Д. С. Жуков Южная Африка во второй половине XIX – начале XX века



Скачать 149.32 Kb.
Дата04.11.2016
Размер149.32 Kb.




Автор-составитель – к.и.н. Д.С. Жуков

Южная Африка во второй половине XIX – начале XX века


  1. Административно-политическое деление Южной Африки в середине XIX в.

  2. Социально-экономическое развитие Южной Африки в середине XIX века. Положение чернокожих африканцев.

  3. Южная Африка в 1870-е гг.: попытка создания Южноафриканской конфедерации и первая англо-бурская война

  4. Социально-экономическое развитие Южной Африки в последней трети XIX – начале XX в.

  5. Вторая англо-бурская война. Создание ЮАС.

Напомню предысторию:

Изначально Мыс Доброй Надежды (Кап или Капская колония) – владение Голландии (Нидерландов)

Основное население – местные племена и буры (потомки выходцев из Голландии, Германии и т.п.)

Буры создали специфическую культуру, язык буров – африканаас. Довольно часто буров называют африкандерами. Ничего, кроме Библии не читали, патриархальный быт, свободолюбивы, неуправляемы.

Основное занятие буров – земледелие. Фермерское хозяйство буров нуждалось в рабочей силе, поэтому туземное население подвергалось жестокой эксплуатации. Существовало рабство.

Жестокое отношение буров к чернокожим, захват земли и рабов – всё это было причиной постоянных войны с местными племенами.

Во время Наполеоновских войн Мыс захвачен англичанами. Для них Капская колони (а точнее её политический центр - Кейптаун) – это стратегический пункт на пути в Индию.

Начало английской эмиграции в Кап. В 20-е гг. (когда именно) англичане отменили рабство. Ввели английский язык в делопроизводство.

Буры недовольны англаизацией Капа, отменой рабства и английским правлением.

В 1830 - 40-е годы состоялся т.н. Великий Трек. Часть буров ушла из Капской колонии на север. Мигранты основали Оранжевое свободное государство и Трансвааль (ЮАР), но большая часть буров осталась в Капе. Вообще бурское население в Африке всегда превалировало над англоязычным. Но и буры, и выходцы из Англии значительно уступали по численности туземцам. (В середине 19 в. население британских колоний – 1,5 млн., из которых 300 тыс. – белые. В бурских республиках в то время на 70 тыс. белых приходилось от полумиллиона до 1 млн. чёрных. Все эти цифры весьма не точны. Численность чёрного населения не могла быть точно установлена, а численность белого населения также постоянно менялась вследствие иммиграции).

Здесь необходимо сказать несколько слов о политкорректности. Считаетя, что употребление терминов «туземцы» и «негры» по отношению к чернокожим африканцам является неполиткорректым. Однако замечу, что в литературном и научном русском языке, да и в представлениях англичан 19 века слова «негр» и «туземец» не имели негативного или уничижительного оттенка. Запрет на употребление этих слов связан с расовыми проблемами, причём не столько в Африке, сколько в США. Кроме того, замечу, что нормы политкорректонсти порой создают трудности для исследователей, поскольку табу на употребление некоторых слов мешает точно формулировать мысль. Более того, иногда политкорректность мешает не только формулировать мысли, но просто мыслить. Политкорректность требует рассматривать колониализм почти как эсхатологическое зло, она требует забыть об отсталости африканских племён и т.п. Естественно, политкорректность имеет мало общего с настоящей расовой толерантностью и равноправием. Словесную политкорректность следует признать скорее уделом журналистов, нежели исследователей.

Административно-политическое деление Южной Африки в середине XIX в.

Наиболее развитое политическое образование региона – Капская колония

Это т.н. переселенческая колония,

Несмотря на то, что большинство населения Капской колонии – туземцы – в хозяйственной жизни страны, в экономике господствующее положение занимали белые.

Как и всем переселенческим колониям Великобритании Капу было предоставлено внутреннее самоуправление – в 1852 г. учреждён парламент, а в 1872 г. создано ответственное перед парламентом колониальное правительство. Тем не менее, главой исполнительной власти Капа оставался британский губернатор, полномочия которого постепенно перетекали в руки местных органов власти. Белые (переселенческие) колонии постепенно развивались и ускользали из-под влияния страны-матери – Британии.

Британия уже не могла и не желала силой удерживать свои колонии. Британия боялась конфликтов, которые могли бы разрушить империю (наподобие войны с североамериканскими колониями). Поэтому британское правительство передавало белым колониям всё больше прав во внутреннем управлении, сообразно уровню их экономического развития.

Были и другие Британские колонии – Наталь, Грикваленд, но мельче, чем Кап.

Трансвааль и Оранжевое государство управлялись избираемыми бурами фольксрадом и президентом. Госаппарат не развит.

Забегая вперёд, отмечу, что все эти территории – бурские государства и британские колонии – в начале 20 века были объединены в Южно-Африканские Союз под протекторатом Британии, ныне – это Южно-Африканская республика.

Помимо указанных государственных образований, в Южной Африке было создано несколько английских протекторатов и туземных колоний – Бичуаналенд, Басутоленд и др. А в 80- 90-х гг. созданы Северная и Южная Родезии (ныне – Замбия и Замбези)

Что касается разного рода союзов африканских племён на юге континента, то они не поднялись выше того уровня развития государственности, который обозначают как протогосударство.
Социально-экономическое развитие Южной Африки в середине XIX века. Положение чернокожих африканцев.

Европейские колонизаторы оказали огромное, если не определяющее влияние на развитие социально-экономических систем в Азии и Африке. Конечной результат деятельности империй нового времени – распространение капиталистического хозяйства в Азии и Африке, форсированная трансформация традиционного натурального или полунатурального хозяйства в товарное капиталистическое. И как результат - включение целых регионов Азии и Африки в мировую капиталистическую систему в качестве сырьевых придатков, рынков сбыта и резервуаров дешёвой рабочей силы.

Однако если, скажем, в Индии или Китае колонизаторы имели дело с относительно развитыми местными социально-экономическими системами, то в Африке европейцы переделывали на капиталистический лад общество, едва вышедшее (а иногда и не вышедшее…) из первобытного состояния. Возможно, именно поэтому Южная Африка не только была подчинена политическому контролю европейцев, но и стала объектом переселенческой колонизации. (Для Азии это не характерно) Поэтому в Южной Африке мы можем в чистом виде проследить, как проходила насильственная модернизация традиционного общества.

Самая мощная в экономическом плане территория в Южной Африке – Капская колония.

Но в целом Южная Африка в середине 19 в. – отсталый регион. Главная отрасль - сельское хозяйство, а с 70-х гг. развиваются горнодобывающие отрасли. В Капской колонии развивалось фермерское и плантационное хозяйство. Причём, землю обычно конфисковали у туземных племён.

Для развития экономики необходимо было привлечь в производство дешёвую рабочую силу – туземцев.

Но существовала проблема – туземное традиционное общество было самодостаточным и не нуждалось в сотрудничестве с капиталистическим хозяйством переселенцев (туземцам просто не зачем было работать на фермеров). Туземцы занимались по большей части скотоводством.

(Именно в это время возник и до сих пор существует миф о некоей природной лени чернокожих африканцев. Естественно, туземцы, ведя натуральное хозяйство, не видели смысла работать на европейцев. А европейцы, преисполненные расовой спеси, в большинстве своём рассматривали африканцев как лентяев, чуждых прогресса. Распространялось мнение, что туземцы в силу своих природные склонностей не могут добровольно включиться в интенсивную хозяйственную деятельность. Высокопроизводительный труд для них чужд).

Итак, в Южной Африке в целом и в Капской колонии – в частности колонизаторы столкнулись с той самой проблемой, которую им приходилось решать и в других странах Востока. Речь идёт, ещё раз повторю, о самодостаточности традиционного хозяйства туземцев. Огромные трудовые ресурсы были замкнуты внутри самообеспечивающейся общины. Капиталистическое хозяйство в регионе не могло развиваться, не разрушив этой самодостаточности, не высвободив эти трудовые ресурсы. Туземцев, связанных общиной, просто невозможно было подвергнуть капиталистической эксплуатации. Стремление белых к увеличенинию доходности своего хозяйства входило в прямое противоречие с существованием традиционной социальной структуры и форм хозяйствования.

Забегая вперёд скажу, что разные этнические группы в разной степени были интегрированы в капиталистическое хозяйство переселенцев. В некоторых племенах традиционная система хозяйствования была полностью разрушена. Другие племена были согнаны в резервации, где могли сохранять прежние социальный структуры и формы хозяйства.

После отмены рабства решить проблему обеспечения хозяйства белых рабочими руками чисто силовыми методами (как это делали буры) было невозможно. Англичане применяли иные - более изощренные, но порой не менее жестокие – методы. Что это за методы?

- введение денежных налогов на племена (на работоспособных мужчин, на хижины)  чтобы оплатить их туземцы за бесценок вынуждены были работать на фермах и в городах.

- сгоняли туземце с земель, забивали скот, насильно уничтожали традиционное хозяйство.

Экономическая экспансия европейцев была тесно сопряжена с культурной – в Южной Африке активно действовали христианские миссионеры разных конфессий.

Всё это вызывало коренную трансформацию туземных обществ. Некоторые племена, представители которых жили среди белых, подверглись частичной европеизации, превратившись в социальные низы южноафриканского общества. Другие – жили обособлено в резервациях, сохранили племенную организацию, но и они были вынуждены приспосабливаться к новым условиям.

В зависимости от степени интегрированности разных племён в хозяйственную систему белых различался и их правовой статус. В отношении племён, проживающих обособленно, английские колонизаторы с 1890-х гг. применяли систему косвенного управления. Это означало, что племена сохраняли (в несколько усечённом виде) традиционную политическую племенную организацию, подчинялись нормам традиционного права. Здесь сохранялась власть вождей. Но колониальные власти контролировали непосредственно вождя, который превращался таким образом в низшего колониального чиновника. В таких племенах процессы модернизации и разрушения традиционного общества шли медленнее, но зато менее болезненно.

Представители тех племён, которые были в значительной мере интегрированы в европейское хозяйство и утратили племенную организацию и хозяйственную самостоятельность, подчинялись колониальным властям и европейским правовым нормам. Формально в рассматриваемые период в английских колониях не существовало политико-правовой дискриминации черного населения. Однако имущественные избирательные цензы не позволяли туземцам стать полноценными (в политическом смысле) членами общества. Кроме того, существовали прочные социальные барьеры между белыми и чёрными.

Итак, многие страны Азии, усвоив импортный – европейский – капиталистический способ хозяйствования, заняли подчинённое положение в мировой системе разделения труда. А в Южной Африке туземцы, будучи насильсвенно интегрированными в капиталистическое хозяйство, заняли подчинённое положение в самом Южно-Африканском обществе.

Здесь необходимо вернуться к мысли, которую я уже не раз высказывал: только форсированное развитие капитализма своими силами могло обеспечить независимость азиатских обществ (как это было в Японии). Развитие же капитализма силами европейцев и под контролем европейцев происходило, прежде всего в интересах европейцев. Это вело к системному закреплению зависимого неравноправного положения азиатких и африканских народов в мировой экономической системе. В Южной Африке в 19 в. вообще не было никаких шансов на развитие местного – туземного – капиталистического хозяйства в обозримом будущем.

Некоторые племена решительно боролись за сохранение своего хозяйственного уклада, политическое независимости и самобытной культуры – туземные войны следовали одна за другой. Безусловно, все эти попытки были обречены, поскольку европейцы не только превосходили туземцев в военном деле, но и были носителями более прогрессивного способа хозяйствования, что в конечном счёте и обеспечило их победы. Кроме того, изоляционизм и попытки возврата к неким традиционалистским формам жизни, лишь усиливает отставание туземных обществ и консервируют их зависимое положение.

Особенно жестокой эксплуатации чернокожие африканцы подвергались в бурских республиках, где негласно продолжало существовать рабство. Туземцы здесь были полностью бесправны. Туземцы и буры ненавидели друг друга – история их взаимоотношений – это постоянные кровавые войны.

Британские власти любили выставлять себя защитником туземцев от притеснений буров. Британия играла на противоречиях буров и туземных племён, усиливая при этом своё влияние в регионе. В целом, конечно, английская власть для туземцев была меньшим злом.

Итак, в 19 в. в Южной Африке закладывались социально-экономические основы не только развития капиталистического хозяйства, но и целой системы политико-правовой дискриминации чёрного населения, которая была создана уже в 20 веке. Эта система называлась апартеид. Ещё раз обращаю внимание на истоки апартеида: огромные разрыв в уровне социально-экономического развития между местными племенами и европейскими переселенцами.

Предполагается, что основы политики апартеида были заложены ещё в конце 19 века. (первая ласточка – Глен Грей акт 1892 г.)
Южная Африка в 1870-е гг.: попытка создания Южноафриканской конфедерации и первая англо-бурская война

Существование туземной опасности как для буров, так и для английских переселенцев уже в середине 19 в. заставило некоторых бурских и английских политиков задуматься об объединении английских колоний и бурских республик ради безопасности. Объединение Южной Африки также объективно способствовало экономическому росту в регионе.

Карнарвон (1874 – 1877 г.) – ми по делам колоний в консервативном правительстве Дизраэли выдвинул проект создание союза английских колоний и бурских республик под эгидой Британии.

Конфедерация – способ цивилизованного поглощения бурских республик. Цель Карнарвона - создание мощного доминиона на Юге Африки для защиты белых от туземцев и экспансии Британии вглубь Африки.

Несмотря на постоянную туземную опасность, в Капе в то время не желали объединяться; в бурских республиках также протестовали. Причина негативного отношения к проекту конфедерации заключалась в том, что не было ещё экономического единства региона.

Однако Карнарвон настаивал, и Трансвааль в апреле 1877 года аннексирован Британией. Буры не могли сопротивляться т.к. сами были на грани военного краха – им угрожало самое мощное туземное политическое образование в Южной Африке – т.н. «государство зулусов».

Основатель зулусского государства – Чака. Его преемник– Кетчвайо значительно усилил государство в 70-е гг.

По существу это зулусское государство было племенным союзом. Во главе – вождь (инкоси) и совет индун – вождей помельче. Главный козырь зулусов – военная организация и армия.

В декабре 1878 года вспыхнула англо-зулусская война

22 января 1879 г. – битва при Изандлване, в которой англичане потерпели поражение. Это случалось редко в ходе колониальных войн и общественное мнение метрополии было, мягко говоря, шокировано.

Но зулусов разгромили.

В 1880 г. в Британии побеждает либерал Гладстон, не желавший вести в Африке дорогостоящие войны.

После того, как туземная угроза миновала, буры восстали против англичан и нанесли им поражение при Маджубе и в 1881 г. независимость бурских республик была восстановлена. – это восстание и называют первой англо-бурской войной.

Итак, первая решительная попытка объединения Южной Африки была сорвана, но стала прецедентом для дальнейших подобного рода попыток. Объединение Южной Африки объективно способствовало поступательному развитию региона.


Социально-экономическое развитие Южной Африки в последней трети XIX – начале XX в.

В середине 19 века Южная Африка была относительно отсталым регионом. Экономическая ситуация изменилась благодаря подарку судьбы – в 70 – 80-х гг. на юге континента найдены колоссальные залежи золота и алмазов. Южная Африка превращается в основного поставщика золота и алмазов, каковым и остаётся до сих пор.

Южная Африка превращается в быстрорастущий регион, притягивающий инвестиции.

Причём, огромный доход стали приносить не только разработки алмазов и золота – они просто дали толчок к развитию капиталистической экономики. Увеличиваются торговые обороты, создаются современные города. Прокладываются железные дороги. Южная Африка значительными темпами превращается из аграрного региона в индуствриально-аграрный. Это усиливает модернизационный нажим на туземные общности. Из туземцев теперь рекрутируются не только батраки для фермеров и плантаторов, но и рабочие для горнорудных разработок.

Капская колония и бурские республики становятся богатейшими странами мира, сюда направляется поток эмигрантов и капиталов.

И в начале 70-х в Южную Африку пребывает молодой человек Сесил Родс. Врачи предсказали ему, что он скоро умрёт от болезни сердца. Имея первоначально всего лишь несколько сотен фунтов, Родс за несколько лет создал компанию, которая монополизировала всю добычу алмазов в Южной Африке и значительную часть добычи золота – «Де Бирс». Родс был не только коммерсантом, но и идеологом империализма, и политиком. Он стал премьером Капа (1890 - 1895). Будучи частным лицом, он на деньги и при покровительстве Британии занялся колонизацией территории к северу от Капа – там в 80-е – 90-е гг. были созданы две новые колонии Северная Родезия и Южная Родезия.


Вторая англо-бурская война. Создание ЮАС.

В связи с разработкой месторождений золота и алмазов резко возросли дохода всех республик и колоний Южной Африки, но особенно – доходы Трансвааля, где были сосредоточены огромные запасы золота. Трансвааль превратился в лакомый кусок для Британской империи. Кроме того, противостоя британскому доминированию в регионе бурские республики делали ставку на поддержку Германии – конкурента Британии. Началось сооружении ж.д. от Трансвааля к побережью через Мозамбик – колонию Португалии. Буры стремились к экономической независимости от Англии. Британия не могли потерпеть этого, боясь уступить в борьбе с Германией.

Кроме того, британский капитал стремился захватить месторождения Трансвааля и, прежде всего, - к этому стремился Сесил Родс.

Обострилась проблема ойтландеров в бурских республиках. Ойтландеры - это переселенцы-золотоискатели, не имеющие избирательного права при выборах в фольксрад. По большей части это англичане, которых было так много, что бура боялись предоставить им политические (и прежде всего - избирательные) права.

Первую попытку захватить Трансвааль предпринял Родс своими силами, организовав «Набег Джемсона» в 1895 г. Джемсон – друг Родса.

Но буры за 20 лет значительно усилились, закупили оружие и т.д., и быстро победить их не удалось.

Во главе Трансвааля стоял президент Пауль Крюгер – сторонник независимости, он готовился к войне.

В 1899 – 1902 состоялась вторая англо-бурская война.

Ценой огромных усилий англичане победили, аннексировали Трансвааль и Оранжевое государство

С 1902 по 1910 шёл процесс создание союза всех политических образований Южной Африки – бывшие бурские республики и британские колонии были объединены в Южно-Африканский Союз – новый доминион в составе империи. Союз основывался не только на силе британского оружия, но и на окрепших экономических связях между разными частями субконтинента. Союз был направлен также и против черного населения.

Кроме того, англичане чтобы замирить буров пошли им на уступки. Британия предоставила союзу, где среди белых численно доминировали буры, права внутреннего самоуправления. В парламент и правительство нового доминиона вошли многие бурские политические деятели, в своё время сражавшиеся с англичанами. Теперь они выражали лояльность империи. Возникает логичный вопрос: почему?

Имперские деятели стремились к сохранению империи, предоставляя белым колониям всё больше и больше прав, сообразно уровню их экономического развития. Империя держалась благодаря зваимовыгодности внутриимперских связей. С созданием ЮАС власть британского правительства в Южной Африке была значительно ограничена. Поэтому, будучи насильно включены в состав британской империи, буры приобрели равные с англичанами права и свободы.

Здесь важно подчеркнуть: Империя служила буфером между противоборствующими расами и этническими группами в Южной Африке. Империя играла на противоречиях между ними, и стремилась не допустить открытого столкновения. Напомню знаменитую фразу: Империя – это мир. После создания ЮАС политика в отношении туземцев перешла в компетенцию властей доминиона. Это способствовало закреплению в перспективе зависимого положения черного населению.

ЮАС в 20 в. будет преобразован в ЮАР.

Забегая вперёд, отмечу, что в 20 в. после распада империи в ЮАР сформировался режим апартеида (или апартхейда). Это режим раздельного проживания белых и чёрных и политико-правовой дескриминации негритянского населения. Сейчас этот режим демонтирован.

Что же касается Северной и Южной Родезии, то они не вошли в состав ЮАС. Британия и в 20 веке довольно долго управляла этими территориями. Однако здесь мондернизационное воздействие европейцев было слабее. Поэтому после ухода отсюда английских колониальных властей здесь проявилась обычная для африканских обществ болезнь – трайбализм. Это означает, что племенная организация здесь не была изжита и сохранилась вместе с племенной враждой и господством узкоклановых интересов. Во времена колониализма европейцы прекратили межплеменные войны. Между тем война всегда была важным элементом традиционной культуры многих африканских племён, способом социализации человека. Поэтому после ухода европейцев в чёрной Африке с завидной регулярностью вспахивают межплеменные конфликты. Всё это вовсе не способствует поступательному социально-экономическому развитию африканских обществ. Трайбализм не только ведёт к кровавым конфликтам, но и способствует консервации нищеты.



Это ещё один повод, чтобы задуматься о результатах колониализма. Не трудно заметить, что наиболее успешными в социально-экономическом плане в нынешней Африке являются те этнические группы, которые наиболее сильно подверглись модернизационному воздействию колонизаторов. Это те этнические группы, традиционная племенная организация которых была разрушена, которые были лишены земли и интегрированы (если угодно – загнаны) в качестве дешёвой рабочей силы в рамки капиталистического хозяйства.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница