«Божественная Жизель» Майи Максовны Меркель



Скачать 27.47 Kb.
Дата06.05.2016
Размер27.47 Kb.
Отзыв зрителя
«Божественная Жизель» Майи Максовны Меркель
Ященко Мария
Путешествие по жизни прекрасной балерины через ее письма к сестре и сквозь истории людей, которые еще помнят несравненную Ольгу Спесивцеву на сцене, представляет нам Майя Меркель в своем фильме «Божественная Жизель». Но из их рассказов, состоявших в прославлениях и восхвалениях мастерства примы, мы ничего не узнаем о ней, как о человеке. Кропотливая работа режиссера над фильмом требует и не меньших усилий от зрителей, хотя никто и не говорит о том, что настоящее кино должно быть простым для восприятия.

Фильм Майи Максовны пронизан восхищением, сопереживанием, которое доходит до умиления трагизмом судьбы Ольги. Разрешите поделиться ассоциативной аналогией: во время просмотра картины я почувствовала себя средневековым мистиком, который лицезрел распятого Христа, его раны и кровь и состраданием должен был очиститься. В фильме мы слышим слова-песнопения, которые остаются от легенды, словно шлейф от пролетевшей кометы мимо земли, поразившей бренный мир своей небесной красотой и сгоревшей от своего собственного внутреннего пламени. Будто не выдержала она самой себя. За гениальность душевная болезнь потребовала от великой артистки высокую плату – рассудок. Каждый день терзаемая тревогами и страхами, чувством одиночества, балерина спасалась трудом от отчаяния. Лишь после неокончательного выздоровления Ольга находит убежище в церкви, в которую не желала даже заходить до тех 22-х лет больничного покоя, которые она провела в психиатрической лечебнице. Но отчего и почему? Так и не вернулась она на родину, не позволил наш режим шестидесятых умереть мировой балерине с русским именем на русской земле.

Елена Соловей со своей собственной нелегкой судьбой эмигрантки старается прочувствовать боль балерины, передать одиночество, которое терзается еще и кажущимся ему предательством, которое вопреки реальности не отчаивается, которое с упорством Дон Кихота продолжает борьбу за выживание. Но почему ее оставила мать, какой в действительности была истинная Ольга Спесивцева, что представляла из себя сестра балерины, тот человек, к которому она не прекращала обращаться в течение всей жизни? Все держится на образах. Видимо, именно долготерпение и вера помогли Ольге прожить еще 20 с лишним лет после больницы. Чуткость Елены Соловей позволяет уловить настроение картины, но внимание переключается на ее игру и даже на некоторое сопоставление себя с примой, а не останавливается на вопросах жизни балерины. После просмотра картины в памяти остаются эмоции актрисы, а Ольга Спесивцева превращается в ту легенду, ту историю, которую нужно было прожить перед камерой, а не рассказать. Балерина осталась для меня предлогом, а не сутью фильма.

Ольга жила иллюзией, что спасала ее и одновременно с этим разрушала. Если режиссер хотела передать мифологичность и отстраненность от внешнего мира балерины, то ей это удалось в полной мере – сохранить облако вокруг и без того загадочной личности. То, как Спесивцева повествует сестре о своих чувствах, о том, как ей удается преодолеть каждый божий день, который нужно выстрадать, который нужно доработать – растворяется в видеоряде современных улиц и проходящих лицах. Планы унылого Лондона и крыши Парижа, стекающие капли дождя на стекле трамвая и длинные каналы. Внутреннее состояние балерины передано и через музыку, и через подобранный видеоряд, но она сама остается где-то за гранями отснятых городов, в которых жила. Понятно, что очень мало осталось видеокадров и фотоснимков Ольги, но на протяжении всего просмотра балерина словно витала над фильмом, а не жила в нем, не рассказывала о своей судьбе. Будто человеческая природа, причины ее отчаяния или хотя бы засвидетельствованные отношения, люди, сыгравшие основные роли в судьбе балерины, будто все это, по мнению автора фильма, должно было омрачить образ и свергнуть приму с ее пьедестала.



Но ведь полюбить мы сможем тогда, когда начнем понимать, а после фильма цепочкой возникает ряд вопросов, цепляющиеся друг за друга, которые ведь и должны находить свои ответы в документальном кино, а оказались где-то затерянными в самом ореоле, созданном вокруг балерины и поддерживаемом режиссером.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница