.

С поступлением информации о захвате террористами заложников немедленно принимаются меры по их освобождению и задержанию преступников. Информация о совершенном захвате заложников после проверки ее на достоверность немедленно докладывается руководству Оперативного штаба. Информируются также руководители местных органов государственной власти и прокуратуры.

Главными задачами Оперативного штаба при проведении операции по освобождению заложников являются:


  1. привлечение сил и средств к участию в освобождении заложников и задержании террористов;

  2. выработка тактики ведения переговоров с террористами с целью склонения их к сдаче, освобождению заложников и отказу от выдвинутых требований;

  3. организацию оперативно-боевых (силовых) действий по обезвреживанию террористов, освобождению заложников, принятие необходимых мер по предотвращению возможных негативных последствий спецоперации;

  4. организационное обеспечение следственных действий;

  5. разъяснение населению обстоятельств захвата заложников, необходимость их освобождения и принятия необходимых мер к лицам их захватившим. Опровержение ложных слухов;

  6. анализ проведенных действий по освобождению заложников, выявление и устранение причин обнаруженных недостатков, подготовка материалов для доклада руководству МВД России и другие инстанции.

Оперативным штабом обеспечивается проверка информации о факте и обстоятельствах захвата заложников, организуется разведка, принимаются экстренные меры по сбору и приведению в готовность необходимых сил и средств, выдвижению их к месту проведения специальной операции, а также проводится рекогносцировка местности.

Руководитель Оперативного штаба на основе анализа поступившей информации принимает решение на подготовку и проведению специальной операции по освобождению заложников. Это решение оформляется специальным приказом начальника Оперативного штаба с составлением плана специальной операции. Назначается руководитель проведения специальной операции по освобождению заложников.

Порядок работы руководителя специальной операции по освобождению заложников.

Получив задачу на проведение операции по освобождению заложников, руководитель операции:



  1. уясняет характер события (где, когда, с какой целью и при каких обстоятельствах произошел захват заложников, место нахождения террористов, обстановка на месте происшествия в конкретный момент времени);

  2. определяет первоочередные организационные мероприятия, последовательность и время их осуществления;

  3. отдает предварительное распоряжение об оцеплении района и блокировании места нахождения террористов и заложников, о порядке действий в случае попытки террористов выйти из блокированного района, о документировании противоправных действий этих лиц, а также о сборе другой информации;

  4. принимает решение на проведение специальной операции, в котором определяется замысел операции, задачи группам (элементам боевого порядка), основные вопросы взаимодействия, задачи по основным видам обеспечения, основы организации управления и мероприятия по введению террористов в заблуждение.


Замыслом операции определяются: направление сосредоточения основных усилий, способы проведения операции, группировка сил и средств и их боевой порядок, порядок ведения переговоров с террористами, исходные районы, маршруты выдвижения, рубежи развертывания групп (элементов боевого порядка) и время начала действий по освобождению заложников с учетом возможных изменений обстановки.

Об обстановке и принятом решении докладывает руководителю Оперативного штаба.

Задачи исполнителям ставятся в форме приказа по пунктам:


  1. сведения о захвате заложников, террористах и их требованиях, а также другие данные об оперативной обстановке;

  2. замысел и способы проведения операции;

  3. задачи группам (элементам боевого порядка);

  4. порядок применения оружия и специальных средств;

  5. порядок взаимодействия;

  6. порядок всестороннего обеспечения;

  7. сигналы управления, целеуказания и опознавания в специальной операции, кодирование переговоров;

  8. меры по обеспечению безопасности личного состава групп оперативного построения;

  9. время готовности к действиям;

  10. место развертывания основного и вспомогательного пунктов управления (ПУ и ВПУ), порядок доклада о ходе выполнения задачи и изменения обстановки.

Руководитель специальной операции в соответствии указаниями руководителя Оперативного штаба формирует соответствующие группы, на которые возлагаются следующие задачи:


Группа ведения переговоров:

  1. оценивает информацию о личности, планах, намерениях и поведении террористов, прогнозирует варианты их действий;

  2. путем разъяснения уголовно-правовых последствий акта террора, использования средств морально-психологического воздействия на волю и сознание террористов склоняет их к отказу от преступных намерений и освобождению заложников;

  3. принимает участие в оперативной игре с лицами, захватившими заложников и настаивающими на своих противоправных требованиях, с целью создания максимально благоприятных по месту и времени условий для действий группы захвата по задержанию или нейтрализации террористов.

Состав группы - старший группы, 2 переговорщика, консультант (социолог, психолог, психиатр).


Группа блокирования:

  1. осуществляет первичные действия по блокированию мест нахождения террористов, экстренной эвакуации посторонних людей из опасной зоны;

  2. информирует на начальном этапе непосредственно с места события руководство Оперативного штаба о чрезвычайном происшествии и требованиях, выдвигаемых террористами по освобождению заложников;

  3. скрыто блокирует район проведения операции в целях исключения прорыва из него террористов;

  4. предотвращает проникновение в зону проведения операции возможных сообщников террористов и посторонних лиц;

  5. обеспечивает режим пропуска лиц и автотранспорта в район проведения операции и за его пределы

Группа выполняет свои задачи путем выставления заслонов. Заслон численностью 8 человек способен блокировать участок закрытой местности до 250 метров, открытой местности - до 350 метров. Заслон численностью до 32 человек на открытой местности блокирует участок до 2000 метров, на закрытой местности - до 1000 метров. В сложных условиях нормативы снижаются в 2 раза, а численность увеличивается на 10%.
Группа захвата.

  1. принимает участие в рекогносцировке местности и проведении других подготовительных мероприятий к штурму;

  2. осуществляет по решению руководителя операции штурм, задержание преступников, а в ситуациях, связанных с прямой угрозой жизни людей, обезвреживает (уничтожает) террористов;

  3. принимает меры к эвакуации потерпевших и оказывает им первую медицинскую помощь;

  4. до прибытия следственно-оперативной группы сохраняет в неприкосновенности обстановку на месте происшествия;

  5. охраняет задержанных террористов до прибытия группы конвоирования.

Группа формируется из расчета 3 человека на 1 преступника.
Группа прикрытия и применения специальных средств:

  1. проводит все подготовительные мероприятия по проведению специальной операции (установка специальной техники, определение мест проникновения для штурма, захвата и другие мероприятия);

  2. помогает группе захвата при штурме объекта, в шумовом, дымовом и огневом прикрытиях;

  3. оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим, организует их эвакуацию.

Состав группы - 2-3 снайперские группы(4-6 человек), 2 человека для прикрытия действий группы захвата дымами, 2-4 человека для применения специальных средств, 3-6 человек для оказания помощи группе захвата.
Группа разграждения:

  1. обеспечивает беспрепятственный выход групп на исходные позиции для проведения операции;

  2. проделывает проходы к объекту.

Состав группы определяется в зависимости от возможного объема задач и наличия для этого технических средств.
Группа конвоирования:

  1. сопровождает захваченных террористов к месту проведения следствия по факту совершенного преступления;

  2. не допускает контактов задержанных с посторонними лицами;

  3. предотвращает побег преступников во время конвоирования.

Численность группы в зависимости от числа задержанных.
Группа эвакуации:

  1. осуществляет временную эвакуацию людей, материальных ценностей и документации из зданий и помещений, расположенных в пределах досягаемости огня террористов, в зоне пожара или угрозы взрыва.

Группа состоит из 2-5 подгрупп численностью до 10 человек каждая.
Группа документирования противоправных действий:

  1. документирует противоправные действия террористов для последующей передачи документов следственным органам.

Численность группы определяется исходя из количества средств документирования и 7-8 человек прикрытия.
Следственно-оперативная группа:

  1. осуществляет неотложные следственные действия и необходимые оперативные и розыскные мероприятия.

Группа может включать до 10 следователей, 10-15 опер.работников и группу прикрытия.
Организационно-аналитическая группа:

  1. осуществляет сбор данных об обстановке и их обобщение, подготовку предложений для принятия решения на операцию, ведет карту (схему) действий.

Состав группы - до 5 человек.
Группа взаимодействия со СМИ:

  1. предоставляет информацию представителям СМИ о ходе проведения специальной операции, о действиях отличившихся военнослужащих, а также о противоправных действиях террористов;

  2. опровергает ложные сведения различного характера.

Группа создается на базе органов информации и общественных связей МВД РФ или ФСБ РФ, с включением при необходимости в ее состав представителей других министерств и ведомств РФ.

Кроме того, в зависимости от обстановки могут создаваться группы ликвидации угрозы взрыва, пожаротушения, спасательных работ, помощи пострадавшим и другие.

После принятия решения и постановки задач руководитель операции организует взаимодействие, всестороннее обеспечение и управление.

Взаимодействие организуется путем последовательной отработки порядка и способов действий сил и средств по задачам, рубежам, объектам, направлениям действий, месту, времени, этапам операции и способам выполнения задач, начиная с основных групп, в интересах которых организуется взаимодействие. При этом для организации взаимодействия может использоваться макет местности (объекта), карта и схема.

Организация взаимодействия, как правило, осуществляется с использованием следующих методов:


  • розыгрыша основных тактических эпизодов по возможным вариантам действий при освобождении заложников,

  • указаний руководителя специальной операции или докладов командиров подразделений и групп по порядку и способам действий, а также сочетания этих способов.

Руководитель специальной операции при организации взаимодействия должен указать:

  1. способы выполнения задач в специальной операции группами (элементами боевого порядка);

  2. порядок, время выдвижения, последовательность занятия группами (элементами боевого порядка) исходных районов (рубежей), их развертывания и подготовки к действиям;

  3. порядок ведения переговоров;

  4. порядок действий при оцеплении (блокировании) района проведения специальной операции и освобождении его от посторонних лиц;

  5. время штурма, места и способы проделывания проходов в заграждениях, перед объектом и внутри объекта;

  6. порядок действий остальных групп (элементов боевого порядка) по различным вариантам обстановки в интересах групп выполняющих главную задачу, в том числе при вооруженном противодействии со стороны террористов;

  7. порядок применения специальных средств и действий группы снайперов;

  8. организацию связи руководителя специальной операции с вышестоящим штабом и группами (элементами боевого порядка);

  9. порядок обеспечения командиров групп (элементов боевого порядка) топокартами (схемами) единого масштаба с единой кодировкой, средствами связи, защищенными от радиоперехвата и радиоэлектронного подавления, таблицами сигналов;

  10. порядок представления докладов, донесений, взаимной информации, документирования;

  11. порядок допуска представителей СМИ в район проведения специальной операции;

  12. сигналы управления, взаимодействия, взаимного опознавания, оповещения, целеуказания и порядок действий по ним;

  13. порядок, место и время проведения группами совместных тренировок (розыгрыша возможных вариантов действий);

  14. порядок всестороннего обеспечения;

  15. пункты управления и систему связи в операции;

  16. порядок действий после окончания специальной операции.

В ходе организации взаимодействия руководитель специальной операции добивается единого понимания всеми участниками специальной операции целей операции, боевых задач и способов их выполнения. Намечает и согласовывает варианты действий сил и средств группировки по обману террористов и обеспечению безопасности при освобождении заложников.

Взаимное опознавание и целеуказание между группами обеспечивается (достигается) с помощью радиотехнических средств, использования единых сигналов взаимодействия, сигнальных средств обозначения, а также визуального наблюдения и поддержания надежной связи между взаимодействующими группами (элементами боевого порядка). Детальные вопросы взаимодействия отражаются в плановой таблице (схеме) взаимодействия, которая разрабатывается оперативным штабом и доводится до исполнителей.


Порядок работы командира подразделения специального назначения при проведении специальной операции может быть следующий:


  1. получить распоряжение Оперативного штаба на участие в специальной операции;

  2. доложить руководителю операции о количестве личного состава, его вооружении и оснащении специальными средствами защиты и связи;

  3. уяснить поставленную задачу (понять замысел руководителя специальной операции на ее проведение, свою роль и место, роль и место подразделения в операции);

  4. всесторонне оценить обстановку на момент проведения специальной операции, определить тактику действий подчиненных групп в специальной операции;

  5. отдать предварительные распоряжения подчиненным на подготовку к участию в ней;

  6. согласовать (уточнить) вопросы организации управления и связи (сигналы управления, взаимодействия, целеуказания, взаимного опознавания);

  7. скорректировать расчет сил и средств по сложившейся обстановке, уточнить исходные позиции и очередность действий групп захвата и прикрытия;

  8. по указанию руководителя специальной операции разработать детальный план действий групп специального назначения на случай штурма с учетом местности и отражением в нем действий подчиненных по месту и времени, доложить его руководителю операции, а после утверждения довести до подчиненных;

  9. в соответствии с решением руководителя специальной операции и наличием времени организовать отработку вопросов взаимодействия как внутри групп захвата, так и с группами прикрытия (непосредственной поддержки), другими группами (элементами боевого порядка) на весь период проведения специальной операции;

  10. проконтролировать и оказать помощь командирам групп в подготовке подразделений к участию в специальной операции;

  11. с началом специальной операции непрерывно руководить действиями подчиненных групп, докладывать руководителю специальной операции о действиях групп захвата, групп прикрытия до момента выполнения боевой задачи;

  12. обеспечить безопасность заложников.

Действия при проведении операции по освобождению заложников.

Операция начинается с переговоров с террористами, захватившими заложников. Перед началом переговоров руководитель специальной операции совместно с группой ведения переговоров намечает стратегию и тактику их ведения.

При проведении переговоров необходимо руководствоваться следующими правилами;


  1. не начинать переговоры без точной оценки сложившейся ситуации и без продуманного плана их ведения;

  2. учитывать, что переговоры с террористами - гуманное и исключительно трудное дело;

  3. не привлекать к переговорам лиц, не вызывающих доверия у террористов;

  4. не давать нереальных обещаний террористам;

  5. не предлагать террористам больше того, что они просят;

  6. держать инициативу в своих руках, принимать активные конструктивные действия по поддержанию и развитию диалога с пользой для достижения целей переговоров;

  7. внимательно слушать террористов, их требования и условия, показывать, что их слышат, понимать то, что ими было сказано;

  8. разумно использовать время, говорить только по существу ситуации или в соответствии с тактикой оперативной игры и не игнорировать жизненно важных интересов террористов;

  9. не уклоняться от рассмотрения незначительных просьб террористов;

  10. при любом обещании выполнять пожелания и требования террористов, давать им понять необходимость и логичность получения уступок взамен;

  11. не устанавливать жесткие сроки и исполнения договоренностей;

  12. уклоняться от передачи террористам оружия, отравляющих, бактериологических веществ и боеприпасов или заложников, а также от освобождения находящихся под стражей преступников с нарушением правовых процедур;

  13. проявлять гибкость, выдержку, терпение, не допускать нервозности, сохранять психологическую устойчивость, не проявлять внешне чрезмерного беспокойства;

  14. подавлять в себе неприязнь к террористам, не реагировать на оскорбления и др. эмоциональные проявления;

  15. говорить доходчиво, убедительно, придерживаясь интеллектуального уровня террористов;

  16. воздерживаться от разговоров и действий, которые могут вызвать обиду, раздражение и агрессивность террористов, не выдвигать ультимативных требований, чтобы не вызывать ожесточенного сопротивления с их стороны;

  17. возобновлять прерванные переговоры с террористами лишь спустя некоторое время, дать им успокоится, но без риска утраты инициативы переговорщиками;

  18. при проведении переговоров с террористами официальной позицией считать принцип "никаких уступок террористам";

  19. избегать демонстрации силы во время переговоров.

В ходе переговоров следует убедить преступников в необходимости отказаться от их намерений. При получении отказа необходимо, частично удовлетворяя их требования (предоставление денег, средств защиты и т.д.), настаивать на освобождении заложников и, прежде всего, женщин, детей, престарелых и раненых.

В зависимости от результатов переговоров, оценки и анализа сложившейся ситуации оперативный штаб отдает распоряжение на проведение силового этапа операции.

Одновременно с ведением переговоров руководитель операции ставит задачу командиру специального подразделения на подготовку групп к применению силы на случай, если конечная цель не достигается ненасильственными способами. Проведение силовой операции при освобождении заложников - крайняя мера, когда все другие средства исчерпаны. Она проводится только при условии реальной опасности неминуемой гибели заложников, или если террористы начали уничтожение заложников.

В случае принятия решения на продолжение операции силовыми методами руководитель операции докладывает о готовности всех сил и средств к проведению специальной операции в Оперативный штаб и запрашивает разрешение на ее проведение.

По указанию руководителя операции группы (элементы боевого порядка) занимают рубежи и позиции, предусмотренные планом операции. Перед началом действий бдительность преступников должна быть максимально снижена вводом их в заблуждение отвлекающими и демонстративными действиями, а также группой ведения переговоров.

Блокирование района операции проводится скрытно с использованием естественных укрытий. Войсковые наряды группы блокирования в зависимости от условий местности располагаются на возможно близком, но безопасном расстоянии от объекта, в местах обеспечивающих хороший обзор всех выходов из него, а также возможность ведения прицельного огня при побеге лиц, захвативших заложников.

Руководством Оперативного штаба принимаются меры к установлению непрерывной радиосвязи с преступниками. Переговоры ведутся с преднамеренной (под различными предлогами) затяжкой времени в целях сдерживания дальнейшего развития преступления и выигрыша времени для проведения необходимых мероприятий.

По возможности до начала или с началом активных действий сообщить заложникам порядок их поведения при проведении операции. С началом активной фазы по команде руководителя операции группа захвата осуществляет скрытный подход к объекту. При этом проводятся действия, отвлекающие внимание преступников, используются складки местности и естественные укрытия, а также "шокирующие" факторы (длинные очереди холостыми патронами, сирены специальных машин, взрывы имитационных гранат и т.п.), дымы и другие специальные средства для прикрытия действий группы захвата при занятии исходных позиций перед началом штурма.

Штурм объекта группой захвата производится по команде руководителя операции. Он должен начинаться внезапно и неожиданно для террористов, осуществляться стремительно и напористо. В качестве сигнала к началу штурма целесообразно применять специальные средства, создающие звуковой эффект и отвлекающие преступников.

В темное время суток, в целях ослепления преступников и лишения их возможности наблюдать за действиями оперативных групп, используются прожекторные установки.

Одновременно усиливается разведка, уточняются секторы ведения огня и своевременно отдаются распоряжения на надежное огневое поражение активных узлов сопротивления в ходе штурма. Устанавливается визуальное наблюдение и радиоконтроль за взаимодействующими подразделениями и ходом специальной операции. Осуществляется контроль за временем и последовательностью занятия элементами боевого порядка определенных рубежей согласно замыслу операции. Проводится координация действий сил и средств в интересах групп, действующих на главном направлении. Определяются формы и методы взаимной поддержки при осложнении обстановки в ходе выполнения общей задачи, а также взаимозаменяемости. Проводится анализ докладов и поступающих донесений от командиров групп о выполнении ими поставленных задач. Проводятся мероприятия оперативной маскировки с целью введения террористов в заблуждение и достижения успеха в освобождении заложников. Предпринимаются меры по отвлечению внимания и усилий террористов от подразделения, попавшего в наиболее сложное положение. Своевременно оказывается медицинская помощь пострадавшим. Обеспечивается безопасность заложников. В случае, когда преступники в результате принятых мер покидают объект и пытаются скрыться, их задержание осуществляется силами групп захвата, прикрытия и блокирования.

При этом действия групп при проведении специальной операции будут зависеть от условий обстановки и характера объекта, в котором укрываются преступники, захватившие заложников.


Некоторые особенности действий при освобождении заложников:

  1. Действия по освобождению заложников, находящихся в помещениях, проводятся на территории ограниченной стенами, полом, потолком (крышей) здания или помещения. Из этого следует, что недостатками для действий по освобождению заложников будут являться:

возможность для наблюдения и ведения огня будет ограничена окнами и дверными проемами; ограниченность входов в помещение; готовность преступников к действиям войск с этих направлений; ограниченность в применении оружия из-за возможности рикошета и поражения заложников; осложнения для действий групп боевого расчета в многоэтажных зданиях.

Положительные стороны: ограниченность по маневру для преступников границами помещения; ограниченность преступников по наблюдению за действиями войск; фиксированность и сравнительно небольшая площадь расположения преступников и заложников; возможность более тщательного планирования операции при наличии плана помещения; возможность психологического воздействия на преступников через телефон, радио, другие средства.

При захвате заложников в отдельном здании количество групп захвата будет назначаться по 1-2 группы на каждый этаж. Расчет групп прикрытия будет подобный. Количество снайперов будет также увеличиваться. Для каждой группы будет назначаться участок здания для действий. Вход в здание может быть осуществлен через окна, двери, подземные коммуникации, путем высадки на крышу.

В помещениях производственного типа, таких как цеха, склады, ангары, численность групп может быть увеличена в целях быстрейшей проверки всей площади помещения. Возможность входа в помещения такого типа имеется непосредственно через стены и потолочные покрытия в связи с их невысокой прочностью.

2. Препятствиями для действий войск при освобождении заложников захваченных на транспортных средствах будут:

постоянное перемещение транспортного средства с преступниками и заложниками; как правило, исключена возможность скрытого и внезапного подхода к объекту на близкое расстояние для занятия исходного положения; необходимость до начала действий заставить объект остановиться; ограниченность или невозможность постоянного психологического воздействия на преступников; сложность держать объект под постоянным наблюдением и контролем; сложность в заблаговременном планировании действий; ограниченность в возможности перемещать своевременно все элементы боевого порядка за объектом.

Наряду с недостатками имеются и некоторые положительные стороны:

движение транспортных средств всегда ограничено границами дорог, железнодорожных путей, рек, наличием подготовленных аэродромов, аэропортов, а также велика зависимость от наличия топлива. Это дает возможность предугадать действия преступников, создать на дороге завал или затор, завести ж\д состав в тупик, где все элементы боевого порядка будут готовы к действиям, неожиданным для преступников.

3. Особенностью действий по освобождению заложников захваченных в ж\д вагоне будет то обстоятельство, что вход в вагон будет осуществляться через окна, т.к., скорее всего входы в вагон через тамбур будут под контролем преступников, а количество окон не позволит преступникам держать их все под контролем. Но вместе с тем количество личного состава, участвующего в штурме, необходимо увеличить для создания групп, входящих одновременно с 3-4 направлений. Попытку входа в вагон через двери тамбура можно провести в качестве отвлекающих действий.

4. Опыт освобождения заложников из ВС показывает, что условия воздушных судов не позволяют преступникам вести эффективное наблюдение за пространством вблизи объекта. Это дает возможность непосредственно сконцентрировать группы захвата и прикрытия возле самолета (вертолета), и начать штурм неожиданно для преступников.

5. Освобождение заложников на морских (речных) судах также имеют свою особенность. Она выражается в том, что подходы к судну будут затруднены из-за водного пространства и выдвижение к объекту придется осуществлять или с воздуха на вертолете или под водой, а так же начинать штурм с судна с которого будут вестись переговоры. Территория больших океанских лайнеров будет затруднять контроль за ней для преступников и может позволить в ночное время сконцентрировать силы на судне, перемещая их под водой.

6. При проведении операций на таких объектах как автомобиль или автобус следует учитывать то, что сравнительно небольшая площадь таких транспортных средств будет затруднять применение оружия, т.к. преступник (преступники) будет находится на близком расстоянии с заложниками и это потребует организации более четкого взаимодействия между группами боевого расчета и внутри самих групп. Преступники могут быть поражены огнем снайперов, подошедших на близкое расстояние.

7. Действия по освобождению заложников, находящихся на местности, имеют свои положительные и отрицательные стороны. Сложность для действий будет представлять:

возможность у преступников перемещаться в любом направлении; имеется возможность для захвата новых заложников; возможность укрытия для преступников и заложников; в некоторых случаях невозможность внезапного сближения с преступниками; сложность психологического воздействия на преступников. Исходя из этих факторов возможно увеличение района проведения операции.

Положительными факторами будут являться:

более широкая возможность применения снайперов, возможность для маскировки групп захвата и прикрытия, организация действий из засады; в определенных обстоятельствах, проводя демонстративные действия можно заставить двигаться преступников в нужном направлении или содержать заложников на нужном объекте; скорость движения пешим порядком с заложниками у преступников будет ограничена.

Используя транспортные средства, руководство операции будет иметь возможность концентрировать необходимые силы и средства на нужном направлении заранее.
Работа с местным населением.
В ходе ведения боевых действий в районах чрезвычайных ситуаций успех во многом будет зависеть от умело организованной и продуманной работы с местным населением. Эта работа организуется и проводится всеми органами военного управления непрерывно и тем активнее, чем сложнее и напряженнее обстановка. Ответственность за состояние этой работы несет заместитель (помощник) командира (начальника) по воспитательной работе.

Целью работы с местным населением является создание благоприятной обстановки для выполнения федеральными войсками поставленных задач в районах чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами этой работы являются:


  • разъяснение местному населению причин, характера и сущности конфликта, гуманной миссии наших войск;

  • создание благоприятной информационной обстановки, общественного мнения и поддержки, формирование позитивного отношения местного населения к нашим войскам;

  • проведение мероприятий по информационно-психологическому противодействию, пресечению слухов и панических настроений среди населения, выявлению зачинщиков беспорядков и их локализации;

  • изучение личным составом района боевых действий, традиций, нравов и обычаев местного населения, профилактика противоправных действий военнослужащих в отношении местного населения.


Основные направления работы с местным населением:

  • подготовка и проведение информационно-пропагандистских акций;

  • создание благоприятной информационной обстановки в регионе;

  • отработка специальных мероприятий по информационно-психологическому противоборству;

  • проведение информационно-воспитательных мероприятий с личным составом наших войск;

  • организация взаимодействия российских войск с органами МВД, ФСБ, местным руководством, общественными и религиозными организациями.

Одним из основных направлений работы с местным населением является проведение целенаправленных информационно-пропагандистских акций.

Информационно-пропагандистские акции проводятся в целях формирования общественного мнения в интересах действий наших войск.

Основные мероприятия этой работы включают:


  • доведение до населения политики российского руководства в вопросе урегулирования конфликта, принимаемых им мер по стабилизации обстановки в регионе, поиске приемлемых для воюющих сторон мирных, политических способов решения стоящих проблем (решение этой задачи предусматривает проведение митингов, пресс-конференций, переговоров и заседаний совместных комиссий;

  • встречи с местным руководством и старейшинами;

  • трансляция специальных теле и радиопередач;

  • распространение видео и звуковых материалов, печатной продукции;

  • оказание гуманитарной помощи населению и др.).

Эту работу организуют и проводят соответствующие органы государственного и военного управления совместно с воспитательными органами. Для проведения отдельных мероприятий могут быть задействованы специальные подразделения. В этом плане сильное эмоциональное воздействие на население может оказать распространение видеоматериалов и демонстрация по центральному и местному телевидению документальных фильмов, на кадрах которых зафиксированы жестокие страницы безумных и кровавых междоусобиц: изощренные действия фанатиков-националистов, трупы ни в чем не повинных детей, женщин, стариков, сожженные и разграбленные дома, бедствия людей в лагерях беженцев, уничтоженные посты и заставы, убитые и раненые военнослужащие и т.д.

Важным направлением работы с местным населением является создание благоприятной информационной обстановки в регионе, общественного мнения и поддержки. Особое место в этой работе занимает взаимодействие с местными средствами массовой информации в интересах формирования позитивного отношения местного населения к нашим войскам. Эту работу организуют и проводят воспитательные органы совместно с органами местного управления, СМИ, военной печати и пресс-службами (пресс-центрами) группировок наших войск. Формы этой работы разнообразны. К числу основных относятся: обмен информацией, выпуск совместных теле радиопередач, информационных бюллетеней, публикаций и т.д.
Информационно-психологическое противоборство (ИПП) - система мероприятий, осуществляемых в целях достижения превосходства над противником путем противодействия и защиты войск, местного населения от негативного информационного воздействия. Эту работу организуют и проводят соответствующие органы военного управления совместно с воспитательными органами в тесном взаимодействии со специальными подразделениями по подготовке и проведению ИПП. Командир (начальник), воспитательные органы, организуя ИПП должны учитывать, что эффективность противодействия будет выше, если осуществлять его с учетом определенных психологических рекомендаций:


  • организуется разъяснение войскам и населению приемов и техники ведения пропаганды противником, какие конкретно психологические акции и действия предпринимаются им для решения политических и военных задач;

  • через органы СМИ и местного управления до населения доводится информация, свидетельствующая об истинных намерениях, фактах глумлений и издевательств, изощренных приемах и методах действий боевиков;

  • проводятся разведывательные мероприятия по выявлению и уничтожению сил и средств психологических операций банд формирований;

  • в интересах ИПП используются данные радиоперехвата переговоров боевиков;

  • осуществляется подавление средствами РЭБ передач теле радиостудий банд формирований.

Особое место в арсенале приемов и методов действий банд формирований занимает распространение слухов. Они становятся эффективным средством психологического воздействия, особенно в кризисных ситуациях, экстремальным проявлением которых являются вооруженные конфликты. Их цель - посеять недоверие, заставить усомниться, завести в заблуждение, сбить с толку и т.д.

Командирам (начальникам), воспитательным органам целесообразно изучать, отслеживать реальные трудности и проблемы местного населения, предпосылки возможных конфликтов, тщательно выявлять все то, что может послужить питательной средой для распространения слухов и панических настроений среди местного населения. Своевременная объективная и четкая информация войск и населения о тех или иных трудностях складывающейся обстановки, объяснение причин и принимаемых мер, а также другая работа в этой связи позволяют упредить противника в его действиях.

Чем больше справедливости, гуманизма, военной и социальной компетентности в действиях наших войск, тем меньше возможностей у боевиков эксплуатировать в своих интересах местное население.



Мероприятия по выявлению зачинщиков беспорядков и их дальнейшая локализация проводятся совместно с органами военной контрразведки, в тесном сотрудничестве с местными правоохранительными органами и структурами ФСБ.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница