Центр системных региональных исследований



страница1/10
Дата01.05.2016
Размер2.04 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР СИСТЕМНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН

ЮЖНОРОССИЙСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

ВЫПУСК 68

Н.Е. РОМАНЧЕНКО

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ РАДИКАЛЬНЫХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Отв. редактор Добаев И.П.

МОСКВА - РОСТОВ-НА-ДОНУ

Социально-гуманитарные знания

2011


ББК _________

Р

Рецензенты:



_Акаев В.Х., доктор философских наук, профессор

Сухов А.В., кандидат политических наук



Р



Романченко Н.Е. Институционализация современных радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе. – Москва - Ростов-на-Дону: Социально-гуманитарные знания, 2011. – _ с.

Монография посвящена вопросам появления и дальнейшей институционализации радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму на Северном Кавказе.

Адресуется студентам и преподавателям высших учебных заведений, аспирантам, учителям средних и средних специальных учебных заведений, сотрудникам правоохранительных органов, работникам антитеррористических комиссий, а также широкому кругу читателей.



ISBN 978-5-91604-003-6

© ЦСРИиП ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН



© Романченко Н.Е., 2011

Оглавление










Предисловие……………………………………………………………………
Введение………………………………………………………………………...
















Глава 1. Глава I. Террористические исламистские религиозно-политические организации: методология институционально-политологического исследования………………………………………………..…………….....




1.1. Основные подходы к исследованию современных террористических религиозно-политических организаций и используемые понятия ..….





1.2. Международные исламистские террористические религиозно-политические организации: сущность и типология …………….…….









Глава 2. Религиозно-политические организации на Северном Кавказе: история и современность ………………………………….


2.1. Радикализация деятельности религиозно-политических организаций на Северном Кавказе в историческом аспекте ……...





2.2. Структура и современные тенденции развития террористических религиозно-политических организаций на Северном Кавказе в постсоветский период ……….…………...











Глава 3. Политические аспекты усиления стратегии противодействия терроризму в северокавказском регионе….














Заключение…………………………………………………………………….






Список использованных источников и литературы……………………..










ВВЕДЕНИЕ
Со второй половины XX века и особенно в последние десятилетия практически на всей территории «исламского пояса» от юга Европы и до Восточной Азии начался бур­ный процесс образования различных религиозно-политических объединений и группировок, которые заявляют о себе как об исламистских организациях. Определенная часть указанных структур находится в непримиримой оппозиции к существующей власти, использует насильственные методы борьбы, в том числе и проведение террористических актов.

Имеющиеся пробелы в изучении организации деятельности исламистских террористических структур, являющейся по своим масштабам, последствиям, интенсивности и разрушающей силе одной из самых страшных проблем всего человечества,  создает предпосылки для ее безнаказанности.

Очевидно, что особую актуальность рассматриваемая проблема имеет для исламоведов, экспертов по безопасности и сотрудников правоохранительных органов и т.д., так как их деятельность должна постоянно корректировать устоявшиеся взгляды с целью определения новых тенденций в развитии данной угрозы в контексте обеспечения региональной и национальной безопасности.

Острота проблемы обусловлена также тем, что на современном этапе терроризм приобретает новые черты, переходя от одиночных действий фанатиков к разветвленной, хорошо отлаженной, жесткой мировой системе, состоящей из разрозненных организаций, которые действуют в одном направлении, подчинены единой цели и обладают огромными материальными, финансовыми, идеолого-пропагандистскими и людскими ресурсами. Внутренняя сущность устройства террористических организаций трансформировалась из национальных группировок заговорщиков в крупные синдикаты с установившейся иерархией, разделением труда, а также сетевые структуры. Для них государственные границы не являются преградой: центры активной деятельности разбросаны по всему миру и затрагивают огромные ареалы.

Своевременным представляется изучение деятельности сформировавшегося в рамках международного исламистского движения, использующего террористические методы ведения борьбы с «неверными», северокавказского террористического узла. При всей территориальной обособленности последнего сегодня он связан со всеми основными крупными международными кластерами террористического движения.

В связи с тем, что в постсоветский период отмечается процесс активной институционализации исламистских террористических религиозно-политических организаций на Северном Кавказе, важным представляется подробное изучение их структуры и современных тенденций развития. Отметим, что развитие указанных институтов на Северном Кавказе характеризуется формированием террористического бандподполья, которое складывается не как классическая социальная организация с четко прослеживаемой иерархией и линейными формами взаимосвязи отдельных уровней и подразделений одного системного ранга, а развивается в пределах сетевой структуры, состоящей из отдельных террористических групп или джамаатов, которые за последние два десятка лет отошли от практики фронтальных сражений, взяв на вооружение диверсионно-террористическую тактику «пчелиного роя». В этой связи особую актуальность представляет подробное изучение действующих северокавказских джамаатов, их состава, направлений деятельности, а также их специфических идеологических доктрин, идеологий и постулатов.

Объединяющим центром для большинства разрозненных экстремистских и террористических группировок на Северном Кавказе стал т.н. «Имарат Кавказ», провозглашенный в 2007 году. В связи с тем, что эта структура на сегодняшний день выступает не только политико-идеологическим рупором, но и управляет в определенной степени деятельностью террористического подполья на всем Северном Кавказе, рассмотрение его внутреннего устройства, а также места в системе мирового террористического движения представляет значительный интерес.

В условиях глобализации терроризм и религиозно-политический экстремизм стали наиболее опасными явлениями в связи доступом террористических группировок к оружию массового поражения. Поэтому представляется крайне важным выработка новых подходов усиления стратегии противодействия терроризму, в том числе и в северокавказском регионе, что и представлено в настоящем исследовании.

Проблема, которая вынесена в заглавие данной работы, сама по себе своевременна тем, что на фоне отмечаемого в России расширения ареала деятельности исламистских организаций за пределы Северного Кавказа, в представленном исследовании рассматривается история институционального развития террористического движения «от общего - к частному»: от крупных суперузлов в мире до подробного изучения институтов и их деятельности северокавказских исламистских организаций.



Научная литература по исследуемой теме достаточно обширна и многообразна. За последние годы защищен ряд диссертаций, в которых в той или иной степени затрагиваются отдельные аспекты специфики деятельности террористических исламистских организаций на постсоветском пространстве (С.Е.Бережной, В.Н.Гурба, О.М.Местоев, Д.Назиров, А.В.Сухов, Э.Ф.Шарафутдинова, Н.Н.Шилова1).

Учитывая характер исследования, необходимо было привлечь работы авторитетных ученых, исследовавших само понятие «институт» с целью определения понятия «террористические исламистские религиозно-политические организации», понимаемые в качестве специфических политических институтов. Указанные аспекты предложены в работах И.П.Добаева, А.Г.Дугина, М.Дюверже, А.А.Игнатенко, Л.Козера, И.И.Леймана, А.В.Лубского М.Ориу, Т.Парсонса, С.В.Фролова, Я.Г.Щепаньского2 и др.

Среди исследователей, занимающихся религиозными (исламскими) аспектами, можно выделить Ю.М.Антоняна, В.О.Бобровникова, М.Д.Давитадзе, Д.В.Макарова, В.И.Максименко, А.В.Малашенко, С.А.Мелькова, Р.Ф.Патеева, В.И.Сажина, Н.А.Смирнова, Л.Р.Сюкияйнена, Д.А.Хайретдинова, А.Г.Яндарова, А.А.Ярлыкапова3 и др. Результатом исследований явилась оценка процессов политизации и радикализации ислама, в том числе в северокавказском регионе.

Серьезное внимание исследуемой проблеме уделяется в Южно-Российском институте - филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, в стенах которой защитили диссертации на соискание ученой степени «кандидат политических наук» по сопредельной проблематике Р.Ф.Патеев, О.В.Рябцев, А.В.Сухов и другие.

Особую когорту исследователей отмеченной проблематики составляют практические сотрудники правоохранительных органов – Ю.Н.Анисимов, С.А.Воронцов, В.Н.Гурба, С.А.Кокорин и др., - оказавшие своими научными трудами, построенными на многолетнем практическом опыте, весомое влияние на проведенное диссертационное исследование.

Большой вклад в исследование процесса институциональных трансформаций религиозно-политических организаций исламистского толка внесли такие авторы, как М.Сейджман., И.Н. Комиссина.4 Процессы радикализации указанных структур на Северном Кавказе в историческом аспекте подробно описаны в научных трудах В.Х.Акаева, З.С.Арухова, А.В.Малашенко, К.М.Ханбабаева и др.5

Особый интерес в осмыслении феномена исламизма (исламского радикализма) и его радикальных форм представляют труды А.А.Игнатенко, одного из авторитетных отечественных исследователей арабистов6. Его работы, концептуальные по своему содержанию, позволяют выявить ключевые факторы, оказывающие влияние на формирование радикальной исламской идеологии, ее распространение во многих мусульманских странах и регионах.



Вопросами религиозного терроризма и экстремизма, прикрывающихся исламистскими лозунгами занимается отечественный исследователь политического ислама И.П. Добаев7. В его работах исследован феномен радикализма в исламе, а также крайние формы его бытования – религиозно-политический экстремизм и терроризм. Наряду с теоретическими аспектами во многих научных трудах прописаны практические меры, направленные на противодействие распространению радикального ислама и борьбу с терроризмом.

На северокавказском уровне серьезный вклад в изучение данной проблематики внесли следующие исследователи-исламоведы: С.Е. Бережной, М.В. Вагабов, Н.М. Вагабов, Е.В.Кратов, Х.Т.Курбанов, С.А.Ляушева, Г.А.Мурклинская, М.И.Сампиев, К.М. Ханбабаев. Исследования указанных авторов ценны тем, что в них прослеживается степень включенности религиозного (исламского) фактора в общественно-политические процессы и отношения на Северном Кавказе в тех или иных исторических условиях.



Основными ультрарадикальными субъектами на Северном Кавказе выступают т.н. «исламистские джамааты». Разобраться в тонкостях и нюансах данного аспекта помогли исследования авторитетного чеченского ученого-исламоведа В.Х. Акаева, а также С.Я Сущего, Силантьева Р.А. и др. 8

Значительную помощь в изучении экономических аспектов противодействия деятельности северокавказских исламистских террористических организаций оказали научные работы Ю.С. Колесникова и А.И. Добаева9.

Труды вышеназванных авторов многогранно и достаточно полно освещают процесс становления и развития радикального исламистского и террористического движений. Однако детальное изучение научной разработанности заявленной темы позволяет сделать вывод о том, что террористические исламистские религиозно-политические организации на Северном Кавказе, рассматриваемые в контексте интитуционально-политологического подхода ранее не являлись предметом научного исследования. Наличие дискуссионных и неисследованных вопросов придает теме проблемный характер, что потребовало более глубокой проработки целого ряда вопросов, касающихся радикальных НРПО, и особенно их институционализации в северокавказском регионе России в постсоветский период.




Глава I. Террористические религиозно-политические организации:

методология институционально-политологического исследования


    1. Основные подходы к исследованию современных

террористических РПО и используемые понятия
В данном параграфе нам предстоит осмыслить и представить рабочее определение главного конструкта нашего исследования – террористические исламистские религиозно-политические организации, понимаемые в качестве специфических политических институтов. В этой связи предварительно нам предстоит рассмотреть такие базовые понятия исследования, как «институт», «социальный институт», «политический институт», «религиозный институт», «религиозно-политический институт», «исламские религиозно-политические организации (РПО)», «радикальные исламские РПО», «экстремистские исламские РПО», «террористические исламистские РПО», а также и другие смежные явления.

Основным подходом выбран институциональный подход, позволяющий подробным образом рассмотреть институты террористического движения. Институциональный подход к исследованию РПО характеризуется рядом специфических черт. Он не акцентирует внимания на одной определенной предметной области знаний (политологии, социологии, правоведении), а предстает реализацией системно-целостного, многофакторного, многоаспектного анализа, основанного на сочетании подходов различных отраслей гуманитарных знаний.

Большой энциклопедический словарь дает определение понятию «институт» в политологическом контексте - (от лат . institutum - установление, учреждение) - в широком смысле - элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни; в узком - совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения10.

В словаре русского языка С.И. Ожегова институт - совокупность норм и права в какой-нибудь области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства11.

Институт, по разъяснению Мориса Ориу, одного из основателей теории институционализма, это всякое длительно существующее объединение людей или обстоятельств социального характера, некая «организующая идея»12. Или его же определение гласит, что институт есть объективная социальная организация, осуществившая в самой себе высшую степень правового порядка, то есть организация, обладающая одновременно суверенитетом власти, конституционным устройством этой власти с определенными статусами и юридической автономией13. Наряду с этим институты - это правила игры в обществе или, более формально, созданные ограничения, которые определяют человеческий опыт14.

На структуры, связанные с институциональной формой, одним из первых обратил внимание Э. Дюркгейм, когда заметил, что они постоянны и сохраняются даже при изменении социальной системы. Наиболее обстоятельное и систематическое развитие идеи институционализма представлено во взглядах Ж. Ренара. Он утверждал, что, несмотря на бесчисленное множество институтов, всем им присущи основные признаки: наличие организующей идеи, властность, нормативно-правовой характер. Право при этом выступает как система институционально оформленных социальных связей. Отличительным признаком института служит наличие идеи, направляющей активность индивидов15.

Что касается определения «социальный институт», то его Большой энциклопедический словарь определяет как «первоначальное обозначение совокупности норм права, регулирующих социально-правовые отношения в различных сферах общества (например, институт брака, семьи и др.)»16. Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе17.

Под социальным институтом также понимается «объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних»18. В социологии институт – это социальная организация, ведущая через традицию, обычай или законодательное ограничение к созданию долгосрочных и устойчивых образцов поведения.



Таким образом, социальный институт является исторически сложившейся устойчивой формой организации совместной деятельности людей, которая, в то же время, может подвергаться различным изменениям в ходе развития общества.

Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных указанных ниже составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института19:

1. Имеет свою цель деятельности.

2. Институт определяет  функции права  и  обязанности  участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый индивид выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.

3. Обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.

4. Располагает  определенной системой санкций,  обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения.

Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница