Действительно ли интернет двигатель демократии? Юрий Зиссер, основатель белорусского портала tut. By



Скачать 413.06 Kb.
страница1/4
Дата19.11.2016
Размер413.06 Kb.
  1   2   3   4
Действительно ли интернет – двигатель демократии?
Юрий Зиссер, основатель белорусского портала TUT.BY

РЕЗЮМЕ. В данной статье рассматривается влияние информационно-коммуникационных технологий на различные аспекты развития белорусского общества. На исторических данных национальных опросов НИСЭПИ исследуется зависимость мнений граждан Беларуси по вопросам общественной и политической жизни страны от частоты использования ими доступа в интернет. Приводится обзор мнений международных экспертов о революциях через интернет. По результатам исследований НИСЭПИ делается вывод о наличии сильной корреляции между демократическим выбором опрашиваемых и использованием ими интернета. В то же время, вопреки распространенному мнению, полученные цифры не позволяют говорить о прямой зависимости (корреляции) между ростом проникновения интернета и движением общества в сторону демократии.

Предпосылки


Уровень проникновения интернета в Беларуси постоянно растет. К сожалению, массовых полевых исследований о белорусском интернете проводилось немного, выполнены они по совершенно различным методикам, отчего их результаты сильно разнятся. В одних исследованиях пользователем интернета считается тот, кто хотя бы раз в три месяца (или полгода) вышел в интернет, в других исследуется месячная аудитория, в третьих ­– ежедневная. Одни исследования опираются на городскую аудиторию 16+, другие – на все население. Наконец, в отсутствие полевых исследований в СМИ часто публикуются различные неполевые исследования, построенные либо на анализе данных интернет-провайдеров о числе подключений к интернету (Министерства связи и информатизации РБ, Международного союза электросвязи ITU), либо на исследовательских интернет-панелях (Gemius, НОВАК, Alexa) или счетчиках (Мерник, Акавiта, LiveInternet).

Так, количество пользователей интернета в Беларуси в марте 2012 г. по данным иследовательской компании Gemius составило 4,29 млн человек, по данным Национального статистического комитета Беларуси в конце 2011 г. – 6,80 млн человек, а по данным ООН на тот же период – 32%, или 3,1 млн человек, считая население Беларуси равным 9,4 млн. В то же время по данным Национального статистического комитета в мае 2012 г. уровень проникновения интернета в Беларуси составил 39,6% населения. (Все приведенные выше данные взяты из раздела «Цифры» посвященного информационным технологиям сайта IT.TUT.BY, там же указаны ссылки на первоисточники).

Разнобой методик и цифр не позволяет с высокой степенью достоверности судить об этом важнейшем индикаторе уровня развития информационного общества. К сожалению, объем данной публикации не позволяет сделать полный обзор этих исследований, да и устаревают данные слишком быстро. Однако можно сделать вывод о том, что уровень проникновения интернета среди всего населения, включая грудных младенцев и стариков, существенно выше 40%, среди населения 16+ – свыше 50%, а в крупных городах, где старшие школьники практически поголовно пользуются интернетом, уровень еще выше.

Конечно, Беларусь еще с советских времен была развитой в плане компьютерных технологий. Однако о начале влияния информационных технологий на белорусское общество можно говорить лишь с начала XXI века, когда интернет, компьютеризация и всеобщая «мобилизация» стали преображать как наши бытовые привычки (в том числе общения), так и бизнес-процессы, что и знаменует начало информационного общества.

Во-первых, быстрый рост уровня жизни белорусов, с одной стороны, и удешевление компьютерной техники, с другой, сделали персональные компьютеры по-настоящему доступными и положили началу массовому приобретению компьютеров предприятиями, а затем и населением. По данным Минстата РБ, если в 2000 году в Беларуси на 100 семей приходилось два компьютера, то уже в 2007-м — 26, причем в семьях с детьми до 18 лет — 40, а в мае 2012 г. – 46,4.

Во-вторых, плавное, но регулярное удешевление доступа в интернет уже к 2005-2006 гг. сделали доступ в интернет доступным подавляющему большинству населения и 100% предприятий, а примерно к 2009 году не осталось белорусов, которые не в состоянии себе позволить доступ в интернет, месячный тариф на который упал примерно до 5% размера среднемесячной пенсии. В настоящее время ввиду девальвации 2011 г. при сохранении цен практически неизменными стоимость доступа в интернет относительно доходов населения упала еще ниже.

Ну и, в-третьих, трудно переоценить вхождение в нашу жизнь услуг мобильной связи. Удешевление услуги привело в мобильный мир миллионы белорусов, а практически все новые услуги операторов мобильной связи (GPRS, 3G, 4G, LTE и т.д.) основаны на мобильном интернете. По данным исследовательской компании Gemius, доля мобильных пользователей среди общего числа пользователей интернета в декабре 2011 г. составила 11,36%, но в последнее время ввиду вызванного льготной ценовой политикой операторов связи массового перехода абонентов мобильной связи на смартфоны она стала быстро увеличиваться. Так, в июле 2012 г. доля мобильных пользователей портала TUT.BY составила около 15%, в то время как годом ранее она находилась в целом в пределах 5%.

«Новая экономика»

Перечисленные выше предпосылки начиная с 2000 г. позволили осуществиться следующим поворотным событиям, давшим старт вхождению Беларуси в информационное общество:



1. Появление белорусских предприятий «новой экономики» (интернет-компаний), продукцией которых являются информационные услуги в чистом виде, предоставляемые через интернет: электронные торговые площадки, платежные системы, веб-сайты, порталы, электронная почта, информационно-поисковые системы, электронные каталоги (предприятий и организаций, экспортеров и т.п.), а также начало частичного перехода бизнеса предприятий традиционной экономики в электронную форму: электронные магазины, системы поддержки дилерских сетей и предварительного заказа продукции через интернет, корпоративные сайты, продажа билетов через интернет и т.д.
2. Появление в Беларуси медиа, распространяемых исключительно через интернет: сайты новостных агентств, RSS-подписки, а также интернет-газеты в виде электронных почтовых рассылок (например, «Ежедневник»). В настоящее время ежедневные бумажные газеты как источник новостей прочно уступили свою роль новостным сайтам, получившим преимущество как из-за скорости появления новостей, так и благодаря более широкому спектру представленных в них мнений и точек зрения и возможности обмена мнениями о прочитанном с другими читателями, а также простоты обратной связи: темы для многих актуальных новостей все чаще присылаются в редакции сайтов самими читателями.
3. Распространение самообслуживаемых web2.0-сервисов, контент которых формируется самими пользователями: форумы, блоги, чаты, личные сайты, сервисы знакомств, поиска работы, фото- и видеохостинги и т.п. Сервисы интернет-общения стали играть важную социально-коммуникативную функцию, позволяя пользователям не только распространять информацию, но и обсуждать ее. К сожалению (и одновременно к счастью), многие события сегодня становятся известными только благодаря их появлению в социальных сетях. Следует также отметить особое место программы Skype, позволившей осуществлять междугородные и международные звонки бесплатно или за небольшие деньги в любые страны мира.
4. Появление услуги мобильного интернета, позволяющей белорусам пользоваться интернетом в любой точке Беларуси, а для самых обеспеченных – и в других странах мира. Данная услуга «отвязала» пользователей от «большого» компьютера и квартиры, позволяя потреблять интернет-услуги в той точке мира, где они находятся в данный момент, и с того технического устройства (ноутбука, мобильного телефона, планшета и т.д.), которое у них под рукой. Теперь интернетом можно пользоваться на лекции, в курилке, на даче, на улице, в транспорте (и, к сожалению, даже за рулем).
5. Появление сайтов всех органов государственной власти и управления, а также подавляющего большинства предприятий, организаций, учреждений. Кроме того, интернет стал играть заметную роль в коммуникации как внутри предприятий, так и между ними, сделав ненужными или модифицировав целые пласты корпоративных коммуникаций: селекторные и производственные совещания, командировки, выставки, конференции семинары, тендеры и т.д. Их место полностью или частично заняли системы управления предприятием, видеоконференции, вебинары, электронные биржи и доски объявлений о товарах и услугах.
6. Распространение интерактивного интернет-телевидения, так называемого IPTV, или TV on demand, когда пользователь имеет возможность смотреть любые телепрограммы по десяткам и сотням телеканалов в то время, которое для него удобно, преодолевая ограничения сетки вещания. Особенно преуспело во внедрении услуги IPTV РУП «Белтелеком», сообщив, что число абонентов сервиса ZALA на июль 2012 г. превысило 0,5 млн человек, притом люди стоят в очереди на подключение, и национальный оператор электросвязи не успевает обработать все заявки из-за высокого спроса на услугу. Учитывая, что телевизор обычно смотрит вся семья, легко прийти к выводу о том, что охват населения Беларуси услугами интернет-телевидения превышает 1 млн человек.
7. Интересный социальный феномен являет собой наша отрасль программирования. Беларусь занимает 13-е место в мире по объемам оффшорного программирования, а 4 компании из ТОП-100 лучших софтверных компаний мира – белорусские. В феврале 2012г. впервые в истории белорусская компания разместила акции на Нью-йоркской фондовой бирже, и это был не флагман материального производства, а частная компания EPAM Systems – крупнейший разработчик ПО в Центральной и Восточной Европе со штатом свыше 7000 ИТ-специалистов, большая часть которых живет и работает в Беларуси. Свыше 100 предприятий, входящих в Парк высоких технологий, экспортируют белорусское программное обеспечение на четверть миллиарда долларов, причем эта сумма почти целиком являет собой добавленную стоимость, т.к. материальные затраты в отрасли практически отсутствуют. Сегодня в Беларуси по разным оценкам трудятся около 30 тыс. программистов, тестировщиков, системных администраторов, системных аналитиков и других ИТ-специалистов, которые представляют собой все более заметный социальный феномен в силу своей приверженности интернету и свободной экономике с одной стороны и довольно высокой степени аполитичности с другой.

Причем в ближайшие годы и десятилетия белорусская ИТ-отрасль в силу многих причин будет только расти, расширяя свое влияние на другие слои общества и делая белорусскую экономику более соответствующей реалиям XXI века. Характерно, что эта отрасль почти полностью частная. Соответственно, царящие в ней новые экономические отношения могут привести и к сдвигу в экономических ценностных ориентациях многих белорусов и соответственно большей внутренней степени их демократичности.


Таким образом, компьютеризация и интернет начали преображать жизнь белорусского общества. И хотя ежедневное использование компьютеров и интернета в быту и по-настоящему широкое использование интернета пока не стало настолько же массовым явлением, как, например, мобильная связь, стало возможно говорить о зарождении информационного общества в Беларуси.

Нередко интернет воспринимается как медиа. Действительно, интернет коренным образом изменяет способы доставки новостей читателям. Рост использования цифрового контента среди населения носит взрывной характер, что хорошо видно из табл.1, иллюстрирующей интерес посетителей белорусского портала TUT.BY к титульной странице этого портала, основное содержание которой – заголовки свежих новостей.

Табл. 1

Среднесуточное число загрузок титульной страницы белорусского портала TUT.BY



Декабрь года

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Май 2012

Тыс. загрузок

7

20

25

50

120

175

250

390

700

1000

1300

1600

2100

В то же самое время тиражи большинства отечественных бумажных СМИ, особенно ежедневных, на протяжении последних 15 лет ежегодно падают на 10-15%, что, впрочем, отражает общемировую тенденцию: никому не нужны вчерашние новости. Да и весь мир стал меньше читать, но больше ездить и видеть жизнь своими глазами.

Вполне естественно возникает вопрос о влиянии интернета на происходящие в стране общественно-политические процессы.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница