Богобоязненность и способы её достижения



страница1/14
Дата04.05.2016
Размер2.84 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Богобоязненность относится к числу важнейших качеств: Коран уделяет ей особое внимание, побуждая к её обретению, разъясняя, что это завет Аллаха Его рабам во все времена и отличительная черта пророков, посланников и праведных рабов Аллаха.

Коран обещает богобоязненным щедрую награду в этом мире и отводит им особое место, что не может не сделать их счастливыми. Однако в мире вечном их ожидает несравненно большая награда, и их обитель в мире вечном будет, несомненно, лучше их обители в этом мире.

В этой книге рассказывается о том, что такое богобоязненность, а также о способах её достижения, качествах, присущих богобоязненным, и о плодах, которые приносит богобоязненность в этом мире и в мире вечном.

Богобоязненность и способы её достижения


Махмуд Ахмад Са‘ид аль-Атраш

Перевод и литературная обработка Сорокоумовой Екатерины (Умм Иклиль)

Традиционные исламские формулы благопожелания в данной книге передаются как с помощью перевода, так и арабскими лигатурами:

да благословит его Аллах и приветствует صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ



салля Ллаху ‘алейхи ва саллям

(после упоминания Пророка Мухаммада r);

мир ему عَلَيْهِ السَّلَامُ

алейхи с-салям

(после упоминания других пророков и ангелов);

да будет доволен им Аллах رَضِي اَللهُ عَنْهُ



рады Аллаху ‘анху

(после упоминания сподвижников Пророка r);

да будет доволен ею Аллах رَضِي اَللهُ عَنْهَا

рады Аллаху ‘анха

(после упоминания сподвижниц Пророка r);

да будет доволен Аллах им и его отцом رَضِي اَللهُ عَنْهُما

рады Аллаху ‘анхума

(после упоминания сподвижника, отец которого также был сподвижником).


Введение


Богобоязненность — девиз верующих и завет Всевышнего Аллаха всем творениям. Она является общей целью направления посланников и одним из важнейших пунктов предсмертного наставления Посланника r, адресованного его сподвижникам и членам его общины.

Всевышний Аллах повелел всем Своим творениям бояться Его. Всевышний Аллах сказал: «Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха» (сура 4 «Женщины», аят 131).

Богобоязненность относится к важнейшим пунктам призыва, с которым пророки обращались к своим соплеменникам.

Пророк Нух (мир ему) призывал своих соплеменников к богобоязненности: «Народ Нуха [Ноя] счёл лжецами посланников. * Вот их брат Нух сказал им: “Неужели вы не устрашитесь? * Я верный посланник к вам. * Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне. * Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров. * Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне”» (сура 26 «Поэты», аяты 105–110).

Пророк Ибрахим (мир ему) также призывал своих соплеменников к богобоязненности: «А вот Ибрахим [Авраам] сказал своему народу: “Поклоняйтесь Аллаху и бойтесь Его! Так будет лучше для вас, если бы вы только знали”» (сура 29 «Паук», аят 16).

И пророк Муса (мир ему) призывал к богобоязненности: «Вот твой Господь воззвал к Мусе [Моисею]: “Ступай к несправедливому народу — * к народу Фараона. Неужели они не устрашатся?”» (сура 26 «Поэты», аяты 10–11).

Пророк ‘Иса (мир ему) также призывал к богобоязненности: «Когда ‘Иса [Иисус] явился с ясными знамениями, он сказал: “Я пришёл к вам с мудростью и для того, чтобы разъяснить вам часть того, относительно чего вы расходитесь во мнениях. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!”» (сура 43 «Украшения», аят 63).

Пророк Худ (мир ему) также призывал к богобоязненности: «Вот их брат Худ сказал им: “Неужели вы не устрашитесь? * Я верный посланник к вам. * Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне”» (сура 26 «Поэты», аяты 124–126).

Пророк Лют (мир ему) тоже призывал к богобоязненности: «Вот их брат Лют [Лот] сказал им: “Неужели вы не устрашитесь? * Я верный посланник к вам. * Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне”» (сура 26 «Поэты», аяты 161–163).

Пророк Ильяс (мир ему) также призывал к богобоязненности: «Ильяс [Илия] также был одним из посланников. * Он сказал своему народу: “Неужели вы не устрашитесь?”» (сура 37 «Стоящие в ряд», аяты 123–124).

Пророк Салих (мир ему) призывал к богобоязненности: «Вот их брат Салих сказал им: “Неужели вы не устрашитесь? * Я верный посланник к вам. * Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне”» (сура 26 «Поэты», аяты 142–144).

И пророк Шу‘айб (мир ему) призывал своих соплеменников быть богобоязненными: «Вот Шу‘айб сказал им: “Неужели вы не устрашитесь? * Я являюсь посланником к вам, достойным доверия. * Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне”» (сура 26 «Поэты», аяты 177–179).

Пророку Яхье (мир ему) была присуща богобоязненность: «О Яхья [Иоанн]! Крепко держи Писание. Мы одарили его мудростью, когда он был ещё ребенком, * а также состраданием от Нас и чистотой. Он был богобоязнен» (сура 19 «Марьям», аяты 12–13).

Это лишь краткое упоминание о том, что говорили пророки о богобоязненности, призванное показать важность богобоязненности.


Богобоязненность в хадисах Пророка Мухаммада r


В призыве Пророка Мухаммада r богобоязненности также было отведено важное место, и он наказал своим сподвижникам и всем членам мусульманской общины бояться Аллаха.

Аль-‘Ирбад ибн Сария d сказал: «Однажды Посланник Аллаха r совершил с нами молитву, а потом, повернувшись к нам, увещевал нас и наставлял так, что слёзы текли из наших глаз, а сердца наши наполнялись страхом, и мы сказали: “О Посланник Аллаха! Это наставления человека, который прощается... Что же ты завещаешь нам?” Он сказал: “Я наказываю вам бояться Аллаха и подчиняться правителю, даже если это будет чернокожий раб…”» [Абу Дауд].

Абу Са‘ид аль-Худри d передаёт, что к нему пришёл один человек и попросил: «Дай мне наставление». Он сказал: «В своё время я обратился к Посланнику Аллаха r с такой же просьбой, и он сказал мне: “Наказываю тебе бояться Аллаха, ибо богобоязненность — всему голова…”» [Ахмад].

Анас ибн Малик d передаёт: «Один человек пришёл к Пророку r и сказал: “О Посланник Аллаха! Я отправляюсь в путь. Соберите же мне припасов на дорогу”1. Посланник Аллаха r сказал: “Да сделает Аллах твоим [главным] запасом богобоязненность”» [Тирмизи].

Абу Хурайра d передаёт, что один человек собирался отправиться в путь. Он пришёл к Пророку r и попросил: «Дай мне наставление». Он сказал: «Я наказываю тебе бояться Аллаха…» [Ахмад].

Бурайда d передаёт, что, назначая командующего войском или отрядом, Посланник Аллаха r наказывал ему бояться Аллаха и заботиться о благе мусульман, которые оказывались под его началом [Муслим].

Посланник Аллаха r сказал ‘Аише (да будет доволен ею Аллах): «О ‘Аиша! Бойся Аллаха и проявляй мягкость…» [Ахмад].

Мы знаем, что Посланник Аллаха r наказал членам своей общины бояться Аллаха, и это было одно из главных наставлений, которые сподвижники получили от него.

Сам Посланник Аллаха r просил у Господа богобоязненности. Он говорил: «О Аллах, я прошу у Тебя руководства, богобоязненности, целомудрия и достатка» [Муслим].

Обычно после того, как Посланник Аллаха r садился верхом на своего верблюда, чтобы отправиться в путь, он трижды произносил слова «Аллах велик», а потом говорил: «Пречист Тот, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и, поистине, мы вернёмся к Господу нашему! О Аллах, поистине, мы просим у Тебя благочестия и богобоязненности в этом нашем путешествии» [Муслим].

Мухаммад r, Посланник истинного пути, был самым богобоязненным из людей и наилучшим воплощением богобоязненности. Сам Посланник Аллаха r сказал: «Клянусь Аллахом, я больше всех вас боюсь Аллаха и больше всех вас страшусь Его…» [Муслим].

Богобоязненность в высказываниях наших праведных предшественников


Следуя примеру Посланника Аллаха r и его завету, наши праведные предшественники из числа сподвижников, их последователей и всех, кто следовал за ними, боялись Всевышнего и побуждали других к богобоязненности.

Абу Бакр d говорил в своей проповеди: «Я наказываю вам бояться Аллаха и прославлять Его должным образом…» А перед смертью Абу Бакр позвал к себе ‘Умара и передал ему бразды правления со словами «Бойся Аллаха, о ‘Умар…».

‘Умар писал своему сыну ‘Абдуллаху (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Я наказываю тебе бояться Всевышнего Аллаха, ибо, поистине, того, кто боялся Его, Он защитит, тому, кто даст Ему хороший заём, Он вознаградит, а тому, кто будет благодарить Его, Он добавит (блага). Пусть богобоязненность будет у тебя перед глазами и пусть она наполняет сердце твоё…»

‘Али ибн Абу Талиб назначил одного человека командующим отряда и сказал ему: «Наказываю тебе бояться Всевышнего Аллаха, Которого ты непременно встретишь и к Которому ты непременно вернёшься…» [Джами аль-улюм].

Передают, что ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз, став халифом, восхвалил Аллаха должным образом, после чего сказал: «Я наказываю вам бояться Аллаха, ибо богобоязненность способна заменить собою всё, но ничто не заменит богобоязненность…»

Таким образом, богобоязненность — «путь верующих, качество, присущее пророкам и посланникам, и наказ Всевышнего Аллаха первым и последним из Его рабов». Аль-Куртуби2 сказал: «Богобоязненность сосредоточила в себе всё благо, и она — наказ Аллаха первым и последним, и она — лучшее из того, что может приобретать человек» [Тафсир Куртуби].

Выдающийся учёный аль-Фирузабади сказал о богобоязненности: «Если бы существовало в мире качество, приносящее большую пользу рабам и большую награду, лучше соответствующее покорности только Аллаху (убудийя), более значимое и великое, более достойное и приносящее больший успех, нежели это качество, то Аллах велел бы Своим рабам стремиться к его обретению и побуждал бы к этому наиболее достойных из Своих рабов, учитывая Его совершенную мудрость и милость. А поскольку Аллах побуждает всех первых и последних из Своих рабов стремиться к приобретению именно этого качества, это означает, что именно богобоязненность является целью, и мы не можем пройти мимо или остановиться, не дойдя до неё. Также мы видим, что Всевышний Аллах собрал все наставления, указания, воспитание и обучение в одном этом наставлении».

В противоположность описаниям верующих, которым присуща богобоязненность, Всевышний Аллах сообщил нам о том, что у многобожников и лицемеров богобоязненности нет. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются те, которые не уверовали и не уверуют. Те, с которыми ты заключаешь договор, но всякий раз они нарушают этот договор и не страшатся» (сура 8 «Военная добыча», аят 56).

Всевышний Аллах также сказал о некоторых лицемерах: «И среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в земной жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком. Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия. Когда ему говорят: “Побойся Аллаха!” — гордыня подталкивает его к греху. Достаточно ему Геенны! Как же скверно это ложе!» (сура 2 «Корова», аят 206).

Часть первая

Сущность богобоязненности и способы её достижения

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница