Бюллетень 11. 08 17. 08. 08 г. Введение «Карта» угроз



Скачать 174.37 Kb.
Дата07.11.2016
Размер174.37 Kb.
«Экологическая безопасность Каспийского моря»

Информационно-аналитический бюллетень

11.08 - 17.08.08 г.

Введение


«Карта» угроз

Цитата дня

Состояние морской деятельности

а) нефтегазодобыча

б) судоходство

в) рыболовство



Транспортировка углеводородов

Защита окружающей среды

Международные отношения

Избранное

Введение

Каспийское море, когда-то бывшее частью Мирового океана, в настоящее время является самым большим озером на планете и в силу этого относится к природному наследию всего человечества.

Экосистема Каспийского моря в двадцатом столетии претерпела необратимые изменения, обусловленные вселением новых видов, эксплуатацией природных ресурсов и другими причинами.

В защите в интересах всего человечества, особенно населения прибрежных стран, нуждается то, что еще можно сохранить, в том числе самая большая на Земле популяция осетровых рыб.

Экологическая безопасность Каспийского моря – это состояние защищенности его экосистемы от различных угроз, в конечном счете, исходящих от человека. В воле людей предотвратить эти угрозы, но для этого они должны быть осведомлены о последствиях своих действий и решений.

«Карта» угроз, содержащаяся в бюллетене, поможет читателю самому пройти по пути, связывающему непосредственные угрозы экологической безопасности с их причинами и источниками. При этом в качестве источников рассматривается морская деятельность, а также деятельность на суше.

Бюллетень содержит сведения, характеризующие: а) степень антропогенной нагрузки на экосистему Каспийского моря – разделы «Состояние морской деятельности» и «Транспортировка углеводородов»; б) осуществляемые и намечаемые меры, направленные на повышение экологической безопасности – раздел «Защита окружающей среды»; в) взаимоотношения прикаспийских государств друг с другом и с другими государствами, прямо или косвенно влияющие на экологическую безопасность Каспия – раздел «Международные отношения». В рубриках «Цитата дня» и «Избранное» приведены ставшие достоянием общественности характерные высказывания и рассуждения, касающиеся тематики бюллетеня. Все сведения почерпнуты из средств массовой информации

Бюллетень обновляется один раз в неделю, при этом каждый из информационных разделов включает новости за прошедшие 7 дней. Подготовка бюллетеня осуществляется КаспМНИЦ в рамках мониторинга влияния природных и антропогенных процессов на состояние экосистемы Каспийского моря и исследований воздействия различных видов морской и иной деятельности на морскую среду.

Тремя краеугольными «камнями» мониторинга являются наблюдения, оценка и прогноз. Раньше, когда речь заходила о мониторинге, основной темой дискуссий была организация системы наблюдений. Сегодня основное внимание специалистов сосредоточено на оценке состояния объектов мониторинга.

Мы пока не знаем, как измерить состояние экологической безопасности Каспийского моря. Но поиски подхода к решению этой задачи нашли отражение на страницах бюллетеня. В частности, освещаемые в нем события, делятся на те, которые оказывают прямое влияние (Вп), и те, которые оказывают косвенное влияние (Вк), на состояние экологической безопасности Каспийского моря.

Все, что происходит на Каспии и вокруг него, подразделяется на события: а) национального масштаба (Мн) – имеющие отношение к территории одного из прикаспийских государств и прилегающей к ней акватории моря; б) регионального масштаба (Мр) – происходящие в Каспийском регионе1 и/или касающиеся взаимоотношений прикаспийских государств друг с другом; в) глобального масштаба (Мг) – происходящие за пределами Каспийского региона и/или касающиеся отношений прикаспийских государств со странами, не имеющими выхода к Каспийскому морю.

Для удобства читателя все информационные сообщения, включенные в бюллетень, помечены названными индексами. Иногда на страницах встречается индекс Оз, означающий, что оценка освещаемого события носит затруднительный характер.


В конце бюллетеня читатель найдет обобщенную, представленную в табличной форме, характеристику освещенных в нем событий, которую мы в дальнейшем планируем использовать для анализа изменений состояния экологической безопасности Каспийского моря.




Цитата дня
11 августа
Мы знаем, что в регионе, прилежащем к зоне боевых действий, проходит канал экспорта энергоресурсов из Азербайджана. Мы знаем, насколько он важен для Азербайджана и никаких планов, касающихся этого канала, особенно по его перекрытию, у России нет.
В. Истратов,

посол России в Азербайджане


Состояние морской деятельности


Нефтегазодобыча



11 августа
Вп Мн Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) в январе-июле текущего года добыла свыше 5,069 миллиона тонн нефти, что на 1,3% меньше в годовом исчислении, и около 4,5 миллиарда кубометров газа - на 37,3% больше, чем в январе-июле 2007 года, сообщает oilru.com со ссылкой на пресс-службу ведомства.

В текущем году ГНКАР планирует добыть 8,7 миллиона тонн сырой нефти и 8 миллиардов кубометров газа. RusEnergy


16 августа
Вк Мн В Азербайджане начнется прокладка подводной части газопровода «Бахар-Говсан-Сураханы». После покрытия бетоном труб производства немецкой компании  «Mannesmann», в течение месяца они будут подвергаться сушке. А затем их соединят и с помощью трубоукладочного судна «Сулейман Везиров» уложат на дно Каспия. Day.Az

Судоходство
11 августа
Вп Мн Республиканское госпредприятие (РГП) "Актауский международный морской торговый порт" (АММТП, на Каспийском море) в первом полугодии 2008 года увеличил чистую прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25,4% - до1 млрд 314,787 млн тенге, говорится в консолидированной финотчетности предприятия. Интерфакс
12 августа
ВкМг Представители трёх крупных компаний – Keppel (Сингапур), ООО Стройтрансгаз Инжиниринг (Россия) и ОАО «ССЗ Красные Баррикады» (Россия) сообщили 12 августа губернатору Астраханской области Александру Жилкину об организации консорциума для обустройства морских нефтегазовых месторождений Северного Каспия. Глава региона одобрил эту идею и заявил, что на следующей неделе доложит о намерениях судостроителей двух стран председателю правительства России Владимиру Путину. РИА "Аверс"
15 августа
Вп Мн Перевалка нефти и нефтепродуктов в порту Актау (Казахстан) за 7 месяцев 2008 года составила 6 млн 35 тыс. тонн, показав незначительное снижение по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Общая перевалка сухих грузов за 7 месяцев 2008 года составила 1 млн 16,2 тыс. тонн, что на 39,4% больше показателя того же периода 2007 года. За 7 месяцев 2008 года портом обработано 1088 судов. В июле 2008 года порт Актау перевалил свыше 803,385 тыс. тонн нефти. Нефть и Капитал

Рыболовство
14 августа
Вк Мн Мохаммед Таги Бархордари, один из первых в Иране специалистов, занявшихся разведением осетровых видов рыб, в интервью агентству ИСНА сказал, что в прежние годы мальки осетровых поставлялись в рыбоводческие хозяйства Организацией «Шилат» бесплатно или по низким ценам. Однако в текущем году цена на мальков весом от 12 до 20 грамм выросла до 800 туманов (88 центов). Подобные действия никак нельзя считать правильной политикой с точки зрения сохранения ценных видов рыб и развития рыбоводческой отрасли. Ежегодно совершенно бесплатно миллионы мальков выпускаются в море, и до сих пор от этого не получено никакой отдачи и положительных результатов. При этом рыбоводческим хозяйствам, которые способствуют сохранению запасов ценных видов рыб и предотвращению их полного исчезновения, мальки продаются по очень высоким ценам. Так как на производство мальков осетровых видов рыб распространяется монополия государства и Организации «Шилат», они должны обеспечить рыбоводческие хозяйства необходимым количеством мальков. Iran News


Транспортировка углеводородов



11 августа
Вк Мг После пятничного падения на $4,8 за баррель из-за ситуации  в Грузии нефть снова начала расти в цене. Баррель нефть марки Light с поставкой в октябре прибавил в цене 0,9535 до $116,5, баррель нефти Brent прибавил 1,082% до $115,86. Трейдеры, опасающиеся, что война между Россией и Грузией может стать причиной срыва экспорта из Каспийского региона, сыграли на повышение.

В связи с ситуацией в Грузии премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов на заседании правительства 11 августа распорядился переориентировать экспорт нефти с Батумского морского порта на внутренний рынок. Об этом сообщили в пресс-службе правительства Казахстана.



Экспорт азербайджанской нефти через два порта в Грузии временно приостановлен в связи с боевыми действиями в зоне грузино-осетинского конфликта, сообщило в субботу агентство Рейтер со ссылкой на заявление президента Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнага Абдулаева.
11 августа
Вп Мг Россия в ходе обеспечения безопасности в Южной Осетии не ставит целью создания проблем на грузинском участке нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, заявил посол России в Азербайджане Василий Истратов на брифинге в понедельник. В свою очередь МИД Азербайджана также не обладает информацией о повреждении трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Интерфакс
11 августа
Вп Мр Управление маркетинга и экономических операций ГНКАР за январь-июль экспортировало по нефтепроводу Баку-Новороссийск более 782,1 тысячи тонн сырой нефти, что на 34,7% больше, чем за аналогичный период 2007 года. В 2007 году УМЭО ГНКАР экспортировало по нефтепроводу Баку-Новороссийск около 1,229 миллиона тонн сырой нефти. RusEnergy
12 августа
Вк Мг Британская нефтяная компания ВР закрыла во вторник грузинский участок нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в качестве меры предосторожности, передает британский телеканал "Скай ньюз" со ссылкой на сообщение компании. ВР уточняет, что никакого ущерба нефтепроводу нанесено не было.
14 августа
Вк Мг Сегодня было принято решение о возобновлении эксплуатации Южнокавказского газопровода (Баку-Тбилиси-Эрзурум) сообщила глава пресс-службы компании «ВР-Азербайджан» Тамам Баятлы. Она отметила, что компанией проводится оценка ситуации относительно времени возобновления нефтепровода Баку-Супса.
15 августа
Вк Мг Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) обратилась в АК "Транснефть" с просьбой об увеличении прокачки азербайджанской нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск 83 тыс. до 166 тыс. тонн в месяц. Об этом сообщил вице-президент "Транснефти" М. Барков. РЖД-Партнер


Защита окружающей среды



12 августа
Вп Мг Материалы Декларации для последующих этапов освоения месторождения Кашаган не соответствуют требованиям природоохранного законодательства и экологической безопасности освоения шельфа Каспийского моря. Об этом сегодня в Алматы в ходе специальной пресс-конференции заявили представители экологических организаций страны, передает корреспондент Казинформа.

КАЗИНФОРМ
14 августа
Вп Мр В Астрахани прошел второй Каспийский экологический форум. В нем приняли участие представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Правительства Астраханской области, Секретариата Тегеранской конвенции, Астраханского государственного биосферного заповедника, общественных организаций, научных институтов. В рамках форума прошли «круглые столы», на которых обсуждались приоритеты Национального плана действий по реализации Конвенции по защите морской среды Каспийского моря. Пресс-служба Министерства природных ресурсов РФ
14 августа
Вк Мн Специалисты научно-производственного объединения «Гюн» Высшего совета по науке и технике (ВСНТ) при президенте Туркменистана создали экспериментальный образец преобразователя одного из видов так называемых возобновляемых источников энергии – ветроэнергоагрегат мощностью 5 кВт. Он предназначен для электроснабжения школы на острове Гызылсу в Каспийском море.
Экспериментальная аттестация ветроэнергоагрегата дала положительные результаты, подтвержденные специальной комиссией в составе представителей Министерства энергетики и промышленности Туркменистана и НПО «Гюн». TURKMENISTAN.RU
15 августа
Вп МнРабота карачаганакского газоперерабатывающего завода (Казахстан) наносит вред экологии, передает телеканал КТК.

Экологи установили, что карачаганакский газоперерабатывающий завод сжег газа в несколько раз больше положенного. В адрес Западно-Казахстанского областного территориального управления по охране окружающей среды внесено представление об устранении нарушений законности и о принятии мер по возмещению названного ущерба. В настоящее время компанией "Карачаганак Петролеум Оперейтинг" возмещено 943 млн тенге ($7,8 млн).



Международные отношения
14 августа
Вк Мр Россия подтверждает свою готовность закупать азербайджанский газ с месторождения «Шах дениз» на шельфе Каспия, сообщил торговый представитель РФ в Азербайджане Юрий Щедрин. Щедрин напомнил, что впервые предложение о закупке азербайджанского газа по рыночным ценам было сделано в начале июня в Баку председателем правления компании «Газпром» Алексеем Миллером и подтверждено в июле в ходе официального визита в Азербайджан президента России Дмитрия Медведева. По его словам, сейчас стороны обговаривают условия поставок газа. Деловая газета «Взгляд»
16 августа
Вп Мр В рамках церемонии празднования двухлетней годовщины со дня вступления в силу рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря в г.Тегеране состоялась встреча посла Казахстана Ерика Утембаева и вице-президента Ирана по экологическим вопросам Фатеме Ваез Джавади.

В ходе встречи была подчеркнула актуальность сосредоточения конкретных усилий по решению природоохранных задач на Каспии с учетом увеличения разведки и добычи нефти и газа прибрежными странами. КАЗИНФОРМ



Избранное

15 августа
ЛУКОЙЛ зовут на «Красные баррикады»

Нефтяная компания объявила тендер на обустройство буровых платформ
Астраханские судостроительные компании собираются участвовать в тендере ЛУКОЙЛа на обустройство месторождения имени Филановского — второго по величине в мире. Чтобы добывать 5 млн тонн нефти в год, нефтяники готовятся провести 4 тендера на поставку буровых платформ и сопутствующего оборудования. Уже известно, в конкурсе примет участие ОАО «Судостроительный завод «Красные баррикады», объединившееся с сингапурской Keppel Offshore And Marine, и «Астраханское судостроительное производственное объединение» (АСПО), которое надеется на лобби своих владельцев из группы компаний «Морские нефтегазовые проекты» (МНП). Аналитики полагают, что российским судостроителям придется конкурировать еще и с самыми крупными компаниями мира. В сентябре ЛУКОЙЛ и его генподрядчик «Лукойл-Калининградморнефть» собираются провести первый из 4 тендеров «на обустройство месторождения имени Владимира Филановского» на Каспии. Добычу предполагают начать в 2012 году и на пике выйти на 5 млн тонн нефти в год. В «Лукойл-Нижневолжскнефть» это месторождение называют вторым в мире по этому показателю. В астраханском представительстве «Лукойл-Нижневолжскнефть» рассказали, что речь идет о 5 платформах. Из них 2 ледостойких стационарных, 2 жилых, 1 — «центрально-технологическая», на которой будет происходить первичная переработка нефти и газа. Также на тендер попадут 3 блока-кондуктора (причалы с вертолетными площадками, необходимые в местах связки трубопроводов), 1 райзерный блок (чтобы принимать продукцию с отдаленных от «Филановского» месторождений). Кроме того, подрядчики должны будут соорудить «многие километры» трубопровода. Общая сумма заказа, как и количество лотов, пока неизвестна. Для участия в тендере астраханское ОАО «Судостроительный завод «Красные баррикады» объявило о создании совместного с сингапурской Keppel Offshore And Marine ООО «Keppel — Красные баррикады». Кроме того, на тендер выставится ООО «Keppel — Стройтрансгаз Инжиниринг», созданное с московской компанией «Стройтрансгаз Инжиниринг». Три компании объявили о создании «консорциума» для победы на тендере. Для строительства объектов ЛУКОЙЛа, в случае победы, будет использована площадка и ресурсы завода «Красные баррикады», который готовится увеличить штат рабочих на 1000 человек, а объемы выпускаемой продукции — до 12 тыс.тонн металлоконструкций в год. На площадке, которую завод готов выделить под заказ, одновременно могут собираться две морские платформы. Как пояснил „Ъ“ начальник отдела по связям с общественностью ССЗ Виктор Николаев, это станет возможным благодаря Keppel Offshore And Marine, которая будет участвовать в исполнении заказа «инвестициями и технологиями». По словам господина Николаева, завод готов, кроме платформ, выполнить заказы на поставку трубопроводов. Представитель компании Keppel Offshore And Marine в России Сергей Васнин вчера отказался от комментариев. О своем участии в тендерах также заявило АСПО, объединяющее активы трех оставшихся крупных астраханских судостроительных заводов — «Астраханский корабел», «Лотос» и «им. III Интернационала». В астраханской компании надеются победить, используя авторитет своих владельцев из группы компаний МНП. «В отличие от «Баррикад» мы готовы предложить полный цикл обслуживания заказа — от проекта до отделки, — рассказывал на днях на специальной пресс-конференции гендиректор ООО «РР-Морские нефтегазовые проекты» Илья Кокарев. — От этого стоимость заказа становится дороже, но выигрывает качество». О других конкурентных преимуществах в РР-МНП распространяться не стали.

Впрочем, по мнению экспертов, тендер НК привлечет и более крупных игроков, чем астраханские судостроительные заводы. Выполнить заказ нефтянников такого уровня не под силу одному заказчику, считают специалисты, поэтому в итоге проектом будут заниматься не менее пяти подрядных организаций. По мнению аналитика ИГ «КапиталЪ» Виталия Крюкова, из действующих игроков претендовать на победу в тендере могут «Буровая компания Евразия», «Нефтесервисная компания «Интегра», Halliburton International Inc., Schlumberger Limited и другие крупные иностранные компании. Эксперт считает, что астраханским заводам придется предложить низкую цену и обеспечить высокое качество работ. «Сейчас нефтяные компании жестко подходят к расходам на нефтесервисные услуги и, как правило, выбирают тех, кто может предложить оптимальный баланс цены и качества», — пояснил аналитик и подчеркнул, что «крупные компании преимущественно работают со своими традиционными партнерами», напомнив, что для ЛУКОЙЛа таким партнером является «Евразия».

Аналитик нефтегазового сектора компании «Велес-Капитал» Дмитрий Лютягин полагает, что для нефтяной компании, исходя из сроков начала добычи, «важно найти организации, которые помимо эффективных технологий могли бы предложить еще и оперативность». Поэтому он предположил, что у астраханских заводов есть шанс выиграть «какой-нибудь один из тендеров», поскольку в их пользу говорит географическая близость к месторождению. Причем, полагает аналитик, преимущественные шансы здесь — у «Красных баррикад», объединившихся с Keppel. «Сингапурские компании уже участвовали в подобных проектах и зарекомендовали себя с лучшей стороны», — считает господин Лютягин. «КоммерсантЪ»
15 августа

В поисках лучших пляжей

Виолетта АЛИЕВА (Баку-Махачкала-Баку)


Набрал свои обороты очередной летний пляжный сезон. Три самых популярных вопроса, которые задают сейчас друг другу знакомые при встрече в Баку, это: "Ты уже купался в море?", "Не знаешь, на какой пляж лучше съездить?" и "Как ты загорел! А где?"

О том, что море совсем рядом, я вспоминаю только, когда и мне задают эти вопросы или когда подхожу к окну и вижу море. Оно так близко и так красиво, если смотреть на него с расстояния, что на какое-то мгновение появляется желание искупаться в нем. Но тут же перед глазами встает картинка нефтяной пленки на набережной Баку.

Проводя свое первое полноценное лето в Азербайджане, я еще ни разу не была на пляже. Хотя меня и нельзя назвать любительницей пляжного отдыха, но все же в Дагестане я старалась хоть на несколько дней поехать на море.

Здесь я пыталась получить советы от местных знакомых, на какой пляж лучше всего поехать. В первую очередь все предупреждали и остерегали от посещения городских пляжей. Говорили, что лучше всего выехать куда-нибудь за город. Тут все советовали по-разному. Назывались разные загородные пляжи. Но вот одно место называли и называют почти все - это Набрань. Мне объяснили, что это очень красивое место с хорошим пляжем. Моя подруга недавно отдохнула там. И единственное, что немного подпортило ее планы, по ее словам, это - погода. Она не всегда позволяла ходить на пляж.

Друг мужа, который так же посоветовал нам съездить в Набрань, сказал, что там всегда можно найти съемный домик и очень недорого. Единственный минус - это еще не построенная дорога. Но в скором времени этот вопрос решится и тогда доехать туда будет удобней.

Полазав в Интернете, проанализировав все, что говорится о купальном сезоне в Азербайджане в СМИ, я пришла к выводу, что в Дагестане вопрос выбора пляжа не так проблематичен.

По какой-то причине побережье Каспийского моря в районе Дагестана визуально намного чище, нежели в Азербайджане. В Махачкале есть несколько вариантов для выбора. Первый - это, конечно же, городской пляж. Лет десять назад его реконструировал нынешний мэр города. И пляж превратился из "гадкого утенка" в "прекрасного лебедя". Но, к сожалению, это только чисто внешне. Вообще пляжная городская полоса в Махачкале очень узкая. Тут тоже есть набережная. Она меньше, чем бакинская. Сам пляж разделен на 2 части, первую из которых можно назвать прогулочной. Она состоит из узкой тропинки, выложенной тротуарной плиткой со скамейками. Там можно просто посидеть и отдохнуть. Что и делают многие горожане. А вторая часть - это непосредственно сам пляж. На нем много удобных кабинок для переодевания, есть вода для того, чтобы обмыть ноги от песка. Тут же на набережной много магазинчиков, ресторанов, кафе, автостоянка.

На городском пляже всегда огромное количество людей. Уже к 7 утра тут просто не протолкнуться. В большинстве это молодежь или приезжие на 1 день из регионов Дагестана. Самих махачкалинцев на городском пляже почти нет. А те, кто приходит, в основном посещают его только для того, чтобы подышать воздухом, присев на скамеечке.

Само море в черте города загрязнено бытовым мусором. Если войти в воду с городского пляжа, то вокруг вас будет плавать огромное количество оберток от мороженого, пластиковых бутылок, целлофановых пакетов и шелухи от семечек. И это, несмотря на большое количество мусорных баков на видных местах.

Каждый год все инстанции, следящие за экологической, эпидемиологической и санитарной ситуацией объявляют, что купаться тут нельзя. Вот и в этом году Роспотребнадзор по Дагестану вынес решение о временном запрете деятельности и купании в морской воде в черте городов Махачкалы, Каспийска, Избербаша, Дербента. Делается это ежегодно. Причина - неудовлетворительное состояние прибрежной зоны. В связи с подъемом уровня Каспийского моря полностью выведены из строя очистные сооружения городов Дербент и Избербаш. По этой причине ежесуточно более 300 тыс. куб. м неочищенных канализационных стоков городов Махачкалы, Дербента и Избербаша попадает в Каспийское море.

Другая причина запрета то, что, правительство Дагестана в рамках программы по развитию туризма обустраивает берег и проводит строительные работы по возведению пляжных комплексов. Но в некоторых местах при этом не учитываются нормы водообеспечения и водоотведения, существующие мощности систем очистки сточных вод, состояние развития внутригородских сетей водопровода и канализации.

Застройка берега идет и частным порядком. И, естественно, без экологической экспертизы, с нарушением санитарных норм и, не учитывая особенности берега.

За городом ситуация не намного лучше. Ближайшие к Махачкале городские пляжи сильно загружены. Так как основное количество людей старается выехать именно на них. И в связи с этим, думаю, что через некоторое время и тут морская вода будет в таком же состоянии.

Но, несмотря на все запреты, люди все же ходят на городские пляжи. Ведь не все могут себе позволить выезд не то, что на курорт, в другую часть региона. А даже поездку на ближайший пляж за чертой города.

Одним из способов выхода из ситуации в Дагестане являются загородные базы, расположенные минимум в получасе езды от городов. Лучшей загородной зоной отдыха в Дагестане являются пляжи примерно на середине пути между Махачкалой и Дербентом. В этой зоне по непонятной причине чистое море. Здесь расположено много детских летних лагерей. Они всегда забиты в летний сезон. И причина понятна - хорошее море, чистый берег.

Впервые попала я в такой лагерь 8 лет назад, когда меня пригласили поработать с детьми. Перед поездкой мне говорили, что там чистое море. Я не поверила. Но, приехав туда и в первый же день придя на пляж, я была очень сильно и приятно удивлена. Вода была прозрачной. Очень приятный песок, мелководье (что очень нравилось всем, кто не очень хорошо плавает).

По словам друзей и знакомых, в Дагестане немало таких мест. Просто кто-то как привык отдыхать в одном их таких уголков и считает его лучшим.

Возможно, по этой причине и я считаю, что в Дагестане выбор пляжного отдыха намного больше, чем в Азербайджане. Может быть, такие проблемы в Азербайджане связаны с тем, что нефтедобыча тут идет более высокими темпами и ближе к берегу, нежели в Дагестане. А может, просто я пока еще лучше знаю Дагестан, нежели Азербайджан. Надеюсь, придет время, и я тут найду уголок для отдыха, куда буду приезжать с семьей, и так же считать его родным и лучшим!



echo
Заключение
Обобщенная характеристика событий, освещенных в бюллетене,

по их влиянию на экологическую безопасность Каспийского моря


Масштаб события

Глобальный

Региональный

Национальный

7

4

7

Пути влияния

Прямое

Косвенное

8

10

Количество сообщений по рубрикам

Нефтегазо-добыча

Судоход-ство

Рыболов-ство

Транспор-тировка УВ

Защита окружающей среды

Междуна-родные отношения

2

3

1

6

4

2




1 Каспийским регионом в геоэкологическом и геоэкономическом плане обычно называют акваторию моря вкупе с территорией прибрежных провинций прикаспийских государств. В геополитическом плане в состав Каспийского региона включают все прикаспийские государства, а иногда и другие государства Кавказа и Центральной Азии



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница