«Башкирские праздники»



Скачать 150.66 Kb.
Дата08.11.2016
Размер150.66 Kb.
«Башкирские праздники» Материал из Википедии — свободной энциклопедии- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8
Йыйын

Каргатуй

Кякук сяйе

Майдан (праздник)

Сабантуй
Йыйын

Йыйын

Тип

Народный с языческими элементами

Отмечается

башкирами

в период с

временем перекочевки

Празднование

Народные гулянья

Традиции

Готовили угощения, состязания

Связан с

народными собраниями

Йыйын - народное собрание башкир; орган самоуправления племени или рода; народный праздник.

Йыйын является наиболее древним башкирским праздником. Общественные собрания в праздничной форме, отражающие обрядовую культуру и общественные отношения, сложились у башкир-кочевников в недрах первобытнообщинного строя. Йыйын возник как орган родоплеменного самоуправления общины, в функции которого входило решение проблем войны и мира, уточнения границ родоплеменных территорий, порядка перекочевок, улаживания межродовых споров, трений.

В работе Йыйына участововали только взрослые мужчины. Особую роль на йыйын играли старейшины рода – аксакалы. Их слово было решающим. Аксакалы назначали день празднества, совпадающий со временем перекочевки, собирали средства на его проведение, выполняли судейские функции при определении победителей. И позднее, при переходе к оседлому образу жизни, основные черты йыйын сохранились.

Йыйыну предшествовал совет аксакалов (курултай) с правом решающего голоса. Йыйын завершался празднествами с приглашением гостей. Введение волостного управления с середины 16 века привело к потере Йыйын функций самоуправления.

К 18 веку Йыйын превратился в праздник, проводившийся в определенное время года. Праздничная площадь оформлялась в виде круга, символом равенства членов рода была совместная трапеза, угощение из одного котла. У башкир соблюдался принцип равного распределения угощения: распитие кумыса из одной чаши, пущенной по кругу, раздача мяса равными долями и др. На празднике проводились соревнования среди юношей. Победа выдвигала молодого человека в число уважаемых членов общины. В вечернее время молодежь устраивала «киске уйын» (буквально – «вечерние игры»).

У южных башкир Йыйын называют свадебные торжества, прием и угощение гостей перед отъездом невесты, у северных - он проводится как ярмарка.

В настоящее время в Башкортостане и Оренбургской области возрождается традиция проведения йыйынов. См. также Салауат йыйыны.

Литература


Черемшанский В. М. «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях». Уфа, 1859;
Кузеев Р. Г. «Очерки исторической этнографии башкир». Ч.1. Уфа, 1957.
Руденко С. И. «Башкиры: Опыт этнологической монографии». Ч.2. «Быт башкир». Л., 1925;


Салауат йыйыны (башк. Салауат йыйыны — «Праздник Салавата») — республиканский фольклорный праздник, проводимый в рамках Дней Салавата Юлаева.

Содержание



  • 1 О празднике

  • 2 Салауат йыйыны — 2010

  • 3 Примечания

  • 4 Ссылки

О празднике
Указ «О проведении Дней Салавата Юлаева в Республике Башкортостан» был подписан Президентом республики в июле 2004 года. С тех пор «Салават йыйыны» ежегодно проходит в разных городах и районах республики. Первоначально проводятся отборочные этапы.[1] Целями и задачами Республиканского фольклорного праздника «Салауат йыйыны» являются:

  • сохранение и развитие народного творчества;

  • воспитание у подрастающего поколения через образ Салавата Юлаева любви к своему народу, его историческому прошлому, чувства национальной гордости, уважения и почитания старшего поколения;

  • пропаганда и популяризация национальных обычаев и традиций башкирского народа;

  • пропаганда национальных видов спорта;

  • пропаганда здорового образа жизни.[1]

В рамках праздника проводятся ярыш — состязания: «Салауат йыйыны батыры», «Сая кыззар», конкурс юрт, традиционные спортивные соревнования (ходьба по шесту, бег в мешке, бой с мешками, курэш, турнир по борьбе куреш на приз им. С. Юлаева).[1]

  • 2005 Салаватский район Башкортостана

  • 2006 Балтачевский район Башкортостана

  • 2007 Чекмагушевский район Башкортостана

  • 2008 город Салават

  • 2009 город Уфа

  • 2010 Ишимбайский район Башкортостана

  • 2011 Салаватский район Башкортостана

  • 2012 Салаватский район Башкортостана

  • 2013 Салаватский район Башкортостана

  • 2014 Салаватский район Башкортостана

Салауат йыйыны — 2010

«Салауат йыйыны — 2010» прошёл на историческом месте — у подножия горы Торатау, где издавна проводили территориальный йыйын, и где племена башкир собирались для решения судьбоносных вопросов. Так же в нём приняли участие делегаты III Всемирного курултая башкир из разных регионов РФ и стран.[1]

Примечания


  1. «Салауат йыйыны — 2010» — Новости — Республиканский Центр Народного Творчества

Ссылки

  • Республиканский центр народного творчества

  • [1]

  • [2]

  • [3]

  • В Салаватском районе прошел праздник «Салауат йыйыны»

  • Республиканский фольклорный праздник «Салауат йыйыны»

Каргатуй



Каргатуй

Тип

Народный с языческими элементами

Отмечается

башкирами и татарми

в период с

с конца апреля до середины июня

Празднование

Народные гулянья

Традиции

Готовилась каша из злаков (ячменя, пшена, пшеницы), бишбармак. Чаепитие с балешом, баурсаком, блинами, губадией, мёдом, чак-чаком, эремсек. Ритуал угощения птиц.

Связан с

встречей весны

Каргатуй, карга боткасы (карга туйы, от тюрк. карга — ворона, туй — праздник, свадьба), карга-буткахы (ҡарга бутҡаһы, от баш. ҡарға — ворона, бутҡа — каша, тат. Карга боткасы) — традиционный татаро-башкирский праздник. Проводится также и у других тюркских народов.

Содержание



  • 1 История

  • 2 Традиции

  • 3 Литература

  • 4 Ссылки

  • 5 Примечания

История

Каргатуй является традиционным башкирским и татарским праздником, посвященным встрече весны, проводится в весенне-летний период и приурочен к окончанию весенних полевых работ. Праздник издавна отмечался в каждом татарском и башкирском поселении. До принятия ислама праздник был посвящен культу птицы, что было связано с представлениями о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Элементы этого культа остались в празднике до настоящего времени. В некоторых местах Башкортостана праздник назывался Карга-буткаhы и являлся детским праздником[1].

Традиции
Во время проведения праздника женщины и молодёжь собирались поляне или на возвышенном месте, приносили с собой угощения (сметана, творог, сдобный хлеб, масло нескольких видов: сливочное, топленое, с вишней, из пахты).
Окружающие деревья и кустарники украшали в зависимости от района проведения праздника цветными лентами, платками, серебряными браслетами, бусами, кольцами, цветами, яркими шалями, иногда подвешивали посуду с квашеным молоком (ойотҡан, оеткы) или выставляли её у дерева.

Выбиралась распорядительница праздника (алсабыр, юлбарсы), которая наряжалась в праздничную одежду с жестяными бляхами и ракушками, головным убором, сшитым как башкейем (каркас — из бересты, тулья и полость из красной ткани).

Для угощения готовили ритуальную кашу из ячменя, пшена или пшеницы, символизирующую плодородие или бишбармак. Для чаепития приносили балеш, баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек.

После окончания трапезы проводился ритуал угощения птиц (карга ашату, ҡарға һыйлау): на пнях, камнях, деревьях ракладывалась каша. Произносились благопожелания, обращенные к природе, птицам и предкам с просьбами об изобилии и благополучии, урожае и плодородии.

Мальчики забирались на деревья и громко кричали, имитируя карканье ворон и других птичьих голосов.

На празднике Куратуй устраивались и состязания. Женщины и молодёжь показывали своё мастерство, талант, ловкость, силу. Водились хороводы, исполнялись танцы, песни, такмаки. Веселье сопровождалось игрой на думбыре, дунгуре, кубызе, народных инструментах.

Проводились соревнования и игры: «ҡарға уйыны» («игра в ворон»), «аҡ тирәк» («белый тополь»), «дөйә» («верблюд»), «гөргөлдәк» («прятки»), «йүгереш» («бег наперегонки»), «әбәк» («догонялки»), прыжки через вырытую яму («ырғыуыс»), перетягивание каната или полотенца («арҡан тартышыу», «таҫтамал тартышыу»), катание на качелях («әүһәләй эйеү»), проводился турнир по борьбе.

На празднике трижды исполнялся клич (һөрән, сөрән) как приглашение на трапезу, к угощению птиц и сигнал об окончании праздника.

На Юго-Востоке Башкортостана праздник сопровождался чтением молитв (ғибәҙәт ҡылыу) и жертвоприношением.

В настоящее время праздник проводится во Дворцах культуры, стадионах, местах отдыха, на природе.

Литература

Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — М.; Л., 1955. — С.186, 277—278; Полевые материалы автора.

Бромлей Ю. В. Новая обрядность — важный компонент советского образа жизни // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. — М., 198l. — С.12.

Ссылки


  • http://bashkorty.ru/kargatuj

  • http://izhlib.ru/article/130

  • http://www.samddn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6121:bashkirskij-prazdnik-kargatuj-istorija-i-sovremennost

  • Карга боткасы - праздник весны.

Примечания

  1. Сафакулево | Детский праздник «Каргатуй» — БезФормата. Ru — Новости

Кякук сяйе

Кякук сяйе

Тип

Народный с языческими элементами

Отмечается

башкирами

в период с

конца апреля до середины июля

Празднование

Народные гулянья

Связан с

встречей весны

Кякук сяйе (Кукушкин чай; башк. Кәкүк сәйе, от башк. кәкүк — «кукушка», сәй — «чай») — башкирский обрядовый праздник, посвящённый встрече весне.

Содержание



  • 1 История

  • 2 Традиции

  • 3 См. также

  • 4 Литература

  • 5 Примечания

  • 6 Ссылки

  • 7 Видеозаписи

История

Кякук сяйе свое начало берёт от архаичных доисламских верований, которые были связаны с древним культом птиц у башкир — о способности душ умерших превращаться в птиц.


Традиции
Кякук сяйе проводился в весенне-летний период — с конца апреля до середины июля. Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина, знающая правила проведения торжества[1]. В некоторых районах её называли юлбарсы. Юлбарсы одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок с пришитыми по краям медными круглыми бляшками — накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой — повязывался косынкой. Поверх платков надевала шапочку с высокой тульей. Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки.

В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш (бэлиш), баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и другие.

Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры («Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др.), исполняли танцы, песни и такмаки.

Пожилые женщины во время чаепития, рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы.

См. также


  • Праздники Башкортостана

Литература

  • Нагаева Л. И. Весенне-летние празднества и обряды башкир. //Исследования по исторической этнографии Башкирии: сб. науч. тр. Уфа, 1984.

  • Сулейманова М. Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа, 2005.

Примечания

  1. Азалия Илимбетова. Образ кукушки в доисламских верованиях башкир.// «Ватандаш», 2012. № 3.

Ссылки

  • Сулейманова М. Н. Кукушкин чай. // Башкортостан: краткая энциклопедия. — Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.— 672 с. — С.355.

  • Сулейманова М. Н. Кякук сяйе. // Статья в Башкирской энциклопедии. (башк.)

  • Азалия Илимбетова. Образ кукушки в доисламских верованиях башкир.// «Ватандаш», 2012. № 3.

Видеозаписи

  • Кукушкин чай. Автор сценария: Г. Кулсарина; реж.: Л. Султангулова. (башк.)

Майдан (праздник)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии



Майдан

Тип

Народный с языческими элементами

Отмечается

башкирами

в период с

конец мая

Празднование

Народные гулянья

Традиции

Готовили бишбармак, кумыс, бал, бузу, устраивать застолья, народные игры, курэш, состязания в беге, прыжках, стрельбе из лука, исполнении народных танцев, песен, игре на курае, состязания сэсэнов.

Связан с

народными собраниями

У этого термина существуют и другие значения, см. Майдан (значения).

Майдан (башк. майҙан; перс. — площадь) — традиционный башкирский праздник. Проводился у тюркских народов.

Содержание



  • 1 История

  • 2 Традиции праздника

  • 3 Литература

  • 4 Примечания

  • 5 Ссылки

История

Истоки проведения праздника майдан исходят от проведения народных собраний родоплеменных объединений. Праздник отмечался обычно после посевных работ в конце мая. В празднике принимали участие жители одного или нескольких соседних родственных аулов. Местом проведения праздника была поляна или возвышенное место.

Традиции праздника
Приглашающие люди оповещали жителей соседних деревень о дне проведения праздника. К началу праздника собирались призы, деньги для покупки продуктов и угощения гостей.

Праздник проводился на площадке в форме круга диаметром до 50 м, который огораживали ветками, в центре устанавливали высокий, до 10 метров шест (ҡолға)[1]. В отдельных районах Башкортостана для украшения праздничного майдана используются тканые паласы, дорожки, скатерти[2]. Гостей встречали ряженые.

Каждая семья ставила поблизости юрту или шалаш. Вокруг площадки садились старики, дети, за ними — мужчины. Для женщин оформлялась отдельная ярко украшенная площадка.

Майдан начинался со скачек на конях в отдалении от центральной площади.

В течение дня проводились народные игры, курэш, состязания в беге, борьбе, прыжках, стрельбе из лука, исполнении народных танцев, песен, игре на курае, состязания сэсэнов.

Победителей награждали ценными призами (жеребец, баран, платки, полотенца и др.).

Праздник мог длиться до суток, к нему приурочивались свадьбы или ярмарки.

Традиционно для угощения гостей готовили бишбармак, казы, подавали кумыс, бал, бузу.

Литература


  • Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — М.; Л., 1955. — С.186, 277—278; Полевые материалы автора.

  • Бромлей Ю. В. Новая обрядность — важный компонент советского образа жизни // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. — М., 1981. — С.12.

  • Шарапова И.Р. Башкирские народные праздники как социокультурный Уфа. БашГУ. 2011г. ISBN 978-5-7477-2798-4

Примечания

  1. http://salavat.ru/wp-content/uploads/2011/06/img_6296.jpg

  2. Национальный костюм и предметы-атрибуты на праздниках и в обрядах башкир: Этнографическое обозрение Башкирского Зауралья УРГАЗА.ru Статьи и исследования 2014-03-06 09_39_06

Ссылки

  • Фатихова Ф. Ф. Майдан.//Статья в Башкирской энциклопедии

  • http://wiki02.ru/encyclopedia/maydan/t/8308

  • http://www.rutraveller.ru/place/56745

  • http://kazak.fm/collectivs/item/160

Сабанту́й (тат. сабан туе, башк. һабантуй  — «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар[1][2] и башкир. Похожие праздники существуют как у других народов Поволжья: чувашей (акатуй), марийцев, мордвы, удмуртов, так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако они имеют свою специфику[3]. Имеются и некоторые различия в наименовании праздника и особенностях праздновании сабантуя у различных этнографических групп татар и башкир.

Этимология и похожие праздники

Сабантуй переводится с тюркских языков как «свадьба (торжество) плуга» — сабан — «плуг» и туй — «праздник, свадьба»[4][5]. В татарском языке праздник называется тат. сабантуй или сабан туе. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»). В башкирском языке название праздника hабантуй происходит от башк. hабан — «плуг» и башк. туй — «праздник».

У чувашей этот праздник ранее назывался чуваш. сухат — «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется чуваш. акатуй. Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — Агапайрем[6].

Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай[7] имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов[8]. Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой[9]. Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи[10].

История сабантуя

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году[11].Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).

Впервые письменно зафиксирован у башкир в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба[12]. И. Г. Георги писал: «Башкирцы.. Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ Анга Соареномъ Черемисским. Хотя земледълiе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленiе о плодородiе земли и изобилiе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстанiем въ запуски и тому подобными»[13].



………


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница