Cовременный Азербайджан как воплощение национальной идеи Рамиз Мехтиев



страница1/4
Дата05.05.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3   4
Cовременный Азербайджан как воплощение национальной идеи
Рамиз Мехтиев,

руководитель Администрации

Президента Азербайджанской Республики,

академик Национальной Академии Наук Азербайджана

Ad augusta per angusta (лат.) —

Через трудности — к высокому


В связи с 88-летием со дня рождения общенационального лидера Гейдара Алиева 10 мая 2011 года во Дворце «Бута» Президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с речью, в которой отметил:

«Сегодня Азербайджан — это динамично развивающаяся современная страна, которая сама удовлетворяет собственные потребности. Наша политика очень открыта и ясна. Формирование современной политической системы на мощном экономическом базисе, укрепление основ государственности, усиление идеологии азербайджанства являются для нас приоритетными вопросами… Мы восстановили независимость, сумели защитить и сохранить ее. Сегодня укрепляем независимость. Независимость — самое большое богатство, самое большое достояние, самая большая ценность для нас».
(Газета «Бакинский рабочий». 12 мая 2011 г.)

Эти слова являются ключевыми в раскрытии настоящей темы.


18 октября 1991 года в результате развала СССР Азербайджан обрел независимость. 20 лет в истории любого народа — срок небольшой. Но эти годы для Азербайджана были периодом серьезных испытаний: сумеет ли он выжить как самостоятельное государство?! Время показало, что национальный дух азербайджанского народа не погас, что он в состоянии преодолеть любые трудности, если иметь достойного лидера нации, масштабного государственного деятеля.

За эти годы характер задач, которые пришлось решать, не идет ни в какое сравнение с годами предыдущими. Национальная идея, за реализацию которой боролись многие поколения азербайджанцев в XIX — начале XX веков, получила свое подлинное воплощение именно в эти 20 лет независимого существования Азербайджана.

Со второй половины XIX века в центре идейных поисков в Северном Азербайджане, который с 1828 года стал частью Российской империи в результате ее войны с Ираном, находилась идея перехода от религиозной идентичности к этнической, являющейся началом формирования азербайджанской национальной идеи. Первоочередной целью в это время была идея отделения этнического сознания от религиозного. На этом поприще трудились такие мыслители XIX века, как А.Бакиханов, М.Ф.Ахундов, Мирза Казимбек (А.К.Казем-Бек) и др.

Значительную актуальность национальный вопрос в азербайджанском обществе обрел в начале XX столетия. И на это были серьезные причины. В этот период Азербайджан встал на путь создания индустриального общества, и начался процесс трансформации из состояния уммы (мусульманской общины) в стадию этнокультурной нации. Уровень понимания национальных проблем азербайджанской интеллигенции того периода можно увидеть в произведениях наших писателей, публицистов, поэтов, общественных деятелей и т.д.

Дореволюционная национальная мысль в Азербайджане сначала развивалась как идеология тюркизма и этнического национализма. И это было важной и необходимой платформой для ее трансформации, так как опиралась на историческую и культурную память тюркоязычного населения огромного региона. Эта идеология была призвана обеспечить единство и солидарность всех тюркских народов в деле защиты своих национальных прав и создание отдельной тюркской (азербайджанской) нации, а в перспективе и государства.

В дальнейшем наши мыслители стали выдвигать идею о национальной идентичности, которая предполагала переходы к формированию идеологии азербайджанства, следующей целью которой была национальная идея. Развернувшаяся в Азербайджане острая политическая борьба привела национальную идею к своему логическому завершению — созданию Азербайджанской Демократической Республики. Это было квинтэссенцией деятельности наших великих предков.

Конечно же, все эти цели нуждались в проведении огромной разъяснительной работы в формирующемся азербайджанском обществе. Видные представители интеллигенции к решению этих задач должны были приложить свой интеллект, проявить мужество и ответственность. Требовалось время, чтобы подготовить население к большим переменам, пробудить в людях сознание исторических и духовных ценностей, этническое самосознание. Вся эта работа упиралась на противодействие со стороны царской власти, на те ограничения, которые она применяла к мусульманам Южного Кавказа. Население жило в нетрадиционных для себя условиях недоверия, подозрительности, если не сказать враждебности.

По истечении многих десятилетий, осмысливая тот период жизни наших сородичей, начинаешь понимать, в каких неимоверно бесправных, унизительных условиях они находились. К месту будет сказать, что недоверие к азербайджанцам существовало у Кремля и при советской власти. Об этом мне говорит мой жизненный опыт и опыт работы в качестве одного из руководителей Компартии Азербайджана. И если наш народ сегодня существует в том качестве, который служит примером для многих, то это исключительно благодаря его внутреннему человеческому ресурсу и таланту.

Азербайджанская национальная идея и «азербайджанство» в качестве консолидирующей идеологии, которые в начале XX века обрели более или менее законченное для того времени содержание, были попыткой возродить национальный дух и механизмы национально-культурного воспроизводства, в том числе и спасения народа от постепенного изгнания со своей исторической территории. Ее реализация предполагала создание своей национальной автономии, а в последующем и самостоятельного, независимого государства.

Создание Азербайджанского государства в мае 1918 г. стало объективным завершением процесса формирования национального самосознания азербайджанского народа. М.Э.Расулзаде в 1952 году в журнале «Кавказ» (Мюнхен) писал: «Признание Азербайджана великими державами имело место 12 января 1920 года. Этот день был днем торжества национальной идеи, которая воплотилась в жизнь. С этого времени Азербайджан вошел в международную семью как самостоятельное государство».

Азербайджанская национальная идея прошла долгий путь определения приоритетов, в ходе которого на начальном этапе появилась религиозная составляющая, в дальнейшем постепенно трансформировавшаяся в культурно-историческую парадигму национального самопознания — тюркизм.

Эволюция общественной мысли в Азербайджане XIX—XX вв. выстроила формулу, в которой нашли отражение приоритеты национального развития — «тюркизация, исламизация, европеизация». Именно эти идеи сегодня олицетворяются тремя цветами Государственного флага Азербайджана.

Ключевую роль в пробуждении национального самосознания азербайджанцев на историческом промежутке XIX—XX вв. играли национальные классики и выдающиеся просветители, такие как Дж.Мамедкулизаде, М.А.Сабир, Ю.Чеменземинли, А.Топчибашев, А.Агаев, А.Гусейнзаде, Г.Зардаби, Ф.Хойский, М.Э.Расулзаде и др.

А некоторые из них стояли и у истоков создания самостоятельного Азербайджанского государства. Указанная эпоха навсегда будет связана в истории азербайджанцев с именами этих людей. Вместе с тем, история показала, что теоретическое оформление мысли является настолько же ответственным вызовом, как и практическое претворение в жизнь ее составляющих. К сожалению, в силу целого ряда объективных и субъективных внутренних и внешних причин лидерам первой Азербайджанской Республики не удалось добиться долгосрочной жизнеспособности государственности. В итоге идеи независимости были подавлены вплоть до развала Советского Союза в начале

90-х годов прошлого столетия, когда азербайджанский народ получил еще один исторический шанс на реализацию национальной идеи — построение независимой национальной государственности. Однако осуществление этой задачи в полной мере было под угрозой в силу общественно-политических процессов начала 1990-х гг. как внутри Азербайджана, так и глобального геополитического контекста, расклада сил в регионе и, не в последнюю очередь, степени незрелости и отсутствия должного видения стратегических приоритетов развития нации и государства у лиц, находившихся у власти в тот период. К 1993 г. стала отчетливо вырисовываться опасность повторения неусвоенных негативных уроков периода первой Азербайджанской Демократической Республики начала XX века.

Ход негативных общественно-политических процессов настойчиво диктовал, что только личность поистине исторического масштаба, способная выступить как в роли олицетворения определенного набора ключевых ценностей азербайджанской нации, так и в роли сильного и волевого источника нестандартных политических решений, может спасти Азербайджан от угрозы полного развала или расчленения. Только крупному государственному деятелю под силу спасти нацию, воплотить ее идею в жизнь.

Философская наука давно признала, что национальная идея играет важную роль в жизни общества, в политической практике. Поэтому каждая нация должна обрести свою национальную идею, иначе ее существование никак не оправдано. Философы называют национальную идею одухотворенной интегративной концепцией национального самосознания, которая выражает судьбу народа, его предназначение и мобилизует национальную энергию для реализации судьбоносных задач.

Национальная идея не является изобретением одного человека, а вырастает из глубины народного сознания и в конкретное историческое время поддерживается социальной реальностью. В многонациональном государстве национальная идея, чтобы сохранить территориальную целостность, должна учесть интересы всего населения страны, независимо от языкового, этнического и конфессионального различия. Национальная идея — это общая цель и стратегия развития общества.

В чем же заключается сущностный смысл национальной идеи. Надо сказать, что изначально она возникает как умозрительная, общественная идея, обусловленная пробуждением национального сознания, борьбой за независимость. По мере создания государственности и ее эволюции, крепнущего социально-экономического положения страны, развития культуры национальная идея постепенно сливается с национальным интересом, научным осмыслением роли государства в международном сообществе. В этих условиях национальная идея приобретает научную обоснованность и выступает основой для формирования соответствующей идеологии.

Национальная идея, как стратегия выживания, развития и процветания в настоящем и будущем, консолидирует нацию, придает ей устойчивость, способствует тому, чтобы нация действовала как одно целое, помогает формировать правила поведения, законы и другие важные общественно-политические порядки, выражающие интересы всего общества. Национальная идея способствует сохранению этноса (нации), его самобытной культуры, его неповторимого «Я».

Национальная идея выступает как некий набор ценностей в их духовном и символическом выражении. При этом важнейшим компонентом и ядром национальной идеи, формирование которой тесно связано с духовным выбором народа, выступает собственно идея нации и национального государства как символа творца и гаранта сохранения территории и нации. Национальная идея нежизнеспособна, если она не базируется на историческом опыте, социально-культурных ценностях и традиции.

Лейтмотивом азербайджанской национальной идеи на современном этапе должно стать осознание Азербайджана как самостоятельной сущности. А для этого сама национальная идея должна содержать в себе базовые ценности личного, общественного и государственного бытия. Воплощение азербайджанской национальной идеи, нацеленной на сохранение страны в пределах признанных ООН границ и ее сущности, является важнейшей обязанностью государства, которое имеет основные свойства: территорию, население и управление. Именно путем определения своей национальной идеи азербайджанский народ стал нацией.

Не стоит путать национальную идею и национальную идеологию. В научной литературе часто можно встретить их отождествление. Хотя известно, что сложившемуся национальному государству присуще и то, и другое. Несмотря на это, зачастую национальную идею ошибочно квалифицируют идеологией. И это при том, что у них разные функции: если национальную идею можно охарактеризовать как стратегию, то идеология — это тактика, которая способствует реализации идеи. Идеология — это методы и средства распространения национальной идеи в обществе. Она — проводник национальной идеи. Меняется реальность, должны меняться методы и формы ее подачи.

Идеология, обладая бесспорным организационным свойством, является важнейшей структурой духовной жизни общества, но только как необходимый механизм, к которому следует прибегать для решения национальных задач, реализации национальной идеи. Важно иметь в виду, что идеология, обслуживающая национальное сообщество, должна соответствовать нравственным критериям национального духа. Однако если критерий истинности, который внедрен в национальное сознание, подменяется суррогатной истинностью, власть теряет авторитет, национальную поддержку.

Государство обязано заниматься идеологической деятельностью, то есть поддерживать и пропагандировать конкретную систему национальных и государственных ценностей, осознавая, что национальная идеология не должна заменять национальную идею. В то время как идея — это некий замысел, реализация которого должна привести к предполагаемому, определенному результату или же «логический принцип, лежащий в основе теоретической системы» (см. Социологический энциклопедический словарь. М. 1998,

стр. 94), идеология — это система взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности и к друг другу и которые выражают интересы различных социальных групп и обществ.

Национальная идеология может оправдать свое назначение в том случае, если она будет выражать интересы всей нации, станет ее жизнью, вектором развития, существенной частью мировоззрения большинства населения страны.

Политическое развитие последних 20 лет показало, что одной только национальной идеей азербайджанскому обществу не обойтись, что стране необходима новая, современная политическая идеология, базирующаяся на национальных интересах.

Именно по этой причине определение сущности идеологической конструкции современного Азербайджана весьма актуально. Фактически, эту миссию вот уже 18 лет как взяла на себя идеологическая конструкция «азербайджанство». Она наполнена важными функциональными качествами. Суть их — в защите страны от попыток ослабить ее духовно и физически, в укреплении и развитии Азербайджана как унитарного, правового и демократического государства. Идеология азербайджанства — это та духовная ценность, которая выведет независимый и самобытный Азербайджан в ряды информационно-когнитивной (познавательной) цивилизации, то есть того общества, которое основывается на знаниях и формирует экономику знаний.

Реализация национальной идеи и идеологии азербайджанства может считаться успешной лишь в том случае, если они становятся средством мобилизации социально активных слоев и солидаризации власти с народными массами вокруг стратегии развития и модернизации стоящих перед страной задач.

Между пробуждением самосознания народа и возникновением национальной идеи имеется огромное временное пространство. Национальная идея окончательно формируется, то есть обретает полностью сложившуюся форму, с образованием нации.

Нам нет необходимости заниматься поиском того, чем наполнить содержание понятия национальной идеи для современного Азербайджана. Стратегические цели определены Конституцией страны. Поэтому материализация национальной идеи осуществляется через реализацию Конституции Азербайджана. Принятая в 1995 году Конституция — это идея, которая объединяет всех граждан страны. Именно она удерживает всех людей вместе, но не только память о прошлом. Сегодня Конституция Азербайджана является официальным выражением азербайджанской национальной идеи.

В чем сущность ценностных ориентаций национальной идеи и народа? Не вызывает никаких сомнений, что именно государственность является одной из основных ценностей. Высшими же ценностями государства являются независимость, государственный суверенитет, а также ценности культуры, религии и традиции. Национальная идея — это основная цель и смысл жизни азербайджанского общества и государства. Основными составляющими азербайджанской национальной идеи в XXI веке являются сохранение государства, территориальной целостности и независимости, всестороннее развитие экономики, благополучие граждан (включает в себя целый ряд компонентов), современные стандарты образования, духовное развитие, демократия и безопасность с целым рядом вытекающих из нее задач.

История доказала, что одним из главных определяющих факторов развития государства, общества и глобальных процессов является феномен личности. Все другие факторы, объективно влияющие на исторические процессы, зависят от конкретных общественно-политических, геополитических, социально-экономических условий. Роль же личности выступает приоритетом, ибо именно конкретная личность своей деятельностью и принимаемыми решениями может повлиять на историю народов, государств и миропорядка. Человечеству с древних времен ведомо немало выдающихся людей, персоналий, с которыми связаны отдельные периоды мировой истории, целые эпохи, прошлое и настоящее наций. Своими делами эти исторические личности оставляют настолько глубокий след в жизни народов, что этот период развития нации и государства характеризуется их именами как результат воплощения идей конкретной выдающейся политической фигуры.

Опыт истории многих народов богат яркими примерами того, как в критический временной отрезок национальной истории именно благодаря личности меняется обстановка в стране, консолидируются общество и лучшие его представители для достижения жизненно важных целей. В этом ряду можно перечислить такие относительно недавние исторические примеры, как Мустафа Кемаль и создание современной Турецкой Республики в 1920-х гг., Конрад Аденауэр и восстановление разрушенной войной ФРГ 1950-х гг., Шарль де Голль и беспокойная Франция 1960-х гг., Ли Куан Ю и создание Сингапура в 1965 г., Франклин Рузвельт в 1930—

1940 гг. и формирование мирового гегемона в лице США. В новейшей истории азербайджанского народа такой личностью стал общенациональный лидер Гейдар Алиев — человек, поистине ставший спасителем нации и государственности, личность, своим видением, опытом и делами поднявшаяся над всей системой ценностей и политических ориентиров, существовавших доселе. Гражданский и политический подвиг Гейдара Алиева, который ввел его в плеяду исторических личностей, состоял в его решительности, несмотря на различные угрозы и преследования, вернуться в политику и взять в свои руки судьбу Азербайджана.

Вступление на путь независимости в 1991 году, казалось бы, открывает новую страницу в истории Азербайджана, одновременно выдвинув острую необходимость в срочном разрешении возникших тогда задач. Но, к сожалению, в первые годы независимости Азербайджану не удалось реализовать даже минимальную часть всех неотложных задач государственного строительства: отражение внешней агрессии, стабилизацию внутриполитического контекста, недопущение сползания общества к полному хаосу и гражданской войне, создание хотя бы минимально жизнеспособной экономики.

Дилетантские методы управления и полная недееспособность руководства страны, в особенности в таких сферах, как внешняя политика, обороноспособность и экономические реформы, до предела накалили внутриполитическое противостояние в азербайджанском обществе и создали почву для усиления сепаратистских тенденций. В таких условиях не могло быть и речи о консолидации нации во имя достижения каких-либо долгосрочных целей, да и руководство страны было не в состоянии внятно сформулировать данные цели. В результате провальной политики были полностью деградированы государственные и общественные институты. Период с 1988 по 1993 гг. с полной уверенностью можно назвать периодом смуты, безвластия и анархии.

Гейдар Алиев, будучи личностью исторического масштаба, трезво оценив создавшуюся в стране обстановку, смог сплотить и мобилизовать все азербайджанское общество на реализацию таких срочных и жизненно важных для самого существования Азербайджанского государства задач, как преодоление вакуума власти, ликвидация угрозы сепаратизма и вооруженных бандитских формирований, создание боеспособной армии.
Руководители зарубежных государств, известные мировые аналитики однозначно признают, что Гейдар Алиев останется в политической истории второй половины XX — начала XXI вв. как выдающийся политический и государственный деятель. Его огромный политический опыт, редкая харизма, ораторские способности и высокий авторитет сильно выделяли его среди современных политических деятелей. Его целью было создание национального государства по передовым европейским стандартам. Именно он заложил прочные основы государственности Азербайджана, придав тем самым вектору развития национальной независимости необратимый характер. Гейдар Алиев сумел в сложный геополитический период вывести страну из состояния гражданского противостояния и беспредела, глубокого экономического и социально-политического кризиса, поднять ее на уровень стабильного развития. Ему принадлежит заслуга вывода страны из внешнеполитической изоляции. Он доказал всему миру, что Азербайджан может стать современным процветающим государством.

Гейдар Алиев стал единственным гарантом реализации всего процесса государственного строительства. На вооружение была взята концепция эффективной государственности, преемственности и предсказуемости, которая успешно осуществлялась в 70—80-е годы прошлого столетия. Азербайджанский народ получил наполненную мощнейшим смысловым потенциалом национальную идею, способную разрешить противоречия внутри общества и создать предпосылки для поступательного развития.

Вся яркая жизнь Гейдара Алиева была насыщена значительными историческими событиями. А в целом, он — корифей в политике, и своей кипучей деятельностью, как неординарная личность, сыграл огромную роль в современной истории Азербайджана.

Десятилетие, с 1993 по 2003 гг., несло в себе самые различные угрозы и опасности, слишком большим было давление на молодую республику. Политический авторитет Гейдара Алиева и принимаемые им своевременные решения нивелировали угрозы сползания Азербайджана к состоянию обезличенного государства. Азербайджан за десять лет прошел путь утверждения государственности, демократического транзита и консолидации, параллельно с масштабными экономическими реформами, гуманизацией политической системы страны и социальных отношений. Столь обширные трансформации носили системный характер и претворялись в жизнь, несмотря на многочисленные препятствия субъективного характера.

По прошествии около двух десятков лет с того исторического времени, когда государственность и национальное сознание, экономика и социальное устройство, политическая система и идентичность пережили стагнацию и регресс, можно смело констатировать, что основными долгосрочными составляющими десятилетнего президентства Гейдара Алиева в 1993—2003 гг. были:

так необходимая стабилизация общественно-политической жизни в стране, создание и совершенствование демократических традиций и институтов;

укрепление государственного аппарата и формирование работоспособных институтов государственного управления;

создание в обществе новых поведенческих норм и стереотипов, формирование новой гражданственности — открытой и демократической;

формирование ключевых приоритетов экономического развития в условиях режима прекращения огня на карабахском фронте, начиная с 1994 г.;

создание нефтяной стратегии независимого государства, основу которой заложило подписание «Контракт века», начало трансформации в основного регионального энергетического актора;

изменение роли Азербайджана как регионального логистического центра посредством активного участия в проекте «Великий Шелковый путь»;

формирование жизнеспособной модели сбалансированной внешней политики;

создание современной и боеспособной армии и т.д.
Гейдар Алиев как на теоретическом уровне, так и на практике воплотил в жизнь совокупность норм и ценностей, которая вылилась в жизнеспособную модель консолидированной демократии. В период президентства Гейдара Алиева был заложен прочный фундамент для современного развития страны, обеспечено восприятие Азербайджана как состоявшегося государства, созданы условия для предстоящего прорыва Азербайджана в современный мир. Страна уверенно встала на ноги, появилась возможность как для созидательной деятельности, так и для философского осмысления проблем сохранения и развития государственности. Современные вызовы и сложности, с которыми столкнулось азербайджанское общество, предъявляли еще более серьезные требования, налагали еще большую историческую ответственность к выбору личности, которая могла бы возглавить страну в последующие годы, с учетом вызовов XXI века.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница