Будь человеком! Совпадение или чудо



Дата28.10.2016
Размер53.3 Kb.
Лев Кацин

Будь человеком!

 

Совпадение или чудо


…Несколько лет тому в здание еврейской школы “Синай Академи” в Бруклине вошел высокий молодой человек. Длинные волосы свисали на его плечи, а узкие джинсы и футболка обтягивали тело. Он совсем не похож на еврея, - подумал я. - Наверное, мексиканец, который пришел искать работу.

К моему удивлению, молодой человек представился еврейским именем Шломо и сказал, что хотел бы перейти из 11-го класса городской школы в нашу еврейскую. Преподаватели с опаской посмотрели на этого подростка: не привнесет ли он дух улицы, от которого мы стараемся уберечь наших учеников.


- Как ты узнал о “Синай Академи”? - спросил я его.
- Вы знаете мою тетю Регину, она рассказала мне о школе, - ответил он.
- Но ведь она родственница великого раввина рабби Шимона Шкопа! - воскликнул я.
- Да, он мой прадед, - спокойно сказал Шломо.
…Я не мог сдержать своего волнения. Однажды, когда я учился в йешиве в Иерусалиме, я должен был дать свой первый урок Талмуда. Всего два года назад я приехал в Израиль и поступил в йешиву “Атерет Исраэль”. После свадьбы перешел в “ Колель” - колледж для раввинов. Одно из правил “Колеля” заключалось в том, что каждый из нас по очереди должен был дать урок, по изучаемой в тот момент всеми теме Талмуда. Но что нового я, новый иммигрант, смогу сказать этим людям, которые всю жизнь изучают Тору?

К тому же тема попалась мне сложной - “Два фактора к ужесточению закона”, и я ни как не мог в ней разобраться. За день до моего урока я вернулся из “Колеля” домой в полной растерянности: мне так и не удалось разобраться в теме. Что же делать?

Сам не зная почему, я протянул руку к книжной полке и, не глядя, взял первую попавшеюся книгу. Так же, не глядя, я открыл ее посередине и наугад бросил взгляд на середину страницы. К моему изумлению я прочитал: “Два фактора к ужесточению закона - это…”! Раби Шимон Шкоп, прославившейся глубиной мышления и безупречностью логики, объяснял нужную мне тему в своей книге “Шаарей Йошер”. Благодаря этому чуду, я не только успел подготовиться к уроку, но что гораздо важнее, открыл для себя целый мир тончайшего талмудического анализа. С тех пор “Шаарей Йошер” стала моей настольной книгой. Отдельные части этой книги я с удовольствием изучаю с учениками “ Синай Академи”. Когда мой сын Мойше готовился к бар-мицве, то выбрал темой своей выступления главу этой книги раби Шимона Шкопа...

А сегодня правнук этого великого раввина стоит пред мной и просит взять его в школу! Я рассказал Шломо эту историю и, конечно же, принял его в “Синай Академи”. И произошло еще одно чудо. По окончанию школы Шломо продолжил изучение Торы в йешиве “Кол Яаков” в Монси к северу от Нью-Йорка. От “тети Регины” я знаю, что Шломо продолжил свое профессиональное образование в колледже. Кто знает, может быть, он читает эти строки, и тогда я хочу воспользоваться случаем и пожелать ему всяческих успехов...


Будьте святыми!

“Шаарей Йошер” раби Шимона Шкопа - это солидный двухтомник, полный глубоких разъяснений к сложным юридическим и экономическим темам Талмуда. И все же может быть самым важным в этой книге является предисловие, одна маленькая страничка, посвященная поиску смысла жизни.

Что означают слова, с которыми обратился Вс-вышний к еврейскому народу и с которых начинается наша недельная глава: “будьте святыми, ибо свят Я, Вс-вышний” (Ваикара, 19:2).

В качестве введения к теме приведу слова Раши и Рамбана. Раши поясняет: “будьте святыми” - значит будьте “прушим” - “отделенными” от запретов. Кстати, от ивритского слова прушим происходит слово “фарисеи”, так называли христиане соблюдающих заповедей евреев. Согласно Раши, слова “будьте святыми” являются указанием: исполняйте заповеди!

Это не только заповедь, но и обещание и благословение, - добавляет американский раввин рабби Гедалия Шор. - Точно так же, как акт щедрости и милосердия делает человека добрее, практическое исполнение всех заповедей Торы возвышает и освящает человеческую душу. Потому Тора обещает человеку, если будете соблюдать заповеди, то будете, то есть станете святыми!

Освятите себя даже тем, что вам разрешено! - так поясняет Рамбан это место Торы. По его мнению, смысл слов “будьте святыми” состоит не только в том, чтобы призвать евреев соблюдать заповеди, но и том, что бы человек умел ограничивать себя, даже в том, что ему разрешено. Важно, чтобы еврей обладал силой воли и его разум мог ограничивать его желания. Иначе, например можно стать “обжорой” и объедаться кошерной пищей.

И превосходство человека над животным - нет”, - утверждает мудрый царь Соломон в своей книге “Эклизиаст, 2:19”. Неужели действительно нет разницы между человеком и животным? Возможно, что смысл слов царя Соломона прямо противоположный: в слове нет - и выражается разница! Превосходство человека и его отличие от животного, которое также как и он кушает, пьет, размножается и состоит в его способности сказать себе - нет! Животное управляется исключительно инстинктами, оно не способно отказать себе ни в чем. Лишь человек обладающий разумом и свободой выбора может сказать нет своему инстинкту. Будь святым, то есть будь человеком с большой буквы, который руководствуется в своей жизни благородством и совестью души.
Посвяти себя другим!

В своем предисловии к книге “Шаарей Йошер” рабби Шимон Шкоп утверждает, что заповедь “будьте святыми” является всеобъемлющим принципом нашей жизни. Ее смысл состоит в том, чтобы мы посвятили себя, все наши стремления и силы служению окружающим нас людям!

Человек сотворен по образу и подобию Вс-вышнего. Слова Торы “будьте святыми, ибо свят Я, Вс-вышний”, призывают нас уподобиться Вс-вышнему. Подобно Вс-вышнему, который сотворил и поддерживает этот мир для других, человек должен посвятить свою жизнь, свой мир другим людям.

Чем больше в человеке альтруизма, тем больше он уподобляется Вс-вышнему и ближе к святости. И чем больше в человеке эгоизма, тем дальше он от Б-га и совершенства святости. Очевидно, что любовь человека к себе самому является причиной многих дурных черт характера (гордыня, зависть…) и плохих поступков (унижение других, грабеж, воровство).

Получается, что любовь к себе и любовь к другим вступают в противоборство в сердце человека и противоречат друг другу.

Но если так, то почему несколькими предложениями позже Тора указывает “Возлюби ближнего, как самого себя!” (Ваикара, 19:18), то есть одновременно любить и себя и других?


Кто “я”?

Весь вопрос в том, как мы определяем свое “я”, - объясняет раби Шимон Шкоп. Духовный уровень каждого человека выражается в том, как он отвечает на этот вопрос. Грубый и низменный человек ограничивает свое “я” своим телом. Он подчиняет свою жизнь физическим нуждам тела: как его накормить, одеть…

Более совершенный человек определяет свое “я” - как единение души и тела. Он заботится не только о теле, но и направляет свои силы на развитие и укрепление своей души. Еще более совершенен тот, кто включает в свое “я” членов своей семьи и проявляет заботу о них.

Заповедью “Возлюби ближнего, как самого себя!” Тора обязывает нас включить в свое “я” всех евреев. “Праведник - основа мира”, - писал царь Давид в своих псалмах. Потому праведный человек любит и ощущает чувство ответственности за весь мир, все человечество.

Лишь в том случае, когда “я” человека включает его близких, то исчезает противоречие между любовью к себе и любовью к другим в заповеди “возлюби ближнего как самого себя!”.

Если человек заботится о себе для того, чтобы у него были силы служить своей семье, своему народу и нести добро в этот мир, то, по сути, он заботится не только о себе, но и о других. Даже если он и берет что-то для себя, то берет лишь для того, чтобы дать. Впрочем, есть люди, полные корысти: они готовы дать другим лишь для того чтобы взять что-то себе.

Намерение человека, то, ради чего он дает или берет, может кардинально изменить суть поступка. Человек, живущий для других, дает, даже тогда, когда должен взять. Тот же, кто живет лишь для себя, берет даже тогда, когда дает. Не случайно взятка, которую дают, происходит от слова “взять”!

Два человека садятся за стол. Один ест для того, чтобы жить, чтобы у него были силы творить добро. Другой живет для того, чтобы есть. Кого из них назвал бы царь Соломон человеком?

Кончено же человек должен заботиться о себе, как говорил Гилель в “Поучении отцов”(1:14): если я не за себя, то кто же за меня?

Однако если он думает только о себе, то неизбежно ощутит пустоту в жизни и бессмысленность своего существования: если я только за себя, то - что я! Неслучайно - «что», а не кто!



Будьте святыми! Тора обращается к каждому из нас: будь Человеком! И если не сейчас, то когда?


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница