Данные трудности касаются непосредственно и меня



Скачать 136.05 Kb.
Дата04.05.2016
Размер136.05 Kb.
Аннотация
Социально-экономические и государственно-политические преобразования, начавшиеся в конце 80-х гг. прошлого века, существенно повлияли на идеологию, содержание, способы и средства воспитания.

В современной сложной социокультурной ситуации, когда начался процесс отработки механизма реализации Концепции модернизации Российского образования , у работников образования «возникли новые трудности в осуществлении воспитания как приоритета образования» (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г).

Данные трудности касаются непосредственно и меня – Смирнову Веру Борисовну, учителя математики и классного руководителя трех выпусков: 1994г., 1999г., 2006г., выпускницу 1974 года школы №8 с 25-ти летним педагогическим стажем работы в стенах родной школы, финалистку городского конкурса педагогического мастерства «Самый классный - классный» (2008г.), награжденную Специальным дипломом «За разработку и реализацию авторской педагогической технологии процесса воспитания классного коллектива.

В настоящее время, являясь классным руководителем 8б класса, «нахожусь в трудном, критическом» - переходном возрасте, для описания которого психологи предпочитают такие выражения, как «гормональная буря», «эндокринный шторм», «скачок роста». Это проявляется в том, что чрезмерная активность подростков может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, эгоизм чередуется с альтруизмом, живая любознательность переходит в умственное равнодушие.

«Ключом ко всей проблеме психического развития в этом возрасте является ПРОБЛЕМА ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКА, т.к. происходит разрушение старых интересов и возникновение новых» - писал Л. С. Выготский, который выделил несколько основных групп интересов подростка – ДОМИНАНТЫ.


  • «Эгоцентрическая» - интерес ребенка к собственной личности.

  • «Доминанта дали» - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближайшие, текущие, сегодняшние;

  • «Доминанта усилия» – тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые проявляются в упрямстве, борьбе против взрослых, протесте и других негативных поступках;

  • «Доминанта романтики; – стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.

Центральным новообразованием подросткового периода является САМОСОЗНАНИЕ, которое формируется через отношения с взрослыми и сверстниками, через прямое заимствование или подражание, путем самовоспитания и самообразования.

Процесс самоутверждения может идти различными путями, а в настоящее время возникли или активизировались НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

Педагоги и родители должны знать МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ, которые делятся на две категории:


  • естественные, возникшие самостоятельно (битники, хиппи, панки и др.)

  • искусственно созданные (готы, эмо).

Актуальность, современность, востребованность изучения данной темы «Портрет явления: неформальные молодежные движения» для родителей, учащихся и педагогов очевидна.

Проект:

« Мир в котором мы живем.»

( портрет явления: неформальные молодежные движения).
Форма: общее классное собрание.

Цель:

Сформировать представление родителей и подростков с явлением: субкультура (Subculture От лат.Sub - под + Cultura - воспитание) как системой ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры, влияющей на познавательные и созидательные способности личности человека, стимулирование родителей и подростков к самопознанию.


Участники: родители, учащиеся, классный руководитель, психолог, социальный педагог.
Ход мероприятия.

Подготовительный этап:

  • Блиц-опрос родителей.

  • Блиц-опрос учащихся.

  • Консультация с социальным педагогом.

  • Консультация с психологом.

  • Формирование экспертной группы.

  • Формирование редакционной группы.

  • Создание презентации.


На первом этапе родителям и учащимся предлагается вопросы по существу заявленной темы.

Блиц-опрос:

1. Знакомы ли ВЫ с термином - «субкультура»?

2. Знаете ли Вы значение термина – «субкультура»?

3. Какие неформальные молодежные движения Вы знаете?

4. Представителей каких молодежных движений можно встретить на улицах нашего города?

5. Чем выделяются представители различных субкультур?

6. Какую музыку слушают представители неформальных объединений?

7. Хотели бы Вы получить информацию о субкультурах?

8. Хотели бы Вы поделиться своими размышлениями на данную тему?

9. Представители каких субкультур есть в нашей школе или классе?


По рузультатам блиц-опроса их числа родителей и учащихся формируется группа ЭКСПЕРТОВ, проводится консультация у социального педагога и психолога по систематизации материалов к собранию.

Редакционная группа создает «Презентацию» по представленным материалам с использованием диска «Ведущие целостные молодежные субкультуры».

На собрании учащиеся и родители по их желанию разбиваются на 4 творческие группы:

  • Естественные субкультуры (битники, хиппи, панки и пр.);

  • Искусственные субкультуры (эмо, готы);

  • Пассивные наблюдатели;

  • Активные наблюдатели.

В конце собрания представители от каждой группы высказавают свое отношение к предложенной теме и впечатления от проведенного мероприятия.
Вводная часть.

Выступление классного руководителя.

Данные социологических исследований в России

Опрос молодых людей (15-29 лет) показал:



  • 50 % субкультурные течения не интересуют,

  • 45% безразличны любые объединения людей, включая политические,

  • 7,5% вообще ничего не знают о молодежной субкультуре,

  • 17 % негативно относятся к молодежной субкультуре, считая ее вредной для общества

  • симпатию к тем или иным субкультурным движениям выразили 30 % респондентов .

Данные социологических исследований в России

Опрос представителей старшего поколения (старше 40 лет) показал:



  • 39 % считают субкультурные объединения разлагающими молодежь,

  • 14 % взрослых не видят в них ничего плохого,

  • 4% находят субкультурные объединения полезными для молодежи, позволяющими ей самовыражаться,

  • 25 % выразили безразличное отношение,

  • 15 % ничего не знают о молодежных течениях.

Психологические особенности подросткового возраста, располагающие к формированию субкультуры

1. Сложное самоопределение в позиции взрослый-ребенок и борьба за право быть взрослым.

2.Пробуждающаяся сексуальность и борьба мотивов (нравственная установка СУПЕРЭГО против ИД)

3.Потребность в самоутверждении себя как значимого человека в обществе, уважении своей личности.

4. Начало осмысления себя как части Человечества. Первые мысли о смерти.

5. Попытка осмысления и интеллектуализации разнообразных жизненных явлений.

6.Соматические проблемы, связанные с состоянием здоровья.

7. Смена авторитетов ( референтная группа представлена преимущественно сверстниками)




  • Субкультура (Subculture От лат.Sub - под + Cultura - воспитание)- система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

  • Субкультура — это способ выражения индивидуальности молодых людей. Молодежная субкультура - совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие, формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. Для молодежной субкультуры характерны попытки сформировать:

  • собственное мировоззрение;

  • своеобразные манеры поведения,

  • стили одежды и прически,

  • формы проведения досуга и т.д.


Эксперты с использованием «Презентации» знакомят присутствующих с материалами о неформальных молодежных движениях.
СПОРТИВНЫЕ ФАНАТЫ

Характерные черты:

  • Отсутствие интереса к спорту, как способу самосовершенствования,

  • Обожание, идеализация «кумиров» и некритическое к ним отношение,

  • Высокая агрессивность, склонность к алкоголизации,

  • Фитишизм, склонность к ношению элементов формы любимой команды,

  • Высокий уровень сплоченности «против врага» (соперника).


РОКЕРЫ появились в середине 60-х годов и достигли своего расцвета в конце 60-х - начале 70-х годов, как в Англии, так и на континенте. Рокеры - выходцы преимущественно из семей неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных и "проблемных" семей.

  • Важное место занимает рок-музыка. Прослушивание записей - одно из основных занятий рокеров.

  • Особенности поведения составляют специфический маскулинный стиль, являющийся принадлежностью неквалифицированной и мало оплачиваемой части рабочего класса. Субъективный мир - конкретный, в нем нет места сомнению, и чувствам вины, абстрактные понятия и отвлеченные рассуждения им не свойственны, а межличностным контактам присущи прямота, открытость и простота.

  • Широкое использование кличек вместо настоящих имен.

  • Популярность "физических" способов общения, т.е. всевозможных потасовок, толчков, ударов, выпадов агрессивного типа.

  • Речь - громкая, быстрая, грамматически неправильная, с обилием жаргонизмов и жестикуляции.

  • Много различных моторизованных групп, которые точнее называются уже не рокеры (rockers), а «БАЙКЕРЫ».

  • Имеют излюбленные участки со своими клубами, кафе, барами, пивными и т.д.,


МОДЫ - так называли себя юные англичане в начале шестидесятых годов. Они были увлечены музыкой соул, выпускаемой американской компанией Motown Records, а также джазом, ритм-н-блюзом, ямайской музыкой.

Характерные черты

Одежда: модная молодежная одежда (псевдовоенный стиль, пончо, короткие плащи, теннисные рубашки, армейские ботинки, мокасины - все яркое и недешевое, бесформенные армейские куртки-парки. Транспорт: итальянские мотороллеры, Веспа или Ламбретта, увешанные десятками хромированными зеркал, дугами, антеннами. Высокие спинки сидений, шины с белыми полосами.

В России были хард-моды, которые впоследствии трансформировались в скинхедов.

СКИНХЕДЫ В РОССИИ

В России скинхеды появились в начале 90-х. В 1992-м в Москве было около десятка скинхедов. Вели они себя тихо, в основном занимались самолюбованием и демонстрацией себя в центре города. Эти самые первые скины были чистым продуктом подросткового обезьянничества: они старательно подражали западным образцам.



Характерные черты

В одежде подражают своим западным единомышленникам.

Любовь к флагу рабовладельческой Конфедерации, нашиваемому обычно на рукав или (если нашивка большая) на спину куртки-«бомбера». В ходу также нашивки в виде свастики, кельтского креста, портрета Гитлера, числа 88 (то есть «Heil Hitler!») или букв WP («White Power»).

Обычно не носят с собой никакого оружия , но в драках пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку.



БАЙКЕРЫ - романтико-эскапистская субкультура. Некоторые исследователи ошибочно относят эту субкультуру лишь к спортивным разновидностям молодежного движения. К концу 90-х гг. в Москве насчитывается около трех тысяч байкеров и еще примерно около 10-15 тыс. юношей и девушек «околобайкеровской тусовки» с большим или меньшим постоянством участвующих в развитии этой субкультуры.

Характерные черты

Музыкальный стиль — тяжелый рок и рок-н-ролл. Отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий. В их клубах и в знаменитых байк-шоу выступают исполнители: Гарик Сукачев и группа «Мальчишник», «Тайм-Аут», «IFK», «Догс», «Дизель» и другие.

К субкультуре байкеров близко примыкают молодежь и подростки, увлекающиеся техникой, мотоциклами, автомобилями, картингами, скутерами (появились водные байкеры), которые получают удовольствие от занятий техникой, гонками, наконец, просто от спокойной езды на хорошей машине и значительно меньше уделяют внимания атрибутике, ритуалам идеологии байкеров.

Их девизы:

Байкерство - это не просто увлечение, это самореализация!

Байкерство - это не просто движение, это результат!

Байкерство - это не просто запах свободы, это сама свобода!

Байкерство - это не просто стиль жизни, эта сама жизнь!
ХИППИ Субкультура возникла в 60 -х гг. XX в. на Западе в эпоху роста радикальных настроений, «студенческих бунтов» в Европе, выступлений против агрессии США во Вьетнаме, «сексуальной революции».

Характерные черты


  • Проповедь идей ненасилия (пацифизма);

  • Идея всеобщей и свободной любви;

  • Идея коммунальной (общинной) жизни, возвращение к «естественным» отношениям;

  • Попытки вырваться из повседневного, одуряющего своей монотонностью бытия, стенами которой были мещанские добродетели: деньги, благосостояние, карьера, умеренный консерватизм;

  • Одежда старая и нарочито рваная, длинные волосы,

  • Обожание песен «Битлз» и других рок-групп.

  • Битловское «All you need is love»

  • («Всё, что тебе нужно, - это любовь») стала девизом.



ПАНКИ Punk - так называли на уличном жаргоне проституток. В Америке в начале XX века его относят уже к заключённым - "шестеркам". Сегодня это слово употребляется в значении "грязь", "гнилье", "отбросы". Панки являются антагонистами хиппи, хотя имеют с ними много общего.

Характерные черты

Относятся к анархо-нигилистическому направлению, в настоящее время — маргиналы среди молодежных субкультур.



  • По социальному составу в отличие от элитарных хиппи - дети рабочих районов.

  • В языке употребляются слова воровского жаргона: «маза», «хавать», «лабать» и др..

  • Чтобы стать панком, иногда нужно пройти испытание. Например, неделю питаться из помойки или же просидеть три дня в контейнере для мусора и говорить: «Доброе утро» каждому человеку, подходящему к нему с мусорным ведром.

  • Цель каждого панка - эпатажем защищаться от любопытствующих или осуждающих обывателей, «скучающих мажоров».


ГОТЫ имеют так называемое готическое мировоззрение или, "жизненную философию" сочетающие два основных элемента: абсолютный индивидуализм и необычную романтику (neo/dark romantics). Всегда стремятся к большему в жизни, ищут красоту даже в том мире, в котором ее нет, всегда смотрят на все (негативные и позитивные) стороны жизни, не закрывая на них глаза. Пытаются изменить каждый серый, банальный день - внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников.

Отличительные черты

Самая обычная сурово-черная одежда (корпоративный имидж) вамп-имидж на основе черного цвета с серебряными украшениями.



  • В философии превалирует мировоззрение carpe diem, сегодняшний день последний, а потому его нужно соответственно прожить.

  • Эмоции боли и агрессии дезавуируются. Готы не слабеют от грусти, мрачности, депрессии, а находят в этом свою радость, энергию и силу.

  • К готике часто приходят через "черную" полосу жизни, которая заставляет отделить фальшь от истинных эмоций.

  • Любят готическую музыку или литературу, арту, etc.

  • Движение готов в России находится в стадии формирования.

  • Субкультура нынешнем положении может быть отнесена к неагрессивной, социально-безопасной.


ХАКЕРЫ. Термин "хакер" имеет американские корни. Его развитие прослеживается с конца 60-х годов до нашего времени и происходит от движения хиппи. Хакерство неоднородно — разница между хакерами, кракерами, кибертеррористами и хактивистами незаметна, но весьма значительна. История хакеров, началась с фрикинга, бесплатного использования телефонных сетей в 70-х, в начале 80-х.

Отличительные черты

Использование глубоких знаний компьютерных технологий исключительно в целях мошенничества

Демонстративный протест посредством нарушения Закона.



РАЙТЕРЫ – субкультура «пишущих и рисующих». Основная философия основана на приходящем характере искусства. Для изображений используются заборы, асфальт, стены зданий. Каждый рисунок должен быть неповторимым!

Неформалы (экстернальная субкультура) - ведущая субкультура в отсутствии сформировавшейся философии. Основная идея – заявить о себе: «Я не такой как другие», «Я самостоятелен и независим», «Я делаю только то, что мне нравится» «Плевал(а) я на вашу культуру» и т.д.

Отличительные черты

  • Использование жаргона(часто заимствованного из уголовной лексики). Ненормативная лексика как норма общения.

  • «особые» прически (бритые наголо, ярко окрашенные или слишком длинные волосы).

  • Вызывающая одежда, как бы говорящая: «Вот я, обратите внимание».

  • Очень яркий макияж на девушках, элементы украшений у юношей (серьги) и т.п.

  • Чем активнее «борьба» против этой субкультуры, тем активнее она распространяется.

ЭМО - демонстрационный отказ жить по правилам капитализма, реакция на засилие цивилизации бизнеса. Данное течение слабое, истеричное и неполное повторение субкультуры хиппи 60-х годов. Ценят хрупкость и индивидуальность каждой личности, эмоциональности.

Отличительные черты

  • Девочки заплетают косички и хвостики, заколки берут с пометкой «детям до трех лет».

  • Предпочитают обтягивающие кофты ярких цветов с аппликациями.

  • «Почтальонская» сумка с мультяшными героями .

  • «Малыши» обожают различные значки, цепляют их на кепки, сумки и носки.

  • Зимой и летом ходят в кедах разных цветов, но желательно розового.



Заключительный этап.

Родителям выдаются памятки.
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК – ГОТ.


Вот этого бойтесь

Не беспокойтесь

Готы любят тушить об себя окурки и кромсать ножичком тело, этим демонстрируют, как им паршиво на душе.

Не убегают из дома, такие радикальные шаги готы считают глупостью.

Просто по неосторожности выпьет на одну таблетку больше, чем надо для имитации суицида, и проведет недельку под капельницей.

Думают о будущем: куда поступать, где работать, поэтому нормально учатся.

Готы пьют исключительно слабоалкогольные коктейли.

Как правило, с окончанием института готы превращаются в обычных клерков.



ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК - ЭМО.


Вот этого бойтесь…

Не беспокойтесь

1. Будет плохо учиться, т.к. эмики считают, что им все должны. Отношение к учителям у них такое же.

1.Не склонны убегать из дома, самостиятельность и лишние проблемы эмо не нужны.

Ухудшится здоровье, потому что регулярно пьют , курят, любят гамбургеры, прокалывают друг другу дырки, не заботятся о гигиене.

Суициды-это не путь малышей

Не спешат к сексуальной жизни, ведь это так по взрослому, а это не для них.

Творческие группы обмениваются впечатлениями о полученной информации.

Резюме:

Позитивно относятся к субкультурам 30% родителей и 50% учеников.

Ранее были знакомы с молодежными движениями:


  • родители – рокеры, байкеры, хиппи, хакеры.

  • подростки – скинхеды, рокеры, байкеры, панки, готы, эмо.

Литература.

1.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.

2.Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

4. «Комсомольская правда» за 26 -27 февраля 2008г.









База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница