Д. В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества Заводского района г



Скачать 142.05 Kb.
Дата11.11.2016
Размер142.05 Kb.
Д.В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Заводского района г. Орла», кандидат педагогических наук ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», e-mail:revyakin-dmitrii@mail.ru. Сайт Ревякина Д.В.: http://k-artina.ru/
Развитие художественно-эстетического вкуса детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования
Эстетические потребности человека появляются с возникновением общества. Природа является основным звеном в формировании духовно-нравственного мира человека. Художники периода Мадлен, изображавшие бизонов в пещерах Испании, или оленей в древних пещерах Франции уже в те времена имели художественный вкус и представление о красоте природы. Основными признаками красоты в природе можно считать: пропорциональность, симметрию и гармонию цвета.

В отечественной психологии детское творчество является предметом изучения сравнительно недавно. К исследователям изобразительного творчества детей относят ученых, психологов, искусствоведов и педагогов.

Эстетика – наука, изучающая природу и ее основные законы развития эстетического, в материальном, духовном производстве, обществе, в образе жизни, формы эстетического сознания (восприятие, чувство, вкусы, потребность, идеалы, оценки, категории), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического1.

Эстетика в переводе с греческого означает - чувственное восприятие. Эстетика – это наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Частью эстетики является эстетическое воспитание и развитие эстетического вкуса.

Термин эстетика введен в науку немецким философом Александром Баумгартеном в 1750г.

Эстетическое – понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям. К эстетическому относятся: объективно-эстетическое в природе, обществе, в продуктах материального и духовного производства; эстетическая деятельность; субъективно-эстетическое (эстетическое сознание – эстетические чувство, восприятие, потребности, оценка, идеалы и так далее)2.

Эстетический вкус формируется и развивается на основе эстетического идеала.

Эстетический идеал (с греческого – норма) – чувственное представление о прекрасном, отражающее в искусстве, жизни. В высшем значении эстетический идеал отображает возвышенное и героическое. Представления об эстетическом идеале в жизни, реальной действительности зачастую отображаются в изобразительном искусстве, например, пейзажах и натюрмортах.

Идеалы младшего школьника образуются на основе формирования мировоззрения. Следовательно, процесс эстетического воспитания младшего школьника и формирования идеала при рассмотрении жизненных сторон и природных явлений - является процессом целостного формирования потребностей, интересов, убеждений, мировоззрения ребенка с позиции эстетики.

Развитие эстетического вкуса в младшем школьном возрасте дает право ребенку воспринимать окружающий мир, действительность и явления по таким категориям, как: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Категории эстетики - прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое находятся в тесной связи между собой, а также с понятиями гармонии и дисгармонии и с категориями этики – «добро и зло», «справедливость», «совесть», «героическое», «вина», «ответственность» и так далее.

Остановимся подробней на категориях, причастных к эстетическому вкусу и кратко их охарактеризуем.

Прекрасное – наиболее существенная категория эстетики.

Красота зачастую воспринимается близко к термину - прекрасное, хотя между данными понятиями существует разница. Красота в отличие от прекрасного характеризует явления и предметы действительности с внешней стороны. Тогда, как прекрасное раскрывает предмет с его внутренней стороны, сущность и закономерность связей, внутренних свойств и структуры.

Прекрасное в изобразительном искусстве применимо по таким требованиям, как: является прогрессивным в содержании какой либо работы и повышает гармонию общественных отношений; отражает правдивость окружающей нас действительности, что способствует утверждению гармонии социальных связей; обладает наивысшем содержанием, которое обладает выразительностью в адекватной форме.

Антонимом прекрасного в эстетике принято считать категорию безобразного.

Безобразное – категория эстетики, обозначающая что-либо отталкивающее. К категории безобразного принято относить несоразмерность, дисгармоничность, неупорядоченность и отсутствие совершенства.

Безобразное отличается от некрасивого и уродливого тем, что содержит в отрицательной, негативной форме представление о прекрасном и эстетическом идеале.

Безобразное, как и трагическое применимо к воплощению зла и является контрастным элементом прекрасного.

Возвышенное – категория эстетики, которая связанна, как и безобразное с прекрасным, трагическим и комическим. Возвышенное отображает совокупность художественных социальных и природных явлений.

К категории возвышенного, к примеру в природе, относят бурю, смерч, полярное сияние и так далее. В обществе, возвышенное проявляется в выдающихся поступках и деяниях, подвигах как народов, так и единичных случаев – личности. Возвышенное передают в произведениях искусства, к примеру, героическая трагедия, ода, монументальные баталии в живописи и так далее.

Полярно противоположной категорией возвышенного является - низменное.

Низменное - категория эстетики, содержащая не только негативные явления действительности, но и общественную, личную жизнь человека, которая может вызвать у зрителя эмоционально-эстетическую реакцию.

В природе низменное можно наблюдать как, например, неблагоприятная для человека местность – болотистая, пустынная. В обществе, низменное проявляется в эксплуатации людей или манипулировании их сознанием и тому подобное. К сфере низменного можно отнести различные человеческие черты, к примеру, эгоизм, воровство или варварство и так далее.

Низменное пересекается и граничит с категориями эстетики безобразного, комического. В изобразительном искусстве низменные явления граничащие с безобразным и комическим отображаются в произведениях искусства как элементы комедии, сатиры или пародии. Изображаемое низменного в искусстве зачастую подчиняется художественной правды и эстетической мере.

Трагическое – категория эстетики, имеющая объективные противоречия. К противоречиям трагического принято относить борьбу человека или человечества с природными явлениями; общественные отношения; деятельность и внутреннее состояние человека и так далее.

Трагическая основа составляет тот момент, где человек или общество страдает или гибнет по каким-либо причинам, но заслуживает лучшей участи в жизни.

Трагическое появляется в начале как легенда или миф, но в последствии человек осознает не только данную категорию эстетики как «художественное» - в жанре трагедии, но и получает теоретическое обобщение философской мысли Аристотеля, Шиллера, Гегеля и многих других. Трагическое в современном понятии – эстетическое переживание, которое перевоплотилось в основном благодаря искусству из страданий и страха.

Комическое – категория эстетики, отражающая явления из жизни, характеризующиеся противоречивостью и несоответствием между тем, чем они являются и тем, за что выдает их человек.

В изобразительном искусстве комическое раскрывается как явления: деятельность человека или людей; образ жизни и т. д., которые противоречат ходу истории и идеалам общества. В комическом преобладает сарказм, юмор или сатира.

Эстетический вкус – это способность, развитие которой во многом зависит от общения человека с искусством.

Способности человека подразделяются на три вида:

Мыслительные.

Художественные.

Промежуточные, объединяющие упомянутые выше способности.

Остановимся на художественных способностях, которые включают в себя специальные изобразительные.

К специальным изобразительным способностям мы относим: творческое мышление, творческое воображение, внимание и волю, зрительную память, эмоции и чувства, ощущение цвета, сенсомоторные качества, восприятия пространства, фактуру поверхности предмета.

В психологии способности, относящиеся к изобразительной деятельности, разделяют на основные и вспомогательные.

1. К основным относят такие способности как: творческое мышление и воображение; внимание и воля; зрительную память; эмоции и чувства, эстетический вкус.

2. К вспомогательным: сенсомоторные качества (связанные с действием руки воспитанника, или ручная умелость, регуляция рисовальных движений), восприятия пространства, фактуру поверхности предмета.

Специальные способности воспитанников на занятиях изобразительной деятельности делятся на познавательные и эмоционально-волевые процессы.

К познавательным процессам относят такие специальные способности, как: воображение, мышление, внимание, память; к эмоционально-волевым - волю, эмоции, чувства, эстетический вкус.

Для формирования художественного вкуса детей немаловажным является развитие их изобразительных способностей.
Развитие эстетического вкуса воспитанника зависит от эстетического воспитания ребенка.

Эстетическое воспитание – это целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиции общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать эстетическое в окружающей действительности, искусстве, природе, а также творить, жить, преобразовывать мир по законам красоты.

Воспитательный процесс можно выразить следующим образом:

Культура общества влияет на социальную цель, таким образом, педагог определяет цель воспитания. В нашем случае – это воспитание эстетического вкуса. Содержание, средства, методы и формы занятий изобразительного искусства влияют на цель воспитания детей, то есть на результат – повышение уровня развития эстетического вкуса воспитанника.

В младшем школьном возрасте ребенок уже получил из жизненного опыта запас эстетических впечатлений, переживаний и знаний, при помощи которых начинается эстетическое воспитание, которое подталкивает к возникновению интереса предметов, явлений окружающей действительности со стороны прекрасного.

Первоначальное проявление эстетического вкуса воспитанника можно наблюдать на таком уровне, как нравится – не нравится, или красиво – не красиво, а также рассматривая представления ребенка о добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости.

Эстетический вкус ребенка развивается на основе его эстетического и других идеалов. К идеалу человека принадлежат природные явления с позиции эстетического, ее красота. На развитие эстетического вкуса воспитанника влияют экскурсии по музеям и выставочным залам изобразительного искусства, красота природы, прогулки по городу и тому подобное. Во время прогулок в парки, скверы и т.д., педагог должен тактично привлекать внимание детей на красоту природы, архитектурных строений, сравнивать оттенки, цвета между предметами. Например, Ч. Дарвин утверждал, что многие животные, птицы производят действия, которые сопоставимы с художественным творчеством. В современное время подобное приписывают к живой и неживой природе: пенье птиц, причудливые узоры на стекле от мороза, скальные, каменные скульптуры и из веток деревьев. Но такие явления природы нельзя рассматривать как искусство, ведь искусство – есть продукт деятельности человека, при котором создается художественный образ. Природа богата эстетическим достоинством и превосходит в этом отношении искусство. Человек может только находить, выявлять, черпать идеалы красоты и эстетическое многообразие природы.

Экскурсии по местам достопримечательностей города должны сопровождаться педагогом рассказами о памятниках и строениях, об их истории и значимости для жителей города. Экскурсии по музеям, выставкам живописи, графики, декоративно-прикладного искусства оказывают глубокое влияние на развитие эстетического вкуса у детей не только младшего школьного возраста, но и среднего, старшего. Целью походов в музеи, выставочные залы конкурсных, творческих работ является ознакомление воспитанников с произведениями мастеров изобразительного искусства, художников - профессионалов живописи, графики или декоративно-прикладного искусства. Рассматривая репродукции художников живописи на занятиях изобразительного искусства, педагог обращает внимание воспитанников на замысел художественного произведения, композиционное и конструктивное построение, колорит, цвет, светотень и тоновое отношение между предметами, что, безусловно, развивает эмоционально-эстетическое отношение воспитанника к изображаемому, убеждает школьника в духовно-материальном мире и возможности его познания.

Беседы об изобразительном искусстве дают прочную основу для развития их эстетического вкуса. Воспитанники во время беседы об изобразительном искусстве и произведениях мастеров живописи получают теоретические знания, учатся понимать идею произведения живописи и определять эстетическое в искусстве. Полученные воспитанниками теоретические знания об искусстве реализуются в их творческой деятельности, например рисунке или живописи акварельными красками на патриотическую тему. Педагог, на занятиях изобразительного искусства, проходящих в форме беседы, может черпать свои знания из научных данных, в которых признается то, что изобразительное искусство отражает в художественных образах действительность и само является средством познания реальности, развития эстетического воспитания и вкуса. С помощью педагога, анализируя репродукции, фотографии и другие материалы в которых показаны произведений искусства, младшие школьники могут наблюдать всю красоту и гармонию окружающей их реальной действительности в собранном в произведении виде. При анализе, рассматривании произведений изобразительного искусства воспитанниками, перед педагогом ставится задача объяснить и рассказать о данном произведении так, чтобы ребенок не остался безразличным к художественному образу, а пережил то, что изображено и отнесся положительно или отрицательно к поступкам героев сюжета, или красоты природы. Для этого педагог должен затрагивать эмоциональную сферу воспитанника и его чувства к эстетическому. Эстетический вкус влияет на эмоциональные реакции, поступки, переживания школьника, а также воздействует положительным образом на интеллект воспитанника.

К эмоционально-волевым специальным способностям воспитанников, психология относит:

а) эмоции; б) чувства.

Эмоции и чувства – это своеобразно выраженное и переживаемое человеком отношение к действительности, к окружающему миру. (В.С.Кузин.).

С момента поступления ребенка в школу, его эмоции и чувства с каждым годом становятся более осознанными и управляемыми. Именно в период младшего школьного возраста важно сформировывать нравственные и прививать эстетические чувства, любовь к Родине. Особое влияние на воспитанника в отношении формирования нравственных чувств оказывает его коллектив, сверстники и педагоги.

В дополнительном образовании имеются широкие возможности для развития у воспитанников моральных чувств на занятиях изобразительного искусства. Важной в дополнительном образовании является воспитательная работа, оказывающая огромное влияние на моральное развитие воспитанника, его поведение в бытовой сфере и в процессе обучения. В процессе развития художественных способностей младшего школьника под воздействием практики в изобразительной деятельности развиваются высшие духовные потребности, интересы и появляется эстетический идеал.

Как отмечает В.С.Кузин в учебном пособии для вузов «Психология живописи»: «Большое значение для успешного развития художника имеет неразрывная связь теории с практикой в течение всей его изобразительной деятельности».

Научно разработанная программа обучения и воспитания детей школьного возраста на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования, построенная на методически грамотной основе, дает предпосылку для эффективного развития эстетического вкуса и других способностей воспитанников. Основа развития специальных художественных способностей имеет начало в укреплении интересов воспитанников к изобразительной деятельности. Грамотно построенное педагогом дополнительного образования действие к укреплению интересов изобразительной деятельности у воспитанников младшего школьного возраста в дальнейшем может перерасти в потребность к творчеству и более высокому уровню эстетического вкуса.

Интересы – это отношение ребенка к предметам и явлениям, выражающееся в желании познавать их.

Потребность – это необходимость организма к определенным условиям жизни.

Развитие эстетического вкуса у воспитанников на занятиях изобразительной деятельности во многом зависит от педагога и его педагогической деятельности: методов и приемов педагогического такта.

Методы обучения – это приемы и способы организации познавательной деятельности воспитанников.

Методы обучения можно разделить на три этапа:



  1. Этап восприятия и усвоения предлагаемого материала;

  2. Этап усвоения и воспроизведения предлагаемого материала;

  3. Этап воспроизведения и выражения эстетического в предлагаемом материале путем самостоятельной работы.

На первом этапе метода обучения, воспитанник получает знания, умения и навыки средствами:

  • Рассказа.

  • Беседы.

  • Объяснения.

  • Демонстрации материала.

  • Применение иллюстрации.

На втором этапе метода обучения происходит обеспечение усвоения воспитанниками знаний, умений, навыка. К нему относят следующие формы занятий:

  • Практическое упражнение.

  • Игровое упражнение.

  • Поиск-эксперимент.

  • Контрольные, проверочные работы.

На третьем этапе метода обучения воспитанником воспроизводятся полученные знания, умения и навыки в самостоятельной изобразительной деятельности (возможно консультирование с педагогом).

О такте педагога в своих трудах пишет И.В.Страхов3. Профессор Страхов выделяет следующие компоненты такта:



  • Уважение и требовательность к школьнику.

  • Развитие самостоятельности воспитанников во всех видах деятельности и руководство педагогом их работой.

  • Учет педагогом (учителем) особенностей психики воспитанника и соответствие требований, предъявляемых ему.

  • Наставническая помощь в работе, отзывчивость педагога; акцент на развитие мышления и воли воспитанника.

  • Применение различных способов воспитания и настойчивость педагога в работе с воспитанником.

  • Проверка знаний, основанная на доверии к воспитанникам.

  • Своеобразный контакт, имеющий сочетание делового и эмоционального характера в общении педагога и воспитанника.

  • Уверенность, уравновешенность и выразительность в общении педагога и воспитанника.

Важно сотрудничество родителей, учителей, старших воспитанников с педагогом дополнительного образования по вопросам развития специальных способностей подопечных.

Одной из необходимых форм педагогического воздействия, на наш взгляд, является привлечение воспитанников, прошедших полный курс обучения по программе дополнительного образования и пожелавших продолжить занятия уже по индивидуальной программе, к наставнической деятельности в творческом объединении, где обучаются младшие воспитанники (первого или второго годов обучения).

Следует отметить, что развитие эстетического вкуса, творческих и специальных способностей у каждого воспитанника протекает по-разному, поэтому немаловажно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, посещающего творческое объединение изобразительного искусства. Каждый человек индивидуален и имеет свои врожденные особенности организма, например особенности нервной системы. Такие особенности, несомненно, по-разному влияют на развитие эстетического вкуса воспитанника. Малоразвитые изобразительные способности воспитанника тормозят изобразительную деятельность, и качество выполнения изображаемого оставляет желать лучшего, соответственно высокие показатели развитости специальных изобразительных способностей, эстетического вкуса положительно повлияют на эффективность изобразительной деятельности.

Стоит добавить, что активность развития и формирование эстетического вкуса зависит от многих факторов: от педагога, от быстроты усвоения воспитанником знаний и применений их на занятиях изобразительной деятельности, от заинтересованности и желания воспитанника выполнять творческую работу, от заинтересованности взрослых: педагогов и родителей к изобразительному труду ребенка и так далее. К примеру, одним из важных условий развития изобразительного творчества воспитанника являются его трудолюбие и терпение при выполнении поставленной задачи на занятиях изобразительной деятельности. Именно эти качества важно развивать в первых классах и вырабатывать «привычку» активно заниматься рисованием в течение всего урока изобразительной деятельности. «Неустанная тяга, пристрастие к деятельности не является чем-то внешним по отношению к способностям – такая склонность является стороной способностей и одним из двигателей их развития». (Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.).



1 (Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя/ Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983.)

2 (Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя/ Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983.)

3 Страхов И.В. «О психологической основе педагогического такта. – Воппр. Психологии, 1960, №3.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница