Божества индуистского тантризма. Краткий словарь



Скачать 185.53 Kb.
Дата06.05.2016
Размер185.53 Kb.
 Божества индуистского тантризма.

Краткий словарь.

 

Составитель Арджуна Тарадаса.



 

 

 



А.

 

Агни (agni) – ведический бог огня, доставляющий жертвы богам. В этой функции аналогичен Ганапати; в целом – тождествен Дурге, Чамунде и Бхайрави.

 

Агхора (aghora) – третий лик Садашивы, Рудра. Также супруг Дхумавати.

 

Адинатха (AdinAtha) – «Изначальный Господь», имя Шивы в натхизме.

 

Адья-Кали (AdyAkAlI) – Изначальная Кали, включающая в Себя остальные девять. Высшая Шакти, Сущность всех божеств. Её почитание описано в «Маханирвана-тантре».

 

Адья-Лакшми (AdyAlaxmI) – первая из 8-и форм Лакшми.

 

Айи (ayI) – «Мать», имя Лалиты.

 

Айяппа (aiyappa) – тамильское божество, покровитель йоги. Санскритские имена – Чаранаюдха и Куккутешвара. Тождествен Харихаре. Почитается на горе Шабарималай в Тамилнаду.

 

Акшобхья (akShobhya) – супруг Тары. Он же Нилакантха (Нилагрива), Шива, выпивший яд халахала после пахтания мирового океана.

 

Алакшми (alaxmI) = Дхумавати.

 

Амавелиманга (amavelima~NgA) (телугу) – первая жена Венкатешвары.

 

Амба (ambA) (тел. Амма, там. Амман, Амбал) – «Мать». В Ведах у Рудры три Шакти: Амба, Амбика и Амбалика.

 

Анагха (anaghA) – Шакти Даттатреи.

 

Ананда-Бхайрава (Anandabhairava) и Ананда-Бхайрави – Божественная пара в Блаженстве. Почитаются как пребывающие в вине. В слиянии становятся Ардханаришварой.

 

Ананта-шеша – змий, на котором лежит Нараяна.

 

Аннапурна (annapUrNA) (т.ж. Шакамбхари (shAkambharI)) – Богиня, подающая пищу. Иконографически изображается кормящей Шиву. Почитается в Каши (Бенаресе).

 

Апамарджана (apAmArjana) – гневное божество в вайшнавизме, собирательный образ Нарасимхи, Варахи, Сударшаны, Вишну и Ваманы.

 

Апараджита (aparAjitA) – одно из имён Дурги. Т.ж. восьмая Мать (Она же Махалакшми, Йогешвари и Чанди).

 

Ардханаришвара (ardhanArIshwara)

 

 

Божество, соединяющее две полярности, Шиву и Шакти. Иконографически правая часть тела – Шивы, левая – Шакти.



 

 

Б.

 

Багала(мукхи) (bagaLAmukhI) (Стамбхини, Питамбара, т.ж. Варахи, Вартали) –

 

 

восьмая Махавидья из списка десяти. Сила «замораживания», подавления, останавливания (стамбханы). Иконографически изображается одетой в жёлтое сари и бьющей демона при помощи палицы.



 

Бала (bAlA) – одна из Махавидий - Трипурасундари как восьмилетняя девочка. Её мантра – aiM klIM sauH – сокращённая панчадаши (15-слоговая Шри-видья).

 

Балабхадра (balabhadra) (Баларама, Халадхара) – брат Кришны, воплощение змия Ананта-шеши. Одно из главных мест почитания – храм Джаганнатхи в Ориссе.

 

Балагопала (bAlagopAla) – Кришна-младенец.

 

Баладжи (bAlAjI) = Венкатешвара (Венкатарамана, Говинда), форма Кришны в кали-югу. Почитается в храме на холме Тирумала и в ряде окрестных храмов в Андхре.

 

Банаи (Бану) (маратхи) – вторая жена Кхандобы, инкарнация Ганги.

 

Батука (baTuka) = Ватука, одна из форм Бхайравы.

 

Башули (bAshulI) (бенг.) = Васали, одна из 22 Махавидий. Тождественна Вишалакши и Чамунде.

 

Бироба (маратхи) = Вирабхадра.

 

Брахма – Бог в аспекте Творца. Первый из пяти ликов Садашивы, Садйоджата.

 

Брахмани (brahmANI) (Брахми) = Сарасвати, соответствует саттва-гуне (иногда – раджо-гуне). Т.ж. одна из восьми Матерей.

 

Бхагаван (bhagavAn) – букв. «пребывающий в Йони». Эпитет Высшего Божества (Кришны, Садашивы, Рудры и т.п.) и Его воплощений.

 

Бхагамалини (bhagamAlinI) – Богиня, пребывающая в Йони. Третий аспект Махатрипурасундари (шакти-кута).

 

Бхадракали (bhadrakAlI)

 

 

одна из девяти Кали – Богиня как пожирающее пламя. Шакти Шивы-Шарабхешвары. В традиции Шри-видьи почитается в образе Пратьянгиры, Богини с ликом льва. Пратьянгира – Богиня-защитница, уничтожающая врагов бхакт.



 

Бхайрава (bhairava) – «Ужасный», гневный лик Шивы. Обычно выделяют восемь частных аспектов Бхайравы (Аситанга- и т.д.).

 

Бхайрави (bhairavI) -

 

 

 пятая (иногда шестая) Махавидья из десяти, аналогична Дурге. Составляет «пару» с Трипурасундари. Олицетворяет пробуждающуюся Кундалини.



 

Бхуванешвари (bhuvaneshwarI) (Бхуванеши, Бхувана, Вишнумайа, Махамайа) –

 

 

четвёртая Махавидья из десяти. Шакти как Сила, управляющая проявленным миром.



 

Бху-Деви (bhUdevI) – богиня земли, вторая супруга Вишну.

 

 



В.

 

Вагвадини (vAgvAdinI), Вани (vANI) – Богиня речи, Сарасвати. Вак («речь») имеет четыре уровня, являющиеся стадиями её проявления, материализации. В высшем аспекте (пара и пашьянти) это Тара, в проявленном (вайкхари) – Матанги.

 

Ваджра (vajrA) – форма Тары.

 

Ваджравайрочани (vajravairochanI) (Ваджрайогини) = Чхиннамаста

 

Ваджрешвари (vajreshwarI) – второй аспект Махатрипурасундари (камараджа-кута). Соответствует телу Богини. Одна из 16 Шодаши-нитья-шакти. Т.ж. синоним Виндхьешвари.

 

Вайшнави (vaiShNavI) – Богиня, сочетающая три гунны, Дурга.

 

Вайшно Деви (vaiShNo.N devI) – форма Дурги в одном из кашмирских горных храмов.

 

Вакратунда (vakratuNDa) – тантрическая форма Ганапати.

 

Валли (vallI) (Валлаки, Валлари) – вторая жена Сканды (Муругана), т.ж. Матанги.

 

Вама (vAmA) – «Прекрасная; Левая». Энергия Воли.

 

Вамадева (vAmadeva) – второй лик Садашивы, соответствующий Вишну. Т.ж. Верховный Гуру вамачары.

 

Вамана (vAmana)(Тривикрама) – аватара Вишну, «карлик», обманом лишивший асуру Бали господства над тремя мирами.

 

Варадараджа (varadarAja) – Вишну как даритель благословений. Почитаем в Канчи, Тамилнаду.

 

Вараха (varAha) – аватара Вишну, «вепрь».

 

Варахи (vArAhI) (Вартали(vArtAlI)) – Богиня, представляющая мужской принцип в Шри-чакре (четыре треугольника вершиной вверх).

 

Васанта (vasanta) – бог весны, почитаемый вместе с Камадевой (Маданой) в грудях женщины.

 

Васали (vAsalI) (Вишалакши, Чамунда) – одна из 22 Махавидий. По преданию, открыла путь Сахаджия по велению Нитьи (Бала-трипурасундари).

 

Венкатешвара (ve~NkaTeshwara) – «Устраняющий страдания». Кришна в кали-югу. Он же Баладжи и Говинда.

 

Ветали (vetAlI) = Катьяяни, одна из девяти Дург.

 

Винаяка (vinAyaka) = Ганапати.

 

Виндхьявасини (vindhyavAsinI) (Индракши (indrAxI)) – Дурга, почитаемая в горах Виндхья.

 

Вирабхадра (vIrabhadra) – Шива как безудержный гнев, уничтожающий всё. Был рождён из Его волос после смерти Сати. Вирабхадра разгромил жертвоприношение девов и обезглавил Дакшу. Имеет своими параллелями Нарасимху, Шарабхешвару и Ангараку (бога Марса).

 

Виттхала (viTThala) (мар. Витхоба) – местная форма Вишну в Махараштре.

 

Вишалакши (vishAlAxI) = Чамунда

 

Вишну (viShNu) – Бог в аспекте хранителя. Второй лик Садашивы, Вамадева.

 

 



Г.

 

Гаятри (gAyatrI) – Шакти Сурьи. Иконографически изображается пятиликой. Дакшиначарский аналог Камакхьи.

 

Ганапати (gaNapati) (Ганеша) – сын Шивы и Парвати. Бог, устраняющий препятствия; поэтому любой ритуал начинается молитвой к нему.

 

Ганга (ga~NgA) – вторая супруга Шивы. Иконографически часто изображается находящейся в Его волосах.

 

Ганешвари (gaNeshwarI) (Ганеши) – Шакти Ганапати.

 

Гаруда (garuDa) (Пакшираджа (paxirAja)) – орёл, вахана («ездовое животное») Вишну. Почитается в южном вайшнавизме.

 

Гаури (gaurI) – «Светлая», первая супруга Шивы. Богиня в саттва-гуне. Т.ж. Тара.

 

Говинда (govinda)

 

 

«Дающий Свет» = Кришна, Венкатешвара.



 

Говиндараджа (govindarAja) – брат Венкатешвары.

 

Гопала (gopAla) – «защитник коров», Кришна. Параллель шиваитскому Пашупати.

 

Гопи (gopI) – «пастушки; сокрытые, тайные». Возлюбленные Кришны.

 

Гуха (guha) = Сканда.

 

Гухьякали (guhyakAlI) – одна из девяти Кали. Почитание описано в «Махакала-самхите».

 

Гхритамари (ghR^itamArI) – Богиня-разрушительница, рождённая из волос Шивы.

 

 

Д.



 

Дакшина-Кали (daxiNakAlI) – первая из девяти Кали. Аналог Адья-Кали, заключающая в Себе все 10 Махавидий. Мифологически, будучи «Вама», победила Шиву («Дакшина») и стала Дарительницей Освобождения.

 

Дакшина-мурти (daxiNAmUrti) – Шива как Учитель-джнянин, учащий Своим молчанием. Т.ж. верховный Гуру дакшиначары.

 

Даттатрея (dattAtreya) (Гуру Датта, Даттараджа) – Высший Гуру, персонификация Тримурти. Первый гуру линии натхов.

 

Дурга (durgA) (Чанди (chaNDI)) -

 

 

супруга Шивы. Сила огня, аналог Бхайрави. Крия-шакти, энергия действия.



 

Дути (dUtI) – «Посланница». Одна из 16 Шодаши-нитий, т.ж. Матанги.

 

Дхана-Кали (dhanakAlI) (Шри-Кали) – одна из девяти Кали.

 

Дхара (dhArA) – «Поток», имя Тары в «Лакшми-тантре». Её воплощением был Будда.

 

Дхумавати (dhUmAvatI) (Пралая-Кали) – седьмая из десяти Махавидий, олицетворяющая энтропию, распад, растворение (пралаю).

 

 

ДЖ.



 

Джагадамба (jagadambA) – «Мать мира».

 

Джаганнатха (jagannAtha) – Господь Кришна в кали-югу. По легенде, первым мурти Джаганнатхи стало тело Самого Кришны. Нередко Его отождествляют с Буддой.

 

Джамбукешвара (jAmbukeshwara) – Шива в элементе воды.

 

Джаядурга (jayadurgA) – одна из форм Дурги, Богиня как Защитница (в список девяти не входит).

 

Джваламукхи (jwAlAmukhI) (хинд. Джваладжи) = Пратьянгира, Бхадра-Кали. Богиня как пожирающее Пламя. По легенде, на место храма Джваламукхи упал язык Сати.

 

Джьештха (jyeShThA) – энергия знания. Т.ж. Дхумавати.

 

Джьештха-лакшми (jyeShThAlaxmI) – одна из форм Лакшми, не входящая в восемь.

 

 



И.

 

Индрани (indrANI) (Айндри) – Шакти Индры, т.ж. Чхиннамаста.

 

Ишана (IshAna) (Ишвара) – пятый лик Садашивы, аспект Милости и Благодати. Т.ж. Господь Шива вообще.

 

 



Й.

 

Йелламман – тамильская местная Богиня. Жрецы Её культа – трансвеститы.

 

Йогешвари (yogeshwarI) = Махалакшми, Апараджита.

 

Йогини (yoginI) – частные проявления Богини. 7 йогини (от сакини до якини) находятся в чакрах. В натховской традиции каула (линии Матсьендранатхи) почитаются 64 йогини.

 

 

К.



 

Калабхайрава (kAlabhairava) (Калагнирудра (kAlAgnirudra)) – гневный Шива, возлюбленный Кали.

 

Кали (kAlI, kALI) (Калика) –

 

 

 Высшая Богиня.



 

Калакали (kAlakAlI) (Махакали) – одна из девяти Кали.

 

Каларатри (kAlarAtrI) – «Чёрная Ночь», одна из девяти Дург.

 

Калахастишвара (kALahastIshwara) – Шива в элементе земли. Почитается в Андхре.

 

Камакала-Кали (kAmakalAkAlI) – одна из девяти Кали. Почитание описано в «Махакала-самхите».

 

Камакхья (kAmAkhyA) – «Страстная», Кали как сексуальная Страсть. Храм расположен в Ассаме; считается одним из самых важных святых мест для шактов. По легенде туда упала Йони Сати. Иконографически изображается пятиликой, восседающей на Шиве. Почитание Камакхьи описывается в «Йогини-тантре», «Камакхья-тантре» и «Калика-пуране».

 

Камакши (kAmAxI) = Лалита, Трипурасундари (изображается с незначительными отличиями). Почитается в Канчи, Тамилнаду.

 

Кама-Тара (kAmatArA) – форма Тары, «Спасающая через страсть» - синоним Камакхьи.

 

Камешвари (kAmeshwarI) = первый аспект Махатрипурасундари (вагбхава-кута). Т.ж. Сама Лалита.

 

Каньякумари (kanyAkumArI) – «Девственная», форма Дурги. Её гаятри приводится ещё в Ведах. Почитается в храме на мысе Коморин, Тамилнаду.

 

Картавирьярджуна (kArtavIryArjuna) – демон, воплощение Сударшаны. Был учеником Даттатрейи. Обезглавлен Парашурамой.

 

Карттикея (kArttikeya) = Сканда.

 

Каттавараян (kAttavarAyan) – демон-бхакта Деви в тамильской мифологии, воплощение Муругана. Сознательно пошёл на казнь через сажание на кол за любовь к брахманке Ариямалай, чем заставил Шиву склониться к его ногам и признать торжество Каттавараяна.

 

Катьяяни (kAtyAyanI) – одна из девяти Дург.

 

Кришна (kR^iShNa) – Высший Господь, шестой лик Садашивы, включающий в себя остальные пять, Высший Свет (паранджьёти). Отождествляется в тантрах с Кали (в редких случаях с Лалитой).

 

Кришна-деви (kR^iShNAdevI) – «Тёмная Богиня», одна из частных форм Тары.

 

Кубджика (kubjikA) – «Карлица», «ужатая» Кундалини в муладхаре. Почитается через вамачару.

 

Куккутешвара = Айяппа

 

Кумари (kumArI) – «Девственная», Богиня в образе девочки до начала менструаций. Многие Тантры предписывают ритуальное почитание кумари, девственниц. В наше время Кумари почитают в Непале.

 

Курукулла (kurukullA) – четвёртая из 15 Кали-нитья. В Шри-чакре – женский аспект, пять треугольников вершиной вниз. Т.ж. почитаема в буддийском тантризме.

 

Куху (kuhUH) – Богиня новолуния.

 

Кушманда (kUShmANDA) – одна из девяти Дург.

 

Кхандоба (Мартанда-бхайрава, Маллари, Малхари, Майрала, Малланна) – Шива в облике Солнца, побеждающий демонов Маллу (=Кайтабха) и Мани (=Мадху). Почитается на юге Индии. Часто отождествляем с Малликарджуной.

 

 

Л.



 

Лагхушьяма (laghushyAmA) – форма Матанги.

 

Лагхушодаши (laghuShoDashI) – одна из восьми форм Шодаши.

 

Лакшми (laxmI), Шри-деви, Камала[тмика] – Шакти как Богиня процветания, проявленного совершенства, десятая Махавидья из списка десяти. Мифологически – супруга Вишну. Выделяют восемь Её аспектов. В народном индуизме – богиня богатства.

 

Лалита (lalitA), Раджараджешвари (rAjarAjeshwarI), Трипурасундари (tripurasundarI), Шодаши

 

 

 Высшая Богиня как Полнота совершенства. Третья Махавидья из десяти и третья из трёх главных. Почитается в основном на юге Индии (особенно Тамилнаду) в различных формах. Её янтра – Шри-чакра. Иконографически восседает на пяти «трупах» - Садашивы, Махеши, Рудры, Вишну и Брахмы.



 

Ламбодара (lambodara) = Ганапати

 

 



М.

 

Мадана (madana)

 

 

Камадева, т.ж. Кришна.



 

Малликарджуна (mallikArjuna), телугу – Малланна – форма Шивы, Он же Кхандоба, Мартанда-бхайрава и т.п. Почитаем на юге Индии.

 

Мантрини (mantriNI) = Матанги, Вани.

 

Матанги (mAta~NgI), Шьямала (shyAmalA) – девятая Махавидья из десяти, Шакти как проявленная Речь. Тантрический аналог Сарасвати. Почитается в трёх основных формах: в саттве – как Минакши (храм в Мадурай, Тамилнаду), в раджасе – как Матанги, Уччхиштха-чандалини, в тамасе – как Сумукхи. Сумукхи называют «великой Бесовкой» (mahApishAchinI); Она обитает на шмашане и обликом похожа на Калику.

 

Мариямман (тамил.) – местная форма Дурги и Трипуры. Почитается во многих храмах, например в Самаяпуре и в Карумари (около Канчи) – как Карумариямман. Иногда отождествляется с Ренукой, матерью Парашурамы и женой Джамадагни.

 

Махакали – 1. одна из девяти Кали 2. первая форма Дурги в «Деви-махатмье», Йоганидра, победившая Мадху и Кайтабху

 

Махалакшми – 1. проявление Лакшми в патале («нижнем» мире). 2. Восьмая (высшая) из Матерей, Она же Чанди, Йогешвари и т.п. 3. Вторая форма Дурги в «Деви-махатмье», убившая Махишасуру.

 

Махамайа (mahAmAyA) – «великая Иллюзия» 1. Бхуванешвари 2. Махакали.

 

Маханила (mahAnIlA) = Тара.

 

Махешвара – четвёртый лик Шивы, олицетворение тиродхана-шакти, «энергии сокрытия».

 

Мукамбика – местная форма Деви в Карнатаке.

 

Мхалса (mhALsA - маратхи) – первая жена Кхандобы, = Парвати.

 

Мхаскоба (маратхи) – местный образ Бхайравы в Махараштре.

 

 

Н.



 

Нараяна (nArAyaNa) = Вишну.

 

Нараяни = Дурга.

 

Нарасимха (narasiMha), Нрисимха (nR^isiMha), Нарахари (narahari) – «человеколев», один из Аватаров Вишну. Мистически – Высший аспект Господа, Парабрахман. «Калика-пурана» относит Нрисимху к вамачарским формам Вишну. Из десяти Махавидий соотносится с Бхайрави и Чхиннамастой.

 

Нарасимхи (nArasiMhI) – Шакти Нарасимхи; т.ж. одна из восьми Матерей.

 

Нила (nIlA) – «Синяя», 1. = Тара, особенно как Ниласарасвати 2. одна из 15-и Кали-нитья-шакти.

 

Нилакантха (nIlakaNTha) – Шива, выпивший яд, возникший при пахтании океана, и спасший этим мир и богов. Супруг Тары.

 

Ниламадхава (nIlamAdhava) = Джаганнатха.

 

Ниласарасвати (nIlasaraswatI), Видьяраджни (vidyArAj~nI) – проявленный аспект Тары.

 

Нитья (nityA) – «Вечная», Богиня Любви, Бала, Лалита. Покровительница пути сахаджия.

 

Нирвана-шодаши – последняя из восьми форм Шодаши.

 

 

П.



 

Падмавати (padmAvatI) – 1. вторая жена Венкатешвары 2. аспект Тары.

 

Пандуранга (pANDura~Nga) = Виттхала.

 

Пара – «Высшая».

 

Парвати (pArwatI) – «Горная», т.е. Дочь царя Гималаев. Перерождение супруги Шивы – Сати.

 

Питамбара (pItAmbarA) = Багала, «одетая в жёлтое».

 

Пратьянгира (pratya~NgirA), Махакритья (mahAkR^ityA)

 

 

одна из гневных Шакти в Атхарвана-веде, аналог Бхадракали. Почитается с целью защиты от магических нападений и для уничтожения врагов. Также отождествляется с Махиша-мардини и Сиддхалакшми.



 

Р.

 

Раджараджешвари (rAjarAjeshwarI), Раджараджеши = Махатрипурасундари как Всевышняя Владычица, собирательный образ всех Махавидий.

 

Радха (rAdhA), Радхика – «Молния», Возлюбленная Кришны. Олицетворение силы Любви (хладини-шакти). Т.ж. = Кула-кундалини. Мистический вайшнавизм ставит почитание Радхи превыше почитания Кришны. Сам Кришна в одной из Агам говорит: «Без почитания Радхи бесполезно почитать Меня».

 

Рака (rAkA) – богиня полнолуния.

 

Ракини (rAkiNI) – йогини свадхиштхана чакры по классификации каула-тантр. «Рудра-ямала» отождествляет Её с Радхой. По системе Шри-видьи Ракини – йогини анахата-чакры.

 

Ракта (raktA) – Шакти в раджо-гуне, Трипура.

 

Рама (ramA) = Лакшми.

 

Рама (rAma) – аватара Вишну. Чаще всего Тантры называют Раму проявлением Тары. Йогически олицетворяет пингала-нади (тогда как Кришна – иду).

 

Рама (rAmA) = Дурга.

 

Ранга[натха] (ra~Nga[nAtha]) – форма Вишну, почитаемая в Шри-ранга-паттинам, Тамилнаду. Изображён возлежащим на змее Шеше.

 

Рати (rati) – «Любовная страсть», супруга Камадевы.

 

Ратиприя (ratipriyA) – одна из якшини. Её почитание описывается в некоторых Тантрах, например, в «Гуптасадана-тантре».

 

Раудри (raudrI) – энергия действия, крия-шакти.

 

Ревати (revatI) – супруга Баларамы.

 

Ренука[-шабари] (reNukA[shabarI]) – форма Дурги. Мифологически – мать Парашурамы.

 

Рудра (rudra) – Шива в Ведах. Т.ж. Шива как разрушитель, Агхора.

 

Рукмини (rukmiNI) – супруга Кришны.

 

 



С.

 

Савитри (sAvitrI) – «Солнечная», Шакти Сурьи, Гаятри.

 

Садашива – 1. Высший Шива, соединяющий все пять ликов 2. Шива в аспекте Милости (ануграха), пятый лик.

 

Сантана-гопала (santAnagopAla) – частный аспект Кришны, почитаемый женщинами с целью родить ребёнка.

 

Сантана-лакшми – одна из восьми Лакшми.

 

Сантоши-ма (santoShImA.N) – местная форма Дурги.

 

Сати (satI) – первая жена Шивы, дочь Дакши.

 

Сатьянараяна (satyanArAyaNa) – одна из форм Вишну, персонификация Истины.

 

Сарасвати (saraswatI) – Богиня Речи, искусств и наук. Высшая форма Сарасвати – Анируддха-сарасвати (aniruddhasaraswatI) – и есть Кали и Тара.

 

Саумья (saumyA) – «Благая», «Прекрасная», = Лалита.

 

Сиддхи (siddhi) – одна из двух жён Ганапати (вторая – Буддхи).

 

Сиддхивинаяка (siddhivinAyaka) – тантрическая форма Ганапати, изображаемый с хоботом, повёрнутым вправо.

 

Сиддхидатри (siddhidAtrI) – «Дарующая сиддхи», последняя из девяти Дург.

 

Сиддхи-кали (siddhikAlI) – одна из девяти Кали, Её прекрасная форма. Мантра дана в «Кали-тантре».

 

Сиддхи-лакшми – тантрическая форма Лакшми. Соединяет в Себе Дургу, Сарасвати и Лакшми. Иногда отождествляется с Пратьянгирой.

 

Симхасанешвари = Лалита, Раджараджешвари.

 

Сканда (skanda) – сын Шивы, Высший Гуру. Персонифицирует арохана-шакти, «энергию поднятия». В саттва-гуне это подъём Кундалини, в раджо-гуне – сексуальное возбуждение, в тамо-гуне – гнев и т.п. Мифологически – Бог войны, йоги и красоты. В Тамилнаду известен как Муруган. В народном индуизме – т.ж. покровитель воров.

 

Стамбхини – «останавливающая»  = Багала.

 

Субхадра (subhadrA) – воплощение Дурги, сестра Кришны и жена Арджуны.

 

Сударшана[чакрараджа] (sudarshana[chakrarAja]) – Высший Вишну, Парабрахман. Отождествляется с Сахасрара-чакрой. Мифологически – диск Вишну. Почитается в южном вайшнавизме (Шри-сампрадае), в том числе и в оккультных садханах. Иногда считается параллелью Сканды.

 

Сударшана-нарасимха – самый гневный образ Господа Вишну. Аналог Шарабхи в шиваизме.

 

Сумукхи – гневный облик Матанги.

 

Сундари = «Красавица», Трипурасундари, Лалита, Шодаши.

 

Сурьянараяна (sUryanArAyaNa) – Вишну в форме солнца. Аналог Мартанда-бхайравы.

 

 

Т.



 

Таледжу – непальская форма Деви.

 

Тара (tArA), Тарини (tAriNI) -

 

 

«Спасающая». Высшая Шакти как нисходящая Благодать. Вторая из десяти Махавидий, одна из трёх главных. Почитается исключительно через вамачару и её разновидности (в том числе методом буддийских тантр, чиначарой). В Индии почитаема в Бенгалии и Ассаме. Один из самых известных Её храмов – Тарапитх в западной Бенгалии. Там жил один из великих тантрических сиддхов недавнего времени – Вамакшепа.



 

Таракешвара – одна из форм Шивы.

 

Трипура (tripurA) – «тройственная» Деви: Бала, Шодаши и Бхайрави.

 

Трипута (tripuTA) = Бхуванеши.

 

Трьямбакешвара (tryambakeshwara) – «Владыка трёх Матерей» или «Треокий Владыка», Рудра.

 

 

У.



 

Ума (umA) – Возлюбленная Шивы. Фигурирует уже в Кена-упанишаде: открывает богам Знание Брахмана.

 

Уччхиштха-ганапати (uchchhiShThagaNapati) – «питающийся объедками Владыка множеств», тантрическая форма Ганапати, Ганапати как дарующий джняну. Называется «слоном-бесом», почитается на шмашане.

 

 

Х.



 

Хамсакали (haMsakAlI) – одна из девяти Кали в «Агамататтва-виласе». Соответствует Шрийони-кали (Дхана-кали).

 

Хануман (hanumAn), Анджанея, Паванапутра – воплощение Рудры, бхакта Рамы. Идеал дасья-расы и вира-бхавы.

 

Хара (hara) = Рудра.

 

Харасиддха (harasiddhA) – одна из 22-х Махавидий в «Рудра-ямале», местная гималайская богиня.

 

Хари (hari) = Вишну, Кришна.

 

Харихара – Божество, сочетающее в себе Шиву и Вишну. Иконографически правая половина его тела – Вишну, а левая – Шивы.

 

Хаягрива (hayagrIva), Хаяширша (hayashIrSha) – Вишну как образ Веды и джняны. Составляет пару Сарасвати. Изображается с конской головой.

 

 



Ч.

 

Чамунда (chAmuNDA) – Дурга в форме Пламени, уничтожающая демонов. Т.ж. одна из восьми Матерей.

 

Чандалини (chANDAlinI) = Кундалини. Т.ж. Матанги, иногда – Тара. Технически – женщина низкой касты или во время месячных.

 

Чанди, Чандика (chaNDikA) – «Гневная», = Дурга.

 

Чандика-кали, Чамунда-кали – одна из девяти Кали.

 

Чандрагханта (chandraghaNTA) – одна из девяти Дург.

 

Чидамбареша (chidambaresha) – Шива в элементе эфира, Он же Натараджа. Почитается в Чидамбарам, Тамилнаду.

 

Чинтапурни (chintApUrNI) – «исполняющая желания», местная форма Чхиннамасты в Гималаях.

 

Чхиннамаста (chinnamastA) –

 

 

 одна из десяти Махавидий, возникшая из оргазмического экстаза Шакти и Шивы. Йогически – персонификация свидетельствующего Сознания (иконографически олицетворяемого отрубленной от тела, пракрити, головой), сушумна-нади. Её сопровождают две йогини: Дакини и Варнини. В буддизме Чхиннамасту называют Ваджрайогини и Ваджравайрочани.



 

 

Ш.

 

Шайлапутри, Шайласута, Шайлавасини (shailavAsinI) – «Дочь гор», первая из девяти Дург и одна из 22-х Махавидий. Тождественна Виндхьявасини, Виндхьешвари.

 

Шамбху (shambhu) – «Благой», имя Высшего аспекта Шивы.

 

Шамбхави (shAmbhavI) – Шакти в саттва-гуне. Т.ж. одна из вариаций Панчадаши.

 

Шанкара (sha~Nkara) – «Творящий благо», = Шамбху.

 

Шанмукха (ShaNmukha) – «Шестиликий», = Сканда.

 

Шарабха, Шарабхешвара (sharabheshwara) – изначальная форма гнева Шивы. Из Него возник Бхайрава. Согласно «Шива-пуране» и «Калика-пуране», Шарабха убил Вараху и Нрисимху. Шакти Шарабхи – Пратьянгира.

 

Шараванабхава (sharavaNabhava) = Сканда.

 

Шарва (sharva) – форма Рудры.

 

Шитала (shItalA) – «Холодная», одна из частных форм Деви. В народном индуизме – богиня оспы.

 

Шмашана-кали – одна из девяти Кали.

 

Шодаши (ShoDashI) – «шестнадцатилетняя», олицетворение Полноты Божества, а т.ж. лунного цикла (из 16-и фаз). Она же Лалита, Сундари и т.п.

 

Шри – 1. Лакшми 2. Лалита, Шри-видья.

 

Шри-кали, Дхана-кали (dhanakAlI) – одна из девяти Кали.

 

Шьяма (shyAma) = Кришна.

 

Шьяма (shyAmA) – «Тёмная». 1. Матанги 2. Кали.

 

Шьямала = Матанги, Минакши.



 


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница