Беларусь китай: актуальные вопросы медийного обеспечения взаимодействия регионов



Скачать 142.19 Kb.
Дата14.11.2016
Размер142.19 Kb.
БЕЛАРУСЬ – КИТАЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЙНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНОВ

Залесский, Б.Л. Беларусь – Китай: актуальные вопросы медийного обеспечения взаимодействия регионов / Б.Л.Залесский // Журналистика глобального сообщества. Теория и практика. – Saarbrucken, Deutschland : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. – С. 71–78.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Успешная интеграция Республики Беларусь в глобальное экономическое пространство становится в условиях глобализации международных отношений важным фактором обеспечения устойчивого развития белорусского государства. Одним из актуальных векторов движения к заданной цели является «последовательное углубление отношений стратегического партнерства с Китаем»[1], приведение масштабов экономического взаимодействия с ним в соответствие с уровнем политических отношений. Действительно, Китай, будучи ключевым стратегическим партнером Беларуси в азиатском регионе, занимает сегодня особое место в системе белорусских внешнеполитических приоритетов, так как белорусско-китайские отношения уже достаточно давно приобрели «отчетливые черты стратегического партнерства, подтверждая серьезную нацеленность сторон на долгосрочное обеспечение взаимных интересов по всему спектру вопросов двусторонней и международной политики»[2]. Объясняется это тем, что «динамичное развитие белорусско-китайских отношений обусловлено общностью принципов внутренней и внешней политики, совпадением взглядов на важнейшие проблемы международных отношений»[3].

На уровень стратегического партнерства Республика Беларусь и Китайская Народная Республика вышли в 2005 году, когда приняли совместную декларацию. В этом документе отмечалось, что связи и сотрудничество в торгово-экономической, научно-технической, военной, образовательной, туристической областях и в сферах культуры, социального обеспечения и информации стали более тесными и плодотворными, что отражает огромный потенциал и широкие перспективы сотрудничества между двумя странами, а также содержалось положение о том, что «стороны поддерживают субъектов хозяйствования обеих стран в их стремлении активно развивать сотрудничество на основе равноправия и взаимной выгоды, поощряют активизацию прямых торговых связей между субъектами хозяйствования»[4]. Иными словами, с начала стратегического партнерства стороны самое пристальное внимание стали уделять межрегиональному взаимодействию как одному из важнейших факторов развития двусторонних отношений во всех сферах деятельности, которое может и должно сыграть немаловажную роль в увеличении объемов торгово-экономического сотрудничества.

В Республике Беларусь региональная политика «нацелена на максимально эффективное использование возможностей регионов с учетом специфики климатических, экономических, человеческих ресурсов»[5]. Но в числе основных проблем регионального развития в нашей стране отмечаются слабая вовлеченность административных районов, малых и средних городов во внешнеэкономическую деятельность, невысокий уровень развития «таких форм внешнеэкономических связей, как межрегиональные»[6, с.571]. Поэтому новое качество социально-экономического развития белорусских регионов должно быть связано прежде всего с повышением их конкурентоспособности как в национальном, так и в международном аспекте, что в значительной степени связано с обеспечением интеграции регионов в мировую экономику, развитием их приграничных и межрегиональных связей. Вот почему основной упор должен делаться на вовлечение административных районов, малых и средних городов во внешнеэкономическую деятельность, которая включает в себя и такое направление как дальнейшее развитие межрегионального сотрудничества.

Для успешной координации взаимодействия белорусских и китайских регионов важнейшим базовым документом стало подписанное в 2005 году Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Китайской Народной Республики о принципах сотрудничества между местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь и местными правительствами Китайской Народной Республики, в котором содержится договоренность активно содействовать развитию двустороннего межрегионального сотрудничества и «заключать соответствующие соглашения, не являющиеся международными договорами»[7].

Заметим, что первые шаги по организации системного регионального сотрудничества Беларуси и Китая были сделаны еще в 2002 году, когда был разработан План мероприятий по активизации белорусско-китайского торгово-экономического сотрудничества по линии Белорусской торгово-промышленной палаты и Китайского комитета по содействию международной торговле на 2003-2004 годы, который предусматривал закрепление конкретных китайских провинций за каждым из шести областных отделений БелТПП и установление прямых контактов региональных органов власти двух государств. Годом позже были подписаны соглашения о сотрудничестве областных отделений БелТПП и подкомитетов ККСМТ: Минского и провинции Гуандун, Брестского и провинции Юньнань, Гомельского и провинции Леонин, Гродненского и провинции Ганьсу, Могилевского и провинции Цзяньсу, Витебского и провинции Шаньдун.

Новые стратегические импульсы взаимодействию регионов Беларуси и Китая придало состоявшееся в ноябре 2005 года седьмое заседание Белорусско-Китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, на котором было отмечено, что налаживание масштабного регионального сотрудничества является существенным резервом активизации двусторонних торгово-экономических связей. В пользу такого вывода свидетельствовал тогда опыт российско-китайского и казахстанско-китайского межрегионального сотрудничества, ставшего в ту пору важнейшим фактором значительного увеличения взаимного товарооборота названных стран. В отношениях регионов Беларуси и Китая на тот момент каких-либо значимых успехов еще не наблюдалось. Таким образом стороны пришли к идее разработки долгосрочной программы участия белорусской стороны в освоении китайских западных регионов и восстановлении промышленной базы северо-восточных провинций, что нашло свое отражение в принятом Меморандуме седьмого заседания комиссии: «В области регионального сотрудничества – обеспечение расширения прямых контактов между регионами Республики Беларусь и Китайской Народной Республики, как на уровне местных властей, так и деловых кругов»[8]. Это предусматривало поставку в китайские регионы белорусской сельскохозяйственной и дорожной техники, предоставление инженерных услуг, участие в модернизации станочного парка, создание совместных производств, развитие сервисной базы для белорусской техники.

Поставленные в середине первого десятилетия нового века масштабные задачи по развитию белорусско-китайского регионального сотрудничества резко оживили контакты сторон на уровне провинций и областей, городов и районов. Состоялись десятки визитов сторон друг к другу, по результатам которых был подписан целый ряд двусторонних документов – соглашений об установлении дружественных отношений, сотрудничестве, протоколы о намерениях взаимодействовать в сфере экономики, торговли, науки и техники, культуры, спорта, здравоохранения. В частности, побратимские отношения к сегодняшнему дню уже установили Брестская область и провинция Хубэй, Гродненская область и провинция Ганьсу, города Барановичи и Чиби, Брест и Сяогань, Гомель и Хуайань, Минск и Чанчунь, Могилев и Лоян, а также Заводской район Минска и район Цзиньчжоу в городе Далянь, Московский район Минска и район Лаошань в городе Циндао. Плюс к этому соглашения о сотрудничестве в торговой, экономической, научно-технической, гуманитарно-культурной и других сферах подписали Витебская область и провинция Хэйлунцзян, Минская область и город Чунцин, Минск и Пекин, Витебск и Харбин. А в Могилевской области после визита официальной делегации в провинции Хэнань и Цзянсу для организации работы по исполнению достигнутых в ходе визита договоренностей утвердили План мероприятий по активизации межрегиональных связей с данными провинциями в различных сферах деятельности.

Особенно активно региональное сотрудничество стало развиваться в научно-технической области, где Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь стал взаимодействовать с комитетами по науке и технологиям китайских городов Пекин, Тяньцзинь, Харбин, Шанхай, провинций Шаньдун, Хубэй, Хэнань, а также Нинся-Хуэйского автономного района. Существенно картину научно-технического и межвузовского взаимодействия регионов Беларуси и Китая дополнили договоры о сотрудничестве между Белорусским государственным университетом и Университетом науки и техники Чанчуня, Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины и Сюйчжоуского педагогического университета, Белорусского государственного университета транспорта с Национальной трибологической лабораторией университета Циньхуа, Нанкинским университетом науки и техники, Центральным южным университетом и Шанхайским университетом транспорта. Новые краски в палитру общей картины белорусско-китайского межрегионального сотрудничества внесли подписанные в 2007 году Соглашение о сотрудничестве между Административным комитетом зоны экономического развития города Хуайань и ГУ «Администрация СЭЗ «Гомель-Ратон» и Протокол о намерении сотрудничества между Гомельским отделением БелТПП и Хуайаньским отделением Китайской коммерческой палаты[9]. Все эти факты весьма красноречиво свидетельствуют о том, что «знакомства и обмен информацией во время взаимных визитов делегаций по линии городов-побратимов создают прочный фундамент общения, взаимопонимания между людьми наших стран, расширяют рамки и области сотрудничества»[10].

Насколько стремительно расширяются в последние годы рамки белорусско-китайского взаимодействия, можно судить и по следующим фактам. В марте 2010 года между двумя странами был заключен ряд важных соглашений, которые позволили приступить к проработке крупных проектов в кредитно-инвестиционной сфере. Общая сумма кредитной линии, предоставляемой Беларуси Китаем, – 15 миллиардов долларов. Это означает, что в ближайшие годы двустороннее белорусско-китайское сотрудничество поднимется на принципиально новую высоту, в том числе и на межрегиональном уровне.

В октябре 2010 года в Пекине открылось сборочное производство и сервисный центр совместного предприятия ООО АВИК – БелАЗ «Карьерные машины», учредителями которого выступили ОАО «БелАЗ» и корпорация «КАТИК Сэплай», входящая в состав Китайской корпорации авиационной промышленности. А в Беларуси успешно реализован проект по выпуску совместно с Китаем СВЧ-печей предприятием «Мидеа-Горизонт», учредителями которого стали ОАО «Горизонт» и китайская корпорация «Мидеа Групп», на долю которой приходится треть продаж микроволновок в мире.

Уже заключены кредитные соглашения по финансированию китайской стороной таких проектов в белорусских регионах, как электрификация участков железной дороги в Гомельской и Могилевской областях, строительство заводов по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе ОАО «Светлогорский ЦБК», кальцинированной соды, индустриального домостроения, новых электростанций на Березовской и Лукомльской ГРЭС, гостиничного комплекса «Пекин» в Минске. А всего «сейчас на различных стадиях подготовки находится около 100 проектов»[11]. Все эти грандиозные планы развития белорусско-китайского взаимодействия убедительно показывают, что «взаимодействие с нашим дружественным Китаем для нас не просто стратегическое – это судьбоносное партнерство с мощнейшей мировой державой. Мы качественно продвинулись вперед в инвестиционном сотрудничестве. Выходим на реализацию уникальных для нашей экономики проектов. И будем наращивать эту работу»[12].

Очевидно, что духу таких стремительных изменений в наращивании белорусско-китайского взаимодействия в целом должна соответствовать и стратегия межрегионального сотрудничества Беларуси и Китая в частности. Но все ли делается для максимально эффективного использования возможностей регионов двух стран? Вопрос непростой. По мнению бывшего до недавнего времени Чрезвычайным и Полномочным Послом Беларуси в Китае, а ныне заместителя Премьер-министра Анатолия Тозика, региональное сотрудничество «эффективно и взаимовыгодно во всех сферах. Однако его потенциал до сих пор не используется. Хотя вся нормативно-правовая база для такого сотрудничества создана.<…> Но дальше подписанных бумаг и протокольных визитов, к сожалению, дело не идет. И во многом из-за отсутствия интереса с нашей стороны. Подтверждение этому – за четыре с половиной года моей работы в Китае здесь не был ни один наш губернатор»[13]. Думается, что проблема здесь – не только в количестве визитов, но и в состоянии медийного обеспечения белорусско-китайского регионального сотрудничества, которое сегодня располагает существенным неиспользованным потенциалом.

Еще в ходе уже упоминавшегося выше седьмого заседания межправительственной Белорусско-Китайской комиссии всестороннее информационное обеспечение двусторонних торгово-экономических отношений было названо существенным резервом повышения их эффективности, в связи с чем белорусская сторона посчитала целесообразным учреждение в сети Интернет веб-сайта Белорусско-Китайской комиссии, а также размещение информации комиссии на сайтах Министерства коммерции Китая, Посольства Беларуси в Пекине и, соответственно, Министерства торговли Беларуси и Посольства Китая в Минске.

Более полный и системный подход к вопросу медийного обеспечения белорусско-китайского взаимодействия намечен во вступившем в силу 5 декабря 2005 года Соглашении о сотрудничестве в области информации и печати между Министерством информации Республики Беларусь и Пресс-канцелярией Государственного Совета Китайской Народной Республики, в котором стороны договорились «проводить регулярный обмен информацией, в том числе касающейся вопросов политической, экономической и культурной жизни обеих стран, через информационные агентства, печатные издания, средства телевещания и другие средства массовой информации»[14]. Содержится в данном документе также договоренность всемерно содействовать обмену информационными, в том числе новостными, материалами, бюллетенями и печатной продукцией.

В данном контексте особенно важным является развитие информационных обменов между региональными медиа взаимодействующих территориальных единиц Беларуси и Китая, так как, по крайней мере, в нашей республике «сегодня каждая местная газета – самое читаемое издание в своем регионе»[15]. А в условиях информационного общества не только государства и межправительственные организации должны вовлекаться в процессы принятия решений по тем или иным важнейшим проблемам регионального сотрудничества, но и средства массовой информации регионов Беларуси и Китая, которые должны быть гибким инструментом осмысления происходящих и ожидаемых событий. Ведь газеты не только сообщают новости каждый день, но и интерпретируют их. И чтение новостей в интерпретации прессы «позволяет увидеть мир в развитии, увидеть тенденции развития мира. Этот ежедневный мониторинг новостей включает нас в современное информационное пространство и заставляет нас задуматься над тем, куда идет мир»[16, с.6].

Развитие масштабного белорусско-китайского регионального сотрудничества ведет к тому, что в него вовлекается все большее количество людей в обеих странах, которые начинают работать в режиме межнационального и даже межцивилизационного диалога, который, в свою очередь, предъявляет новые, особые требования к его участникам. И в этой связи одной из ключевых задач региональных медиа Беларуси и Китая становится воспитание культуры такого диалога в своих читателях, зрителях и слушателях. Ведь только совместная и скоординированная деятельность по созданию единого белорусско-китайского социокультурного и информационного пространства позволит успешно развивать взаимодействие на всех уровнях представителей таких разных локальных цивилизаций, какими являются китайская и восточнославянская. Инициаторами разработки конкретных творческих технологий в этом направлении могут и должны быть белорусские медиа, представители международного сегмента белорусской журналистики. Тем более, что «осуществление “многовекторной политики” в разных частях света соответствует белорусским традициям открытости плодотворному взаимодействию с другими общностями и современным объективным условиям в глобализирующемся мире»[17, с.75].

Региональная журналистика по определению является не только своеобразным зеркалом, отражающим жизнь своих регионов, но и сильнодействующим катализатором, оказывающим преобразующее влияние на динамику их развития. Вот почему сегодня этому сегменту белорусских и китайских медиа особенно важно найти свое место в отношениях Беларуси и Китая, чтобы всемерно содействовать дальнейшему сближению народов двух стран и лучшему их взаимопониманию. «На смену сухим назиданиям на страницы региональной прессы должны придти живой диалог, плюрализм мнений, дискуссии, различные подходы к межрегиональному сотрудничеству»[18, c.39]. Это объективное требование времени: местные СМИ должны становиться средством международного и межрегионального взаимопонимания не только в Беларуси, но и в странах-партнерах. Пока же в постановке вопросов взаимодействия регионов Беларуси и Китая они находятся еще в самом начале пути. И чтобы соответствовать современному уровню поставленных задач по развитию стратегического партнерства между нашими странами, они должны: во-первых, значительно усилить со своей стороны внимание к освещению конкретных вопросов регионального сотрудничества; во-вторых, объединить усилия по информационному сопровождению ставшего реальностью масштабного взаимодействия конкретных территорий двух стран.

Для решения этой задачи в нынешних условиях целесообразно в развитие существующего Соглашения о сотрудничестве в области информации и печати между Министерством информации Республики Беларусь и Пресс-канцелярией Государственного Совета Китайской Народной Республики разработать Программу межрегионального взаимодействия в сфере информационной политики и средств массовой информации, стержневым элементом которой могло бы стать юридически оформленное и закрепленное в рамках как уже существующего, так и еще намечающегося белорусско-китайского движения породнения и побратимского взаимодействия областей, городов и районов, сотрудничество региональных средств массовой информации. Такое партнерство СМИ могло бы выражаться в виде регулярных публикаций «совместных подборок, страниц, номеров, выпусков, посвященных реализации конкретных совместных проектов в торгово-экономической, научно-технической, образовательно-социальной, спортивно-туристической и других областях»[19, c.15]. В силу того, что «в дальнейшем важным фактором активизации двусторонних торгово-экономических отношений должна стать работа совместных предприятий как на территории Беларуси, так и на территории Китая, а также расширение сотрудничества на уровне регионов»[20], такая программа могла бы стать необходимым координирующим звеном в налаживании тесного творческого сотрудничества между региональными белорусскими и китайскими медиа, потенциал которого только начинает осваиваться журналистами местных изданий двух стран и содержит в себе огромные возможности.

Литература

1.    Концепция национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.mod.mil.by/koncep.html. – Дата доступа: 09.11.2011.

2.    Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://president.gov.by/press46194.html#doc. – Дата доступа: 08.11.2011.

3.    Беларусь и страны Азии и Африки [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: www.mfa.gov.by/bilateral/asia_africa/. – Дата доступа: 08.11.2011.

4.    Совместная декларация Китайской Народной Республики и Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/gb/t225267.htm. – Дата доступа: 08.11.2011.

5.    Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://law.sb.by/1002/. – Дата доступа: 10.11.2011.

6.    Философия и идеология жизнедеятельности Беларуси: теоретические основы антикризисной модели и механизмы ее реализации // П.Г.Никитенко [и др.]; Нац. акад.наук Беларуси, Ин-т экономики. – Минск: Беларус. навука, 2009. – 621с.

7.    Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Китайской Народной Республики о принципах сотрудничества между местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь и местными правительствами Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.belaruschina.by/ru/belarus_china/legal.html. – Дата доступа: 09.11.2011.

8.    7 заседание Белорусско-Китайской комиссии [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.belaruschina.by/ru/committee/meeting/seventh_meeting.html. – Дата доступа: 08.11.2011.

9.    Белорусско-китайское региональное сотрудничество и побратимские связи [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: www.china.belembassy.org/rus/relations/regional/. – Дата доступа: 08.11.2011.

10.    Гуйчэн, Л. Курс – на партнерство малых и средних предприятий / Л.Гуйчэн // Союз предпринимателей. – 2009. – 4 нояб.

11.    11 октября Александр Лукашенко встретился с Председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://president.gov.by/press80125.html. – Дата доступа: 09.11.2011.

12.    Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь. Доклад Президента А.Г.Лукашенко на четвертом Всебелорусском народном собрании // СБ – Беларусь сегодня. – 2010. – 7 дек.

13.    Тозик, А. Отношения развиваются системено и динамично / А.Тозик // Рэспублiка. – 2010. – 9 окт.

14.    Соглашение о сотрудничестве в области информации и печати между Министерством информации Республики Беларусь и Пресс-канцелярией Государственного Совета Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.levonevsky.org/bazaby/mdogov/megd0047.html. – Дата доступа: 09.11.2011.

15.    Пролесковский, О. Информационное пространство Беларуси: реалии и перспективы / О.Пролесковский // [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/conference/i_152.html. – Дата доступа: 09.11.2011.

16.    Засурский, Я.Н. Новая динамика развития газеты / Я.Н.Засурский // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2011. – № 3. – С. 5–11.

17.    Бертош, А.Н. О перспективах белорусской национальной идентичности в эпоху глобализации / А.Бертош // Цивилизационная идентичность в эпоху глобализации: международная молодежная научная конференция (10 марта 2011г., Минск) / Национальная библиотека Беларуси. – Минск, 2011. – 304 с.

18.    Овсепян, Р.П. Многонациональная печать новой России (некоторые аспекты функционирования) / Р.Овсепян // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2011. – № 3. – С. 39–51.

19.    Залесский, Б.Л. Интеграционный потенциал региональной прессы Союзного государства Беларуси и России / Б.Л.Залесский // Экономика и управление. – 2011. – № 11. – С. 12–15.



20.    19 сентября Александр Лукашенко встретился с Председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://president.gov.by/press129303.html#doc. – Дата доступа: 08.11.2011.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница