Что такое толерантность?



Скачать 111.34 Kb.
Дата20.11.2016
Размер111.34 Kb.
Министерство Образования и Науки РТ

Больше- Русаковская средняя

общеобразовательная школа Кайбицкого района

Классный час на тему:

« Что такое толерантность

Учитель:

классный руководитель 10 класса учитель первой категории

русского языка и литературы

Тимуршина А.А.

2007 год

Тема: Что такое толерантность?
Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерант-

ность», с основными чертами толерантной и

интолерантной личности, развить способности

адекватно и полно познавать себя и других людей.


Форма проведения: « круглый стол» с сюжетно-ролевыми

задачами и проблемными вопросами.


Средства обучения : таблицы, карточки. Символ мира –

голуби


Ход классного часа.

1 Организ. момент

2 Слово учителя: Сегодняшняя встреча посвящена

тому, чтобы научиться жить вместе, принимая друг друга

такими, какие вы есть, понимать друг друга. Послушайте

старинную легенду.



Старинная легенда.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый

сказал: « Как ты уродлив, негр ! Как будто весь сажей

вымазан!»

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули

бумагой.

Спорили они, спорили. Никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как

южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его.

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри. Как красив твой белый брат. Он красив,

как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших

гор. А волосы его - цвета солнца.

Негр и белый человек устыдились своего спора и

помирились.

А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные. желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга, и перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

- Как хорошо, что мы все разные, а то жить было бы так

скучно!


  • Ребята, а как вы думаете, чему учит эта легенда?

(терпению, взаимопониманию, дружелюбию)

- Но все эти понятия можно объединить одним словом: словом толерантность. 16 ноября – международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и звучит оно совершенно непонятно. Сейчас в газетах и журналах, на телевидении и радио можно часто услышать это слово. Смысл этого слова очень важен для человека, для общества, для страны, даже для всего мира. Почему? Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, который обладает чувством самоуважения. Он уважаемый человек в обществе. Толерантность – это качество личности.

Как возникло это слово? В конце 18 века во Франции жил некто Талейран Пери Гор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей, и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие толерантность. Проявлять толерантность- это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальностью. Толерантность очень широкое понятие. И это можно увидеть на схеме.

расовая образовательная

межрасовая религизионная

географическая типы физиологическая

толерантности

политическая возрастная

- Посмотрите, это понятие захватывает все сферы

человеческой жизни. Термин толерантность объясняется

как терпимость. Стремление и способность к установлению

и поддержанию общения с людьми. Давайте послушаем,

как слово толерантность определяется на разных языках

земного шара.



Выступление ученика:

Определение «толерантность» на разных языках земного

шара звучит по - разному:

В испанском языке оно означает способность признавать

отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском языке – отношение , при котором

допускается, что другие могут думать или действовать иначе,

нежели ты сам;

В английском языке – готовность быть терпимым,

снисходительным;

В китайском языке – позволять, принимать ,быть по

отношению к другим великодушным;

В арабском языке – прощение, снисходительность,

мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность,

терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого- то ( быть

выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с

существованием чего-либо, кого-либо.)


  • Почему в разных странах определения различны?

  • А что объединяет эти определения?

  • В настоящее время толерантность актуальна. Жизнь движется вперед. Техника пришла на помощь человеку. Казалось бы, жизнь должна быть спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: вандализм, терроризм, наркомания. Сегодня происходит рост преступности среди детей. Какие-то антиобщественные выступления. Молодежь стремится к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем, то есть уходит от ответственности. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

  • Посмотрите сценку «Перед вами две дороги. Выбирайте…»

- Почему молодой человек отказался помочь?

  • Как бы вы поступили в этом случае?

  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

  • Ребята, а как мы часто бываем нетерпимы к старикам. инвалидам, людям другой национальности, другой религии. Всегда ли вы терпимы вашим бабушкам. дедушкам, своим родителям и даже друг другу. Даже в классе, как часто бывает противостояние между девочками и мальчиками. Разберем следующие ситуации.

1) Представьте , вы идете по узкому тротуару и впереди медленно идут две старушки. А вы очень торопитесь. Вы к ним вежливо обратились, чтобы они пропустили вас вперед. Но они не услышали.

Как вы поведете себя в такой ситуации, исходя из нашего

понятия « толерантность»

Варианты ответов:



  • попросите еще раз;

  • оттолкнете и пойдете дальше;

  • протиснетесь между ними

  • другие варианты.




  1. Прозвенел звонок на урок. Катя обнаружила, что ее

портфель спрятали. Катя знает, что это мог сделать

только сосед по парте.


Как должна повести себя Катя в такой ситуации исходя

из понятия «толерантность»

Варианты ответов:



  • спросит у своего соседа: « Это ты сделал? Верни,

пожалуйста, портфель»;

  • обратится к учителю за помощью;

  • спрячет портфель на другом уроке у своего соседа;

  • другие варианты.

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем в разговор, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты. Мы видим, что есть две пути развития личности - толерантный и интолерантный. 1 группа будет находить черты толерантной личности. 2 группа – черты интолерантной личности.


уважение мнения других непонимание

доброжелательность игнорирование

желание что-либо делать вместе эгоизм

понимание и принятие нетерпимость

чуткость выражение пренебрежения

любознательность равнодушие доверие, гуманизм раздражительность

снисходительность цинизм

агрессивность

Значит, толерантность включает в себе:
Терпение к чужим мнениям прощение уважение прав

Верованиям, поведению других


Сострадание ТОЛЕРАНТНОСТЬ Принятие

другого таким,какой

он есть

сотрудничество уважение человеческого

дух партнерства достоинства

милосердие

Эти качества присуще всем типам толерантности. Итак, человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Мы много говорили о толерантности, о толерантной личности. Послушайте правила толерантного общения.

1 Уважай собеседника

2 Старайся понять то, о чем говорят другие.

3 Отстаивай свое мнение тактично.

4 Ищи лучшие аргументы.

5 Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6 Стремись учитывать интересы других

Стать толерантным в одно мгновение невозможно. Мы должны стремиться к этому. К сожалению, в нашей короткой встрече мы не сможем разобрать все типы толерантности. Мы живем в Республике Татарстан, в ней проживает представители многих наций и народностей. Всегда наша Республика отличалась гостеприимством, терпимостью и открытостью по отношению к людям других национальностей, религии, ко всем. Это одна семья. Наша школа - это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что для этого нужно?

( рассказ «Китайская притча «Ладная семья»)

Завершая нашу встречу, давайте подведем итоги. Мы все с вами разные. А живем на одной планете Земля. И для того чтобы жить нам вместе, трудиться вместе в одном и том же мире, нужно быть терпимее, принимать людей такими, какие они есть. И тогда мы будем жить в мире. А символом мира считается голубь. Так давайте напишем наши пожелания всем людям мира. Пусть они несут мир по всей земле (раздаются голуби.)

Звучит песня (по выбору учителя).

Судьба одарила нас счастливой возможностью появиться на свет при расцвете цивилизации и пожинать плоды уже накопленного человеческого опыта. Говоря по совести, немногие из нас хотели бы уподобиться сегодня древним людям и заботиться о добывании огня, мерзнуть в пещере, мастерить луки и стрелы и уж вряд ли кто пожелал бы обходиться без электричества, автомобилей, телевидения.

Вместе с тем многим из нас сегодня трудно избавиться от ощущения, что все вокруг плохо, то там, то здесь в мире мы наблюдаем угасание природы, страдания людей. Кровь и слезы, бескультурье, варварство, пренебрежение элементарными правилами жизни. Каждый год на земле отмечается множество природных явлений: наводнения, землетрясения, ураганы, обвалы, пожары. Сотни жизни уносят эти беды.

Пожар! Что же представляет он сегодня? Можно ли уверенно сказать, что пожаров куда меньше, чем раньше? Нет. Эта проблема будет существовать, пока жители Земли не научатся соблюдать правила пожарной безопасности. Мы живем в окружении вещей, которые выделяют вредные вещества, и во время пожара люди, особенно дети, гибнут не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания. Пожар может возникнуть всюду. Многие из них происходят из-за неосторожного обращения с огнем, из-за нарушения правил пожарной безопасности, и, конечно же, от шалости детей с огнем, т.е. виновниками пожаров являются сами люди. Еще страшнее то, что в пожарах погибают дети. Нельзя ли как - то опровергать этот факт? Дети не усваивают правила безопасности. У них нет навыка осторожного обращения с огнем. Родители живут своей жизнью. Еще трудности в нашем обществе заставляют их день и ночь зарабатывать на жизнь. А иногда родители просто стремятся уйти от проблем. Они пьют, ведут беспорядочную жизнь. А детям не хватает контроля за их поведением, не хватает общения, ласки, доброты, любви. Их некому учить правилам безопасности. Они не знают слова «нельзя». Стремление к самостоятельности проявляется в то время, когда ребенок остается один. Ему все интересно. Вот он берет спичку, зажигает ее. Огонь красивый, теплый. Ему еще больше хочется узнать, горит ли что-нибудь. А результат один – пожар, и , нередко, гибель детей. Особенно опасно оставлять детей в запертых комнатах, домах. В случае пожара они не смогут самостоятельно выйти из запертого помещения. Или, наоборот, прячутся тот огня и дыма в шкафах, под кроватью, под столом. И пожарным приходится нелегко в их поисках. Из газет, телепередач, из рассказов очевидцев мы узнаем о многих таких пожарах. Нам становится жаль детей. Именно по вине детей возникают в последнее время многие пожары. Малолетние курильщики, таясь от взрослых, выбирают самые укромные места: чердаки, сараи, подвалы, В последнее время участились случаи пожаров из-за того, что ребята забывают выключать электроплитку и другие приборы. В этом доля вины и их родителей.

По-моему, именно родители должны научить их правилам безопасности, профилактике пожаров. Да, сейчас и в школах, детских садах очень много проводятся мероприятия, беседы. На стенах висят красивые таблицы о правилах безопасности, о том, как нужно вести себя при пожаре. Проходят встречи с пожарными. На практических занятиях мы учимся выполнять правила поведения, знаки ГО, пользоваться орудиями пожарного щита. Самое главное, чтобы эти уроки не прошли даром для нашей молодежи . Они должны понять. Но часто возникают пожары именно из-за неосторожности детей. Поэтому мы, старшеклассники, родители, взрослые должны следить за детьми, остановить их, научить соблюдать меры безопасности.

Лучше предупредить пожар, чем погасить его. Нужно быть осторожным с огнем. Если следить за последними событиями в мире, то мы уже стали свидетелями огромных пожаров летом в Турции, в Крыму, в Калифорнии. Горело все: леса, деревни, дома. Погибли люди, многие остались без крова. Испортились, исчезли многие исторические памятники. Это всеобщая беда. Этим странам помогали всем миром. И местные жители благодарны всем пожарным. Пожарные показали себя храбрыми, мужественными. Они боролись огнем, рискуя жизнью. Да, такими должны быть пожарные.

Я сам был свидетелем пожара. Когда мне было 7 лет, у нас сгорел дом. Это было в конце августа. Как раз нам купили новые формы, школьные принадлежности. То, что я испытал в то время, и сейчас еще заставляет меня содрогаться. Нельзя ни рассказать, ни описать об этом событии. Все сгорело. Спасибо всем жителям деревни за то, что поддержали нас. Нам приносили одежду, посуду, деньги, приютили нас у себя. Нам помогли построить новый дом. Сейчас все кажется уже в далеком прошлом. Увидев по телевизору кадры о пожарах, вновь вспоминаются эти дни. Никому не желал бы такой беды, горя, страдания. Поэтому я хочу, чтобы люди поняли, что нельзя пренебрегать правилами безопасности. Огонь – это сила, которая уничтожает все. Есть народная пословица « Вор возьмет одно, а огонь – все». Мы должны знать правила, которые помогут нам жить спокойно, радостно. Детей нужно учить всему этому с маленького возраста, говорить и говорить с ними об опасности пожара, научить пользоваться электроприборами, соблюдать правила безопасности. Нужно, чтобы родители не оставляли детей без присмотра, чтобы больше заботились о них. Взрослые – пример детям. Именно они показывают, как нужно вести себя.

Быть или не быть человечеству – вот в чем вопрос. И самое страшное сегодня – устранение человека от его решения. Самое страшное – неучастие, благодушие, равнодушие. Хочется крикнуть всем людям: « Человек, сила твоя велика. Распорядись ею мудро. Иначе погибнешь».

Министерство образования и науки

Республики Татарстан

Сочинение на тему:

« Жизнь одна…»

Выполнил ученик 10 класса

Больше – Русаковской средней

школы Кайбицкого района

Сабиров Ирек.

Руководитель: учитель

русского языка и литературы

ТимуршинаА.А.



2007 год


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница