Белокрылова О. С. Модернизация институционального механизма государственных закупок в регионе



Дата18.11.2016
Размер66.5 Kb.
Белокрылова О.С.

Модернизация институционального механизма государственных закупок в регионе

Необходимость более широко использования рыночных механизмов осуществления государственных закупок на основе модернизации институциональной структуры детерминируется обеспечением достаточной степени конкурентности рынка государственных закупок, повышением эффективности использования ограниченных бюджетных средств для максимального удовлетворения общественных потребностей, стимулированием доступа малого бизнеса к государственному заказу, что способствует ускорению экономического развития российских регионов. Рынок государственных закупок представляет собой целостную многоуровневую систему, элементами которой являются:

- субъекты - общество, органы власти, поставщики, агенты рыночной инфраструктуры;

- объекты – государственные финансы, продукция и услуги;

- процессы - закупка продукции, осуществляемая законодательно установленными способами.

Формирование рыночного механизма управления конкурсным размещением государственного заказа в переходной экономике детерминирует трансформацию старых институтов и ведет к взращиванию новых институтов: поставщиков государственного заказа, профессиональных консультантов, обеспечения исполнения государственных контрактов, финансового (бюджетного) контроля, специализированных организаций по техническому сопровождению государственных и муниципальных закупок, специализированных изданий по государственным закупкам, подготовки специалистов для системы госзакупок, новой информационной системы и др. институтов. Все эти элементы конкурсной системы госзакупок составляют институциональное окружение рынка государственных закупок. Эффективная реализация государством своих функций, более полное удовлетворение потребностей общества, повышение эффективности расходования бюджетных средств и преодоление коррупции в органах власти обеспечиваются функционированием целостного институционального механизма управления системой государственных закупок, который представляет собой комплекс формальных и неформальных институтов и способы их взаимодействия и включает политическую, правовую, финансовую, организационную и информационную составляющие.

Формирование институционального механизма государственного управления социально-экономическим развитием региона в целом и системой государственных закупок, в частности, осуществляется под сильным воздействием политических и экономических факторов, зависит от характера экономико-политических взаимосвязей. Сложившаяся система управления государственными закупками в Ростовской области характеризуется: преобладанием доли закупок, осуществляемых методом запроса котировок и закупок у единственного источника; несовершенством системы планирования; несвоевременностью и не полным финансированием государственного и муниципального заказа; нарушениями и ошибками в организации и проведении конкурсных процедур; ограниченностью информирования поставщиков о проводимых конкурсах; нарушениями сроков представления статистической отчетности, множеством ошибок в отчетах. Причинами, снижающими эффективность региональной системы закупок являются: несовершенство правовой базы в сфере размещения государственного заказа; недостаток информации у заказчика о конъюнктуре рынка закупаемой продукции; отсутствие заинтересованности заказчиков; стремление получить личную выгоду при размещении государственного заказа; неэффективность контроля за формированием и размещением государственного заказа; отсутствие квалифицированных специалистов, знаний и опыта участия в конкурсах у поставщиков; неразвитость в большинстве муниципальных образований области институтов рыночной экономики и конкурентной среды; нескоординированность деятельности по организации закупок администрации области и муниципальных образований.

Повышение эффективности организации размещения государственного заказа на региональном уровне обеспечивается формированием целостной институциональной системы управления государственными закупками, включающей (рис. 1): политический механизм (концептуальные решения государства по формированию государственного заказа и расходования бюджетных средств, отражаемые в бюджете региона; последовательная государственная политика институционализации конкурсного порядка размещения государственного заказа; жесткость мер по борьбе с коррупцией в органах власти); правовой механизм (законодательное регулирование формирования и размещения государственного заказа и согласование нормативно-правовых актов всех уровней власти; организация контроля за соблюдением законодательства); финансовый механизм (эффективное финансовое планирование, своевременное финансирование; разработка механизма стимулирования экономии бюджетных средств, организация четкого финансового контроля); организационный механизм (модернизация организационной структуры управления государственным региональным заказом с четким разграничением полномочий участников; привлечение внешних закупочных организаций; составление сводного плана государственного регионального заказа; создание библиотеки конкурсной документации для региональных заказчиков; разработка методик оценки квалификации поставщиков и их предложений по видам продукции; привлечение профессиональных консультантов; систематический контроль и качественная, оперативная отчетность); информационный механизм (создание специализированного издания по государственным и муниципальным закупкам; организация обучения государственных заказчиков и поставщиков; формирование положительного отношения местного сообщества к конкурсным закупкам).






Рисунок 1. Институциональное окружение государственных закупок


Предложенные структура институционального окружения и институциональный механизм управления системой госзакупок представляют собой универсальную модель, которая отражает все элементы и процессы системы. В зависимости от условий применения в данной модели субъектами и объектами выступают конкретные органы власти, законодательство Российской Федерации в целом (федеральный уровень), либо различных регионов России (уровень субъектов РФ).

При использовании данной институциональной модели управления системой государственных закупок на региональном уровне необходимо учитывать специфику регионального управления. Кроме того, каждый регион, внедряя данную модель, должен создавать свой механизм управления системой региональных государственных закупок с учетом территориальной разбросанности региона, геополитических условий, существующей системы органов государственного управления региона, уровня экономического развития, финансового состояния, уровня развитости рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, уровня моральной готовности населения к восприятию складывающейся рыночной системы экономики.

В Ростовской области сложилась целостная, близкая к рыночной институциональная модель системы государственных закупок в регионе, включающая заказчиков - органы власти, поставщиков, среди которых уже четко выделились недобросовестные, поставляющие некачественную продукцию фирмы (Онис, Ростхимоптторг, Вектор-ПС и др.), фирмы-аутсорсеры (две наиболее конкурентоспособные), региональное издание по публикации объявлений и результатов конкурсов «Торги и конкурсы». Однако постепенное разрушение неформальной институциональной структуры, обеспечение прозрачности процедуры закупок и, соответственно, расходования бюджетных средств детерминируют нарастающее сопротивление чиновников и стремление к созданию централизованной системы, возрождение Госснаба. Это прослеживается как на региональном, так и на муниципальном уровне в создании объединенного, соответственно, регионального или муниципального заказа. Прикрываясь зарубежными данными об экономии (10-15%) бюджетных средств, в Ростовской области не только создана госснабовская структура регионального заказа, хотя, очевидно, что объединение в рамках одного заказа поставки 30 кг крупы в месяц с пространственным разбросом в 200-300 км для, например, школьных столовых) приводит к дисбалансу потребности и ее удовлетворению, поставкам некачественной продукции. Кроме того, и из высвободившихся чиновников ликвидированных в процессе административной реформы отделов сформировано управление закупок (16 чел. вместо 4), содержание которого соответственно возрастет в 4-5 раз.

Опыт других регионов, Германии, Франции показывает, что с этими функциями эффективно справляется институт фирм-аутсорсеров, осуществляющих техническую поддержку проведения конкурсов. Очевидно, что модернизация институциональной структуры пространственной экономики в сфере региональных закупок осуществляется не в направлении углубления рыночных основ ее функционирования. Следует признать справедливым характеристику формирующихся институтов как государственно-капиталистических, обеспечивающих сращивание бизнеса и власти. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что, зачастую, представители даже высших звеньев управления региональной экономикой идут на поводу у агрессивно настроенных представителей регионального бизнеса, активно пользующихся неформальным институтом «крыши». Все эти процессы приводят к пространственной монополизации рынка госзакупок, для входа на который для внешних поставщиков взращены практически непреодолимые институциональные барьеры – более 98% победителей конкурсов по региональному заказу являются местными фирмами.



Таким образом, развитие пространственной институциональной структуры государственных закупок осуществляется в сторону централизации, что противоречит самой идее рыночной системы конкурсных закупок. Это в значительной мере обусловлено отсутствием федерального закона, регулирующего процедуру закупок на региональном и муниципальном уровне, вследствие чего она институционализируется региональным законодательством (в Ростовской области этот закон принят 12 января 2005г., где и прописан механизм централизации) или по-прежнему используется достаточно противоречивый указ Президента № 305. Селекция неэффективных нерыночных институтов детерминируется отсутствием государственной институциональной политики, стремлением прописать в законодательстве о закупках «все случаи жизни», затягивающем на долгие годы принятие удовлетворяющего всех участников федерального закона о региональных и муниципальных закупках, в отличие от рыночного принципа определения лишь правил игры.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница