Бизнес-вуз начало любой карьеры



Дата11.05.2016
Размер77.7 Kb.


БИЗНЕС-ВУЗ - НАЧАЛО ЛЮБОЙ КАРЬЕРЫ
М.Г. Исаенко,

зам. директора Мурманского

кооперативного техникума
Начало 90-х годов для нашей страны связано с переходом к рыночным отношениям, а точнее, к формированию их первых ростков. Но никто не мог предположить, что быстрее, чем в других отраслях, рыночные отношения дадут всходы в образовании: открываются филиалы уже действующих учебных заведений, возникает масса новых, составивших конкуренцию государственной образовательной системе, формируется рынок платных образовательных услуг. Это, с одной стороны, расширяет возможности для постоянного повышения деловой квалификации, а с другой – накладывает колоссальную ответственность на людей, организующих образовательный процесс.

Профиль нашего учебного заведения – экономика, финансы, бухгалтерия. Мы учим считать доходы и расходы, планировать убыль и прибыль, сводить начало с началом, а концы с концами. Учим находить и тратить деньги.

Но какое, вы спросите, отношение имеет к этим наукам карьера, скажем, юриста или журналиста, судоводителя или педагога, врача или артиста. Артисту вообще особый талант нужен, его ни за какие деньги не купишь!

Правильно, не купишь. Но деньги позволяют полнее удовлетворить желание, помогают практически приблизиться к мечте, к поставленной цели, а значит к успеху. Не секрет, что сегодня получить профессию без определенных финансовых возможностей довольно сложно. А уж распорядиться полученными знаниями трудней во сто крат, о чем свидетельствуют косяки дипломированных молодых (и не только молодых) людей, годами ищущих работу по своему профилю. Заботу о трудоустройстве кадров государство с себя сняло. Каждый выживает, как умеет.

Не найдя места ни в государственном секторе, ни у хозяина частного предприятия, специалист пытается создать собственное дело: газету, юридическую службу, врачебный кабинет, частную школу или театр. Но это те немногие, кто верен мечте. Большинство же дипломированных безработных бросаются, очертя голову, в пучину торгового бизнеса. Увы, как правило, на первых порах терпят крах как те, так и другие. Потому что умение выживать в сегодняшнем жестком мире конкуренции они в своих профильных вузах «не проходили». Их не учили, что талант, не вложенный в дело, подобен бриллианту без огранки.

Реалии современных условий жизни таковы, что без соответствующего опыта, без освоения азов бизнеса, без умения планировать деятельность и предвидеть результат – без всего этого и многого другого – любое дело – хоть журналистское, хоть юридическое, хоть артистическое – развалится в два счета. И винить при этом нужно только себя, свою экономическую неграмотность и организационно-финансовую небрежность.

Вот почему мы рассматриваем учебу в вузах, подобных нашему, как начало любой карьеры. Правда, с оговоркой: среди бесконечного множества образовательных учреждений важно выбрать не вуз-однодневку, а такое учебное заведение, чья профессиональная компетентность не вызывает сомнения.

В Мурманске, где традиционно существовали две высшие школы – технический университет и педагогический институт – сегодня действуют более 30 высших учебных заведений и их филиалов. Как разобраться в обилии образовательных услуг, как выбрать достойное учебное заведение, как сделать первый шаг к началу своей карьеры? Возможно, знакомство с почти вековой биографией Московского университета потребительской кооперации позволит абитуриентам сделать правильный выбор.

Жизненный путь университета был сложным и трудным. Созданный в 1918 г. поначалу как высшая школа, он вскоре стал функционировать и как научный центр потребительской кооперации. Именно здесь впервые возникли идеи кооперативной коллективизации, отрицающей командные методы управления народным хозяйством. Носителем этих идей был выдающийся ученый Александр Васильевич Чаянов. Кстати, в состав первого Ученого совета университета входили и такие известные ученые, как Михаил Иванович Туган-Барановский, Николай Дмитриевич Кондратьев, исследовавшие проблемы кооперации, механизмы функционирования кооперативных предприятий. Кондратьев (1892-1938) известен как автор экономической теории больших циклов конъюнктуры, смена которых связана с качественными изменениями в хозяйственной жизни общества. Это основополагающая теория рыночной экономики. К сожалению, труды наших ученых были оценены более за рубежом, а в своей стране новаторов ждали репрессии 1937 г. и лишь посмертная реабилитация.

С 1935 г. в московском кооперативном вузе была открыта аспирантура, и это учебное заведение получило право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. В университете потребкооперации сформировалась поистине замечательная плеяда выдающихся ученых-педагогов, которые на десятилетия определили лицо высшего кооперативного образования и науки, оказали огромное влияние на постановку всей системы подготовки кадров для организаций потребительской кооперации.

Экономика потребительской кооперации многоотраслевая. Она включает в себя оптовую и розничную торговлю, общественное питание, закупки сельскохозяйственной продукции и сырья, производство товаров народного потребления, сельскохозяйственное производство, производственные и бытовые услуги, строительство, транспорт, образование, внешнеторговые операции. Это экономическая система, которую лишь традиционно называют потребительской, а правильнее ее было бы назвать многоцелевой. На сегодняшний день потребительские общества, союзы, их предприятия в целом имеют высокий кадровый потенциал: каждый третий работник имеет высшее или среднее специальное образование. Для эффективного функционирования кооперативной системы и существует в стране система кооперативного образования: три университета (Москва, Белгород, Новосибирск), около 70 техникумов и колледжей, более 20 профессионально-технических училищ.

Мурманская область с 1966 г. является центром развития кооперативного образования на северо-западе страны. Именно тогда здесь было создано кооперативное профессионально-техническое училище, готовящее работников массовых профессий. С 1992 г. это учебное заведение преобразовано в техникум, где готовят специалистов со средним специальным образованием: бухгалтеров, юристов, технологов общественного питания. А в 1998 г. в Мурманске открылся филиал Московского университета потребительской кооперации, ведущий подготовку специалистов по двум направлениям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Образовательная деятельность в филиале ведется по заочной форме. К ней привлечены ведущие специалисты региона, среди которых более 60 % имеют ученую степень, в том числе три доктора наук и 14 кандидатов наук. То есть выдерживается одно из основных требований к высшей школе – наличие высокого кадрового потенциала. Это, несомненно, сказывается на качестве подготовки специалистов.

Студенты изучают такие актуальные для сегодняшнего дня дисциплины, как «Экономическая теория», «Экономика предприятий», «Мировая экономика», «Прогнозирование и планирование в условиях рынка», «Организация коммерческих отношений». Надо ли кого-то убеждать в том, что без глубокого изучения этих дисциплин к современному бизнесу нечего и подступать.

Отличительные особенности учебного заведения стоят того, чтобы рассказать о них подробно. Взять хотя бы вопрос оплаты – он для многих студентов и их родителей является очень существенным.

Оплата обучения в вузе доступней, чем во многих других подобных заведениях, и составляет на сегодняшний день 3700 рублей за семестр. Действует система скидок. Так, выпускники техникумов и колледжей имеют при поступлении 10 % скидку. Пользуются льготами работники и пайщики


всей системы потребительской кооперации области.

Особенно активно используют предоставляемые университетом образовательные услуги потребительские общества Терского и Ловозерского районов. Они ежегодно направляют в вуз для получения высшего экономического образования и повышения деловой квалификации


многих своих специалистов.

В процессе образовательной деятельности помимо дисциплин, определенных государственным образовательным стандартом, вуз включает в учебные планы предметы многоотраслевой деятельности: «Регионалистика», «Учет ценных бумаг и финансовых вложений», «Основы отраслевых технологий и организация производства», «Управление персоналом предприятий и организаций», «Финансовая статистика», «Таможенное дело», «Страхование предпринимательских рисков». Только перечисление этих дисциплин дает представление о том, как тщательно отобраны для изучения те аспекты и направления экономической деятельности, которые наиболее актуальны сегодня.

Студенты хорошо это понимают. И ценят. Например, И.О. Данилова, бухгалтер Октябрьского райпо, и М.В. Крылова, бухгалтер ЦРП АО «Апатит», дают такой отзыв об университете:

«Здесь мы не только убеждаемся в полезности многих дисциплин, верном отборе их содержания, актуальности получаемых знаний, но и отмечаем высокую квалификацию преподавателей и сотрудников».

Конечно, подобные отзывы студентов как основных заказчиков образовательных услуг для учебного заведения являются очень важными. При построении учебного процесса учитываются все предложения и пожелания наших студентов.

Педагогический менеджмент мурманского филиала МУПК построен на принципах оптимальности и эффективности. А эффективность, как известно, строится на организационном, информационном и материальном обеспечении, наличии особой образовательной атмосферы.

Так, преподавание дисциплин «Информатика», «Компьютерные системы и сети», «Информационные системы в экономике», «Автоматизированная обработка финансовой информации» проводится в кабинетах, оборудованных
компьютерами Pentium 2000 МГц, объединенных в единую локальную сеть с использованием обучающих компьютерных программ.

Библиотечный фонд филиала постоянно пополняется новинками учебной, нормативной и специальной литературы. Только за 2000-й год приобретено около 3000 экз. книг на общую сумму 146 тыс. рублей, оформлена подписка на 103 периодических издания на сумму 39 тыс. рублей. Таким образом, студенты обеспечены в необходимом количестве литературой, 90 % которой 1999 и 2000 гг. издания.

Филиал имеет современную информационную базу, обеспечивающую возможность оперативного получения и обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями.

Занятия проходят в удобных кабинетах с повышенным уровнем освещенности, что особенно важно в зимний период. Помещения не просто приспособлены под аудитории, а изначально строились по проекту учебного здания, поэтому соответствуют всем требованиям Госсанэпиднадзора.

В ноябре 2000 г. мурманский филиал МУПК был проверен территориальным управлением Министерства по антимонопольной политике РФ и одновременно Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования РФ на предмет выполнения лицензионных требований и нормативов. В актах проверки отмечено, что ущемления прав потребителей образовательных услуг не установлено, претензий на качество образования и соблюдение договорных условий не обнаружено, образовательное учреждение выдерживает контрольные нормативы и предусмотренные лицензией условия.

Эти результаты – не случайность. С постоянно растущим контингентом студентов работает коллектив единомышленников, который окружает своих питомцев заботой и вниманием. Ни одна проблема не остается нерешенной,


нет вопросов, которые остались бы без ответов.

Надеемся и в 2001 г. увидеть выпускников техникумов и колледжей по специальности «Экономика, бухгалтерский учет и контроль», работников системы потребкооперации, а также выпускников школ нашего города и области в составе студентов мурманского филиала Московского университета потребкооперации (тел. приемной комиссии 56-48-71, г. Мурманск).



Этим вы положите начало своей успешной карьере. Потому что, где бы вы после учебы ни работали, знания, полученные в бизнес-вузе, будут для вас той путеводной звездой, которая поможет не заблудиться в сложных лабиринтах жизни. Особенно такой непростой, как сегодняшняя.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница