Барокко (1600—1760) Барокко



Скачать 60.93 Kb.
Дата30.10.2016
Размер60.93 Kb.
Барокко (1600—1760)

Барокко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»). Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Венеции, Флоренции.

История.

В XVII в. Италия — центром католического мира является Рим, богатый духовными силами. Знать и церковь нуждаются в демонстрации своей состоятельности, но поскольку денег не хватало, они обратились к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства, стиль, который может возвысить. Вначале Барокко, приобрел негативный смысл, и только в конце XIX века произошла переоценка барокко, но со смыслом «вычурность», «неестественность», «неискренность», «преувеличенная эмоциональность».



Черты барокко.

Барокко свойственны контрастность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория). И тенденция к отделению жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Эпоха барокко дает огромное количество времени для развлечений: променад (прогулки в парке на лошадях), карточные игры, театр и бал-маскарад. Появились качели и «огненные потехи» (фейерверки). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения.



Человек эпохи барокко.

Человек отрицает естественность, которая считается дикостью, самодурством. Женщина имеет бледную кожу, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и расширенная юбка на каркасе из китового уса. А идеалом мужчины становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. Господствует идея облагораживания естества. Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения, в европейских столицах открываются Академии Наук и научные общества. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: капитан Гулливер и барон Мюнхгаузен.



Барокко в живописи.

Характеризуется динамизмом композиций, пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты— броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Питер Пауль Рубенса и Караваджо. Их картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной жизни. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.

Барокко в архитектуре.

(Л. Бернини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны размах, слитность, текучесть сложных криволинейных форм. Часто встречаются развернутые колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, пилястры. Чертой стиля является ансамбль в садово-парковом искусстве. Позже, французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. В России барокко появляется еще в XVII веке, а в XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге. Самые знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).



Барокко в литературе.

Писатели и поэты воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок). Для литературы барокко характерны стремление к суммированию знаний о мире, энциклопедизм, стремление к исследованию контрастов (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Действия романов часто переносятся в мир античности, в Грецию, кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали. В поэзии процветают вычурность, распространены такие формы, как сонет, рондо, мадригалы.



Барочная мода. Это период правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце». Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки. Тогда же в моду вошли штаны, похожие на юбку, широкие, обильно украшенные кружевами. Кроме кружев и жабо, на одежде было много бантов. До 1670 года туфли украшались пряжками, затем бантами. Женское платье плавно расширялось внизу, сзади носили шлейф. Декольте открывало плечи, талия — узкая, носили корсет. В моду вошли высокие прически, из множества локонов. Мужчины носили пышные парики. В моду также вошли зонтики, у женщин — муфты, веера. Без меры использовалась косметика. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а черная мушка создавала контраст.

Барокко в интерьере.

Для стиля характерна показная роскошь. Интерьеры требовали много цвета, крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, стены из расписанного мрамора и позолота. Мебель, стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью.

Кровати с балдахинами, зеркала украшались скульптурами и лепниной, статуэтки и вазы, гобелены на стенах, стулья с резными спинками.

Музыка барокко (1600—1760)

Композиторы: Антонио Вивальди, К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли, Г. Гендель, Д.Скарлатти, И. С. Бах.

Инструменты: виола, лютня, скрипка и гитара, кларнет, гобой, орган контрабас, виолончель и др.

В 1533 году итальянец Джованни Мария Ланфранко ввёл в практику систему равномерной темперации. (1722 появляется «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха I том). Появляется фуга - основная форма барокко. Музыка часто писалась для виртуозных певцов и музыкантов, и обычно была значительно более сложна для исполнения. Обязательным стало использование музыкальных украшений, часто исполнявшихся музыкантом в виде импровизации. Вокальные пьесы, такие, как мадригалы и арии исполнялись инструментально.



Особенности музыки барокко:

- basso continuo, генерал-бас, цифрованный бас, непрерывный бас — упрощённый способ записи гармоний с помощью басового голоса и проставленных под ним цифр;

- монодия — стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, аккомпанементом (ария, речитатив, опера, кантата и др);

- гомофония — тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие.

- бельканто;

- постановочные формы музыкальных произведений (опера, музыкальная драма);



Жанры барокко:

Опера стала одной из главных барочных музыкальных форм (А. Скарлатти, Г.Гендель, К.Монтеверди) Жанр оратории достиг пика развития у И. С. Баха и Генделя.

Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но развились виртуозные формы сочинения – токкаты и фуги. Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерто гроссо в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала («Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги» И. С. Баха).

Италия становится центром нового стиля. Сочинения духовной музыки требовали, чтобы тексты в произведениях были разборчивы, слова выходили на передний план. Вокал стал более сложен, витиеват по сравнению с аккомпанементом, получила развитие гомофония. Музыка, исполнявшаяся при дворе, доступность музыкальных инструментов дала толчок к развитию камерной музыки.



Джованни Баттиста Люлли (1632—1687). Главным в творчестве Люлли было написание опер. Люлли создал законченный тип французской лирической трагедии.

В Англии творил Генри Пёрселла (1659—1695). Он работал в широком спектре жанров; от простых религиозных гимнов, маршевой музыки, до вокальных сочинений большого формата. Его каталог насчитывает более 800 работ. Формы, открытые предыдущим периодом, достигли зрелости и большой вариативности; концерт, сюита, соната, кончерто гроссо, оратория, опера и балет уже не имели резко выраженных национальных особенностей.



Антонио Вивальди (1678—1741) — итальянский композитор, родился в Венеции. Известность Вивальди принесли его трио-сонаты, скрипичные сонаты и концерты. Вивальди сочинил более 500 концертов. Он также давал программные названия некоторым своим работам, («Времена года»).

Георг Фридрих Гендель (1685—1759). Гендель смешал в своей музыке богатые традиции импровизации и контрапункта. Искусство музыкальных украшений достигло в его произведениях очень высокого уровня развития.

Музыка барокко и джаз имеют точки соприкосновения. Произведения барокко оставляют широкое поле для исполнительской импровизации. Импровизация в барокко лишь дополняет, но ничего не изменяет.

В рамках стиля кул-джаз в 1950-е годы появилась тенденция проведения параллелей в джазовых композициях с музыкой эпохи барокко. Обнаружив общие гармонические и мелодические принципы в столь отдалённых музыкально и эстетически периодах, музыканты проявили интерес к инструментальной музыке И. С. Баха. Целый ряд музыкантов и ансамблей пошли по пути разработки этих идей. В их числе Дэйв Брубек, Билл Эванс, Джерри Маллиган, Жак Люсье, но в первую очередь это относится к «Модерн Джаз Квартету», возглавляемому пианистом Джоном Льюисом[18].


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница