База Желанная

Дата06.05.2016
Размер94.84 Kb.
Репортёрское и техническое описание лыжного путешествия 4 кс по

Приполярному Уралу команды г. Минска и Минской обл. Часть 1.

По предварительным договорённостям с Национальным Парком «Югыд ва» на вокзале в Инте нас должна была ожидать вахтовка, которая доставит нашу группу в начальную точку путешествия – база «Желанная». Ещё дома не были получены ответы на два последних письма и была определённая тревога, что всё может пойти не по писанному. Машины не было. Пришлось командировать двух человек в Инту в дирекцию НП. Прибыли рано, гуляли от одного открытого учреждения в другое. Мороз был -38 град. В городской администрации узнали точное время начала работы филиала НП. Дождались и начали разбираться. Сотрудник, который занимался нашей заявкой неожиданно ушёл в отпуск и не передал наше дело. Но теперь всё завертелось, и через час было получено разрешение, а ещё через 15 минут пришла машина, и мы поехали на вокзал за грузом и остальными участниками. Заодно почерпнули полезную информацию по маршруту. Теперь мы старались всё делать быстро, и вахтовка Урал с водителем Максимом, покатила по снежной дороге вперёд. На все вопросы, сколько ехать, получали только уклончивые ответы. Уклончивость ответов подтвердила дорога, две колеи по бескрайнему снежному полю. В некоторых местах они переметены и приходилось на ощупь со всеми мостами проходить до видимых участков. Стала понятна и высокая цена доставки. На переправе через реку Кожим, в избе попили чайку и взяли дров для первых ночёвок, на «Желанной» леса нет. Ещё заехали на Сана Вож где располагался пост спасслужбы, зарегистрировались. После этого предстоял саамый трудный участок пути. Не доехали до базы 300 м, выгрузились. Начинались сумерки, и нужно было решать, где ночевать. Отправились с визитом на базу. Они сдают комнаты в общежитии, берут приличные деньги, но у нас не было двух часов дойти до кустарника, это была цена задержки в Инте.

База Желанная, 4 марта

65°12'50.81"С - широта

60°16'14.10"В - долгота

Выделили нам комнату с двумя кроватями на 6 человек по 1000 рублей с человека, дежурные занялись ужином. Прогноз погоды был не радостный, начинало мести. Договорились о частичной заброске снаряжения и продуктов по маршруту. Поужинали и улеглись спать.

Далее будут приводиться координаты наших ночёвок с выкопировкой их места из карты. Не приводятся полные фрагменты карт, думаю, маршрут нашего движения несложно дорисовать по приводимым в отчёте материалам.

Следующий день 5 марта начался в походном графике, только в тёплом общежитии, а не палатке. За окном мело, причём порывы не валили с ног, но двигаться между ними можно было, только в перерывах. Постепенно ветер начинал стихать, и группа перешла в режим 90% готовности, оставалось одеться встать на лыжи и вперёд. В 10 часов окончательно стало ясно, что пурга стихает. Загрузили сани подошедшего снегохода, надели рюкзаки, лыжи и двинулись вперёд. Поздний выход ставил под сомнение запланированный переход под перевал Каркар до озера Бублик. На всякий случай взяли снаряжение и вещи для холодной ночёвки, если не дойдём до заброски.

Начали движение по читаемой на местности дороге, проходящей по левому берегу озера Бол. Болбанты образованного речкой Балбанью. Шли как по писанному, ветер в морду, значит, движемся в правильном направлении. Сила ветра не уменьшалась, Вскоре вышли на снегоходную дорогу, теперь по ней надо дойти до заброски. Встретили возвращающийся снегоход. Из того что объяснил забросчик, уже закралось сомнение что снаряжение заброшено в нужную точку, но во всяком случае он нас успокоил, что мимо пройти нельзя, и что там самый тихий ветер. Далее по пути было озеро Мал. Балбанты которое тоже проходили по левому берегу под склонами горы Старуха Из. Рельеф при небольшой, почти неощутимый, общий набор высоты между озёрами составил 30 метров. Далее градиент подъёма практически не увеличивается. Переход за переходом, с перекусом, мы продвигались вперёд. Время тоже не стояло на месте. К концу дня пришлось сформировать передовую группу, которая отправлялась в отрыв к заброске. Вторая часть группы должна подгребать своим темпом. Но передовая часть через переход вышла к нашему заброшенному снаряжению.

Стоянка под пер. Балбан, 5-7 марта:

65° 5'46.20"С

60° 8'19.80"В

По навигатору до озера Бублик оставалось 3 км по прямой. В общем, это место нам было предназначено судьбой, и мы спокойно принялись ставить лагерь. Здесь действительно было самое защищённое от ветра данного направления место. Напилили дров привезённых с переправы, покололи их. Когда затопили печь, в палатке, жизнь вообще перетекла в пространство нашего жилища, и хотя палатку подёргивало, но для печки было в пределах её болтанки. Приготовили ужин на газу и легли спать, установив ночное дежурство у печки. Дневной километраж с учётом коэффициента рельефа составил 22 км.

Начало дня 6 марта разбудило нас хорошей погодой и настроило на работу по плану – восхождение на гору Народу высотой 1895 метра, категория сложности зимой 1Б. Хорошее, всегда соседствует с неудачами. В результате небрежной топки снега на горелках, дежурные деформировали котёл и он начал сильно подтекать по шву. Завтрак затягивался из-за готовки на одном котле, но был доведён до конца полностью. У нас была снегоходная дорога, которая как мы знали, ведёт к северному гребню вершины Народа по классическому маршруту - 1 вариант на карте. Поэтому лыжи оставляли для поддержки палатки и пошли пешком, взяв палки, тёплые вещи и кошки.

«Классическое восхождение с долины р. Балбанъю. По узкой долине ручья выход на плато, далее - подъем по гребню, крутизна 25-30°, перед вершиной подъем выполаживается до 15-20°, предвершинный «взлет» 30°.» такое описание представляет классификатор вершин Приполярного Урала. Описание соответствует, только на выполаживании перед вершиной установлен крест, правда с начала маршрута по гребню он выглядит как шпиль. На плато нас догнала съёмочная группа телеканала RTG TV, и мы договорились поучаствовать массовкой в их документальном фильме о восхождении на гору Народа. Кроме того у нас какой-никакой опыт и мы примерили роли гидов. Погода выдалась волшебной: прекрасная видимость на все четыре стороны до самого горизонта. На гребне нас тормозили телевизионщики, то и дело разворачивающие свою аппаратуру и снимающие свои планы. Возле креста они отпустили нас на гору и сказали, что подождут нашего спуска, а затем сходят на вершину сами. Поднялись в ботинках. Сфотографировались. Записки в туре не нашли. На спуске по желанию обули кошки. ТВ-шники сняли наш спуск и встречу у креста, попросили у нас палки с обязательствами вернуть, когда будут возвращаться и отпустили нас. Мы начали спуск и через два часа были у своей палатки. Вскоре приехала ТВ группа, отдала палки и договорились, что если завтра будет хорошая погода, они приедут утром поснимать наш лагерь. Они уехали, а мы начали готовить ужин на одном котле, выдвигая идеи как исправить второй. Готовка заняла больше времени, но у нас был запас и мы не слишком поздно легли спать. Печь топили, согласно графика дежурства. Восхождение наше было радиальным, и километраж дня в одну сторону без учёта возврата составил 15,5 км. Набор высоты дневной с 860 метров до 1895 метров.

Утро 7 марта встретило усилением ветра и снежной дымкой окутавшей склоны, видимость сохранялась до километра. Лучше уходить в лесную зону, чем сидеть под перевалом в пургу, но путь только вперёд, причём через перевал в долину Манараги. Собрали бивак и преодолевая усиливающийся встречный ветер начали подъём по вчерашнему пути, но теперь уже на перевал Каркар. Если за первый переход мы прошли 1,5 км, то за второй уже только километр. Видимость стала 150-200 метров и то в прояснения. Но вчера мы хорошо изучили подход, поэтому шли по запомненным вчерашним ориентирам. По окончании третьего перехода ветер просто остановил наше продвижение. Не успевших принять устойчивое положение тела и незарубившихся палками, порывы валили с ног. Скорость нашего передвижения могла ещё уменьшиться, а на перевале таким ветром могло смести вниз в любую сторону. Что же, сегодня погода против нас, значит, нам надо возвращаться на старое оборудованное место, а завтра пытаться повторить попытку. Спускались быстро, вниз лыжи с ветром неслись. По GPS нашли точку старого лагеря. При попытке установить палатку её чуть не унесло, поэтому просто залезли в неё, затащили туда все вещи и стали пережидать пургу. Примерно через час, паузы между сильными порывами начали увеличиваться, признак прохождения пика циклона. Ещё через полчаса вылезли и принялись увеличивать стенку из снежных кирпичей вокруг палатки. После фортификации, наконец, смогли установить центральный опорный кол из двух лыж и растянуть палатку как надо. Но палатку трепало порывами как тряпку на заборе, об установке печки нечего было и думать. Ужин готовили на газу в палатке, и горячее питание перед холодной ночёвкой быстро погрузило нас уставших в сон. По правилам мы сегодня не прошли ни одного километра. Вот так отдохнули на днёвке.

Как и все мужики 8 марта мы приняли без хорошего настроения. Правда, нам не нужно готовить праздничный завтрак и бежать за подарками, но кухню нам задаёт слегка улучшившаяся погода, ну а подарком может быть лес, предоставляющий дрова и защиту от ветра.

Итак, попытка номер два, с меньшим ветром и лучшей видимость, по сравнению со вчерашним днём. Готовка одним котлом не способствует ранним выходам, и после 10 часов мы вытянулись цепочкой из 6 человек с санями по направлению наверх. Да сегодня мы продвигались быстрее и увереннее. После 3 переходов мы были под перевальным взлётом на озере Бублик. Только летом это озеро, а зимой снежное плато, на котором трудноразличим остров.

«Перевал №87 (Каркар) Высота 1240 м, 1А, 1Б (з). Соединяет верховья долин рек Балбанъю (басс. р. Кожим) и Манарага (басс. р. Косью). Находится в Исследовательском кряже, в 4 км на северо-запад от г. Народная. Направление перевала: северо-восток - юго-запад. Свое название получил от двух мощных каров, расположенных по обе стороны перевальной точки.

Со стороны р. Балбанъю выход на перевал от озера с островом. Перепад высот от озера до седла около 70-80 м, крутизна 30°.

Из долины р. Манарага выход на перевал по двум ступеням. Первая ступень начинается от р. Манарага длина около 80-100 м. Крутизна 25°.

Под вторую ступень ведут моренные гряды, около 1 км. Вторая ступень протяженностью 150-200 м. Крутизна 35°. Средне- и крупнообломочная осыпь. Перепад высот 420 м.» - такое описание предлагает путеводитель «Перевалы Центральной части Приполярного Урала»

Есть вторая версия названия перевала Каркар - так смеялись вороны, наблюдая попытку первопрохождения таких же неуклюжих как и мы.

Часть группа, на скитурах, попыталась подняться со всем снаряжением по снежному кулуару в лоб, но после трети подъёма пошла пешком. Остальные сразу пошли пешком в лоб, лавируя между камней по склону. Снега было много, но объективно перевал кроме левого широкого снежного кулуара не лавиноопасен из-за каменных островков и отдельных камней. Пришлось оставлять по пути часть груза - саночки, и потом затаскивать их на перевал ещё раз. Теперь уже как-то на ветер и не обращали внимания. Тур на перевале был, записку не нашли. Вообще не нашли за поход записок не в одном из туров. С чем связано гадать не буду.

Спускались пешком 1-ую ступень, потом встали на лыжи, прошли террасу между ступенями и начали спуск на лыжах по второй ступени. Спуск корявый. Имеется узкий снежный кулуар, но по нему разной плотности снег, от рыхлого до фирна. Много камней, которые добавляют манёвров и образуют мульды. Санки при таком экстренном маневрировании работают полным боковым тормозом или торпедой. В общем лёгкий и приятный спуск остался в наших мечтах. Часть участников пошли пешком, но глубокий снег не подарок, спускаться тоже тяжело. Кое-как мы выбрались на пологий участок. Здесь уже почти не задувало, и решили наконец, перекусить. А времени уже было 16 часов.

Изначально планировалось дойти до границы зоны леса, но теперь стало понятно, что до неё мы не дотягиваем, значит надо спуститься максимально вниз, хотя бы до зоны кустов. Мы дошли, уже в опускавшейся темноте. Кустарник на берегу реки дал нам дрова для костра и для печки.

Стоянка 8 марта исток реки Манарага

65° 3'55.57"С

60° 0'24.10"В

Легли поздно, печка на таких дровах горела не жарко, но после холодной ночёвки было приятно и такое тепло. За день пройдено 9 км. Перепад высот на подъёме от места ночёвки с 860 м до 1240 м. На спуске до стоянки спустились на отметку 680 метров.

Утро 9 марта было морозным и безоблачным. Имеющийся в группе термометр ограничивался нижним показанием -20 град. цельсия и спирт из шарика выползал только в палатке возле печи. Задача дня была спуститься вниз по реке, до ручья с перевала Студенческого, и поднявшись выше по ручью поставить базовый лагерь для восхождения на вершину Манараги. Сразу началась тропёжка. Пока ещё глубина тропления лыжни (ГТЛ) составляла не более 15 см, но с каждым километром спуска вниз возрастала. Заглянули в балок на ручье Оленьем. Нормальная хибара на 8 человек с печью. Лыжню тропили по реке, попытались срезать на поворотах, но игра не стоила свеч, и пошли по реке. Вскоре ГТЛ стала более 30 см, и первому пришлось снять рюкзак и без санок пробивать путь. Второй шёл с полной выкладкой, и ему приходилось пахать побольше чем первому, формируя колею. Да и последующие, кто шёл следом, тоже иногда проваливались по непромороженной свежей лыжне. В общем, началась настоящая Приполярная тропёжка, воспетая во всех отчётах и никого не миновавшая в этих горах. Темп получался невысоким, но позволял хоть как-то продвигаться вперёд. Так по реке и шли, повторяя её изгибы и закорючки, иногда по берегам обходя шиверы и участки открытой воды. Погода в этот день была замечательная. Мы шли, шли и наконец, пришли к ручью, по которому нам подыматься вверх. Поднялись с полкилометра вверх. Нашли, как показалось, сухую лиственницу, начали ставить лагерь. Тут же подступила темнота. Лиственница оказалась полусырой и полугнилой.

Стоянка 9, 10 марта на ручье с пер. Студенческий

65° 1'12.60"С

59°50'28.90"В

Вместо отдыха встала ночная проблема сухого дерева для печки. Костёр для ужина жгли на хворосте, но и за ним приходилось уходить на лыжах в рейды к ёлкам. Очень крепчал мороз, с плохими дровами предвещая холод в палатке. Мы не сдавались, где-то что-то пилилось, откуда-то подвозилось, обследовались даже торчащие пеньки. Топили печь из того что было, но что-то горело а какое-то тепло давало.

Наш дневной переход составил 14 км.
Действующие лица: Свиридов Николай – руководитель, Лёксин А. Григорьевич - завхоз, Мацукевич Леонид – ремонтник, Хоменков Константин – штурман, Дикусар Евгений, Швед Александр.

Фотоматериалы: Лёня, Костя, Женя, Коля

Продолжение следует.

Изба на месте переправы через реку Кожим, середина подъезда.

Первый лагерь под перевалом Балбан. Утро 6 марта.

На вершине Нáрода, подъём по маршруту 1Б.

8 марта. Наконец группа на перевале Каркар 1Б.

По долине реки Манараги, к Короне Урала вершине Манарага.

Закат, то что надо, красивый закат.

Лагерь под горой Манарага, 10 марта.