Дай бог сказать и не солгать



Скачать 83.61 Kb.
Дата11.11.2016
Размер83.61 Kb.

Слайд

Дай бог сказать

и

не солгать


Авторы:
Сковородченко Яна

Мухомедова Дарья

Зиганшина Эльвира



  • Зачем мы обманываем?

  • Обман и ложь – это одно и то же?

  • Человек не сдержал обещание...- это обман?

  • Хвастовство, лесть, хитрость и умолчание – это обман?

  • Существует ли ложь во благо?

Проблема:
Где находится граница между ложью и правдой?
Цель проекта:
провести логико-

когнитивный анализ лжи


  • Выяснить значение слов обман и ложь.

  • Изучить взгляды мудрецов и учёных-психологов на проблему лжи и обмана.

  • Рассмотреть понятие ложь с точки зрения информатики и теории алгебры и как вид обмана – заблуждение, иллюзия.

  • Рассмотреть классификацию причин и мотивов обмана

  • Перечислить основные внешние признаки лжеца.

  • Привести примеры знаменитых обманщиков прошлого.

  • Изучить Законодательство Российской Федерации.

  • Провести исследование среди сверстников с целью выявления причин и мотивов их обмана.

  • Обсудить высказывание «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

  • Сделать вывод



  • Ложь – сознательное искажение истины (дезинформация, измышление, неправда, обман) [Ю. Щербатых, «Искусство обмана», СПб, «Классика», 1997 год].

  • Обман – намеренное введение другого лица в заблуждение [Ю. Щербатых, «Искусство обмана» 1997 год].

Обман рассматривали:

  • Философ Абд-ар-Рахман аль-Джавбари XIII в

  • Художник Ж. Дюпра XIII в

  • Философ Бенжамен Констан XIII в

  • Римский поэт Публий Сир I в до н.э

  • Психолог Пол Экман

  • Психолог Виктор Знаков

  • Психолог Э Берн

Грачев, И. Мельник в работе «Манипулирование личностью» классифицировали людей на «макиавеллистов» и «лайэкспертов».
Большинство авторов работ, посвященных феноменологии лжи, сходятся во мнении, что ложь и обман в повседневной и социальной жизни - есть функция любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется «встреча» интересов индивидов и социальных групп.

Понятие «ложь» в логике, как правило, используется как истинностная оценка, которая приписывается высказыванию.

Запишем термин «ложь» на языке алгебры логики как определенный вид интеракции в процессе коммуникации.


Сообщает (х,у,А) ^ Знает (х, ¬ А) ^

Имеет намерение (х, Думал (у,А))

намеренная ложь

Верит (х, А) ^ Знает (у, ¬ А) ?

Имеет намерение (у, Сообщить (х, Верит (у, А)

не выводить из заблуждения

Сообщает (х,у,А )^ Знает (х,А|- В) ?

Имеет намерение (х, Думал (у, А|- С))

Полуправда-

эффект обманутого ожидания

Сообщает (х,у,А) ^ Знает (х, ¬А) ?

Не имеет намерения (х, Думал (у,А))

Ложь для сближения, для коммуникации

Сообщает (х,у,А) ^ Знает (х, Не верит (у,А)) ?

Имеет намерение (х, Думал (у, ¬ А))

Ложь при помощи правды, правда произноситься таким образом, что в неё не поверили.

Ещё один вид обмана – иллюзия, это нечто кажущееся, обман чувств, ошибочное восприятие предметов, явлений.

Виртуальная реальность построена на эффектах зрительных иллюзий.

Присмотритесь внимательно и увидите, что картинка дышит.

Вы ощущаете волнообразное колыхание рисунка?

Это параллельные прямые.



За счёт двигательного параллакса возникает очень сильная иллюзия глубины. Это виртуальный мир.




Знание законов зрительных иллюзий используется в моде. Сочетание

  • форм;

  • линий;

  • рисунка тканей;

  • цвета;

  • декоративной отделки

создаёт иллюзию гармоничности во внешности.


Причины и мотивы обмана

  • избегание наказания;

  • стремление добыть нечто, чего иначе не получишь;

  • защита друзей от неприятностей;

  • самозащита или защита другого человека;

  • стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих;

  • желание не создавать неловкую ситуацию;

  • избегание стыда;

  • охрана личной жизни, защита своей приватности;

  • влияние различных соблазнов, в том числе и в похвале взрослых, превосходстве над другими.

Пол Экман

Наиболее важные побудительные причины, оказывающие влияние на появление склонности ко лжи и манипулированию другими людьми, следует искать в социализации индивида, в истоках формирования личности.



Созданная модель поведения у подростка проектируется в будущем и в профессии. Карьера без обмана?!
Приведём рейтинг профессий – «лгунов».



  1. Политик

  2. Пиарщик

  3. Представитель творческой профессии.

  4. Юрист.

  5. Менеджер по рекламе.

  6. Консультант

  7. Имиджмейкер

  8. Частный детектив

  9. Экономист-аналитик

  10. Педагог

11. Менеджер по продажам

12. Страховщик

13. Ученый-теоретик

14. Дизайнер

15. Чиновник

16. Медик

17. Турагент

18. Риэлтор

19. Банкир

20. Коммерсант

21. Журналист.



Как определить внешние признаки обмана?
1) экспрессивная жестикуляция, призванная отвлечь ваше внимание от лица;

2) собеседник без нужды трогает себя за нос, крутит прядь волос, качает ногой... Это признаки того, что он нервничает и боится быть уличенным;

3) мимика – на долю секунды на лице обманщика мелькнет гримаса, прежде чем он улыбнется или заговорит;

4) жесты с ярко выраженной смысловой нагрузкой (манера пожимать плечами).

5) употребление оборотов: «По правде говоря», «Я буду предельно честным», «К чему мне вам врать?»

6) отводит глаза в сторону и вниз при разговоре, чаще моргает (в обычном состоянии 6 - 8 раз в минуту);

7) предпочитает двигаться, гася ненужные телодвигательные сигналы.

Цель исследования

Провести методом анкетирования исследование среди сверстников. И выявить каковы причины и мотивы их обмана?


1. Существует ли ложь во благо?


2. Какие причины побуждают говорить неправду?


3. А что же чувствуют сверстники, когда понимают, что их обманывают?



4. Умолчание, хвастовство, лесть, хитрость – это обман?

77% не считают умолчание и хвастовство обманом.

50% - человек, не сдержавший обещания – не обманщик.

51% называет лесть обманом.

49% так не считают.

«Льстить – значит говорить человеку именно то, что он о себе думает». Дейл Карнеги.

У короля Георга V на стенах Букингемского дворца красовалась надпись «Научи меня не принимать дешёвых похвал».
5. Ведёте ли вы личный дневник?

25% ответили утвердительно. Психологи утверждают, пристрастие людей вести дневники – это следствие неистребимого желания говорить правду, которая живёт в человеке с самого детства.


6. Кого чаще обманывают?




7. Как часто говорят неправду?

8. Кого больше правдивых или лживых?





9. Есть ли у вас тайны от родителей?



10. Можно ли прожить без обмана?

Ребята привели примеры своего обмана.



    • скрыл от родителей свои оценки;

    • сказал ложную причину прогула;

    • соврал родителям, что не курю;

    • сказал родителям, что пошёл к другу, а сам встречался с девушкой;

    • вру о своём возрасте.

Анализируя причины и мотивы обмана у сверстников, мы пришли к выводу что эта проблема актуальна.

    • Мы выявили, что подростки обманывают в основном из страха наказания, порицания.

    • Только 9 % считают себя честными людьми.

    • Настораживает результат: сверстники считают, что лживых людей больше.

    • Почти у 90% школьников есть тайны от родителей. И тайны свои они охраняют обманным способом.

    • Только 19 % считает, что можно прожить без обмана.

    • Наше анкетирование было анонимным, но было предложено по желанию подписать свои ответы.

    • Показательно, что только 9% пожелали это сделать.



Примеры ярких представителей обманщиков

Наш проблемный вопрос: Где граница между правдой и ложью?

С точки зрения алгебры логики: истина и ложь - понятия разноуровневые. Истине противостоит заблуждение. А вот в заблуждении, открывается ложь и правда. Между истиной и ложью лежит не граница, а приграничная зона и её ширина зависит от наших знаний о предмете, утверждения о котором мы оцениваем на истинность или ложность.

С точки зрения обществознания, психологии: ложь, умолчание во благо, приятные комплименты – это средство социальной и психологической коммуникации.

Мир, сами мы меняемся. То что мы знаем о себе сейчас и считаем истинной, со временем может стать ложью, и наоборот.


Смысл жизни имеет нравственный характер и поиск его присущ человеку, является его потребностью.

Учащиеся против обмана из корыстных побуждений, из-за желания избежать наказания, страха унижения, стремления повысить свой авторитет. Нужно каждому воспитывать в себе чувство смелости, для того чтобы быть честным, обязательным, ответственным.



Жить, не обманывая, решает каждый человек, исходя из своих нравственных убеждений.
Спасибо за внимание.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница