Цели и задачи дисциплины Основные цели дисциплины



страница1/6
Дата02.05.2016
Размер0.95 Mb.
  1   2   3   4   5   6

  1. Цели и задачи дисциплины


Основные цели дисциплины – в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть специфику культуры как сложного, глобального феномена, не имеющего локализации в пространстве и времени, ознакомить с категориальным аппаратом данной науки, представить историю культуры как закономерный процесс развития человеческого потенциала и, одновременно, вскрыть специфику различных культурных образований, акцентируя внимание на месте в этом процессе русской культуры и цивилизации.

Задачи дисциплины – раскрыть сущность понятий «культура» и «цивилизация», ознакомить с типологией и классификацией культур, показать различие культурно-исторических типов и своеобразие их динамики, особенности межкультурных коммуникаций, ознакомить с основными культурно-историческими центрами и регионами мира, посредством культурологического анализа явлений вскрыть их историко–культурное своеобразие на основе вычленения таких компонентов культуры, как система ценностей, религия, представления о пространстве и времени, о счастье, о судьбе.

.


  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Культурология» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин ООП бакалавриата. Б.1. – Гуманитарный, социальный и экономический цикл.


Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: история. философия, логика.

Знания, полученные при освоении курса культурологии, будут необходимы студентам при изучении всех дисциплин гуманитарного цикла.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



пп


Индекс

Компетенции



Содержание компетенции

(или ее части)






ОК 1

знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии




ОК 12

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

В результате освоения дисциплины студент должен:


Знать:

-актуальные проблемы современной культурологической науки;

-различные подходы к определению сущности культуры;

-теоретические концепции культуры;

-особенности становления и развития цивилизаций;

-специфику русской культуры;
Уметь:

– применять основы теории цивилизаций (цивилизационный критерий) при анализе культур;

- выявлять коды культур;

- анализировать типологию культур;


Владеть:

-методами анализа культурных процессов;

-способностью прогнозирования конкретной социокультурной ситуации;

-навыками исследования общего и особенного в исторических судьбах культур;.
IV. Объем и виды учебной работы дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Культурология» составляет 2 зачетные единицы 72 часа.



Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Аудиторные занятия (всего)

36/8

В том числе:




Лекции

10/2

Практические занятия и семинары

20/4

Контроль самостоятельной работы

2/-

Самостоятельная работа (всего)

36/62

В том числе:




Курсовая работа




Диф. зачет

4/4

Общая трудоемкость: часы/

зачетные единицы



72/72

2/2


Примечание:

Распределение часов для очной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (36/8).


  1. Распределение часов по темам и видам учебных занятий

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часов.

Примерный тематический план



п/п




Раздел

Дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего:

Лекции

Практ.

занят.



Самост.

раб.





МОДУЛЬ 1 Раздел I. Теория культуры




1

Структура и состав современного культурологического знания

6/6

1/1

2/-

3/5

-

2

«Культура» как базовое понятие теоретической культурологии: генезис содержания и современная трактовка. Динамика культуры

6/6

1/1

2/-

3/5

Практическая работа

3

Культура как система, ее структура и функции. Культура и цивилизация

6/5

1/-

2/-

3/5

Практическая работа

4

Типология культуры

6/5

1/-

2/-

3/5

-

5

Становление и развитие идеи культуры в западной общественной мысли

6/5

1/-

2/-

3/5

Практическая работа

6

Разработка теоретических проблем культурологии в трудах представителей отечественной общественной мысли

6/5

1/-

2/-

3/5

Практическая работа




МОДУЛЬ 2. Проблемы развития культуры
















7

Человек в природном и культурном пространстве

6/5

1/-

2/-

3/5

Практическая работа

8

Культура и глобальные проблемы современности

6/5

1/-

2/-

3/5

Тестирование

9

Генезис человеческой культуры. Восточные типы культур: своеобразие индийской, китайской, японской цивилизаций. Культура арабо-мусульманского Востока.

6/6

1/-

2/1

3/5

Тестирование

10

Идея прогресса в контексте динамики европейской цивилизации

6/6

1/-

2/1

3/5

Тестирование

11

Истоки и специфика развития русской культуры

4/7

-/-

-/1

3/6

Тестирование

12

Место и роль России в мировой культуре

4/7

-/-

-/1

3/6

Тестирование




дифф. зачет



















ИТОГО:

72/72

10/2

20/4

36/62






Примечание:

Распределение часов для очной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (36/60).

VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема 1. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Культурология как гуманитарная интегративная наука, ее специфика, взаимосвязь и отличие от других гуманитарных наук. Предмет и методы культурологии. Законы культурологии, историческая специфика их проявления. Функции культурологии. Современный этап развития культурологии и его особенности.

Структура современного знания о культуре: гуманитарное, социально-научное и прикладное знание.

Теоретическая культурология и философия культуры: предмет и проблемные поля этих областей культурологического знания. Изучение культуры методами социальных и гуманитарных дисциплин.

Предмет и методы исторической культурологии, ее связь и отличия от общеисторических дисциплин. Философско-историческое направление изучения культуры; анализ социально-культурных норм и регулятов, коллективных форм поведения в различные исторические эпохи. Исследования генезиса и динами истрико-культурных процессов, природных и исторических условий существования человеческих сообществ.

Прикладная культурология как совокупность концепций, методов и познавательных процедур, ориентированных на практическое использование результатов базовых культурологических исследований. Интегративный характер прикладного уровня культурологического знания. Отраслевой подход в прикладной культурологии: изучение образовательной и просветительской деятельности учреждений культуры, музейного дела, охраны культурного и природного наследия.


Тема 2. КУЛЬТУРА КАК БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ: ГЕНЕЗИС СОДЕРЖАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ.
Генезис понятия «культура». Многообразие концептуальных подходов к осмыслению феномена культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы). Субъект культуры. Культурогенез.

Динамика культуры. Исследование процессов изменчивости в культуре, их обусловленности и направленности. Многообразие динамических типов и форм: макромасштабная динамика культуры – предмет исторической культурологии; микромасштабная динамика культуры- как предмет прикладной культурологии.

Основные составляющие культурной динамики: поступательно-линейный вектор развития, фазовые, циклические и этапные изменения. Понятие о культурных инверсиях, культурных взрывах. Следствия динамических процессов в культуре: обогащение и дифференциация культур, застой и упрощение, упадок, деградация, кризис культуры. Понятие о ризоме. Динамика в различных сферах культурной активности.

Тема 3. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУКРА И ФУНКЦИИ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Структура и состав культуры. Морфология культуры. Функции культуры как совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к человеческому обществу. Универсальная функция культуры - обеспечение социальной интеграции людей. Функция структурной дифференциации социума: социально-территориальные и социально-функциональные группы различного масштаба; группы коммуникативные, этнические, конфессиональные. Функции обмена информацией и социальным опытом.

Культура и цивилизация. Трактовка понятия «цивилизация» в философской и культурологической мысли. Исследования «иных цивилизаций» в работах Тацита и М.Монтеня.

Генезис цивилизаций и их типология.

Тема 4. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Типологизация как метод изучения культур и культурных процессов. Различные основания и критерии типологии культур. Типология, основанная на линейно-прогрессистской схеме классической философии истории Нового времени: (Первобытная культура, культура Древнего Востока, Античная культура, Средневековая культура, Культура эпохи Возрождения, культура Нового времени).

Формационная типология культуры (культура первобытного общества, рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического).

Культурно-историческая типология Августина Блаженного.

Восточные и западные типы культур. Дифференциация цивилизаций на Восток и Запад (Гегель). Дифференциация цивилизаций на Восток-Запад-Россия (Чаадаев, Бердяев, Соловьев).

Типология культуры О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Я.Данилевского, П. Сорокина.

«Дионисийский» и «аполлонический» тип культуры (Ф.Ницше).

Социальная типология культуры. Дифференциация культуры на народную, массовую и элитарную. Генезис массовой и элитарной культуры. Проблемы дегуманизации искусства.

Типология субкультур.



Тема 5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ КУЛЬТУРЫ В ЗАПАДНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
Социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли в эпоху Возрождения. Формирование основных принципов европоцентризма.

«Классическая модель» культуры в европейской философии. Просветительская концепция культуры в работах Вольтера, Руссо.. Вклад Гердера в становление и развитие культурологической мысли. Культура как проблема европейской философии XIX в. Природа и культура в трудах И.Канта.

Основные принципы «классической модели» культуры: гуманизм, антропоцентризм, историзм, рационализм.

Философия культуры. Критика классического образа культуры. Кризис рационализма. (А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ф. Ницше). Марксистская концепция культуры.

Культурная антропология. Понимание культуры в трудах представителей культурной антропологии (Г. Спенсер, Э.Б. Тайлор). Э.Тайлор - родоначальник эволюционной школы. Специфика современного эволюционизма. Л. Уайт и др. представители неоэволюционизма о культуре. Структурный функционализм в культурной антропологии.

Культура как система «институтов» (Б.К. Малиновский). Культура как структура /А.Р. Радклифф-Браун/. Судьбы структурализма в ХХ в.

Представители Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд, Г. Риккерт о методологических проблемах «наук о природе» и «наук о культуре». Становление аксиологической концепции культуры.

Понимание культуры как «символической Вселенной» в трудах представителей Марбургской школы Когена и Кассирера. Зарождение символической концепции культуры.



Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Ж.. Лакан).

Гуманитарное направление в культурологии. Проблема «понимания» в «науках о культуре». Герменевтика и культурология (Х.Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикёр).

Становление игровой концепции в трудах И. Хейзинга, Г. Гессе.



Постмодернистская ситуация и культурология. Деконструктивизм Ж. Деррида. От структурализма к постструктурализму (М. Фуко, Р. Барт).

Тема 6. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРОЛОГИИ В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ XIX-XX ВЕКОВ.
Концепция культуры Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, П.Сорокина.

Историческая наука в поисках культурного синтеза. Школа «Анналов» и ее отечественные предтечи (Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли). «Менталитет».

Семиотический подход к культуре. Культура как знаково-символическая система. Зарождение отечественной семиотической школы (Ю.М. Лотман, Б.Д. Успенский и др.).

Диалогическая концепция культуры (М.М. Бахтин, М. Бубер).

Проблемы современной культурологии в трудах отечественных ученых советского и постсоветского периода.

Тема 7. ЧЕЛОВЕК В ПРИРОДНОМ И КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Культура и природа. Культура и природа как взаимодополняющие понятия современной теории культуры. Культура как компенсация биологической недостаточности человека. Ненаследуемость социально опыта генетически – как отличительный признак человека как культурного существа.

Культура как этап общей эволюции природы. Анализ различий природы и культуры на разных уровнях сложности средств адаптации, саморегуляции и трансляции опыта следующим поколениям.

Культурно-экологические традиции как предмет культурологического анализа. Понятие о культуре природопользования. Экология культуры.

Культура и Личность. Взаимодействие культуры и личности в культурной антропологии, философии и психологии культуры. Влияние теоретических моделей фрейдизма на исследования взаимоотношений между личностью и культурой. Культурно-историческая психология как направление исследований.

Культура и личность в психоантропологии: изучение невербальной коммуникации в этнокультурных общностях. Исследования мотивации поведения.



Культура и общество. Изучение общества как целостной системы. Понятие о социальной организации у просветителей: аналогии общества с организмом, идеи разумной организации общества.

Культура и общество как пересекающиеся сферы человеческого бытия. Инкультурация и социализация как аспекты вхождения индивидуума в общество. Социализация как ненаследуемое научение культуре. Процесс социализации индивиды путем интернализации норм. Семья как первичный агент социализации. Исторические формы и этнические особенности процессов социализации в разных культурах.

Понятие о социальном опыте как наборе ценностных ориентаций и установок, способствующих консолидации общества. Понятие поколения в социологии и культурологии. Возрастные субкультурные образования и межпоколенный конфликт.

Тема 8. КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Глобализация как социокультурный феномен. Трактовка глобализации в трудах Э.Валлерстайна, А.И.Уткина, В.Л. Иноземцева, А.С.Панарина, С.Амина, Н.Глейзера.

Предпосылки возникновения глобализации. Социокультурные последствия глобализации. Глобализация и ее влияние на процессы развития культуры современного общества. Глобализация в системе взаимоотношений между народной, элитарной и массовой культурой.

Теории глобальной культуры и мультикультурализма в конце ХХ века. Проблема преемственности культур и возможности их понимания, понятие диалога между различными типами культур.

Информационное общество и его культура. Осмысление современного общества в трудах М. Кастельса, Д.Белла, М.Маклюэна, Э.Тоффлера.


Раздел II. ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Тема 1. ГЕНЕЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ВОСТОЧНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР: СВОЕОБРАЗИЕ ИНДИЙСКОЙ, ЕГИПЕТСКОЙ, КИТАЙСКОЙ, ЯПОНСКОЙ, МЕСОПОТАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. КУЛЬТУРА АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА
Современные представления об антропогенезе и начало формирования первобытной культуры. Роль языка в становлении человека и его культуры. Основные формы освоения человеком мира. «Неолитическая революция» и зарождение культур «речных цивилизаций Древнего Востока. Единство и многообразие.

Культура Древнего Египта. Природно-климатические условия и их влияние на специфику развития культуры. Литература, архитектура, изобразительное искусство, скульптура.

Культура Месопотамии. Мифология и религия, их отражение в памятниках культуры. Значение шумеро-вавилонской культуры в духовном развитии человечества.

Культура Древней Индии. Этнические истоки индийской культуры. Роль религий индуизма, джайнизма, буддизма в культуре Индии. Индо-мусульманский синтез. Специфика архитектуры, театрального и изобразительного искусства.

Культура Древнего Китая. Конфуцианство о человеке, культуре, обществе. Даосизм и его основные принципы. Буддизм в Китае и его влияние на национальную культуру. Научные и технические достижения Китая. Модернизационный потенциал китайской культуры.

Культура Японии. Истоки национальной японской культуры. Синтоизм. Буддизм в Японии. Модернизация на национальной основе: «Второе развитие» страны и пути развития культуры.

Многообразие культурного мира мусульманских стран. Зарождение ислама и его влияние на развитие культуры. Контакты и завоевания как форма культурного взаимовлияния. Суннизм и шеизм в истории ислама. Картина мира и место человека в исламской культуре. Политические идеалы. Правовая система. Соотношение веры и разума. Философия и наука. Роль знания и ученых в мусульманской культуре. Культовые центры как очаги развития культуры. Особенности художественной культуры ислама. Суфизм и его влияние на развитие творческих возможностей человека. Проблемы реформаторства и традиций в исламской культуре. Ислам и современный мир.
Тема 2. ИДЕЯ ПРОГРЕССА В КОНТЕКСТЕ ДИНАМИКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1. Античность как тип культуры. Природно-климатические, экономические, социально-политические предпосылки возникновения античной культуры. Агональное начало в культуре.

Античный космологизм и его основные черты. Античная мифология и религия. Особенности художественной культуры архаики, классики. Ордерная система архитектуры. Скульптура. Литература и театр Древней Греции. Рационализм древних греков. Зарождение и развитие философии. Античный идеал калокагатии и его обоснование в трудах Пифагора, Сократа, Аристотеля. Основные черты эпохи эллинизма.

Греция и Рим. Преемственность и новаторство в культуре древнего Рима. Гражданственность как доминанта римской культуры. Развитие философии, науки, техники, права, драматургии, литературы, искусства, риторики, архитектуры в Древнем Риме.

Зарождение христианства и его влияние на древнеримскую культуру.



2. Средневековая культура. Кризис античной культуры и переход к средневековью как новому типу культуры. Карнавализация духовной жизни и «смеховая культура». Церковь и светская власть: коллизии противостояния и союза. Средневековая картина мира и место человека в ней. Рыцарская культура и ее влияние на духовную жизнь. Особенности средневековой художественной культуры. Романский и готический стили. Социальная структура и ее восприятие современниками. Корпоративизм. Городская средневековая культура и ее особенности.

Характеристика средневековой культуры в работах И. Хейзинги, Т.П. Грановского, П.М. Бицилли.



3. От эпохи Возрождения к новоевропейской культуре.

Ренессанс как переходный этап в истории европейской культуры. Секуляризация культуры и обращение к античности.

Культура эпохи Возрождения и новые представления о человеке и его месте в мире. Диалогизм и многообразие в характере культуры Возрождения. Гуманизм. Титанизм.

Отражение нового мировоззрения в художественной культуре. Литература эпохи Возрождения. Архитектура эпохи Возрождения.



Реформация и ее влияние на социокультурный процесс в Европе. Новый взгляд на Бога и отношения Бога с человеком. Протестантизм и его основные течения. Взгляды М. Лютера, Ж. Кальвина, Т. Мюнцера. Лютеранство. Оправдание верой. Протестантская мораль и возникновение нового типа личности.

Рационализм и Просвещение. Культурный проект модерна. Идея европоцентризма. Особенности культуры эпохи Просвещения.

Классицизм в искусстве и его каноны. Архитектура классицизма. Литература классицизма.

4. Западноевропейская культура ХIХ-ХХ вв.

Предпосылки возникновения новой социокультурной реальности.

Развитие промышленного капитализма. Утверждение новой системы ценностей. Либерализм. Расцвет естественных наук. Позитивизм как философия и идеология. К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, О. Шпенглер и др. о противоречиях развития западноевропейской цивилизации. «Кризис самосознания» Запада и его отражение в социально-философской мысли. Переосмысление картины мира и места человека в ней. Утрата европейской культурой своей целостности. Зарождение элитарной и массовой культуры. Возникновение «одномерного человека», «одинокой толпы». Иррационализм. Западноевропейская художественная культура ХIХ века как зеркало общественных противоречий . Многообразие и смена художественных стилей. Романтизм. Натурализм. Импрессионизм. Модернизм как синтетическое художественное направление. Реализм в искусстве. Духовное развитие Европы в начале ХХ века. Декаданс в искусстве. Научно-техническая социокультурная модернизация. Внедрение информационных технологий в производство и культуру регуляции социальной практики. «Пост» или «анти» модерн. Постмодернизм как результат осмысления итогов «проекта модерн». Кризис «метаповествований». Плюрализация жизненных стилей. Децентрализация мировоззрений. Глобальных проблемы современности. Поиски новой идентичности в культурах постиндустриального общества Запада. Перспективы развития культуры «фаустовской цивилизации».

Раздел III. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Тема 1.ИСТОКИ И СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Отражение специфики этногенеза восточных славян на особенностях начального развития славянской культуры. Языческий культ и его атрибуты. Языческая культура и ее роль в христианизации Древней Руси.

Социокультурная и догматическая специфика восточной ветви христианства. Крещение Руси как культурно-исторический выбор. Процесс адаптации восточного христианства в Древней Руси. Цивилизационное значение выбора веры. «Информационный взрыв» в Х веке.

Мир русской иконы. Творчество Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия. Культ троицы. Местные школы иконописания и их специфика. Особенности развития декоративно-прикладного искусства в ХIV–ХVI вв. Московский Кремль как символ объединенной Руси. Градостроительство Москвы и других городов. Шатровый стиль. Участие европейских архитекторов в храмовом и светском строительстве. Европейское влияние и элементы синтеза в художественной культуре.

Секуляризация духовной жизни российского общества в ХVII веке. Культурная ориентация верхов и низов. Переходность как свойство культуры ХVII века.

Школа и просвещение. Славяно-греко-латинская академия. Киево-могилянская академия. Литература: поэзия, драматургия, бытовые повести, исторические сочинения.

Парсуна. Архитектура: шатровый стиль, «московское барокко», деревянное зодчество. Придворный театр, музыка. Быт и нравы. Общество и культура накануне петровских реформ.

Изменение вектора культурного развития России в ХVIII веке: от постепенной европеизации к быстрой модернизации всех сфер жизни общества. Развитие гуманистических принципов в культуре ХVIII века. Идеи внесословной ценности человека и их реализация во всех сферах культуры.

Развитие европейских наук и нравов. Новая система воспитания. Образование и его сословная структура. Пансионы, гимназии, университеты, академии. Московский университет. Петербургская и Российская академии.

Особенности Просвещения и абсолютизма при Екатерине П: формирование «нового человека и гражданина». Светский характер и «открытость» русской культуры ХVIII века.

Век классики - «золотой век русской культуры». Основные черты национальной культуры: самобытность, демократизм и гуманизм.

Реформы 60-70-х годов Х1Х века и их значение для русской культуры.

Изменения социального ландшафта в порефор­менной России и включение в культурную жизнь новых социальных слоев, классов, групп.

Альтернативы общественного развития. «Серебряный век» как особый тип культуры. Модерн и символизм в русском искусстве начала ХХ в. Символизм и поиски выражения «вселенского чувства» в живописи. Авангардные направления в русском искусстве.

Социально-экономические и духовные сдвиги в обществе после октября 1917 года.

Программа советизации всех сторон жизни общества. Культурно-исторический и социально-политический раскол российского общества. Внутренняя и внешняя эмиграция. Великая Отечественная война в истории советской культуры. Массовая и официальная культуры. Диссидентство и многообразие его течений.

«Перестройка» и идея реставрации «подлинного» социализма. Смена духовных ориентиров. Возвращение духовных ценностей отечественной культуры. Роль религии и церкви в возрождении культуры. Распад СССР и проблема общего культурного пространства. Проблема национального самоопределения и цивилизационной идентичности. Поиски «русской идеи».

Тема 2. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Споры о месте России в мировой культуре между западниками и славянофилами, у русских писателей, историков, философов( Н.М.Карамзин, П.Я.Чаадаев, Н.В.Гоголь, А.С.Хомяков, К.Леонтьев, Н.Я.Данилевский, Н.Рерих, С.Н.Булгаков, Н.Я.Бердяев).

Историософская схема В.С.Соловьева: медиативная роль России в мировой истории, снимающая противоположности Запада и востока - совмещение в русской культуре соборного коллективизма Востока с творческой активностью и свободой личности Запада в рамках гармонического всеединства.

Евразийская концепция – как форма сознания русской эмиграции. Воздействие туранского элемента на русскую культуру, его синтез с византийской традицией. Новое евразийство: культура России в концепциях Л.Н. Гумелева, А.Дугина.

Культура России на современном этапе.




  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница