Человек, предопределивший эпоху



Скачать 61.27 Kb.
Дата06.05.2016
Размер61.27 Kb.
Человек, предопределивший эпоху.

Йога – послание человечеству. Послание человеческому телу, человеческой мысли, человеческой душе.

Св. Кувалаянанда

Свами Кувалаянанда – йог, мыслитель, философ, ученый, общественный и политический деятель, стоявший у истоков Индийского национально- освободительного движения. Человек, деятельность которого сделала возможным распространение Йоги на Запад, ее популяризацию среди широких масс населения. Большинство его трудов были посвящены научному исследованию древних практик и их влиянию на организм и психику человека. Благодаря им Йога впервые за всю историю своего существования была воспринята «всерьез» требовательными научными кругами и западной интеллигенцией.

Итак, Джаганнатх Ганеш Гун (таково настоящее имя Свами Кувалаянанды) родился 30 августа 1883 года в г. Дабхои (Барода), штат Гуджарат. Некоторое время учился в Пуне, а в 1903 году выиграл стипендию и поступил в Университет Барода на отделение санскритологии и философии, которое успешно закончил в 1910 году. Студенческие годы Ганеша были насыщены событиями, сформировавшими дальнейший жизненный путь ученого. Помимо учебы, Ганеш Гун проявлял недюжинную активность в общественной жизни, увлекался передовыми в то время идеями Бала Гангадхара Локманьи Тилака * и Шри Ауробиндо, читавшего в то время лекции в Бароде.
Принимал активное участие в национальном движении Тилака против политики Британии, развернувшемся в Бароде и Сурате.
Примерно в это же время под началом профессора Раджратана Маникарао** (1907-1910гг), начал практиковать физическую культуру и исследовать действие упражнений, используя знания и методы физиологии; в это время сформировались идеи необходимости всеобщего физического образования для молодежи Индии. По окончании института активно путешествует по Индии с пропагандой своих идей.

В 1916 году становится членом Khandesh Education Society и начинает активную преподавательскую деятельность; в период с 1921 по 1923 гг. возглавляет колледж при обществе. Помимо этого, становится председателем Комитета по Физическому образованию, назначенным Бомбейским Комитетом Физического образования; а также членом Центрального Консультационного комитета физического образования.

В этот период судьба сводит активного общественного деятеля и патриота своей страны с его будущим учителем Шри Пармахамса Мадхавдасджи Махараджем, мастером йоги из Бенгалии. Именно он вдохновляет Гуна на исследования «необъяснимых психофизиологических эффектов» йоги . «… дух материалиста в нем искал научного объяснения (этих эффектов)… и он принял решение посвятить свою жизнь научному изучению Йоги и точному толкованию ее влияния на человеческий организм и психику человека »(Д.Г.Вакхаркар***,1984:4 ).

В жизни Кувалаянанды намечается очередной значимый поворот. Весь пыл и самоотверженность индийского общественного деятеля он направляет на исследование практик и упражнений йоги. Для молодого ученого ничего не кажется невозможным – он искренне горит желанием исследовать феномены паранормальных явлений, найти способы и методики их достижения, опровергая и оспаривая их «необъяснимость» - работа начинает набирать обороты. В 1918 году он начинает активную деятельность совместно с соучеником Шри Йогендрой в созданном им Институте Йоги в Бомбее ( где проработал до 1932 года) .

В 1924 году основывает лабораторию, в которой начинает проводить исследования. (С годами лаборатория разовьется в исследовательский комплекс, состоящий из биохимического, электрофизиологического, радиологического, психологического и психофизиологического подразделений).Первые исследования и первые успехи - наули и уддияна активно воздействуют на корпоральное давление, изменяют состояние перистальтики, электрическую активность мышц. Йога впервые заговорила на языке анатомии и физиологии, сорвав с себя покровы таинственности и мистицизма, которые скорее скрывали смысл многих древних посланий, нежели проясняли его.

В 1928 году начинает свою деятельность отделение философии и литературы, в работе которого задействованы как санскритологи, так и специалисты по английской литературе – начинается кропотливая работа по переводу классических текстов.

В 1929 году начинают свою работу первые государственные курсы йоги в рамках последипломного образования.

В 1935 году начинает издаваться журнале «Йога Миманса», публикуются накопленные за годы деятельности института результаты экспериментов. Целями журнала является привлечение широких кругов как научной, так и … общественности. В связи с этим содержимое журнала печатается в 3 разделах: научный, полунаучный и популярный.

В 1936 году открывается оздоровительный центр в Бомбее, в 1943 –отделение в Раджкоте.

Успешные лабораторные исследования ставят перед ученым следующий вопрос – как можно применить техники йоги в терапии различных хронических заболеваний. Асаны и пранаямы находят свое применение в лечении бронхиальной астмы, затем гипертонии, ожирения и др. психосоматических недугов. В 1962 году на донации А.Т. Гупта открывается госпиталь на 36 койко –мест в Лонавале.

В Институт для написания диссертаций начинают приезжать представители США, Венгрии, ЧССР.

Многочисленные исследования приводят Свами к выводу: «Йога –это прежде всего профилактика и способ здорового образа жизни.» И эта идея начинает широко распространяться среди его учеников.

Умер Кувалаянанда 14 апреля 1966 года, оставив после себя сотни преданных делу учеников и исследователей, тысячи вылеченных пациентов, Инстиут Йоги, и по сегодняшний день остающийся передовым образовательным и научно- исследовательским центром, имеющим отделения в 7 городах Индии, а также в США, Франции.

Человек, избравший миссией своей жизни исследование и популяризацию йоги, выполнил свою задачу. «Йога никогда не получила бы такого распространения, не будь она освещена достижениями современной науки» – фраза, произнесенная Дж. Неру во время визита в Институт в 1958 году, тому свидетельство.





P.S.: биография этого человека, поистине, завораживает. Достаточно почитать дневники его исследований, чтобы понять, какой прорыв был сделан в массовом сознании человечества, когда один из многих решил исследовать то, что настойчиво скрывалось веками. Нет исключительности йоги, все достижимо. Если люди сидят в самадхи, значит, этого можно достичь, можно исследовать и понять принцип. Если есть экстрасенсы, можно найти способ воздействия. Если есть древняя традиция, мы найдем первоисточники, посадим ученых Востока и Запада и переведем то, что якобы не могло быть понятно простому смертному. Знания должны быть доступны многим. И у горения нет никаких преград…

Лаборатория Кувалаянанды имела два основных подразделения: один – изучал воздействие асан, пранаям, крий на организм. Второй, и его деятельность была ведущей, –изменения, происходившие с экспериментаторами при достижении измененных состояний сознания. И если в ходе исследований не были исследованы законы трансперсональной духовности, то научно было подтверждено: осознанное управление дыханием возможно, управление деятельностью сердца возможно, Йога – это не религиозный миф, это сокровищница человеческой мысли, это реальность. Квинтессенция стремления человечества познать самое себя и тайны Природы, Вселенной, которая его окружает.

И уддияна – это не лев, который убивает слона смерти. Это – упражнение для диафрагмы и ребер: « …Упражнение называют Уддияна – бандхой, потому что, благодаря мышечному сокращению становится возможным движение духовной силы; анатомически бандха называется улддияной ( поднимающейся, взмывающей вверх) потому, что в ней активно сокращается и поднимается диафрагма…»( Кувалаянанда 1993:37-38)

Искусственные границы, изолировавшие Знание, были разрушены, привлечено внимание известных ученых, политических деятелей, широких масс населения. Йога стала чем-то, что возможно практиковать; набором методов, которые дают шанс практикующему стать, хотя бы на шаг - ближе к безбрежному океану Знания и Духовности.



Ахрамеева Елена
Инструктор Украинской Федерации Йоги
12.10.2010г.


Комментарии

*первый лидер национального движения за независимость Индии, автор арктической гипотезы о прародине индоевропейцев. Широко известен его литературный труд «Арктическая родина в ведах»

**Гаджанан Яшвант Маник ( профессор Маникрао) (1878 - 1954) – известный общественно –политический деятель. Реформатор и популяризатор системы физического образования в Индии: научно обосновал применение многих физических упражнений, объединил их в систему, ввел названия на хинди, инициировал открытие курсов физ. образования для женщин и для разных возрастных групп. Выходец из семьи военных, способствовал возрождению индийского боевого искусства.

***близкий коллега Св. Кувалаянанды

Литература

  1. Asanas. Kuvalayananda, Swami. Lonavla (C.R.), India: YogaMimamsa Office. Reprinted as Popular Yoga Asanas. Rutland, Vt.: C. E. Tuttle, 1972.

  2. Pranayama. Lonavla (C.R.), India: Yoga-Mimamsa Office. Reprint, Bombay: Popular Prakashan, 1966.

  3. Yogik therapy. It”s basical principles and methods. Sw. Kuvalayananda and Dr. S. L. Vinekar. Lonavla, India, 2008

  4. Melton, J. Gordon, Jerome Clark, and Aidan Kelly. New Age Encyclopedia. Detroit, Gale Research, 1990.

  5. Asian Medicine .Tradition and Modernity .Edited by Vivienne Lo and Geoffrey Samuel. Publisher: Brill

2007, Volume 3, Number 1 , pp. 20-36(17)

«Yoga and Physical Education: Swami Kuvalayananda's Nationalist Project .» by Alter, Joseph S.



  1. Vision and Wisdom (Letters of Swami Kuvalayananda) by Swami Kuvalayananda,1999

  2. Yoga in modern India: the body between science and philosophy, Joseph S. Alter, 2004


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница