Чащина Т. Ю. 242-720-336 Подготовка к школе детей с особыми образовательными потребностями в условиях подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи



страница1/3
Дата01.11.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3
Чащина Т.Ю. 242-720-336
Подготовка к школе детей с особыми образовательными потребностями в условиях подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Приложение 2
Картотека «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи»
1. ОСЕНЬ: наблюдения в природе (деревья, кустарники)

Деревья. Осенние листья. Осенние месяцы. Осенняя одежда и обувь.


Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, осина, рябина, клён, ель, кедр, сосна.

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать (листья), пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать.

Прилагательные: жёлтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий.
Лес осенью (По Скребицкому Г. И Чаплиной В.)

Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.



  • О каком времени года говорится в рассказе?

  • Какого цвета лес был летом?

  • Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?

  • Какого цвета стали осины осенью?

  • Какие деревья не изменили своего цвета?




Василий Бирюков

Сентябрь

Шум большой

В лесу стоит.

Не медведь ли

К нам спешит?

- Это я!-

Бормочет ёж. –

Нынче тихо

Не пройдёшь.

И под лапками

Мышат

Листья

Палые шуршат.



Ирина Токмакова

Туман

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез.

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячется птица и зверь?

И куда за грибами теперь?


Ирина Токмакова

Осень

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.
Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.


Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья. (Осень)

Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)




Свернёшь – клин,

развернёшь – блин.

(Зонт)


Нахмурится, насупится.

В слёзы ударится –

Ничего не останется. (Туча)


Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)



Падают с ветки

Золотые монетки.

(Листья)


2. ОВОЩИ: осень в огороде
Существительные: морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, картофель, кочан, редька, баклажан, чеснок, ботва, стручок, урожай, грядка.

Глаголы: расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, срывать, выращивать, собирать.

Прилагательные: зелёный, жёлтый, красный, синий, оранжевый, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, картофельный, капустный.
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев: массажные движения от ногтевой фаланги к основанию пальца.


Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немного горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг, огород!



Указательный

Средний


Безымянный

Мизинец


Левая рука

Мизинец

Безымянный

Средний

Указательный



Правая рука

Большой палец левой руки

Большой палец правой руки.




Игра «1 – 5».

Сосчитай: один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов

Один помидор … Одна грядка … Один кабачок …
Какие бывают? (подбери слова-признаки)

Морковь – сочная, длинная, хрустящая, твёрдая, оранжевая.

Огурец - … Помидор - … Лук - …
Назови ласково:

Огурец – огурчик морковь – морковочка тыква – тыквочка

Чеснок – чесночок помидор – помидорчик лук – лучок
Измени слово: сок из моркови – морковный сок (используем слова из словаря)

Отгадай и повтори загадку:


Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

(Лук)


Маленький, горький,

луку брат.

(Чеснок)


Под землёю птица

Гнездо свила,

Яиц нанесла.

(Картофель)



Скинули с Егорушки

Золотые пёрышки.

Вынудил Егорушка

Плакать и без горюшка. (Лук)



Как надела сто рубах –

Захрустела на зубах.

(Капуста)


Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)


3. ФРУКТЫ: осень в саду
Существительные: апельсин, ананас, банан, груша, лимон, слива, яблоко, дерево, яблоня, мандарин, фрукт, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, компот, варенье, джем.

Глаголы: расти, цвести, зреть, плодоносить.

Прилагательные: вкусный, сочный, сахарный, сладкий, кислый, нежный, ароматный, лимонный, яблочный, персиковый, банановый, грушевый.
Игра «1 – 5». Сосчитай до пяти: груша, персик, апельсин.

Одно яблоко – много яблок, один банан – много бананов


Измени и назови слово по образцу: с движениями обеих рук «Колечки»
Сок из яблока – яблочный сок. Сок из сливы – сливовый сок.

Сок из груши – грушевый сок. Сок из апельсина – апельсиновый сок.

Сок из персика – персиковый сок. Сок из винограда – виноградный сок.
Пальчиковая гимнастика: (поочерёдно с каждой рукой)


Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра.

А для волка… кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда.



Энергично и ритмично сжимаем и разжимаем кулачки обеих рук.

Мизинец – загибаем пальчик в кулачок.

Безымянный– загибаем пальчик в кулачок.

Средний– загибаем пальчик в кулачок.

Указательный– загибаем пальчик в кулачок.

Большой– загибаем пальчик в кулачок.

Разводим руки в стороны.

Энергично и ритмично сжимаем и разжимаем кулачки обеих рук.





Отгадай и повтори загадку:


Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(Яблоко)


Очень полезный,

К чаю нарезан…

Ярко-жёлтый, кислый он

Называется…(Лимон)




Вырос на дереве шар:

Ароматный, оранжевый,

Сочный и сладкий.

Что это ребятки?

(Апельсин)


Синий мундир,

Жёлтая подкладка,

А сама-то сладка.

(Слива)


Круглая печка с красными угольками.

(Гранат)


Была зелёной, маленькой.

Потом я стала аленькой,

На солнце потемнела я…

И вот теперь я спелая.

(Вишня)



4. ГРИБЫ: съедобные и несъедобные
Существительные: боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина, лисичка, опёнок, груздь, поганка, грибница, грибник, лукошко, чаща.

Глаголы: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать.

Прилагательные: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, грибной (дождь, лето, поляна, год), дружные (опята).

Наречия: рядом, далеко, близко.


Игра «Один – много». Измени и назови слово по образцу:

Один гриб – много грибов; Одна шляпка - …

Одна лисичка - … Один пень - …

(используйте существительные из словаря)


Продолжи предложение:

В лесу растёт много волнушек, груздей,…

Грибы можно срезать… (положить в корзину, принести домой, почистить, нарезать, отварить, посушить, засолить, замариновать, пожарить).
Скороговорки, стихи, поговорки.


  • Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый мухомор.

  • Груздь на солнце греет бок, в кузовок иди, грибок!

  • Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет кузовок.

  • Грибы растут в лесу, а их и в городе знают.


Отгадай и повтори загадку:


Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Белый гриб)


Я в красной шапочке расту среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту, зовусь я…

(Подосиновик)


А вот кто-то важный на беленькой ножке,

Он с красною шляпкой, на шляпке – горошки.

(Мухомор)


Стоит Антошка

На одной ножке.

Все его ищут,

А он не откликается.

(Гриб)


Хороводами и в ряд

В шляпах молодцы стоят.

Кто ни пройдёт,

Им поклон отдаёт.

(Грибы)


Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.

(Подберёзовик)



5. ЯГОДЫ: домашние заготовки
Существительные: клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, рябина, ежевика, джем, повидло, варенье, кисель, компот.

Глаголы: собирать, прятаться, принести, варить, сушить, угощать.

Прилагательные: лесная, садовая, душистая, ароматная, сладкая, кислая, зелёная, красная.
Измени слово по образцу:

Компот из брусники – брусничный ... Компот из малины – малиновый…

Из смородины – смородиновый… Из земляники -

Из клюквы - … Из ежевики - …


Игра «1 – 5». Сосчитай до пяти: (слова из словаря)

Одна ягодка, две ягодки, три ягодки, четыре ягодки, пять ягодок.


Как ты понимаешь пословицы?

Осень – запасиха, а зима подбериха. По малину не ходят, когда лето прошло.

Готовь сани летом, а телегу зимой. С одной ягоды сыт не будешь.
Назови ласково:

Ягода – ягодка Малина – малинка Клубника – клубничка

Смородина – смородинка Рябина – рябинка Черника – черничка
Отгадай и повтори загадку:


Две сестры летом зелены,

К осени одна покраснеет,

А другая почернеет.

(Красная и чёрная

смородина)

В сенокос горька, а в мороз сладка.

Что за ягодка? (Рябина)


Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи.

(Малина)
Сидит рядом с нами, смотрит чёрными глазами.

Черна, сладка, мала, ребятам мила.

(Черника)


Кто любит меня,

Тот и рад

поклониться.

А имя дала мне

родная землица.

(Земляника)




Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Где растёт ягода

Кислая клюква растёт на болоте. Собирать её можно и весной, когда растает снег. Клюква прячется: можно ходить по ней и не видеть её. Черника растёт – её видишь рядом с листиком ягоды. И так их много, что место синеет. Голубика растёт кустиком. А вот гроздья рябины красуются, и видно их издалека, когда ягода покраснеет.


6. ЗЛАКИ: осень в поле (хлеб и каша на столе)
Существительные: семена, поле, трактор, тракторист, комбайн, комбайнёр, мельница, колос, пшеница, рожь, мука, зерно, пшено, овёс, гречиха, хлеб, крупа, каша.

Глаголы: пахать, боронить, сеять, убирать (урожай), молоть (зерно), замешивать (тесто), варить (кашу).

Прилагательные: ароматный, вкусный, бескрайнее, золотой, рассыпчатая, манная, овсяная, гречневая, ржаной, пшеничный, мягкий, чёрствый (хлеб).
Пальчиковая гимнастика «Каша» (русская народная потешка)


Каша в поле росла,

К нам в тарелку пришла.

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке –

Всем дадим по ложке.



Поднять руки вверх, пошевелить пальчиками.

«Пошагать» пальчиками по столу.

Помешать указательным пальцем

одной руки в ладошке другой.

Загибать пальчики на обеих руках,

начиная с мизинчиков, при названии

каждого друга.

Сжимать и разжимать пальчики на обеих руках.




«Одна семейка» (игра с мячом)

Бросаем ребёнку мяч и задаём вопрос; ребёнок отвечает и возвращает мяч:

Что люди пекут из ржаной муки? – Хлеб. –Как сказать ласково? – Хлебушек.

-Как называют человека, который растит хлеб? – Хлебороб.

-Как называется поле, на котором растёт хлеб? – Хлебное.

-Как называется ёмкость для хранения хлеба? – Хлебница.


Отгадай и повтори загадку:


Весь из золота отлит,

На соломинке стоит.

(Колос)

В поле – метёлкой,



В мешке – жемчугом.

(Пшеница)

Одно бросил – целую горсть собрал.

(Семя)


Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.


(Тесто)

Не море, а волнуется.

(Поле, нива)

Что не сеяно родится?

(Трава)


Я. Аким

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.



Дополнительная информация: Зерновые культуры – это овёс, гречиха, ячмень, просо, рис. Мука из овса – толокно; овсяные хлопья – «Геркулес». Пшено – это очищенное просо. Крупа – манная, овсяная, пшённая, рисовая, пшеничная, гречневая, перловая.
Объясни пословицы: Хлеб – всему голова.

Нет хлеба, так нет и обеда.



7. ИГРУШКИ
Существительные: матрёшка, неваляшка, пирамидка, юла, кубики, мишка, конструктор, машинка, мозаика, кукла, домик, мяч.

Глаголы: строить, собирать, разбирать, играть, кружиться, стоять, ехать, прыгать.

Прилагательные: весёлый, озорной, игрушечный, яркий, нарядный, деревянный, пластмассовый, металлический, мягкий, надувной, плюшевый.
Какая у тебя самая любимая игрушка?

Расскажи про свою игрушку: Как называется? Из чего сделана? Из каких частей состоит? Какие по цвету эти части? Как ты играешь со своей игрушкой? О какой игрушке ты мечтаешь?


Измени слово по образцу:

Кубики из дерева – деревянные кубики,

кукла из пластмассы - …,

робот из металла - …,

конструктор из железа - …,
мишка из плюша - …
Что изменилось?

Давай расставим игрушки. А теперь ты отвернёшься (или закроешь глаза), а я поменяю некоторые из них местами. Посмотри, что изменилось? Используем предлог МЕЖДУ: кукла сидела между юлой и мишкой, а теперь она сидит около грузовичка справа (слева, за, перед и т.д.).


Игра «1 – 5». Сосчитай до пяти: (слова из словаря)

Одна машинка, две машинки, три машинки, четыре машинки, пять машинок.


Повтори правило с движением «КОЛЕЧКИ»:

Повстречали цифру «пять» -

Надо слово изменять!
Отгадай и повтори загадку:


Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

И всего одна игрушка. (Матрёшка)



Зверь забавный сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Медведь)



Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю. (Кубики)




8. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ
Существительные: ласточка, журавль, грач, скворец, лебедь, стриж, аист, жаворонок, дрозд, соловей, жаворонок, стая, клин, перья, пух, крыло, клюв.

Глаголы: лететь, улетать, перелетать, зимовать, курлыкать, облетать.

Прилагательные: журавлиный, утиный, гусиный, лебединая(песня, верность)

Наречия: далеко – близко, жарко – холодно, высоко – низко.


Игра «Чьи крылья?» Измени и назови слово по образцу:

У журавля – журавлиные У гуся – … У лебедя -

У утки – … У грача – … У стрижа - …

Продолжи предложение:

Осенью улетают в жаркие края стаи журавлей, ласточек…

Мы расстаёмся до следующей весны со стрижами, аистами…

Исправь ошибку:

Чёрная стриж – чёрный стриж Серое журавль – …

Белый лебеди – … Быстрый ласточка – …

Журавли кудахчут вдали – …



Объясни пословицу:

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.


Отгадай и повтори загадку:


Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей:

Взад-вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица… (Грач)


Журавлики – журавли оторвались от земли,

Крылья к небу вскинули, милый край покинули.

Закурлыкали вдали журавлики – журавли.

.



Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Улетают журавли

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Готовясь в дальний путь, покружились они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весной.

И. Соколов–Микитов



9. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, сойка, куропатка, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь.

Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться.

Прилагательные: красногрудый (снегирь), перелётные и зимующие (птицы).

Наречия: далеко – близко, жарко – холодно, высоко – низко, тихо – громко.


Какое слово не подходит? Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.

Сова, совушка, совет, совята, совиный. Ворона, воронка, вороний, воронёнок.


Продолжи предложение

Нужно помочь перезимовать воробьям, синицам…


Игра «Один – пять» Сосчитай до пяти

Голубь, ворона, воробей … (используй слова из словаря)

Например: один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.
Кто как говорит?

Голубь – воркует … Сорока – стрекочет…

Воробей –… Ворона – …
Раздели слова на части: (назови первый слог, второй слог, третий слог)

СО-РО-КА, ВО-РО-НА, ВО-РО-БЕЙ, СВИ-РИС-ТЕЛЬ, СИ-НИ-ЦА


Отгадай и повтори загадку:


Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

(Сорока)


Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)





Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это…(Снегири) !





Зимующие птицы не улетают от нас осенью в тёплые края. Это сова, сорока, ворона, воробей, голубь. Некоторые зимующие птицы прилетают из более холодных областей России поближе к человеческому жилью. Это синица с жёлтой грудкой, снегирь с красной грудкой, свиристель с хохолком на голове. Снегирь и свиристель любят рябину. Всем зимующим птицам трудно найти корм зимой. Надо помогать птицам, развешивать кормушки, насыпать в них корм: пшено, хлебные крошки, семена, сушёные ягоды. Для синичек можно подвешивать на сучках кусочки несолёного сала.

10. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ, их детёныши
Существительные: волк, заяц, ёж, барсук, медведь, лось, олень, лиса, белка, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, шерсть, туловище, голова, дупло, берлога, нора, логово.

Глаголы: ходить, прыгать, бегать, бродить, подкрадываться, подстерегать, рычать, заботиться, готовиться к зиме, запасать, рыть, строить, впадать (в спячку), грызть.

Прилагательные: колючий, рыжий, серый, злой, пушистый, хитрый, бурый, трусливый, косолапый, длинноухий.
Игра «Один – пять» Сосчитай до пяти

Например: один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Один волк…, Один медведь…, Одна лиса…, Одна белка…,

Один серый волк, два серых волка… пять серых волков.


У кого чей хвост? У кого чьи уши?

Чей хвост у лисы? - Лисий. Чьи уши у медведя? – Медвежьи.

(используйте для игры слова из словаря)
Продолжаем игру на словообразование:

Например: лиса – лисонька, лисичка, лис, лисёнок.


Продолжи предложение:

В лесу живёт много волков… (зайцев, лис, ежей, барсуков, медведей, лосей и т.д.)


Отгадай и повтори загадку:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимою спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь)


Кто зимой холодной Бродит злой, голодный.

(Волк)


Зимой беленький,

Летом серенький.

(Заяц)


Кто по ёлкам быстро скачет И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы?

(Белка)


Маленький рост, Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

(Мышка)


Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он и не знает.

(Крот)


Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

А в деревне кур крадёт.

(Лиса)


Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Ёж)


Пальчиковая игра с движением «Колечки»

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.




11. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

Существительные: котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, козлята, крольчата, куры, утки, гуси, цыплята, гусята, утята, индюк, индюшонок, бурёнка, хохлатка, квочка, наседка, выводок.

Глаголы: резвиться, играть, выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться, визжать, доить, разводить, нахохлиться, подковать, объездить.

Прилагательные: быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, вороной, игривый, заботливый.


Назови детёнышей: У козы - козлята

У кошки – (котята) У свиньи – (поросята) У лошади – (жеребята)

У собаки – (щенки) У коровы – (телята) У овцы – (ягнята)

У курицы – (цыплята) У гуся – (гусята) У утки – (утята)


Кто где живёт?

Кролики – (в клетке, в крольчатнике)

Лошадь – в конюшне Свинья – (в свинарнике) Куры – (в курятнике)

Корова – (в коровнике) Собака – (в будке, в конуре)


Кто как голос подаёт?

Кошка… (мяукает, мурлычет) Лошадь…(ржёт) Овца… (блеет)

Собака… (лает, рычит) Корова… (мычит) Свинья… (хрюкает)

Утка… (крякает) Гусь… (гогочет)

Петух… (кукарекает) Курица… (кудахчет)
Какое слово не подходит?

Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.

Индюк, индеец, индейка, индюшата.
Занимательные вопросы:

1.Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?

2.Сколько ног у двух кур? У кого ног больше – у курицы или у петуха?
Отгадай загадку:


По горам, по долам

Ходят шуба да кафтан.

(Овца, баран)

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова)



Не говорит, не поёт,

А кто к хозяину идёт,

Она знать даёт. (Собака)

Бархатные лапки,

А на лапках – царапки.

(Кошка)


Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок,

Посредине – спинка,

А на ней – щетинка.

(Свинья)


Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Время отмечает.

(Петух)


По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

(Гусь)


Явился в жёлтой шубке:

Прощайте, две скорлупки!

(Цыплёнок)



12. ЗИМА: наблюдения в природе. Зимние месяцы.
Существительные: мороз, холод, ветер, снег, снегопад, снежинка, лёд, льдинка, сугроб, вьюга, узор, иней, метель, стужа, декабрь, январь, февраль.

Глаголы: идти, падать, лететь, покрывать, замерзать, сковывать.

Прилагательные: белый, лёгкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, трескучий.
Скажи наоборот

Тёмный – светлый; короткий – длинный; чёрный – белый;

холодный – (тёплый, горячий); пасмурный – (ясный, солнечный);

мягкий – твёрдый; зимний – летний; лёгкий – тяжёлый.


Объясни пословицу:

В декабре солнце поворачивает на лето, а зима – на мороз.


Вспомним все слова, похожие на слово СНЕГ


Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю… снег.


С неба всё летят пушинки –

Серебристые … снежинки.


Кружатся над головою

Каруселью… снеговою.


На посёлки, на лужок

Сыплет беленький… снежок.


Вот веселье для ребят –

Всё сильнее… снегопад.


Все бегут вперегонки,

Все хотят играть… в снежки.



Снежный ком на снежный ком,

Всё украшено снежком,

Словно в белый пуховик

Нарядился… снеговик.


Рядом снежная фигурка,

Это девочка…Снегурка!


На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой…снегири.


Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил снег.


А под снегом очень нежный

Прорастёт весной … подснежник.





Отгадай и повтори загадку:

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнёт перинки –

И над миром снежинки.

(Зима)


Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

(Иней)


Кто без брёвен

Через реки

Мосты строит?

(Мороз)


Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый Год.

(Декабрь)


Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)


По ночам мороз силён,

Вьюга завывает.

Но светлее стало днём.

Когда это бывает?

(Февраль)



13. ДОМ И ЕГО ЧАСТИ
Существительные: дом, пол, потолок, стена, дверь, крыша, чердак, окно, квартира, комната, кухня, коридор, прихожая, ванная, подъезд, лестница, ступени, перила, балкон, лифт, этаж, рама, строители, жильцы.

Глаголы: строить, белить, заселять, переселять, ломать, разрушать, ремонтировать, красить, мыть, убирать.

Прилагательные: новый, старый, многоэтажный, одноэтажный, деревянный, кирпичный, удобный, современный, тёплый, уютный, треугольный, квадратный, круглый, прямоугольный, овальный.
Дом. С чем? (категория творительного падежа с предлогами С и СО)

Дом с крышей. Дом с потолком. Дом со стенами. (И т.д. – смотри словарь)



Игра «Один – пять»

Сосчитай до пяти, добавь слово «МНОГО»



Один этаж, два этажа, три этажа, четыре этажа, пять этажей …

Загибать поочерёдно пальчики на обеих руках;

– Много этажей.


Одновременно разогнуть пальчики на обеих руках.

Используем для игры и другие слова из словаря:

много – этажей, окон, ступенек, подъездов, комнат, стен, потолков, балконов…


Образуй новое слово.

Один этаж – одноэтажный дом, два этажа – двухэтажный дом;

Одна комната - однокомнатная квартира, две комнаты – двухкомнатная квартира;

Много этажей – многоэтажный дом;

Много квартир – многоквартирный дом
Назови форму.

Крыша какая? (треугольная). Стена какая? (прямоугольная, квадратная). Окно какое? (круглое, овальное, квадратное, прямоугольное…).


Продолжи предложение:

Люстра на потолке, а ковёр… (на полу). Цветы на окне, а картина… (на стене). Посуду моем на кухне, а умываемся… (в ванной).

В доме есть…(пол, потолок, стены, двери, окна).
Кто строит дома? Кто живёт в домах? Как ухаживают за домами?

Техника, применяемая человеком в быту – бытовая техника.

Какую бытовую технику ты знаешь? В каких частях дома она расположена? (Какой формы бытовая техника?)
Отгадай и повтори загадку:


Кто приходит, кто уходит –

Все её за ручку водят.

(Дверь)

Два братца друг на друга глядятся,

Век не сойдутся. (Пол и потолок)


Хвост во дворе, нос в конуре,

Кто хвост повернёт,

Тот в дом и войдёт.

(Ключ и замок)



Что это за дорога:

Кто по ней идёт,

Тот хромает?

(Лестница)




14. ИЗ ЧЕГО СТРОЯТ ДОМА
Существительные: план, площадка, кирпич, камень, стекло, бетон, глина, солома, железо, краска, обои, плитка

Глаголы: придумать, нарисовать, расчистить, выкопать, построить.

Прилагательные: крепкий, прозрачный, надёжный, красивый, современный, прочный, тёплый
С чего начинается строительство дома?

Сначала подумаем, какой дом мы будем строить. Для кого мы будем строить?

Потом мы выберем место и подготовим строительную площадку.

Чтобы дом прочно стоял, сначала построим фундамент. Фундамент из железа и бетона – железобетонный фундамент. Из чего будем строить стены нашего дома?

Стены из кирпича – кирпичные

Стены из камня – каменные

Стены из глины – глиняные стены

Потом мы построим крышу. Из чего?

Какого цвета будут стены и крыша снаружи? Что нам понадобится?

А какими будут стены нашего дома внутри, когда мы окажемся:

-в подъезде, -в коридоре, в комнате, в ванной, -на кухне… Что нам понадобится?
Вспомни дома сказочных персонажей. Из чего они построены?

(«Три поросёнка». «Заюшкина избушка».)


Домики для игрушек – игрушечные домики

Из бумаги – бумажный домик, из картона – картонный домик, из пластмассы – пластмассовый домик. Из чего строят дома жители сказочных стран? Давай придумаем дома для жителей Страны Сладкоежек.


Вспомни, из чего построены жилища животных и птиц.

Птичьи гнёзда – из веточек, пуха, соломы, сухих травинок, глины…

Норы диких животных – вырыты в земле, земляные норы…

Жилища домашних животных и птиц построены человеком. Из чего?


Игра «Магазин строительных и отделочных материалов»

Продолжи предложение (можно предложить предметные картинки с изображениями различных домов):

Для строительства дома мне понадобится…(названия строительных и отделочных материалов)
Продолжаем игру на словообразование:

Дом из камня – каменный дом. Дом из кирпича – кирпичный дом.

Дом из глины – глиняный дом.

Крыша из железа – железная крыша. Крыша из соломы – соломенная крыша.

Крыша из черепицы – черепичная крыша. Крыша из камыша – камышовая крыша

15. Новый Год
Существительные: мороз, холод, ветер, снег, снегопад, снежинка, лёд, льдинка, снеговик, сугроб, вьюга, узор, иней, метель, стужа, декабрь, январь, февраль, карнавал, украшения (ёлочные), праздник (Новый Год, Рождество).

Глаголы: идти, падать, лететь, покрывать, замерзать, сковывать, застёгивать, завязывать, надевать, украшать, танцевать, праздновать.

Прилагательные: белый, лёгкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, трескучий, новогодний, яркий, весёлый, радостный, добрый.
Чем украсим нашу ёлку?

Вспомнить и назвать как можно больше ёлочных украшений (шары, бусы, звёзды, фигурки птиц и животных, сосульки, шишки и т.д.)


Игра «в подробности»

Взрослый говорит: «Дед Мороз едет к нам», а потом спрашивает: - На чём он едет (Дед Мороз едет к нам на санях.) - С чем он едет? (Дед Мороз едет к нам с мешком подарков.) - Зачем он едет? (Дед Мороз едет, чтобы поздравить нас с Новым Годом!)


Стихи русских поэтов


Раиса Кудашева

Ёлочка

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройною,

Зелёною была.

Метель ей пела песенку:

- Спи, ёлочка, бай-бай!

Мороз снежком укутывал:

Смотри, не замерзай!

Трусишка зайка серенький

Под ёлочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк,

Рысцою пробегал.

Теперь она нарядная

На праздник к нам пришла

И много, много радости

Детишкам принесла.


Спиридон Дрожжин

***

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз;
Ходит, бородою

Белою трясёт,

Топает ногою,

Только треск идёт.



Самуил Маршак

Песня о ёлке

Что растёт на ёлке?

Шишки да иголки.

Разноцветные шары

Не растут на ёлке.
Не растут на ёлке

Пряники и флаги,

Не растут орехи

В золотой бумаге.




Отгадай и повтори загадку:


Снег искрится ярко-ярко! Что за праздник к нам идёт?

Будет ёлка, и подарки Дед Мороз нам принесёт.

(Новый Год)


Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принёс.

Кто он?


(Дедушка Мороз)

Красавица какая

Стоит, светло сверкая!

Так пышно убрана.

Скажите, кто она?

(Новогодняя ёлка)




16. ЗИМА: зимняя сказка. Зимние забавы. Зимняя одежда и обувь.
Существительные: лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки, крепления (лыжные), лопата, хоккей, ворота, клюшка, шайба, вратарь, гол, трамплин, трасса, лыжня, валенки, шапка, шуба, варежки, пуховик.

Глаголы: ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, катать (снежный ком, кого-либо на санках, сгребать, разгоняться, хрустеть (о снеге).

Прилагательные: меховой, пуховый, лыжный, быстрый, зимний, скользкий, санный, искристый, серебристый, подлёдная (рыбалка).
Вспомни и назови зимние месяцы
Что за чем и перед чем?

Декабрь за ноябрём и перед январём;

Январь – …

Февраль – …


Что лишнее и почему?

Осень, зима, Новый Год, весна.

Лыжи, зима, санки, коньки.

Декабрь, январь, февраль, зима.

Панама, шуба, валенки, варежки.
Скажи наоборот

Тёмный – светлый; короткий –…(длинный); широкий – …(узкий);

Чёрный – …(белый); быстрый …(медленный); толстый - …(тонкий);

Холодный …– (тёплый, горячий); пасмурный ...(ясный, солнечный);

Мягкий –…(твёрдый, жёсткий); зимний – ...(летний); лёгкий – … (тяжёлый).
Сосчитай до пяти

Одна зимняя ночь, две зимние ночи…пять зимних ночей.

Одна синяя варежка… Один холодный день…

Одна тёплая шуба… Один пуховый платок…

Одно меховое пальто… Один зелёный свитер
О чём можно сказать:

Замерзает – река; наступает – (зима); кружатся – (снежинки); летят – (снежные хлопья); надели – (шубы, шапки); прокатились на – (санках, лыжах, коньках).


Объясни пословицу:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Мороз не велик, да стоять не велит.
Отгадай и повтори загадку:


Сижу верхом,

Не знаю, на ком.

(Шапка)


Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят.

(Варежка)


Из снега слепили ловко,

Вместо носа –

большая морковка.

(Снеговик)




17. ЗООПАРК: дикие животные и птицы холодных стран.
Существительные: (белый) медведь, морж, тюлень, песец, овцебык, пингвин, (полярная) сова, (северный) олень, зоопарк, ветеринар, охотник, рыбак, оленевод.

Глаголы: убегает, догоняет, прячется, нападает, крадётся, прыгает, летает.

Прилагательные: хищный, травоядный, пёстрый, белый, северный, полярный, холодный, сильный, беззащитный, дикий, красивый, стремительный, ловкий, неуклюжий, проворный.
Чем покрыто тело животных? Назови части тела животного по картинке. Объясни, почему животные имеют разную окраску?
Чем покрыто тело птиц? Назови части тела птицы по картинке. Какие птицы не умеют летать? Почему?
Игра «Один – пять»

Сосчитай до пяти, добавь слово «МНОГО»

Например:

На берегу северного ледовитого океана много белых медведей, моржей.


Назови детёнышей

Пингвин, пингвиниха, пингвинёнок. Медведь, медведица, медвежонок.


Игра с мячом «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Хвост медведя (чей?) – медвежий.

Рога оленя (чьи?) – оленьи.

Глаза совы (чьи?) – совиные.

(Лапы, клюв, перья, пух, шерсть, голова, когти, зубы, крылья и т.д.)
Игра «В зоопарке»

Употребление порядковых числительных и прилагательных.

На доске – десять предметных картинок с изображением животных и птиц холодных стран. Дети пришли в зоопарк и увидели много разных животных. Потом они по очереди рассказывают: «В первой клетке я увидел белого медведя. Во второй клетке я увидел мокрого моржа». Так доходим до десятой клетки, добавляя к названию животного или птицы слова-признаки (прилагательные). В зоопарке было очень интересно».
Отгадай и повтори загадку:


Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таёжный бурый брат

Мёду и малине рад.

(Белый медведь)


Он медлительный, клыкастый,

Лапы у него как ласты,

И в бассейне зоопарка

Зверю северному жарко.

(Морж)


На полярном берегу

Все законы строгие.

Но морозы и пургу

Терпят ластоногие.

Хоть от края и до края Ледяной суровый мир,

Но от холода спасает

Их подкожный толстый жир.

(Тюлень, морж)





18. ЗООПАРК: дикие животные и птицы жарких стран.
Существительные: зебра, жираф, слон, лев, тигр, обезьяна, кенгуру, бегемот, верблюд, дикобраз, носорог, водопой, Африка, страус, павлин, пеликан, попугай, зоопарк, ветеринар, черепаха, крокодил, змея.

Глаголы: убегает, догоняет, прячется, нападает, крадётся, прыгает, летает.

Прилагательные: хищный, травоядный, пятнистый, полосатый, сильный, беззащитный, дикий, красивый, стремительный, ловкий, неуклюжий, проворный.
Чем покрыто тело животных? Назови части тела животного по картинке. Объясни, почему животные жарких и холодных стран имеют разную окраску?

Чем покрыто тело птиц? Назови части тела птицы по картинке. Какие птицы не умеют летать? Почему?


Игра «Один – пять»

Сосчитай до пяти, добавь слово «МНОГО»

Например: В жарких странах много верблюдов, слонов, носорогов…
Назови детёнышей

Слон, слониха, слонёнок. Верблюд, верблюдица, верблюжонок. Лев, львица, львёнок. Жираф, жирафиха, жирафёнок. Страус, страусиха, страусёнок.



Не забудьте объяснить ребёнку, что можно не менять форму слова, а просто добавить слова самец, самка, детёныш. Ведь в некоторых случаях форму слова мы не изменяем. Например: детёныш обезьяны; детёныш бегемота.
Игра с мячом «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Хвост льва (чей?) – львиный. Хобот слона (чей?) – слоновий.

Усы тигра (чьи?) – тигриные. Глаза обезьяны (чьи?) – обезьяньи.
Развитие связной речи

Составление рассказа-сравнения с опорой на предметные картинки «Белый медведь и жираф». Примерный образец

Белый медведь – это северное животное, а жираф – южное. Медведь – хищное животное – а жираф травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф – травой и листьями. У медведя – толстая белая шкура с длинной шерстью, а у жирафа – пятнистая рыжая с тёмными пятнами тонкая шкура с короткой шерстью. У медведя на лапах – когти, а у жирафа на ногах – копыта.
Отгадай и повтори загадку:


Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)


Ёжик вырос

в десять раз,

Получился…

(дикобраз)



Клюв его с большим мешком –

Рыбу ловит как сачком.

В зоопарк из дальних стран

К нам приехал… (Пеликан)



Знаете ли вы, ребята,

Зверя с гривою лохматой?

А ещё он – царь зверей.

Отгадайте-ка скорей.

(Лев)


Он смеётся в самый зной:

«Славный душ всегда со мной!»

(Слон)


Кто там ходит с длинной шеей?

Шея длинных ног длиннее.

Лист с любой достанет ветки.

Кто же он, скажите детки?! (Жираф)





19. ЧЕЛОВЕК: наше тело и здоровье.
Существительные: рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, висок, скула, ноздря, затылок, причёска, чёлка, пробор, усы, борода, ресницы, здоровье, зарядка, закалка.

Глаголы: брать, класть, ходить, бегать, прыгать, царапать, чесать, нахмурить, морщить, расчёсывать, улыбаться, нести, гладить, бросить, согнуться, кивать, разжимать, сжимать, разогнуть, согнуть, хлопать, крутить.

Прилагательные: длинноволосый, стриженый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый, темноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый, плечистый, голенастый, грязный, лохматый, кудрявый, аккуратный, неряшливый, чистый.
Учимся называть и показывать части тела правой рукой, левой рукой.

Здесь требуется только чёткое указание ребёнком на упоминаемую в стихотворении часть тела (своего или куклы)




Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове


Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой,

Вот, что знаем мы с тобой!



Придумываем предложения со словами, противоположными по значению:

Светлый – тёмный, длинный – короткий, густые – редкие, аккуратный – неряшливый, чистый – грязный, здоровый – больной, весёлый – грустный и т.д.


Закончи предложения

Человек, который никогда не обманывает, – честный человек.

Человек, который часто лжёт, – (лживый) человек.

Человек, который стремится к достижению цели, – (целеустремлённый) человек.

Человек, который умеет настоять на своём, добиться нужного результата, – (настойчивый) человек.

Человек, который отличается упорством, – (упорный) человек.

Человек, который любит трудиться, – (трудолюбивый) человек.

Человек, который не любит трудиться, – (ленивый) человек.


Отгадай и повтори загадку:

Живёт мой братец за горой –

Не может встретиться

со мной. (Глаза)


Всегда во рту,

а не проглотишь.

(Язык)


Пять братьев годами равные, а ростом разные.

(Пальцы)



Объясни пословицы: Глаза боятся, а руки делают.

Голова всему начало.

Язык до Киева доведёт.
20. МЕБЕЛЬ. ПОСУДА.
Существительные: диван, сиденье, спинка, подлокотники, ножки, стол, столешница, стул, кресло, кровать, шкаф, полочка, тумбочка, комод, ящик, дверца, ручка, донышко, носик, крышка, блюдце, тарелка, стакан, чашка, кастрюля, сковорода, чайник, сахарница, салатница, хлебница, кувшин.

Глаголы: сидеть, лежать, отдыхать, кушать, писать, читать, хранить, беречь, ремонтировать, мыть.

Прилагательные: деревянный, стеклянный, пластмассовый, фарфоровый, фаянсовый, эмалированный, хрустальный, металлический, железный, книжный, письменный, журнальный.
Составляем описательный рассказ о любом предмете мебели или посуды по схеме:

Название, цвет, форма, размер, из чего сделан, как называются отдельные части этого предмета, для чего служит.


Игра с мячом (образование прилагательных от имён существительных):

Вилки из серебра – серебряные вилки.

Ложки из дерева – деревянные ложки

Тарелки из фарфора – фарфоровые тарелки.

Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.

Стакан из стекла – стеклянный стакан.

Хлебница из пластмассы – пластмассовая хлебница.

Салатница из фаянса – фаянсовая салатница.

Чайник из металла – металлический чайник.

Кувшин из глины – глиняный кувшин.


Придумываем сложные предложения

Обеденный стол большой, а журнальный столик маленький.

Кресло в комнате мягкое, а табурет на кухне жёсткий.

Серебряное блюдо широкое, а хрустальная ваза узкая.


Учимся употреблять простые и сложные предлоги

Пусть поиграет «в прятки» любимая игрушка: выполнить действие и рассказать, где находится игрушка, откуда её достали, где она снова спряталась.


На письменном столе, под журнальным столиком, за книжным шкафом, из-за кресла, из-под дивана, из тумбочки, с полочки, в комоде, над столом.
Отгадай и повтори загадку:


Под крышей

четыре ножки,

А на крыше –

суп да ложки.

(Стол)


Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз. (Стул)



Из горячего колодца

Через нос

водица льётся.

(Чайник)




21. КАЛЕНДАРЬ: дни недели. Части суток. Двенадцать месяцев.
Существительные: зима, весна, лето, осень; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; утро, день, вечер, ночь; январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, календарь, время, месяц, год.

Глаголы: темнеть, рассветать, удлиняться, укорачиваться, наступать.

Прилагательные: зимний, весенний, летний, осенний; утренний, дневной, вечерний, ночной.
Сажи наоборот (игра с мячом)

Тепло - холодно светло - темно сыро - сухо

Грязно - чисто день - ночь утро - вечер
Ответь на вопросы

Перечисли времена года. Знаешь ли ты зимние месяцы?

Если сейчас зима, то какое время года было до неё? А что наступит потом?

Какие дни недели ты знаешь? Сколько их? Перечисли, что за чем следует.

Сегодня – пятница. Что было вчера? Что будет завтра?

Сегодня – суббота. Что было вчера? Что будет завтра?

Сегодня – воскресенье. Что было вчера? Что будет завтра?

Сегодня – понедельник. Что было вчера? Что будет завтра?

Сегодня – вторник. Что было вчера? Что будет завтра?

Сегодня – среда. Что было вчера? Что будет завтра?

Сегодня – четверг. Что было вчера? Что будет завтра?
Отгадай и повтори загадку:


Ежегодно приходят

К нам в гости:

Один седой,

Другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет.


(Зима, весна, лето, осень)


Вышел Старик-Годовик.

Махнул рукавом –

И полетели двенадцать птиц.

У каждой по четыре крыла,

А в крыле по семь перьев.

(Год, месяцы, недели, дни)



Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга

не обходят.


(Месяцы)

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот,

Спать немедленно зовёт.
(День и ночь)


Выросло дерево

От земли до неба.

На этом дереве

Двенадцать сучков,

На каждом сучке

По четыре гнезда,

В каждом гнезде

По семь яиц,

А седьмое – красное.
(Год, месяцы, недели, дни)


Двенадцать братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются.


(Месяцы)
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница