Чечулин владимир ильич



Скачать 63.76 Kb.
Дата04.11.2016
Размер63.76 Kb.


ЧЕЧУЛИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

Родился 9 марта 1937 года в городе Воронеже в семье рабочих. Окончил Батайское военное авиационное училище имени Серова. Член ВЛКСМ, член КПСС. Награжден медалью «За боевые за­слуги» (1965), медалью Дружбы, (ДРВ, 1966), орденом Красной Звезды (1967). Присвоено звание Героя Советского Союза (1971) с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Умер 21 августа 1983 года. Похоронен на Химкинском кладбище города Москвы.
Что в 17 лет для человека становится решающим при выборе про­фессии? Родные, мнение товарищей, жизненная ситуация, в которой оказался? В случае с Владимиром Ильичом Чечулиным, Героем Со­ветского Союза, летчиком-испытателем 1-го класса, видимо, все ока­залось важным.

Когда ему исполнилось всего четыре года, началась Великая Отече­ственная война. Три года вынужденной эвакуации, хотя рядом была мама, закалили паренька, а возвращение в разрушенный фашистами родной Воронеж укрепило в мысли: чтобы быть способным защищать свою Родину, близких, нужно быть сильным, умелым.

Учеба в школе шла параллельно с занятиями в Воронежском об­ластном аэроклубе, где парень обучался на планерном и самолетном отделениях. Тогда многие мальчишки нашей страны стремились стать летчиками, манила романтика полета, вдохновляло чувство гор­дости, что смог овладеть такой сложной техникой. Однажды сделав свой выбор, В.И. Чечулин остался верен ему всю жизнь. Он делал все, что необходимо было уметь делать профессионалу высокого класса.

В сентябре 1954 года Владимир поступил в военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в городе Каменке Пензенской области. Окончил ее с отличием. Затем было Батайское военное авиаци­онное училище летчиков имени Серова в Ростовской области. Получив специальность «эксплуатация и боевое использование самолетов и их оборудования» с присвоением квалификации «пилот-техник» и воинско­го звания «лейтенант», Владимир Ильич остается в училище летчиком-инструктором. Летал на самолетах Як-18, Як-11, МиГ-15. Летал смело, уверенно, с большим желанием, овладел отличной техникой пилотиро­вания. Пять лет работал летчиком-инструктором в этом училище.

Военную службу он умело сочетал с учебой в Казанском авиаци­онном институте, набираясь знаний на факультете самолетостроения. Этой же цели было подчинено обучение на Центральных летно-инструкторских курсах в городе Грозном.

Владимир Чечулин приобрел высокий социальный и профессио­нальный статус. Командование дало ему отличные характеристики. Отмечается хорошее физическое развитие и строевая подготовка. В документах говорится о том, что летает В.И. Чечулин смело, уверен­но, с большим желанием, демонстрируя отличную технику пилотиро­вания. Он отлично знает материальную часть самолета и двигателя, постоянно занимается самообразованием, повышает уровень мето­дической подготовки, имеет богатый опыт обучения и воспитания курсантов советской и иностранных армий. Командование войсковой части, где служил В.И. Чечулин, характеризовало его как требова­тельного, дисциплинированного офицера, активно занимающегося общественной работой.

А он готовил себя к большему. Летать. Летать много. На новых машинах военной авиации. В звании капитана Владимир Ильич в 1962 году увольняется из Вооруженных сил с целью поступления в Школу летчиков-испытателей ЛИИ имени М.М. Громова. В личном деле сохранилась выписка из приказа начальника школы летчиков-испытателей Л.В. Фоменко от 16 июня 1972 года: «За отличное освое­ние пройденных дисциплин объявить благодарность слушателю кур­сов Чечулину В.И.»

1 января 1963 года сбылось, наконец, то, о чем так долго мечтал и к чему так упорно готовил себя: он летчик-испытатель машин, вы­пускаемых на Луховицком машиностроительном заводе — филиале Московского завода «Знамя труда» МАП СССР.

В 60-е годы завод начал осваивать производство самолетов МиГ-21 и его модификаций. Тематика «МиГ» стала новым и основным на­правлением деятельности предприятия, определила его дальнейшее развитие как самолетостроительного предприятия на долгие годы. И профессионалам такого уровня и класса были здесь рады. Работы лет­чикам предстояло много: с заводских стапелей практически ежеднев­но выходил один самолет; 30 самолетов, собранных в месяц, требова­ли тщательной отработки не только в наземных условиях, но и в небе. Владимир Ильич сразу же включился в работу. В январе 1964 года, в соответствии с решением квалификационной комиссии Государствен­ного комитета по авиационной технике СССР, летчику-испытателю Московского машиностроительного завода «Знамя труда» В.И. Чечу­лину присваивается 4-й класс летчика-испытателя.

В.И. Чечулин проводил большую работу по испытанию головных изделий МиГ-21ФЛ и МиГ-21ПФ, осуществлял программу специспы­таний. Продукцию, выпускаемую заводом, летчик доводил до пере­дачи заказчику с хорошим и отличным качеством. Последовали реко­мендации о направлении в командировки за рубеж для выполнения спецзаданий.

Несколько раз (в 1963, 1966, 1967 годах) Владимир Ильич Чечулин был в командировке в Демократической Республике Вьетнам, где вы­полнял спецзадания руководства предприятия. В знак благодарности за братскую помощь правительством Вьетнама награжден медалью «Дружба» и внесен в Почетную книгу города Ханой. Успешно отраба­тывал изделия в Индии (1965), в Алжире (1968), в Сирийской Араб­ской Республике (1968—1969), в Иране (1976), ГДР (1974), Арабской Республике Египет (1971), в Ираке (1976) и в других странах; все из­делия сдавались с первого предъявления.

К середине 1965 года общий налет Чечулина составил 1 500 часов. Он активно занимался периодическими испытаниями. Осуществлял полеты до практического высотного «потолка» самолета МиГ-21, ис­пытывал приемистость машин, дальность радиосредств. Специалисты отмечали отличную технику пилотирования. Чечулин в небе спокоен, вынослив, грамотно принимает решения в усложненной обстановке.

В июне 1966 года за проявленную инициативу при выполнении спецзадания Правительства ему была объявлена благодарность. В этом же году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 де­кабря 1965 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального задания Правительства СССР, Владимир Ильич Че­чулин был награжден медалью «За боевые заслуги», ему была объ­явлена благодарность с занесением в трудовую книжку. С 1967 года В.И. Чечулин носил звание Ударника коммунистического труда.

1967 год стал особенным в жизни летчика-испытателя. Мобилиза­ции всего накопленного опыта, мужества, решительности, смелости потребовало от него выполнение очередного спецзадания Правитель­ства нашей страны по отработке МиГ-21ПФЛ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1967 года Владимир Ильич был награжден орденом Красной Звезды. А в следующем году награ­ды летчика пополнились: к юбилейной медали «40 лет Советской Ар­мии и Флота» добавилась медаль «50 лет Вооруженных сил СССР».

Как самого опытного летчика-испытателя В.И. Чечулина назна­чают на должность старшего летчика-испытателя, затем — летчика-инструктора, неоднократно он исполнял обязанности начальника летно-испытательной службы (ЛИС).

Свой опыт и знания Владимир Ильич передавал подчиненным, бе­режно относился к молодежи, умело руководил коллективом летно­го состава. Несмотря на загрузку административной деятельностью, продолжал активно летать.

В конце 60-х — начале 70-х годов авиационный завод в Лухови­цах начал осваивать производство самолетов МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла. В.И. Чечулин поднял в воздух первый серийный самолет МиГ-23, построенный на предприятии. Его испытательные полеты позволили сократить цикл и снизить трудоемкость отработки изделий.

За большие заслуги в выполнении заданий 8-й пятилетки Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года Влади­миру Ильичу Чечулину присваивается звание Героя Советского Сою­за с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В более поздних зарубежных командировках Владимир Ильич не только образцово выполнял задания по облету, передаче заказчику и гарантийному обслуживанию авиационной техники, но и совершал де­монстрационные полеты, участвовал в сборке изделий, перегонах само­летов. Так в 1975 году, находясь в Уганде, успешно испытал и передал заказчику самолеты МиГ-21М. Мастерство и отличное знание техники позволяло летчику отрабатывать изделия за один полет в полном объе­ме. По просьбе президента Уганды В.И. Чечулин выполнил ряд демон­страционных, показательных полетов, ярко раскрывающих возможно­сти машин. За успешную работу ему была объявлена благодарность.

К 1977 году общий налет летчика-испытателя, Героя СССР В.И. Че­чулина подобрался к отметке 3 000 часов, из них испытательный на­лет составлял почти 1 300 часов.

Более 30 лет в авиации, из которых 25 посвящены тяжелейшему, опасному, героическому труду, отразились не лучшим образом на здоро­вье летчика. Медицинская комиссия признала болезнь сердца, несовме­стимую с полетами. И в 1978 году В.И. Чечулин был освобожден от долж­ности летчика-испытателя 1-го класса МАПО имени П.В. Дементьева в связи с уходом на пенсию по состоянию здоровья. Учитывая большие за­слуги Владимира Ильича в деле испытания авиационной техники, ему в порядке исключения разрешили оставить личный пропуск для прохода на ставший родным завод, к своим крылатым машинам.

Но резко расстаться с авиацией Владимир Ильич не смог, некото­рое время работал в Управлении по обслуживанию дипломатического корпуса МИД СССР.

21 августа 1983 года в результате ишемической болезни сердца В.И. Чечулин скоропостижно скончался.

В телеграмме от администрации, парткома и профсоюзного комите­та Луховицкого машиностроительного завода МАПО имени П.В. Де­ментьева, посланной в адрес вдовы летчика со словами соболезнова­ния по поводу преждевременной кончины Героя Советского Союза В.И. Чечулина, подчеркивалось, что заводчане запомнят Владимира Ильича прекрасным, светлым душой, отзывчивым человеком. Ему было всего 46 лет.

В 2005 году портрет Героя СССР летчика-испытателя В.И. Чечу­лина занял свое достойное место на вновь открытом городском мемо­риале Славы, среди портретов других знаменитых жителей города и района.

А. КУЛЕШОВА,

член Союза журналистов России





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница