Центральные банки



Скачать 384.36 Kb.
страница1/4
Дата09.05.2016
Размер384.36 Kb.
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Всероссийский заочный финансово – экономический институт

КОНТРОЛЬНАЯ работа

по дисциплине: «Деньги, кредит, банки»

на тему «Центральные банки»


Исполнитель: Курчигина А. С.

Специальность: БУ, А и А

Группа: вечер.

№ зачетной книжки: 06УББ02704

Руководитель: Перова Г. И.


Орёл - 2009 г.

Содержание





Введение……………………………………………………….




1.

Цели, формы организации, и функции центральных банков …………………………………………………………



2.

Пассивные операции центральных банков…………….




3.

Активные операции центральных банков………………







Заключение……………………………………………………







Список использованной литературы……………………..





Введение

Банковская система страны представляет собой совокупность различ­ных банков. В зависимости от взаимосвязей банков, от характера выпол­няемых ими функций различают два типа построения банков­ской системы: одноуровневую (распределительную, централизо­ванную) и двухуровневую.

Для стран с административно-командным режимом управле­ния характерна одноуровневая банковская система. Ее особен­ность заключается в том, что все банки, в том числе централь­ный, выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию хозяйства.

Двухуровневая система состоит из трех элементов: централь­ного банка (ось банковской системы); коммерческих банков (ос­нова банковской системы); учреждений банковской инфраструк­туры, обеспечивающей информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности (служб по об­работке, передаче и хранению информации, международных сис­тем межбанковской коммуникации, страховых структур, расчет­ных палат, аудиторских служб, центров торговли валютой, меж­банковскими кредитами, системы подготовки кадров для банков).

Возникновение центральных банков в одних странах истори­чески связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовав­шихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно вы­полнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Та­кие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому про­цессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленны­ми мелкими банками банкноты лишались способности к обра­щению в случае банкротства эмитентов. В других странах цен­тральные банки были созданы государством. В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться централь­ным эмиссионным банком, а на современном этапе — просто центральным банком.
1.Цели, формы организации и функции центральных банков.

В банковской системе любой страны центральный банк играет ключевую роль. Он являются регулирующим звеном , поэтому его деятельность связана с укреплением денежного обращения, зашитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Формы организации ЦБ с точки зрения собственности на капитал ЦБ бывают: [7, с.257]


  • Государственные, капитал которых принадлежит государству (Австралия, Аргентина, Великобритания, Германия, Индия, Ирландия, Испания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Россия, Финляндия, Франция, Швеция);

  • Акционерные, капитал которых принадлежит акционерам – частным лицам. Например, капитал Банка Италии принадлежит банкам и страховым компаниям, капитал Федеральной резервной системы (ФРС) США принадлежит банкам-членам ФРС.

  • Смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству или местным органам государственного управления (Австрия, Бельгия, Греция, Мексика, Турция, Чили, Швейцария, Япония). Например, 55% капитала Банка Японии принадлежит государству, а 45% - частным лицам; в Австрии 50% капитала принадлежит государству, а 50% - собственность физических и юридических лиц-резидентов. [8, с.66].

  • Немецкий федеральный банк.

Процесс формирования центрального банка произошел стихийно после второй мировой войны. В 1946-1947 гг. появились первые центральные банки земель, основанные на принципах функционирования ФРС в США. В 1948 г. образован Банк немецких земель. Банк немецких земель осуществлял операции исключительно с коммерческими банками и государственными организациями. Эта двухступенчатая система была упразднена путем слияния центральных банков земель с Банком немецких земель в Немецкий федеральный банк.

Руководящими органами Банка являются:



  • Совет центральных банков является высшим органом Бундесбанка; в его состав входят президент Бундесбанка, вице-президент, члены Совета директоров и президенты ландсцентральбанков.

  • Совет директоров в его состав входят президент Бундесбанка, вице-президент и другие члены (до 6 человек). Председателем Совета директоров, как и Совета центральных банков, является президент Бундесбанка.

  • Правление центральных банков земель, являющихся территориальными подразделениями Бундесбанка.

Немецкий федеральный банк является единым банком, располагающим разветвленной сетью территориальных филиалов, обладающих определенной самостоятельностью. [11, c. 26]

  • Центральный Банк России

Создание Центрального Банка России происходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из “великих реформ”, проведенных в стране императором Александром II.


Государственный банк Российской Империи. Он был учрежден “для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет.

Народный банк РСФСР

25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили здание Государственного банка в Петрограде. Утром 14(27) декабря были захвачены Петроградские коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК принял Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом в стране была введена государственная монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения были национализированы и слиты с Государственным банком. Через месяц он стал называться Народным банком Российской Республики, еще позднее Народным банком РСФСР.

Основной задачей банка была эмиссия бумажных денег. 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

Государственный банк СССР

Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной "с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения.”. Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В июле 1987 г. была очередная реорганизация кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием СНГ и упразднением союзных структур на территории РСФСР появился единственный орган государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики - Центральный банк РСФСР.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране была создана широкая сеть коммерческих банков, была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация.

Деятельность Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят Государственной Думой 02 декабря 1990 г.

В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства; Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления; высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. [14]



  • Банк Англии - самый старый центральный банк мира. Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате «сделки» между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов. Банковская система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заемных средств, и ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду.

Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.

Многочисленные функции, которые выполняет банк Англии можно разделить на две группы:

1) прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);

2) контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.

Существует множество функций Банка Англии, но все они призваны к достижению трех главных целей:


  1. Осуществление денежной политики;

  2. Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков

  3. Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра.

Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства Финансов. Срок полномочий управляющего Банка Англии не зависит от смены правительства. [11, c.55]

    • Федеральная Резервная Система США. Была образована в 1913 г. в соответствии с законом о создании ФРС. По принципам организации и управления ФРС США существенно отличается от центральных банков других развитых стран. Она состоит из 12 федеральных резервных банков, во главе которых находится Совет управляющих, а также из частных коммерческих банков – членов ФРС.

Правовой статус ФРС своеобразен: федеральные резервные банки юридически не являются государственными институтами, хотя и тесно связаны с правительством, министерством финансов, системой государственных учреждений. Согласно уставу их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков – членов ФРС.

Структура ФРС:

- Совет управляющих ФРС: главная функция – разработка денежно-кредитной политики.


  • Федеральный комитет по операциям на открытом рынке;

  • Федеральный консультативный совет: состоит из 12 человек (назначаются федеральными резервными банками на 1 год). Совет обладает лишь консультативными функциями.

  • 12 федеральных резервных банков; осуществляют операции ФРС. Эти банки и их 25 отделений расположены в крупных городах страны. Федеральные резервные банки выполняют следующие функции: осуществляют безналичные расчеты по чекам; выпускают новые банкноты и изымают из обращения изношенные денежные знаки; оценивают возможности слияний кредитных учреждений; предоставляют учетные кредиты банкам в рамках резервных округов; осуществляют связи между бизнесменами и ФРС; и др.

Банки – члены Федеральной резервной системы составляют ее основание (они состоят из национальных банков и банков штатов). Национальные банки функционируют в пределах федеральных районов (округов), и регулирование их деятельности находится в компетенции федеральных властей. Банки штатов функционируют на основе законов штатов, и надзор за их деятельностью осуществляют власти штатов (при определенном федеральном участии).

Но независимо от того, принадлежит ли капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности ЦБ в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении его экономической политики.

Однако тесные связи ЦБ с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. ЦБ независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, ЦБ распоряжается им как собственник. Степень независимости ЦБ от исполнительной власти в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей – подотчетные министерству финансов. Таких банков большинство. Определенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы ЦБ для покрытия бюджетного дефицита. В 80-90-е годы тенденция независимости ЦБ от правительства усилилась.

В то же время независимость ЦБ носит относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты и банка и государственного органа. [11, c.96]


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница