Большая гоголевская игра



страница1/23
Дата08.05.2016
Размер4.15 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Н.ШАПИРО

БОЛЬШАЯ ГОГОЛЕВСКАЯ ИГРА


Есть опасение, что у части наших учеников это имя связано с тягостными переживаниями. Одни обреченно вздыхают при виде длиннющего запутанного гоголевского предложения, которое им надо разобрать синтаксически, но вряд ли удастся. Другие мучительно сочиняют на тему «Сравнительная характеристика помещиков из “Мертвых душ”» или «Образ Хлестакова в комедии “Ревизор”». «Незримые, невидимые миру слезы» великого писателя чаще всего не находят достаточного отклика в душах подростков, а необходимость говорить и писать о них нередко порождает либо бойкую зазубренную скороговорку, фальшивую декламацию, либо злые, хорошо видные и понятные миру слезы бессилия.

Но зато как благодарно откликаются дети (и не только дети, конечно) на гоголевский смех, тот самый, который позже сам Гоголь в «Авторской исповеди» осудит, написав: «Я увидел, что в сочинениях моих смеюсь даром, напрасно, сам не зная зачем. Если смеяться, так уже лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего». Каждый учитель, наверное, переживал вместе со своим классом минуты острого наслаждения, когда сначала взметнулся лес рук – все хотят читать по ролям, а потом все затихли в предвкушении, и наконец звучат в несовершенном детском исполнении удивительные фразы: «И министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены», «И такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир», «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками», «А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода», «Мы удалимся под сень струй», «Она сама себя высекла». Все смеются дружно, но это не «осмеяние всеобщее» пороков чиновничества николаевской России, а разделяемое с товарищами доброе понимание смешного в человеке, выраженного прежде всего в удивительном языке.

В.Набоков в «Лекциях о русской литературе» написал о Гоголе, что «его произведения, как и всякая великая литература, – это феномен языка, а не идей». Эту мысль можно принимать или оспаривать. Последняя же фраза набоковской лекции всех примирит: «Но вот то, что Гоголь родился 1 апреля, это правда».

Совместное переживание наслаждения гоголевским языком можно продолжить и после уроков. Один из способов – Большая гоголевская игра. Большая игра требует большой и серьезной подготовки: игроки и болельщики перечитывают произведения писателя, ведущий готовит карточки с заданиями, его помощники учат наизусть отрывки, которые прозвучат во время игры, разыскивают записи музыкальных произведений на гоголевские сюжеты, проверяют аппаратуру, запасают призы и сладкое угощение для итогового пира, на который сойдутся победители и побежденные, жюри и болельщики.

Некоторые задания игры

1. Разминка. Ведущий задает вопросы по очереди, если команда затрудняется ответить или отвечает неправильно, вопрос переходит к соперникам.

1. Где делается луна?
2. Почему черт задумал украсть месяц?
3. Почему мы не можем видеть своих носов?
4. Как отличить чиновника иностранной коллегии от чиновников других департаментов?
5. Почему от заседателя в суде пахнет водкой?
6. Почему у мужиков Плюшкина дырявые крыши?
7. Какую картинку, более десяти лет висевшую на одном месте, видели в Петербурге два героя разных повестей?
8. Кто и почему просил друга, чтобы тот отрезал ему нос?
9. Почему заплакал новорожденный Башмачкин?
10. Почему городничий был вынужден навестить Ивана Ивановича?
11. Почему возникло предположение, что сам воздух в Малороссии способствует пищеварению?
2. Словарь пасичника Рудого Панька.
Команды получают по листку с отрывками. Задание – вставить нужное слово в отрывки, назвать произведения, из которых они взяты.

Для первой команды

По лицу его дочки заметно было, что ей не слишком приятно тереться около возов с мукою и пшеницею. Ей бы хотелось туда, где под полотняными _________ нарядно развешаны красные ленты, серьги, оловянные, медные кресты и дукаты. (Стричками, синдячками, ятками.)


Батюшка всего получил за весь пост мешков пятнадцать ярового, проса мешка четыре, ________ с сотню, а кур, если сосчитать, то не будет и пятидесяти штук, яйца же большей частию протухлые. Но воистину сладостные приношения, сказать примерно, единственно от вас предстоит получить, Хавронья Никифоровна! (Книшей, кунтушей, оселедцев).

Для второй команды

– О, не дрожи, моя красная калиночка! Прижмись ко мне покрепче! – говорил парубок, обнимая ее, отбросив _________, висевшую на длинном ремне у него на шее, и садясь вместе с нею у дверей хаты. (Винницу, бандуру, макитру.)


Солоха думала долго, куда спрятать такого плотного гостя; наконец выбрала самый большой мешок с углем; уголь высыпала в кадку, и дюжий голова влез с усами, с головою и с ________ в мешок. (Капелюхами, каганцами, очипками).
Пока команды работают, болельщики получают свое задание – листки со словами из того же словаря. Нужно заключить в скобки тематически неподходящее слово, записать тему.

  • Кораблик, жупан, очипок, плахта, малахай, кунтуш.

  • Дижа, кухоль, макитра, люлька.

  • Макогон, бондарь, голодрабец, чумак, наймыт, перекупка.

  • Хустка, кобза, сопилка, бандура.

  • Галушки, пампушки, смушки, путря, шишка, юшка.
3. Если бы кому-нибудь достался листок со словами лысый дидько, дьявол, столетняя ведьма, антихрист, в скобки бы нечего было заключать: все эти слова (они встречаются в речи героев гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки») обозначают нечистую силу.
«Выражается сильно российский народ», – говорил Гоголь. Отдельные представители малороссийского народа, судя по «Вечерам», выражаются особенно сильно.
Кто уснащал свою речь такими проклятиями?

Чтоб ты подавился... Чтоб твоего отца горшком в голову стукнуло... Чтоб он подскользнулся на льду... Чтоб ему на том свете черт бороду обжег...
4. Нечистая сила появляется не только в речи эмоциональных героев, но и собственной персоной. Определите, чьи это портреты и из каких произведений.

Совершенно провалившийся между носом и острым подбородком рот, вечно осененный язвительною улыбкой, небольшие, но живые, как огонь, глаза и беспрестанно меняющиеся на лице молнии предприятий и умыслов – все это как будто требовало особенного, такого же странного для себя костюма, какой именно был тогда на нем. Этот темно-коричневый кафтан, прикосновение к которому, казалось, превратило бы его в пыль; длинные, валившиеся по плечам охлопьями черные волосы; башмаки, надетые на босые загорелые ноги, – все это, казалось, приросло к нему и составляло его природу.

Всякого проберет страх, когда нахмурит он, бывало, свои щетинистые брови и пустит исподлобья такой взгляд, что, кажется, унес бы ноги бог знает куда...

Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире...

5. Кого принимали за нечистую силу несправедливо: мать кузнеца, мачеху сотниковой дочки, свояченицу головы?
6. Каждая команда получает лист с иллюстрацией художника Сергея Тюнина к «Мертвым душам» и определяет, какое именно место поэмы проиллюстрировано.


1.



2.

 7. «Чудно устроено на нашем свете! Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого», – удивлялся Гоголь. Может, поэтому так хороши знаменитые гоголевские сравнения. Каждая команда получает листок со второй частью сравнения и восстанавливает первую часть.

...как во время великого приступа кричит своему взводу: «Ребята, вперед!» – какой-нибудь отчаянный поручик, которого взбалмошная храбрость уже приобрела такую известность, что дается нарочный приказ держать его за руки во время горячих дел. Но поручик уже почувствовал бранный задор, все пошло кругом в голове его; перед ним носится Суворов, он лезет на великое дело...

...как молдаванские тыквы, называемые горлинками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щеголя, и подмигивающего и посвистывающего на белогрудых и белошейных девиц, собравшихся послушать его тихострунного треньканья.


8. Из каких произведений эти «белогрудые и белошейные девицы»? (Предупредим: не все произведения написаны Гоголем.)

1) Интересуется какой-то бубновый король: слезы, любовное письмо; слева трефовый изъявляет большое участие, но какая-то злодейка мешает. Трефовый король значит здесь дворянин. Купцу далеко до трефового короля. Да чтоб у меня был такой злой муж! Не хочу! Не хочу! У него борода – станет есть, все по бороде потечет. Нет, не хочу! Такое несчастное положение у девицы, особливо еще и влюбленной. Никто из мужчин не хочет войти в это или хотя бы понять это!

2) Не пойду я за купца, ни за что не пойду! – За тем разве я так воспитана; училась и по-французски, и на фортепьянах, и танцевать! Нет, нет! Где хочешь, а достань благородного... Что мне в твоем купце! Какой он может иметь вес? Где у него амбиция? Мочалка-то его, что ли, мне нужна? Лучше умру сейчас, до конца всю жизнь выплачу: слез недостанет, перцу наемся... И пуще всего... чтобы не курносого, беспременно, чтобы был брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному.

3) Ну что, если не сбудется то, что говорил он?.. Ну что, если меня не выдадут? если... Нет, нет; этого не будет! Мачеха делает все, что ей ни вздумается; разве и я не могу делать того, что мне вздумается? Упрямства-то и у меня достанет. Какой же он хороший! как чудно горят его черные очи! как любо говорит он... как пристала к нему белая свитка! еще бы пояс поярче! пускай уже, правда, я ему вытку, как перейдем жить в новую хату. Не подумаю без радости.

4) Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?.. Лгут люди, я совсем не хороша... Разве черные брови и очи мои... так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах?.. Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж!.. Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове!..


9. Двойной конкурс красноречия. Команда получает два листка с именами гоголевских персонажей (Селифан, Ляпкин-Тяпкин, Собакевич, Чичиков, Башмачкин) и готовит короткие речи от их имени. Своей речью игрок (персонаж) должен убедить жюри, что именно он должен стать победителем конкурса красноречия..
Пока команды готовятся к выступлению, болельщики работают над листками с заданием: рядом с именами персонажей (Петрушка, Чичиков, Ляпкин-Тяпкин, Левко) написать, что известно о том, как и что они читают.
10. Если есть возможность, команды слушают музыкальные фрагменты, записывают имена композиторов и названия произведений (это могут быть «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Черевички» Чайковского, «Мертвые души» Щедрина и т.д.)
11. Какие приметы знакомого гоголевского произведения обнаруживаются в рассказе японского писателя Акутагавы «Бататовая каша»?

Было это в конце годов Гэнкэй, а может быть, в начале правления Нинна. Точное время для нашего повествования роли не играет. Читателю достаточно знать, что случилось это в седую старину, именуемую Хэйанским периодом... И служил среди самураев регента Фудзивара Мотоцунэ некий гои. Это был человек чрезвычайно неприглядной наружности. Начать с того, что он был маленького роста. Нос красный, внешние углы глаз опущены. Усы, разумеется, реденькие. ...
Никто не знал, когда и каким образом этот человек попал на службу к Мотоцунэ. Достоверно было только, что он с весьма давнего времени ежедневно и неутомимо отправляет одни и те же обязанности, всегда в одном и том же выцветшем суйкане и в одной и той же измятой шапке... Самураи же, равные ему по положению, всячески издевались над ним... Временами они позволяли себе весьма жестокие шутки. Перечислить их все просто не представляется возможным, но, если мы упомянем здесь, как они выпивали из его фляги сакэ и затем мочились туда, читатель легко представит себе остальное. Тем не менее гои оставался совершенно нечувствителен к этим проделкам. Лишь когда издевательства переходили все пределы, например, когда к узлу волос на макушке ему прицепляли клочки бумаги или привязывали к ножнам его меча соломенные дзори, тогда он странно морщил лицо – то ли от плача, то ли от смеха – и говорил: «Что уж вы, право, нельзя же так...»... Был один рядовой самурай, совсем молодой человек, приехавший из провинции Тамба. Конечно, вначале он тоже вместе со всеми без всякой причины презирал красноносого гои. Но как-то однажды он услыхал голос, говоривший: «Что уж вы, право, нельзя же так...»... И с тех пор эти слова не шли у него из головы...

(1916 г.)


12. Конкурс чтецов. Каждая команда получает листок с текстом одного из стихотворений Александра Кушнера, готовит выразительное чтение.

1.


Скучно, Гоголь, жить на этом свете!
Но повеет медом иногда
От пушистых зонтичных соцветий!
Чудно жить на свете, господа!

Господа посматривают косо,


Хмуро, кисло, заняты другим.
А еще дымком от паровоза
Вдруг пахнет и паром полевым.

Он ползет, грязнуля и неряха,


Из Полтавы, может быть, Орла,
Словно пылкость взял у Шлиппенбаха,
И пыхтит, и воет, как пчела.

Ах, и сам я мрачностью страдаю


И всю жизнь с собой борюсь.
Отбивайся! лезь в Петрову стаю!
Кипятись, как Боур или Брюс!

Лучший способ, может быть, и метод


Жить среди печалей и обид,
Не сдаваясь: сдашься – кто за этот
Сладкий пар и запах постоит?

2.


Быть классиком – значит стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О Гоголь, во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.

Он кутался в шарф, он любил мастерить


Жилеты, камзолы.
Не то что раздеться – куска проглотить
Не мог при свидетелях, – скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?

Быть классиком – в классе со шкафа смотреть


На школьников; им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щеголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.

Как нос Ковалева. Последний урок:


Не надо выдумывать, жизнь фантастична!
О, юноши, пыль на лице, как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок.

Ответы на вопросы Большой гоголевской игры

1. Разминка.

1. «Луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге; и прескверно делается». (Записки сумасшедшего)

2. Потому что хотел досадить кузнецу Вакуле. Кузнец собирался к красавице Оксане, зная, что ее отец, богатый казак Чуб, «приглашен дьяком на кутью». Но Чуба «в такую темноту вряд ли бы удалось кому стащить <...> с печки и вызвать из хаты. А кузнец, который был издавна не в ладах с ним, при нем ни за что не отважится идти к дочке». (Ночь перед Рождеством)

3. «...Самая луна – такой нежный шар, что люди никак не могут жить, и там теперь живут только одни носы. И по тому-то самому мы не можем видеть носов своих, ибо они все находятся на луне». (Записки сумасшедшего)

4. «Вы здесь встретите <...> бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии. Служащим в других департаментах провидение отказало в черных бакенбардах, они должны, к величайшей неприятности своей, носить рыжие». (Невский проспект)

5. «Мамка в детстве уронила, и с тех пор отдает немного водкою...» (Ревизор)

6. «Кажется, сами хозяева снесли с них дранье и тес, рассуждая, и, конечно, справедливо, что в дождь избы не кроют, а в ведро и сама не каплет...» (Мертвые души)

7. «Один заслуженный полковник <...> нарочно вышел раньше из дому», чтобы поглядеть на прогуливающийся по Невскому нос, но вместо этого увидел, с трудом пробравшись сквозь толпу, в окне магазина «литографированную картинку с изображением девушки, поправлявшей чулок, и глядевшего на нее из-за дерева франта с откидным жилетом и небольшой бородкою, – картинку, уже более десяти лет висящую все на одном месте». (Нос) И Акакий Акакиевич в новой шинели остановился перед освещенным окошком магазина посмотреть «на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак, обнаживши, таким образом, всю ногу, очень недурную...» (Шинель)

8. «Известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице», говорил своему приятелю, сапожнику Гофману, что ему не нужен нос, потому что приходится много денег расходовать на нюхательный табак. (Невский проспект)

9. «...Как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». (Шинель)

10. Городничий должен был принять меры, поскольку бурая свинья, утащившая из здания суда «очень важную казенную бумагу» – прошение Ивана Никифоровича, – принадлежала Ивану Ивановичу. (Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем)

11. Потому что если бы в Петербурге «вздумал кто-нибудь таким образом накушаться, то, без сомнения, вместо постели очутился бы лежащим на столе». (Старосветские помещики)



2. Словарь.

Ятками. Книшей. Бандуру. Капелюхами.


Одежда (малахай – плеть).
Кухонная утварь (люлька – трубка).
Люди (макогон – пест для растирания мака).
Музыкальные инструменты. (Хустка – платок носовой).
Кушанья (смушки – бараний мех).

3. Хивря из «Сорочинской ярмарки».

4. Цыган (Сорочинская ярмарка), Басаврюк (Вечер накануне Ивана Купала), черт (Ночь перед Рождеством).

5. Свояченицу головы («Майская ночь, или Утопленница»).

6. Описание бала, где кавалеры во фраках уподобляются мухам, слетевшимся на сахар. (Мертвые души, 1-я гл.)

Описание собачьего лая, похожего на звучание хора певчих. (Мертвые души, 5-я гл.)



7. « – Бейте его! – кричал Ноздрев, порываясь вперед с черешневым чубуком, весь в жару, в поту, как будто подступал под неприступную крепость. – Бейте его! – кричал он таким же голосом, как...» (Мертвые души, 4-я гл.)
«Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как <...>» (Мертвые души, 4-я гл.)

8. Агафья Тихоновна (Женитьба), Олимпиада Самсоновна (Свои люди – сочтемся А.Н.Островского), Ганна (Майская ночь, или Утопленница), Оксана (Ночь перед Рождеством).

Е.В.МУРАВЕНКО

Словарная арифметика

Флора

Составьте из букв данных слов названия растений:

шок + рама = ?
ива + парк = ?
луг + ил + сода = ?
топор + чехол = ?
вино + чудак = ?

Ответы: ромашка, крапива, гладиолус, чертополох, одуванчик

Во саду ли, в огороде

1) нос и морда (о, один срам) = ?


2) Куба + клин = ? 3) нация + трус = ?
4) лакуна + лед = ? 5) указ банде = ?
6) шпик + вино = ковши + пни = ?
7) фрак + отель = ? 8) дух + сон + пол = ?
9) тур + пешка = ? 10) жаба + клан = ?
11) кот и шар = ? 12) спина + сто = ?

Ответы:
1) смородина
2) клубника
3) настурция
4) календула
5) незабудка
6) шиповник
7) картофель
8) подсолнух
9) петрушка
10) баклажан
11) артишок
12) патиссон

Наша газета

Из букв данных слов составьте слова, имеющие непосредственное отношение к нашей газете.

вист + езда + толь = ? пята + риф + иго = ?

кед + рация = ? рота + кедр (орда + трек) = ? крот + рок + ре = ? бра + руки = ?

вол + газ + око = ? мера + лак = ?

Ответы:
издательство
типография
редакция
редактор
корректор
рубрика
заголовок
реклама

 

Т.РОЧКО

Сливаться или сочетаться

(Сказка-быль в орфоэпических тонах)


Буквы С и Ч из слова исчезать стали испытывать сильное беспокойство по поводу своей дальнейшей судьбы и решили, что назрела необходимость разобраться в происходящем. Дело в том, что раньше по правилам, освященным традицией, на месте сочетания сч безоговорочно работал звук [–ш’], но в последнее время на этом месте в речи все большего числа говорящих выскакивают два звука [с] и [ч], соответствующие буквам слова.

Буквы решили пригласить авторитетных экспертов для проведения расследования и вынесения решения, как лучше: по-старому, как в правилах написано, или по-новому, не обращая внимания на особенности произносительных норм, которые, конечно же, от правил написания отличаются.

В качестве первого эксперта решено было пригласить Человека.

– Будьте любезны, Человек, не могли бы вы помочь нам? – обратились к нему буквы.


– У меня мало времени. Ради чего я должен тратить то, что мне так дорого?
– Ради культуры и ради истины.
– О, это высокие цели. Пожалуй, я готов согласиться.
– Благодарим вас, дело, о котором мы вас просим, не отнимет у вас много времени.
– Что я должен делать?
– Мы просим вас произнести несколько звуков и описать, как это делается.
– Приступим?
– Произнесите, пожалуйста, сначала сочетание звуков [с] и [ч], а затем звук [–ш’]. Опишите, какие органы участвуют в произнесении этих звуков.
– Так, произнесем [сч’]: кончик языка свободен, а края передней части языка прижимаются к альвеолам за верхними зубами, образуя щель, через которую я пропускаю воздушную струю; потом мне нужно быстро сдвинуть кончик языка, упереть его в альвеолы, причем постараться прижать не самый кончик языка, а занять работой довольно приличную площадь передней части языка и затем произвести взрыв, начало которого несколько напоминает шипение; разрыв – и тишина.
– Благодарим вас. А другой звук?
– Пожалуйста: [–ш’-–ш’-–ш’...] – мои артикулирующие органы расположены почти так же, как при произнесении [с], но язык при этом более плоский, поэтому щель между альвеолой и боковыми сторонами языка чуть-чуть изменила форму. А впрочем, произносить этот звук я могу долго, сколько воздуху хватит; это легко.
– Спасибо, спасибо, вы нам очень помогли.
– До свидания, – сказал Человек, скрываясь из виду.
– До свидания, – прокричали ему вдогонку буквы. – Итак, мы выяснили, что произносить [–ш’] в слове [и–ш’эизал] гораздо легче, чем сочетание звуков [сч]: [исч’эизал]. Выходит, что тот, кто тратит больше труда, просто-напросто не знает, что возможно облегчить себе жизнь, что это разрешено!
– А действительно ли разрешено? Кем, когда? – вдруг заволновались обе буквы. – Нужно обратиться к Истории.

Толстый том Истории русского литературного языка (второй эксперт) поведал буквам о том, что изменения в произношении происходят в истории языка постоянно и незаметно для одного поколения носителей языка. С течением времени изменения отражаются в написании. Но произношение менялось всегда быстрее, чем написание. Потому что написанию слов учатся, перенимая то, что уже принято писать, сохранено, стало традицией. Поэтому ускоренный темп изменений в произношении по сравнению с правописанием становился заметен только тогда, когда несоответствие произношения написанию подталкивало писца сделать в слове ошибку. Зато историк, сопоставляющий написания различных эпох, подмечает ошибки, сравнивает их и делает интересные открытия.

Так была открыта и история звука [–ш’]. Праславянский язык (это язык–прадедушка русского языка) в числе фонем, унаследованных от своего предка индоевропейского языка, не получил фонему <–ш’>. Звук [–ш’] возник как раз в эпоху праславянского языка из сочетаний некоторых звуков в определенных грамматических позициях. Следы этого процесса мы до сих пор можем наблюдать в чередованиях согласных в таких словах, как свет – освещение ([–ш’] возник из сочетания [т + й]), простить – прощение (из сочетания [с + т’]), то же у слов мстить – мщение, в словах искать – ищу ([–ш’] – из сочетания [с + к]).

Итак, изначально в русском языке звук [–ш’] – звук-заместитель сочетания согласных. Только в современном русском языке фонема <–ш’> обозначается как буквой щ, так и сочетанием букв сч, находящихся на стыке морфем (ис-черпать, рас-ческа, рас-чистить и т.д.) и там, где стык морфем современным человеком уже не ощущается (например, в слове с-частье), а в некоторых словах по традиции пишут совсем другие буквы, а произносится на этом месте звук [–ш’]: мужчина [муш’инъ].

Значит, звук [–ш’], как разрешено самой Историей русского литературного языка, можно произносить и там, где написано щ, и там, где написано сч, и где написано жч. Со звуком [–ш’] на месте сч произносятся слова расчет, рассчитывать, бесчестный, исчезнуть, исчислить, разносчик, подписчик, заказчик, образчик, извозчик, указчик, перебежчик, заносчивый, привязчивый. Так удобнее и правильнее!

Но не так-то все просто. Напоследок История добавила: «В связи с тем, что звуки [ш], [ж] и [ц] возникли в русском языке как исконно мягкие звуки, их личная история – это история отвердения».



– К чему это она? – поинтересовалась одна буква у другой.
– К тому, что тенденция отвердения шипящих каким-то образом может влиять на уменьшение числа позиций реализации фонемы <–ш’> в современном русском языке.
– А не кажется ли тебе, что никакая это не тенденция, а самое элементарное невежество – произносить буквы, а не звуки, не знать, что, помимо орфографических правил, есть еще на свете орфоэпические нормы? – справедливо, на наш взгляд, возмутилась какая-то другая буква.
– Давайте договоримся произносить на месте сч звук [–ш’] – так правильнее и проще, а еще красивее.
Потренируйтесь:

росчерк, подписчик, исчерпать, заказчик, рассчитать, счастье, указчик, расчет, бесчисленный, разносчик, мужчина, исчезнуть, образчик, исчахнуть, заносчивый, исчислить, привязчивый.

О.П.ЭХИНА,
г. Москва


Игры со словами

8–11 классы

СЛОВАРНОЕ ЛОТО

Нужно приготовить 6 больших карт-листов лото по 12 слов на каждом и эти же 6 карт, скопировав, разрезать на отдельные карточки-слова. Играем как в обычное детское лото с картинками. Выигрывает тот, кто первым закроет свою большую карту слов маленькими карточками.
Можно приготовить любое количество карт с необходимым набором слов (хорошо было бы объединить их тематически) и занять этой игрой весь класс, разбив на группы по 4–6 человек.


 

ПАРОЧКИ

Это вариант игры, известной во всем мире под названием «memoring», или «pexeso». Игра великолепно развивает память и внимание.

Парочка – это 2 одинаковые карточки. Цель игры – собрать как можно больше парочек. Разрезаем все листы (в двух экземплярах) на маленькие карточки со словами.

В игре участвуют 4–6 человек. Карточки раскладываем на столе написанными словами вниз рядами по 6–8 штук или в беспорядке. Первый игрок открывает 2 любые карточки. Если на них написано одно и то же слово, играющий берет их себе и открывает другую пару карточек. Если же две карточки не сошлись, игрок возвращает их на место словами вниз. Ход переходит к следующему игроку. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая карта лежит.

Игра заканчивается, когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, кто соберет больше парочек.

Маленькие карточки-слова можно использовать не один раз, предложив, например, на одном из уроков просто разложить их по алфавиту, или объединить в группы по смыслу, или отобрать самые сложные, малопонятные или самые «симпатичные», приятные слова и т.п. В результате через несколько дней слова запоминаются как бы сами собой.









2 карточки для 8-го класса




В.В. ЛИБЕРЦЕВА,
Олонецкий р-н, Республика Карелия

Игра «Звездный час»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница