Цели урока: Образовательная сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: принцип разделения властей, права и обязанности, парламент и правительство РФ



Скачать 122.82 Kb.
Дата09.11.2016
Размер122.82 Kb.
МБОУ ВМР «Надеевская основная общеобразовательная школа»

Урок, посвященный 20 – летию

Конституции Российской Федерации

Провела: Бахматова О.И.,

учитель английского языка

Класс: 7


2013 – 2014 учебный год.

Цели урока:

  • Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: принцип разделения властей, права и обязанности, парламент и правительство РФ.

  • Развивающая - развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.

  • Воспитательная - продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.

Задачи:

- познакомить обучающихся с Конституцией РФ, познакомить со структурой документа, обратить особое внимание на новые понятия: Конституция, Федерация, Президент, Федеральное Собрание, правительство;

- расширить представления о Конституции, символике России; содействовать воспитанию уважения к Конституции РФ, к законам и символам государства.

Оборудование: политическая карта современной России, изображение Государственного герба и флага России, запись гимна России, а также герб, флаг Вологодского района.

Ход урока

Звучит гимн Российской Федерации.

Урок начинается с организационного момента - фронтальной беседы:

1. Как называется наша Родина?

2. Какие символы государства вы знаете?

(герб, флаг, гимн).

Что означают цвета флага?

К государственным символам традиционно относят герб, флаг и гимн страны. Это то, что символизирует государственный суверенитет, единство нации, является предметом национальной гордости. Практическое значение государственных символов велико. Без них немыслим дипломатический протокол, их помещают на печатях, бланках, монетах, банкнотах и везде, где это только необходимо. Естественно, что подлинно государственная символика не могла появиться раньше, чем в Европе начали появляться национальные государства. До этого времени государство считалось лишь обязательным приложением к государю. Соответственно, символикой таких государств были символы их правителей. Средневековая Европа состояла из огромного множества мелких и крупных королевств, княжеств, герцогств, графств. На территории некоторых из них проживали народы, различавшиеся по языку и религии. Другие области, населенные одним народом, напротив, были разделены на отдельные феодальные владения. Одновременно с началом кризиса феодализма, в XVI веке начался процесс образования национальных государств. Наиболее яркий его пример – Нидерландская буржуазная революция, имевшая также национально-освободительный характер и закончившаяся созданием Соединенных провинций Нидерландов. Рано оформились национальные государства в Англии, Дании, Швеции, Франции. Надолго растянулся процесс объединения Германии и Италии. Некоторые народы обрели свой национальный суверенитет лишь в прошлом веке как Финляндия, Польша, Чехия или Украина.В связи с образованием национальной государственности перед правительствами неизбежно вставал вопрос о символах, обозначающих государственный суверенитет страны независимо от смены правительств и правящих династий. Страны, сохраняющие монархическую форму правления, как правило, сохраняют и свои древние гербы, оставшиеся с древних времен (Великобритания, Люксембург, Дания, Испания и т.д.). Так же, в знак исторической преемственности, поступают и многие республики (Польша, Болгария, Венгрия и т.д.). Но некоторые современные государства принципиально не используют старую монархическую символику, заменяя ее новой (Франция, Италия).Однако национальные символы – это не только герб, флаг и гимн; это могут быть сюжеты, не имеющие официального статуса, но, тем не менее, общеизвестные. К примеру, на французских монетах присутствует изображение «Марианны» - женской фигуры, олицетворяющей Францию. Другой традиционный французский символ – галльский петух. Общеизвестный символ Ирландии – лист клевера. Сюда же относятся общеизвестные архитектурные сооружения, как Кремль, Эйфелева башня, Тауэрский мост, Колизей, здание Конгресса США. Могут служить национальными символами и знаменитые географические объекты как Волга, Амазонка, гора Фудзи.

Герб Российской Федерации

Государственный герб России - это золотой двуглавый орёл, помещённый на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра I. Две малые - над каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами; в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьём дракона. Геральдический щит - это фигура особой формы, на которой по традиции изображают гербы. Щитом эта фигура называется потому, что когда-то каждый рыцарь на своём щите изображал фамильный герб, и постепенно гербы стали делать такими, чтобы их удобно было располагать на щитах. Геральдическим щит называется потому, что геральдика - это наука, которая изучает и создаёт гербы. Другое название геральдики - гербоведение. Скипетр и держава - символы российской власти. Скипетр - это жезл указующий, или трость, или посох. В античной мифологии скипетр был у верховного божества. Держава - это шар с крестом - символ власти царя над миром. Ранее державу называли "яблоком государевым". Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла - это герб Москвы - Святой Георгий Победоносец.

Двуглавый орел – символ единения народов России. Короны над его головами могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство. А всадник, поражающий копьем змея, - эмблема не только столицы государства, его единство, но и древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага.

Флаг Российской Федерации

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Что означают цвета флага России? Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как официальный (государственный) флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 г. (до этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, который в настоящее время используется различными монархическими движениями, а бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России). Тогда красный цвет означал державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый – цвет свободы и независимости. Существует и еще одна "державная" трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточно-славянских народов: белый - цвет Белой Руси Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии. В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество



- Рассказ о гербе, флаге и гимне Вологодского района, наградная система (доска почета «Наша гордость», «Почетный гражданин района», «Переходящее знамя», медаль района «За особые заслуги перед Вологодским районом», Награды главы района».

Герб Вологодского района

Описание герба: геральдический щит скошен червленью и зеленью; в червлении - выходящая из серебряного облака десница (правая рука) в золотом одеянии, держащая золотую державу и серебряный меч с золотым эфесом; в зелени - три растущих из одного основания золотых хлебных колоса в перевязь; щит увенчан золотой районной короной.

Основные элементы герба символизируют:

золотая районная корона о трех остроконечных зубцах - символ статуса районного муниципального образования;

хлебные колосья символизируют развитое сельское хозяйство в районе;

зеленый цвет - символ жизни, здоровья и возрождения.

Герб может существовать в двух равноправных версиях: полной - с вольной частью и упрощенной — без вольной части. Герб Вологодской области, помещенный в правую вольную часть щита, указывает на территориальную принадлежность Вологодского района к Вологодской области.

История герба Вологодского района

Герб 1995 года представлял собой геральдический щит, в червлёном поле которого из серебряных облаков слева выходит десница в золотом одеянии, держащая золотую державу и серебряный меч с золотым эфесом, положенный в правую перевязь; в главе щита - серебряная древняя царская корона, как она изображалась в уездных гербах. Автор герба - О.Свириденко. Герб утвержден 12 сентября 1995 г.

31 октября 2002 года Комитет районного самоуправления утвердил Положение о гербе Вологодского муниципального района (решение №309).

Комитет районного самоуправления Вологодского муниципального района вносил изменения в Положения о гербе и флаге Вологодского муниципального района 25 июня 2004 года решением №57 и от 28.10.2005 решением № 210.

Флаг Вологодского района

Флаг Вологодского муниципального района представляет собой зеленое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, несущее изображение фигур и цветов полей герба района в упрощенной версии.

Гимн Вологодского района

Муз. А. Лоскутова

Сл. Ю. Хрусталева

1. Среди озер и рек лесные дали:

Земля родимая, земля моих отцов.

С районом Вологодским нас связали

Судьба, надежда, вера и любовь.

В веках твои дела прославят

И белых колоколен перезвон,

И люди, что заботой не оставят

Свой край, что малой родиной зовем.

Припев:

Края нет милее и красивей.

Тебе мы Честь и Славу воздаем!

Ты часть земли, что называется Россией,

Любимый Вологодский наш район.

2. Здесь честный труд всегда у нас в почете.

И слава тем, кто хлеб растит в полях,

Кто в небо поднимает самолеты

И у кого мозоли на руках.

По сердцу нам полей просторы,

Гладь озера и неба синева,

Гармошек озорные переборы

И кубенских частушек кружева.

Припев:

Края нет милее и красивей.

Тебе мы Честь и Славу воздаем!

Ты часть земли, что называется Россией,

Любимый Вологодский наш район.

3. Как вы думаете, что означает - Российская Федерация? (далее идёт расшифровка слова "федерация" - значит - договор, союз.)

Учитель: Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения - русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в Федерацию - добровольный союз равноправных народов нашей страны. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны (прочитать вслух ст. 19 Конституции РФ). У каждого ученика текст Конституции РФ.

Обратимся теперь к истории возникновения Конституции в нашей стране. В дореволюционной России не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г.



  • 2-я в 1925 г.

  • 3-я в 1937 г.

  • 4-я в 1978 г.

Ныне действующая 12 декабря 1993 г. В декабре будет 20 лет нашей Конституции РФ.

(прочитать вслух преамбулу)

Ребята, откройте и вслух прочитайте ст. 10 Конституции РФ, которая говорит о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную.

(выясняем - в чьих руках законодательная власть - парламента; исполнительная - правительства, судебная - в руках судов). (5 мин.)

Далее идёт работа по карточкам 3-х уровней сложности. (30 мин.)

(Карточка №1 наименее сложная - желательно дать её менее сильным ученикам, но так, чтобы они не догадались об этом. Вероятнее всего, что дети выполнят это задание)



Карточка №1.

Конституция - это основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека

В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций (расставь даты принятия Конституций в нашей стране)



1. Используя Конституцию РФ, проставьте в схему номера соответствующих статей.


Экономические права

Политические права

право на частную собственность и её наследование статья ………….;

право на предпринимательство статья……;

право на свободное распоряжение своими способностями к труду;

право на равную оплату за равный труд статья………;

право создавать и вступать в профсоюзы для защиты своих интересов статья………..


право выбирать и быть избранным в органы власти и самоуправления статья………;

право непосредственного участия и через представителей в управлении страной статья………;

право на участие в референдуме статья……….;

право на политическое убежище статья………...



2. Конституционные обязанности граждан РФ.

Допишите в свободные столбики обязанности граждан РФ, пользуясь статьями Конституции - 44, 57, 58, 59.



Уважение прав и свобод других лиц

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

Соблюдение Конституции и законов

 

 

 

 

Творческое задание: придумайте, какую обязанность Вы считаете необходимо ещё внести в Конституцию?



3. Какие формы собственности признаются в РФ? Используя ст. 8 Конституции РФ, заполните кластер.





4. Напишите права и обязанности класса (мини-Конституция)

Карточка №2.

Конституция - это основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека.

Конституция в переводе с латинского - это устройство.

В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций.

(расставь даты принятия Конституций в нашей стране)

1. Составьте кластер "Президент РФ", используя ст. 80 Конституции РФ.



2. Прочитав ст. 81, 82 Конституции РФ, ответьте на вопросы:

1. Кто может быть избран Президентом РФ? - …

2. На какой срок избирается Президент РФ? - …

3. Какие ограничения предусматриваются в Конституции относительно срока пребывания Президента в должности? - …

3. Используя ст. 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89 Конституции, определите полномочия Президента

А. при формировании правительства;

Б. полномочия президента по отношению к Государственной Думе;

В. при проведении внешней политики.

А.

Б.

В.

Карточка №3.

Конституция - это основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека. Конституция в переводе с латинского - это устройство.

В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций.

(расставь даты принятия Конституций в нашей стране)



       


1. Статья 10 Конституции: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

Федеральное Собрание - парламент РФ. Используя ст. 95, 96, 102, 103, заполните схему.



2. Статья 110 Конституции РФ: " Исполнительная власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации".

Пользуясь ст. 111-114, заполните таблицу "Полномочия правительства РФ"


Правительство РФ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Рефлексия:

За 5-10 мин. до конца урока проводим выборочный опрос и вместе с обучающимися пишем синквейн на тему "Конституция", например



  • Конституция

  • Российская, важная

  • Обязует, защищает, охраняет

  • Закон суров, но это закон

  • Всем нужна.

Домашнее задание: написать синквейн на тему "парламент", составить Конституцию класса (проработать на следующих классных часах).


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница