Цели и задачи исследования



Скачать 173.64 Kb.
Дата03.05.2016
Размер173.64 Kb.




Содержание

Оглавление

Введение...3

Цели и задачи исследования...5

Актуальность темы исследования...5

Научная значимость и новизна исследования...6

Хронологические рамки исследования...7

Теоретико-методологическая база исследования...8

Источниковая база исследования...9

Характеристика научной литературы 18

Практическая значимость исследования...23

Апробация работы...24

Структура работы...24

ГЛАВА 1...29

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПАЛЕСТИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIIIВ...29

1. Историко-географический обзор...29

2. Развитие палестинских земель под властью Османской империи ...43

Структура управления палестинскими землями под властью Османской империи...45

Административно-территориальное деление Палестины после османского завоевания...48

Прибрежные районы Сайдского эялета...52

Дамасский эялет (аш-Шам)...56

3. Нарастание центробежных тенденций. Деятельность Дахира ал-Умара и Ахмада-паши ал-Джаззара...63

Развитие Османской империи во второй половине XVIII в.: нарастание тенденций упадка...63

Палестинский регион во второй половине XVIII в.: общая

характеристика социально-политического развития...68

Борьба с сепаратистскими движениями...78

Армия в Палестине второй половины XVIII в...86

ГЛАВА II...94

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПАЛЕСТИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIIIВ...94

1. Хозяйство и организация земледельческого населения Палестины во второй половине XVIII в. Структура феодальных отношений...94

Развитие сельского хозяйства...94

2. Кочевая и полукочевая периферия: занятия и родоплеменная структура ...105

Кочевое и полукочевое скотоводство...105

Родоплеменная структура кочевников...110

3. Феодальное землевладение и административная система Палестины: особенности феодального землевладения, налогообложения и их влияние на развитие региона...116

Система феодального землевладения...116

Феодальные держания низшего порядка...120

Налогообложение...123

4. Палестинский город во второй половине XVIII в...139

5. Религиозная ситуация в Палестинском регионе (вторая половина XVIII в.)...154

Роль мусульманской религиозной корпорации (улама) в жизни

палестинского общества...155

«Народный ислам»...158

Позиции православия в Палестине во второй половине XVIII в.

...164

Заключение...169



Введение

Палестина издревле служила ареной борьбы различных сил, исповедовавших прямо противоположные конфессиональные убеждения, представлявших разные военно-политические силы в регионе, имевших значительные расхождения в области построения хозяйственной жизни, политической культуре и т. д. Во второй половине XVIII в. Палестина, наряду с другими арабскими землями,, такими, как Египет, Судан и пр. входила в состав Османской империи. Особенность положения этих зависимых стран определялась состоянием самой Османской империи, вступившей к тому времени в полосу упадка. Система провинциального управления находилась в кризисе, центр — Стамбул — был вынужден ослабить контроль над арабскими провинциями, пойти на некоторые уступки центробежным силам. Периферия же, в свою очередь, воспользовавшись ослаблением центра, активно включилась ив освободительную борьбу и в борьбу за передел сфер влияния в империи. Кровнородственные связи, характерные вообще для жизни Востока, разумеется, не могли быть подавлены в результате османского завоевания, поскольку и сами турки руководствовались теми же принципами. Наряду с этим процессом все более решительное проникновение в экономическую жизнь империи начинают совершать европейские страны. Европейские купцы ставят под контроль торговлю хлопком, приносившую огромные прибыли, и идут на соглашение с местными правителями, которые получают часть прибыли. Тем самым создается финансовая основа борьбы регионов с центрами.

Палестина, являвшаяся столь лакомым куском для европейских торговцев, одновременно имела и важнейшее религиозное значение. Она была местом сосредоточения важнейших центров разных конфессий: ислама, христианства, иудаизма. Ислам, окончательно ставший официальной религией большинства населения, огромными массами кочевников воспринят был довольно поверхностно. Он наложился на уже имевшиеся у них весьма твердые языческие представления, вступил с ними в своеобразное взаимодействие, образовав в результате особый набор воззрений, получивший в литературе наименование «народного ислама». Однако и христианские миссионеры вели на территории Палестины значительную пропагандистскую деятельность. Нередко правительства европейских стран рассматривали католические миссии как своеобразный форпост на пути экономического проникновения Европы на территорию Палестины.

Тем не менее, и Блистательная Порта, которая привела к власти на территории Палестины знаменитого военного и государственного деятеля Ахмад-пашу ал-Джаззара, смогла противопоставить усилиям европейцев собственную политику, направленную на дальнейшее экономическое подчинение арабских земель. Приоритетным направлением этой политики стали изменения в налогообложении, позволившие поднять налоги в соответствии с реальной прибылью, которую приносили отдельные регионы. В то же время, рост налогов служит несомненным свидетельством начала экономического роста, вызванного целенаправленной политикой ал-Джаззара — представителя центра в палестинских землях.

Цели и задачи исследования

Целью, поставленной исследователем при работе над

диссертацией, является комплексный анализ характера общественно-политического развития Палестины, протекавших на ее территории экономических процессов, эволюции административной системы, влияния названных явлений на борьбу периферии с центром. В результате предполагается получить целостную картину социально-политической и административно-хозяйственной жизни Палестины во второй половине XVIII в.

Для осуществления основной цели диссертации исследователем был поставлен и решен целый ряд задач:

1) выявить общие особенности социально-политического развития Палестины во второй половине XVIII в., характер происходивших на его территории политических, хозяйственных, административных изменений;

2) рассмотреть процесс нарастания центробежных тенденций и попытки центральной власти Османской империи противодействовать усилению местных феодалов;

3) проследить основные характерные черты развития города, сельских районов и кочевой периферии Палестины во второй половине XVIII;

4) проанализировать особенности этноконфессиональной ситуации в регионе, наметить основные принципы взаимодействия различных религий на территории Палестины.

Актуальность темы исследования

Актуальность исследования обусловлена огромной важностью, которую имел рассматриваемый период в истории стран арабского Востока и, в частности, истории Палестины. Процессы борьбы

Стамбула с центробежными тенденциями, попытки Порты укрепить властные институты на местах с одновременным стремлением не дать усилиться наиболее влиятельным местным феодалам, принятие целого ряда мер, направленных на экономическое развитие и увеличение экономической эффективности региона позволяют по-новому взглянуть на последующую историю региона. Без понимания особенностей и тенденций развития Палестины в XVIII в. становится неполной и картина жизни страны в период новейшей истории. В работе в очередной раз ставится вопрос о соотношении «экономической эффективности» (доходности) территории и ее населения и уровнем жизни низших слоев населения, составляющих его основную массу и показывается, что экономическое развитие немыслимо без одновременного повышения благосостояния основных производителей материальных благ. И наконец, крайне важными является то, что рассматриваемые в диссертации общие процессы и структуры оказали огромное влияние на формирование реалий сегодняшнего общества.

Научная значимость и новизна исследования

В ходе работы над диссертацией впервые в отечественной

историографии был проделан комплексный анализ процесса внутреннего развития Палестинского региона во второй половине XVIII в., выявлены характерные черты жизни города, крестьян и кочевой периферии, отмечены особенности административного деления, налогообложения, проанализированы правительственные мероприятия и отклик на них в самом регионе. Таким образом, удалось создать целостную картину палестинской жизни на протяжении рассматриваемого периода, обобщить данные, содержащиеся в источниках, значительно расширить информацию,

содержащуюся в научной литературе. Автор исходил из того, что понимание закономерностей исторического процесса возможно лишь на максимально широком материале, позволяющем реализовать сравнительно-исторический подход и по-новому взглянуть социальную, политическую и административно-хозяйственную историю региона. Поскольку в жизни» Палестины вплоть до настоящего времени сохраняются проблемы, возникновение которых относится к прежним периодам, изучение процессов, которым посвящена работа, имеет важное практическое и научное значение.

Хронологические рамки исследования

Хронологически исследование ограничивается периодом 1750—

1800 гг., т. е. второй половиной XVIII столетия. Нижняя граница исследования была выбрана с учетом того, что именно с 40—50-х гг: XVIII в. в жизни Палестины происходят значительные изменения, обусловленные субъективным фактором. Появление на политической арене Дахира ал-Умара приводит к свертыванию центробежных тенденций, обозначает начало процесса хозяйственного развития^ инициированного «сверху», волей самого Дахира и приводит к целому ряду существенных последствий в экономической и политической сферах. Несмотря на то, что Дахир был лишен власти и убит по указанию центрального османского правительства, его политика была продолжена руками назначенного Портой правителя Палестины ал-Джаззара. Упрочение его власти, попытки максимально увеличить прибыль, приносимую провинцией, жестокое подавление всех сепаратистских движений, развитие вооруженных сил региона привели к существенным изменениям в развитии Палестины, многие из которых стали необратимыми. Однако на дальнейшую историю региона существенное влияние оказало

египетское завоевание. Смерть ал-Джаззара (1802) и поход Мухаммеда-Али были взяты в качестве верхней границы исследования. Стремление представить жизнь региона во всем ее многообразии и в развитии потребовало в отдельных случаях совершать экскурсы, несколько выходящие за хронологические рамки, очерченные выше, что, однако, везде особо оговаривается.

Теоретико-методологическая база исследования

Теоретико-методологической; базой исследования послужил

историко-материалистический диалектический подход,

разработанный многочисленными научными школами от античности до наших дней. Основу его составляет принцип историзма, включающий в себя анализ объекта исследования (Палестина) как систему, обладающую определенной внутренней структурой и характеризующейся взаимосвязью и взаимодействием всех ее элементов. Согласно принципу историзма явление рассматривается последовательно, в процессе его внутреннего, самообусловленного, и внешнего, обусловленного воздействиями посторонних факторов, развития* Хозяйственная, политическая жизнь страны, административная система рассматриваются комплексно, в их эволюции.

Данный подход подразумевает также объективно-исторический анализ конкретных факторов, определивших характер и специфику изучаемой проблемы, системную обработку доступных исследователю исторических источников и литературы. На этой основе анализируются общие закономерности и специфические проявления предмета исследования — особенности общественно-политического развития Палестины в контексте его подчинения власти Османской империи, борьбы центральной власти с

центробежными силами, стремлении усилить экономическую выгодность региона, повысив сбор налогов.

В рамках охарактеризованной методологии рассмотрены социально-экономические, политические, конфессиональные и др. проблемы, поставленные в данном исследовании.

Источниковая база исследования

Диссертация основана на широком круге опубликованных

источников, значительная часть которых, тем не менее, не привлекалась исследователями и, по существу, впервые вводится в научный оборот. Основу такого рода нарративных источников составили воспоминания современников, как правило, европейских путешественников.

Выбор европейских источников, которые, как говорилось выше, были положены в основу исследования, не случаен. Арабская историография XVI—XVIII вв. переживала общий упадок. Понятно, что общество, экономическое и социальное развитие которого было приостановлено длительным турецким владычеством, не могло иметь передовой историографии. Несмотря на это, в исследовании использован такой превосходный нарративный источник, содержащий сведения по различным областям жизни Палестины второй половины XVIII в., как хроника ал-Джабарти. «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий» аль-Джабарти (1754— ок. 1826) ' — труд египетского летописца, который занимает особое место в ряду сочинений арабских историков. Его автор был современником последних мамлюкских беев, пережил бурный, насыщенный событиями период военной экспедиции Бонапарта и был свидетелем первых пятнадцати лет деятельности Мухаммеда Али. Хроника Аль-Джабарти имеет

характер дневника текущих событий; он фиксировал изо дня в день все известные ему события, заносил разнообразные документы (воззвания и приказы властей, письма высокопоставленных лиц). Особый интерес придает хронике самостоятельность суждений автора, его критическое отношение к Блистательной Порте, к Наполеону и Мухаммеду Али (вставшего у власти в Египте с 1806 г.). Хронику аль-Джабарти правомерно рассматривать как ценнейшее свидетельство современника. Она является наиболее надежным и фундаментальным арабским источником по истории Египта и Палестинского региона второй половины XVIII — начала XIX вв.

Как уже говорилось выше, первостепенное значение для исследования имеют западноевропейские (французские, английские и др.) и русские источники — многочисленные путевые описания и торговые документы, которые представляют ценнейший материал для изучения социальной и экономической истории Сирии. Характер жизни местного населения привлекал внимание европейских путешественников, посещавших край во второй половине XVIII — начале XIX веков. Французский писатель-ориенталист Константин Вольней (настоящая фамилия Шасбёф) (1757—1820) является автором известнейшего в арабистике сочинения «Путешествие по Египту и Сирии» («Voyage en Egypte et en Syrie»), которое впервые увидело свет в 1787 году).

Книга Вольнея стала результатом путешествия автора по Сирии и Египту, в ходе которого он изучил арабский язык. Труд путешественника представляет огромный интерес и для исследователей Палестинского края; отличительной чертой труда Вольнея является исключительное богатство и точность приводимых им сведений. Впрочем, Вольней вынужден был объяснять непонятные ему явления жизни ближневосточного общества, для

чего создавал концепции, которые порой представляются парадоксальными современным исследователям. В частности, относительную урбанизацию Востока по сравнению с современной ему Западной Европой Вольней объяснял «заботой» османских и местных властей о городских жителях (считая, что господствующий класс опасается городских бунтов) и высокой ролью в городе восточных феодалов.

Среди прочих работ Вольнея следует отметить «Размышления о войне турок с русскими» («Considerations sur la guerre des Turcs avec les Russes», 1788 год) и ряд книг, посвященных заботившей его в последние годы жизни проблеме латинской транслитерации арабских, иранских и турецких алфавитов.

Выдающееся значение работ Вольнея, отличающихся большой объективностью, точностью и полнотой было сразу же оценено современниками. Недаром всего через несколько лет после выхода в свет французского издания «Путешествий», в 1788 г. Вольней получил награду от императрицы Екатерины II.. А в 1790 г. «Путешествия» были напечатаны московской Университетской типографией в переводе на русский язык.

Огромную ценность представляют собой записки Вольнея и по сей день. Недаром они были переизданы по-французски во второй половине XX в. 2и нашли живой отклик у историков. Заслуживает внимания характеристика советского востоковеда Н. А. Смирнова, который писал:

«Вольней во всех своих работах по истории Востока выступает как исключительно талантливый, добросовестный и знающий исследователь. Знание восточных языков давало ему возможность непосредственно общаться со всеми классами турецкого общества.

Вот почему его „Путешествие" — неоценимый источник для изучения Сирии, Египта и вообще турецкого феодального строя» 3.

Важное значение для описания жизни кочевых племен имеют «Записки о бедуинах и ваххабитах» Дж. Буркхардта 4. Этот путешественник, датчанин по национальности, побывал на Ближнем Востоке в 20-е гг. XIX в. и оставил подробное описание увиденного, предложил свою трактовку обычаев и нравов кочевников. Сообщаемые им сведения отличаются полнотой и точностью.

Начало изучению русскими путешественниками арабского Востока, в частности Палестинского края, с последующим описанием увиденного, было положено игуменом Даниилом в начале XII в. Даниил, будучи игуменом одного из южнорусских монастырей, посетил Палестину еще в 1106-1108 г. и описал свое путешествие не позже 1113 г. 5 На чужбине монах рассматривал себя в качестве представителя всей земли русской и, несмотря на то, что главной его целью было посещение христианских святынь, чувствуется в его описаниях уже и исследовательский характер, дух первооткрывателя новой для русских земли. В его записках даются важные сведения; о некоторых сторонах хозяйственной жизни и верований арабов.

В дальнейшем, на протяжении XII-XVIII вв. русскими было предпринято множество путешествий в Святую Землю, в основном паломнических, но мы остановимся на тех из них, которые целесообразно рассматривать в хронологических рамках данной работы.

Восемнадцатый век и события, происходившие в нем, такие как продолжительные русско-турецкие войны, Архипелагская экспедиция, присоединение к России Крыма, заключение мирных договоров, совместные действия русско-турецкой эскадры под

командованием Ф. Ф. Ушакова против наполеоновской Франции вызвали в русском обществе огромный интерес к Ближнему Востоку. События того периода были отражены в статьях, записках путешественников, паломников и участников военных действий, а также в дипломатических донесениях.

В первой половине XVIII в. активизируется деятельность Петербургской Академии наук по изучению Ближнего Востока. Наряду с оригинальными трудами появляются переводы многих зарубежных работ, посвященных истории Турции и арабских стран. Логичным в этой связи представляется и издание множества записок русских путешественников, побывавших в Палестине и оставивших немало ценных сведений о состоянии края в этот период.

Великолепным источником сведений о Палестине служат «Странствования» 6 Василия Григоровича-Барского. Он провел в путешествиях по Востоку почти четверть века (с 1723 по 1747 гг.). Он побывал в Салониках, на Афоне, в Яффе, Иерусалиме, на Синае и Кипре, обошел почти всю Палестину. По возвращении в Россию путешественник начал приводить в порядок свои записки, которые вышли в свет первым изданием в 1778 г. Путевые дневники Григоровича-Барского, в которых он делал ежедневные записи, не просто набор сухих воспоминаний, они представляют собой, как пишет Б. М. Данциг «живые зарисовки по свежим следам» 7. Многообразные интересы путешественника обусловили то, что в его записках содержатся чрезвычайно важные сведения по самым разным вопросам — экономике, этнографии, торговле, политике, языке, бытовым сторонам жизни. Совершенно ясно, что ничто не укрылось от его заинтересованного внимания.

Еще более возрос в России интерес к Ближнему Востоку во второй половине XVIII в. Интересно замечание известного советского

историка-арабиста И. Ю. Крачковского, который нашел своеобразный индикатор важности сведений о Востоке для русского общества — изучение арабского и других «азиатских» языков, постановка их в школьную программу 8.

Во время экспедиции на архипелаг в конце 1772 года Сирию и Палестину посетил офицер русского флота С. И. Плещеев (1752— 1802), впоследствии друг Н. Новикова. С. И. Плещеев вел дневник, в котором подробно описал свое путешествие от о. Парос до Сирии. Живым, образным языком он рассказывает о городах, портах, торговле, укреплениях. Бытовые подробности 9, особенно при описании Палестины, занимают большое место в его труде. В 1773 году увидели свет его «Дневные записки...» (а в 1778 году эта же книга была издана по-немецки). Плещееву принадлежит перевод с английского языка на русский путешествия английского лорда Балтимора из Константинополя через Румелию, Молдавию, Польшу, Германию и Францию в Лондон; в книгу эту Плещеев внес ряд примечаний и дополнений.

Нельзя не упомянуть и о «нещастных приключениях» нижегородского купца Василия Баранщикова 10, который, будучи в Копенгагене, оказался в пьяном виде в руках вербовщиков, сдавших его на какой-то корабль. В течение семи лет он служил солдатом в датских колониальных войсках, был невольником на испанских плантациях в Вест-Индии, пленником турецких пиратов в Палестине, портовым грузчиком в Стамбуле, матросом на греческом судне, янычаром султанской дворцовой стражи. Предприняв две попытки бегства, он наконец выбрался из Вифлеема, попал в Яффу, нанявшись матросом на корабль, прибыл в Стамбул, женился на турчанках, обманув жен, скрылся из Стамбула, странствовал по

Болгарии и после длительного отсутствия вернулся, наконец, в Нижний Новгород.

В источниковедении, однако, возникли сомнения в подлинности всего текста «Нещастных приключений» и даже в том, не вымышленное ли лицо сам мещанин Баранщиков. Тем не менее, для диссертации его записки были просмотрены, поскольку, независимо от соображений об авторстве, они могут быть использованы для характеристики состояния вооруженных сил Османской империи во второй половине XVIII в.

Представляет интерес «Описание путешествия Отца Игнатия в Царьград, Афонскую Гору, Святую Землю и Египет, бывшее в 1766-1776 гг.» п. Отбыв в мае 1776 г. из Курска Игнатий отправляется через Киев и Очаков, в Константинополь. В конце июля Игнатий приезжает на Афонскую гору, где его застает русско-турецкая война. Во время своего почти десятилетнего пребывания на Афоне он посетит Египет, Акру, Иерусалим, а на родину вернется лишь в августе 1776 г. Позднее, находясь в Саровской пустыни, Игнатий описал свое путешествие, дав ценные сведения по географии, истории и культуре края рассматриваемого периода.

Большой интерес представляет путешествие в Иерусалим иеромонаха Мелетия |2. Он отмечает множество интересных подробностей, касающихся как описания островов, мимо которых приходилось ему проплывать, так и особенностей водоснабжения и архитектуры городов, способов ведения сельского хозяйства ' .

XIX в. многие специалисты по русской арабистике считают временем расцвета научного исследования Востока. Наиболее крайней позиции придерживался по этому вопросу акад. Бартольд. «В XIX веке, — писал он, — изучение Востока сделало в России, может быть, еще более значительные успехи, чем в Западной

Европе» 14. В этот период появляется ряд записок и научных трудов, имеющих важнейшее значение для раскрытия истории Палестины. Хотя хронологически эти работы выходят за рамки диссертации, сообщаемые в них сведения вполне могут быть использованы для характеристики социальных, экономических и политических тенденций развития палестинской провинции Османской империи во второй половине XVIII в.



Большие успехи сделало русское востоковедение в XIX веке. К рассматриваемому периоду относится ряд работ, имеющих большое научное значение. Одно из таких путешествий было предпринято в 1804-1805 г. в Иерусалим и его окрестности дворянами Калужской губернии Н. И. и В, И. Вешняковыми 15. Вешняковых отличала наблюдательность и живой интерес к жизни местного населения, их занятиям и культуре. В своих описаниях они оставили ряд ценнейших сведений хозяйственного и бытового порядка, использованных автором данной работы.

Немалую роль в развитии русского востоковедения сыграл дипломат и писатель Константин Михайлович Базили. Базили, албанский грек по происхождению, родился в 1809 году в Константинополе, первоначальное образование получил в доме отца, известного греческого патриота, который за свои патриотические действия был в начале 1821 года приговорен турками к смертной казни, но благодаря содействию русского посланника при турецком дворе спасся за несколько часов до исполнения приговора, бежав в Одессу. В 1822 году Базили принят был в гимназию высших наук Безбородко, откуда в 1827 году перешел в Ришельевский лицей. В 1830 году, рассчитывая при помощи русского посольства отыскать остатки отцовского состояния, он отправился в Турцию и Грецию, где поступил дипломатическим секретарем при адмирале Рикорде,


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница