Боевой путь 38 бао



Скачать 54.06 Kb.
Дата22.04.2016
Размер54.06 Kb.
Боевой путь 38 БАО.
Авиация как ни один другой род войск способна вести боевые действия и в ближнем и в дальнем тылах противника.

Авиация делится на несколько видов: истребительная, бомбардировочная, штурмовая, транспортная и санитарная. Все виды авиации, выполняя каждый свою задачу, внесли неоценимый вклад в Победу не только здесь, в Ленинграде, но и на всем огромном фронте от Балтики и до Черного моря. Все авиационные части могли быстро совершать перелеты не только между аэродромами, но и между фронтами. Таким образом, силы сосредотачивались на наиболее важных и ответственных направлениях.

Для того чтобы самолет выполнил свою боевую задачу, его должны были подготовить: снарядить и обеспечить правильное движение в воздухе к цели и обратно наземными радиотехническими средствами: радиомаяками, связными радиостанциями, пеленгаторами и др. сложными устройствами. Для обеспечения боевой деятельности одного самолета, на Земле должны были день и ночь трудиться от 20 до 50 человек (подвезти горючее, боеприпасы, обеспечить штабы). Боевые части не имели ни своих боеприпасов, ни жилья, ни питания, ни оборудования. Всё это обеспечивали наземные части, такие как 38 БАО (батальон авиационного обслуживания).

38 БАО прошел большой и трудный путь в годы войны и блокады. Он был сформирован, как воинская часть в первые дни войны на Карельском перешейке -вблизи советско-финской границы в местечке Элисенваара, северо-западнее Приозерска, который тогда назывался Кексгольм. Когда Финляндия 26 июня вступила в войну в союзе с гитлеровской Германией, начав артиллерийские обстрелы наших приграничных территорий, в Элисенвааре уже были готовы взлетно-посадочные полосы (ВПП), рулевые дорожки, укрытия для самолетов и людей. Также было завезено более 50 вагонов авиационных бомб по 250 кг каждая. Из-за обстрелов аэродром для посадки самолетов был закрыт, и его пришлось срочно эвакуировать. Несмотря на бомбежку самолетов противника и действия диверсионных групп на железной дороге, все боеприпасы, завезенные на аэродром Элисенваара были вывезены сначала в Кексгольм( Приозерск), а затем в район аэродрома Саккола( Громове). В Саккола 38 БАО уже представлял собой целую боевую часть с техникой и вооружением. В 38 БАО было более 150 различных специальных бортовых, т.е грузовых автомашин, и около 500 человек личного состава.

Командовал батальоном кадровый офицер капитан Говоров, комиссаром его был майор Одинцов, а начальником штаба - капитан Мартынов. Аэродром Саккола, ввиду близости к финской территории, часто обстреливался немецкими и финскими самолетами - бомбардировщиками. Летные части и наземные сипы во время бомбежек несли большие потери, т.к. зенитного прикрытия ещё не было. В сентябре 1941г. батальон прибыл на вновь выстроенный аэродром в районе деревни Ковалево, южнее Всеволожска. Этот аэродром подвергался массированным налетам бомбардировочной авиации немцев, там начинали собираться значительные (по тем временам) силы авиации, которые физически не могли разместиться на одном аэродроме и пользоваться одной ВПП. В это время_в Ленинграде в срочном порядке была вырублена полоса леса в Сосновке, примерно по оси от водопроводной башни Политехнического института и нынешнего плавательного бассейна (ранее там располагался строительный карьер) в направлении Суздальских озер. Была раскорчевана почва, укатан грунт и засеян быстрорастущей травой-тимофеевкой для уменьшения пыли при взлете и посадке самолетов. Одновременно, в Озерках срочно расширялась, взлетно-посадочная полоса, существовавшего ранее аэродрома Осоавиахима (вроде ДОСААФ) и подготавливались наземные службы: склады, штабы, стоянки для самолетов, жилье для летного и технического состава, столовые, бани, укрытия на случай артобстрелов и многие другие важные службы обеспечения боевой деятельности авиации.

В сентябре 1941г. 38 БАО заступил на боевую службу на этих двух аэродромах, иногда помогая силами и средствами бывшему комендантскому аэродрому, который в то время тоже нес огромную нагрузку по приему и отправке тяжелых транспортных самолетов. К концу 1941г. блокадный голод подкрался и к нашим воинам. Были уменьшены пайки, а боевая обстановка требовала не снижения, а повышения усилий от всех специалистов. Ослабели люди, которые должны были управлять машинами по заправке и снаряжению самолетов, появилась дистрофия, цинга. Здесь необходимо сказать, что внутри фюзеляжа каждого самолета ближе к хвосту в мешке подвешивался неприкосновенный запас продовольствия для экипажа самолета, на случай посадки в безлюдной местности или в тылу врага. Истощенные специалисты, работая без наблюдения и контроля со стороны экипажа, никогда не позволяли себе отрезать хоть маленький кусочек хлеба. К концу блокады с аэродрома Озерки успешно действовал 153 авиаполк под командованием полковника, ныне генерал-лейтенанта Матвеева. Его командный пункт располагался на том месте, где сейчас находится школа №118.

Отсюда же действовали ночные бомбардировщики ПО-2, Р-5, отсюда же отправляли в немецкий тыл на помощь к партизанам наших славных разведчиков, а в школе, где сейчас олимпийская база находился штаб партизанского движения и школа по подготовке диверсантов-разведчиков. Чуть ли не каждую ночь с аэродрома Сосновка в тыл к партизанам уходили тяжелые самолёты Дуглас для доставки оружия, снаряжения, продуктов питания и пополнения в партизанские отряды. Боевые действия всех этих частей обеспечивал 38 БАО. Некоторые воины БАО, выполнив свои задания днем, ночью летали на боевых самолетах радистами, десантировщиками грузов и боеприпасов, а утром возвращались к своим прямым обязанностям.

В 1943 году была прорвана блокада. 15 января 1944г. началось


массированное авиационное наступление на линию обороны немецко-
фашистских войск с обоих аэродромов. 18 января 1944г. началось артиллерийское
наступление из всех видов орудий, которое, во взаимодействии с '

бомбардировочной и штурмовой авиацией, решило исход сражения по окончательному прорыву и снятию блокады Ленинграда.

Для обеспечения непрерывной деятельности нашей авиации необходимо было выдвинуть вперед все средства обеспечения боевой авиации. 38 БАО так же, как и другие БАО и авиабазы, стремительно выдвинулся в направлении фронта и развернулся в р-не ст. Вруда за Волосово, где был экстренно подготовлен полевой фронтовой аэродром. Отсюда действовала, главным образом, истребительная и штурмовая авиация, а личный состав БАО прикладывал все силы для обеспечения боевых действий.

После снятия блокады батальон перебазировался в р-н озера Бабинского на аэродромы «Бабино» и «Криково», расположенные среди лесов и болот, и в тяжелейших условиях обеспечивал наращивание ударов авиации по противнику. Тяжело приходилось всем: оружейникам, шоферам, мотористам, радистам, работникам войскового тыла, на которых ложилась вся тяжесть снабжения патронами, снарядами, авиабомбами, горючим, продовольствием и снаряжением. Это была трудная, но благородная служба и работа. Она в конечном результате обеспечила боеспособность авиации Ленинградского фронта, позволила довести войну до победного конца.

После прорыва фронта под Нарвой и Псковом батальон базировался на северном аэродроме в Таллине, на аэродромах Пыльстаама, Рахвере, Тапа, Пайде, Рипла и других аэродромах Эстонского узла.

Закончил батальон войну под Тарту, откуда наша авиация действовала по Курляндской группировке и островам эстонского побережья, занятым противником. Все самое трудное время батальоном командовал майор, а затем подполковник Александр Лукьянович Горбоносов, комиссаром был Воробьев Иван Трофимович. Командиром автороты был инженер Николай Епишев, командиром аэродромной роты был старший лейтенант Антипов Б. И. (ныне подполковник в отставке).

Всю войну в центре Сосновки действовал хорошо замаскированный скрытый от противника аэродром «Сосновка» и аэродром «Озерки», на территории которого расположена 118 школа. Центр его был примерно там, где пролегает проспект Луначарского-от Выборгского шоссе до новой областной больницы, т. е. Тихорецкого проспекта. На обоих аэродромах в годы войны и блокады базировалось большое количество истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков и различных видов вспомогательной авиации, которая работала с партизанами.

Сегодня взлетная полоса в Сосновке заросла и сохранилось только кладбище героев-летчиков, погибших во время боевых действий. Здесь же похоронены техники, обслуживавшие боевые самолеты и наземный персонал 38 БАО, погибшие в суровые дни блокады Ленинграда.



В 1975 г. примерно в центре бывшей взлетной полосы воинами авиаторами Ленинградского военного округа воздвигнут памятный мемориал тех величественных и незабываемых событий, которые разыгрались в этих местах.

Воспоминания тех великих дней записала ветеран ВОВ, ст. сержант в отставке Антипова Антонина Андреевна (Непомнящих)


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница